Научная статья на тему 'МЕТОДИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ КУЛЬТУРЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ'

МЕТОДИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ КУЛЬТУРЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
34
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / КУЛЬТУРА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ / МЕТОДИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ КУЛЬТУРЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ / МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Матюшенко С.В., Князева О.О., Сосковец Л.А.

В статье приведены данные исследования методического уровня культуры дистанционного обучения. Целью исследования было подтверждение появления методического уровня культуры дистанционного обучения и его характеристика. Базой исследования стали: материалы учебно-методического обеспечения учебных дисциплин в электронной образовательной среде Омского филиала Университета «Синергия», интервью с преподавателями данного филиала. Хронологические рамки исследования были ограничены с марта 2020 по январь 2022 года. Выборка материалов для исследования была проведена методом контент-анализа. Анализ полученных данных позволил сформулировать понятие дистанционное обучение, ввести понятие «культура дистанционного обучения», дать определение «методический уровень культуры дистанционного обучения», выявить компоненты методического уровня культуры. В результате исследования стало понятно, что методический уровень культуры дистанционного обучения включает в себя три компонента: методическое обеспечение, методические приемы и временной интервал. Также мы обнаружили, что на протяжении 2 лет происходят изменения в методическом обеспечении дистанционного обучения, осуществляется поиск новых методических приемов и смещаются акценты на учет временных интервалов при преподавании учебных дисциплин в дистанционном формате. Относительно новых методических подходов и возможностей при преподавании учебной дисциплины с помощью ИТ-технологий, стало понятно, что они связаны с визуализацией учебного материала. К полученным данным исследования можно отнести и понимание того, что ИТ-технологии резко снижают, а то и вообще убирают прямые контрольные функции преподавателя. Поэтому стали выделяться «слуховые» контрольные приемы, когда преподаватель вынужден запоминать каждого из обучающихся на слух, и при ответах на учебный вопрос не путать одного обучающегося с другим, и «письменные» контрольные методические приемы, когда преподаватель формулирует контрольный вопрос через чат.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Матюшенко С.В., Князева О.О., Сосковец Л.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODICAL LEVEL CULTURE OF DISTANCE LEARNING ORGANIZATION

The article presents data from a study of the methodological level of the culture of distance learning. The purpose of the study was to confirm the emergence of a methodological level of distance learning culture and its characteristics. The basis of the study was: materials of educational and methodological support of academic disciplines in the electronic educational environment of the Omsk branch of the University «Synergy», interviews with teachers of this branch. The chronological scope of the study was limited from March 2020 to January 2022. The selection of materials for the study was carried out by the method of content analysis. The analysis of the obtained data made it possible to formulate the concept of distance learning, to introduce the concept of «culture of distance learning», to define the «methodological level of the culture of distance learning», to identify the components of the methodological level of culture. As a result of the study, it became clear that the methodological level of distance learning culture includes three components: methodological support, methodological techniques and time interval. We also found that over the past 2 years there have been changes in the methodological support of distance learning, a search for new methodological techniques is being carried out and the emphasis is shifting to taking into account time intervals when teaching academic disciplines in a distance format. Regarding new methodological approaches and opportunities in teaching an academic discipline with the help of IT technologies, it became clear that they are associated with the visualization of educational material. The obtained data of the study include the understanding that IT technologies drastically reduce, if not completely remove the direct control functions of a teacher. The obtained data of the study include the understanding that IT technologies drastically reduce, if not completely remove the direct control functions of a teacher. Therefore, «auditory» control methods began to stand out, when the teacher is forced to memorize each of the students by ear, and when answering a training question, not to confuse one student with another, and «written» control methods, when the teacher formulates a control question via chat.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ КУЛЬТУРЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ»

УДК 378 ББК 74.48 М 353 © С. В. Матюшенко УДК 378 ББК 74.48 К 54 © О. О. Князева УДК 378 ББК 74.48 С 66 © Л. А. Сосковец Б01: 10.24412/2225-8264-2022-2-27-34

С. В. Матюшенко, О. О. Князева, Л. А. Сосковец

МЕТОДИЧЕСКИИ УРОВЕНЬ КУЛЬТУРЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Аннотация. В статье приведены данные исследования методического уровня культуры дистанционного обучения. Целью исследования было подтверждение появления методического уровня культуры дистанционного обучения и его характеристика. Базой исследования стали: материалы учебно-методического обеспечения учебных дисциплин в электронной образовательной среде Омского филиала Университета «Синергия», интервью с преподавателями данного филиала. Хронологические рамки исследования были ограничены с марта 2020 по январь 2022 года. Выборка материалов для исследования была проведена методом контент-анализа. Анализ полученных данных позволил сформулировать понятие дистанционное обучение, ввести понятие «культура дистанционного обучения», дать определение «методический уровень культуры дистанционного обучения», выявить компоненты методического уровня культуры. В результате исследования стало понятно, что методический уровень культуры дистанционного обучения включает в себя три компонента: методическое обеспечение, методические приемы и временной интервал. Также мы обнаружили, что на протяжении 2 лет происходят изменения в методическом обеспечении дистанционного обучения, осуществляется поиск новых методических приемов и смещаются акценты на учет временных интервалов при преподавании учебных дисциплин в дистанционном формате. Относительно новых методических подходов и возможностей при преподавании учебной дисциплины с помощью ИТ-технологий, стало понятно, что они связаны с визуализацией учебного материала. К полученным данным исследования можно отнести и понимание того, что ИТ-технологии резко снижают, а то и вообще убирают прямые контрольные функции преподавателя. Поэтому стали выделяться «слуховые» контрольные приемы, когда преподаватель вынужден запоминать каждого из обучающихся на слух, и при ответах на учебный вопрос не путать одного обучающегося с другим, и «письменные» контрольные методические приемы, когда преподаватель формулирует контрольный вопрос через чат.

Ключевые слова: дистанционное обучение, культура дистанционного обучения, методический уровень культуры дистанционного обучения, методическое обеспечение, методические приемы.

показывает, что разные ученые по-разному понимают, что такое дистанционное обучение. Е. С. Полат под дистанционным обучением понимает обучение на расстоянии, когда обучаемый отделен от обучающего расстоянием [4, с. 7]. Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров рассматривают его как образовательную технологию, при которой каждый человек, проживающий в любом месте, получает возможность изучить программу любого колледжа или университета [3, с. 36], А Н. В. Елашкина считает, что это новая форма получения образования, базирующуюся на принципе самостоятельного обучения студента [2, с. 34].

ние и культура дистанционного обучения.

Анализ понятия «дистанционное обучение»

ормирование культуры дистанционного обучения связано с двумя понятиями: дистанционное обуче-

Мы считаем, что дистанционное обучение -это управляемый процесс, вид образовательной деятельности, организованный и осуществляемый образовательным учреждением с помощью медиа-технологий и различных образовательных ресурсов, которые выходят за рамки традиционных ограничений времени и пространства учебного заведения.

Понятие «культура дистанционного обучения» в практике современного образования только обсуждается и формируется. Исходя из этого, сформулируем свое понятие. Под культурой дистанционного обучения предлагаем понимать сочетание знаний, убеждений и норм поведения людей, которые передаются преподавателем с помощью средств ИТ-технологий обучающимся.

Видится, что культура дистанционного обучения складывается из 4-х уровней: уровня преподавательского, уровня обучающихся, уровня материализованного и уровня методического. Обратим вни-

мание на методическии уровень культуры дистанционного обучения. Под методическим уровнем культуры дистанционного обучения будем понимать складывающуюся методическую систему преподавания, позволяющую сформировать необходимые знания, умения, навыки, убеждения и нормы пове-

дения у обучающихся с помощью средств ИТ-технологий.

Схематично данный методический уровень культуры дистанционного обучения выглядит следующим образом (рис. 1).

Методический уровень культуры дистанционного обучения

методическое обеспечение

методические приемы

временной интервал

Рис. 1. Методический уровень культуры дистанционного обучения

Основой рассмотрения методического уровня культуры дистанционного обучения должно стать понимание необходимости особого методического обеспечения дистанционного обучения. При этом, базой такого методического обеспечения являются классические варианты методики преподавания учебной дисциплины, с одной стороны, и новые методические подходы и возможности при преподавании учебной дисциплины с помощью ИТ-технологий, с другой.

Классические варианты методики преподавания учебной дисциплины даже в условиях дистанционного обучения почти не отличаются от преподавания учебной дисциплины в обычных условиях. Также читаются лекции по учебной дисциплине, также проходят занятия в форматах «семинар» и «практическое занятие». При этом используются все те имеющиеся методические наработки, которые всегда обладали научностью, логичностью, доступностью и актуальностью. Так как данные методические наработки давно переведены в формат компьютерный, то не составляет труда их брать и ими пользоваться. Тем самым, преподаватель по-прежнему работает в привычном методическом режиме, что позволяет ему формировать необходимые знания, умения, навыки и убеждения. Увидим это на примере учебно-методического обеспечения учеб-

ной дисциплины «Линейная алгебра» в электронной образовательной среде Омского филиала Университета «Синергия» (рис. 2).

Новые методические подходы и возможности при преподавании учебной дисциплины с помощью ИТ-технологий, прежде всего связаны с визуализацией учебного материала. Одним из таких вариантов стали презентации. И если ранее презентации были фактом подтверждения сказанного преподавателем, то сейчас они перешли в ранг основного методического обеспечения. Именно презентации позволяют компактно, доступно, логично и научно преподнести необходимый учебный материал для обучающихся. Актуальным стало и использование инфографики, главной целью которой является совершенствование процесса восприятия информации. Использовании инфографики в образовательном процессе позволяет решить целый ряд педагогических задач: обеспечение интенсификации обучения, активизации учебной и познавательной деятельности, формирование и развитие критического и визуального мышления, зрительного восприятия, образного представления знаний и учебных действий, передачи знаний и распознавания образов, повышения визуальной грамотности и визуальной культуры (рис. 3).

Рис. 2. Учебно-методическое обеспечение учебной дисциплины «Линейная алгебра»

Рис. 3. Использование инфографики в образовательном процессе

Актуальным стало и использование видеоматериалов разных форматов (рис. 4).

Учебное видео

Асинхронный режим

Учебные видеоматериалы:

• в конспектах лекций;

• как элемент практических занятий (интерактивное видео, стимуляторы, тренажеры, видеокейсы)

Синхронный режим

Видеолекции:

• вебинары;

• видеовстречи;

• видеоконференции

Рис. 4. Типология учебного видео

Данные методические материалы позволяют формировать знания, умения, навыки и убеждения у обучающихся в соответствии с выставленными целями и задачами учебной дисциплины.

Перенос промежуточной аттестации в дистанционный формат поставил перед преподавателями вузов задачу оформления новых контрольных вариантов, прежде всего, в виде тестов. Обучающие и контрольные тесты стали необходимой составляющей методического обеспечения учебного процесса. Процесс их составления, разработки, корректировки и оформления привел к формированию у преподавателей новых умений и навыков. А у обучающихся к появлению не только новых знаний, умений и навыков по учебной дисциплине, но и таких качеств личности, как порядочность, ответственность и самостоятельность. Сложный тест заставляет не только дать простой ответ на простой вопрос, но и предлагает подумать и выставить в логике ответы. И если обучающийся сам готовился, сам прорешивал варианты теста, но ему не составит труда ответить на его вопросы. И здесь специальное методическое обеспечение учебной дисциплины должно соотноситься и с принципами дидактики, и с принципами изучаемой науки, и с принципами нравственности. Тесты должны быть доступны, корректны и не заставляющие обучающихся принимать чью-то сторону.

Особняком стоит вопрос об оформлении методического обеспечения в рамках дистанционного обучения. Данное оформление касается двух аспектов: разработка презентаций и подготовка учебных

материалов для общего и приватного чатов. Разработка презентаций для их постоянного использования в учебном процессе при дистанционном обучения должна опираться на целенаправленное конструирование содержательных и доступных структурных модулей, позволяющих поэтапно выстроить процесс обучения наиболее эффективно.

Подготовка учебных материалов для общего и приватного чатов имеет следующие особенности:

1. Они должны быть небольшие по объему.

2. В них должна содержаться как учебная информация по теме учебного занятия, так и актуализированная с современностью.

3. Они должны быть грамотно написаны и красиво оформлены.

Таким образом, методическое обеспечение дистанционного обучения приобрело новые черты и позиции.

Перейдем к рассмотрению второго блока методического уровня культуры дистанционного обучения - методические приемы. Под методическими приемами будем понимать совокупность конкретных действий взаимодействия педагога и обучающихся (воспитуемых) в процессе реализации обучения (воспитания). Методические приемы можно разделить на собственные методические приемы и заимствованные методические приемы.

Собственный методический прием - это конкретная операция взаимодействия педагога и учащихся (воспитуемых) в процессе реализации метода обучения или воспитания, разработанная самим педагогом; он вариативен, если демонстрирует «мето-

дический почерк» педагога; он имеет предметное содержание, если в нем определяются перечень и объем конкретных действий педагога и учащихся (воспитуемых) в процессе реализации метода обучения или воспитания, разработанного самим педагогом; он организует познавательную или воспитательную деятельность, если он показывает, каким образом можно обучить или воспитать; он демонстрирует конкретную цель применения, если она легко диагностируется и реализуется в конкретных действиях педагога и учащихся (воспитуемых) в процессе реализации метода обучения или воспитания, разработанного самим педагогом, по заранее заданным аспектам. Собственный методический прием обладает местной новизной, является готовым вариантом для внедрения, берет старое название и имеет высокие результаты при четко определенных условиях.

Заимствованный методический прием - это повторение приемов известных педагогических методик или технологий в новых педагогических условиях; он приспособлен к новым конкретным педагогическим условиям, если сопряжен с типом, рабочим планом, особенностями учебного заведения, возрастными и социальными характеристиками учеников; совершенствует познавательную или воспитательную деятельность, если он выступает в виде предложения или действия, способного принципиально модернизировать организацию процессов обучения или воспитания; представляет собой конкретизированную определенную операцию взаимодействия педагога и учащихся (воспитуемых) в процессе реализации уже известного метода обучения или воспитания, если он полезен для осуществления обучения или воспитания и дает при этом положительный эффект в виде обученности и воспитанности. Заимствованный методический прием обладает относительной новизной, основан на старых достижениях, может иметь новое название и высокие результаты при сходных условиях. В условиях дистанционного обучения, при отсутствии предварительного массового обучения преподавательского состава вузов работе в дистанционном формате, фиксируются, с большим преобладанием собственные методические приемы.

Например, создание ИКТ-насыщенных учебных сред под дисциплины с активным использованием электронных образовательных ресурсов, с раскрытием особенностей и возможностей собственных

(авторских) методик и разработок строится на известных педагогических технологиях.

Также необходимо отметить, что ИТ-технологии резко снижают, а то и вообще убирают прямые контрольные функции преподавателя в виде ранее осуществляемого повседневного учебного контроля на каждом занятии, при ответе на возникающие вопросы и консультационные варианты. Теперь прямые контрольные функции преподавателя сведены к контрольным методическим приемам, среди которых выделяются «слуховые» контрольные приемы, когда преподаватель вынужден запоминать каждого из обучающихся на слух, и при ответах на учебный вопрос не путать одного обучающегося с другим. Определились и «письменные» контрольные методические приемы, когда преподаватель формулирует контрольный вопрос через чат. Данный методический прием предполагает два необходимых умения для преподавателя: умение быстро печатать текст в общем чате и умение быстро загружать необходимую информацию для обучающихся.

Методические приемы дистанционного обучения через демонстрацию приводят к формированию у обучающихся культуры устного общения, культуры письменного общения, согласуют появление таких качеств, как аккуратность, исполнительность, воспитанность.

Рассмотрим третий блок методического уровня культуры дистанционного обучения: временной интервал. Под «временным интервалом» учебного занятия будем понимать функциональное распределение времени на учебном занятии.

«Чувство времени» - достаточно развитое профессиональное качество у преподавателя со стажем. Преподаватель не ошибается, сколько времени ушло на опрос обучающихся, сколько времени необходимо дать на решение задачи, сколько времени понадобиться на самостоятельную работу. Но все это форматы аудиторные.

Дистанционное обучение заставило по-новому посмотреть на «временной интервал» учебного занятия. Сначала при дистанционном обучении «временной интервал» учебного занятия стал теряться. Преподаватель, задав вопрос, тут же хотел получить на него ответ, хотя при аудиторных занятиях он всегда давал время подумать. Такое же положение дел стало складываться и при решении задач, и при контрольных вариантах.

Выход из положения не нашелся сам собой. Преподавателям пришлось пересмотреть свое поведение при проведении учебных занятий. Он стал, в натуральном смысле этого слова, «останавливать себя» от временной гонки. Это выразилось в том, что после постановки учебных вопросов на занятиях, обучающимся стало даваться время на нахождение ответа на поставленный вопрос. При решении задачи, преподаватель стал четко оговаривать количество времени, за которое необходимо решить данную задачу. При постановке задания на самостоятельную работу, вопрос со временем иногда, до сих пор «провисает», поэтому преподаватель стал предлагать обучающимся «ждущий режим» ответа, т.е.

Таким образом, говоря об изменениях во временных интервалах для учебного занятия, можно отметить, что у обучающихся, как считал А.К. Га-стев, [1, с. 7] осуществляется по-новому знакомство с категорией «время», а также учет времени воспитывает бережливость, дисциплинированность, спо-

расширение временного интервала для сдачи предложенной самостоятельной работы. Это неудобно преподавателю, т.к. он проверяет работы уже во второй половине дня, но логично для обучающихся. Опыт показывает, что такой подход к временному интервалу дает возможность для обучающихся сосредоточиться на задании и более качественно его выполнить.

По данным исследования результативности (показателя эффективности учебного процесса) практических работ по учебной дисциплине «Линейная алгебра» в режиме расширения временного интервала было выявлено улучшение качества обучения с 51% в 2019 г. до 78% в 2021 г. (рис. 5).

собность планировать свой рабочий день, повышает общую культуру человека.

В завершении можно отметить, что методический уровень культуры дистанционного обучения не только вобрал в себя все лучше из методического обеспечения учебного процесса, но и привнес новые особенности в него.

140

к 120

X

5

^ 100

2

л

£ 80

ю

о

о <0 60

1-

ф

т 40

^

О

5С 20

0

2019 г.

2020 г.

2021 г.

5 (отлично)

50

60

70

4 (хорошо)

70

100

120

3 (удовл.)

90

80

50

2 (неуд.)

40

10

10

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 5. Динамика результатов выполнения практических работ по дисциплине «Линейная алгебра»

в режиме расширения временного интервала.

Библиографический список

1. Гастев, А. К. Как надо работать / А. К. Гастев. — Москва : Экономика, 1972. — 26 с. — Текст : непосредственный.

2. Елашкина, Н. В. Самостоятельная познавательная деятельность обучающегося при дистанционном обучении иностранным языкам / Н. В. Елашкина — Текст : непосредственный // Филология. История. Меж-

культурная коммуникация, тезисы докладов региональных конференций молодых ученых (Иркутск, 26 февраля 2003 г.). — Иркутск: ИГЛУ, 2003. — С. 33— 34.

3. Коджаспирова, Г. М., Коджаспиров, А. Ю. Педагогический словарь: для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. — Москва : Издательский центр «Академия», 2000.

— 262 с. — Текст : непосредственный.

4. Полат, Е. С. Некоторые концептуальные положения организации дистанционного обучения иностранному языку на базе компьютерных телекоммуникаций / Е. С. Полат — Текст : непосредственный // Иностранные языки в школе. — 1998. — № 5. — С. 6-11.

References

1. Gastev, A.K. Kak nado rabotat' [How to work]. — Moskva : Ekonomika, 1972. — 26 p. — Tekst : ne-posredstvennyy.

2. Yelashkina, N.V. Samostoyatel'naya poznavatel'naya deyatel'nost' obuchayushchegosya pri distantsionnom obuchenii inostrannym yazykam [ Independent cognitive activity of a student in distance learning of foreign languages].

— Tekst : neposredstvennyy // Filologiya. Istoriya. Mezhkul'turnaya kommunikatsiya, tezisy dokladov regional'nykh konferentsiy molodykh uchenykh (Irkutsk, 26 fevralya 2003 g.). — Irkutsk: IGLU, 2003. — S. 33— 34.

3. Kodzhaspirova, G.M., Kodzhaspirov, A. YU. Pedagogicheskiy slovar': dlya studentov vyssh. i sred. ped. ucheb. zavedeniy [ Pedagogical dictionary: for students of higher education. and avg. ped. textbook establishments]. — Moskva : Izdatel'skiy tsentr «Akademiya», 2000. — 262 p. — Tekst : neposredstvennyy.

4. Polat, Ye. S. Nekotoryye kontseptual'nyye polozheniya organizatsii distantsionnogo obucheniya inostranno-mu yazyku na baze komp'yuternykh telekommunikatsiy [ Some conceptual provisions of the organization of distance learning in a foreign language based on computer telecommunications]. — Tekst : neposredstvennyy // Inostrannyye yazyki v shkole. — 1998. — № 5. — S. 6— 11.

METHODICAL LEVEL CULTURE OF DISTANCE LEARNING ORGANIZATION

Svetlana V. Matyushenko

Senior Lecturer, Department of Criminal prosess, Omsk Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Oksana O. Knyazeva

Associate Professor of the Department of General Management, Moscow Financial and Industrial University

"Synergy", Omsk Branch Larisa A. Soskovets

Senior Lecturer at the Department of Humanities and Natural Sciences, Moscow Financial and Industrial University

"Synergy", Omsk Branch

Annotation. The article presents data from a study of the methodological level of the culture of distance learning. The purpose of the study was to confirm the emergence of a methodological level of distance learning culture and its characteristics. The basis of the study was: materials of educational and methodological support of academic disciplines in the electronic educational environment of the Omsk branch of the University "Synergy", interviews with teachers of this branch. The chronological scope of the study was limited from March 2020 to January 2022. The selection of materials for the study was carried out by the method of content analysis. The analysis of the obtained data made it possible to formulate the concept of distance learning, to introduce the concept of "culture of distance learning", to define the "methodological level of the culture of distance learning", to identify the components of the methodological level of culture. As a result of the study, it became clear that the methodological level of distance learning culture includes three components: methodological support, methodological techniques and time interval. We also found that over the past 2 years there have been changes in the methodological support of distance learning, a search for new methodological techniques is being carried out and the emphasis is shifting to taking into account time intervals when teaching academic disciplines in a distance format. Regarding new methodological approaches and opportunities in

teaching an academic discipline with the help of IT technologies, it became clear that they are associated with the visualization of educational material. The obtained data of the study include the understanding that IT technologies drastically reduce, if not completely remove the direct control functions of a teacher. The obtained data of the study include the understanding that IT technologies drastically reduce, if not completely remove the direct control functions of a teacher. Therefore, "auditory" control methods began to stand out, when the teacher is forced to memorize each of the students by ear, and when answering a training question, not to confuse one student with another, and "written" control methods, when the teacher formulates a control question via chat.

Key words: distance learning, distance learning culture, methodological level of distance learning culture, methodological support, methodological techniques.

Сведения об авторах:

Матюшенко Светлана Владимировна; доктор педагогических наук; доцент; старший преподаватель кафедры уголовного процесса, ФГКОУ ВО «Омская академия МВД России» (644090, Российская Федерация, г. Омск, пр. Комарова, д. 7, e-mail: md.sinichka@mail.ru).

Князева Оксана Олеговна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общего менеджмента, НОЧУ ВО «Московский финансово-промышленный университет «Синергия» (Омский филиал) (644042, Российская Федерация, г. Омск, пр. Карла Маркса, д. 18, корп. 10, помещение 8П, e-mail: OKniazeva@synergy.ru).

Сосковец Лариса Александровна, старший преподаватель кафедры гуманитарных и естественнонаучных дисциплин, НЧОУ ВО «Московский финансово-промышленный университет «Синергия» (Омский филиал) (644042, Российская Федерация, г. Омск, пр. Карла Маркса, д. 18, корп. 10, помещение 8П, email: LSoskovets@synergy.ru).

Статья поступила в редакцию 09.03.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.