УДК/UDC 378.14.015.62 А. Е. Токарев
A. Tokarev
УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ПРЕПОДАВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В ФОРМАТЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
CONDITIONS FOR EFFECTIVE TEACHING OF CREATIVE DISCIPLINES IN THE FORM OF DISTANCE LEARNING
Введение. Статья посвящена эффективности дистанционного преподавания творческой дисциплины. Актуальность и научная новизна исследования заключаются в рассмотрении реальных возможностей дистанционного обучения в Тюменском индустриальном университете (ТИУ) в динамике, в определении условий эффективного дистанционного преподавания архитектуры как творческой дисциплины в период самоизоляции обучающихся и преподавателей, вызванной пандемией COVID-19.
Методология. Исследование осуществлялось путем анализа научной литературы по психологии, педагогике, теории архитектуры и учебно-методической литературы, а также обобщения опыта преподавания творческих дисциплин в ТИУ. Были использованы такие методы научного исследования, как описательный, анализ и синтез литературы, анкетирование.
Результаты. Проанализированы возможности дистанционного преподавания, организованного в ТИУ; рассмотрены основные и дополнительные ресурсы дистанционного обучения EDUCON 2.0 в преподавании дисциплины «Основы архитектуры»; определены условия, обеспечивающие решение творческих задач по дисциплине; выявлены возможности формирования аналитического и образно-технического мышления при дистанционном обучении.
Заключение. Исследование проходило в 4 этапа. На первом этапе были проанализированы реальные возможности дистанционного обучения в ТИУ, рассмотрена система поддержки учебного процесса EDUCON 2.0 и определены оптимальные образовательные технологии, программные средства и система поддержки дистанционного обучения. На втором этапе были выявлены и описаны основные и дополнительные ресурсы дистанционного обучения (EDUCON 2.0) «Основы архитектуры». На третьем этапе мы обозначили условия, обеспечивающие выполнение творческих задач по дисциплине «Основы архитектуры»: установили уровни решения творческих задач; корреляцию творческих заданий
и задач преподавателя; определили набор личностных и профессиональных характеристик преподавателя. На четвертом этапе мы проследили за формированием у обучающихся определенных способностей к аналитическому мышлению в процессе восприятия лекционного материала по курсу «Основы архитектуры».
Introduction. The article is devoted to the problem of the effectiveness of the creative discipline distance teaching. The relevance and scientific novelty of the study consist in considering real possibilities of distance learning at the Tyumen Industrial University in terms of its development, in determining conditions for effective distance teaching of architecture as a creative discipline during the period of self-isolation of students and teachers caused by the COVID-19 pandemic.
Methodology. The research was carried out by analyzing scientific literature on psychology, pedagogy, theory of architecture and educational literature, as well as generalization of the experience of teaching creative disciplines at the Tyumen Industrial University. We used such methods of scientific research as descriptive, the method of analysis and synthesis of literature, the empirical method and the method of questioning.
Results. The capabilities of distance learning, organized at the Tyumen Industrial University, are analyzed; the main and additional resources of distance learning EDUCON 2.0 in teaching the discipline "Fundamentals of Architecture" considered; the conditions providing the solution of creative tasks on the discipline are determined; the possibilities of the forming analytical and figurative-technical thinking in distance while teaching of the discipline "Fundamentals of architecture" are revealed.
Conclusion. The study took place in four stages. At the first stage, real possibilities of distance learning at the Tyumen Industrial University were analyzed; the system for supporting the educational process EDUCON 2.0 was considered and the optimal educational technologies, software tools and systems for supporting distance learning were
determined. At the second stage, the main and additional resources of EDUCON 2.0 distance learning in teaching the discipline "Fundamentals of Architecture" were identified and described. At the third stage, we identified the conditions that ensure the fulfillment of creative tasks in the discipline "Fundamentals of Architecture" - we established the levels of creative task solving; correlated creative tasks and teacher tasks; identified the set of personal and professional characteristics of the teacher. At the fourth stage, we monitored the formation of certain students' abilities for analytical thinking in the process of perceiving the lecture material for the course "Fundamentals of Architecture".
Ключевые слова: дистанционное обучение, профессиональные качества преподавателя вуза, творческие задачи.
Keywords: distance learning, professional characteristics of a university teacher, creative tasks.
Введение
Сегодня стало очевидным, что в ситуации пандемии переход на дистанционное обучение стал первым необходимым условием вузовского образования. Введение дистанционного обучения практически во всех вузах нашей страны согласуется с приказом Министерства науки и высшего образования РФ от 14 марта 2020 г. № 397, рекомендующим обеспечить режим сетевого дистанционного образования1.
Предметом данного исследования является проблема эффективности дистанционного преподавания творческой дисциплины на примере организации преподавания дисциплины «Основы архитектуры» в ТИУ. Мы попытались проследить условия эффективного дистанционного обучения, сложившиеся за период трех семестров 2020/21 уч. г. Заявленная тема выводит на две стороны проблемы: 1) дистанционная форма обучения в современном вузе и 2) дистанционная форма преподавания архитектуры как творческой дисциплины. Остановимся кратко на имеющихся разработках по каждой из них.
С 2019 г. на страницах научных и специальных изданий активно обсуждаются самые разные аспекты проблемы дистанционного образования в вузах: дистанционное образование в экстремальных условиях самоизоляции [1; 2]; отличие дистанционного обучения, очной формы обучения и онлайн-обучения [1; 3; 4]; дистанционное обучение как современная образова-
тельная технология [5-8]; трудности организации дистанционного образования и их причины [2]; современные особенности, преимущества и недостатки дистанционного обучения в вузах [6; 9; 10]; проблемы перехода вузов в дистанционный режим [11; 12]. В нашем исследовании мы проанализировали реальные возможности дистанционного обучения в Тюменском индустриальном университете в динамике и рассмотрели дистанционное обучение как первое условие эффективного преподавания дисциплины «Основы архитектуры» в период пандемии.
Переходим к проблеме дистанционного преподавания архитектуры. Как отмечал в 2017 г. доктор архитектуры Константин Васильевич Кияненко: «...архитектурное образование - довольно редкий объект изучения, но публикации по нему - еще большая редкость...» [13]. Именно в публикациях 2017 г. нам удалось найти статью, в которой рассматривается модель архитектурного образования в России [14] и три статьи, опубликованные в 2016 и 2017 гг., где проводится сравнительный анализ архитектурного образования в ведущих зарубежных странах и в России [15; 16; 13]. Проблема архитектурного образования является методологической проблемой [17] и прежде всего связана с дуальностью самой архитектуры - в ней противопоставлено творческое содержание и точные расчеты формы. И если сами по себе творческие аспекты преподавания архитектуры периодически обсуждаются в научных публикациях [18-26], наряду с вопросами компьютерного архитектурного проектирования [27; 28], то исследования, объединяющие творческое и техническое начало в формате дистанционного преподавания архитектуры, отсутствуют. В рамках использования дистанционного обучения как необходимого условия эффективного преподавания дисциплины «Основы архитектуры» мы исследовали проблему реализации творческой составляющей содержания данной дисциплины и проблему синтеза образного и технического мышления.
Цель - исследовать условия эффективного преподавания творческой дисциплины «Основы архитектуры» в формате вынужденного дистанционного обучения. Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи.
1. Проанализировать возможности дистанционного преподавания, организованного в Тюменском индустриальном университете.
1 Приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 14 марта 2020 г. № 397 «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы высшего образования и соответствующие дополнительные профессиональные программы, в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации».
2. Рассмотреть основные и дополнительные ресурсы дистанционного обучения EDUCON 2.0 в преподавании дисциплины «Основы архитектуры».
3. Выявить условия, обеспечивающие выполнение творческих задач по дисциплине «Основы архитектуры».
4. Выявить возможности формирования аналитического и образно-технического мышления в рамках преподавания дисциплины «Основы архитектуры».
Актуальность и научная новизна исследования заключаются в определении условий эффективного дистанционного преподавания архитектуры как творческой дисциплины.
Методология
Статья подготовлена в процессе анализа современных отечественных исследований, освещающих вопросы высшего образования через специфику дистанционного преподавания (И. Е. Скобелева, Е. М. Захарова, С. М. Берникова, Е. В. Ломтева, Л. Ю. Бедарева, Г. В. Абрамян, Г. Р. Катасонова, А. Д. Иванова, О. В. Муругова, В. П. Игнатьев, Е. А. Архангельская, Ю. Л. Бадаев, Д. А. Штыхно, Л. В. Константинова, Н. Н. Гагиев). Методология данного исследования потребовала учитывать прагматический подход к педагогике. Решение поставленных задач затронуло проблемы обучения архитектуре, формирование творческих способностей бакалавров архитектуры, сложности постижения архитектурных дисциплин (Л. П. Фукс, И. В. Ярошенко, И. В. Клименко, Н. Ю. Захарова, А. Н. Голубева, Е. И. Мусиенко, О. И. Кобер).
Изучение публикаций вышеперечисленных авторов позволяет сделать вывод, что вопрос консолидации творческой и технической составляющей архитектурного образования, именно в дистанционном формате, не штудировался. Этот предварительный вывод является предпосылкой, основой представленного исследования и указывает на низкую степень разработанности данной проблемы в педагогической науке, выявляя актуальность темы исследования.
Результаты
В соответствии с поставленными задачами, исследование проводилось в четыре этапа.
Первый этап. Возможности дистанционного преподавания в ТИУ
Наше исследование началось в период первой волны пандемии. В рамках исследования был проведен опрос, в виде анонимного анкетирования преподавателей и обучающихся второго курса направления «строительство». Опрос выявил статистику
недостатка необходимых гаджетов, компьютерной техники, сервисов и технологий, высокоскоростных каналов связи дома и в студенческих общежитиях. Одновременно были выявлены следующие недостатки в системе дистанционного образования ТИУ:
- некачественная связь, «зависание», задержка коммуникации в системе поддержки учебного процесса;
- низкие навыки работы у обучающихся;
- психологические сложности перехода преподавателей к сетевой системе дистанционного обучения.
К началу нового учебного года в ТИУ была создана более мощная инфраструктура поддержки учебного процесса в дистанционном формате [29]. Дополнительно для проведения занятий, преподавателям в стенах университета, были выделены кабинеты, оснащенные компьютером, высокоскоростным интернетом, веб-камерой, микрофоном, колонками.
Сегодня инфраструктура интерактивной формы обучения в ТИУ содержит ряд дистанционных сервисов: систему поддержки учебного процесса EDUCON 2.0; библиотечный электронный каталог; электронные ведомости «ТАНДЕМ». Ниже на рисунках 1-3 представлены фрагменты данных систем.
Так система поддержки учебного процесса EDUCON 2.0 помогает обучающимся и позволяет преподавателям создавать структурированные курсы дисциплин; увеличить посещаемость как лекций, так и практических занятий; в интерактивном режиме, на платформах «ZOOM»; DISCORD; GOOGLE MEET, проводить обсуждения проблем, вопросов, затруднений; вести в интерактивном режиме групповые занятия «online», в одновременном доступе.
Библиотечный электронный каталог расположен на сайте ТИУ в разделе Библиотечно-издательский комплекс в свободном доступе для обучающихся и преподавателей.
Система электронных ведомостей «ТАНДЕМ», предназначена преподавателям, для ввода результатов текущего и промежуточного контроля по дисциплинам.
Таким образом, в условиях вирусной пандемии администрация и преподаватели, совместно с обучающимися, определяют и используют максимально оптимальные технологии, программные средства и системы поддержки дистанционного обучения.
Второй этап. Основные и дополнительные ресурсы дистанционного обучения в преподавании дисциплины «Основы архитектуры»
На данном этапе нашего исследования целесообразно остановиться на содержании дисциплины
university
Й™ 1 »»г <пг ^ ¿г=
ОПОРНЫЙ ТЮМЕНСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ УНИЯЕРСИ]
ПЕРВЫЙ ВУЗ КОРПОРАЦИЙ
емюои ге educoh г О
СИСТЕМА ПОДДЕРЖКИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ТИУ — EDUCON 2.0
EDUCON
Тюменский индустриальный университет
КУРСЫ
з « "¿мани ^ч^хио «da.
Рис. 1. Главная страница системы поддержки учебного процесса EDUCON 2.0
¿ИРБИС64 4
Электронная БиБлиотег^а
DwHJOHHtiwiaw)
ВОсКмГО леями и шцнап. ДОС ryiui
Пешки Г _ _ _ 1 Пирстн. [ __] у.ЧЧГ.1
Рис. 2. Библиотечный электронный каталог
Рис. 3. Электронные ведомости «ТАНДЕМ»
«Основы архитектуры» и выявить те профессиональные компетенции, которые эффективно формируются с использованием интерактивных форм дистанционного обучения [30].
Содержание дисциплины «Основы архитектуры» является логическим продолжением содержания дисциплин: «Инженерная и компьютерная графика» (и служит основой для освоения дисциплины «Основы строительных конструкций»), «Основы технической эксплуатации зданий и сооружений» (и совершенствования навыков и умений в дисциплинах, связанных с архитектурно-конструктивным проектированием). Целью курса является формирование базовых знаний, умений и навыков в области проектирования зданий и сооружений, развитие интеллекта, инженерной эрудиции, формирование мировоззрения и достижения компетенций согласно ФГОС ВО, в процессе образования в университете. Задачами дисциплины являются:
- развитие тектонического понимания конструктивной формы, ее влияние на объемно-планировочные и композиционные решения зданий;
- освоение методики комплексного архитектурно-конструктивного проектирования зданий, а также отдельных конструктивных элементов зданий с использованием современных и традиционных конструкций;
- приобретение знаний о современных архитектурно-конструктивных решениях в проектировании гражданских зданий и сооружений.
Из всех общепрофессиональных компетенций нас прежде всего интересуют ОПК-3 и ОПК-6, формирование которых требует творческого подхода к обучению с использованием интерактивных методик:
ОПК-3. Способность принимать решения в профессиональной сфере, используя теоретические основы и нормативную базу строительства и строительной индустрии;
ОПК-6. Способность участвовать в проектировании объектов строительства и жилищно-коммунального хозяйства, в подготовке технико-экономического обоснований проектов, участвовать в подготовке проектной документации, в том числе с использованием средств автоматизированного проектирования и вычислительных программных комплексов [31].
Формирование этих компетенций обеспечивается использованием таких образовательных технологий, как:
- информационно-коммуникационная технология, которая обеспечивает ориентацию обучающихся в информационном пространстве, приобщает к возможностям современных технологий, развивает
«информационную» культуру, показывает накопленный профессиональный опыт и обогащает содержание образования;
- проектная технология, создающая условия, при которых учащиеся самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников, учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
- технология проблемного обучения активизирует самостоятельную деятельность обучающихся под руководством преподавателя, используется для решения проблемных ситуаций, развивает творческий подход к овладению профессиональными знаниями, навыками, умениями [32].
С учетом характера выбранных профессиональных компетенций проследим, какие средства системы поддержки учебного процесса EDUCON 2.0 используются в трех видах учебной работы: на лекциях, в курсовом проектировании и в системе контроля.
Так, на лекционных занятиях успешно используется два модуля - модуль «лекция» и модуль «записи видеоконференций <^дВ1иеВиПоп»», который осуществляет доступ к записям видеоконференций, относящихся к курсу.
Модуль «Лекция» позволяет проводить линейные лекции с максимальной скоростью обработки информации большим числом людей. Лекционные онлайн-занятия проводятся в очном формате с удаленным доступом. Все участники имеют аудио- и видеоконтакт. Особенностью обучения по дисциплине «Основы архитектуры» является наличие широкого визуального ряда, облегчающего понимание материала. Первое знакомство с архитектурными объектами капитального строительства происходит посредством зрительного восприятия, а только потом через тактильное и эмоциональное. Процесс онлайн-общения с помощью средств телекоммуникации обеспечивает вариативность визуализации учебного процесса, применяемых иллюстративных и видеоматериалов, возможность видеозаписи занятий обучающимися, тем самым повышает уровень мотивации к обучению.
Курсовое проектирование. В рамках дисциплины, обучающиеся выполняют курсовой проект на тему «Архитектурно-конструктивный проект малоэтажного жилого здания». Вся методика и последовательность выполнения заданий по курсовому проекту выложена на курсе дисциплины в EDUCON 2.0. Для каждого задания на курсе предлагаются средства решения, созданы папки для размещения выполненного задания с указанием сроков. В ходе семестра проверка выполненных заданий происходит на груп-
Таблица 1
Варианты сопряжения наружной и внутренней несущих стен
повых занятиях, по утвержденному расписанию. Групповые онлайн-занятия-консультации по курсовым проектам проводятся раз в две недели, согласно графику учебного процесса. В консультациях-обсуждениях участвуют все заинтересованные, оценивается правильность и сравнивается рациональность принятых в процессе проектирования архитектурно-конструктивных решений.
Графическая часть курсового проекта разрабатывается и оформляется обучающимися с применением различных графических редакторов. Используется программное обеспечение САПР, специализированный инструментарий AutoCAD (студенческая версия), для создания любых компонентов архитектурно-конструктивного проектирования. В режиме демонстрации экрана преподаватель создает 3D модели конструкций, на основе технологии информационного моделирования ArchiCAD, позволяющие наглядно раскрывать принципы архитектурного конструирования. Обучающиеся одновременно получают мини урок по использованию программного обеспечения [33].
В таблицах 1 и 2 представлена визуализация 3D-моделирования по теме «Конструирование ленточных фундаментов из сборных железобетонных элементов».
Кроме того, на занятиях по курсовому проектированию используются модули: «задание», «опрос» и «семинар». Модуль «задание» обучающийся, в папке «комментарии», получает отзыв преподавателя с ука-
занием баллов промежуточной аттестации и графический файл с отмеченными ошибками. Модуль «опрос» помогает быстро проверить понимание материала; облегчает выполнение теплотехнического расчета и проверки теплотехнических характеристик многослойных ограждающих конструкций с использованием программного обеспечения ТЕРЕМОК. Модуль «семинар» позволяет накапливать, просматривать, рецензировать и совместно с обучающимися оценивать работы своих сокурсников, обращая внимание на допущенные ошибки.
В системе контроля используются следующие средства системы поддержки учебного процесса EDUCON 2.0.
Модуль «анкета» обеспечивает возможность оценивания и стимулирования обучения в дистанционных курсах. Преподаватель может использовать «анкету» для сбора данных, которые помогут ему лучше узнать своих студентов и поразмышлять об эффективности обучения.
Модуль «глоссарий», в котором преподаватель может разрешить комментарии для записей. Записи могут также быть оценены преподавателем или обучающимися (равноправная оценка). Баллы могут быть объединены, чтобы сформировать окончательную оценку, которая записывается в журнал оценок.
На завершающем этапе работы над курсовым проектом по дисциплине «Основы архитектуры» содержит информацию по часто повторяющимся ошибкам
Таблица 2
Варианты углового сопряжения наружных несущих стен
Фрагмент плана-схемы фундамента
Визуализация в 30-моделировании
в графической части. Система поддержки учебного чает ошибки, допущенные в графической части и при-
процесса EDUCON 2.0 позволяет преподавателю напи- крепляет просмотренный файл с указанием необходи-
сать, а обучающемуся прочитать в онлайн-формате мых исправлений. На рисунке 4 представлена схема
отзыв о курсовом проекте. Резюме с оценкой препо- междуэтажного перекрытия с указанием ошибок
даватель размещает в папке «комментарии», отме- и необходимых исправлений.
Л Г.ч1 (5)
Рис. 4. Ошибки, допущенные в графической части с указанием необходимых исправлений
Если обучающийся не согласен с оценкой (набранными баллами), у него есть возможность все исправить и до конца зачетной недели, повторно прикрепить файл для проверки. Рейтинговые баллы набираются в течение семестра и выставляются в ведомость текущей аттестации обучающихся. Итоговая оценка выставляется в электронную ведомость.
В ходе исследования мы также выявили дополнительные ресурсы дистанционного обучения, которые позволяют:
1) использовать заранее разработанные мультимедийные средства обучения и создавать новые в процессе «online» дистанционного обучения;
2) обеспечить вариативность визуализации учебного процесса;
3) проводить занятия с иногородними обучающимися;
4) слушать лекции на родном языке иностранным обучающимися, с использованием онлайн-перевод-чиков;
5) создавать ощущение индивидуальности общения с преподавателем как наставником в процессе психофизического восприятия занятий;
6) использовать и показывать возможности графических программ в архитектурно-конструктивном проектировании в формате реального времени;
7) закреплять навыки использования компьютерных программ ArchiCAD или AutoCAD на примере визуального онлайн-проектирования преподавателя;
8) проверять понимание материала в результате онлайн-тестирования;
9) просматривать, рецензировать и совместно с обучающимися оценивать работы своих сокурсников, обращая внимание на допущенные ошибки. В очном формате консультируемый, сидя рядом с преподавателем, обучающийся внимательно слушал, остальные тихо занимались «своими делами»;
10) избежать необходимости дорогостоящей распечатки листов графической части курсового проекта и пояснительной записки;
11) вести журнал посещений и баллов, не тратить время преподавателя на перекличку;
12) проводить консультации в удобное для обучающихся время, помимо графика учебного процесса;
13) повысить ответственность за выполнение самостоятельного задания и заинтересованности у обучающихся, так как прикрепление работы не в сроки сдачи влияет на общий балл по курсовому проекту;
14) эффективно и своевременно в онлайн-формате контролировать и указывать на ошибки, допущенные обучающимися.
Дополнительные ресурсы дистанционного обучения, формируемые компетенции и результаты обучения (знать, уметь, владеть) в процессе изучения дисциплины «Основы архитектуры» сведены в таблицу 3.
Таким образом, в ходе нашего исследования преимуществ интерактивных форм дистанционного обучения в преподавании дисциплины «Основы архитектуры» были выявлены и описаны следующие средства системы поддержки учебного процесса EDUCON 2.0, позволяющие эффективно проводить занятия в условиях дистанционного образования: модуль «лекция», модуль «записи видеоконференций», модуль «семинар», модуль «анкета», модуль «глоссарий», модуль «задание» и модуль «опрос. Кроме того, были определены четырнадцать дополнительных ресурсов дистанционного обучения.
Третий этап. Условия, обеспечивающие выполнение творческих задач по дисциплине «Основы архитектуры»
Сначала остановимся на понятиях учебная задача, педагогическая задача и творческая задача. Термин «задача» (от греч. problema) используется в различных областях знаний, литературе, науке. «Задача -это вопрос, требующий теоретического или практического ответа на основе определенных знаний и умений» [34]. Советский и украинский психолог Г. А. Балл в своей книге «Теория учебных задач: Психолого-педагогический аспект» писал: «Решение задачи - это воздействие на предмет задачи, обусловливающее ее пере -ход из исходного состояния в требуемое... Решенная задача, перестает быть задачей» [35].
В педагогике, наиболее распространенным, является определение «педагогическая задача». Понятие «педагогическая задача» определяется как ситуация или проблема, решение которой осуществляется во взаимодействии преподавателя и обучающегося. Процесс нахождения ответа проходит в определенных условиях и с использованием различных способов его достижения [36].
Литература по психологии демонстрирует богатый опыт в решения научных задач. Так, исследования Д. Б. Богоявленской; Э. Боно; Я. А. Пономарева связаны с особенностями развития творческой личности. Яков Александрович Пономарев выделяет два уровня творческих задач. Одни решаются с использованием общепризнанных способов и приемов, другие в результате догадки, в состоянии вдохновения. Поэтому понятие «творческая задача» это самостоятельное нахождение субъективного социально-значимого решения, содержащего определенную новизну [37]. Успешное решение творческой комп-
Таблица 3
Дополнительные ресурсы дистанционного обучения в процессе изучения дисциплины «Основы архитектуры»
Индикатор достижения компетенций Результаты обучения по дисциплине Дополнительные ресурсы дистанционного обучения
ОПК-3.4. Выбор планировочной схемы здания, оценка преимуществ и недостатков выбранной планировочной схем Владеть (В1): методами сбора информации об объектах профессиональной деятельности Уметь (У2): выбирать оптимальные планировочной схемы здания Уметь (У3): выбирать оптимальные конструктивные схемы здания Владеть (В3): методологией оценки преимуществ и недостатков выбранной конструктивной схемы здания Владеть (В4): методологией оценки преимуществ и недостатков выбранного конструктивного решения Владеть(В12) способностями обеспечить выполнение графической части проектной документации здания с использованием средств автоматизированного проектирования 1. Использовать мультимедийные средства обучения
2. Обеспечить вариативность визуализации учебного процесса
6. Использовать и показывать возможности графических программ в архитектурно-конструктивном проектировании в формате реального времени
ОПК-3.5. Выбор конструктивной схемы зданий, оценка преимуществ и недостатков выбранной конструктивной схемы 7. Закреплять навыки использования компьютерных программ ArchiCAD или AutoCAD на примере визуального онлайн-проектирования
8. Проверять понимание материала в результате онлайн-тестирования
ОПК-6.6. Выполнение графической части проектной документации здания, инженерных систем, в т. ч. с использованием средств автоматизированного проектирования 9. Просматривать, рецензировать и совместно с обучающимися оценивать работы своих сокурсников
13. Повысить ответственность за выполнение самостоятельного задания и заинтересованности у обучающихся
14. Эффективно и своевременно в онлайн-формате контролировать и указывать на ошибки, допущенные обучающимися
лексной задачи зависит от социальных и познавательных, эмоциональных и личностных способностей как преподавателя, так и обучающегося [38].
Выполнение проекта требует от обучающихся сочетания креативных и классических методов проектирования. Если учебный план и рабочая программа дисциплины - это стратегия достижения цели образовательного процесса, то способы и средства решения относятся к тактическим, творческим задачам преподавателя и полностью зависят от профессионализма преподавателя. Задачи решаются более профессионально преподавателем, имеющим собственную практику, так называемый «играющий тренер» (спортивный термин). Он знает сильные и слабые свои стороны, осознает и продумывает собственную стратегию ведения учебного процесса.
Педагог-профессионал не использует готовые варианты решения задачи, а находит новые способы, планирует свои действия. Мастер-наставник учитывает реальные условия и сложившиеся взаимоотношения, понимает индивидуальную уникальность и возрастные особенности обучающихся, знает законы психологии и общественной жизни. Понимание и усвоение материала требует от обучающихся осознанного понимания целей образования и правил их достижения, способности принятия самостоятельного реше-
ния, пока не очень профессионального, но под попечительством преподавателя [39].
В качестве творческой задачи обучающегося по дисциплине «Основы архитектуры» будем рассматривать курсовой проект по теме: «Архитектурно-конструктивный проект малоэтажного жилого здания». Понятие «проект» подразумевает максимально точное описание чего-либо. В архитектурно-конструктивном проектировании проект содержит две части: графическую часть и пояснительную записку.
В ходе работы над курсовым проектом по дисциплине «Основы архитектуры» обучающийся выполняет творческие шаги-задания (этапы), реализация которых, обеспечивается в ходе решения творческих заданий самим преподавателем. Дифференцируем творческие этапы по уровням решения творческих задач: «М» - материальный уровень решения, «Х» - художественный и «Э» - эмоциональный. В таблице 4 показаны творческие задания, уровни решения и задачи преподавателя, обеспечивающие их выполнение.
Для успешного решения творческой задачи требуется также учесть ряд специфических условий:
- обеспечение тесного взаимодействия учителя и ученика;
- стимулирование активной деятельности ученика;
- дидактические основы преподавания;
Таблица 4
Творческие задания для обучающихся по дисциплине «Основы архитектуры», уровни решения, задачи преподавателя
Творческие задания Уровень решения Задачи преподавателя
1-й этап: Схема функционального зонирования и взаимосвязи помещений «М»; »Х» • Структурирование педагогических этапов на протяжении всего образовательного периода; • обеспечение связи, последовательной передачи и усвоения всех педагогических действий; • отношение к ученику не как к «предмету» педагогических воздействий, а как к личности, равной и достойной творческого общения; • раскрытие и развитие индивидуальных способностей обучающихся, их интереса и необходимости получения новых знаний, гарантирующих эффективность самосовершенствования; • стимулирование стремления обучающихся к профессионализму, в выбранном направлении обучения; • создание условий «пробуждения» созидательного творческого мышления подопечного; • основная задача учителя, как части системы образовательного процесса это учебно-воспитательная миссия по организации самостоятельной работы обучающихся
2-й этап: Планы этажей «М»; »Х»
3-й этап: Создание конструктивной схемы здания; «Х»
4-й этап: Конструирование межэтажной лестницы «М»
5-й этап: Конструирование междуэтажного перекрытия «М»
6-й этап: Конструирование ленточного фундамента из сборных железобетонных элементов «М»
7-й этап: Создание фасадов здания «Х»; »Э»
8-й этап: План кровли «М»; »Х»
9-й этап: Конструирование ограждающих стен. Расчет тепловой защиты «М»
10-й этап: Перемычки над проемами «М»
11-й этап: Разрез здания по лестнице «М»
12-й этап: Схема стропильных конструкций «М»
13-й этап: Конструктивный разрез по наружной стене «М»
14-й этап: СПЗУ (Схема планировочной организации земельного участка) «М»; »Х»; »Э»
15-й этап: Оформление графической части «М»
16-й этап: Оформление пояснительной записки «М»
- диалектическая связь педагогической и учебно-творческой задач;
- развитие аналитического мышления у обучающихся;
- интроспекция педагога;
- формирование целеустремленности обучаемого к нахождению собственного решения творческой задачи.
К условиям плодотворного, прагматичного решения творческой задачи также относятся необходимые личностные и профессиональные характеристики преподавателя. К личностным можно отнести - проявления интереса, неравнодушие, чуткость, интуиция, увлеченность, заинтересованность в согласованных действиях всех участников учебного процесса и др. Профессиональные качества вырабатываются преподавателем ведущим научную и практическую деятельность. В нашем случае учитываются профессиональные умения практикующего архитектора, к которым относятся: развитое пространственное мышление, чувство равновесия объемов, навыки разработки основных конструктивных схем и решений, архитектурно-строительных чертежей, знание ГОСТ и строительных правил, систем автоматизированного проектирования, владение основами топографии, наличие развитого эстетического и художе-
ственного вкуса, аналитических и конструкторских способностей.
Таким образом, мы определили следующие условия, обеспечивающие выполнение творческих задач по дисциплине «Основы архитектуры» - установление творческих этапов по уровням решения творческих задач; корреляция творческих заданий и задач преподавателя; ряд обще дидактических условий; определенный набор личностных и профессиональных характеристик преподавателя.
Четвертый этап. Формирование аналитического и образно-технического мышления обучающихся на этапе восприятия лекционного материала в онлайн-режиме по курсу «Основы архитектуры»
Понимание системной связи сенсорной, моторной, когнитивно-мыслительной деятельности и чувственного познания архитектурной среды обитания обеспечивает эффективность творческой самостоятельной деятельности обучающихся в условиях дистанционного обучения. Совместное решение поставленных задач «от простого к сложному», проблемно-эвристические методы рассмотрения нового учебного материала повышают цену личных успехов в усвоении и самостоятельном решении творческих вопросов. Развитие познавательной активности обучаемого неразрывно связано с традициями акаде-
мической школы, где образно-технического восприятие действительности, рассматривается как источник развития визуального мышления [40]. Формирование образно-технического мышления выходит на первый план, поскольку вся материальная архитектурная среда нашего обитания, отличается едиными свойствами, такими как размер, объем, форма, положение в пространстве, цвет, свет, сходными признаками архитектурного стиля.
Современная психология определяет пять основных типов мышления: идеалистический; реалистический; синтетический; прагматический; аналитический [41]. Именно аналитический метод образно-технического мышления выступает творческой моделью, определяющей требования к результатам самостоятельного решения учебно-творческих задач по дисциплине. Формирование аналитического мышления необходимо обучающемуся для развития творческих навыков в учебе и дальнейшей профессиональной деятельности. Аналитическое мышление, помимо творческого процесса, использующего интуицию, отвечает и за формальный, маргинальный процесс мышления. Аналитическое восприятие тесно связано и с логическим мышлением, отвечающим за нахождение и формирование причинно-следственных связей. Таким образом аналитическое мышление способствует реализации логического анализа, помогает синтезировать, систематизировать и резюмировать данные научных источников, проводить аналогии, «работать» с абстрактными категориями.
Далее рассмотрим особенности образно-технического мышления на этапе восприятия обучающимися лекционного материала по курсу «Основы архитектуры». Образ архитектурного произведения, соответствующий триаде Витрувия, одновременно должен быть функционально-полезным, конструктивно-экономичным и эстетически-идейным. В образе воплощается содержание архитектурного пространства, зависящее от уровня решения творческой задачи, о чем говорилось во второй части. Поэтому к образной составляющей процесса восприятия можно отнести следующие фрагменты лекционного материала: рисунки и фотографии памятников архитектуры, эскизы планировочной организации земельного участка и функционального зонирования помещений; изображения 3D-моделей зданий и сооружений, чертежи поэтажных планов и разрезов, наброски фасадов зданий, различные материалы, развивающие принцип наглядности.
Исследованием образовательных ресурсов, развивающих техническое мышление занимался пси-
холог Товий Васильевич Кудрявцев. В своей работе «Психология технического мышления: процесс и способы решения технических задач» автор подчеркивал значимость взаимозависимости конструктивно-технических задач и наглядных средств обучения [42]. В нашем исследовании к видам информации, требующим развития технического мышления следует отнести следующие фрагменты лекционного материала: в зависимости от региона строительства по СП 131.13330.2018 «Строительная климатология» и СП 50.13330.2012 «Тепловая защита зданий» рассчитывается толщина слоев многослойной ограждающей стены; по СП 22.13330.2016 «Основания зданий и сооружений» определяется глубины заложения фундамента; ГОСТ 13580-85 «Плиты железобетонные ленточных фундаментов» и ГОСТ 13579-2018 «Блоки бетонные для стен подвалов» используются при конструирования сборных ленточных фундаментов; ГОСТ 26434-2015 «Плиты перекрытий железобетонные для жилых зданий» при подборе типа и основных параметров междуэтажного перекрытия; отраслевые и межотраслевые правила, ГОСТ, строительные нормы, региональные каталоги строительных изделий, правила устройства и безопасной эксплуатации зданий, санитарно-гигиенические и противопожарные нормы проектирования.
Проведенный анализ позволил проследить формирование у обучающихся определенных способностей к аналитическому мышлению в процессе восприятия лекционного материала по курсу «Основы архитектуры»:
- понимать целостность дидактической и художественной специфики;
- уметь пропорционально сочетать формы и объемы;
- чувствовать масштаб, равновесие, плановую соподчиненность;
- отделять главное от второстепенного;
- анализировать полученный опыт;
- превращать проблему в задачу;
- выдвигать гипотезы о решении и реализации поставленных задач;
- принимать собственные решения;
- аргументировать выводы и умозаключения;
- грамотно планировать время выполнения работы;
- делить процесс достижения целей на этапы по приоритету важности.
Заключение
Анализ средств системы поддержки учебного процесса EDUCON 2.0 с учетом профессиональных компетенций позволил установить их применение в трех видах учебной работы: на лекциях, в курсовом проек-
тировании и в системе контроля. В ходе исследования преимуществ интерактивных форм дистанционного обучения в преподавании дисциплины «Основы архитектуры» были выявлены и описаны следующие средства системы поддержки учебного процесса EDUCON 2.0, позволяющие эффективно проводить занятия в условиях дистанционного образования: модуль «лекция», модуль «записи видеоконференций», модуль «семинар», модуль «анкета», модуль «глоссарий», модуль «задание» и модуль «опрос. Кроме того, были определены четырнадцать дополнительных ресурсов дистанционного обучения.
Мы определили следующие условия, обеспечивающие выполнение творческих задач по дисциплине «Основы архитектуры» - установление творческих этапов по уровням решения творческих задач; корреляция творческих заданий и задач преподавателя; ряд обще дидактических условий; определенный набор личностных и профессиональных характеристик преподавателя. В результате анализа восприятия лекционного материала в онлайн-режиме по курсу «Основы архитектуры» удалось проследить формирование у обучающихся одиннадцати способностей к аналитическому мышлению.
Таким образом, в результате проведенного исследования мы выявили и описали условия эффективного преподавания творческих дисциплин в формате вынужденного дистанционного обучения. Как и большинство исследователей в сложившейся ситуации, мы выявили определенные недостатки дистанционного обучения, но акцентировали внимание на реальных возможностях использования интерактивных технологий в преподавании творческой дисциплины.
В дальнейшем представляется необходимым провести сопоставительное исследование возможностей использования информационно-коммуникативных технологий современного образовательного процесса для дистанционной и очной формы обучения в преподавании творческих дисциплин.
Литература
1. Дистанционное обучение в экстремальных условиях [Электронный ресурс]. URL: https://academia.interfax.ru/ru/ analytics/research/4491/.
2. Скобелева И. Е. Медиакультура в основе организации дистанционного обучения в профессиональном образовании // Профессиональное образование в России и за рубежом.
2020. № 4 (40). С. 142-147.
3. Захарова Е. М., Берникова С. М. Сравнительный анализ дистанционной и очной форм обучения в вузе // ALMA MATER.
2021. № 7. С. 36-42.
4. Мусиенко Е. И. Теория и практика очного и дистанционного обучения студентов архитектурного вуза программному комплексу ARCHICAD [Электронный ресурс] // Творчество
и современность. 2020. № 2 (13). С. 67-77. URL: http://www. nsktvs.ru/sites/default/files/2021-07/Творчество%20и%20 современность%20№2%2813%29%2С%202020^1
5. Ломтева Е. В., Бедарева Л. Ю. Функционирование системы среднего профессионального образования в условиях пандемии и роста социально-экономической нестабильности // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2020. № 4 (40). С 89-97.
6. Абрамян Г В., Катасонова Г. Р. Особенности организации дистанционного образования в вузах в условиях самоизоляции граждан при вирусной пандемии [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 3. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29830.
7. Иванова А. Д., Муругова О. В. Онлайн-образование глазами студентов и преподавателей (по итогам педагогического исследования 2019 года) // Открытое образование. 2020. Т. 24, № 2. С. 4-16.
8. Булгакова Е. А., Буркин В. П. Дистанционные образовательные технологии как инновационный метод преподавания архитектурных дисциплин // Международный научно-исследовательский журнал. 2016. № 8 (50), Ч. 4. С. 6-8.
9. Игнатьев В. П., Архангельская Е. А. Использование дистанционных образовательных технологий в вузе [Электронный ресурс] // Проблемы современного образования. 2020. № 6. С. 148-160. URL: http://www.pmedu.ru/images/2020-6/ 148160.pdf.
10. Бадаев Ю. Л. Преимущества и недостатки дистанционной формы обучения и ее влияние на качество образования естественнонаучного направления [Электронный ресурс] // Проблемы современного образования. 2021 № 2. С. 187-191. URL: http://www.pmedu.ru/images/2021-2/187191.pdf.
11. Штыхно Д. А., Константинова Л. В., Гагиев Н. Н. Переход вузов в дистанционный режим в период пандемии: проблемы и возможные риски // Открытое образование. 2020. Т. 24, № 5. С. 72-81.
12. Иванов Д. Н. Дистанционное образование: вызовы массового перехода к онлайн-обучению // ALMA MATER. 2021. № 7. С. 55-58.
13. Кияненко К. В. Архитектурное образование как объект академических исследований и рефлексии // Архитектура и строительство России. 2017. № 2. С. 8-25.
14. Тугарская П. М., Метленков Н. Ф. Проблемы российского архитектурного образования XXI века [Электронный ресурс] // Творчество и современность. 2017. № 2 (3). С. 50-53. URL: http://www.nsktvs.ru/sites/default/files/2017-11/Творчество%20 и%20современность%20№2%283%29%2С%202017_0^.
15. Шенцова О. М. Профессиональное становление архитектора в условиях российского образования // ALMA MATER. 2017. № 7. С. 85-90.
16. Кузнецова Н. Г, Рахимова Т. А. Организация архитектурного образования в России и за рубежом // Профессиональное образование в современном мире. 2016. Т. 6, № 1. С. 113-120.
17. Фукс Л. П. Методологические проблемы обучения архитектуре [Электронный ресурс] // Творчество и современность. 2019. № 1 (9). С. 23-33. URL: http://www.nsktvs.ru/ sites/default/files/2019-06/Творчество%20и%20современ-ность%20№1%289%29%2С%202019^.
18. Ярошенко И. В., Клименко И. В. Компетентностный подход к формированию творческих способностей бакалавров архитектуры // Дизайн и архитектура: синтез теории и практики: сб. науч. тр. Краснодар, 2018. Вып. 2. С. 331-335.
19. Захарова Н. Ю. Механизмы педагогического сопровождения творческого развития обучающихся в архитектурно-изобразительной деятельности // Современная психология и педагогика: проблемы и решения: сб. ст. по материалам X междунар. науч.-практ. конф. № 5 (9). Новосибирск, 2018. С. 31-34.
20. Лысенков А. Ю., Лысенкова Л. Ф. Смысловые значения рисунка в творчестве архитектора // Педагогика и просвещение. 2016. № 4. С. 420-424.
21. Голубева А. Н. Современные методы художественного архитектурного проектирования в преподавании графических дисциплин [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 15. С. 1946-1950. URL: http://e-koncept.ru/2016/96308.htm.
22. The development of interest to the artistic and creative activity as the basis of future bachelor professional self-determination in the field of architecture, art and design / O. M. Shentsova, O. P. Savelyeva, T. V. Krasnova et al. // Social Sciences (Pakistan).
2015. № 9. P. 2234-2239.
23. Творческие аспекты архитектурного образования на примере курсового проекта малоэтажного жилого дома. Часть 1. Методы проектирования / А. Е. Балакина, К. И. Тес-лер, Н. Д. Теслер, Ю. Г Ковалев // Вестник МГСУ 2015. № 7. С. 147-157.
24. Стеблина О. Ю. Формирование творческого мышления у обучающихся в высших учебных заведениях средствами архитектурного проектирования // Теория и практика общественного развития. 2015. № 18. С. 335-336.
25. Наумова В. И. Современные тенденции архитектурно-художественного творчества и актуальные векторы архитектурного образования: автореф. дис. ... д-ра искусствоведения. Барнаул, 2011. 20 с.
26. Романовский В. Г Современная направленность архитектурно-дизайнерского образования [Электронный ресурс] // Творчество и современность. 2017. № 2. С. 29-39. URL: http:// www.nsktvs.ru/sites/default/files/2017-11/Творчество%20 и%20современность%20№2%283%29%2С%202017_0^.
27. Мусиенко Е. И. Теория и практика очного и дистанционного обучения студентов архитектурного вуза программному комплексу ARCHICAD [Электронный ресурс] // Творчество и современность. 2020. № 2 (13). С. 67-77. URL: http://www. nsktvs.ru/sites/default/files/2021-07/Tворчество%20и%20 современность%20№2%2813%29%2С%202020^.
28. Кобер О. И., Саттаров Д. Н. Проблемы архитектурного образования: художественное творчество при компьютерном проектировании // Молодой ученый. 2017. № 21.1 (155.1). С. 135-137.
29. Богатырев В. А. Информационные системы и технологии. Теория надежности. М., 2018. 318 с.
30. Токарев А. Е. Рабочая программа дисциплины «Основы архитектуры» направление подготовки: 08.03.01 Строительство. ТИУ 2019. 27 с.
31. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 08.03.01 Строительство: приказ Минобрнауки России от 31.05.2017 № 481.
32. Инновационные технологии в контексте творческого обучения архитекторов / С. К. Саркисов, С. В. Ильвицкая, Л. В. Петрова, Е. А. Булгакова // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. 2015. № 4 (124). С. 45-51.
33. Булгакова Е. А., Меерович М. Г. Учебное пособие для преподавателей ВУЗов по разработке дистанционных курсов обучения по направлению «Архитектура» // Хроники объединенного фонда электронных ресурсов Наука и образование.
2016. № 5 (84). С. 41.
34. Новиков А. М., Новиков Д. А. Методология: словарь системы основных понятий. М., 2013. 208 с.
35. Балл Г. А. Теория учебных задач: Психолого-педагогический аспект. М., 1990. 184 с.
36. Первухина Е. В. Мастерство педагога в решении профессионально-педагогических задач // Молодой ученый. 2014. № 1 (60). С. 562-564.
37. Пономарев Я. А. Психология творчества и педагогика. М., 1976. 280 с.
38. Кирсанов К. А., Алимова Н. К. Решение творческих задач: от общих проблем к концептуальным построениям. Т. II. М., 2016. 359 с.
39. Матвеева Ю. В. Развитие управленческих навыков у преподавателей вузов // Вестник Международного института рынка. 2015. № 2. С. 116-123.
40. Пекина О. И. Дидактика художественного образования: прогностическая методика планирования учебного содержания по рисунку // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2015. № 2-1 (32-1). С. 196-204.
41. Фаликман М. В. Парадоксы зрительного внимания. Эффекты перцептивных задач. М., 2018. 370 с.
42. Кудрявцев Т. В. Психология технического мышления: процесс и способы решения технических задач. М., 1975. 304 с.
References
1. Distancionnoe obuchenie v ekstremal'nyh usloviyah [Distance learning in extreme conditions]. Available at: https://academia. interfax.ru/ru/analytics/research/4491/. (In Russian).
2. Skobeleva I. E. Mediakul'tura v osnove organizacii distancion-nogo obucheniya v professional'nom obrazovanii [Media culture based on the organization of distance learning in professional education]. Professional Education in Russia and Abroad, 2020, no. 4 (40), pp. 142-147. (In Russian).
3. Zakharova E. M., Bernikova S. M. Sravnitel'nyj analiz distancion-noj i ochnoj form obucheniya v vuze [Comparative analysis of distance and full-time forms of education at university]. ALMA MATER, 2021, no. 7, pp. 36-42. (In Russian).
4. Musienko E. I. Teoriya i praktika ochnogo i distancionnogo obucheniya studentov arhitekturnogo vuza programmnomu kom-pleksu ARCHICAD [Theory and practice of face-to-face training and of distance training of architectural university students to the ARCHICAD software complex]. Creativity and Modernity, 2020, no. 2 (13), pp. 67-77. Available at: http://www.nsktvs.ru/sites/ default/files/2021-07/Творчество%20и%20современность%20 №2%2813%29%2C%202020.pdf. (In Russian).
5. Lomteva E. V., Bedareva L. Yu. Funkcionirovanie sistemy sred-nego professional'nogo obrazovaniya v usloviyah pandemii i rosta social'no-ekonomicheskoj nestabil'nosti [Functioning of the system of secondary vocational education in the pandemic circumstances and increased social and economic instability]. Professional Education in Russia and Abroad, 2020, no. 4 (40), pp. 89-97. (In Russian).
6. Abramyan G. V., Katasonova G. R. Osobennosti organizacii dis-tancionnogo obrazovaniya v vuzah v usloviyah samoizolyacii grazhdan pri virusnoj pandemii [Peculiarities of the organization of remote education in higher education institutions under conditions of self-insulation of citizens under the viral pandemia]. Modern Problems of Science and Education, 2020, no. 3. Available at: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29830. (In Russian).
7. Ivanova A. D., Murugova O. V. Onlajn-obrazovanie glazami studentov i prepodavatelej (po itogam pedagogicheskogo issledovaniya 2019 goda) [Online education through the eyes of students and lecturers (based on the results of a pedagogical study in 2019)]. Open Education, 2020, vol. 24, no. 2, pp. 4-16. (In Russian).
8. Bulgakova E. A., Burkin V. P. Distancionnye obrazovatel'nye tekhnologii kak innovacionnyj metod prepodavaniya arhitek-turnyh disciplin [Distance education technologies as an innovative method of teaching architectural disciplines]. International Research Journal, 2016, no. 8 (50), part 4, pp. 6-8. (In Russian).
9. Ignatiev V. P., Arhangelskaja E. A. Ispol'zovanie distancionnyh obrazovatel'nyh tekhnologij v vuze [Using distance education
technologies in higher education institutions]. Problems of Modern Education, 2020, no. 6, pp. 148-160. Available at: http://www. pmedu.ru/images/2020-6/148160.pdf. (In Russian).
10. Badaev Yu. L. Preimushchestva i nedostatki distancionnoj formy obucheniya i ee vliyanie na kachestvo obrazovaniya estestvennon-auchnogo napravleniya [Distance learning: advantages, disadvantages and influence on the quality of scientific education]. Problems of Modern Education, 2021, no. 2, pp. 187-191. Available at: http://www.pmedu.ru/images/2021-2/187191.pdf. (In Russian).
11. Shtykhno D. A., Konstantinova L. V., Gagiev N. N. Perekhod vuzov v distancionnyj rezhim v period pandemii: problemy i vozmozh-nye riski [Transition of universities to distance mode during the pandemic: problems and possible risks]. Open Education, 2020, vol. 24, no. 5, pp. 72-81. (In Russian).
12. Ivanov D. N. Distancionnoe obrazovanie: vyzovy massovogo perekhoda k onlajn-obucheniyu [Distance learning: challenges of mass transition to online education]. ALMA MATER, 2021, no. 7, pp. 55-58. (In Russian).
13. Kiyanenko K. V. Arhitekturnoe obrazovanie kak ob"ekt akademich-eskih issledovanij i refleksii [Architectural education as a subject of academic research and reflection]. Architecture and Construction of Russia, 2017, no. 2, pp. 8-25. (In Russian).
14. Tugarskaya P. M., Metlenkov N. F. Problemy rossijskogo arhitek-turnogo obrazovaniya XXI veka [Problems of Russian architectural education of the xxi century]. Creativity and Modernity, 2017, no. 2 (3), pp. 50-53. Available at: http://www.nsktvs.ru/sites/ default/files/2017-11/TBopMecTBO%20M%20coBpeMeHHOcTb%20 №2%283%29%2C%202017_0.pdf. (In Russian).
15. Shencova O. M. Professional'noe stanovlenie arhitektora v uslovi-yah rossijskogo obrazovaniya [Professional formation of the architect in the conditions of Russian education]. ALMA MATER,
2017, no. 7, pp. 85-90. (In Russian).
16. Kuznetzova N. G., Rakhimova T. A. Organizaciya arhitekturnogo obrazovaniya v Rossii i za rubezhom [Education in the sphere of architecture in Russia and abroad]. Professional Education in the Modern World, 2016, vol. 6, no. 1, pp. 113-120. (In Russian).
17. Fuks L. P. Metodologicheskie problemy obucheniya arhitekture [Methodological problems of educating to architecture]. Creativity and Modernity, 2019, no. 1 (9), pp. 23-33. Available at: http:// www.nsktvs.ru/sites/default/files/2019-06/TBopqecTBO%20M%20 coBpeMeHHOcTb%20№1%289%29%2C%202019.pdf. (In Russian).
18. Yaroshenko I. V., Klimenko I. V. Kompetentnostnyjpodhod k formirovaniyu tvorcheskih sposobnostejbakalavrov arhitek-tury [Competency-based approach to the formation of creative abilities of bachelors of architecture]. Design and Architecture: Synthesis of Theory and Practice. Collection of scientific works. Krasnodar, 2018, iss. 2, pp. 331-335. (In Russian).
19. Zaharova N. Yu. Mekhanizmy pedagogicheskogo soprovozh-deniya tvorcheskogo razvitiya obuchayushchihsya v arhitekturno-izobrazitel'noj deyatel'nosti [Mechanisms of Pedagogical Support for the Creative Development of Students in Architecture and Visual Art]. Modern Psychology and Pedagogy: Problems and Solutions. Collection of articles on the materials of the 10th international scientific-practical conference. № 5(9). Novosibirsk,
2018, pp. 31-34. (In Russian).
20. Lysenkov A. Yu., Lysenkova L. F. Smyslovye znacheniya risunka v tvorchestve arhitektora [The meaning of drawing in the work of the architect]. Pedagogy and Education, 2016, no. 4, pp. 420-424. (In Russian).
21. Golubeva A. N. Sovremennye metody hudozhestvennogo arhitek-turnogo proektirovaniya v prepodavanii graficheskih disciplin [Modern methods of artistic architectural design in the teaching of graphic disciplines]. Scientific-methodological Electronic Journal "Koncept", 2016, vol. 15, pp. 1946-1950. Available at: http://e-koncept.ru/2016/96308.htm. (In Russian).
22. Shentsova O. M., Savelyeva O. P., Krasnova T. V., Demenev D. N., Kayumova N. A., Mashinskaya M. S. The development of interest to the artistic and creative activity as the basis of future bachelor professional self-determination in the field of architecture, art and design. Social Sciences (Pakistan), 2015, no. 9, pp. 2234-2239. (In Russian).
23. Balakina A. E., Tesler K. I., Tesler N. D., Kovalev Yu. G. Tvorcheskie aspekty arhitekturnogo obrazovaniya na primere kursovogo proekta maloetazhnogo zhilogo doma. CHast' 1. Metody proek-tirovaniya [Creative aspects of architectural education on the example of low-rise house course project. part 1. design methods]. VESTNIK MGSU (Monthly Journal on Construction and Architecture), 2015, no. 7, pp. 147-157. (In Russian).
24. Steblina O. Yu. Formirovanie tvorcheskogo myshleniya u obu-chayushchihsya v vysshih uchebnyh zavedeniyah sredstvami arhitekturnogo proektirovaniya [Development of creative thinking of higher school students by means of architectural]. Theory and Practice of Social Development, 2015, no. 18, pp. 335-336. (In Russian).
25. Naumova V. I. Sovremennye tendencii arhitekturno-hudozhest-vennogo tvorchestva i aktual'nye vektory arhitekturnogo obrazovaniya [Modern trends of architectural and artistic creativity and current vectors of architectural education]. Abstract of Doctor's degree dissertation. Barnaul, 2011, 20 p. (In Russian).
26. Romanovski V. G. Sovremennaya napravlennost' arhitekturno-dizajnerskogo obrazovaniya [The focus of modern architecture and design education]. Creativity and Modernity, 2017, no. 2, pp. 29-39. Available at: http://www.nsktvs.ru/sites/default/ fNes/2017-11/TB0pMecTB0%20M%20c0BpeMeHH0CTb%20 №2%283%29%2C%202017_0.pdf. (In Russian).
27. Musienko E. I. Teoriya i praktika ochnogo i distancionnogo obu-cheniya studentov arhitekturnogo vuza programmnomu kom-pleksu ARCHICAD [Theory and practice of face-to-face training and of distance training of architectural university students to the ARCHICAD software complex]. Creativity and Modernity, 2020, no. 2 (13), pp. 67-77. Available at: http://www.nsktvs.ru/sites/ default/files/2021-07/TB0pMecTB0%20M%20c0BpeMeHH0CTb%20 №2%2813%29%2C%202020.pdf. (In Russian).
28. Kober O. I., Sattarov D. N. Problemy arhitekturnogo obrazovaniya: hudozhestvennoe tvorchestvo pri komp'yuternom proektiro-vanii [Problems of architectural education: artistic creativity in computer-aided design]. Young Scientist, 2017, no. 21.1 (155.1), pp. 135-137. (In Russian).
29. Bogatyrev V. A. Informacionnye sistemy i tekhnologii. Teoriya nadezhnosti [Information systems and technologies. Reliability Theory]. Moscow, 2018, 318 p. (In Russian).
30. Tokarev A. E. Rabochaya programma discipliny "Osnovy arhitek-tury" napravlenie podgotovki: 08.03.01 Stroitel'stvo [Working program of the discipline "Fundamentals of Architecture" training direction: 08.03.01 Construction]. TIU, 2019, 27 p. (In Russian).
31. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya - bakalavriat po napravleniyu podgotovki 08.03.01 Stroitel'stvo [On approval of the federal state educational standard of higher education - bachelor degree in the field of training 08.03.01 Construction]. Order of the Ministry of Education and Science of Russia No. 481 of May 31, 2017. (In Russian).
32. Sarkisov S. K., Ilvickaya S. V., Petrova L. V., Bulgakova E. A. Inno-vacionnye tekhnologii v kontekste tvorcheskogo obucheniya arhitektorov [Innovative technologies for creative teaching of architects]. Land Management, Monitoring and Cadastre, 2015, no. 4 (124), pp. 45-51. (In Russian).
33. Bulgakova E. A. Meerovich M. G. Uchebnoe posobie dlya prepo-davatelej VUZov po razrabotke distancionnyh kursov obucheniya po napravleniyu "Arhitektura" [Tutorial for teachers of universi-
ties on the development of distance learning courses in the field of "Architecture"]. Chronicles of the Joint Fund of Electronic Resources Science and Education, 2016, no. 5 (84), pp. 41. (In Russian).
34. Novikov A. M., Novikov D. A. Metodologiya: slovar' sistemy osnovnyh ponyatij [Methodology: glossary of the system of basic concepts]. Moscow, 2013, 208 p. (In Russian).
35. Ball G. A. Teoriya uchebnyh zadach: Psihologo-pedagogicheskij aspect [The theory of learning tasks: A Psychological and Pedagogical Aspect]. Moscow, 1990, 184 p. (In Russian).
36. Pervuhina E. V. Masterstvo pedagoga v reshenii professional'no-pedagogicheskih zadach [Mastery of the teacher in solving professional and pedagogical problems]. Young Scientist, 2014, no. 1 (60), pp. 562-564. (In Russian).
37. Ponomarev Ya. A. Psihologiya tvorchestva i pedagogika [Psychology of Creativity and Pedagogy]. Moscow, 1976, 280 p. (In Russian).
38. Kirsanov K. A., Alimova N. K. Reshenie tvorcheskih zadach: ot obshchih problem k konceptual'nym postroeniyam [Creative
problem solving: from general problems to conceptual constructions]. Vol. II. Moscow, 2016, 359 p. (In Russian).
39. Matveyeva Yu. V. Razvitie upravlencheskih navykov u prepoda-vatelej vuzov [The development of managerial skills for university faculty members]. Bulletin of the International Market Institute, 2015, no. 2, pp. 116-123. (In Russian).
40. Pekina O. I. Didaktika hudozhestvennogo obrazovaniya: prognos-ticheskaya metodika planirovaniya uchebnogo soderzhaniya po risunku [The didactics of art education: predictive methods of planning of educational content of drawing studies]. Science Vector of Togliatti State University, 2015, no. 2-1 (32-1), pp. 196-204. (In Russian).
41. Falikman M. V. Paradoksy zritel'nogo vnimaniya. Effekty percep-tivnyh zadach [Paradoxes of visual attention. perceptual task effects]. Moscow, 2018, 370 p. (In Russian).
42. Kudryavcev T. V. Psihologiya tekhnicheskogo myshleniya: process i sposoby resheniya tekhnicheskih zadach [Psychology of technical thinking: the process and ways of solving technical problems]. Moscow, 1975, 304 p. (In Russian).
УДК/UDC 378.014:004 А. Г. Широколобова, И. В. Губанова
A. Shirokolobova, I. Gubanova
СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ
SOCIAL NETWORKS AS AN EFFECTIVE TOOL TO ORGANIZE THE EDUCATIONAL PROCESS IN THE UNIVERSITY DURING THE PANDEMIC
Введение. Современный образовательный процесс невозможно представить без использования технологий E-leaming и социальных сетей. Актуальность исследования обусловлена активными процессами цифровизации общества и образования, которые изменили парадигму современного образования в целом и высшего образования в частности. Теоретическую основу исследования составили методология педагогики и педагогических исследований, педагогические исследования по проблемам использования средств ИКТ и социальных сетей в образовательной деятельности.
Методология. В статье рассматриваются возможности использования социальных сетей для организации учебного процесса в вузе. Описываются формы взаимодействия преподавателей и студентов при неподготовленном переходе исключительно на дистанционную форму обучения, рассматриваются функции социальных сетей в образовательном процессе и их значение для сохранения эффективности процесса обучения и мотивации студентов. Предлагаются
способы встраивания социальных сетей в учебный процесс при наличии у вуза СДО для организации учебной деятельности. Описываются характеристики коммуникации в социальных сетях, их образовательные возможности как педагогического инструмента организации проектной деятельности студентов.
Результаты. Делаются выводы о том, что одной дистанционной образовательной среды недостаточно для эффективной организации учебного процесса; в вузах необходимо повышать техническое оснащение и компьютерные навыки участников образовательного процесса; для качественной реализации учебного процесса необходимо также расширять общий кругозор, осуществлять воспитательную работу и проектную деятельность студентов и поддерживать эмоциональное межличностное общение и быть внимательным к интересам обучающихся.
Заключение. Авторами статьи доказывается, что социальные сети могут быть очень комфортным и эффективным инструментом, дополняющим стандартные средства обучения в вузе. У преподавате-