УДК 371.39
АНАЛИЗ ОПЫТА ПЕРЕХОДА К ДИСТАНЦИОННОМУ ОБРАЗОВАНИЮ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ НА ПРИМЕРЕ ТЮМЕНСКОГО ИНДУСТРИАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА (СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)
Юлия Андреевна Погребинская 1, Дмитрий Александрович Пезин2
1 Тюменский индустриальный университет, Тюмень, Российская Федерация
2Кафедра маркетинга и муниципального управления, Тюменский индустриальный университет, Тюмень, Российская Федерация
Аннотация. До недавнего времени традиционное и дистанционное образование обсуждались как дополнительное одного к другому. Статья посвящена, прежде всего, рассмотрению и сравнению сущности и содержания понятий традиционного и дистанционного обучения через призму восприятия их обучающимися. В 2020 году в связи с пандемией коронавируса вопрос об удаленном обучении стал беспрецедентно актуален. Многие университеты встали перед вызовом необходимости практически мгновенного перехода на дистанционную форму обучения. В статье проведен анализ перехода обучения в дистанционный формат на примере Тюменского индустриального университета. На основе фокус-группы представлено исследование отношения студентов к временному переходу на дистанционное образование. На основе обобщенных результатов исследования авторами сделаны выводы о в целом положительном восприятии обучающимися итогов перехода на дистанционную форму обучения в вузе, а также формализованы предложения по возможным дальнейшим шагам по совершенствованию имеющегося платформенного решения «Educon 2.0» в Тюменском индустриальном университете.
Ключевые слова: традиционное обучение, дистанционное обучение, учебный процесс, дистанционная форма обучения, прогресс.
Analysis of the Experience of the Transition to Distance Education During a Pandemic on the Example of Industrial University of Tyumen (Sociological Aspect)
Julia A. Pogrebinskaja 1, Dmitrii A. Pezin2
industrial University of Tyumen, Tyumen, Russian Federation
2Department of Marketing and Government Administration, Industrial University of Tyumen, Tyumen, Russian Federation
Abstract. Until recently, traditional and distance education were discussed as complementary to one another. The article is devoted primarily to the consideration and comparison of the essence and content of the concepts of traditional and distance learning through the prism of their perception by students. In 2020, in connection with the coronavirus pandemic, the issue of remote learning has become unprecedentedly relevant. Many universities faced the challenge of the need for an almost instantaneous transition to distance learning. The article analyzes the transition of learning to a distance learning format using the example of Industrial University of Tyumen. Based on a focus-group of students, the article presents a study of their attitude to the temporary transition to distance education. On the basis of the generalized results of the study, the authors made conclusions about the generally positive perception of students of the results of the transition to distance learning at the university, as well as formalized proposals for possible further steps to improve the existing platform solution "Educon 2.0" at Industrial University of Tyumen.
Keywords: traditional education, distance learning, educational process, distance learning, progress. Введение
Процесс обучения — это важнейший фактор развития личности на сегодняшний день. Образованный человек имеет больше перспектив в жизни, нежели не ставящий перед собой целей и не стремящийся к их достижению. Рассматривают обучение двух типов: традиционное и дистанционное. В первом случае оно направлено на передачу и закрепление знаний при помощи
традиционных методов, в то время как во втором случае основу передачи знаний составляют используемые технологии. В период пандемии востребованным стало обучение в дистанционном формате, представляющее собой форму обучения, при которой взаимодействие преподавателя и студента осуществляется на расстоянии, но передает все присущие классическому учебному процессу компоненты. Стоит отметить, что в настоящее время нет единого определения дистанционного обучения; множество исследователей по-разному излагают свою точку зрения. Основным средством коммуникации в данном случае выступает Интернет. Среди способов обучения студентов есть как выполнение заданий онлайн на платформе, так и встречи в видеоконференциях, и чтение лекций. В Тюменском индустриальном университете практикуются оба способа. В частности, задания и теоретический материал студенты получают на базе платформы «Educon 2.0», а видеосвязь проводится с помощью платформы «Zoom».
Материалы и методы
В качестве определяющих понятий данной статьи авторы выделяют два типа обучения: традиционное и дистанционное. Некоторые исследователи под традиционным обучением понимают обучение, при котором работа педагога ориентирована, прежде всего, на сообщение знаний и способов действий, передаваемых учащимся в готовом виде и предназначенных для воспроизводящего усвоения; педагог является единственным инициативно действующим лицом учебного процесса [1]. Другие исследователи трактуют «традиционное обучение» как часто применяемую систему, которая представляет собой следующую схему: изучение — закрепление — контроль — результат [2; 3]. М.В. Телегин пишет, что традиционное обучение, как система, призвано передавать, транслировать традицию, воспроизводить в пространстве и веках традиционный менталитет (душевный и умственный склад), традиционное мировидение, традиционную иерархию ценностей, народную аксиологию (ценностную картину мира) [4]. Традиционное обучение ориентируется на «преимущественное, усиленное изучение родины» по К.Д. Ушинскому [5]. По В.В. Давыдову традиционное обучение преимущественно направлено от частного, конкретного, единичного к общему, абстрактному, целому; от случая, факта к системе; от явления к сущности [6]. На базе статьи авторы придерживаются первого понятия, так как, по их мнению, оно более полно отражает особенности традиционного обучения.
На сегодняшний день традиционное обучение вытесняется другими видами в связи с быстро прогрессирующими технологиями. Стоит отметить, что старая парадигма образования, основанная на возможности определения необходимых запасов знаний для успешной жизнедеятельности с последующей передачей этой информации обучающемуся, уже изжила себя. Авторами статьи рассмотрены термины, которых придерживаются исследователи в отношении инновационного обучения.
О.В. Бондарева в своей статье «Понятие "дистанционное обучение": содержание и сущность» дает следующее определение: «Относительно недавно появившаяся форма обучения, которая существует во многих странах вместе с другими формами, такими как очное/заочное обучение, экстернат. Одним из характерных признаков данного вида обучения является географическая разделенность участников обучения друг от друга. Вторая отличительная особенность такого вида обучения — использование современных информационных и телекоммуникационных технологий для осуществления учебного процесса» [7]. В другом источнике дистанционное обучение трактуют как педагогическую технологию, которая основывается на принципе самостоятельного обучения и ставит целью творческое саморазвитие личности на его основе [8]. А.А. Андреев классифицирует дистанционное обучение, как «синтетическую, интегрированную форму обучения, базирующуюся на использовании традиционных и новых информационных технологий» [9]. В положении о дистанционном обучении в сфере среднего профессионального, высшего и дополнительного профессионального образования Российской Федерации «дистанционное
обучение» принято рассматривать как технологию, которая, в свою очередь, есть целенаправленная и методически организованная учебно-познавательная деятельность лиц, находящихся на расстоянии от образовательного центра, осуществляемая с помощью средств, методов и технологий опосредованного педагогического общения преподавателя со студентом с минимальным количеством обязательных занятий [10]. А.Н. Битченко и С.А. Мясников в своей статье «Дистанционное обучение. Определение, преимущества, проблемы внедрения» используют следующее определение дистанционного обучения: это целенаправленный процесс диалогового, асинхронного и синхронного взаимодействия преподавателя и студентов между собой и со средствами обучения, индифферентный к их расположению в пространстве и времени [11]. При анализе понятия «дистанционное обучение» авторы статьи придерживаются точки зрения, высказанной А.Н. Битченко и С.А. Мясникова, так как, по их мнению, она в большей мере отражает ситуацию обучения, сложившуюся во время пандемии.
Процесс подготовки к дистанционному обучению происходил на протяжении долгого времени. Изначально о внедрении дистанционного образования стали задумываться университеты и бизнес-школы, стремившиеся расширить возможность привлечения высококлассных профессоров международного уровня. Однако университеты зачастую сталкивались с проблемой, когда свободное время привлекаемых профессоров было сложно сопоставить с образовательным процессом студентов и слушателей курсов ДПО. Эта проблема усиливалась тем, что перемещение из одного места в другое многими преподавателями расценивалось как потеря времени. Полноценное внедрение дистанционных форм образования по большей части смогло снять эти вопросы. В свою очередь, удаленный доступ лектора к группе, позволил поднять вопрос о возможности подключения обучающихся в распределенном режиме, без необходимости отрыва от рабочего места и перемещения к месту проведения занятий. Внедрение инструментов удаленной работы позволило значительно сократить командировочные затраты, избежать корректировки производственных процессов при отсутствии сотрудников для обучения. В целом это открыло реальную возможность для получения самых актуальных знаний представителям менее обеспеченных слоев общества и даже целым государствам. Так, по мнению М.Л. Белоножко и А.Л. Абрамовского, «...национальные системы дистанционного высшего образования в развивающихся странах более доступны для рядовых граждан в экономическом плане» [12]. Первоочередная причина в том, что в финансовом плане не каждый может себе позволить территориальное перемещение, в том числе переезд в областной центр или столицу. Именно дистанционное обучение может дать возможность черпать новые знания, совершенствовать свои компетенции по индивидуальным образовательным траекториям, используя только персональный компьютер (ноутбук, планшет, смартфон). В настоящее время мир столкнулся с уникальной ситуацией, в которой единственным выходом для образования является дистанционное обучение. Взаимодействие людей в режиме онлайн имеет свои плюсы, например, увеличивается возможность для проведения исследований и проектов, так как в живом общении некоторым индивидам сложнее найти общий язык, нежели виртуально. В свою очередь, очное общение характеризуется возможностью лицезреть человека, анализировать его мимику и позы, слышать изменения тональности в голосе и ощущать эмоциональный фон оппонента. Дистанционное общение, с психологической точки зрения, тем более если оно без видеосвязи, априори является некомфортным. Это объясняется тем, что по особенностям восприятия и переработки информации все люди делятся на четыре группы:
• визуалы — те, для кого главное видеть оппонента;
• аудиалы — люди, для которых важно слышать собеседника, так они лучше усваивают информацию;
• кинестетики — часть людей, которые используют для восприятия другие ощущения (к примеру, обоняние и осязание) или движение;
• дискреты — у них осмысление происходит с помощью, знаков, цифр и логических доводов [13].
Ученые отмечают, что последние считаются малочисленной группой, следовательно, для большинства участников общения слух, зрение и кинестетический канал являются более востребованными. В 2020 году мир оказался в ситуации, где потребитель сам ищет возможность использования технологий для удаленного обучения или работы. А ведь раньше результатами разработок нужно было сначала заинтересовать потребителя и сделать все возможное, чтобы он захотел их приобрести. Формирование потребности произошло буквально за один момент, оставалось разобраться в технологиях.
Вузы, как и остальные организации, поделились на две категории: готовые оперативно перейти на дистанционную работу и те, кого это требование застало врасплох. Одна часть университетов заблаговременно начали работу по развитию обучения студентов в дистанционном формате, другая часть вынуждена была в «пожарном» режиме подстраиваться под изменившиеся внешние условия и требования. «Преподаватели вузов чаще жалуются на высокую нагрузку и нехватку времени в связи с переходом на дистанционное обучение...» [14]. До внедрения удаленного формата в результате пандемии многие преподаватели ограничивались использованием почты и мессенджеров. На сегодняшний день этого недостаточно, тем более что технологии дают сейчас возможность использовать различные варианты коммуникаций.
Авторами было обозначено, что при анализе психологических моделей поведения людей, в случае реализации дистанционного обучения, в значительной мере подвергаются изменению роли человека. В частности, переход из состояния выполнения трудовых обязанностей на отдых и обратно происходит затруднительно. Предполагается, что указанный феномен связан с ограничениями в плане очного посещения учреждений и мест массового скопления народа, где человеку требуется соблюдать определенные требования к собственному внешнему виду и соответствовать минимальным эстетическим нормам. Ослабляются требования к собственному образу, страдает самоорганизация, людям сложнее настроить себя на учебный и рабочий ритм. Рабочее время переплетается с домашними обязанностями, и сложно остановиться в решении производственных задач и условно закончить рабочий день, либо переключиться с домашних дел на начало выполнения трудовых задач. В связи с этим преподаватели, переведенные на работу в дистанционном формате, начали активно применять инструменты разделения своих социальных ролей посредством физического разделения бытовой и рабочей зон.
Подводя итог анализа терминов «традиционное» и «дистанционное образование», авторы отмечают, что многие исследователи выделяют ключевой фактор влияния — прогресс, влияющий на выбор обучения. Однако эти понятия в значительной мере отдалились друг от друга и наполнились новыми смыслами за короткий период в несколько месяцев после начала пандемии.
Результаты и обсуждение
В ходе исследования был проведен опрос «Отношение к дистанционному обучению» у фокус-группы, состоящей из 12 человек возраста 22-23 лет, обучающихся в магистратуре на 1 курсе в Тюменском индустриальном университете. В опросе приняли участие 8 девушек и 4 молодых человека. Данный опрос проводился среди студентов с целью выявления факторов, влияющих на дистанционное обучение, и субъективного мнения респондентов об удаленном процессе обучения. Исходя из полученных результатов были сделаны некоторые выводы; для удобства в тексте ответы в процентах округлены до целого числа.
Отвечая на вопрос о развитости дистанционной формы обучения в Тюменском индустриальном университете, 59 % опрошенных считают, что дистанционная форма обучения в вузе развита достаточно, с этим не согласились 33 % респондентов, 8 % воздержались от ответа (рисунок 1).
Рисунок 1. Развитость дистанционной формы обучения в Тюменском индустриальном
университете
Далее необходимо было выяснить, с чем связано недовольство студентов. 42 % респондентов особенно выделили сложность работы с интернет-ресурсами, следующим фактором выявлено отсутствие живого общения. Многие студенты посчитали, что при традиционной форме обучения учебная нагрузка значительно меньше.
В меньшей степени недостатками в дистанционной форме обучения оказались отсутствие живого общения, сложность работы с интернет-ресурсами, высокая нагрузка, сложность выполнения учебных заданий без теории/разъяснений (рисунок 2).
8%
8%
26%
8%
8%
Отсутствие живого общения
Сложность работы с интернет-ресурсами
Высокая нагрузка
Многократное увеличение учебной нагрузки
Неоправданно большое количество заданий
Сложность выполнения заданий без разъяснений
Рисунок 2. Недостатки дистанционной формы обучения
Основным преимуществом для 75 % опрошенных стала возможность совмещения учебы с работой. На сегодняшний день это достаточно актуально, особенно при получении степени магистра, ведь после бакалавриата многие ребята начинают строить свою карьеру. Один из опрошенных отметил, что преимуществ в дистанционном обучении нет, и связал это со сложностями обучения в онлайн-формате, сопровождающимися постоянными внешними помехами и невозможностью уединиться в домашних условиях.
Отвечая на вопрос о преимуществах дистанционной формы обучения, 67 % респондентов заявили, что традиционная форма обучения более эффективна. На вопрос об удобстве изучения лекционного материала через дистанционную форму обучения больше половины опрошенных ответили, что им не требуются пояснения или они больше склонны к тому, что для них все понятно. Однако 34 % указали, что им требуются пояснения в той или иной форме (рисунок 3).
Рисунок 3. Удобство изучения лекционного материала через дистанционную форму обучения
В качестве фактора, влияющего на дистанционное обучение, можно выделить самоорганизацию у студентов; в данном случае по вопросу: «Повлияло ли на Вашу самоорганизацию дистанционное обучение в связи с пандемией?» мнения разделились поровну для тех, кому стало сложнее себя организовывать для работы и наоборот, 16 % отметили, что для них ничего не изменилось.
В целом мнение опрошенных показывает, что студенты больше преподавательского состава готовы к дистанционному обучению. Это может быть связано с тем, что на некоторых дисциплинах студенты уже сталкивались с работой на платформе «Бёиеоп 2.0», в то время как часть преподавателей дистанцировалась от электронной платформы, отдавая предпочтение традиционным методам обучения (рисунок 4).
- Студенты - Преподаватели
4 4 4 4
Да Больше да, чем нет Нет Больше нет, чем да
Рисунок 4. Готовность к дистанционному обучению
Для исследования также было полезно выявить, с помощью каких информационных средств студентам удобнее общаться с преподавателями. Большинство респондентов отметили, что больше пользуются платформой «Бёиеоп 2.0», а именно 58 %, и им в большей степени удобен интерфейс. С этим согласились не все и дали свои рекомендации по улучшению системы:
• возможность видеосвязи;
• структурированное содержание без лишних папок и вкладок;
• стабильная работа сервиса;
• указание учебного плана в начале работы с курсом;
• получение оповещений на почту.
25 % опрошенных пользуются для общения с преподавателями другими мессенджерами, например, Viber. Наименее востребованным оказалось общение по почте.
В контексте исследования любопытен момент, что большинством отмечена эффективность традиционной формы обучения, но в то же время для 58 % человек неважно в общении с человеком видеть его мимику, позы и слышать тон голоса (рисунок 5).
17%
25%
17%
41%
Да
Больше да, чем нет Нет
Больше нет, чем да
Рисунок 5. Важность визуальных факторов в общении с человеком
В вопросе о сервисах видеосвязи 25 % опрошенных отметили, что в принципе не пользуются никакими сервисами, а у 75 % в ходу «Zoom», на базе которого сейчас работают студенты и преподаватели. В качестве положительных сторон данного сервиса респонденты отметили легкость использования, хорошее качество звука и видео, удобство и скорость работы. Вопрос о технической готовности студентов для дистанционного обучения показал, что у 100 % опрошенных есть собственный ПК (ноутбук, планшет, смартфон) с наличием звуковых устройств.
Можно сделать вывод о том, что большинство отдают предпочтение традиционной форме обучения, но в то же время дистанционное обучение также имеет свои преимущества. Это связано как с тем, что людям не хватает живого общения и не всегда есть понимание об изучаемом материале, так и со сложностями в восприятии материала, при полном переходе на принципиально новый формат общения при получении высшего образования.
Выводы
В заключение стоит отметить, что существует необходимость развивать как сами технологии, и так навыки и умения ими пользоваться, поскольку в быстро изменяющейся внешней среде гибкое реагирование на разные, в том числе неожиданные ситуации, есть залог успеха. Необходимо учитывать, что традиционное обучение остается более востребованным среди студентов, поскольку может в большой степени заинтересовать обучающихся и предполагает живое общение, способствующее лучшему усвоению учебного материала. Также важно понимать, что студенты больше подготовлены к дистанционному обучению, нежели преподаватели, что объясняется большей практикой общения в таком формате вне учебного процесса. Существующая образовательная платформа «Educon 2.0» удовлетворяет основным запросам пользователей, но может быть еще более позитивно восприниматься после определенных доработок, связанных с возможностью проведения видеоконференций;
70
структуризации содержания, более понятной студентам; стабилизации работы; адаптивности к другим средствам связи. Можно с уверенностью говорить, что дистанционная форма обучения в Тюменском индустриальном университете достаточно развита и университет был готов к переходу на данный формат обучения. Основным недостатком дистанционного обучения является сложность работы с интернет-ресурсами, а основное достоинство — возможность совмещения учебы и работы.
Таким образом, необходимо совершенствовать способы эффективного процесса обучения в дистанционном формате и уделять внимание психологическому аспекту работы студентов и преподавателей, что обеспечит наличие максимально широких возможностей для повышения качества образования в современном мире.
Библиографический список
[1] Традиционное обучение [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cyclowiki.org /wiki /Традиционное_обучение.
[2] Традиционная система обучения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://zaochnik. com/spravochnik/pedagogika/teorija-obuchenija/traditsionnaja-sistema-obuchenij/.
[3] Врублевская Е.Г. Гуманитарные основы педагогической деятельности // Хабаровск: Издательство ДВАГС, 2006. - 180 с.
[4] Телегин М.В. Апологетика традиционного обучения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mtelegin.ru/tradition/apologet/171 -glava1?start=21.
[5] Телегин М.В. Традиционная педагогика в инновационной школе (программа курсов повышения квалификации педагогов) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mtelegin.ru/tradition/tradiciinnovacii.
[6] Ильин Г.Л. Развивающее обучение или развивающее образование? // Вестник МГГУ. -2009. - № 4. - С. 90-101.
[7] Бондарева О.В. Понятие «Дистанционное обучение»: содержание и сущность // Актуальные проблемы современной науки. - 2015. - № 3. - С. 151-153.
[8] Дистанционное образование [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.fio.vm.m/2005/6/6.htm.
[9] Дистанционное обучение: сущность и содержание [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://scibook.net/obrazovatelnyie-tehnologii-sovremennyie/distantsionnoe-obuchenie-suschnost-45766.html.
[10] Определения дистанционного обучения российских специалистов [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://social-orthodox.info/pages/5_6_distancion_obuch_opred.htm.
[11] Битченко А.Н., Мясников С.А. Дистанционное обучение. Определение, преимущества, проблемы внедрения // Проблеми шженерно-педагопчно!' осв^и. - 2008. - № 20. - С. 94-100.
[12] Белоножко М.Л., Абрамовский А.Л. Развитие дистанционного высшего образования в мире на современном этапе // Вестник Челябинского государственного университета. Философия. Социология. Культурология. - 2014. - № 24 (353). - С. 88-90.
[13] Тип восприятия: визуалы, аудиалы, кинестетики, дискреты [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://rub-rpc.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=1691%3A2019-09-23-08-08-26&catid=3 9%3A2017-03-15-03-00-31&Itemid=234.
[14] Половина педагогов оказались не готовы к переходу на дистанционное обучение [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://nafi.ru/analytics/polovina-pedagogov-okazalis-ne-gotovy-k-perekhodu-na-distantsionnoe-obuchenie/.
References
[1] Traditional education. Retrieved from http://cyclowiki.org/wiki/Traditional_learning.
[2] Traditional training system. Retrieved from https://zaochnik.com/spravochnik/pedagogika/teorija-obuchenij a/traditsionnaj a-i-razvivajuschaj a-sistema-obuchenij/.
[3] Vrublevskaya, E.G. (2006). Humanitarian foundations of pedagogical activity. Khabarovsk: Publishing house DVAGS.
[4] Telegin, M.V. Apologetics of traditional education. Retrieved from http://mtelegin.ru/tradition/ apologet/171-glava1? start=21.
[5] Telegin, M.V. Traditional pedagogy in an innovative school (program of advanced training courses for teachers). Retrieved from http://www.mtelegin.ru/tradition/tradiciinnovacii.
[6] Ilyin, G.L. (2009). Developmental training or developmental education? Bulletin of MGGU, 4, 90-101.
[7] Bondareva, O.V. (2015). The concept of "Distance learning": content and essence. Actual Problems of Modern Science, 3, 151-153.
[8] Distance education. Retrieved from http://www.fio.vrn.ru/2005/6/6.htm.
[9] Distance learning: essence and content. Retrieved from https://scibook.net/obrazovatelnyie-tehnologii-sovremennyie/distantsionnoe-obuchenie-suschnost-45766.html.
[10] Definitions of distance learning for Russian specialists. Retrieved from http://social-orthodox.info/pages/5_6_distancion_obuch_opred.htm.
[11] Bitchenko, O., & Myasnikov, S. (2008). Distance education. Definition, Advantages, Problems of Implementation. Problems of Engineering and Pedagogical Education, 20, 94-100.
[12] Belonozhko, M.L., & Abramovskiy, A.L. (2014). Development of distance higher education in the world at the present stage. Bulletin of the Chelyabinsk State University. Philosophy. Sociology. Culturology, 24(353), 88-90.
[13] Type of perception: visuals, audials, kinesthetics, discretes. Retrieved from http://rub-rpc.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=1691%3A2019-09-23-08-08-26&catid=39%3A2017-03-15-03-00-31&Itemid = 234.
[14] Half of the teachers were not ready for the transition to distance learning. Retrieved from https://nafi.ru/analytics/polovina-pedagogov-okazalis-ne-gotovy-k-perekhodu-na-distantsionnoe-obuchenie/.
Получена / Submitted: 06/10/2020 Доработана / Revised: 13/11/2020 Принята к публикации / Accepted: 27/11/2020