Научная статья на тему 'ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ГЕОГРАФИИ: ВЫЯВЛЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕПОДАВАНИЯ'

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ГЕОГРАФИИ: ВЫЯВЛЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕПОДАВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
494
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ / ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЦИФРОВЫЕ ПЛАТФОРМЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Амбарцумова Элеонора Мкртычевна, Крючкова Елена Алексеевна

Авторы характеризуют проблемы дистанционного обучения на уроках истории и географии; анализируют сильные и слабые стороны дистанционного обучения по результатам анкетирования учителей, выявляют новые подходы к организации преподавания в дистанционном формате, описывают методические приемы и технологии дистанционного обучения, приводят приемы активизации учебной деятельности во время видеоуроков. Выявлена необходимость в изменениях способов изучения нового материала, более широкого применения форм учебного диалога. Отмечена важность формирования профессиональных компетенций в применении технологии дистанционного обучения. Рассмотрены формы дистанционных занятий. Особое внимание уделено использованию на уроках истории и географии интерактивных карт и других визуальных источников. Рассмотрены способы адаптации к дистанционному обучению традиционных методик. На конкретных примерах рассмотрено формирование универсальных коммуникативных действий (организация работы в парах и группах на уроках). Описаны приемы самодиагностики и самооценки обучающихся при дистанционном обучении (создание электронных портфолио и др.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Амбарцумова Элеонора Мкртычевна, Крючкова Елена Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISTANCE LEARNING IN HISTORY AND GEOGRAPHY LESSONS: IDENTIFIED PROBLEMS AND APPROACHES TO THE ORGANIZATION OF TEACHING

The authors characterize the problems of distance learning in history and geography lessons; analyze the strengths and weaknesses of distance learning based on the results of a survey of teachers, identify new approaches to the organization of teaching in the distance format, describe methodological techniques and technologies of distance learning, present methods for activating the educational process during video lessons. The need for changes in the ways of studying new material, a wider application of forms of educational dialogue is revealed. The importance of the professional competencies formation in the application of distance learning technology is noted. The forms of distance learning are analyzed. Special attention is paid to the use of interactive maps and other visual sources in history and geography lessons. The ways of traditional methods adaptation to distance learning are considered. The formation of universal communicative actions (organization of work in pairs and groups in the classroom) is considered using specific examples. The methods of self-diagnosis and self-assessment of students during distance learning (creating electronic portfolios, etc.) are described.

Текст научной работы на тему «ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ГЕОГРАФИИ: ВЫЯВЛЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕПОДАВАНИЯ»

УДК 37.012.2 ББК 74.03

DOI: 10.31862/1819-463X-2022-1-246-255

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ГЕОГРАФИИ: ВЫЯВЛЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕПОДАВАНИЯ1

Э. М. Амбарцумова, Е. А. Крючкова

Аннотация. Авторы характеризуют проблемы дистанционного обучения на уроках истории и географии; анализируют сильные и слабые стороны дистанционного обучения по результатам анкетирования учителей, выявляют новые подходы к организации преподавания в дистанционном формате, описывают методические приемы и технологии дистанционного обучения, приводят приемы активизации учебной деятельности во время видеоуроков. Выявлена необходимость в изменениях способов изучения нового материала, более широкого применения форм учебного диалога. Отмечена важность формирования профессиональных компетенций в применении технологии дистанционного обучения. Рассмотрены формы дистанционных занятий. Особое внимание уделено использованию на уроках истории и географии интерактивных карт и других визуальных источников. Рассмотрены способы адаптации к дистанционному обучению традиционных методик. На конкретных примерах рассмотрено формирование универсальных коммуникативных действий (организация работы в парах и группах на уроках). Описаны приемы самодиагностики и самооценки обучающихся при дистанционном обучении (создание электронных портфолио и др.).

Ключевые слова: дистанционное обучение, информационно-компьютерные технологии, методические приемы, источники информации, образовательные цифровые платформы.

Для цитирования: Амбарцумова Э. М., Крючкова Е. А. Дистанционное обучение на уроках истории и географии: выявленные проблемы и подходы к организации преподавания // Наука и школа. 2022. № 1. С. 246-255. DOI: 10.31862/1819-463Х-2022-1-246-255.

1 Работа выполнена в рамках государственного задания ФГБНУ «Институт стратегии и развития образования Российской академии образования». № 073-00007-21-00 на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 гг. Проект «Обновление содержания общего образования».

© Амбарцумова Э. М., Крючкова Е. А., 2022

Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

DISTANCE LEARNING IN HISTORY AND GEOGRAPHY LESSONS: IDENTIFIED PROBLEMS AND APPROACHES TO THE ORGANIZATION OF TEACHING

E. M. Ambartsumova, E. A. Kruchkova

Abstract. The authors characterize the problems of distance learning in history and geography lessons; analyze the strengths and weaknesses of distance learning based on the results of a survey of teachers, identify new approaches to the organization of teaching in the distance format, describe methodological techniques and technologies of distance learning, present methods for activating the educational process during video lessons. The need for changes in the ways of studying new material, a wider application of forms of educational dialogue is revealed. The importance of the professional competencies formation in the application of distance learning technology is noted. The forms of distance learning are analyzed. Special attention is paid to the use of interactive maps and other visual sources in history and geography lessons. The ways of traditional methods adaptation to distance learning are considered. The formation of universal communicative actions (organization of work in pairs and groups in the classroom) is considered using specific examples. The methods of self-diagnosis and self-assessment of students during distance learning (creating electronic portfolios, etc.) are described.

Keywords: distance learning, information and computer technologies, methodological techniques, information sources, educational digital platforms.

Cite as: Ambartsumova E. M., Kruchkova E. A. Distance learning in history and geography lessons: identified problems and approaches to the organization of teaching. Nauka i shkola. 2022, No. 1, pp. 246255. DOI: 10.31862/1819-463X-2022-1-246-255.

В 2020-2021 гг. в школьном образовательном процессе произошли значительные изменения. Мы оказались в ситуации, когда в условиях пандемии неожиданно и впервые пришлось совершенно иначе организовывать образовательный процесс. Стали внедряться ресурсы для организации дистанционного обучения, которое периодически менялось на смешанное обучение, когда наряду с дистанционным применялись и традиционные формы.

Представленная в исследовании оценка реальной доступности образовательных информационных технологий, а также готовности учителей к их использованию показала, что вынужденный переход на дистанционное обучение оказался испытанием для многих школ,

учителей и обучающихся. В изменившейся реальности кризисного периода возникла острая необходимость в сжатые сроки перестроиться для работы в новом формате, поскольку обучение и контроль не могли осуществляться с помощью традиционных методик. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников [1, ст. 16].

Дистанционное обучение (дистантное обучение, распределенное обучение) -процесс передачи знаний, формирования умений и навыков при интерактивном

взаимодействии как между обучающим и обучающимся, так и между ними и интерактивным источником информационного ресурса, отражающий все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения), осуществляемый в условиях реализации средств ИКТ [2].

В настоящее время опыт дистанционной работы нуждается в изучении и осмыслении [3]. Чтобы выяснить, как учителя оценивают и используют возможности дистанционного обучения, было проведено анкетирование учителей истории и географии.

На наиболее «острый» вопрос, каково отношение к дистанционному обучению, примерно 70% из числа анкетируемых ответили: «Больше отрицательное, чем положительное».

Примерно одинаковое число участников анкетирования видят сильные стороны дистанционного обучения в возможности непосредственного общения, диалога педагога и обучающихся в условиях удаленности и одновременно в больших, чем при традиционном обучении, возможностях визуализации части сообщаемой учителем информации, привлечения интернет-ресурсов. Учителя признают сильные стороны дистанционного обучения: а) внесение новизны как в деятельность обучающегося, так и в деятельность учителя в процессе обучения, способствует большей их мотивации; б) признание учителями, что дистанционное обучение - альтернатива традиционному формату обучения в «неординарных» ситуациях; в) возможность расширить или дополнить имеющиеся сведения об обучающемся, установить более тесную связь между участниками образовательного процесса: учителем - обучающимся - родителем.

Основной недостаток, среди указанных большинством (70%) участников анкетирования: «Возрастает физическая и

психологическая нагрузка на учителя и учащихся». Половина участников анкетирования наряду с вышеназванным указала в качестве недостатка «Ограничение зоны общения экраном (вне которого педагог не может наблюдать за работой учащихся, оказать им помощь)» и «Необходимость технически налаживать и поддерживать связь». Среди многих отрицательных характеристик дистанта учителя назвали недостаточность учебно-методического обеспечения дистанционного обучения. Обобщив все вышеперечисленное, попытаемся систематизировать указанные недостатки: а) возникновение проблем как у учителя, так и у обучающихся, связанных со здоровьем из-за чрезмерной работы перед компьютером в нарушение норм СанПиН; б) возникновение технических проблем как у учителя, так и у обучающихся (слабая техническая база, слабое владение ИКТ, не позволяющее использовать вместо традиционных средств обучения интернет-ресурсы); в) ограничение в использовании коллективных форм работы на уроке; г) отсутствие должного учебно-методического обеспечения для организации контрольно-оценочной деятельности в режиме онлайн.

По мнению учителей истории и географии, одна из проблем современного образования - необходимость изменений в методике преподавания предмета при переходе на дистанционное обучение, освоение форм и методов обучения в дистантном формате, что предполагает обращение к электронным средствам обучения с обратной связью, установление новых форм коммуникации между педагогом и обучающимися и между самими обучающимися, психологического взаимодействия с родителями, внедрение новых форм проверки и контроля, новых подходов к характеру заданий, выполняемых на уроке и дома и др.

Примерно 65% респондентов полагают, что в первую очередь в условиях

дистанционного обучения важно внести коррективы в инструменты реализации контрольно-оценочной деятельности: необходимо изменить характер и состав заданий для самостоятельной домашней работы учащихся, найти оптимальные формы проверки и самопроверки подготовленности учащихся (очевидно, для обеспечения объективного оценивания достижений школьников). О необходимости внесения изменения в способы рассмотрения нового материала (сокращение учительского монолога с пересказом информации учебника) указали треть участников анкетирования; примерно каждый пятый считает необходимым более широкое применение форм учебного диалога (возможно, этот сравнительно невысокий результат свидетельствует о слабом представлении о формах учебного диалога).

Значительная часть респондентов признает пока еще слабо сформированные профессиональные компетенции в применении технологии дистанционного обучения. Учителя (как историки, так и географы) ставят вопрос о постдипломном обучении и издании пособий по методике дистанционного преподавания.

Ответы учителей, полученные в результате анкетирования, помогают проанализировать и оценить реальное состояние дистанционного обучения: выявить проблемы, возможно, изменить подходы к организации преподавания и оказать учителям методическую помощь.

В качестве позитивного момента необходимо отметить широкую возможность использовать при дистанционном обучении мультимедийные источники: анимацию, аудио и видео, документальное и художественное кино и др.

На основе анализа видеоуроков по истории и географии можно выделить две основные педагогические технологии проведения дистантного урока:

1) использование через интернет-связь элементов классической методики с интерактивными приемами;

2) использование новой педагогической технологии, где превалирует самостоятельная работа обучающихся: технология перевернутого класса (урока).

Примерный алгоритм «перевернутого» урока, включающего традиционные этапы урока (повторение, изучение нового материала, закрепление, домашнее задание) (на примере уроков истории):

1. Обучающиеся получают предварительное задание по ознакомлению с новым материалом, подлежащим изучению (средства обучения: традиционный печатный учебник или тексты и материалы, представленные учителем; самостоятельный поиск информации).

2. Накануне урока каждый из обучающихся отправляет педагогу в чат вопросы, вызывающие затруднения.

3. В начале дистантного урока педагог 10-15 мин в форме эвристической беседы разбирает с учащимися вопросы, оставшиеся непонятыми.

4. Учащиеся выполняют практические задания по теме в формате интерактива с обратной связью: работа с электронным текстом, визуальными источниками, в том числе картографическими, тренажер, дидактическая игра в дистанционном режиме (10 мин).

5. Онлайн-контроль по теме (электронная форма учебника, подготовленные учителем тестовый контроль и другие задания) (10 мин).

6. Выполнение практических заданий в традиционном формате (печатные рабочие тетради, контурные карты и др.): анализ письменных источников, создание эссе, составление рассказа на основе нескольких источников и др. (в качестве отчета педагогу высылается скриншот работы) (10-15 мин).

7. В качестве домашней работы учащиеся получают индивидуальные задания, выполнение которых предполагает как устный ответ с электронной презентацией, так и индивидуальные задания, предполагающие письменные ответы (анализ источника, составление рассказа,

тезисов, написание эссе и др.). (Презентации или скриншоты ответов пересылаются в чат или по почте педагогу, хранятся в портфолио обучающихся.)

При планировании урока учитывается образовательная цель учебного занятия, ступень обучения и возраст обучающихся, избранная форма видеоурока и др., от этого будет зависеть и содержание этапов урока: будет ли урок включать традиционные структурные единицы или пройдет в более свободной форме (обсуждение, дискуссия в классе или по группам).

Формы дистанционных занятий находятся в процессе становления. В настоящее время наиболее разработана видеолекция, которая популярна в старших классах и в вузах. Также можно выделить традиционный комбинированный видеоурок, появились дистанционные уроки онлайн-контроля, дистанционные уроки защиты электронных проектов, видеосеминары, видеоконференции, индивидуальная видеоконсультация и др.

Опыт дистанционного обучения привел к трансформации традиционной методики преподавания истории и адаптации под дистанционное обучение приемов и методов обучения. Наряду с традиционными технологиями, такими как видеолекции с привлечением визуального видеоряда с постановкой вопросов для закрепления изученного материала, проводились комбинированные уроки с использованием интерактивных материалов. Основные методические приемы были направлены на самостоятельный поиск информации: развитие у обучающихся способности получать знания, используя современные интерактивные возможности, и на индивидуализацию обучения. Овладение навыками использования средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для привлечения различных источников географической информации при решении познавательных и практико-ориентиро-ванных задач позволило обучающимся

совершенствовать многие важные предметные и метапредметные умения.

Работа с информацией - одно из них. Специфика современного школьного курса географии заключается в постоянном обновлении и увеличении объема географической информации. К специфическим для географии видам деятельности относятся поиск, извлечение и использование информации из различных источников, для решения различных учебно-познавательных и практических задач; работа с текстом географического содержания, географическими картами, статистическими данными и т. д. Отрабатываются умения систематизировать результаты наблюдений; выбирать форму представления результатов наблюдений за отдельными компонентами природы; представлять результаты наблюдений в табличной, графической форме, описания. По мнению учителей, в период карантина в числе всех методов обучения значительно увеличилась доля исследовательских методов. При написании реферата, разработки проекта, презентации многие школьники изучают географию через Интернет, получая недостающую информацию на различных ресурсах. Например, при изучении темы «Погода и климат» в 8-м классе можно порекомендовать проведение исследования «Как изменилась погода своего края за последние сто лет?»; в 9-м классе: «Какие заводы работали в нашем городе в начале прошлого века?» или «На каких предприятиях нашего города работали представители моей семьи 50 лет назад?».

К факторам, влияющим на успешное развитие дистанционного обучения на уроках географии, относится необходимый и достаточный объем используемой информации; оптимальное представление каких-либо сведений в текстовой, табличной или графической форме; моделирование форм обратной связи. Одним из главных источников географической информации является географическая

карта. При дистанционном обучении используются как карты географических атласов, так и интерактивные карты (некоторые из них входят в методический комплект ЭФУ). При использовании интерактивных карт у обучающихся появляется мотивация для активной работы.

Использование на уроке нескольких интерактивных карт, быстрая их смена, извлечение необходимой информации и т. д. способствуют эффективной работе. Важной задачей становится представление самими обучающимися каких-либо сведений в текстовой, табличной или графической форме. Кроме того, происходит обмен информацией в режиме диалога.

Объяснительно-иллюстративные методы также адаптируются к условиям дистанционного обучения. Использование программ различных телеканалов способствует повышению познавательной активности обучающихся за счет увеличения наглядности и эмоциональной насыщенности (анимация, звук, видео и другие мультимедийные эффекты), что в свою очередь стимулирует познавательную активность обучающихся. Можно рекомендовать при изучении соответствующих тем включать в ход урока демонстрацию наиболее ярких фрагментов фильмов телеканала National Geographic онлайн, например: «Путешествие на край Вселенной» (5 кл.), «Дикая природа России» (8 кл.), «Тайна Гранд-каньона» (7 кл.) и т. д. На уроках истории с успехом используются документальное и игровое кино (фрагменты). Традиционно на уроках по Великой Отечественной войне показывают тематические киноленты «Битва за Москву», «Сталинградская битва» и др.

Обучающимся заранее предоставляется возможность ознакомиться с содержанием темы предстоящего урока, причем не только прочитать текст учебника, но и тексты художественных и научно-популярных произведений по данной тематике из сети Интернет, использовать

различные графические и статистические данные. Учитель может рассылать обучающимся видеофайл своей лекции по теме урока. Указанная модель способствует достижению таких целей изучения географии, как развитие познавательных интересов, решение географических задач, самостоятельное приобретение новых знаний, которые невозможны без формирования способности поиска и применения различных источников географической информации, в том числе ресурсов сети Интернет для описания, характеристики, объяснения и оценки разнообразных географических явлений и процессов, жизненных ситуаций.

Рассмотрим, как можно при изучении темы «Взаимодействие природы и общества» в 7-м классе применить модель перевернутого урока. Предварительно ознакомившись с учебным материалом или видеолекцией учителя, обучающиеся приступают к самостоятельному поиску информации. Характеристика специфики экологических проблем различных территорий предполагает подбор примеров адаптации человека к различным природным условиям, влияния различных видов хозяйственной деятельности на природу, примеров природоохранной деятельности человека, предварительного ознакомления с объектами природного и культурного наследия ЮНЕСКО. Колоссальный поток информации по этой теме требует критического отношения к ней; позволяет формулировать собственное оценочное суждение по тому или иному вопросу. Заранее подготовленный материал по теме предстоящего урока, его дальнейшее обсуждение, извлечение и оценивание информации о выявлении путей решения экологических проблем из различных источников, высказывание различных точек зрения, причин необходимости охраны природы способствует активизации видов деятельности обучающихся.

На уроке - обобщении знаний в 9-м классе рассматривается Государственная

программа РФ «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации». Обучающиеся заранее находят в Стратегии развития Арктической зоны РФ и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 г. ответы на вопросы.

1. Определите субъекты РФ, в которых планируется реализация Стратегии.

2. Каковы особенности Арктической зоны, определяющие специальные подходы к ее социально-экономическому развитию и обеспечению национальной безопасности в Арктике?

3. Каково значение Арктической зоны в социально-экономическом развитии Российской Федерации и обеспечении ее национальной безопасности?

4. Реализация каких мер будет способствовать выполнению основных задач в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности?

Ответы на вопросы 2-4 могут готовить несколько групп девятиклассников. Им заранее можно предложить записать видеоответы на ранее обозначенные вопросы и выложить на свой канал YouTube (приемлемо для старшеклассников). Заранее прослушанные ответы позволят на уроке организовать дискуссию.

На многих уроках, кроме универсальных познавательных действий, важно формировать универсальные коммуникативные действия. Этому также может способствовать организация работы в парах или группах на уроках. В Zoom есть такая настройка, как сессионные залы. Туда отправляются работать в группах. У каждой группы свое задание. Оставаться в общем зале могут те, кого нужно услышать учителю.

Обратим внимание, что прежде всего изменения в методике обучения связаны с усилением диалоговой формы обучения. Школьники вовлекаются в активный диалог, активно погружаются в изучение темы на основе визуальных,

текстовых источников, картографического материала, статистики и др.

Приемы активизации познавательной деятельности должны соответствовать формату электронного урока. Получить обратную связь можно через дидактические игры. Этот прием приобретает новые функции «обучать через игру» в интерактивном режиме. В конце урока (как географии, так и истории) можно предложить наименее активным ребятам для выявления освоения нового учебного материала поучаствовать в блиц-опросе в частном чате, причем необходимо придумать такие вопросы (базового или минимального уровня), чтобы в качестве ответа было одно слово. Оценивается правильный ответ одним баллом.

Назовем основные виды и формы таких заданий-игр по истории (не более 10 мин):

1) озвучивание группами учащихся визуальных изображений по теме (диалоги, составленные группами, сбрасываются в общий чат, далее комментирование и оценивание классом работы групп);

2) подбор видеоряда (изображений) по теме по ресурсам ЭФУ (может быть как групповым, так и индивидуальным заданием);

3) викторины (на онлайн-доске появляется дата, изображение исторического деятеля, изображение события и др.). Надо быстро «поднять» руку и ответить.

Задания к картам. Задачи задания: развитие познавательных, информационных, коммуникативных умений.

1. Перед изучением нового материала полезно организовать работу с электронной картой (из электронной формы учебника) для сбора предварительной информации по изучаемой теме

Задание для 6-го класса (курс «История России»). Перед изучением темы «Политическая раздробленность Древней Руси» обучающиеся получают задание к карте: по группам ответить на вопрос «Какое влияние оказало

географическое положение отдельных древнерусских княжеств и земель на особенности их развития?». Группы рассматривают местоположение Киевского княжества, Владимиро-Суздальского княжества, Галицко-Волынского княжества, Новгородской земли.

Задание для 8-го класса (курс «История России»). Например, изучение нового материала на уроке по теме «Экономическое развитие России в первой четверти XVIII в.» начинается с работы в группах по заданиям к картам: «Внешняя и внутренняя торговля в России в первой четверти XVIII в.», «Развитие промышленности в России в первой четверти XVIII в.», «Развитие сельского хозяйства России в первой четверти XVIII в.». Обучающиеся в течение 4-5 мин. собирают информацию, ученики каждый по отдельности в группах сбрасывают информацию в общий чат, один из выбранных группой учеников кратко переносит информацию по своей теме в соответствующую графу таблицы на виртуальной доске, при необходимости участники группы дополняют или делают обобщение устно.

2. Задание можно использовать в качестве дидактической игры.

Задание для 6-го класса (курс «История Средних веков). По информации карты «Возникновение и рост средневековых городов» (из электронной формы учебника) изучить особенности местоположения города (географические особенности местности, другие особенности), определить причину и заполнить таблицу на общей виртуальной доске «Разные причины возникновения средневековых городов» (для групп).

Названия городов Причины возникновения

3. Задание в форме дидактической игры для 5-9-го классов: «Узнайте событие по исторической карте». Задачи задания: проверка, формирование

навыка концентрации внимания, развитие оперативных свойств памяти и мышления. На виртуальной доске появляется фрагмент карты или карта целиком, отображающие исторические события (не более 3-5 изображений) (каждый фрагмент: на 30 сек - 1 мин). Обучающиеся в тетрадях отвечают, о каком событии идет речь. Учителю высылается отчет в виде скриншота письменных ответов.

Для эффективной работы в дистанционном режиме важно соблюдать хронометраж, не превышать количество времени, отведенного для каждого этапа при планировании урока и системы уроков.

Время работы за компьютером ученика на уроке не более 25-30 мин, 15 мин выделяется на выполнение задания, но школьник должен находиться не перед экраном компьютера.

Основные правила для работы в чате: использовать чат по назначению, не засорять его посторонней информацией и др., выдерживать временные интервалы для каждого этапа работы в группе, активно взаимодействовать с участниками группы, придерживаться норм русского языка (никакого сленга).

Основные правила для видеоконференции: не выходить за рамки отведенного для выступления времени, не прерывать выступления одноклассников, не отвлекаться на посторонние разговоры (по телефону), не отключать видео и аудио, пропадая из поля зрения педагога, следовать рекомендациям модератора конференции и ведущего.

Для эффективной работы педагогу рекомендуется создать «кейсы» с информационными материалами к каждой теме и к каждому уроку курса. Материалы включают как электронные (ЭФУ, CD к курсам и темам, видеоуроки МЭШ и РЭШ, электронные хрестоматии, электронные альбомы, виртуальные экскурсии и др.), так и бумажные ресурсы (традиционные печатные пособия из УМК и др. пособия). При технической возможности

желательно иметь выход на образовательные сайты по истории в Интернете и электронные ресурсы по истории библиотек, в том числе вузовских, музеев и др. Список интернет-сайтов по каждому курсу содержится в учебниках по истории.

Один из приемов в деятельности обучающихся - самодиагностика и самооценка. Самодиагностика и самооценка служит примером применения методики личностно-ориентированного обучения, при котором обучающиеся получают возможность выстраивать индивидуальные образовательные траектории в зависимости от успешности обучения и личностных психологических качеств (восприятия, памяти, мышления и пр.). Опыт дистанта показал, что в процессе обучения школьникам целесообразно собирать портфолио с выполненными

заданиями (электронные презентации и др.) для оценки своих достижений по предмету.

В условиях дистанционного обучения также целесообразно применение методики формирующего оценивания. Учебные ситуации с применением методики формирующего оценивания применяются на уроке географии в 10-м классе при изучении темы «Население мира. Основные понятия»[4].

Методы и приемы применения дистанционного обучения ориентированы не только на достижения предметных и метапредметных результатов освоения образовательных программ, но и на формирование компетенций в области информационной деятельности школьников, воспитание их информационной культуры.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф3 (ред. от 30.04.2021) «Об образовании в Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 15.07.2021).

2. Роберт И. В. Теория и методика информатизации образования (Психолого-педагогический и технологический аспекты). М.: ИИО РАО, 2008.

3. Крючкова Е. А., Коростелева А. А. Перспективы и трудности развития дистанционного обучения: общий обзор проблем // Шамовские педагогические чтения научной школы Управления образовательными системами: сб. ст. XIII Междунар. науч.-практ. конф.: в 2 ч. М., 2021. С. 229-233.

4. Лобжанидзе А. А., Амбарцумова Э. М., Дюкова С. Е. Методические рекомендации для учителей по преподаванию учебных предметов в образовательных организациях с высокой долей обучающихся с рисками учебной неуспешности. География. М.: ФИПИ, 2020. URL: http://doc. fipi.ru/metodicheskaya-kopilka/metod-rekomendatsii-dlya-slabykh-shkol/geografia-mr-oo.pdf (дата обращения: 14.07.2021).

REFERENCES

1. Federalnyy zakon ot 29.12.2012 No. 273-FZ (red. ot 30.04.2021) "Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii". Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (accessed: 15.07.2021).

2. Robert I. V. Teoriya i metodika informatizatsii obrazovaniya (Psikhologo-pedagogicheskiy i tekhnologicheskiy aspekty). Moscow: IIO RAO, 2008.

3. Kryuchkova E. A., Korosteleva A. A. Perspektivy i trudnosti razvitiya distantsionnogo obucheniya: obshchiy obzor problem. In: Shamovskie pedagogicheskie chteniya nauchnoy shkoly Upravleniya obrazovatelnymi sistemami. Proceedings of the XIII International scientific-practical conference. In 2 vols. Moscow, 2021. Pp. 229-233.

4. Lobzhanidze A. A., Ambartsumova E. M., Dyukova S. E. Metodicheskie rekomendatsii dlya uchiteley po prepodavaniyu uchebnykh predmetov v obrazovatelnykh organizatsiyakh s vysokoy doley obuchayushchikhsya s riskami uchebnoy neuspeshnosti. Geografiya. Moscow: FIPI, 2020. Available at: http://doc.fipi.ru/metodicheskaya-kopilka/metod-rekomendatsii-dlya-slabykh-shkol/geografia-mr-oo.pdf (accessed: 14.07.2021).

Амбарцумова Элеонора Мкртычевна, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Института стратегии развития образования РАО e-mail: elamb@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ambartsumova Eleonora M., PhD in Education, Senior Research Fellow, Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education e-mail: elamb@mail.ru

Крючкова Елена Алексеевна, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Института стратегии развития образования РАО e-mail: elena.kryuchkova.58@mail.ru

Kruchkova Elena A., PhD in Education, Senior Research Fellow, Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education e-mail: elena.kryuchkova.58@mail.ru

Статья поступила в редакцию 21.07.2021 The article was received on 21.07.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.