Научная статья на тему 'КУЛЬТУРА БЕСКОНФЛИКТНОГО ОБЩЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ: СОВРЕМЕННОЕ СОДЕРЖАНИЕ'

КУЛЬТУРА БЕСКОНФЛИКТНОГО ОБЩЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ: СОВРЕМЕННОЕ СОДЕРЖАНИЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
694
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ / БЕСКОНФЛИКТНОЕ ОБЩЕНИЕ / ВОЕННОСЛУЖАЩИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Передумов Михаил Андреевич

В исследовании уточнены современное содержание и структура культуры общения военнослужащих. Для достижения данной цели на первом этапе работы конкретизированы актуальность анализа культуры общения военнослужащих, ее функциональная роль. На втором этапе теоретически обосновано исследование культуры общения военнослужащих, раскрыто ее сущностное проявление. На третьем этапе соотнесены представленные теоретические разработки с практическим пониманием проблемы самими военнослужащими, раскрыты структурные компоненты культуры общения военнослужащих. Предложено рассматривать культуру общения как форму социальной культуры - более узкий культурный комплекс ценностей, принципов и норм, принятых и разделяемых членами воинских коллективов и определяющих стиль взаимодействия и общения военных акторов. В современных условиях культура общения военнослужащих условно классифицируется на культуру конфликтного и бесконфликтного общения. Представлена характеристика данных форм. При этом культура конфликтного общения исследована в контексте реализации мотивации к конфликтному решению служебнотрудовых задач. Доказано, что культура бесконфликтного общения основывается на ценностях, принципах, традициях и нормах, предполагающих и ориентирующих военнослужащего на разрешение и предотвращение конфликтных ситуаций. Культура бесконфликтного общения военнослужащих характеризуется не только знаниями и пониманием необходимости бесконфликтного профессионального взаимодействия, стремлением компромиссного решения служебных вопросов, но и практическими умениями акторов оценивать, предупреждать, а в отдельных случаях и разрешать конфликты в процессе собственной служебной деятельности. Наличие культуры бесконфликтного общения, с одной стороны, определяет компетенции бесконфликтных коммуникаций, с другой стороны, это практики толерантного уважительного отношения к сослуживцам. Данная культура позволяет военнослужащему не переносить конфликтные ситуации на служебно-трудовое взаимодействие, разбираться и понимать смысл, мотивацию поведения сослуживцев и оппонента, постоянно снижать, а в отдельных случаях и полностью устранять излишнюю социальную напряженность, преодолевать эмоциональные всплески в процессе решения профессиональных задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN CONTENT CULTURE OF CONFLICT-FREE COMMUNICATION OF SERVICEMEN

The study clarifies the current content and structure of the military personnel communication culture. To achieve this goal, the relevance of the analysis of military personnel communication culture and its functional role were concretized at the first stage of the study. At the second stage, the study of the military personnel communication culture is theoretically justified, its essential manifestation is revealed. At the third stage, the presented theoretical developments are correlated with the practical understanding of the problem by the servicemen themselves and the structural components of the culture of communication of servicemen are revealed. It is proposed to consider the culture of communication as a form of social culture - a narrower cultural complex of values, principles and norms accepted and shared by members of military collectives and defining the style of interaction and communication of military actors. In modern conditions, the military personnel communication culture is conditionally classified into the culture of conflict-free and conflict-free communication. The characteristic of these forms is presented. At the same time, the culture of conflict communication is studied in the context of the implementation of motivation for the conflict solution of service and work tasks. It is proved that the culture of conflict-free communication is based on the values, principles, traditions and norms that presuppose and orient the serviceman to resolve and prevent conflict situations. The military personnel conflict free communication culture is characterized not only by knowledge and understanding of the need for conflict-free professional interaction, the desire for a compromise solution of service issues, but also by the practical skills of actors to assess, prevent, and in some cases resolve conflicts in the course of their own o cial activities. The presence of a culture of conflict-free communication, on the one hand, determines the competence of conflict-free communications, on the other hand, it is the practice of tolerant respect for colleagues. This culture allows a serviceman not to create conditions for transferring conflict situations to service and labor interaction, to understand the meaning, motivation of the behavior of colleagues and opponents, constantly reduce, and in some cases completely eliminate excessive social tension, overcome emotional outbursts in the process of solving professional tasks.

Текст научной работы на тему «КУЛЬТУРА БЕСКОНФЛИКТНОГО ОБЩЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ: СОВРЕМЕННОЕ СОДЕРЖАНИЕ»

Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2023. Т. 23, вып. 1. С. 44-50 Izvestiya of Saratov University. Sociology. Politology, 2023, vol. 23, iss. 1, pp. 44-50

https://soziopolit.sgu.ru

https://doi.org/10.18500/1818-9601-2023-23-1-44-50, EDN: QLELMG

Научная статья УДК 316.4.05

Культура бесконфликтного общения военнослужащих современное содержание

М. А. Передумов UlLjCxJ

Саратовский военный ордена Жукова Краснознаменный институт войск национальной гвардии Российской Федерации, Россия, 410023, г. Саратов, ул. Московская, д. 158

Передумов Михаил Андреевич, адъюнкт, mihail-peredumoff@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0003-0886-2126

Аннотация. В исследовании уточнены современное содержание и структура культуры общения военнослужащих. Для достижения данной цели на первом этапе работы конкретизированы актуальность анализа культуры общения военнослужащих, ее функциональная роль. На втором этапе теоретически обосновано исследование культуры общения военнослужащих, раскрыто ее сущностное проявление. На третьем этапе соотнесены представленные теоретические разработки с практическим пониманием проблемы самими военнослужащими, раскрыты структурные компоненты культуры общения военнослужащих. Предложено рассматривать культуру общения как форму социальной культуры - более узкий культурный комплекс ценностей, принципов и норм, принятых и разделяемых членами воинских коллективов и определяющих стиль взаимодействия и общения военных акторов. В современных условиях культура общения военнослужащих условно классифицируется на культуру конфликтного и бесконфликтного общения. Представлена характеристика данных форм. При этом культура конфликтного общения исследована в контексте реализации мотивации к конфликтному решению служебно-трудовых задач. Доказано, что культура бесконфликтного общения основывается на ценностях, принципах, традициях и нормах, предполагающих и ориентирующих военнослужащего на разрешение и предотвращение конфликтных ситуаций. Культура бесконфликтного общения военнослужащих характеризуется не только знаниями и пониманием необходимости бесконфликтного профессионального взаимодействия, стремлением компромиссного решения служебных вопросов, но и практическими умениями акторов оценивать, предупреждать, а в отдельных случаях и разрешать конфликты в процессе собственной служебной деятельности. Наличие культуры бесконфликтного общения, с одной стороны, определяет компетенции бесконфликтных коммуникаций, с другой стороны, это практики толерантного уважительного отношения к сослуживцам. Данная культура позволяет военнослужащему не переносить конфликтные ситуации на служебно-трудовое взаимодействие, разбираться и понимать смысл, мотивацию поведения сослуживцев и оппонента, постоянно снижать, а в отдельных случаях и полностью устранять излишнюю социальную напряженность, преодолевать эмоциональные всплески в процессе решения профессиональных задач.

Ключевые слова: культура, культура общения, бесконфликтное общение, военнослужащие

Для цитирования: Передумов М. А. Культура бесконфликтного общения военнослужащих: современное содержание // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2023. Т. 23, вып. 1. С. 44-50. https://doi.org/10.18500/1818-9601-2023-23-1-44-50, EDN: QLELMG

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0) Article

Modern content culture of conflict-free communication of servicemen M. A. Peredumov

Saratov Military Order of Zhukov Red Banner Institute of the National Guard Troops, 158 Moskovskaya St., Saratov 410023, Russia Mikhail A. Peredumov, mihail-peredumoff@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0003-0886-2126

Abstract. The study clarifies the current content and structure of the military personnel communication culture. To achieve this goal, the relevance of the analysis of military personnel communication culture and its functional role were concretized at the first stage of the study. At the second stage, the study of the military personnel communication culture is theoretically justified, its essential manifestation is revealed. At the third stage, the presented theoretical developments are correlated with the practical understanding of the problem by the servicemen themselves and the structural components of the culture of communication of servicemen are revealed. It is proposed to consider the culture of communication as a form of social culture - a narrower cultural complex of values, principles and norms accepted and shared by members of military collectives and defining the style of interaction and communication of military actors. In modern conditions, the military personnel communication culture is conditionally classified into the culture of conflict-free and conflict-free communication. The characteristic of these forms is presented. At the same time, the culture of conflict communication is studied in the context of the implementation of motivation for the conflict solution of service and work tasks. It is proved that the culture of conflict-free communication is based on the values, principles, traditions and norms that presuppose and orient the serviceman to resolve and prevent conflict situations. The military personnel conflict-

free communication culture is characterized not only by knowledge and understanding of the need for conflict-free professional interaction, the desire for a compromise solution of service issues, but also by the practical skills of actors to assess, prevent, and in some cases resolve conflicts in the course of their own official activities. The presence of a culture of conflict-free communication, on the one hand, determines the competence of conflict-free communications, on the other hand, it is the practice of tolerant respect for colleagues. This culture allows a serviceman not to create conditions for transferring conflict situations to service and labor interaction, to understand the meaning, motivation of the behavior of colleagues and opponents, constantly reduce, and in some cases completely eliminate excessive social tension, overcome emotional outbursts in the process of solving professional tasks. Keywords: culture, culture of communication, conflict-free communication, military personnel

For citation: Peredumov M. A. Modern content culture of conflict-free communication of servicemen. Izvestiya of Saratov University. Sociology. Politology, 2023, vol. 23, iss. 1, pp. 44-50 (in Russian). https://doi.org/10.18500/1818-9601-2023-23-1-44-50, EDN: QLELMG This is an open access distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0)

В современных условиях в социокультурном пространстве военнослужащего происходят трансформации практик общения. Данные изменения часто приобретают деструктивный характер и осуществляются в системе как внешней, так и внутренней среды воинского коллектива. Ввиду жесткого регламента, существенного динамизма, специфической направленности на социум профессиональной, образовательной, служебно-трудовой деятельности военнослужащего его культура общения приобретает форму профессионального потенциала. Военнослужащий, обладающий необходимым уровнем культуры общения, навыками эффективной коммуникации, умениями оценивать, анализировать и ориентироваться в окружающей социокультурной среде, имеет существенные профессиональные преимущества.

Таким образом, исследование культуры общения в современных условиях имеет теоретическую значимость и практическую актуальность. Важно рассмотреть культуру общения не только как фактор формирования высоконравственной атмосферы в воинских коллективах, но и как компонент профессионального потенциала, набор характеристик, обеспечивающих повышение эффективности служебно-трудовой деятельности военнослужащих. В контексте данного теоретического подхода усиливается профессиональная роль культуры общения. С одной стороны, она представляет собой социальный механизм достижения организационного и военного успеха акторов. С другой стороны, культура общения определяет способности формирования необходимых связей между подчиненными и начальниками в воинском коллективе, определяет устойчивое эмоциональное состояние, необходимое ценностное отношение к собственным сослуживцам, самому себе, процессу прохождения военной службы.

Представим и проанализируем базовые разработки по рассматриваемой проблеме. Условно ранжируем исследователей проблемы на две группы: общую социологическую (общее

теоретическое обоснование) и военно-социологическую (узкопрофессиональное теоретическое обоснование).

В рамках общей социологической теоретической доктрины разрабатываются совокупные принципы культуры общения в целом и культуры бесконфликтного общения в частности. Классики социологии обосновывают культуру как сложное социально-культурное явление, характеризующее весь образ жизни индивидов. При этом культура, с одной стороны, представляет собой набор сообщаемых знаний человеку [1, с. 34-36], с другой стороны - это набор ценностей и норм [2], позволяющих осуществлять эффективное общение. Последнее социализируется и передается разным поколениям, конструируя стиль общения, поведения [3], действия акторов [4]. В рамках данного подхода общение рассматривается как форма социального действия человека, которое, по предположению действующего лица, в том или ином виде соотносится с некими формами действия других индивидов «и ориентируется на него» [5, с. 602-603]. В новых условиях культура общения представляет собой необходимый ресурс, предпосылку эффективных коммуникаций и информационного общения. Последнее определяет гармонизацию, формирование бесконфликтных видов сотрудничества работников, интеграцию потребностей и интересов членов организаций, а также профессиональных групп.

В зависимости от реализуемых функций выделяются формы культуры общения: бесконфликтная (преобладание ценностей трудовой толерантности, партнерства, взаимовыручки) и конфликтная (преобладание трудовых ценностей противоборства, противостояния, борьбы) [6]. Здесь бесконфликтная культура общения характеризуется уровнем осведомленности групп людей, их знаниями и ценностями, определяющими способности оценивать и прогнозировать, а также предотвращать конфликты [7]. В рамках междисциплинарной доктрины представляется обоснование сущности культуры бесконфликтного общения. Так, американ-

ский социолог Д. Х. Тернер приходит к выводу, что культура бесконфликтного общения - это специфическая культура общения, где у индивидов сформированы ценности и принципы толерантного взаимодействия [8, с. 29]. В данном контексте конфликт предлагается рассматривать как проявление социокультурных практик реализации ожидания акторов. При этом конфликт - это реакция на действия других людей, обусловленная не оправдывающимися ожиданиями.

Таким образом, в рамках общих социологических (теоретических) школ разрабатываются основы концепции культуры вообще и культуры общения в частности. Здесь культуру общения предлагается рассматривать как набор знаний, базовых ценностей, принципов, норм и способностей общения индивидов. Соответственно, культура бесконфликтного общения внешне проявляется как набор знаний, базовых ценностей, принципов, норм, а также способностей бесконфликтного общения индивидов.

В рамках военной социологии исследователи уточняют теоретические основы и специфику культуры бесконфликтного общения отдельных профессиональных групп военнослужащих как специфической группы населения России. Так, Ю. Быченко и Д. Курдюков акцентируют внимание на том, что культура бесконфликтного общения военнослужащих связана и определяется в ракурсе специфических характеристик профессиональной деятельности последних [9]: лимитируемая государством жизнедеятельность военнослужащих, существенное ограничение прав, возможностей выбора бесконфликтного действия [10]. При данном подходе жесткое конструирование бытовых отношений создает предпосылки формирования культурного потенциала бесконфликтного общения военнослужащих, ограничения развития конфликтных коммуникационных практик [11]. Несложно заметить, что здесь представляется попытка раскрыть культуру бесконфликтного общения военнослужащих как набор специфических ценностей, социальных норм, определяющих культурный профессиональный потенциал военнослужащих, а также механизм саморазвития системы их коммуникационных практик.

Расширенно представляют данную проблему Т. М. Баландина, В. В. Немоляев [12]. Они подчеркивают, что культуру бесконфликтного общения военнослужащих можно рассматривать на трех относительно независимых уровнях: начальном (формирование знаний и понимания процессов бесконфликтного общения), базовом (усвоение ценностей, норм, умений,

навыков бесконфликтного общения), деятельном (реальные коммуникационные практики бесконфликтного общения).

Начальный уровень предлагается рассматривать как первооснову. Он характеризуется набором усвоенных знаний, представлений, пониманий, отраженных в сознании военнослужащих как трудовых агентов [12]. На базовом уровне, собственно, и осуществляется усвоение, а также понимание профессиональных коммуникационных ориентаций. Здесь формируются важные конфликтологические знания, которые необходимы не только для восприятия, но и для оценки профессиональной среды конфликтогенного общения.

На втором уровне усваиваются ценности, нормы, умения бесконфликтного общения. Последнее и предполагает становление военно-профессиональных способностей в условиях развития внутреннего или внешнего социального конфликта. Необходимо отметить, что уже на втором этапе культура бесконфликтного общения должна исследоваться на уровне набора потребностей и способностей реализации практик [13].

Третий этап, на наш взгляд, необходимо рассматривать как стадию комплексного деятельного проявления культуры бесконфликтного общения. Деятельный уровень предлагает рассматривать культуру бесконфликтного общения как реализацию профессионально-трудового потенциала [14]. Он характеризуется набором непосредственных практик реализации способностей бесконфликтного общения военнослужащих во внутренней и внешней среде воинского коллектива.

Несложно заметить, что в рамках военной социологии культура бесконфликтного общения военнослужащих в целом внешне проявляется в виде провозглашаемой и деятельностной форм. Подробно формы культуры бесконфликтного общения исследованы П. Ю. Кулагиной [15]. Она доказывает, что формирование культуры бесконфликтного общения представляет собой объективный процесс, который на начальном уровне формирования характеризуется декларацией знаний, ценности, норм бесконфликтного общения. В рамках завершающей формы не только осуществляется становление социальных норм поведения, но и формируется мотивация бесконфликтных отношений [15], а также реализуются способности урегулирования служебно-трудовых споров [16]. Формирование конфликтов, социальное противоборство, столкновение позиций и интересов представляют собой проявление культуры конфликтного общения.

Таким образом, культура общения военнослужащих характеризуется набором ценностей, усвоенных знаний, представлений, пониманий, а в последующем и стилем профессионального поведения военнослужащих. При этом культура общения рассматривается как форма социальной культуры - более узкий культурный комплекс ценностей, принципов и норм, принятых и разделяемых членами воинских коллективов и определяющих стиль взаимодействия и общения военных акторов. Культура бесконфликтного общения военнослужащих может характеризоваться набором знаний, базовых ценностей, принципов, норм, а также способностей бесконфликтного общения индивидов. Создание атмосферы бесконфликтного общения, активизация механизмов сглаживания позиций, интеграция групповых совместных ценностей военнослужащих - это комплекс признаков становления культуры бесконфликтного общения в современном воинском коллективе.

Исследование заявленной проблемы предполагает необходимость соотнесения представленных теоретических разработок с практическим пониманием проблемы самими военнослужащими. Для решения задачи рассмотрим данные проведенного автором социологического опроса военнослужащих в воинских частях трех регионов России. Опрос проведен в 2022 г., N = 528, среди опрошенных -527 мужчин, 1 женщина, выборка случайная. В Пензенской области опрошены 167 военнослужащих (31,6%), в Свердловской - 184 военнослужащих (34,9%), в Республике Коми - 177 военнослужащих (33,5%). Социологический опрос был проведен методом анкетирования и затем направлен на изучение проблем развития бесконфликтной культуры общения военнослужащих, а также поиск механизмов оптимизации ее развития.

Респонденты связывают специфику культуры общения с особенностями функционирования воинского коллектива. Наличие в современном воинском коллективе специфических, не только узкопрофессиональных, но и социокультурных черт общения отметили 91% опрошенных. Заявляют, что культура общения военнослужащих - это одна из основных характеристик профессионализма военного, 73% респондентов. В современном понимании воинский коллектив характеризуется не только специфическими процессами социально-трудового развития военных, трансформацией их отношений на макроуровне, региональном и микроуровне (в воинских частях), но и специ-

фикой социокультурной функции, которые они реализуют в том числе и в процессе общения. Основные функции любого воинского коллектива осуществляются в результате общения военных в рамках как внутренней, так и внешней среды военной организации.

Культуру общения военнослужащие определяют как компонент общей культуры военных акторов. Подавляющее большинство (78%) полагают, что культура общения - это компонент социальной культуры военных акторов. Более трети военнослужащих (32%) культуру рассматривают как социальный феномен, характеризующийся определенными ценностями и нормами. При этом 19% опрошенных заявляют, что культура общения - это широкое явление, включающее в себя не только ценности и нормы, но и знания, традиции, принципы и правила осуществления как профессиональных, так и бытовых коммуникаций.

По вопросу о реальном проявлении культуры бесконфликтного общения мнения респондентов разделились: 7% связывают данное явление со знаниями и пониманием форм бесконфликтного общения; 21% акцентируют внимание на том, что культура бесконфликтного общения проявляется в системе знаний, базовых ценностей, принципов, норм бесконфликтного общения. При этом менее трети опрошенных (23%) связывают реальное проявление культуры общения с формированием и реализацией на практике способностей бесконфликтного общения и поведения военнослужащих.

Таким образом, культуру бесконфликтного общения военнослужащие, с одной стороны, рассматривают как компонент собственной общей культуры, а также набор социальных характеристик их профессионального потенциала, с другой стороны, определяют ее как важнейший структурный компонент культуры общения в форме ценностей и норм коммуникаций, знаний, традиций, принципов и правил общения. Отметим, что, по мнению опрошенных, культура бесконфликтного общения проявляется на разных уровнях: 1) уровне знаний; 2) уровне декларируемых базовых ценностей, принципов, норм; 3) уровне непосредственных поведенческих практик. Так, 67% респондентов считают, что в военных организациях преобладает культура бесконфликтного общения (подавляющее число задач решается в контексте трудовой толерантности, партнерства, взаимовыручки); 31% полагают, что в воинских частях преобладает культура конфликтного общения (подавляющее число задач решается в контексте противоборства, противостояния, борьбы).

В результате анализа данных опроса можно уточнить позицию респондентов относительно критериев оценки такой культуры. Предлагают оценивать культуру бесконфликтного общения по показателю профессиональной содержательности, правильности и понятности коммуникаций военнослужащих 27% респондентов. Акцентируют внимание на необходимости оценивать, прежде всего, профессиональную уместность общения, а также точность, стилистическую «ловкость» и логичность представленных речевых данных 21% опрошенных. Только 15% военнослужащих полагают, что необходимо давать оценку культуре бесконфликтного общения на основе анализа не только профессиональной понятности, ясности и доступности изложения информационных потоков, но и реализации мотива преодоления конфликта. Связывают показатели культуры бесконфликтного общения с оценкой культуры военной организации 11% опрошенных. Делается акцент на том, что культура бесконфликтного общения военнослужащего должна быть интегрирована с ценностями и нормами военной организации в целом. И только 2% респондентов считают, что важнейший критерий оценки данного явления связан с отсутствием или наличием нецензурных выражений в речи военных акторов.

По сути, высокая культура бесконфликтного общения военнослужащих определяет эффективность профессиональных коммуникаций, что в той или иной степени обеспечивает внутреннюю и внешнюю безопасность Российского государства от насилия, а также защиту интересов общества. Полагают, что культура бесконфликтного общения военнослужащего по-разному проявляется на разных уровнях структуры военной организации, 63% опрошенных. Основным и первичным звеном проявления культуры бесконфликтного общения считают войсковую часть 79% военнослужащих. Ее рассматривают как первичный воинский служебно-трудовой коллектив, общение в котором регламентировано федеральными законами, военно-административными положениями и актами. Только 9% военнослужащих полагают, что культура бесконфликтного общения проявляется, прежде всего, на уровне батальонов, 3% - на уровне полков и бригад.

Таким образом, культура бесконфликтного общения представляет собой характеристику профессионального потенциала военнослужащих на уровне первичного звена воинского коллектива (преимущественно на уровне от-

дельной воинской части). На практике военнослужащие предлагают оценивать культуру бесконфликтного общения в контексте ее соотнесения и взаимосвязи с организационной культурой воинской части. Практически никто из военнослужащих не предлагает работу над правильностью построения фраз, устранением ненормативной лексики в процессе реализации служебной деятельности. Отсутствует попытка оценки культуры бесконфликтного общения через призму грамотности речевого комплекса военнослужащих. Сегодня общение военных ориентировано на стремление донести смысл приказа. При этом не обращается внимание на грамотность формулировки мыслей, построения профессиональной риторики, не говоря уже об ударении в словах, правильности фиксации фраз, произношения тех или иных знаков и слов. Важно отметить, что обыденная манера коммуникаций допустима в быту, но не в профессиональном взаимодействии военнослужащих.

Итак, ультура общения военнослужащих -это набор характеристик, а также способностей военных акторов, неотделимая часть их профессионального потенциала, имеющая статичное и действенное проявление. На уровне статичного проявления - это относительно узкий комплекс ценностей, принципов и норм, коммуникаций, знаний, традиций, принципов и правил военно-профессионального общения. На уровне действенного проявления - это характеристика деятельной реализации ценностных ориентиров, нормативных установок, нравственных моделей коммуникативного общения, применяемые способы, подходы, инструменты, принципы и виды коммуникационного взаимодействия.

Первичное проявление культуры общения осуществляется на уровне внутренних, а также внешних коммуникационных практик представителей коллективов воинских частей. Важнейшей функцией общения здесь является обмен информацией между военными индивидами, направленный на выполнение приказов, поддержание правопорядка и обеспечение защиты общества и страны в целом. Отдельные подразделения военнослужащих входят в воинский коллектив и являются профессиональными группами со специфическим набором культуры общения. Последняя развивается двойственно: с одной стороны, в форме общей культуры военных субъектов, с другой стороны, в рамках их профессионального потенциала. Она позволяет осуществлять эффективные коммуникации, снижать уровень социального риска и непредсказуемости военно-профессио-

нальной деятельности. Военнослужащий -главный субъект и в то же время объект развития культуры общения в военной организации.

Оценку культуры общения военнослужащих уместно осуществлять по вертикальным и горизонтальным параметрам. Вертикальные параметры определяют существенные изменения, отражающие непосредственное содержание, обновление качественных норм тех или иных трансформаций, происходящих в культуре общения. Сюда, прежде всего, относятся ценности, принципы и нормы, коммуникации, знания, традиции, принципы. В целом, вертикальные критерии культуры общения вырабатываются начальниками военной организации. Цель реализации изменений определяет не только получение относительно разрозненных знаний о системе коммуникаций в военной организации, но также и усвоение этих обобщенных знаний, представлений, формирование эффективных технологий взаимодействия военнослужащих. Горизонтальные параметры оценки культуры общения характеризуют уровень распространения, охват, широту распространения показателей культуры общения в воинском коллективе. К горизонтальным критериям можно отнести: воплощение вертикальных компонентов оценки в деятельности, а также в поведении военнослужащих как в рамках воинского коллектива, так и за его пределами.

Таким образом, культура общения военнослужащего условно может быть классифицирована на культуру конфликтного общения и культуру бесконфликтного общения. Культура конфликтного общения основывается на ценностях, принципах и нормах, предполагающих и ориентирующих военнослужащего на формирование конфликтных ситуаций и осуществление профессиональной деятельности в условиях конфликтности социокультурной среды. Куль -тура бесконфликтного общения основывается на ценностях, принципах и нормах, предполагающих и ориентирующих военнослужащего на разрешение и предотвращение конфликтных ситуаций и осуществление профессиональной деятельности в условиях бесконфликтности социокультурной среды. Культура бесконфликтного общения военнослужащих характеризуется не только стремлением, но и практическими умениями акторов оценивать, предупреждать, а в отдельных случаях и разрешать конфликты в процессе собственного взаимодействия. Носителям данной культуры свойственны процессы не только усвоения, но и использования конфликтологических профессиональных знаний,

ориентированных на оценку и восприятие кон-фликтогенной социально-культурной среды, а также бесконфликтной реализации трудовых функций в условиях зарождения социального конфликта. Наличие культуры бесконфликтного общения позволяет военнослужащему не создавать условия переноса конфликтных ситуаций на служебно-трудовое взаимодействие, разбираться и понимать смысл, а также мотивацию поведения сослуживцев и оппонента, постоянно снижать, а в отдельных случаях и полностью устранять излишнюю социальную напряженность, преодолевать эмоциональные всплески в процессе решения профессиональных задач.

Список литературы

1. Гидденс Э. Социология. М. : Эдиториал УРСС, 1999. 704 с.

2. Шейн Э. Х. Организационная культура и лидерство / пер. с англ. под ред. В. А. Спивака. СПб. : Питер, 2002. 336 с. (Теория и практика менеджмента).

3. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания / пер. с англ. Е. Руткевич. М. : Медиум, 1995. 324 с.

4. Бурдье П. Начала. Choses dites / пер. с фр. Н. А. Шмат-ко. М. : Socio-Logos. 1994. 228 с.

5. Вебер М. Избранные произведения : пер. с нем. М. : Прогресс, 1990. 804 с. (Социологическая мысль Запада).

6. Баландина Т. М., Гильфанова М. Г. Организационная культура военной организации: сущность и специфические проявления // Известия Саратовского военного института войск национальной гвардии. 2022. № 2 (7). С. 70-74.

7. Шурыгина О. В. Конфликтологическая культура: теоретический аспект // Актуальные вопросы современной психологии : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, март 2011 г.). Челябинск : Два комсомольца, 2011. С. 136-139.

8. Тернер Д. Х. Структура социологической теории : пер. с англ. / общ. ред. и вступ. ст. Г. В. Осипова. М. : Прогресс, 1985. 472 с. (Для научных библиотек).

9. Курдюков Д. Н. Образ жизни военнослужащего как предмет социологического исследования // Социально-гуманитарные знания. 2019. № 6. С. 271-279.

10. Мещеряков Д. А., Курдюков Д. Н. Социально-психологические аспекты культуры // Актуальные вопросы образовательной деятельности войск национальной гвардии : сб. тр. межвуз. науч.-практ. конф. (г. Саратов, 17 ноября 2021 г.) / под общ. ред. А. М. Пихте-лева. Саратов : СВКИ войск национальной гвардии, 2021. С. 209-216.

11. Быченко Ю. Г., Курдюков Д. Н. Культура здорового образа жизни военнослужащих // Социально-гуманитарные знания. 2021. № 1. С. 80-88. https://doi. org/10.34823/SGZ.2021.1.51517

12. Баландина Т. М., Немоляев В. В. Социальное конструирование профессиональной культуры работников организации // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2015. № 5 (59). С. 197-201.

13. Быченко Ю. Г., Магомедов М. К. Проблемы развития культуры межнационального общения военнослужащих // Известия Саратовского государственного университета. Новая серия. Серия : Социология. Политология. 2020. Т. 20, вып. 2. С. 154-160. ЬИрт://^. о^/10.18500/1818-9601-2020-20-2-154-160

14. Магомедов М. К. О совершенствовании культуры межнационального общения военнослужащих // Со-

циально-гуманитарные знания. 2020. № 2. С. 361-370. https://doi.Org/10.34823/SGZ.2020.2.51361

15. Кулагина П. Ю., Девлетов Р. Н. Социальная защита профессиональной группы как фактор преодоления социальной напряженности // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия : Социология. Политология. 2019. Т. 19, вып. 4. С. 432-436. https:// doi.org/10.18500/1818-9601-2019-19-4-432-436

16. Кулагина П. Ю. Показатели оценки социально-трудовых конфликтов современной организации // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2019. № 1 (75). С. 164-167.

Поступила в редакцию 15.11.2022; одобрена после рецензирования 07.12.2022; принята к публикации 09.12.2022 The article was submitted 15.11.2022; approved after reviewing 07.12.2022; accepted for publication 09.12.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.