Научная статья на тему 'Кукольный театр как одна из форм начального литературного образования'

Кукольный театр как одна из форм начального литературного образования Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
366
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
LITERARY CREATIVITY / GAMEPLAY / CREATIVE ACTIVITY / VARIOUS FORMS OF DRAMATIZATION / PUPPET THEATRE / YOUNGER SCHOOL CHILDREN / ELEMENTARY LITERARY EDUCATION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Гусева Т.К., Паркина М.В.

The article describes some aspects of the use of different forms of dramatization in the educational process of elementary school. According to the author, puppet theatre is the form of dramatization which is most appropriate to the age of younger school children. Emotional feelings, child's activity and involvement into the creative process enrich the child's experience. Special attention to play activities within drama allows teacher to make the process of entering a child into the world of culture fascinating and adequate to the age peculiarities of younger school students. In the article the author offers the ways of teaching literature with the use of various forms of dramatization.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PUPPET THEATRE AS ONE OF THE FORMS OF ELEMENTARY LITERARY EDUCATION

The article describes some aspects of the use of different forms of dramatization in the educational process of elementary school. According to the author, puppet theatre is the form of dramatization which is most appropriate to the age of younger school children. Emotional feelings, child's activity and involvement into the creative process enrich the child's experience. Special attention to play activities within drama allows teacher to make the process of entering a child into the world of culture fascinating and adequate to the age peculiarities of younger school students. In the article the author offers the ways of teaching literature with the use of various forms of dramatization.

Текст научной работы на тему «Кукольный театр как одна из форм начального литературного образования»

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ И ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 37

Т.К. Гусева, М.В. Паркина

Южный федеральный университет г. Ростов-на-Дону, Россия gena2293@yandex.ru

КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР КАК ОДНА ИЗ ФОРМ НАЧАЛЬНОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

[Guseva T., Parkina M. Puppet theatre as one of the forms of elementary literary education]

The article describes some aspects of the use of different forms of dramatization in the educational process of elementary school . According to the author, puppet theatre is the form of dramatization which is most appropriate to the age of younger school children. Emotional feelings, child's activity and involvement into the creative process enrich the child's experience. Special attention to play activities within drama allows teacher to make the process of entering a child into the world of culture fascinating and adequate to the age peculiarities of younger school students. In the article the author offers the ways of teaching literature with the use of various forms of dramatization.

Key words: literary creativity, gameplay, creative activity, various forms of dramatization, puppet theatre, younger school children, elementary literary education.

Словесное литературное творчество является самым обычным для младшего школьника. Для дошкольного детства характерным является рисование. При переходе на следующую возрастную ступень меняется характер творческой деятельности ребенка.

Л.С.Выготский отмечал, что театр более всего отражает особенности литературного творчества [2]. Дети с удовольствием занимаются драматизацией, потому что спектакль не может существовать без активного действия, в котором ребенок принимает непосредственное участие. Активность ребенка сопровождается эмоциональными переживаниями, которые обогащают опыт детей. На этапе младшего школьного возраста ребенок продолжает играть. Драма как никакой другой род литературного творчества близок к игре. Синкретизм драматизации отражает самые разнообразные виды детского творчества. Подготовка к спектаклю включает разнообразные виды деятельности: сочинение пьесы, вхождение в роль, подготовка костюмов, декораций, импровизация[3; 5].

Дети рисуют, лепят, вырезают, шьют и опять все эти занятия приобретают смысл и цель как части общего, волнующего детей замысла. Наконец, сама игра, состоящая в представлении действующих лиц, завершает всю эту работу и дает ей полное и окончательное выражение.

Ценность драматизации заключается в том, что сам спектакль как продукт детского творчества не является самоцелью, ребенка захватывает процесс подготовки к нему. Высшей наградой за спектакль должно быть удовольствие, испытываемое ребенком от подготовки спектакля и от самого процесса игры, а не успех или одобрение, выпадающие на долю ребенка со стороны взрослых.

Драматизация очень разнообразна по своему содержанию, возрастному составу и организационным формам. Это может быть драматический кружок, школьный театр, кукольный театр. Среди перечисленных организационных форм наиболее оптимальным для младшего школьника является кукольный театр. В процессе игры ребенок старается не только следовать поведению своего героя, но и попытаться понять его, выразить свое отношение к нему. На всех этапах подготовки кукольного спектакля необходимым условием успешности педагогического воздействия является определенная мера владения языком кукольного театра, его основными выразительными средствами. Можно выделить четыре основные стадии подготовки кукольного спектакля:

1. выбор пьесы к постановке, читка ее в коллективе, выявление исполнительских интересов участников, первоначальное назначение на роли юных актеров;

2. читка произведения по ролям, предварительный анализ литературно-драматического материала, определение темы, сверхзадачи, общего замысла будущего спектакля;

3. репетиция на сценической площадке, поиск действенного и пластического рисунка спектакля;

4. окончательная отработка спектакля в каждом его компоненте, выстраивание его в единое композиционное целое [4].

В руководстве театральным коллективом одинаково неоправданно как слишком широкое, без учета специфики дела, понимание его общественных, художественно-педагогических функций, полное подчинение работы театрального кружка текущим нуждам школы, так и стремление показать себя в культурной жизни школьного коллектива. Режиссер-педагог, озабоченный перспективой развития детского театрального творчества, не может ограничивать себя исключительно задачей воспитания. Успехи в этой области зависят от уровня художественно-образовательной, театрально-просветительской работы с потенциальными зрителями и участниками кукольного театра.

Кукольный театр - вид искусства, в основе которого лежит художественное отражение жизни, осуществляемое посредством драматического действия, исполняемого актерами перед зрителями. Искусство театра вторично. Основа искусства сцены - драма, приобретающая в театральном воплощении новое качество - сценичность - театральный образ. Развитие театра тесно связано с развитием драмы и драматического, выразительными средствами драмы-монолога, диалога.

Основное произведение кукольного театра - спектакль, художественно организованное зрелищно-игровое действие. Спектакль - результат усилий творческого коллектива. Вместе с тем спектакль отличает образное единство. Образный строй спектакля создается единением всех элементов игрового действия, подчиненных единой художественной задаче, «сверхзадаче» и единой сценической цели, организующей сценическое действие во времени и пространстве - «сквозному действию».

Игровая сущность театра исторически меняется. Возникнув из ритуала, система зрелищного воздействия в целом сохраняется на всех этапах развития кукольного театра. Искусство театра рассчитано на коллективное восприятие. Зритель, его реакция - компоненты действия. Театр не существует без немедленной реакции зрительного зала. Спектакль, отрепетированный, но не показанный зрителю, не является художественным произведением. Зритель современного театра испытывает на себе воздействие многих зрелищных форм, расширяющих его ассоциации, меняющих его пристрастия. Кукольный театр не мо-

жет в своем развитии не учитывать этих изменений, увеличивая роль и значение театральных форм, усиливая связь сценического действия со зрителем.

Искусство театра - форма общественного сознания, средство художественного познания и воспитания. Специфика театра заключается в отражении существенных конфликтов и характеров, затрагивающих интересы и потребности современного зрителя. Самобытность театра как вида искусства - в этой современности, делающей его важным фактором воспитания.

Восприятие кукольного театра как искусства - синтетического по своей природе -сложный, противоречивый процесс становления сценического образа в сознании младшего школьника, постижения и творческой интерпретации спектакля в единстве его содержания и многообразных художественных средствах [4].

Художественное богатство кукольного театра не переходит, не переливается, как вода в сообщающихся сосудах, со страниц книги, живописного полотна, со сцены в сознание читателя, зрителя, слушателя. Тот или иной кукольный спектакль как бы предлагает зрителю определенную эстетическую программу, выраженную всей совокупностью и определенной организацией всех художественных средств, использованных в нем.

Младшему школьнику предстоит самому творчески осваивать художественно-образный строй театра, открывать для себя художественное содержание изображаемого на сцене, осмысливать, принимать, разделять или оспаривать утверждаемую театром в данном спектакле идейно-эстетическую позицию. Говоря о месте кукольного театра в литературном образовании младшего школьника, важно учитывать то особое значение, которое приобретает выяснение возрастного своеобразия эмоциональных реакций, образных представлений, ассоциаций, оценок, суждений. Опыт показывает, что младшие школьники, воспринимая в русле идейно-художественного замысла спектакль, дополняют его своей фантазией, связывают с личным опытом. Накопление подобных наблюдений очень важно для выявления некоторых общих закономерностей возрастного восприятия произведений сценического искусства. Подготовка к спектаклю - это творческая деятельность, которая, по-мнению С.С. Брикуновой, базируется на умении всех участников принимать другую точку зрения, участвовать в диалоге, обмениваться опытом [1].

Внеклассная работа с театром кукол позволяет не только развивать творческие умения и навыки учащихся, но оказывать коррекционное воздействие на личность ребенка, способствовать повышению уровня литературного развития детей в процессе их литературного образования. Организовать кукольный театр можно в каждом классе. Куклы делаются самими детьми (можно прибегнуть к помощи родителей), ширму также можно изготовить своими силами. Чтобы показать кукольный спектакль на ширме, продумываются образы персонажей, распределяются роли, хорошо выучивается текст и осваивается техника ведения кукол. Кукла не обладает мимикой, поэтому говорящая кукла должна немного двигаться (наклонять голову, поворачиваться, раздвигать руки и т.д.), чтобы было понятно, кто из персонажей в данный момент действует.

На уроках внеклассного чтения используются различные виды кукольного театра: театр петрушек (перчаточный театр), театр кукол на пальцах, настольный театр. Спектакли, в которых участвуют сами дети, ценны тем, что они активизируют ребенка, позволяют бороться с недостатками, развивают воображение, доставляют ему радость. При организации таких представлений педагог помогает детям устроить кукольный театр, подбирает вместе с ними кукол, показывает, как надеть куклу на руку, технику вождения и т.д. Каж-

дый ребенок, занятый в спектакле, работает только с одной куклой. Интонации, движения того или иного персонажа дети находят самостоятельно или с помощью учителя. Спектакли кукольного театра, разыгранные детьми, в дальнейшем могут быть использованы как ролевые игры или показаны малышам.

С интересом участвуют дети в спектаклях настольного кукольного театра. Дети рассаживаются полукругом у стола. На стол ставят декорации. Ведет спектакль один из учеников. Текст должен быть хорошо выучен, продуманы интонации персонажей. Передвигать фигурки надо так, чтобы движения рук не отвлекали внимания детей от персонажей. Спектакль хорошо сопровождать музыкой или песнями, которые знают дети. С помощью классного театра кукол можно ставить такие спектакли, которые невозможно поставить другим способом, и раскрыть явления жизни с такой стороны, с которой невозможно раскрыть при помощи рассказа.

ЛИТЕРАТУРА

1. Брикунова С.С., Войнов В.Б., Васильцова А.В., Баранова Ю.Э. Развитие творческого самовыражения школьников в условиях кризиса современного образования // В мире научных открытий. Социально-гуманитарные науки. 2015. №7.11.(67).

2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: СОЮЗ, 1997.

3. Дронова Т.Н. Играем в театр. М.: Просвещение, 2001.

4. Зепалова Т.С. Уроки литературы и театр. М.: Просвещение, 1982.

5. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978.

_14 ноября 2016 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.