УДК 069.6:338.48
DOI: 10.12737/19513
Васильева Екатерина Александровна
НУ «Петербургский музей кукол», ООО «НХП «Потешный промысел» (Санкт-Петербург, Российская Федерация); заместитель генерального директора; e-mail: [email protected]
кукольный народный художественный промысел
петербурга «потешный промысел»
Впервые публикуется история и описание кукольного народного художественного промысла «Потешный промысел», который официально зарегистрирован в Санкт-Петербурге в начале 1990-х гг. и продолжает активно развиваться и распространяться сегодня. Приводится краткий обзор традиционного игрушечного декоративно-прикладного искусства на территории С.-Петербурга и Ленинградской области, обозначены особенности и факторы его возникновения, описаны характерные отличительные признаки. В статье демонстрируется производственно-технологический процесс изготовления сувенирных кукол и показывается организационная структура, концепция и принципы работы компании. Раскрываются этапы ее становления и расширения. Поднимается вопрос эффективного применения выпускаемой продукции, ее утилитарных и эстетических функций. Особое внимание уделяется учреждению Петербургского музея кукол, созданного на базе производства и ставшего гарантом его сохранения и дальнейшего качественного роста.
Санкт-Петербург как крупная, многогранная туристская дестинация международного уровня, богатая привлекательными культурно-историческими объектами, является мощнейшим импульсом в проектировании туристических продуктов. К ним относятся в том числе сувенирные изделия местного производства, характеризующие образ города, его стиль и ментальность. Фарфоровые куклы «Потешного промысла» в национальных, военных и других исторических костюмах, выполненные в стиле и традициях региона, представленные в экспозиции Петербургского музея кукол и главных магазинах подарков, создают необычную новую легенду и оригинальный туристский бренд «Город кукол - Петербург».
Ключевые слова: народные художественные промыслы, Санкт-Петербург, Потешный промысел, Петербургский музей кукол.
Многонациональный и поликонфессиональный Петербург, построенный «не в центре этнической территории русского народа, а на ее периферии, в близком соседстве с районами расселения других народов» [9], сильно подвержен влиянию западной культуры, особенно светской. Поэтому вполне закономерным выглядит тот факт, что народные художественные промыслы города и его окрестностей заметно отличаются от традиционного искусства Центральной России своей особой петербургской лаконичностью, сдержанностью и утонченностью. Можно отметить высокий художественный вкус изделий, обеспеченный прекрасной образовательной базой, концентрацией социально-культурных институтов в едином месте и уникальным архитектурным пространством европейского стиля.
Куклы и игрушки как неотъемлемая часть изобразительной и народной декоративно-прикладной культуры России наи-
более ярко отражают историческую память своего этноса, его мировоззрение, характеризуют край, особенности быта и уровень мастерства [2]. Потешным производством издавна славилась Московская область, а именно Сергиев Посад, также Кировская, Архангельская, Владимирская, Нижегородская, Новгородская, Тульская, Тверская области [3]. Выбор основных материалов для создания изделий обусловлен наличием природных ископаемых в окружающей местности. Русские народные игрушки ассоциируются обыкновенно с глиной, деревом, берестой и текстилем. А их преимущественное назначение сегодня - детские игры, сувениры, украшение интерьера, коллекционирование и, помимо этого, театральные представления. Первичная ритуальная функция большей частью осталась в прошлом.
В Санкт-Петербурге и Ленинградской области менее, чем в других регионах страны, был развит игрушечный промысел
в силу исторически сложившегося планомерного строительства и индустриальной направленности города, а также слабо развитого земледелия [4]. Несмотря на это, местность знаменита оятской керамикой с. Алёховщина, фарфоровой скульптурой, стеклянными фигурами, оловянными солдатиками и многодельными куклами. Ремесленным центром Северной столицы с момента ее основания была Охта, ее мастера «выявили свои природные дарования в формах, которые резко отличаются от московской деревни и вятского базара. В игрушках охтенских кустарей отражалась всегда жизнь большого города: шикарный гусар, ухаживающий за городской барышней, барин и барыня на городских дорожках, шарманщик, вертящий свой инструмент, модная горничная, кормилица с барченком» [5].
Среди современных петербургских игрушечных промыслов и ремесел можно выделить кукольные мастерские «Потешный промысел», «Сувенирная мануфактура», фирму по производству исторической оловянной миниатюры «Ниена», фарфоровые статуэтки, деревянные токарные фигурки «Сказка», многочисленные стеклодувные артели и цеха по росписи матрешек [7, 10].
Активному появлению новых изготовителей в кон. XX в., возрождению забытых традиций и технологий в городе способствовала эпоха Перестройки, подарившая
многим возможность проявления предпринимательской инициативы [8]. Культурная столица, являясь одним из самых притягательных туристических центров не только России, но и мира, определила появление многочисленных предложений на рынке петербургского искусства.
Так предприятие по изготовлению сувенирных и игровых фарфоровых кукол «Потешный промысел»1 было официально основано, а точнее, юридически зарегистрировано в 1991г. по инициативе выпускников художественно-графического факультета педагогического института им. А.И. Герцена. Компания сегодня обладает общероссийской и мировой известностью, а также официально признана народным художественным промыслом не только Петербурга, но и России. Наследуя многонациональные, культурные традиции города, она обрела свою популярность благодаря высокому качеству изделий как с технологической точки зрения, так и с эстетической, художественной, а, кроме того, дидактической. Организатором и художественным руководителем коллектива выступила и ныне является Галина Николаевна Варенюк, также окончившая институт и аспирантуру Московского научно-исследовательского института художественного воспитания.
Продукция «Потешного промысла» представляет собой интересную разновидность сувенирных кукол с оригинальным
Рис. 1 - Куклы в исторических костюмах (слева направо): Молодуха с ребенком (автор Н.М. Романова, 1998), Стрелец XVII в. (автор И.В. Овчинникова, 1999), Воронежская женщина (автор А.Б. Заикина, 2008), Женский словацкий костюм (автор И.В. Овчинникова, 2004) (фото А.А. Козлова)
1 Потешный промысел. Официальный сайт. URL: http://russiandolls.ru (Дата обращения: 12.01.2016).
конструктивным решением: маленькое изображение человека (рис. 1). Причем наименьшее внимание уделяется лицу, индивидуальность сводится на нет. Первое место отводится костюму, так как именно он в данном случае является носителем информации.
Похожие куклы изготавливались, по свидетельству историка, исследователя игрушки Л.Г. Оршанского, более 200 лет назад в Санкт-Петербурге [4, 5], в частности, финно-угорским населением. На выставке 1913 г. в Петрограде были представлены финские куклы, напоминающие по стилю и конструкции кукол «Потешного промысла» [6]. Прибалтийские страны и сейчас знакомят туристов со своими традициями, предлагая подобных сувенирных кукол в стилизованных национальных костюмах.
Первоначально фирма создавалась с коммерческой целью организации выпуска недорогих сувенирных кукол в русских народных костюмах для реализации их на зарубежных выставках, ярмарках, а также в сувенирных салонах, ориентированных на иностранного туриста. Поэтому выпускаемая продукция подразумевала экономичную технологию изготовления, обладающую наименьшим количеством операций. Требовалось достичь убедительного художественного воплощения с условием применения простых материалов.
Кукла представляла собой сувенир высотой 17 см в образе русской красавицы. Изделие имело в основании картонный
конус и гипсовую универсальную, без принадлежности пола и возраста голову, расписанную вручную акриловыми красками. Костюм целиком шился из лоскутков ткани, отделывался жаккардовой, а также вязаной тесьмой, был несъемным. На первом этапе кукол изготавливали почти целиком сами художники в единичном экземпляре. Таких кукол можно назвать авторскими сувенирными куклами.
Задуманное дело оказалось очень новым и актуальным для города в тот период времени, продукция «Потешного промысла» пользовалось большим спросом не только у заграничных гостей, но также и у российских граждан. Поэтому следующим этапом развития фирмы явилось расширение ассортимента кукол, привлечение новых сотрудников. Отрабатывался механизм эффективного и качественного коллективного производства. Кукол стали тиражировать малыми сериями, ткань, тесьма и другие материалы покупались оптом у российских производителей. Теперь над созданием каждого изделия трудилось несколько человек, т.к. многосоставность куклы и ее серийность требовали четкого разделения труда. Поэтому уже в начале своей деятельности предприятие было вынуждено оборудовать сразу несколько цехов.
Компания закупила печи и организовала собственную керамическую мастерскую для формовки, отливки, замывки и обжига различных вариантов голов, рук и ног. Вместо гипса теперь ис-
Рис. 2 - Фарфоровые заготовки (фото П. Королева, 2015)
пользовали фарфор как более прочный материал. Все модели лепились известным петербургским скульптором, членом Санкт-Петербургского отделения Союза художников России Н.П. Зиновьевым. Создавались мини-комплекты и серии форм, характеризующие мужчину и женщину, взрослого и ребенка, принадлежность к определенному сословию или этносу.
Также был открыт участок росписи (рис. 2), на котором заготовки для кукол, так называемое «бельё», расписывались вручную беличьими кистями поливинил-ацетатными красками в соответствии с типовыми образцами рисунков, отобранными по этническим, возрастным, гендерным и другим признакам. В изображении эмоций на лице куклы всегда приветствовался творческий подход мастеров. Контроль за соответствием изделия шаблону и одновременная свобода самовыражения благоприятно сказывались на конечном результате. Куклы получались выдержанными в едином стиле, но при этом всегда отличными друг от друга.
Многоуровневый процесс изготовления куклы, продуманный уже в нач. 1990-х гг., и сегодня является основной схемой производства «Потешного промысла». Создание куклы начинается с идеи и макета. Зачастую художник придумывает новую оригинальную модель - промышленный образец, не руководствуясь предварительно нарисованным эскизом, но опираясь на сложившиеся стилевые особенности и традиции промысла. Все новинки производства утверждает Художественный совет предприятия и регистрирует в инвентарной книге фондохранилища. Затем утвержденные модели продукции попадают в экспериментальный цех, где мастерами-конструкторами отрабатывается технология изготовления каждой куклы, отрисовывается комплект лекал. Составляется технический и научный паспорта, спецификация, в которых даются рекомендации, в том числе варианты возможных цветовых и фактурных решений. Наличие безупречных, не требующих коррекции разработок, технологических карт во многом определяет эффективность и результат последовательной, серийной работы.
Рис. 3 - Кукла «Гусар. Военный мундир нач. XIXв. Россия». Художник А.В. Иванов, 2002 (фото А.А. Козлова)
Отдел продаж, исходя из потребностей рынка, наличия материалов на складе и других факторов, формирует заказы на производство по имеющимся в фонде образцам. На каждый заказ, а это не более 30 штук одного вида, составляется монтировочная ведомость, художник-технолог творчески подбирает ткани, тесьму, фурнитуру, стараясь не отступать от авторской задумки, четко соблюдает конструктивную составляющую, а также может, в зависимости от тематики куклы, внести гармоничные изменения в цветовое решение и декор. Такая вариативность возможна, к примеру, при создании сказочных персонажей или стилизованных собирательных образов, но почти не допустима при моделировании кукол в военной униформе (рис. 3). Это обусловлено важностью соблюдения правил пошива и ношения форменной одежды, внешний вид которой строго регламентирован. Любой исторический костюм - этнический, городской - требуют максимально точного воспроизведения с учетом покроя, знания моды той или иной эпохи, фактуры, фурнитуры на основании документальных сведений.
Непосредственную сборку расписанных и раскроенных частей изделия при тиражировании образца осуществляют
сборщицы-одевальщицы на дому, преимущественно женщины, владеющие навыками шитья и предварительно обученные технологиям и специфике ремесла.
В производство могут поступать также заявки на разработку новых моделей кукол, как правило, оформляемые художественным руководителем предприятия совместно с отделом продаж. Мастерская, конечно, всегда открыта к сотрудничеству, но не исключены отказы от работы с заказчиками по причине несоответствия условий заказа установленным внутренним производственным нормам, эстетическим и этическим представлениям художников и руководства компании. Концепция «Потешного промысла» проста - «Кукла должна быть доброй». Поэтому предложения о проектировании предметов, олицетворяющих нечистую силу или вызывающих отрицательные эмоции, пропагандирующих зло и пошлость, заведомо отклоняются.
Интересна тенденция обращения торговых и производственных структур других регионов и стран к художникам фабрики с просьбой изготовить сувенирные национальные куклы своего региона с целью реализации их от лица последнего. Этот не только не убывающий, а, скорее, нарастающий процесс еще раз подтверждает востребованность и несравненное качество изделий. Для примера можно привести сотрудничество с канадской украинской диаспорой, для которой разрабатывались куклы-украинцы. Также представители Республик Адыгеи (рис. 4), Калмыкии, Татарстана, Удмуртии, Ростовской области и даже далеких Карибских островов и многих других охотно приобретают сувенирные изделия «Потешного промысла» для туристических магазинов своих регионов. Некоторые из текущих заказов - это саамские и поморские куклы для Мурманска и арабские для Саудовской Аравии.
Помимо предпринимателей, с мастерской успешно работают некоммерческие учреждения культуры и образования. В кон. 1990-х гг. художница предприятия Ирина Викторовна Овчинникова создала коллекцию кукол в национальных костюмах «Народы России XIX - нач. XX вв.» для Чувашского государственного художе-
ственного музея, ставшую неотделимой частью его собрания2.
Продукция «Потешного промысла» сейчас предлагается также как игрушка для детей от 3-х лет. Была разработана целая серия мягко-набивных и механических кукол ручной работы из текстиля и картона, дерева. Все изделия проходили сертификацию, подтверждающую экологическую безопасность материалов. Кроме того, ассортимент дополнен и другими куклами утилитарного характера: грелки на чайник и самовар, шкатулки для украшений и рукоделия, елочные подвески и конфетницы.
Идя по пути постоянного творческого развития, предприятие создает макеты костюмов в кукле, сотрудничая не только с художниками, но и со специалистами Этнографического музея, Академией театрального искусства, историками и искусствоведами. В фонде «Потешного промысла» насчитывается сегодня около 2500 моделей кукол размером 10-60 см, условно разделенных на тематические группы:
1) национальный костюм разных времен и народов, населяющих Россию, Украину, Прибалтику, Кавказ, Европу, Ближний Восток, Азию, Африку и др.;
2) исторические персоны, в т.ч. коллекция портретных кукол российских императоров, полководцев (рис. 5);
3) униформа - военная одежда, спецодежда и школьная, спортивная форма;
4) сценический образ по эскизам театральных художников (Л.С. Бакст, А.Я. Головин и др.);
5) городская, светская европейская мода (рис. 6);
6) сказочные и литературные персонажи (Баба Яга, Снегурочка, Гринев, Ася и т. п.);
7) по мотивам изобразительного искусства: куклы, «сошедшие» с полотен художников и знаменитых книжных иллюстраций (К.П. Брюллов, В.М. Васнецов, Е.М. Рачев, В.Е. Маковский, Ж.Э. Лиотар и др.);
2 Овчинникова Ирина Викторовна. Собрание музея / Чувашский государственный художественный музей. URL: http://artmus.culture21. ru/psearch.aspx?author=1064&modelid=399& begindate=AD&enddate=AD (Дата обращения: 12.01.2016).
Рис. 4 - Кукла в праздничном адыгейском костюме. Художники А.Б. Заикина и Е.А. Васильева, 2015 (фото Е.А. Васильевой)
Рис. 5 - Кукла «Граф А.В. Суворов». Художник А.В. Потемкина, 1999 (фото А.А. Козлова)
Рис. 6 - Дама в придворном
костюме XVIII в. Художник И.В. Овчинникова, 2005 (фото А.А. Козлова)
8) корпоративные, т.е. изготовленные по заказу в качестве фирменного сувенира какой-либо компании, события, мероприятия.
Многочисленная коллекция позволяет «Потешному промыслу» регулярно проектировать и показывать выставки, в т.ч. и за рубежом, приуроченные к определенным торжественным датам и событиям (рис. 7). Эти временные передвижные экспозиции всегда имеют массу положительных отзывов посетителей и благополучно сказываются на имидже фирмы.
Рис. 7 - Куклы в национальных костюмах Черногории. Художник А.Б. Заикина, 2009 (фото М. Кочан)
Авторами первых образцов на стадии становления промысла являлись петербургские художники А. Рогачева, Г. Сокол, Г. Бестфатор, И. Банникова, Л. Аксенова, Л. Воронова. Позднее к ним присоединились А. Жабрева, А. Иванов, С. Криштан, И. Овчинникова и др. В данный момент в штате работают мастера: художник, кандидат педагогических наук А. Потемкина, художник-экспериментатор А. Заикина, художник-технолог Е. Васильева3.
Структура компании в течение 25 лет претерпевала различные изменения, в целом совершенствовалась и трансформировалась в результате меняющихся условий рынка и появления конкурентов.
Важным моментом в истории становления и развития промысла является открытие на его базе в 1998 г., при поддержке Российского этнографического музея, Петербургского музея кукол4, в собрание которого были включены фонды «Потешного промысла», а также частная коллекция авторских, антикварных, театральных и других кукол руководителя предприятия
3 Рабочая и учредительная документация ООО «НХП «Потешный промысел» и НУ «Петербургский музей кукол» за период с 1991 по 2016 гг.
4 Петербургский музей кукол. Официальный сайт. URL: http://www.museumdolls.ru (Дата обращения: 12.01.2016).
Г.Н. Варенюк [1]. При этом нельзя не отметить, что обе структуры, а также сопутствующий сувенирный магазин разместились в собственном здании, выкупленном и отремонтированном своими силами (рис. 8).
Рис. 8 - Здание музея и производства в С.-Петербурге на ул. Камской, 8. (фото А.А. Козлова, 2015)
Петербургский музей кукол стал естественным продолжением в развитии промысла и существенной его поддержкой как финансовой, так и научной. Была собрана великолепная библиотека книг по истории костюма и игрушек, которая, несомненно, помогает художникам ориентироваться при создании новых образов. Именно благодаря этому новому направлению удалось наладить диалог с учеными и специалистами исторических музеев. Музей кукол стал своеобразным культурным и туристическим центром, стимулирующим повышение художественного и качественного уровня изделий «Потешного промысла».
В музее работают демонстрационные мастерские. Каждый посетитель имеет возможность увидеть, как рукодельницы «Потешного промысла» делают сувенирные куклы. Желающие могут приобрести этих кукол в магазине музея или научиться собирать их самостоятельно. На предпри-
Таблица 1 - Ключевые даты в истории становления и развития «Потешного промысла» в Санкт-Петербурге
Даты События
1991 Основание предприятия
14.09. 1994 Первый год отнесения продукции «Потешного промысла» к изделиям народных промыслов и ремесел решением Художественного Совета по ДПИ, Народным промыслам и ремеслам при Комитете по культуре мэрии Санкт-Петербурга
Ноябрь 1994 Вступление в Ассоциацию «Народные художественные промыслы и ремесла Санкт-Петербурга и Ленинградской области»
1998 Вступление в Ассоциацию «Народные художественные промыслы России»; Учреждение НУ «Петербургский музей кукол»; открытие на базе предприятия «Петербургского музея кукол»
2000 Коллекция кукол «Многонациональный Петербург» была с успехом показана на Всемирном конгрессе «Итоги тысячелетия»
2002 Изделия «Потешного промысла» прошли Федеральный художественный совет при Министерстве промышленности, науки и технологий РФ и были зарегистрированы как изделия народных художественных промыслов признанного художественного достоинства
20022004 Молодые мастера «Потешного промысла» стали лауреатами Всероссийского конкурса молодых мастеров народных промыслов России «Молодые дарования»
2006 Реконструкция в Петербургском музее кукол художественных мастерских XIX в. «Светелка» и «Городская народная мастерская» в форме интерактивной экспозиции
2007 Участие в организации экспозиции Санкт-Петербурга «Живое русское слово» в Бельгии, показ кукол в костюмах героев русских сказок
2009 Куклы «Потешного промысла» победили в номинациях на лучшие изделия НХП на VIII выставке-ярмарке «Ладья-2009», проводимой Ассоциацией «Народные художественные промыслы России» в Москве
2015 Участие в выставке-ретроспективе «Народные художественные промыслы: вчера, сегодня, завтра», приуроченной к 25-летнему юбилею Ассоциации «Народные художественные промыслы России». Проект был реализован при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и Правительства города Москвы
ятии всегда открыта вакансия «сборщица кукол», каждый может пройти первичное обучение новой профессии, овладеть навыками производства не сложных по крою и конструкции кукол. А профессионализм и мастерство создания трудоемких изделий достигаются посредством совершенствования навыков и постоянного общения с коллективом обеих организаций.
В табл. 1 обозначены основные даты в истории развития промысла.
В настоящее время «Потешный промысел» продолжает работать над расширением коллекции кукол в национальных костюмах народов России и мира. Выполненные на высоком художественном уровне куклы являются предметом коллекционирования и экспонирования на тематических выставках, украшением интерьера, корпоративным подарком и сувениром, образцом-макетом костюма, познавательной игрушкой. С помощью кукол в этнических одеждах проводится работа с детьми по программе ознакомления с культурами других народов.
Несмотря на яркую функциональную и внешнюю многогранность, интересно обратить внимание на художественную цельность изделий. Впечатляющий ассортимент производства объединяется не только общими конструкциями и технологией изготовления, у компании выработался самобытный, самостоятельный и неповторимый стиль, узнаваемый и характерный для Санкт-Петербурга. Куклы «Потешного промысла» и теперь продолжают выпускаться небольшими партиями, выдержанными в духе оформленных кукольных традиций ремесла, сделанные по эталонным образцам росписи, лекал, схемы сборки, но при этом отличаются друг от друга благодаря творческому под-
ходу мастеров на каждом этапе работы.
В ближайших планах компании стоит открытие нового зала постоянной экспозиции в Петербургском музее кукол, посвященного народам мира. Его основу составит обширная коллекция кукол собственного изготовления в национальных костюмах. И вполне своевременна идея оформления выделенного пространства, рассказывающего историю кукольного народно-художественного промысла в городе и области.
О популярности и настоящей народности «Потешного промысла» свидетельствуют многочисленные факты возникновения новых предприятий, в течение последних 10 лет выпускающих подобную продукцию в Санкт-Петербурге, Москве, Суздале, Казани, Уфе и других городах России. Кроме этого, китайские производители обратили внимание на петербургские куклы и активно занимаются подражанием, копированием, руководствуясь спросом российских предпринимателей. Все эти обстоятельства создают, с одной стороны, препятствия на пути к развитию народного художественного промысла, а с другой - утверждают его и распространяют.
Сегодня Санкт-Петербург по праву можно назвать кукольным городом не только вследствие современного увлечения художников и общества «игрушечными человечками», подкрепленного доступными как виртуальными, так и реальными визуальными и обучающими средствами, такими как музеи, выставочные залы, богатая архитектура, высшие учебные заведения и библиотеки. Но также благодаря народному художественному «Потешному промыслу» и Петербургскому музею кукол, одному из первых музеев кукол в России, зарождается новый имидж культурной столицы, а точнее, туристический бренд «Город кукол».
Список источников:
1. Васильева Е.А. Новизна как важнейший фактор мотивации спроса в современном культурном туризме на примере Петербургского музея кукол // В сб. Музей и проблемы культурного туризма: Материалы XII круглого стола. СПб.: Изд-во Государственного Эрмитажа, 2014. С. 29-31.
2. Васильева Е.А. Экспозиционно-выставочная деятельность «Петербургского музея кукол» // В сб. Этнографические коллекции в музеях: культурные стратегии и практики: МатериалыХМ Санкт-Петербургских этнографических чтений. СПб., 2013. С. 70-75.
3. Дайн Г.Л. Русская игрушка. М.: Сов. Россия, 1987. 199 с.
4. Оршанский Л.Г. Игрушки. Статьи по истории, этнографии и психологии игрушек. М. - Петроград: Государственное изд-во, 1923. 155 с.
5. Оршанский Л.Г. Художественная и кустарная промышленность СССР 1917-1927. Л.: Изд-во Академии Художеств, 1927. 84 с.
6. Русское народное искусство на Второй Всероссийской выставке в Петрограде в 1913 году. Репринтное издание 1914 г. СПб.: Альфарет, 2008. С. 9-11.
7. Спиридонова Н.Я. Охтинские мастера // Новая Охта, 2000. № 35(59). С. 2.
8. Чернов А. Игра в куклы переросла в бизнес // Деловой Петербург, 2000. № 93(760). С. 19.
9. Юхнева Н.В. Многонациональная столица империи // В сб. Многонациональный Петербург. История. Религия. Народы. СПб.: Искусство-СПб, 2002. С. 10.
10. Gorovaya A. Dolls Live in Own World on Vasilievsky Ostrov // Newa news, 1999. № 152. Pp. 10.
Ekaterina A. Vasilyeva
St. Petersburg Dolls' Museum, Ltd «NHP «Poteshny promysel» (St. Petersburg, Russia); deputy general director; e-mail: [email protected]
national doll art-crafting of sankt petersburg «poteshny promysel»
The article contains first published history and description of the doll handicraft «Poteshny promysel», that officially began in Sankt Petersburg in the early 1990s and continues to develop and expand today.The author makes the brief review of traditional toy arts and crafts in Sankt Petersburg and Leningrad region, designates features and factors of its emergence and describes characteristic distinctive features. In the article production and technological process of production of souvenir dolls is shown and the organizational structure, the concept and the principles of work of the company is analyzed. The author also reveals stages of its formation and expansion. The question of effective use of products, its utilitarian and esthetic functions is brought up. The special attention is paid to establishment of the St. - Petersburg museum of dolls, created on the basis of production and which became the guarantor of his preservation and further high-quality growth. Sankt Petersburg as the large and multifaceted tourist destination of the international level, rich with attractive cultural and historical objects, is the most powerful impulse in design of tourist products. Among them are the souvenir products of local manufacturing, which characterize the city's image, its style and mentality. The porcelain dolls of «Poteshny promysel» in national, military and other historical suits are made in style and traditions of the region and presented in an exposition of the Sankt Petersburg museum of dolls and the main gift shops. In such a way, they create an unusual new legend and the original tourist brand «The City of Dolls - Sankt Petersburg».
Keywords: national art crafts, Sankt Petersburg, Poteshny promysel, Petersburg museum of dolls. Throught
References:
1. Vasilyeva E.A. Novizna kak vazhnejshij faktor motivacii sprosa v sovremennom kul'turnom turizme na primere Peterburgskogo muzeja kukol [Novelty as the most important factor of motivation of demand in modern cultural tourism through the example of the Petersburg museum of dolls]. V sb. Muzej i problemy kul'turnogo turizma: Materialy XII kruglogo stola [In collection: Museum and cultural tourism issues: Materials of the XII Round table]. St. Petersburg, Publishing house of the State Hermitage, 2014. Pp. 29-31.
2. Vasilyeva E.A. Ekspozicionno-vystavochnaja dejatel'nost' «Peterburgskogo muzeja kukol» [Exposition and exhibition activity of «The Petersburg museum of dolls»]. Vsb. Etnograficheskie kollekcii v muzejah: ku'turnye strategii i praktiki: Materialy XII Sankt-Peterburgskih etnograficheskih chtenij [In collection: Ethnographic collections in a museum: Cultural strategy and practicies. Materials of the XII St. Petersburg ethnographic readings]. St. Petersburg, 2013. Pp. 70-75.
3. Dine G.L. Russkaja igrushka [Russian toy]. Moscow, Soviet Russia, 1987. 199 p.
4. Orshansky L.G. Igrushki. Stat'i po istorii, etnografii i psihologii igrushek [Toys. Articles on history, ethnography and psychology of toys]. Moscow-Petrograd, State publishing House, 1923. 155 p.
5. Orshansky L.G. Hudozhestvennaja i kustarnaja promyshlennost' SSSR1917-1927 [Art and handicraft industry in the USSR1917-1927]. Leningrad: Publishing house of Academy of Arts, 1927. 84 p.
6. Russkoe narodnoe iskusstvo na Vtoroj Vserossijskoj vystavke v Petrograde v 1913 godu. Reprintnoe izdanie 1914 g. [The Russian folk art at the II All-Russian exhibition in Petrograd in 1913. Reprint edition of 1914]. St. Petersburg, Alfaret, 2008. Pp. 9-11.
7. Spiridonova N.Ya. Ohtinskie mastera [Okhta masters]. Novaja Ohta [New Okhta], 2000, no. 35(59), pp. 2.
8. Chernov A. Igra v kukly pererosla v biznes [Game in dolls developed into business]. Delovoj Peterburg [Business St. Petersburg], 2000, no. 93(760), pp. 19.
9. Yukhneva N.V. Mnogonacional'naja stolica imperii [Multinational capital of Empire]. V sb. Mnogonacional'nyj Peterburg. Istorija. Religija. Narody. [In collection: Multinational St. Petersburg. History. Religion. People], St. Petersburg, Art-SPb, 2002, pp. 10.
10. Gorovaya A. Dolls Live in Own World on Vasilievsky Ostrov. Newa news, 1999, no. 152, pp. 10.