Научная статья на тему 'Этнографические куклы второй половины XX В. : приобретение, реставрация, атрибуция'

Этнографические куклы второй половины XX В. : приобретение, реставрация, атрибуция Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
602
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУВЕНИРНЫЕ КУКЛЫ / ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ КУКЛЫ / КУКОЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО / OLLS / ETHNOGRAPHIC DOLLS / DOLL PRODUCTION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Жабрева Анна Эрнестовна

Рассматриваются сувенирные европейские куклы второй половины XX в. как предмет коллекционирования. Сообщается об отдельных производителях, о способах изготовления кукольных тел и нарядов. На основании личного опыта повествуется о способах реставрации и атрибуции. Поднимается вопрос о роли сувенирной куклы как носителя информации о традиционном костюме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHNOGRAPHICAL DOLLS OF THE SECOND HALF OF XX CENTURY: ACQUISITION, RESTORATION, ATTRIBUTION

The article concerns the European souvenir dolls of the second half of XX century as the object of collecting. The author speaks about some doll producers and methods of manufacturing of doll’s bodies and costumes. The researcher also reports about restoration and attribution methods on the basis of her own personal experience. The article raises the issue of the role of souvenir dolls as a medium of information on traditional costume.

Текст научной работы на тему «Этнографические куклы второй половины XX В. : приобретение, реставрация, атрибуция»

Международный информационно-аналитический журнал «Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык». № 4 (07). Декабрь 2015 (http://ce.if-mstuca.ru)

УДК 688.721 ББК Щ126.7 Ж127

А. Э. Жабрева С.-Петербург, Россия

ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ КУКЛЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX В.: ПРИОБРЕТЕНИЕ, РЕСТАВРАЦИЯ, АТРИБУЦИЯ

Рассматриваются сувенирные европейские куклы второй половины XX в. как предмет коллекционирования. Сообщается об отдельных производителях, о способах изготовления кукольных тел и нарядов. На основании личного опыта повествуется о способах реставрации и атрибуции. Поднимается вопрос о роли сувенирной куклы как носителя информации о традиционном костюме.

Ключевые слова: сувенирные куклы, этнографические куклы, кукольное производство.

Anna E. Zhabreva St.-Petersburg, Russia ETHNOGRAPHICAL DOLLS OF THE SECOND HALF OF XX CENTURY:

ACQUISITION, RESTORATION, ATTRIBUTION

The article concerns the European souvenir dolls of the second half of XX century as the object of collecting. The author speaks about some doll producers and methods of manufacturing of doll's bodies and costumes. The researcher also reports about restoration and attribution methods on the basis of her own personal experience. The article raises the issue of the role of souvenir dolls as a medium of information on traditional costume.

Keywords: souvenir dolls, ethnographic dolls, doll production.

Сегодня многие увлечённо приобретают фарфоровых кукол из серий «Дамы эпохи», «Куклы в народных костюмах» и «Куклы в костюмах народов мира». Эти партворки - журналы с приложениями - в игровой форме знакомят читате-

© Жабрева А. Э., 2015

лей с историей, географией, культурой разных народов. Наиболее информативный и качественный из них - «Куклы в народных костюмах», где одним из участников подготовки материалов выступает Институт этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая Российской академии наук (Москва). Журнал наполнен интересными сведениями по истории того или иного региона, рассказами о народных традициях, костюмах, играх, а кукольные наряды выполнены особенно тщательно. Не только девочки, но и многие взрослые дамы с удовольствием приобретают новые выпуски, любуются куклой или же доделывают её костюм по своему усмотрению.

Моё увлечение коллекционированием началось уже более 10 лет назад и развивалось стихийным образом: покупка сувенирных кукол во время зарубежных поездок, подарки подруг и знакомых, посещения блошиных рынков и антикварных магазинов - таковы источники «комплектования» моего собрания. Главным критерием отбора кукол изначально было наличие национального костюма какой-либо страны (поскольку кукол в исторических костюмах я делала сама). Вторым ограничением, по понятным причинам, был размер куклы.

Сегодня моя коллекция насчитывает уже более 300 этнографических кукол со всего мира (не считая серий «Куклы в народных костюмах» и «Костюмы народов мира»), её часть экспонировалась на выставке «Наряды и народы» в библиотеке Восточного факультета С.-Петербургского университета [Альбе-диль М.Ф, 2013]. Наиболее старые экспонаты относятся к 1950-1960-м гг., но не за стариной кукол я гонюсь, а за их «национальностью»: хочу собрать все варианты национальных костюмов народов мира.

Немецкие сувенирные куклы и Щелкунчики (вторая пол. XXв.) из коллекции А. Э. Жабревой Задача - определить «национальность» куклы - довольно сложна в том случае, если отсутствует упаковка или какая-либо этикетка с информацией. У стареньких кукол, «бывших в употреблении», как правило, всего этого нет. Ещё одним фактором, усложняющим атрибуцию куклы, служит условность её наряда, миниатюрность которого неразрывно связана с большими или меньшими отступлениями от подлинного костюма.

Надо заметить, что разыскание сведений о том, наряд какого народа представлен на вновь приобретенной кукле, занятие весьма увлекательное, хотя и сложное. Для атрибуции куклы я пользуюсь двумя настольными книгами: переводами энциклопедий известных немецких авторов В. Бруна и М. Тильке [Брун В., Тильке М., 2005] и французского художника А. Расинэ [Касте! А., 1995], в которых помимо исторических имеются изображения и национальных костюмов. Большое количество изображений комплектов региональных одежд, головных уборов, обуви и аксессуаров часто позволяет определить хотя бы приблизительно «национальность» кукольного наряда. Не раз в атрибуции непонятного наряда выручало и переводное издание «Костюмы народов мира» Р. Хэрольда [Хэрольд Р., 2002]. Предназначенное художникам, работающим с фольклорными ансамблями, оно очень кратко, но четко и конструктивно повествует об основных костюмных комплексах той или иной страны и содержит схематичные раскрашенные иллюстрации, хорошо сопоставляемые с миниатюрной куклой. Для более детального изучения национального костюма

приходится обращаться к специальной литературе, узнать о которой помогает составленный некогда библиографический список «История костюма зарубежных стран» [Жабрева А.Э., 1994].

Кроме этого приходится буквально «просеивать» по разным критериям информацию из Интернета. В особо трудных случаях я обращаюсь к специалистам из Российского этнографического музея (С.-Петербург). Иногда самый странный костюм атрибутируется быстро, в других случаях, оказывается, совсем невозможно понять «национальность» куклы. Но надо признать, что абсолютную уверенность в том, что кукла одета в наряд той или иной местности, даёт только наличие оригинальной упаковки или этикетки.

Далеко не всегда удается установить место и производителя куклы. Сувенирные куклы в национальных костюмах выпускались в Германии уже на рубеже XIX-XX вв. (например, ф-ка «Simon & Halbig»), в 1950-1970-е годы работали фирмы «Schmider», «Schildkröt», «Cellba», разные кустарные мастерские. Сейчас продолжает активно работать старинная кукольная фабрика «Schneider», где изготавливаются фарфоровые куклы, одетые в костюмы разных народов мира [Walter Schneider GmbH & Co. KG. Neustadt bei Coburg. Точка доступа: http://www.walterschneider.eu/ (дата обращения: 8.10.2015)]. Они продаются по всей Европе, в мою коллекцию попали две девочки из Дании и Эстонии.

Судя по маркировкам на спинках, пластмассовые (ранее целлулоидные) кукольные тельца чаще всего делаются в Италии, а затем одеваются «на местах». Французские куклы «Petit Colin» отличаются оригинальными формами, тонкой раскраской лица и милыми нарядами. На спинках должно быть клеймо в виде головы орла и названием страны: France.

Французская кукла Petit Colin Целлулоид, текстиль, фурнитура, роспись; 17 см Франция, 1940-50-е гг. На спинке маркировка: голова орла France 175/3

из коллекции А. Э. Жабревой

Пластмасса/целлулоид?, текстиль, синтетические волосы; 17 см На ручке привязан ярлык производителя: CrûeUi. Souvenir Genève

1960-е гг. Швейцария? из коллекции А. Э. Жабревой

Материал, из которого сделана кукла, помогает ее датировать. Хорошо известно, что целлулоидные пупсы-игрушки перестали делать с 1960-х гг. из-за горючести этого материала. Производители сувенирных кукол еще некоторое время использовали целлулоидные головы (видимо изготовленные ранее в большом количестве), тогда как тела уже штамповались из пластмассы. Экземпляры 1950-х гг. отличаются натуральными тканями и плетеными кружевами, более «молодые» уже наряжены в платья из синтетических тканей, лишь имитирующих натуральные.

Парички делаются из натуральных или синтетических волокон различных цветов и, как правило, приклеиваются. Прически составляют из длинных кос, мелких косичек, свернутых вокруг головы или над ушами: все, как положено в национальном костюме. Для изготовления шляп используется натуральный фетр или соломка. Обязательной деталью старинного кукольного туалета является белье: панталончики, носочки или гольфы, нижние юбочки или сорочки, съемные пластмассовые или кожаные туфли.

Степень достоверности костюма, как и качество куклы, падает в 19701990-х гг., что связано с попытками удешевить производство сувенирных кукол, рассчитанных на массового покупателя, и увеличить количество выпускаемых кукол за счет их качества.

С точки зрения мастерства и этнографической точности особенно хороши «German Molls Trachten Puppen», изготавливавшиеся в Германии в 1950-1960-х гг. Их отличительными признаками служат красные сердечки на панталонах и бирки с названием серии, подвешенные к ручке. Мне посчастливилось приобрести трёх этнографических кукол этой серии.

Куклы из серии «German Molls Trachten Puppen» (1950-1960-е гг.),

из коллекции А. Э. Жабревой Слева: костюм Шварцвальда (шляпка «боленхут»), в центре: костюм о. Тегернзе, справа: о. Финкенвердер

Красные сердечки и этикетка кукол серии «German Molls Trachten Puppen»

из коллекции А. Э. Жабревой Отличаются от других по манере исполнения итальянские куклы фирмы «Majors», у которых лица поверх пластмассовой основы покрыты тонким слоем фетра, а затем расписаны вручную. На подоле этих кукол обычно бывает фирменный ярлычок, на котором указаны не только изготовитель, но и название города или региона, к которым относится данный костюм.

Итальянка из Orgosolo (Sardegna) Италия, фирма Majors, 1970-е гг.?; 23 см из коллекции А. Э. Жабревой

Особой грацией и изяществом отличаются куклы фирмы «Марин Чиклана» (Кадис, Испания), которая была основана еще в 1920-е гг [Испания прощается с куклами в стиле фламенко // Испания по-русски: Информационный портал об Испании и Единый Сервисный Центр. 8 дек. 2014 г Точка доступа: www.espanarusa.com/ru/news/article/543580 (дата обращения: 8.10.2015)]. Наиболее популярны и известны у этой фирмы жгучие танцовщицы фламенко в ярких платьях со шлейфами и кружевами, но важную часть их сувенирной продукции составляли и этнографические куклы. Пластмассовым фигуркам приданы эмоциональные позы, лица необыкновенно выразительны, а костюмы просто изумительны.

Испанка из Саморы Испания, фирма Марин Чиклана 1970-е гг.? из коллекции А. Э. Жабревой Узнаваемы этнографические куклы, выполненные кооперативом «Arta

Crisana» (город Орадя, Румыния, 1970-е гг.). Лица и руки кукол из пластической массы, тело набивное на проволочном каркасе, а костюмы очень жизненны, дополнены множеством мелких деталей: пайеток, бисерин, кисточек, тесьмы и пр. Особенность этих кукол - прозрачная подставка овальной формы.

Румынский крестьянин, танцующий танец calu§ar (калушар) Румыния, Кооператив «Arta Crisana», г. Орадя, 1976 г. из коллекции А. Э. Жабревой

Своеобразны и болгарские куклы, изготавливавшиеся в 1960-1980-х гг. Проволочная арматура обматывалась тканью и нитями. Голова делалась в виде шарика из дерева или папье-маше, лица раскрашивались. Куклы закреплены на небольших деревянных подставках. Одним приданы танцевальные позы, другие держат в руках национальные музыкальные инструменты или предметы утвари. Вместе они представляют веселую жизнерадостную компанию.

Болгарские куклы 1960-1980-х гг. из коллекции А. Э. Жабревой

Старенькие куклы обладают особой привлекательностью благодаря своим миловидным личикам и тонко сделанному костюму. Но их приобретение нередко влечет проблему чистки или даже реставрации. К серьёзным утратам относятся повреждения или загрязнения ткани и кружев, потеря обуви и некоторые дефекты деталей тела. Чистка пылесосом и влажной губкой просто необходима в целях дезинфекции, но нередко приходится снимать и стирать утратившую свежесть одежду, подшивать разорванные детали. Сегодня я уже не беру кукол с такими повреждениями, которые не могут быть исправлены. Одна из немецких кукол, приобретённая еще в первые годы собирательства, пала жертвой моей неумелости. Эта крошечная куколка досталась очень грязной, поэтому и была раздета, детали одежды выстираны и выглажены. Вернуть их на прежнее место не составило труда, но сложить обратно головной убор удалось лишь приблизительно. Наученная горьким опытом, теперь я тщательно фото-

графирую все этапы раздевания куклы с тем, чтобы можно было восстановить всю одежду в первоначальном виде.

Кукла в костюме Шварцвальда, 22,5 см. Целлулоид, пластмасса, текстиль, фурнитура. Серия "German Molls Trachten Puppen ". Утраты: обрывы кружева на рукавах и подоле. Из коллекции А. Э. Жабревой

Кукла в традиционном чешском костюме (1950-е гг.?) до и в процессе реставрации. Из коллекции А. Э. Жабревой

Кукла в словацком костюме (1960-е гг.?) до и после реставрации.

Из коллекции А. Э. Жабревой

Сувенирные куклы, даже на примере моего небольшого собрания, могут рассказать о национальных костюмах разных стран. Попытки идентифицировать добытый экземпляр заставляют обращаться к истории, этнографии, изучать разнообразную «костюмную» литературу.

В каждом государстве сложились особые комплексы мужских и женских костюмов, существуют и региональные отличия; различны форма, цвет и отделка юбки, сюртука, корсажа, пояса, воротника, манжет. Особенно разнообразны женские прически и головные уборы: чепцы, шляпы, повязки.

Куклы, представляющие жениха и невесту из Шварцвальда. Пластмасса, текстиль, фурнитура; 25,5 см. Германия, 1960-е гг.?

Из коллекции А. Э. Жабревой

Неотъемлемой частью женского наряда земли Шварцвальд (Германия), является ВоПепЬИ («болленхут») — шляпка с «вишнями». Эта соломенная шляпа, украшенная шерстяными помпонами, стала популярной в середине XVШ в. Замужние женщины украшают её чёрными помпонами, а девушки - красными.

Куклы разных лет в шляпках «Боленхут» из коллекции А. Э. Жабревой

А вот головной убор ЯаёЬаиЬе («чепец-колесо»), похожий на кокошник, носят женщины разных земель не только Германии, но и в Австрии и в Швейцарии. Считается, что способ изготовления этого головного убора легко позволяет определить, откуда родом его обладательница. В Германии кружево укладывали на белую каркасную сетку, но само кружево делалось цветным, с использованием золотой и серебряной нитей, с украшениями из драгоценных камней и жемчуга. Кокошник закреплялся на донце чепца.

Немецкие куклы, 1960 и 80-е гг. в головных уборах «Радхауб».

Пластмасса, текстиль, фурнитура; 16 и 28 см Из коллекции А. Э. Жабревой

Польские костюмы различны в каждой области. В настоящее время они подробно представлены в серии «Ро^Ие ludowe Бйо^е». Старые же национальные куклы отразили в основном краковский мужской и женский костюмы, отличающиеся особой красочностью. Традиционно девушки изображаются с русыми волосами, заплетенными в две толстые косы, на головах - венки из цветов. Мужской костюм состоит из синего кафтана (кунтуша), декорированного кисточками. Головной убор носит название «рогатывка».

Краковчане. Польша, 1960-е гг.? Полимерная масса, текстиль, роспись, фурнитура; 23,5 х 19 см. Из коллекции

А. Э. Жабревой

Некоторые венгерские куклы отличаются техникой исполнения: они полностью текстильные, набивные, а их лица сформированы с помощью потайных швов и раскрашены. Не имеющие подставок, небольшие и совсем лёгкие, они имеют сзади специальную петлю для подвешивания и словно предназначены для украшения новогодней ёлки. Венгерские костюмы ярки и своеобразны: плиссированные и кружевные юбки, обилие тесьмы, шали с длинной бахромой, ручная вышивка, оригинальные головные уборы.

Венгерская кукла, 1970-90-е гг.?

Текстиль, роспись, вышивка; 19 см. Из коллекции А. Э. Жабревой

Количественный рост коллекции дает возможность сравнивать куклы между собой: одни человечки оказываются аналогичными уже имеющимся, другие неожиданно находят подружек или даже пару. Там на полках моей коллекции встретились болгарские куклы разных лет, украинцы 1970-х, изготовленные на Киевской кукольной фабрике «Победа» (1980-е гг.), но продававшиеся отдельно, девочка и мальчик с острова Тенерифе. Нашли свои половины куколки из Нидерландов и из Венгрии.

О костюмах многих стран не только Европы, но и Азии, и Америки можно было бы узнать, рассматривая и изучая небольшие, но такие разнообразные, такие интересные и завлекательные сувенирные куклы. В данном случае речь шла о куклах в европейских костюмах, изготовленных во второй половине XX в.

Библиографический список

1. Альбедиль М. Ф. Кукольная этнография: [рец. на выст. «Наряды и народы: куклы в национальных костюмах из частного собрания А. Э. Жабревой» (СПБГУ. Восточный фак. Научная б-ка; 21 февраля - 30 мая 2013 г.)] // Теория моды. — 2013. — Вып. 28. — С. 349353.

2. Брун В. История костюма от древности до Нового времени / В. Брун, М. Тильке / пер. с нем. Г. А. Светличной. М.: ЭКСМО, 2005. 464 с.

3. Жабрева А. Э. История костюма зарубежных стран: библиогр. указ. кн. и ст. на рус. и иностр. яз. // Кунсткамера. — 1994. — Вып. 5/6. — С. 399-450 (639 назв.).

4. Испания прощается с куклами в стиле фламенко // [Электронный ресурс]. - 2014. Испания по-русски: Информационный портал об Испании и Единый Сервисный Центр. 8 дек. 2014 г. URL: www.espanarusa.com/ru/news/article/543580 (дата обращения: 8.10.2015)

5. Хэрольд Р. Костюмы народов мира: иллюстрированная энциклопедия / пер. с англ. А. Гостева; оформление И. Саукова. М.: ЭКСМО-пресс, 2002. 240 с.

6. Racinet A. The Historical encyclopedia of costume / introd. by A.Ribeiro. London: Studio ed., 1995. 320 p., il.

7. Walter Schneider GmbH & Co. KG. Neustadt bei Coburg // [Электронный ресурс]. URL: http://www.walterschneider.eu/ (дата обращения: 8.10.2015)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.