68 1 1 ВАШ БАНК
и. ТЕРРИТОРИЯ БАНКА Л■ ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / №02 (70) 2008
Кредитный комитет Юго-Западного банка Сбербанка России свое последнее в 2007 году заседание провел в необычной обстановке: члены комитета во главе с Председателем банка Михаилом Золотаревым приехали в компанию «Ростсельмаш» (предприятие является VIP-клиентом и VIP-заемщиком банка).
Елена СЕРГЕЕВА
Кубок комбайнера
«Три года назад на этом месте ничего не было, — рассказал генеральный директор компании «Ростсельмаш» Валерий Мальцев во время посещения гостями склада. — Строительство современного складского комплекса обошлось нам в 430 млн. руб., из них 141,7 млн. руб. — кредит Сбербанка».
Михаил Золотарев и члены кредитного комитета с интересом осмотрели терминал, интересовались тем, как организована работа склада, за счет чего на 50% выросла скорость обслуживания заказов.
В другом цехе «Ростсельмаша» руководству банка показали, как работает лазерный комплекс гибки и раскроя металла для комбайна ACROS. По словам Валерия Мальцева, в конечном итоге сумма инвесткредита Сбербанка на реализацию проекта ACROS должна составить 450 млн. рублей.
«Мы рады, что в 2007 году вам удалось запустить в серийное производство новый зерноуборочный комбайн, — заметил Михаил Золотарев, вручая Валерию Мальцеву
диплом и кубок («Ростсельмаш» стал одним из победителей конкурса Юго-Западного банка Сбербанка России «Со Сбербанком — к вершинам успеха»). — Члены Кредитного комитета своими глазами смогли увидеть, куда были направлены средства банка, как успешно «Ростсельмаш» осуществляет техническое перевооружение и реализацию масштабного проекта. Мы, в свою очередь, нацелены на расширение в следующем году линейки корпоративных продуктов и увеличение кредитного портфеля».
ваш банк/территория банка
69
Михаил Золотарев родился 19 июня 1948 года в с. Кировское Славянского района Краснодарского края. Окончил Краснодарский политехнический институт, Всероссийский заочный финансово-экономический институт. Трудовую деятельность начал в 1968 году практикантом в компрессорном отделении, машинистом аммиачно-холодильных установок Краснодарского завода фруктовых вод. С 1968 по 1970 годы проходил службу в Вооруженных Силах. В дальнейшем работал на разных должностях, пройдя путь от слесаря второго разряда до заместителя председателя правительства Краснодарского края. В системе Сбербанка России — с 1997 года. Работал заместителем Председателя Правления, первым замом председателя Краснодарского банка, первым заместителем управляющего Краснодарским ОСБ № 8619, замом Председателя Правления Юго-Западного банка. С 2006 года — Председатель Юго-Западного банка Сбербанка России.
ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / №02 (70) 2008
Подробнее об итогах года и планах банка по окончании встречи на «Ростсельма-ше» Председатель Юго-Западного банка Сбербанка России Михаил Золотарев
рассказал журналу «Прямые инВЕСТИции».
— Минувший год был довольно успешным для Юго-Западного банка Сбербанка России: вам удалось увеличить на 35% (до 4,6 млрд. руб.) чистую прибыль, на 43% возросли объемы кредитования физических и юридических лиц. При этом конкуренция на рынке усиливалась. Назовите одно из главных достижений банка в минувшем году.
— Это был второй год моей работы на этой должности. Конечно, пришел в банк не со стороны, а в хорошо знакомый коллектив, который всегда работал и работает профессионально. Год был напряженным. Задачи, которые мы перед собой ставили, удалось выполнить. Прежде всего, это касается розничного блока. Здесь работать было особенно непросто. С одной стороны, на финансовом рынке сохраняется жесткая конкуренция. С другой — существуют проблемы материально-технической базы банка: некоторые офисы филиалов требуют реконструкции. Особенно это касается крупных городов — Ростова, Краснодара. Многое за это время нам удалось сделать. Мы реконструировали 12 помещений, ввели в эксплуатацию семь новых, в Ростове-на-Дону заканчивается строительство нового административного здания Юго-Западного банка. Вместе с тем, не могу сказать, что на сто процентов удовлетворен состоянием материальной базы — хотелось бы иметь больше дополнительных офисов в новых помещениях. Поэтому приходится все перестраивать на ходу, причем закрывать допофисы нельзя в связи с социальной ответственностью перед клиентами. В Ростове, Краснодаре и некоторых других городах мы сделали образцово-показательные допофисы, в которых наряду с комфортом выросло и качество обслуживания клиентов. А главное — используются самые современные технологии. Именно к таким стандартам работы мы стремимся. В этом, я считаю, сделан шаг вперед.
— Насколько активно эта работа будет продолжена в 2008 году?
— 2008 год будет непростым. В соответствии с концепцией развития материально-технической базы Юго-Западного банка Сбербанка России, до 2010 года мы должны уменьшить нагрузки на наши допофисы и филиалы. А это очень большие объемы по переводу их из старых помещений в новые. Для решения этих задач мы должны подготовить и наших сотрудников. Надо научить их чаще улыбаться. Пришло время, когда для клиента должны делать все. К сожалению, пока мы (и не только в глубинке) имеем при-
меры некорректного отношения к клиентам и их некачественного обслуживания. В первую очередь это связано с кадровой проблемой. И речь идет, скорее, не о вакантных местах, а о соответствии кадров современным требованиям. Мы используем новые формы обучения, но при этом понимаем, что если человек и после специального обучения не заработал так, как нужно, то его надо перевести на другое место. Клиента должен встречать подготовленный сотрудник, это ведь лицо банка. Если клиенту нагрубят, то он увидит один образ банка. А если наш сотрудник не только предоставит необходимые банковские продукты, но и убедит клиента воспользоваться дополнительными услугами, которые он до этого не использовал, — вот это уже другое лицо банка. Такой стиль работы всегда был определяющим для наших сотрудников. Поэтому является одним из главных направлений нашей деятельности и в 2008 году.
— Каков сейчас кредитный портфель физических лиц?
— В конце декабря он составил 49,7 млрд. руб. Юго-Западный банк про-кредитовал 19,1% от общего количества занятого населения на территории обслуживания банка (в Адыгее — 27%, на Кубани — 22,1%, в Ростовской области — 15,3%). Показательно, что на конец 2007 года остаток ссудной задолженности населения перед банком увеличился на 13,2 млрд. руб. В Ростовском и Краснодарском отделениях сумма кредитов, выданных физическим лицам, превысила 3 млрд. руб. И эта динамика будет только нарастать, так как наш банк на юге России имеет самую широкую сеть филиалов — 1451 структурное подразделение. То есть клиенты банка имеют доступ к нашим кредитным продуктам даже в самых отдаленных поселках и станицах.
— Какие задачи ставятся в корпоративном секторе?
— Замечу, что мы сохраняем лидерство в этом секторе банковского рынка ре-
гиона. Вместе с тем, в корпоративном блоке нас не устраивает доля на рынке, которую мы сейчас занимаем. По некоторым районам и городам мы достигли 30%, но намерены в ближайшее время получить 40—45% рынка. Это — реально, хотя и непросто. Сегодня очень высокая конкуренция, но у нас есть все возможности реализовать свои планы. Мы будем решать эту задачу за счет гибкой тарифной политики и банковских продуктов, которыми другие банки не располагают. Мы планируем к 1 января 2009 года сформировать кредитный портфель в объеме 119,6 млрд. руб. Ресурсы для того, чтобы кредитовать все объекты, которые интересны нам и важны для развития экономики региона, есть.
— Как будет меняться работа банка в связи с подготовкой к Олимпиаде в Сочи?
— Уже сейчас в рамках генплана развития города-курорта Сочи мы работаем по отдельным инвестиционным проектам. Пока они в основном касаются инфраструктуры и локальной застройки микрорайонов города, которые попали в генплан. Естественно, мы еще не работаем над объектами, которые будут иметь отношение к Олимпиаде. Этим будет заниматься «Олимпстрой». Но мы готовы усилить сочинское направление специалистами по инвестиционному кредитованию. К тому же в Сочи у нас хорошая материальная база. Мы открыли новые допофисы, готовы увеличивать штат, для этого есть возможности. Те проекты, которые мы уже сегодня рассматриваем, требуют изменения наших подходов в работе: нужно делать все более оперативно и более качественно. Клиенты приходят в Сочи уже со своими инвестициями. И тем не менее, мы также готовы и будем обеспечивать кредитными ресурсами банка самые крупные объекты, связанные с Олимпиадой. Ц