Научная статья на тему 'Кто поступает в РУДН? (по материалам социологического исследования «Абитуриент РУДН - 2000»)'

Кто поступает в РУДН? (по материалам социологического исследования «Абитуриент РУДН - 2000») Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
261
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Пузанова Жанна Васильевна

The article is written on the results of sociological research "Abituriant RUDN-2000". The aim of this research was to get a portrait of an applicant of the Russian People Friendship University. The research gave empirical data about motivation of choice (why an applicant chooses the University, what makes him choose a concrete speciality), about persistence of desire to enter the chosen department in this very university, about the main sources of information (where an applicant learnt about the RUDN).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Пузанова Жанна Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WHO ENTERS PEOPLES' FRIENDSHIP UNIVERSITY OF RUSSIA (According to the materials of sociological research "Abituriant - 2000")

The article is written on the results of sociological research "Abituriant RUDN-2000". The aim of this research was to get a portrait of an applicant of the Russian People Friendship University. The research gave empirical data about motivation of choice (why an applicant chooses the University, what makes him choose a concrete speciality), about persistence of desire to enter the chosen department in this very university, about the main sources of information (where an applicant learnt about the RUDN).

Текст научной работы на тему «Кто поступает в РУДН? (по материалам социологического исследования «Абитуриент РУДН - 2000»)»

Прикладная социология в Российском университете дружбы народов

КТО ПОСТУПАЕТ В РУДН?

(по материалам социологического исследования «Абитуриент РУДН - 2000»)

Ж.В.Пузанова

Кафедра социологии Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, 117198, Москва, Россия

Резкая поляризация социальной структуры, дезинтеграция российского общества, отчетливо проявляющаяся нестабильность различных социальных институтов, включая и образование, негативно сказываются на формировании нового поколения специалистов. Данные социологических исследований последних лет отмечают резкую тенденцию увеличения числа респондентов, не согласных с тем, что профессиональный выбор делается один раз на всю жизнь. С одной стороны, это, естественно, отражает мобильность рыночной экономики, постоянно изменяющей спрос нате или иные профессии, но с другой стороны, говорит и о неустойчивости системы духовных ценностей современной российской молодежи.

Одной из проблем высшего образования в России сегодня является отсутствие четкого представления о том, какой социальный тип, какого человека и специалиста оно должно формировать. Существующее положение усугубляется еще и тем, что современная российская система высшего образования не в состоянии поддерживать у молодежи эмоциональную стабильность и духовную целостность, так как зачастую не имеет общей стратегии с социальными службами, действующими за ее рамками.

С одной стороны, высшее образование в России характеризуется множеством кризисных черт: резким сокращением финансирования (справедливости ради следует отметить, что за последние два года положение несколько улучшилось), утратой сложившейся системы воспроизводства научных кадров, массовой потерей у молодежи интереса и мотивации на получение высшего образования, не обеспечивающего сегодня потребностей человека в достойном образе жизни; многие вузы сегодня вынуждены идти по пути коммерциализации, заметно снижая уровень подготовки кадров.

С другой стороны, отмечаются и некоторые позитивные изменения: появление гибкости и вариативности в системе высшего образования, что наглядно прослеживается в изменении профиля высших учебных заведений, содержания дисциплин, набора предлагаемых специальностей, в возникновении новых педагогических технологий, методов и приемов обучения. Появление альтернативных, негосударственных форм реально создало рынок образовательных услуг, который включает самые разнообразные формы, создавая между ними реальные конкурентные отношения. Особенно это касается наиболее популярных сегодня специальностей (экономики, юриспруденции, иностранных языков, менеджмента, международных отношений и т.д.). Показателем данных тенденций можно считать неожиданно резкий рост числа абитуриентов, поступающих в отдельные вузы, причем уровень подготовки во многих из них значительно вырос.

Современная российская молодежь стала осознавать важность получения качественного профессионального образования, а не только получения диплома. Такое образование, по мнению молодых людей даст им возможность адаптироваться в новых социальных и экономических условиях, играть в будущем заметную роль в обществе, стать высококвалифицированными специалистами для многих отраслей народного хозяйства, государственного аппарата, экономики, науки, культуры, для различных политических и иных общественных объединений и т.д. Поэтому сегодня большинство выпускников средней школы тщательно и прагматично подходит к выбору высшего учебного заведения, что заставляет вуз анализировать собственные возможности, ориентироваться на предпочтения выпускников, создавать собственные центры довузовской подготовки и продумывать проведение качественной рекламной кампании.

Министерство образования РФ обнародовало расчеты, в соответствии с которыми через семь лет в российских школах будет учиться 14 миллионов детей, что на 7 миллионов (33%) меньше, чем сейчас. Это означает, что через несколько лет количество абитуриентов уменьшится примерно в той же пропорции, и это даст им возможность более тщательно и пристрастно относиться к выбору вуза. Для любого высшего учебного заведения данное обстоятельство является еще одним аргументом в пользу необходимости изучения мотивов получения высшего образования, факторов, влияющих на выбор вуза,

социальных характеристик абитуриентов. Это даст возможность прогнозировать степень заполнения различных факультетов, а также отдельных направлений и специальностей и проводить более целенаправленную, адресную рекламную кампанию вуза.

Как и любой вуз, Российский университет дружбы народов заинтересован в привлечении как можно большего числа абитуриентов как с точки зрения возможности осуществления объективного выбора наиболее способных, так и с точки зрения подготовки высокообразованных специалистов по всем представленным в нем специальностям и направлениям, для чего необходима заполняемость факультетов независимо от степени их престижности в глазах абитуриентов.

Проблема очень высокого конкурса абитуриентов на одни специальности и недобора студентов на другие стоит сегодня перед многими государственными вузами. Причиной данного дисбаланса является не только престижность определенных специальностей в конкретный момент, но и отсутствие у университета объективного представления о социальном портрете своего абитуриента, о мотивах выбора им конкретной специальности, конкретного вуза. Четкое представление о «своем» абитуриенте может помочь Университету скорректировать свою образовательную деятельность и рекламную кампанию, которая является одним из наиболее эффективных средств привлечения абитуриентов, если затрагивает непосредственные мотивы выбора высшего учебного заведения и учитывает сопутствующие этому факторы (источники получения информации об учреждениях высшего образования и варианты дополнительного довузовского образования).

В Российском университете дружбы народов на протяжении трех лет (1998-2000 гг.) проводилось социологическое исследование «Абитуриент РУДН». Целью исследования являлось изучение «портрета» абитуриента РУДН на основе полученных эмпирических данных о мотивах выбора Университета, получения конкретной специальности, о факторах, влияющих на этот выбор, о настойчивости и целеустремленности в желании поступить на избранную специальность именно в данный вуз, об основных источниках информации о РУДН, используемых абитуриентами. Получив столь необходимую и разностороннюю информацию о своем потенциальном студенте, Университет имеет возможность более четко определить собственное положение на современном российском рынке образовательных услуг, свои сильные и слабые стороны, и в соответствии с этим проводить продуманную и успешную рекламную кампанию.

В проводимых исследованиях использовалось анкетирование абитуриентов и студентов факультета иностранных языков и общеобразовательных дисциплин (подфак), анализ документов (справочной литературы) и контент-анализ прессы.

В настоящей статье будут затронуты лишь некоторые моменты, касающиеся исследования, проведенного в апреле-июне 2000 года.

Таблица 1. Соотношение состава генеральной и выборочной совокупностей

Факультет Подано заявлений на 30 июня 2000 г. Опрошено абитуриен- тов Пропорциональный состав по количеству поданных заявлений (%) Пропорциональный состав по опрошенным абитуриентам (%)

Юридический 233 226 5.96 7.46

Инженерный 627 510 16.05 16.83

Медицинский 897 589 22.96 19.43

Филологический 403 454 10.31 14.98

Аграрный 301 220 7.70 7.26

Экономический 200 162 5.12 5.34

Факультет физ.-мат. и ест. наук 352 206 9.01 6.80

Экологический 219 255 5.61 8.41

Факультет гум. и соц. наук 407 358 10.42 11.81

И-т гостин. бизнеса и туризма 74 9 1.89 0.30

Институт иностранных языков 74 7 1.89 0.23

Институт мировой экономики и бизнеса 120 30 3.07 0.99

Международная школа бизнеса Н/д 3 0.00 0.10

Международ. юрид. Школа Н/д 1 0.00 0.03

Нет ответа 1 0.00 0.03

3907 •3031 100.00 100.00

Особенностью этого опроса являлось то, что в него был включен максимально широкий круг потенциальных абитуриентов РУДН. Анкетирование проводилось среди абитуриентов всех направлений

и специальностей, поступающих как на общих основаниях, так и на контрактной основе, а также проходивших тестирование п национально-территориальных и национально-автономных округах и участвовавших в Олимпиадах, проводящихся в РУДН. Анкетеры проводили сплошной опрос, возврат анкет был обеспечен в 3031 случае. К сожалению, размер генеральной совокупности не мог быть определен абсолютно точно, так как многие из участвовавших в Олимпиадах предприняли попытку поступления в Университет и летом.

Однако можно сказать, что опрос абитуриентов, проведенный в этом году, был наиболее представительным и включал самый широкий круг желающих поступить в РУДН. Сделанные на представленной совокупности выводы достаточно репрезентативны и валидны, так как пропорциональность «выборки» сохранена по большинству факультетов (см. табл. 1). Однако из проведенного опроса пришлось исключить ряд структурных подразделений (факультетов), данные по которым были представлены не репрезентативно и могли существенно исказить полученную информацию. Это - Институт гостиничного бизнеса и туризма, Институт иностранных языков, Институт мировой экономики, Международная школа бизнеса, Международная юридическая школа. Оставляем за скобками причины получившегося дисбаланса, хотя они достаточно четко определены в отчете по результатам данного исследования. Таким образом, анализ данных был проведен, исходя из 2980 анкет по девяти основным факультетам.

Следует отметить, что опрос «Абитуриент-2000» впервые охватил все факультеты, направления и специальности, представленные в Университете, что дает новые возможности для анализа и интерпретации полученной эмпирической информации. На основании полученных данных прослеживается тенденция к увеличению потока абитуриентов, поступающих в РУДН за последние три года. Данная тенденция может быть связана с ростом известности и популярности РУДН, что, возможно, объясняется постепенно улучшающейся рекламной кампанией. Общей положительной тенденцией является увеличение количества поданных заявлений практически на все факультеты и специальности, и, соответственно, увеличение конкурса на одно место.

Среди специальностей, на которых резко повысился конкурс в 2000 году (которые сделали «рывок»), можно назвать следующие: «Экономика и управление на предприятии», «Геология и разведка полезных ископаемых» на инженерном факультете; «Социология» на факультете гуманитарных и социальных наук и все специальности медицинского факультета. Традиционно пользующиеся наибольшим спросом по количеству поступающих специальности - это юриспруденция и лингвистика. Стоит отметить, что указанные специальности не являются лидерами по числу поданных заявлений, они располагаются на третьем и четвертом месте соответственно. Наибольшее количество человек 897 (22,96% всех абитуриентов РУДН) поступали в этом году на медицинский факультет: 570 (14,59%) - лечебное дело и 173 (4,43%) - стоматология. Вторым по числу поступающих стал инженерный факультет - 627 заявлений (16,05 %).

Таблица 2. Состав абитуриентов по факультетам на 30 июня 2000 г.

Факультет Количество поданных заявлений Относительная численность (в%)

Юридический 233 5.96

Инженерный 627 16.05

Медицинский 897 22.96

Филологический 403 10.31

Аграрный 301 7.70

Экономический 200 5.12

Факультет физико-математических и естественных наук 352 9.01

Экологический 219 5.61

Факультет гуманитарных и социальных наук 407 10.42

Институт гостин, бизнеса и туризма 74 1.89

Институт иностранных языков 74 1.89

Институт мировой экономики 120 3.07

ВСЕГО 3907 100.00

Как уже было сказано, увеличилось количество поданных заявлений практически на все направления и специальности. Исключение составили факультет физико-математических и естественных наук (где конкурс снизился на все специальности, кроме специальности «Математика. Прикладная математика») и

экономический факультет (что до некоторой степени связано с «перенасыщением» рынка профессий специалистами этого профиля (как это было, например, с юриспруденцией в 1996-1998 гг.), а также значительным «оттоком» потенциальных абитуриентов экономического факультета в Институт международной экономики и бизнеса (туда было подано 142 заявления, а на экономический факультет -258)). Также несколько снизился конкурс на ряд других специальностей (в частности, на инженерном факультете), что связано как со снижением интереса к этим специальностям, так и с увеличением количества предоставляемых на них мест.

Таблица 3. Специальности, на которые значительно снизился конкурс в 2000 г.

(человек на место)

Специальность 1999 год 2000 год

Архитектура 5,8 2,9

Автоматизация и управление 3,7 3,2

Экономика и управление на предприятии 4,4 2,4

История 4,6 3,4

Философия 2,4 1,8

Международные отношения 5,2 3,3

Что касается специальности «Международные отношения», то здесь, скорее всего, имевшее место снижение конкурса в 2000 году связано с открытием в ряде других московских вузов названной специальности, и поэтому можно прогнозировать, что в скором времени РУДН придется конкурировать с другими вузами, укрепляя свои позиции по данной специализации.

Следует также отметить и то, что поток абитуриентов увеличился как по общему конкурсу, так и на контрактной основе.

Таблица 4. Динамика абитуриентов, поступающих по общему конкурсу и на контрактной основе в 1999-2000 гг.

1999 год 2000 год

Общий конкурс 2779 3292

Контракт 138 362

Данные в табл. 4 приведены на 30 июня 1999 г. и 30 июня 2000 г. и не включают абитуриентов, поступающих по целевым направлениям.

Таблица 5. Оценка абитуриентами материального положения своих семей

(в % по факультету)

Факультет Как Вы оцениваете материальное положение своей семьи?

Моя семья испытывает бедственное положение, едва сводит концы с концами Моя семья не бедствует, но испытывает затруднения в повседневных расходах В моей семье достаточно денег для повседневных расходов, но для крупных затрат приходится копить Моя семья имеет полный достаток и не ограниченна в средствах Нет ответа

Юридический 2,21 15,93 74,78 ОО О 1 0,00

Инженерный 2,94 28,63 64,71 2,16 1,57

Медицинский 1,36 31,92 63,84 2,38 0,51

Филологический 1,10 24,89 69,82 3,52 0,66

Аграрный 2,27 34,55 58,18 3,18 1,82

Экономический 0,00 20,37 74,07 4,32 1,23

Факультет физ.-мат. и естест. наук 2,43 32,52 63,11 1,46 0,49

Экологический 0,78 24,31 74,12 0,78 0,00

Факультет соц. и гум. наук 1,96 20,39 72,35 3,35 1,96

ВСЕГО по всем факультетам 1,74 26,64 67,72 2,95 0,94

Большинство абитуриентов причислили себя к семьям со средним достатком. Почти 68% опрошенных выбрали следующий вариант ответа: «В моей семье достаточно денег для повседневных

расходов, но для крупных затрат приходится копить». К очень обеспеченным отнесли себя почти 3% семей (что не так мало от 3759 подавших заявление) и 1,74% оценили положение семей как бедственное.

Отдельно следует сказать, что материальное положение абитуриентов, вопреки сложившемуся стереотипу, не особенно различается в зависимости от факультета. Несколько выше оценивают достаток своих семей абитуриенты юридического и экономического факультетов, но опять же заметим, что эта разница в оценке незначительна.

Образовательный уровень абитуриентов достаточно высок: 23,3% имеют золотую медаль, «красный диплом», либо отличный аттестат; 35,5% - средний балл аттестата (от 4,5 до 4,9); ниже 4,0 баллов - лишь 6,14% аттестатов. Причем «контрактные» абитуриенты имеют подготовку не намного хуже, чем поступающие по общему конкурсу. Самое большое количество медалистов поступало на специальность «Экономика», «Мировая экономика», «Лингвистика», «Прикладная математика и информатика». С наиболее сильными аттестатами идут на экономический и филологический факультеты, с наиболее слабыми - на аграрный и экологический факультеты.

Таблица 6. Средний балл аттестата абитуриентов по факультетам

Факультет Средний балл аттестата

5 баллов (золотая медаль, «красный» диплом) от 4,5 до 4,9 баллов от 4,0 до 4,49 баллов ниже 4,0 баллов. нет ответа

Юридический 29,20 33,19 29,65 3,98 3,98

Инженерный 16,27 32,16 39,61 8,04 3,92

Медицинский 28,35 33,28 29,03 5,09 4,24

Филологический 30,62 39,87 25,77 1,54 2,20

Аграрный 7,73 29,55 39,55 19,09 4,09

Экономический 36,42 29,01 26,54 3,09 4,94

Факультет физ.-мат. и естеств.наук 25,73 35,92 30,10 6,31 1,94

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Экологический 12,94 40,78 32,55 8,24 5,49

Факультет гум. и соц.наук 21,51 42,46 28,21 4,19 3,63

Всего 23,29 35,50 31,31 6,14 3,76

Также о достаточно высоком уровне подготовки свидетельствует и тот факт, что 88% абитуриентов занимались дополнительно, чтобы подготовиться к поступлению. Причем часть из них (165 человек из 2980) не ограничились одним способом дополнительной подготовки. Большая часть абитуриентов по-прежнему в качестве дополнительной подготовки пользуется услугами репетитора (43,2%), чуть меньше

- занимаются на очных подготовительных курсах (34,5%). И этот процент не существенно изменяется в

зависимости от факультета, на который идут абитуриенты, (см. диаграмму 1.)

Диаграмма 1

! I

| Источники дополнительной подготовки у абитуриентов

І і

і

і; Репетиторы

1 і подготови- подготови-

Другое тельные курсы тельные курсы

10% 60/0 34%

По-прежнему большинство поступающих в РУДН - это девушки (68,6%), и в основном - вчерашние школьники (82,11% - поступают в вуз впервые). Большинство поступающих в РУДН - эго москвичи (50,20%) и проживающие в Московской области (25,10%). Однако в данном исследовании «Абитуриент-2000» впервые были опрошены и абитуриенты, сдающие вступительные экзамены в различных регионах. Это дало возможность получить сведения и от данной категории абитуриентов и оценить их сходства и различия с абитуриентами, поступающими во время основных приемных экзаменов в июле.

Таковы общие характеристики потенциальных студентов РУДН, но предметом настоящего исследования являлся социологически фиксируемый социальный портрет абитуриента РУДН, в котором, в частности, интересовали и такие характеристики как: предпочитаемые абитуриентами источники получения информации о РУДН; мотивация абитуриентов при подаче документов в РУДН; устойчивость установки абитуриентов на обучение именно в стенах РУДН.

Факторы, определяющие выбор вуза.

Российский университет дружбы народов является одним из немногих вузов России, где студенты имеют возможность получения сразу двух дипломов (диплома специалиста (бакалавра, магистра) и переводчика с одного или нескольких иностранных языков). Казалось бы это должно являться одним из основных факторов, влияющих на выбор РУДН в качестве места получения высшего образования. Однако результаты исследования показывают несколько другое.

. Для определения мотивов поступления в РУДН абитуриентам был задан открытый вопрос (т.е. не были предложены варианты ответов, а респондент должен был написать ответ сам): «Почему Вы выбрали для обучения именно РУДН?». На первое место среди ответов вышло «Качественное полноценное образование» - так ответили 28,8% опрошенных абитуриентов. На втором месте -«Престиж Университета» - 19,73%. Третьим по важности для поступающих является хорошая языковая подготовка, даваемая РУДН - об этом упомянули 10,20% респондентов. Также важным при выборе вуза являлась возможность общения с представителями разных национальностей и культур (5,13%), совет родственников и друзей (5,13%), возможность получения второго диплома переводчика (4,77%). Эти данные были подтверждены при постановке контрольного вопроса.

Основным индикатором измерения устойчивости установки на обучение в РУДН был вопрос о возможных действиях абитуриента в случае неудачной попытки поступления в Университет на дневное отделение.

Гистограмма 1. Устойчивость установки на поступление в РУДН

\ 45.00

| 40.00

: 35.00

30.00 ! 25.00

’ 20.00

| 15.00

I

1 10.00 5.00 0.00

!Пна'

,вна

В связи с этим была получена следующая информация: 42% опрошенных попробуют поступить в другой вуз. Устойчивую установку на поступление в РУДН имеет также 42% опрошенных абитуриентов, причем 23,36% рассчитывают в случае неудачи поступать на ту же специальность в РУДН через год, 11,02% абитуриентов в случае неудачи попробуют поступить на ту же специальность на вечернюю или заочную форму обучения, а 7,19% собираются оформить документы на контрактное обучение. Сравнительный анализ с исследованием «Абитуриент-99» обнаружил тенденцию увеличения числа

абитуриентов, планирующих поступление в случае неудачи в другой вуз. Следовательно, установка на поступление в РУДН остается неустойчивой.

Говоря об устойчивости установки на поступление в РУДН, можно отметить, что абитуриенты разделились приблизительно пополам: половина из них сообщает о желании добиваться возможности учиться именно в РУДН даже при неудачной попытке поступления (на вечерней, заочной форме, по контракту или на следующий год). Другая же половина будет использовать возможность поступить в другой вуз уже в этом году. Можно констатировать, что по сравнению с прошлым годом абитуриент стал более «рационален» и более ориентирован на любую возможность получить образование. Тем не менее, общая тенденция повышения количества поступающих в этом году в РУДН говорит о том, что абитуриенты предпочитают попробовать свои силы сначала в вузе, который имеет более высокие показатели по качеству предлагаемого образования.

В анкете также был задан вопрос о том, кто помог им сделать окончательный выбор для поступления именно в этот вуз? 62,59% ответивших утверждают, что сделали этот выбор самостоятельно; 29,59% -что им помогли родители. Есть основания полагать, что в первом случае имеет место явно завышенная оценка со стороны абитуриентов, скорее всего связанная со своеобразным проявлением «юношеского максимализма». Также было бы не лишним выяснить, из каких источников черпают информацию родители. Здесь возможен был бы опрос родителей абитуриентов с целью узнать, какие источники информации используют они, чтобы получить сведения о РУДН.

Предпочитаемые абитуриентами источники получения информации о РУДН.

Популярность учебного заведения определяется, прежде всего, его известностью, то есть тем количеством и объемом информации, которую получает потенциальный абитуриент в поисках нужного ему учебного заведения.

Определение основных источников информации о РУДН для абитуриентов и сравнительный анализ данных исследований «Абитуриент-98,99» являлось одной из задач данного социологического исследования. В этой связи была предпринята попытка выяснить основные каналы получения информации о РУДН абитуриентами.

Диаграмма 2. Основные источники получения информации о РУДН абитуриентами

\

| случайно 2%

1 из общения с близкими | людьми

! 53%

Варианты ответов, предложенные в закрытом вопросе анкеты 1998, 1999 и 2000 года, условно были разделены на три группы по степени целенаправленности поиска информации о вузе. Первая группа -неслучайные источники информации, то есть к ним абитуриент обращается целенаправленно, пытаясь осуществить выбор предполагаемого места обучения (различные справочные издания). Вторая группа -случайные источники информации (газеты, радио, ТВ). Третья группа - близкие люди, родители, друзья.

Основные источники информации о РУДН по сравнению с прошлыми исследованиями остались прежними. Большая часть потенциальных студентов получают информацию о РУДН из общения с

другое

0%

нет ответа

! \

ПО I \

телевидению^

2%

0%

из

справочной

литературы

39%

из рекламы в

газете,

журнале

2%

из статей в газете, журнале 2%

близкими людьми - 52% опрошенных; 38% - из справочной литературы; 10% абитуриентов узнали о РУДН из рекламы в газетах, по телевидению, случайно и т.д.

Можно отметить тенденцию увеличения числа абитуриентов, получающих информацию об Университете из справочной литературы, - с 24% в 1998году до 38% в 2000г. По-прежнему мало используются газеты, радио, телевидение. Проследить динамику изменений потоков информации можно на гистограмме 2.

В ходе данного исследования был проведен также контент-анализ периодических справочных изданий и справочной литературы, результаты которого могли бы в значительной мере заинтересовать те службы Университета, которые занимаются рекламной и РК-деятельностыо РУДН.

Анализ показал, что по-прежнему небольшое количество изданий представляют информацию о РУДН. Анализ проводился на основании сплошной выборки справочной литературы и выборки периодики. В периодических изданиях объявления об Университете содержатся в большем количестве, чем в 1999 году. Реклама стала даваться в журнале «Абитуриент», количество рекламы в журналах «Где учиться?», «Куда пойти учиться?» стало также больше. В периодических изданиях появилась реклама самого вуза (хотя ее встретишь не часто), а также появилась реклама отдельных, наиболее престижных факультетов (факультета гуманитарных и социальных наук, филологического, экономического, юридического). Однако если во всех справочниках за 1998/99 гг. реклама о РУДН была представлена, то в справочнике за 2000 г. «Обучение в Москве» реклама РУДН не дается. В отношении публикаций информации о РУДН в специальной литературе и справочных изданиях ситуация изменилась в лучшую сторону, однако в будущем следовало бы обратить особое внимание на то, чтобы реклама об Университете содержалась как можно в большем числе специализированных изданий, а также наладить сотрудничество с издательствами, выпускающими ежегодные справочники («Справочник для поступающих в вузы», «Обучение в Москве» и т.п.) с целью публикации полных и достоверных сведений об Университете.

Гистограмма 2. Динамика изменения основных источников получения информации о РУДН

\ 70.00-

| 60.00

50.00

| 40.00

30.00

| 20.00

|

10.00

I

0.00-

Очень небольшой процент опрошенных получает информацию из СМИ (журналов, газет, телевидения). Это вполне очевидно, т.к. рекламные объявления в специализированных и неспециализированных изданиях размещают только отдельные институты и факультеты университета (ИИЯ, ИГБиТ, Уникум-Центр и др.). К специализированным изданиям относятся журналы «Где учиться?», «Куда пойти учиться?» и др. Неспециализированные издания - это ежедневные газеты, некоторые журналы... Необходимо учитывать, что, в отличие от ежегодных справочных изданий, в которых публикуется непосредственная реклама РУДН как высшего учебного заведения с полным его описанием, в периодической печати реклама РУДН дается косвенным образом (рекламируются отдельные факультеты, институты, курсы и т.п. под эмблемой РУДН). То есть вполне очевидно, что рекламная и РЛ-деятельность РУДН (учитывая , что на нее затрачивается значительное количество

средств) нуждается в существенной корректировке. Также следует отметить, что в 1999 году было проведено исследование «Студент подфака РУДН», одной из задач которого являлось определение основных СМИ (конкретных телепередач, телеканалов, радио, газет, журналов), которые предпочитают студенты факультета иностранных языков и общеобразовательных дисциплин (т.е. вчерашние абитуриенты) и, что особенно важно, - члены их семей. К сожалению, эта информация осталась не востребованной со стороны подразделений Университета, занимающихся рекламной и PR-деятельностью в РУДН.

Таким образом, сведения, полученные в результате проведения исследования «Абитуриент-2000», дают возможность констатировать повышение конкурентоспособности РУДН и наметить основные пути работы по привлечению еще большего количества абитуриентов.

WHO ENTERS PEOPLES’ FRIENDSHIP UNIVERSITY OF RUSSIA (According to the materials of sociological research “Abituriant - 2000”)

J.V. Puzanova

The Department of Sociology Peoples ’ Friendship University of Russia Miklukho-Maklay sir., 6, 117198, Moscow, Russia

The article is written on the results of sociological research “Abituriant RUDN-2000”. The aim of this research was to get a portrait of an applicant of the Russian People Friendship University. The research gave empirical data about motivation of choice (why an applicant chooses the University, what makes him choose a concrete speciality), about persistence of desire to enter the chosen department in this very university, about the main sources of information (where an applicant learnt about the RUDN).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.