Научная статья на тему 'Кто и почему учится в институте дистантного образования РУДН? (по материалам социологического исследования «Студент идо РУДН»)'

Кто и почему учится в институте дистантного образования РУДН? (по материалам социологического исследования «Студент идо РУДН») Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
180
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Краснова Гульнара Амангельдиновна, Нарбут Николай Петрович, Пузанова Жанна Васильевна, Витковская Мария Ивановна

This article is based on the results of sociological research "Student IDO RUDN" carried out by Sociological laboratory and Institute of Distant Education of Peoples' Friendship University of Russia in 2000-2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Краснова Гульнара Амангельдиновна, Нарбут Николай Петрович, Пузанова Жанна Васильевна, Витковская Мария Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Who and why studies in the Institute of Distant Education of Peoples' Friendship University of Russia? (According to the materials of sociological research "Student IDO RUDN")

This article is based on the results of sociological research "Student IDO RUDN" carried out by Sociological laboratory and Institute of Distant Education of Peoples' Friendship University of Russia in 2000-2001.

Текст научной работы на тему «Кто и почему учится в институте дистантного образования РУДН? (по материалам социологического исследования «Студент идо РУДН»)»

Прикладная социология в Российском университете дружбы народов

КТО И ПОЧЕМУ УЧИТСЯ В ИНСТИТУТЕ ДИСТАНТНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РУДН? (по материалам социологического исследования «Студент ИДО РУДН »)

Г.А. Краснова, Н.П. Нарбут, Ж.В. Пузанова, М.И. Витковская

Институт дистантного образования РУДН, ул. Миклухо-Маклая 21, 117198, Москва, Россия Кафедра социологии Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, 117198, Москва, Россия

Процессы информатизации современной системы образования выдвигают на первый план ценность целостной личности и утверждают приоритет ее активности на протяжении всего процесса обучения. Они открывают возможность наиболее эффективного использования всей полноты функций компьютерных обучающих систем как посредников становления открытых способов познавательной деятельности. Наряду с непосредственными (контактными) формами общения между обучаемым и обучающим появляется электронное общение с помощью электронной почты, компьютерной конференции, видеоконференции, телекоммуникационной связи. Компьютерные системы, использующие on-line связь, обладают необычайной привлекательностью прежде всего благодаря быстроте и доступности использования информации. Бурное развитие коммуникационных технологий дает основание говорить о возможности развертывания глобальной системы открытого (дистанционного) образования, позволяющей создать эффект непосредственного общения между преподавателем и обучаемым (что всегда было преимуществом и отличительной чертой очного обучения) независимо от того, на каком расстоянии они находятся друг от друга.

В настоящее время многие крупнейшие вузы мира ведут дистанционное обучение (ДО) [12, С. 12-14] с применением различных технологий (См. Приложение 1).

Если проанализировать существующие системы дистанционного обучения, то можно выявить множество подходов к их организационно-правовой форме. На сегодняшний день нет общепринятой классификации подобных систем, однако некоторые из них весьма интересны [13, С.74-75].

Если исходить из того, что учебное заведение правомочно вести обучение только при наличии лицензии на образовательную деятельность и рассматривать формы организации работы с учетом правомочности выдачи дипломов, то выделяют три модели дистанционного обучения. Первая опирается на лицензию конкретного учебного заведения и, по сути, является сетевым факультетом данного учебного заведения, ведущим обучение по его программам. Вторая - также опирается на лицензии традиционных учебных заведений, но интегрирует их в своем составе, не являясь структурной единицей ни одного из них. В рамках такой системы обучение ведется по программам всех входящих в его состав классических учебных заведений, которые и выдают дипломы выпускникам. Третья модель - это совершенно самостоятельные учебные заведения, ориентированные на работу только по технологиям дистанционного обучения, имеющие собственную лицензию, собственные учебные программы и выдающие дипломы от своего имени [13, С.75-76].

Сегодня можно говорить о четвертом - интегрирующем этапе развития дистанционного образования, основанном на комплексной - виртуально-тренинговой технологии обучения с применением всех известных форм дистанционного образования. Его основу составляют развивающиеся средства доставки информации благодаря реальному комплексному внедрению современных коммуникационных систем (интеграции радио, телефона, компьютерных сетей, спутниковой и кабельной видеосвязи), которые позволяют максимально быстро передать любые формы информации в любую точку земного шара.

Концепция создания и развития дистанционного образования в России была разработана и начала реализовываться в середине 90-х годов. Точкой отсчета стало решение Коллегии Комитета по высшей школе Министерства науки, высшей школы и технической политики РФ от 9 июня 1993 года "О создании системы

дистанционного образования в Российской Федерации". Следующим важным документом стало Постановление Госкомитета РФ по высшему образованию от 31 мая 1995 года "О состоянии и перспективах создания единой системы дистанционного образования в России". Постановлением была утверждена Концепция создания и развития единой системы дистанционного образования в России, в которой впервые было заявлено о необходимости создания Российского университета дистанционного образования1.

Необходимо признать, что в России, несмотря на наличие нормативно-правовых, экономических и педагогических проблем, ДО развивается стремительными темпами, хотя разные вузы понимают под этим названием довольно широкий и не всегда одинаковый спектр образовательных услуг. Неуклонно растет число лиц, обучаемых с использованием дистанционных технологий. Начинают формироваться российские ассоциации и консорциумы, региональные и межрегиональные инфраструктуры дистанционного обучения.

На парламентских слушаниях «Дистанционное обучение: проблемы и перспективы развития», проходивших в апреле 2001 года, было отмечено, что передовые образовательные технологии позволяют поднять качество образования, рационально использовать потенциал отечественных образовательных учреждений, повысить их конкурентоспособность, обеспечить возможности интеграции российской системы образования в мировую образовательную систему. Правительству РФ были даны соответствующие рекомендации [3].

Сегодня, исходя из опыта ведущих вузов страны, обучение в которых ведется, в том числе с использованием дистанционных технологий, можно выделить следующие общие подходы в его организации:

а) широкое привлечение новых информационных и образовательных технологий, снижение себестоимости образования при сохранении высокого качества;

б) демократичность и вариативность, обеспечивающие снятие цензовых и временных рамок;

в) широкая география обучения (мобильность образовательных услуг), что более всего способствует интеграции образовательного пространства России и приближению к построению структуры открытого образования.

Вместе с тем, учитывая, что ДО- массовая форма получения образования, есть опасность в снижении качества образования. Существует мнение, что ДО - 100% внеаудиторная работа студента. Вместе с тем, требования к преподавателям, работающим по дистанционной технологии, высоки. Речь идет о принципиально новой подаче знаний. Однако в основной массе наши преподаватели подобного опыта не имеют. Очевидно, что такой опыт приходит с практикой. Вместе с тем, формулировка четких рекомендаций по подаче материала и жесткая регламентация прохождения промежуточных и итоговой аттестации будут способствовать повышению качества ДО.

На наш взгляд, возможность только самостоятельного освоения основных образовательных программ исключена.

Во-первых, образование должно включать воспитательную составляющую. Во-вторых, сегодня в условиях РФ недостаточны средства передачи информации, низка общая культура информационного обмена (нет опыта).

Естественно, что ДО предполагает самообразование. Студенты, имеющие первое высшее образование и опыт работы, в основной своей массе имеют навыки самостоятельного обучения. Это означает, что вуз должен предоставить обучаемому учебно-методические материалы в полном объеме.

Как показывает мировой опыт, для функционирования ДО необходимо создание государственных почтовых служб, обслуживающих вузы на льготных условиях оплаты почтовых услуг. Своевременная отправка учебно-методических и учебных материалов одно из главных условий функционирования ДО в регионах РФ.

Учитывая возможности информационных технологий по переводу информации в цифровой вид, носитель информации: бумажный, электронный, видео и аудио не играет существенной роли, и тиражирование учебных и учебно-методических материалов зависит от потребностей обучаемого и его финансовых возможностей. В связи с этим очевидно, что разделение на кейсовую, сетевую, телевизионную технологию в ДО не является принципиальным.

В 1997 г. Министерство образования организовало проведение эксперимента в области дистанционного образования, участниками которого стали шесть отечественных вузов. В дальнейшем их количество выросло до восемнадцати.

Отдельные итоги эксперимента нашли отражение в Приказе Министра образования РФ №41 от 22 июня 1999 г.:

1 К сожалению, создание Российского университета дистанционного образования осталось только на бумаге.

а) вузами-участниками были созданы оригинальные методы дистанционного образования, опирающиеся

на новейшие информационные технологии и средства телекоммуникаций, предложены две методики образовательного процесса, которые открывают новые возможности для развития дистанционного образования: сетевая электронная Интернет-библиотека и мультипреподавательское спутниковое

телевидение;

б) созданы предпосылки обеспечения образовательного процесса по отдельным специальностям с использованием технологии дистанционного образования;

в) разработаны специализированные учебные методические пособия по основным учебным дисциплинам;

г) определена специфика работы преподавателей при использовании технологий дистанционного образования, разработаны методические основы их деятельности и организована их подготовка;

д) созданы широкая сеть филиалов и региональных учебных центров, охватывающих большую часть регионов России и Совет межвузовской научно-технической программы «Научно-методическое обеспечение дистанционного обучения». Эффективные практические шаги в развитии дистанционного образования были сделаны в МЭСИ, МГТУ, МЭИ, МИЭМ, МАДИ, СГУ и ряде других вузов [8, С.20].

Среди ведущих вузов страны, входящих в число участников эксперимента по внедрению дистанционного обучения в России, Институт дистантного образования Российского университета дружбы народов (ИДО РУДН) [6, С.78-81]. Институт готовит специалистов как с полным, так и с сокращенным (с перезачетом ряда дисциплин, сданных ранее в аккредитованных учебных заведениях) сроками обучения по заочной форме.

Опыт Института дистантного образования РУДН показал, что заочникам необходим полный комплект учебников, краткие лекционные курсы на бумажных или электронных носителях, развернутые программы курсов и методические рекомендации по изучению курса.

Реализуя образовательные программы в регионах Российской Федерации, Институт стремится к расширению своей структуры и образовательной деятельности путем реализации возможности перспективного развития дистанционного образования с использованием международной компьютерной сети Интернет2. Студенты Института дистантного обучения Российского университета дружбы народов получают кейс с набором учебно-методических материалов, необходимых для обучения по заочной (дистантной) форме. В него входят учебники по всем дисциплинам курса; курсы лекций, разработанные профессорско-преподавательским составом университета, на электронных носителях (СБ-КОМ); СБ-КОМ-хрестоматия с трудами классиков и другие материалы. Что этим достигается? С одной стороны, предоставленные учебно-методические комплекты воспитывают привычку к самостоятельному труду и формируют навыки самостоятельной работы, с другой - своевременный и жесткий контроль формирует чувство ответственности, воспитывает обязательность и пунктуальность в выполнении учебных заданий, перерастающую впоследствии в пунктуальность профессиональную.

Не отрицает дистанционное обучение и другие формы воспитательного воздействия: использование обычной и электронной почты для поздравлений, пересылки каждому студенту писем с информацией о перспективах деятельности, выпуск электронных версий университетских газет, а также поощрительные мероприятия (приглашения студентов-дипломников для консультаций с ведущими преподавателями университета, а также отлично успевающих студентов на экскурсию в Москву за счет средств университета и т.п.) [7, С.25-30].

Важным элементом научно-исследовательской деятельности ИДО РУДН стало проведение многоуровневого социологического исследования «Студент ИДО РУДН». Основной целью исследования было изучение «социального портрета» студента ИДО РУДН, выявление основных причин выбора

2 В 1999 году была разработана электронная база данных (электронный деканат), представляющая собой систему учета студенческих кадров и контроля за учебным процессом. Она содержит необходимые сведения об абитуриентах и студентах. В 2000 году ведущими преподавателями РУДН и специалистами ИДО РУДН составлена хрестоматия классиков на СБ-ЯОМ. В нее вошли научные труды ученых, произведения мировой литературы, нормативно-правовые документы по юридическим наукам. Тексты в хрестоматии распределены по следующим разделам: философия, экономика, юриспруденция, психология, журналистика, экология. Мощная система поиска программы (поиск по контексту) позволяет быстро находить нужный материал.

Ведущими преподавателями РУДН и других вузов выпущен также лазерный диск лекций по экономике, юриспруденции, журналистике и др. СБ-ЯОМ содержит методические указания, контрольные задания, тесты, вопросы для самопроверки, словарь терминов и список литературы. Выше перечисленные разработки зарегистрированы Российским агентством по патентам и товарным знакам. В 2000 году создана WEB-страница, где размещается информация о структуре ИДО, региональных партнерах, информация для абитуриентов (результаты проверки контрольных работ, итоги экзаменационных сессий, ответы на часто задаваемые студентами вопросы по дисциплинам и др.), а также Интернет-газета ИДО, которая выходит ежемесячно.

дистантной формы обучения, а также выбора именно РУДН в качестве вуза. Второй целью исследования являлось выявление слабых и сильных сторон новой формы обучения, оценка ее действенности (соответствие предполагаемого при дистанционном образовании доступа к компьютерным базам данных и уровня компьютерной грамотности студентов, существующий уровень пользования Интернет). Одной из целей исследования было также определение удовлетворенности студентов образовательным процессом и ее оценка.

В настоящей статье затронуты лишь некоторые моменты, касающиеся исследования, проводившегося с октября 2000 по июнь 2001 года.

В качестве объекта исследования выступили студенты 10 региональных центров ИДО РУДН из 14. В ИДО РУДН обучаются более 1200 студентов, однако сведения об основных параметрах генеральной совокупности на период проведения исследования отсутствовали. Поэтому отбор единиц исследования проводился методом опроса основного массива. Выборочная совокупность составила 507 человек (42% обучающихся), что обеспечивает высокую надежность результатов обследования. Исследование проводилось методом анкетного опроса.

В связи с тем, что данные, полученные из некоторых регионов (Тюмень, Волгодонск, Новосибирск), незначительны выводы, сделанные на основе анализа основного массива, могут не отражать реальной ситуации в этих регионах и поэтому не анализировались (табл. 1).

Таблица 1

Распределение респондентов по регионам и специальностям

Город

Специальность Белгород « о К О ч о и ч о т Мирный Новосибирск Пермь и Березняки Северо- байкальск Тюмень Ижевск Ярославль Дятьково о и о

Юриспруденция 107 2 22 18 102 19 0 54 32 51 407

Экономика и управление на предприятии 0 2 40 0 0 11 1 0 19 0 73

Государственное и муниципальное управление (ГМУ) 0 0 0 0 0 0 0 0 4 0 4

Журналистика 0 0 0 0 0 0 0 17 5 0 22

Итого: 108 4 62 18 103 30 1 71 60 51 507

% 21,30 0,78 12,22 3,55 20,31 5,91 0,19 13.86 11,83 10,05 100

В выборочную совокупность вошли четыре из пяти специальностей по которым ведется обучение в ИДО. Данные по специальности «Государственное и муниципальное управление» недостаточно представлены. По специальностям «Юриспруденция», «Экономика и управление на предприятии» опрошены студенты, закончившие 1-й и 2-й курс и поступившие на 1-й- курс, а по остальным специальностям - поступившие на 1-й курс (табл. 2).

Таблица 2

Распределение респондентов по курсам и специальностям

(в % по строке)

Курс Специальность Первый Второй Третий Четвертый Пятый Нет ответа Итого

Юриспруденция 40.69 50.25 3.92 0.25 0.74 4.17 100.00

Экономика ... 57.53 12.33 15.07 4.11 1.37 9.59 100.00

Журналистика 95.45 0.00 4.55 0.00 0.00 0.00 100.00

ГМУ 100.00 0.00 0.00 0.00 0.00 0.00 100.00

Итого 45.96 42.21 5.52 0.79 0.79 4.73 100.00

Таким образом, большинство респондентов (88%) - студенты 1-го и 2-го курсов представляют специальность «Юриспруденция» (80% опрошенных). Эта информация соответствует специфике дистантной формы образования, для которой количество студентов, поступивших на каждую из предложенных специальностей, не является критическим параметром, в ИДО может обучаться каждый, кто сдал вступительные экзамены, поэтому в различных регионах число студентов, обучающихся на конкретной специальности, варьируется от 1 до 100 и более.

Анализ данных проводился в два этапа. Первый - предварительный анализ в феврале 2001 года, на втором этапе в мае - июне 2001 года данные были дополнены и уточнены.

Социальный портрет студента и причины выбора ИДО РУДН.

Данные исследования показали, что по социально-демографическим характеристикам студент ИДО несколько отличается от студента дневного отделения вуза. Более 2/3 обучающихся в ИДО - женщины (67%). Возрастной состав студентов ИДО более высокий: 37% респондентов - в возрасте до 20 лет, 30% - от 21 до 25 лет, 15% - от 26 до 30 лет, 8% - от 31 до 35 лет, 5% - от 36 и старше, 5% - не дали ответа (рис.1).

Таким образом, большая часть студентов ИДО (63%) старше 20 лет. Это существенно отличат их от «обычного» студента, если еще учесть, что большинство опрошенных - это студенты 1-го и 2-го курсов.

32%

□ о 20 лет

■ 21 - 25

□ 26 - 30

■ 31 - 35

□ 36 и выше

■ нет ответа

Рис. 1. Возрастной состав студентов

Отличается также и уровень образования студентов: если на дневное отделение большинство студентов поступают после школы (со средним образованием), то большинство студентов ИДО (70%) имеют среднее специальное и высшее образование (соответственно, 46% и 24%), среднее образование - только 29% студентов.

Эта информация соотносится и с данными о возрасте респондентов: 49% студентов младше 20 лет имеют среднее образование, т.е. поступили в ИДО после школы; 67% 21-25-летних имеют среднее специальное образование, что составляет 21% всех опрошенных. Тенденция преобладания среднего специального образования отмечается в каждой из возрастных групп, кроме крайних (до 20 лет и старше 36). Среднее специальное образование имеют 60% опрошенных женщин и 37% мужчин.

Таким образом, значительное количество студентов выбирают дистантную форму образования в качестве второго высшего образования либо получают его, уже имея среднее специальное образование.

Одной из основных декларируемых отличительных черт дистантной формы образования является то, что образовательный процесс не отвлекает студента от профессиональной и других видов деятельности. Данные исследования подтвердили эту информацию. Заданный респондентам вопрос о причинах, по которым была выбрана дистантная форма обучения, показал, что большинство респондентов (55%) обучение в ИДО не отвлекает от работы. Причем этот вариант ответа выбрали 70% мужчин и 46% женщин. Второй по популярности ответ «обучение в ИДО не занимает слишком много времени» - его выбрали 29% мужчин и 22% женщин. На третью позицию женщины выдвигают возможность больше времени уделять семье, а мужчины ставят «относительную дешевизну обучения в ИДО» (22% и 17% соответственно). Фактор наличия большего количества свободного времени является определяющим в выборе дистантной формы образования для большинства студентов ИДО (из них 55,47% указали, что данный вид обучения «не отрывает от работы», 24,82% - «не занимает слишком много времени» и 18,98% - «больше времени остается на семью»).

В связи с тем, что система ДО разрабатывается многими вузами, в ходе исследования выяснялись также причины выбора для обучения именно РУДН, а не другого вуза.

Определяющим фактором для 54,24% явилась известность РУДН. Качество получаемого образования привлекло 41,81%. Сравнительно невысокая плата за обучение определила выбор 18,15% респондентов.

Одной из основных характеристик дистантного образования называется его экономическая эффективность, а, следовательно, относительная дешевизна по сравнению с очной и заочной формами обучения. Однако исследование показало, что эту позицию студенты ставят только на третье место. В этой связи этот фактор был рассмотрен более детально (табл. 3).

Таблица 3

Факторы, определяющие выбор РУДН

(в % по строке)

Город Что повлияло на Ваш выбор Российского университета дружбы народов, а не другого вуза

Известность РУДН Качество образова- ния Размер оплаты за обучение Совет родственников, друзей Было все равно, какой вуз выбирать Другое Итого

Белгород 55,14 51,40 17,76 14,95 8,41 3,74 151,40

Мирный 61,29 45,16 14,52 19,35 6,45 1,61 148,39

Новосибирск 88,89 61,11 5,56 0,00 5,56 5,56 166,67

Пермь и Березняки 39,81 25,24 35,92 18,45 13,59 0,97 133,98

Северобайкальск 46,67 46,67 6,67 26,67 3,33 0,00 130,00

Ярославль 61,67 41,67 8,33 16,67 3,33 5,00 136,67

Ижевск 47,89 42,25 8,45 14,08 9,86 7,04 129,58

Дятьково 64,71 43,14 23,53 17,65 3,92 7,84 160,78

ВСЕГО 54,24 41,81 18,15 16,57 7,89 3,75 142,41

Ряд вопросов анкеты касался материального положения студентов и возможности оплаты обучения в ИДО. Большинство обучающихся оценивают размер платы за обучение в ИДО РУДН как средний, так считают почти 67% опрошенных, а около 30% - считают ее высокой (табл. 4).

Таблица 4

Оценка уровня платы за обучение по регионам

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Город Оплата

высокая средняя низкая нет ответа Итого

Белгород 29,91 67,29 0,93 1,87 100,00

Мирный 16,13 79,03 1,61 3,23 100,00

Новосибирск 27,78 72,22 0,00 0,00 100,00

Пермь и Березняки 16,50 78,64 2,91 1,94 100,00

Северобайкальск 40,00 53,33 3,33 3,33 100,00

Ярославль 30,00 66,67 0,00 3,33 100,00

Ижевск 39,44 57,75 2,82 0,00 100,00

Дятьково 52,94 45,10 0,00 1,96 100,00

ИТОГО 29,59 66,86 1,58 1,97 100,00

Относительно регулярности оплаты мнение большинства студентов таково: 76% определили как оптимальную плату за полугодие, за год обучения готовы платить 18% опрошенных. Что касается формы оплаты за обучение, то ответы респондентов распределились, главным образом, между двумя позициями: 54,44% ответили, что оплачивают обучение самостоятельно, а обучение 43,59% оплачивают родители или родственники. Больше всего самостоятельно оплачивающих свое обучение студентов в Мирном - 72,58% и в Новосибирске - 55,56%, меньше всего в Белгороде - 43,93%. Родители оплачивают обучение у 59% студентов филиала в городе Дятьково. В среднем по регионам только за 6,71% учащихся оплату производит учреждение, в котором работают студенты.

Возможно поэтому большинство опрошенных отмечают, что плата за обучение значительно влияет на семейный бюджет (65,29%). При этом среди женщин существенное влияние оплаты за обучение на бюджет семьи отмечают 74%, а среди мужчин - 62,5%. Позицию «несущественно» отмечают 38,65% мужчин и 23,67% женщин.

Идея дистантного обучения основывается прежде всего на общении посредством электронных носителей, поэтому для оценки эффективности и целесообразности деятельности ИДО важно выяснить степень владения основными компьютерными программами студентами (табл. 5).

Таблица 5

Уровень пользования компьютерными программами (в % по регионам)

Город Word Excel Access Другие Не пользуюсь компьютером Нет ответа Итого

Белгород 88,79 28,04 4,67 4,67 15,89 6,54 148,60

Мирный 83,87 48,39 3,23 0,00 19,35 9,68 164,52

Новосибирск 94,44 50,00 5,56 5,56 11,11 0,00 166,67

Пермь и Березняки 90,29 46,60 11,65 0,00 4,85 5,83 159,22

Северобайкальск 93,33 26,67 6,67 0,00 20,00 3,33 150,00

Ярославль 88,33 53,33 11,67 0,00 11,67 1,67 166,67

Ижевск 83,10 36,62 1,41 5,63 19,72 1,41 147,89

Дятьково 66,67 17,65 3,92 0,00 50,98 3,92 143,14

ИТОГО 86,00 38,46 6,31 1,97 17,55 4,73 155,03

Большинство студентов в процессе обучения пользуются программой Word - 86,00% респондентов, программой Excel - 38,46%, программа Access использует 6,31% студентов. Следует отметить, что 17,55% опрошенных вообще не пользуются компьютером, среди них преобладают женщины (19,53%). На данный вопрос предлагалось выбрать все те программы, которые используются студентами в процессе обучения, поэтому маргинальные частоты по строкам могут превышать 100%.

Вопрос об уровне общей компьютерной грамотности был дополнен вопросами, которые выясняют частоту и уровень пользования глобальной сетью Интернет студентов региональных представительств ИДО (рис.2).

Рис. 2. Использование сети Интернет студентами ИДО

Анализ результатов опроса показал, что, к сожалению, подавляющее большинство опрошенных (68,44%) не используют сеть Интернет, следовательно, не могут указать количество времени, затрачиваемого на работу в сети и предпочитаемую форму оплаты.

Хуже всего ситуация с применением Интернета обстоит в филиале Дятьково (только 3,92% студентов обращаются к Интернету, 92% вообще не используют сеть, 3,92% не дали ответа) и городе Мирный: не используют сеть Интернет 75,81%, нет ответа - 8,06%, соответственно, используют - 16,13% опрошенных.

Подобным образом ситуация обстоит в Новосибирске и Ижевске, где соответственно 77,78% и 73,24% студентов ИДО не используют Интернет в процессе обучения. Наиболее благоприятная ситуация в Белгороде, где сеть используют 45,79%. Однако в целом доступ к Интернету имеют менее половины опрошенных - 26,82%. Это подтверждается и отсутствием ответов на вопросы о времени пользования и способе оплаты. Из ответивших утвердительно на вопрос об использовании Интернета - не более 1 часа в сети проводят 15,58%; 11,24% проводят от 1 до 3-х часов; 3 - 5 часов -1,97% и более 5часов в сети проводит только один опрошенный (0,2%).

Данные таковы: 11% работают в сети Интернет бесплатно, 10% предпочитают почасовую форму оплаты, при этом мужчины имеют большую осведомленность в этом вопросе. Показательным являются города Дятьково и Мирный, где либо отсутствует свободный доступ к сети Интернет, либо существуют иные причины, по которым студенты не пользуются сетью.

Кроме вопроса о форме оплаты за пользование сетью Интернет, задавался вопрос и о размере платы за Интернет. На этот вопрос ответили 20 студентов (7,26%), 69% из которых обучаются в филиале ИДО города Белгород. Основная форма оплаты Интернета среди студентов Белгорода - почасовая, модальный же размер платы - 20 рублей в час (табл. 6).

Таблица 6

Форма оплаты за пользование сетью Интернет (распределение по регионам) (в %)

Город Абонентская Почасовая По карточкам Работаю бесплатно Нет ответа Итого

Белгород 8,41 23,36 0,00 14,95 53,27 100,00

Мирный 8,06 1,61 1,61 8,06 80,64 100,00

Новосибирск 0,00 11,11 0,00 11,11 77,78 100,00

Пермь и Березняки 4,85 6,79 8,73 8,73 70,87 100,00

Северобайкальск 0,00 16,67 3,33 10,00 70,00 100,00

Ярославль 0,00 9,52 0,00 19,05 71,43 100,00

Ижевск 4,23 2,82 7,04 11,27 74,65 100,00

Дятьково 3,92 1,96 0,00 0,00 94,12 100,00

ИТОГО 5,72 9,66 3,16 10,65 70,81 100,00

Отмеченный ранее невысокий уровень компьютерной грамотности, низкий уровень использования компьютерной сети Интернет проецируется и на использование сетевых библиотек студентами ИДО РУДН. Сетевыми библиотеками пользуются только 23,08% учащихся. Это характерно для каждой из опрошенных специальностей. Данная информация коррелирует в целом с вопросами об использовании сети «Интернет» и количестве часов возможной работы в сети (табл. 7).

Таблица 7

Использование сетевых библиотек

(в % по специальности)

Специальность Да Нет Нет ответа Итого:

Юриспруденция 23,53 70,10 6,37 100,00

Экономика и управление... 16,44 75,34 8,22 100,00

ГМУ 50,00 50,00 0,00 100,00

журналистика 31,82 63,64 4,55 100,00

Всего 23,08 70,41 6,51 100,00

Контроль за успеваемостью студентов ИДО РУДН осуществляется преподавателями в региональных центрах по результатам контрольных работ, аттестаций и экзаменов. В процессе обучения лекции читают как местные преподаватели, так и преподаватели РУДН, по результатам семестра проводятся экзамены. Для оптимизации учебного процесса в ходе исследования было выявлено отношение студентов к образовательному процессу и оценка студентами системы преподавания.

Желаемую нагрузку, т.е. то количество установочных лекций, которые студенты готовы прослушать за день, можно определить как 4,28 пары, так как 58,38% студентов готовы прослушать 4 установочных лекции в день, а 23,27% опрошенных - 5 и только 9,86% готовы выслушать 6 лекций ежедневно. Таким образом,

модальное значение - 4 лекции в день. Средние значения по регионам: Белгород - 3,94; Дятьково - 4,13; Ижевск - 4,45; Мирный - 4,73; Ярославль - 4,9; Новосибирск - 4,44; Пермь и Березняки - 4,16; Северобайкальск - 4,53 пары.

Оптимальной формой внутрисеместровой аттестации, по мнению студентов ИДО РУДН, являются контрольные работы (53,25%) и тесты (43,00%). Рефераты и курсовые работы пользуются среди студентов наименьшей популярностью (25,25% и 7,89% соответственно), что, возможно, связанно с фактором свободного времени. Это соотношение сохраняется по каждому из регионов, особо выделяется Пермь и Березняки, где 61,17% отметили контрольные работы, и Мирный, где большинство - 54,84% студентов -отметили тесты.

Наиболее приемлемая форма экзамена - тестирование, так считают 71,40% опрошенных, устный экзамен отмечают 15%, а письменный экзамен считают приемлемой формой экзамена 10%. При этом подавляющее большинство студентов (85,80%) отмечают необходимость консультаций перед экзаменами.

Одной из форм общения преподавателей со студентами ИДО являются рецензии преподавателей по написанным контрольным работам. Именно на недостаток общения с преподавателями и невозможность обсуждения контрольных работ и их рецензий указывают 31,16% студентов ИДО. При этом недостаточно прояснена ситуация с рецензиями на контрольные работы. Большинство студентов (50,30%) затрудняются ответить на вопрос: «Устраивают ли Вас рецензии преподавателей по написанным контрольным работам?» (рис. 3).

8%

□ устраивают

□ не устраивают

□ затрудняюсь ответить

□ нет ответа

Рис. 3. Отношение к рецензиям на контрольные работы

Следует особенно отметить, что 78,87% опрошенных в Ижевске и 69,35% в Мирном затруднились ответить на вопрос о рецензиях на их работы. В Ярославле 45% студентов удовлетворены рецензиями на контрольные работы, не удовлетворены - 13,33%, остальные затруднились ответить. В целом же по всем регионам 33,53% опрашиваемых устраивают рецензии, не устраивают рецензии преподавателей - 8%. Несмотря на то, что у большинства (58,39%) студентов отсутствует информация об удовлетворенности рецензиями на контрольные (50,30% «затрудняюсь ответить» и «нет ответа» у 7,59% опрошенных), 31,16% опрошенных желает получать более подробные рецензии с возможностью обсуждения результатов с преподавателем. Остается недоступной информация об отношении к рецензиям у 62,33% студентов, так как 55,23% не дали ответа на вопрос "Что именно Вас не устраивает в рецензиях?", а 7,10% выбрали вариант «другое», что соотносится с результатами ответов на предыдущий вопрос и подтверждает данные исследования.

Ограничения в возможности использовать сеть Интернет как средство связи определяют выбор студентами ответов на вопрос о наиболее удобной для них форме представления результатов. Самым удобным вариантом студенты называют представление результатов через региональные центры - 63,12%.

■ электронная

/ / почта

Л30/„ ■ сайт

1 ■ через

1 т Щ Щ 1 региональный

\ 19% центр ИДО

□ другое

□ нет ответа

2%

Рис. 4. Наиболее удобный способ представления результатов

Электронным средствам связи с представительствами ИДО отдают предпочтение лишь 22,30% опрашиваемых (19,33% - электронная почта и 1,97% - сайт) (рис. 4).

В этом случае прослеживается противоречие между выбором дистантной формы образования как способа получения высшего образования без отрыва от работы плюс возможности самостоятельного распределения свободного времени для обучения и затратой временных ресурсов на личное посещение региональных представительств ИДО. Данная ситуация возможно связана со слабым развитием сети Интернет в регионах, а также с необходимостью личностного контакта «преподаватель - студент».

Одна из целей данного исследования - это не только определение отношения студентов к образовательному процессу в ИДО, но и его оценка. Анализ полученной в ходе исследования информации показывает, что значительная часть студентов оценивают лекции местных преподавателей примерно так же, как и лекции преподавателей РУДН (44,97%). Выше лекции местных преподавателей оценивают 6,71%, а 33,33% опрошенных студентов считают, что «лекции преподавателей из регионов хуже, чем лекции, прочитанные преподавателями РУДН» (табл. 8).

Таблица 8

Оценка качества лекций местных преподавателей (распределение по специальностям)

Специальность Лучше лекций преподавателей РУДН Хуже лекций преподавателей РУДН Примерно одного уровня с лекциями преподавателей РУДН Нет ответа Итого

Юриспруденция 7,84 29,90 47,79 14,46 100,00

Экономика ... 2,74 56,16 30,14 10,96 100,00

ГМУ 0,00 25,00 25,00 50,00 100,00

Журналистика 0,00 22,73 45,45 31,82 100,00

Итого 6,71 33,33 44,97 14,99 100,00

Как видно из табл. 8, большинство студентов считают, что лекции местных преподавателей примерно одного уровня или хуже, чем лекции преподавателей РУДН. Данная таблица позволяет также судить и об уровне подготовки преподавателей по различным специальностям и сравнить преподавателей в регионах и РУДН по различным специальностям. Как можно заметить, наиболее высоко оценены преподаватели специальности «юриспруденция» и «журналистика». Стоит обратить внимание на уровень подготовки лекторов по специальности «экономика и управление на предприятиях», так как разрыв в оценках лекций студентов значителен.

Наиболее низко оценивают лекции местных преподавателей студенты городов Северобайкальск и Мирный (73,33% и 58,06% соответственно). Стоит отметить, что в городе Дятьково высок и процент студентов, считающих лекции местных преподавателей лучше лекций преподавателей РУДН (15,69%), в

целом же в этом городе лекции местных преподавателей оцениваются как одного уровня или ниже, чем у преподавателей РУДН (по 41,18%) (табл. 9).

Таблица 9

Оценка качества лекций местных преподавателей (распределение по региональным центрам)

Город Лучше лекций преподавателей РУДН Хуже лекций преподавателей РУДН Примерно одного уровня с лекциями преподавателей РУДН Нет ответа Итого:

Белгород 9,35 29,91 42,99 17,76 100,00

Мирный 3,23 58,06 24,19 14,52 100,00

Новосибирск 11,11 11,11 77,78 0,00 100,00

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Пермь и Березняки 4,85 14,56 64,08 16,50 100,00

Северобайкальск 0,00 73,33 16,67 10,00 100,00

Ижевск 8,45 23,94 53,52 14,08 100,00

Ярославль 1,67 31,67 38,33 28,33 100,00

Дятьково 15,69 41,18 41,18 1,96 100,00

Итого 6.71 33.33 44.97 14.99 100,00

В целом (60,55%) студенты удовлетворены уровнем знаний, получаемых в ИДО РУДН. Если рассмотреть эти значения по регионам, то самый высокий процент студентов, которых устраивает уровень получаемых знаний в Новосибирске - 83,33%, далее следуют Мирный -70,97% и Ярославль - 68,33%. Больше всего неудовлетворенных уровнем получаемых знаний в Перми (+ Березняки) - 19,42%, удовлетворяет же уровень получаемых знаний в этом городе 40,78 % опрошенных, 36,89% - затрудняются либо не могут ответить (рис. 5).

Таким образом, судя по данным исследования, социальный портрет студента ИДО РУДН отличается от портрета студента традиционного вуза по нескольким показателям. Во-первых, студент ИДО старше, велик разброс возрастных групп. Во-вторых, студент ИДО отличается уровнем образования (большинство опрошенных студентов ИДО имеют среднее специальное и высшее образование). Что касается факторов, повлиявших на выбор студентами дистанционного образования, то данные подтверждают, что основной причиной выбора дистанционного обучения является возможность совмещения учебного процесса с работой. А в качестве основной причины поступления именно в ИДО РУДН большинство респондентов указали престижность обучения именно в РУДН и качество получаемого образования.

Большинство студентов оценивают размер платы за обучение в ИДО РУДН как средний, однако оплата за обучение отражается на семейном бюджете. Большинство респондетов оплачивают обучение

самостоятельно, либо платят их родители или родственники. Наиболее удобная форма оплаты - по полугодиям. Что касается отношения студентов к образовательному процессу и оценки студентами системы преподавания, то была получена следующая информация.

По мнению студентов ИДО, оптимальное количество установочных лекции в день - 4. Лучшей формой внутрисеместровой аттестации, по мнению студентов ИДО РУДН, являются контрольные работы и тесты, а экзаменов - тесты. Самым удобным вариантом студенты называют представление результатов через региональные центры: 31,16% опрошенных желает получать более подробные рецензии с возможностью обсуждения результатов с преподавателем, а также отмечают необходимость консультаций преподавателей перед экзаменом. В ходе опроса выяснилось, что студенты оценивают лекции преподавателей РУДН несколько выше, чем местных (33,33 %). В целом (60,55%) студенты удовлетворены уровнем знаний, получаемых в ИДО РУДН.

Исследование показало сравнительно невысокий уровень владения компьютерными системами. Возможность работы на компьютере, а тем более в сети Интернет имеет незначительное количество респондентов, что затрудняет применение новых образовательных технологий в системе ДО.

Отсюда можно сделать вывод, что на данном этапе Институт дистантного образования РУДН выбрал наиболее оптимальную стратегию предоставления образовательных услуг в региональных центрах, а именно, технологию обучения, построенную на сочетании заочного и вечернего образования с использованием электронных учебников и обучающих программ.

Как показал анализ деятельности крупнейших открытых университетов, такая модель обучения применяется в Открытом университете Великобритании и Международном институте менеджмента ЛИНК и ориентирована, в первую очередь, на самостоятельное обучение профессионально занятых, взрослых людей, нуждающихся в получении дополнительного или основного профессионального образования без отрыва от основной деятельности и занимающихся большей частью дома. В данной системе обучения современные информационно-коммуникационные технологии не играют значительной роли, а применяются, прежде всего, для обеспечения интерактивной коммуникации между студентом и тьютором и среди самих студентов. Однако в данный момент ИДО РУДН не имеет возможности в полной мере пользоваться всеми преимуществами электронных средств связи, так как компьютеризация регионов только началась, и лишь третья часть всех обучающихся в ИДО имеет доступ к сети Интернет.

Тем не менее, следует заметить, что развитие рынка информационных технологий и темпы «компьютеризации» России, а также желания самих абитуриентов говорят не только о необходимости данной деятельности, но и о перспективности развития дистантного образования в целом.

Процесс развития ДО в России только начинается. Сопоставление ряда данных, полученных в результате анализа российского рынка услуг дистантного образования, дает возможность говорить о его лишь частичной заполненности. Это позволяет выдвинуть предположение о приоритетных направлениях в развитии дистантного образования не только в уже охваченных регионах. Одним из таких перспективных регионов, несомненно, является Москва и Московская область. Это обусловлено, в первую очередь, высокой степенью компьютеризации столицы и области и достаточно хорошо развитой сетью Интернет, что позволяет реализовать саму идею дистантного образования. Вторым определяющим фактором перспективности ориентации на столичный рынок образовательных услуг, безусловно, является престижность обучения в РУДН. Таким образом, «доброе имя университета» в сочетании с ориентацией на абитуриентов, уже имеющих профессиональное образования (высшее или среднее), позволит занять еще существующую «нишу» в области дистантного образования.

Необходимо отметить, что при продвижении услуг дистантного образования к потенциальным потребителям в Москве и Московской области, а также в других крупных российских центрах, таких, как Санкт-Петербург, Новосибирск, большое внимание необходимо уделить рекламе в Интернет, основой которой является web-сервер университета. Одной из первоочередных задач его размещения в Интернете является обеспечение потенциальных потребителей как можно более полной информацией о системе открытого образования ИДО РУДН.

При этом целесообразно использовать опыт других открытых университетов, в частности МЭСИ, где большое внимание уделяется таким методам привлечения учащихся, как участие в специализированных конференциях, использование списков рассылки по организациям, предприятиям и фирмам и публикации на других серверах материалов, содержащих ссылки на сервер. Эффективным является регистрация web-сервера университета на самых популярных в сети поисковых машинах, web-каталогах, а также в «желтых страницах», размещение ссылок на образовательный портал ИДО РУДН на сайтах партнеров и филиалов РУДН.

Таким образом, подводя итог всему вышеизложенному, можно сделать следующие выводы: дистантное образование является одним из приоритетных направлений в образовательной деятельности; перспективной является ориентация на абитуриентов, уже имеющих профессиональное образования (высшее или среднее). СДО МЭСИ и ИДО РУДН являются примером реализации двух различных стратегий развития ДО: 1) ставка на Интернет (МЭСИ) и 2) ставка на «обучающий текст» (РУДН). Для ИДО РУДН целесообразным является предоставление образовательных услуг не только в регионах, но и ориентация на столичный образовательный рынок и уделение большего внимания грамотному построению маркетинговой стратегии.

Для Российской Федерации с ее огромными территориями и рассредоточением населения, неравномерностью развития инфраструктуры, приведшей к существенным разрывам в обеспечении населения образовательными услугами в системе открытого образования, развитие дистанционного обучения представляется одной из наиболее важных задач в выходе страны на уровень высокоинтеллектуальной и демократической державы.

Приложение 1.

Название центра, страна, WEB-сервер Кол-во обучаемых в системе ДО (в год) Используемые технологии обучения

ЕВРОПА

Голландский Открытый университет (Open University of the Netherlands), Нидерланды, http://www.ou.nl около 22000 Широко применяются распечатанные материалы, дополнительно используются интерактивные видео программы, аудио/видео кассеты, практические работы и компакт-диски. К курсам могут прилагаться методические пособия и списки рекомендуемой литературы. Обучение онлайн и оффлайн. Консультации можно получить в группах, индивидуально или по телефону.

Национальный университет ДО Испании (Universidad Nacional de Educación a Dis-tancia), Испания, http://www.uned.es/ около 130000 Печатные материалы, аудио/видео кассеты, радио и компьютерные технологии, телевидение, видеотека, видеоконсультации. Личные и телефонные консультации с преподавателем.

Открытый университет (The Open University), Великобритания, http://www.open.ac.uk/ около 200000 Материалы можно получит на аудио/видео кассетах, СБ-КОЫах, слайдах, через Интернет, теле/радио передачи. Используется оборудование для постановки опытов на дому, для проведения компьютерных совещаний. Организуются выезды на местность, занятия в воскресных и летних школах. Консультации (по желанию) в учебных центрах. Среди студентов распространяется газета

Университет Анадолу (Anadolu University), Турция, http://www.anadolu.edu.tr более 300000 Распечатанные материалы, теле/радио программы, видеокассеты. Консультации можно получить лично в местных учебных центрах или в образовательных видео центрах, через газету.

Ферн (Хаген) университет (FernUniversitaet (University of Hagen)), Германия, http://www.fernuni-hagen.de более 55000 Печатные материалы, электронные коммуникации и мультимедийные технологии, личные консультации с преподавателями, телефон, электронная почта, СБ-ЯОМы, Интернет, аудио/видио кассеты.

АМЕРИКА

Атабаскский университет (Канадский Открытый университет (Athabasca University, Canada's Open University)), Канада, http ://www. Athabascau.ca более 20000 Индивидуальные учебные программы в печатном и электронном виде, непосредственные консультации с преподавателем, консультации по каналам электронной связи. Доступ к библиотечным фондам по телефону, почте, факсу и электронной почте.

Продолжение приложения 1.

Международный университет Джонса (Jones International University), США, http./www.jonesinternational.edu более 30000 Интернет, электронная почта, телефонные консультации.

Национальный технологический университет (National Technological University) , США, http://www.ntu.edu около 3500 Студентов обеспечивают учебными программами при помощи телекоммуникаций, что позволяет проводить учебные конференции и консультации. Используется система спутниковой связи. С 1996 г. по каналам спутниковой связи доставляет курсы за пределы США. Большинство курсов записаны на видео для студенческих сайтов. Студенты и преподаватели общаются через электронную почту, по телефону или экспресс-почте.

Пенсильванский университет (Pennsylvania State University), США, http://www. Outreach, psu.edu/de более 20000 Печатные материалы, аудио/видео, электронная почта, Интернет, радиотелефонная связь, интерактивные телепрограммы, электронные конференции и семинары, ряд печатных изданий, специализирующихся на вопросах ДО.

АФРИКА

Южно-Африканский университет (University of South Africa (UNISA)), Южная Африка, http://www.unisa.ac.za около 120000 Печатные материалы и методические пособия, аудио/видео, радиопрограммы. Организуются совместные обсуждения, поощряется создание студенческих групп. Студенты регулярно сдают на проверку контрольные работы и тесты. Дополнительно предлагаются личные консультации с преподавателями, консультации в спутниковых центрах.

INTEC College в Кейптауне, Южная Африка, http://www.intec.edu.za 100000 "Кейс"-технология с использованием обучающих программ

АЗИЯ

Гонконгский Открытый университет (Open University of Hong Kong (OUHK)), Гонг Конг, http://www.ouhk.edu.hk более 24000 Печатные материалы, теле/радио трансляции, занятия с преподавателем в группах. Используются мультимедийные технологии, организуются дневные занятия в школах, для абитуриентов существует вводно-ознакомительный курс.

Открытый университет Израиля (The Open University of Israel), Израиль, http://www.openu.ac.il около 31000 Аудиовизуальные средства, лабораторные комплекты, телевизионные и радиопередачи, обучающие программы, Интернет-курсы, интерактивные лекции через спутник, СБ-КОМ, телевизионные курсы, видео-курсы и печатные материалы.

Шанхайский Телеуниверситет (Shanghai Television University (STVU)), Китай, http://www.shtvu.edu.cn более 80000 Мультимедийные технологии, аудио/визуальные средства в сочетании с теле/радио программами, видеокассетами и личными консультациями с преподавателями, методические пособия для самоконтроля.

АВСТРАЛИЯ

Агентство по открытому обучению (The Open Learning Agency of Australia (Open Learning Australia)), Австралия, http://www.ola.edu.au/ 12000 Студенты не посещают занятий в кампусах. Учебные материалы им присылают на дом. В обучении используются печатные тексты, радио, аудио/видео кассеты, персональные компьютеры, телетрансляции (по Австралии), слайды, электронная почта, факс, оборудование для постановки опытов на дому.

Продолжение приложения 1.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреев А.А. Методика оценки экономической эффективности дистантного обучения с помощью компьютерных сетей. М., 1995.

2. Андреев А.А. Средства новых информационных технологий в образовании: систематизация и тенденции развития. Основы применения информационных технологий в учебном процессе вузов. М., 1995.

3. Дистанционное обучение: проблемы и перспективы развития: Материалы парламентских слушаний. Рекомендации. М., 2001.

4. Дмитриева Е.И. Дидактические возможности телекоммуникационных сетей для обучения иностранным языком // Иностранные языки в школе. 1997. №4.

5. Коминовский Н.В., Морозов В.К. Сравнительный анализ эффективности компьютерных коммуникаций в образовании. М., 1993.

6. Краснова Г.А. Об итогах эксперимента в области дистанционного обучения // Материалы Всероссийского совещания «Проблемы и перспективы организации многоуровневого образования в учреждениях СПО» 30 мая -1 июня 2001 г. Часть 2. Ижевск.

7. Краснова Г.А. Проблемы воспитания студентов, обучающихся по заочной (дистантной) форме: опыт ИДО РУДН // Труды Всероссийской научно-практической конференции «Педагогика высшей школы: ценностные ориентиры обновления содержания образования». М., 2001.

8. Малитиков Е.М., Колмогоров В.П. Актуальные проблемы развития дистанционного образования в Российской Федерации и странах СНГ // Инновации в образовании. 2001. №1.

9. Меськов В.С. О состоянии и перспективах создания системы дистантного обучения в России // Проблемы информации ВШ. 1995. №3.

10. Нарбут Н.П., Пузанова Ж.В. Перспективы развития дистантного образования в свете глобализации // Тезисы Всероссийской конференции «Глобализация, федерализм и региональное развитие». Тюмень, 2001.

11. Поляков А.А. Системы дистантного обучения // Новые знания. 1996. №3.

12. Состояние, потребности и перспективы развития дистанционного образования в России и за рубежом. М., 2000.

13. Тихомиров В.П., Солдаткин В.И., Лобачев С.Л. Среда Интернет-обучения системы образования России: проект глобального виртуального университета. М, 2000.

WHO AND WHY STUDIES IN THE INSTITUTE OF DISTANT EDUCATION OF PEOPLES’ FRIENDSHIP UNIVERSITY OF RUSSIA? (According to the materials of sociological research “Student IDO RUDN”)

G.A. Krasnova, N.P. Narbut, J.V. Puzanova, M.I. Vitkovskaya

Institute of Distant Education Peoples ’ Friendship University of Russia Miklukho-Maklay str., 21, 117198, Moscow, Russia The Department of Sociology Peoples ’ Friendship University of Russia Miklukho-Maklay str., 6, 117198, Moscow, Russia

This article is based on the results of sociological research "Student IDO RUDN" carried out by Sociological laboratory and Institute of Distant Education of Peoples’ Friendship University of Russia in 2000-2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.