Научная статья на тему 'Электронные ресурсы в историческом образовании высшей школы'

Электронные ресурсы в историческом образовании высшей школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY-NC-ND
507
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ / ELECTRONIC RESOURCES / ИСТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HISTORICAL EDUCATION / ИНТЕРАКТИВНОСТЬ / МУЛЬТИМЕДИА / ВЫСШАЯ ШКОЛА / HIGHER EDUCATION / IT-PROJECTS / ITTECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хохлов Виктор Анатольевич

Анализируются проблемы и перспективы развития электронных ресурсов, ориентированных на историческое образование в высшей школе. Рассмотрены основные концепции и классификации ресурсов; проанализированы образовательные проекты, претендующие на «общенациональный доступ» к ресурсам сферы профессионального образования: модульные ресурсы, дистанционные проекты и сетевые порталы. Охарактеризована степень интерактивности проектов, включения электронных ресурсов в образовательную практику высшей школы. Сформулированы конкретные предложения по интеграции современных технологий и опыта ведущих вузов в сфере информатизации исторического образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хохлов Виктор Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Electronic resources for historians in higher education

This article deals with the problems of electronic resources in higher education for historians. It focuses on educational projects (especially on the Internet) which must become a part of the national system of electronic resources and will be financed within the framework of Russian education system informatization programs. Author argues that both the lack of feed-back and the detachment from real life practices are huge problems for projects in the sphere of higher education. Author describes prospects of IT-resources in modern historical education: an electronic library for historians; a media-library and a depository of video-lectures and video-memoirs by outstanding scholars. Author reviews IT projects initiated by leading Russian universities in the field of Historical science. He argues that their popularity and success are founded on well-selected target audience, on a carefully structured feed-back system, and a working mechanism which integrates these projects into the system of education and research. Author points out the necessity to integrate IT-technology into practical activity of key universities in higher education, specifically in the sphere of the humanities.

Текст научной работы на тему «Электронные ресурсы в историческом образовании высшей школы»

Проблемы преподавания

В.А. Хохлов

ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ В ИСТОРИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Анализируются проблемы и перспективы развития электронных ресурсов, ориентированных на историческое образование в высшей школе. Рассмотрены основные концепции и классификации ресурсов; проанализированы образовательные проекты, претендующие на «общенациональный доступ» к ресурсам сферы профессионального образования: модульные ресурсы, дистанционные проекты и сетевые порталы. Охарактеризована степень интерактивности проектов, включения электронных ресурсов в образовательную практику высшей школы. Сформулированы конкретные предложения по интеграции современных технологий и опыта ведущих вузов в сфере информатизации исторического образования.

Ключевые слова: электронные ресурсы, историческое образование, интерактивность, мультимедиа, высшая школа.

Королевский литературный фонд Великобритании исследовал способы коммуникации британских студентов. Выводы авторов неутешительны: «Прежняя культура слова, в которой воспитывалось поколение литераторов и университетских преподавателей, сменяется, причем с пугающей скоростью, новой культурой, для которой характерно господство невербальных, основанных на зрительском образе, средств коммуникации»1. Подобные констатации можно экстраполировать и на российских студентов. В своей практике многие преподаватели сталкивались с неумением студентов формулировать, вычленять в текстах значимую информацию, а порой - даже компилировать. Особенно остро «господство» невербальных средств коммуникации ощущают преподаватели новейшей истории. На их глазах в вузы пришло поколение, для которого

© Хохлов В.А., 2009

СССР - мифическая «страна чудес», которую знают по мультимедийным визуальным источникам.

Этот вызов, вполне осознаваемый педагогическим сообществом, актуализировал проблему использования электронных ресурсов в курсе «История России». Исследования того, как сделать из дорогостоящей «игрушки» важный элемент учебного процесса в историческом образовании, ведутся уже достаточно давно. Внедрению мультимедийных ресурсов в историческое образование посвящены работы Л.П. Афанасьевой, Н.И. Басовской, Л.И. Бородкина, Т.Я. Валетова, В.Н. Владимирова, Т.Ю. Красовицкой, А.В. Осина, В.А. Хохлова2 и др. Тем не менее эта проблема по-прежнему остается одной из наиболее острых, прежде всего в практическом плане. В статье предполагается проанализировать проблемы и перспективы развития электронных ресурсов, ориентированных на историческое образование в высшей школе.

Классификации

Межгосударственный стандарт предлагает следующую систематизацию типов электронных изданий по целевому назначению3.

- «Учебное электронное издание, содержащее систематизированные сведения научного или прикладного характера, изложенные в форме, удобной для изучения и преподавания, и рассчитанное на учащихся разного возраста и степени обучения». В настоящей статье будет проанализирован раздел «История» Центрального хранилища электронных образовательных ресурсов, созданного по заказу Министерства образования и науки РФ.

- «Справочное электронное издание: Электронное издание, содержащее краткие сведения научного и прикладного характера, расположенные в порядке, удобном для их быстрого отыскания, не предназначенное для сплошного чтения». Можно упомянуть «Большую электронную энциклопедию Кирилла и Мефодия», имеющую сетевую и локальную версии, или один из самых популярных ресурсов - Открытую электронную энциклопедию «Википедия».

- «Научное электронное издание, содержащее сведения о теоретических и (или) экспериментальных исследованиях, а также научно подготовленные к публикации исторические источники». Примером подобного рода проектов является научно-образовательный проект РГГУ по изданию видеомемуаров деятелей науки и культуры, который также будет проанализирован в настоящей статье.

На практике большинство по-настоящему востребованных в образовательной практике проектов одновременно решают несколько задач. Так, к примеру, электронная библиотека исторического факультета МГУ является одновременно научным (публикация новых источников), и справочным (каталог ссылок на исторические источники), и учебным изданием (проект внедрен в учебный процесс).

Специфика преподавания гуманитарных наук в высшей школе определяется высокой скоростью обновления знаний. Результатом этого является стремительное устаревание учебных курсов, в том числе электронных. Потому-то ряд исследователей полагает, что для высшей школы эффективным решением являются не мультимедий-ные4, а «простые, преимущественно текстовые» электронные ресурсы (А.В. Осин)5. На наш взгляд, современные электронные ресурсы, ориентированные на высшую школу, должны прежде всего включать интерактивные компоненты (диалоговые и коммуникационные возможности пользователя). Некоторые интерактивные формы и подходы описаны в нашей работе6. Разработана международная классификация ESCOT электронных образовательных сетевых ресурсов по степени реализации в них интерактивного компонента7.

- Простой (пассивный) уровень - минимум действия учащегося с небольшими функциональными возможностями интерактива (управление презентациями и пр.).

- Ограниченный уровень - учащийся реагирует на отдельные учебные запросы (тестирование и т. п.).

- Полный уровень - разнообразие реакций учащегося на многочисленные учебные запросы и расширение спектра способов взаимодействия (манипулирование объектами на экране, распознавание речи, сложная навигация и т. п.).

- Реальный масштаб времени - вовлечение учащегося во взаимодействие со средой, моделирующей реальные объекты и процессы (кейс-технологии и др.).

Образовательные электронные ресурсы «общенационального доступа»

В современном мире стандартизация вытесняется принципом культурного разнообразия: «Сегодня мы живем проектами, а не проектом»8. В первой половине 2000-х гг. действовали две государственные программы, главной целью которых было создание общенациональной системы образовательных электронных ресурсов. Федеральная целевая программа «Развитие единой образовательной информационной среды» (2001-2005) и межву-

зовская научно-техническая программа «Создание системы открытого образования» (2001-2005) должны были сформировать «информационно-образовательную среду», в которой электронные и традиционные материалы «гармонично бы дополняли бы друг друга»9; обеспечить «общенациональный доступ» к образовательным ресурсам сферы профессионального образования путем широкого использования дистанционных образовательных технологий»10. Над инициативными проектами в этой сфере работали крупнейшие вузы и коммерческие электронные издательства. Первая «пятилетка информатизации» завершилась. В 2005 г. стартовал национальный проект «Образование», в числе задач которого - вновь внедрение и «развитие технической основы современных информационных образовательных техно-логий»11. Не взирая на средства, потраченные на разработку образовательных электронных проектов, самыми популярными и востребованными студенческими ресурсами остаются порталы рефератов.

Дистанционные электронные курсы и сетевые образовательные порталы

Можно выделить три основных типа образовательных электронных ресурсов, созданных в рамках государственных программ информатизации и ориентированных на высшую школу: дистанционные курсы, сетевые образовательные порталы и модульные ресурсы. Ниже будут кратко проанализированы электронные ресурсы, претендующие на обеспечение «общенационального доступа» к образовательным ресурсам сферы профессионального образования.

Во многих ведущих вузах мирового уровня, к примеру в Массачусетсом технологическом институте (США), большая часть курсов переведена в электронную форму, а количество традиционных лекций и семинаров резко сокращено. Российские университеты также следуют этой мировой тенденции. В дистанционном институте Томского государственного университета разработано более 70 электронных курсов на CD-ROM: история (4 ресурса), культурология (3 ресурса), лингвистика и литература (5 ресурсов), философия (4 ресурса) и т. п. Все курсы используются в учебном процессе в ходе дистанционного обучения (для вузовских дисциплин и абитуриентов), их можно приобрести в интернет-магазине12. С 1990-х гг. в РГГУ разрабатываются разнообразные электронные ресурсы: электронные курсы, образовательные учебные системы, электронные издания источников и др.13 В сфере высшего гуманитарного образо-

вания самое значительное государственное финансирование выделялось на поддержку проектов, созданных в институте дистанционного образования Российского университета дружбы народов (ИДО РУДН).

В 2002 г. в рамках научно-технической программы «Создание системы открытого образования» РУДН и ряд вузов-соисполнителей разработали федеральный фонд пилотных учебных дистанционных курсов14 по циклу общегуманитарных и экономических дисциплин, в том числе учебный электронный курс «Отечественная история». По форме это курс лекций, переведенный в электронную форму, снабженный иллюстрациями, контрольно-измерительными материалами, глоссарием и краткой хрестоматией. Тематика отечественной истории представлена в проекте в одиннадцати темах (последняя лекция освещает 1990-е гг.). В списке тем имеются и такие: «Россия в XIX веке» или «Общая характеристика развития России в 1Х-ХУШ вв.». В «пилотном курсе» не представлены современные мультимедийные объекты (за исключением видеообращения авторов), видеофрагменты, медиалекции, анимации, 3D модели и др. По классификации ESCOT данный проект находится на «ограниченном уровне». Во время сдачи тестов пользователь не имеет возможности проверить правильность своих ответов; отсутствуют опция для организации обратной связи между преподавателем и студентом, режим полнотекстового поиска и др. Авторы довольно давно не актуализировали свой ресурс. В последней теме упомянут факт избрания президентом В.В. Путина и назначения М.М. Касьянова на должность премьер-министра. Оценить степень востребованности данного проекта невозможно, поскольку отсутствует статистика посещения сайта или информация о внедрении данного проекта.

Своего рода продолжением вышеупомянутого проекта стал портал «Социально-гуманитарное и политологическое образование», разработанный в рамках федеральной целевой программы «Развитие единой образовательной информационной среды»15. Основным разработчиком проекта выступил снова ИДО РУДН. В числе участников проекта указаны два московских и два региональных университета16, несколько коммерческих компаний и общественная организация. Проект входит в систему базовых федеральных образовательных порталов, представленных на сайте «Российское образование» (www.edu.ru).

Проект структурирован по семи предметным областям гуманитарного знания. В разделе «История» данного портала выставлены сотни полнотекстовых версий и ссылок на программы учебных дисциплин, курсы лекций и учебных пособий, исторические документы, статьи, монографии, аннотации диссертаций и др. Безус-

ловно, мотивированный и активный пользователь сможет найти на сайте много полезной и ценной информации. Однако существенны и недостатки представленного проекта. К примеру, на сайте представлено четыре учебных программы по курсу «История России XX в.», однако три из них разработаны преподавателями РУДН. Хотелось бы также отметить низкую активность пользователей портала. Заявлены, но не функционируют разделы «Интернет-конференции» и «Консультации». В разделе «Форумы» имеется всего три сообщения от модераторов. Последнее сообщение, датированное апрелем 2007 г., «Проверка возможности публикации сообщения»17. На наш взгляд, разработчики чрезмерно расширили целевую аудиторию (преподаватель, учащийся, менеджер, исследователь и абитуриент). Образовательный портал профессионального образования прежде всего должен быть нацелен на аудиторию преподавателей вузов и студентов и соответствующим образом должен быть организован контент. Проект так и не стал интегрирующим ресурсом для гуманитарного образования в высшей школе, поскольку остался ресурсом одного крупного вуза.

Модульные ресурсы

Известный методолог и практик информатизации образования А.В. Осин предложил модульный принцип конструирования электронных ресурсов, который должен включать три вида образовательных объектов: информация, практические занятия и аттестация18. Функционирование таких модулей обеспечивает специальная «программа-реализатор», которая позволяет комбинировать уровни сложности всех трех информационных объектов, а также создавать свои содержательные компоненты на базе образовательного стандарта. Такой электронный ресурс «допускает построение собственной схемы (траектории) изучения курса. Каждый модуль может быть исполнен вариативно»19.

Большая часть модульных электронных образовательных ресурсов, созданных в рамках государственных программ по информатизации сферы образования, собрана в сетевом ресурсе «Центральное хранилище Федерального центра электронных образовательных ресурсов» (ФЦИОР). Его главная задача -«обеспечивать доступность и эффективность использования электронных образовательных ресурсов для всех уровней и объектов системы образования РФ». Разработчики исповедуют концепцию «единого окна» для доступа ко всем электронным образовательным ресурсам и предоставления «единой современной технологи-

ческой платформы для существующих и вновь создаваемых электронных образовательных ресурсов»20. Сами авторы считают, что их проект ориентирован на «все уровни образования»21, однако представленные учебные материалы ориентированы на среднее образование. Какова же специфика «исторического блока» Центрального хранилища электронных образовательных ресурсов?

Хранилище содержит 1043 модуля для различных уровней образования, разработанных РМЦ - Республиканским медиа-центром (одной из ведущих организаций в области разработки образовательных мультимедиа-ресурсов); 149 модулей ориентировано на учащихся старшей школы (будущих абитуриентов и студентов). Для анализа были отобраны шесть модулей, отражающих основные этапы истории России новейшего времени: практикум «Битва за Москву», лекции «Брестский мир и его значение», «Итоги НЭПа и новые проблемы», «Духовная жизнь в СССР в 1945-1964», «Холодная война: причины, происхождение и основные этапы (углубленное изучение)» и «Внешнеполитическая стратегия в период перестройки».

Было выделено три типа модулей. В модуле первого типа учебный текстовый материал сопровождается иллюстрациями на четырех-пяти экранах, или «шагах», как их называют разработчики, второго - текстовый материал (в большинстве случаев весьма короткий) сопровождают видеоряд и дикторский текст, третий тип относится к модулям углубленного изучения, предлагает сложные задания и большое количество материалов. Пользователь получает возможность совершить более десяти «шагов», изучить цитаты из исторических источников. Каждый модуль начинается хронологией событий, на которой представлены исторические даты, связанные с темой модуля. В некоторых случаях на следующем экране пользователю предлагается тест на соотнесение дат и исторических фактов.

Содержание данных модулей и дидактические приемы, использованные авторами, не всегда удачны. В лекции «Итоги НЭПа и новые проблемы» текст об экономических проблемах НЭПа почему-то предложено сопоставить с картиной Б. Иогансона «На старом уральском заводе» (1937). Главная тема практикума «Битва за Москву» - это сравнение зимнего обмундирования немецкого солдата и бойца РККА. Зимнему обмундированию посвящены зрелищные 3D модели. Студент должен ответить на контрольные вопросы: какое обмундирование является более эргономичным и какое более дешевым в изготовлении. В финале модуля следует вывод, что форма советского солдата лучше подходит для ведения войны в зимних условиях. Иных причин разгрома немцев под

Москвой разработчики не сообщают. В ходе медиалекции «Духовная жизнь в СССР в 1945-1964» учащимся очень подробно, с использованием хроникальных кадров и редких фотографий рассказывается о строительстве высотного здания МИД в Москве в 1940-1950-е гг., о применении архитекторами «всех технических достижений тех лет» и «несомненных художественных архитектурно-пластических и планировочных достоинствах».

В пяти из шести проанализированных модулей авторы реализовали параметр «интерактивность» на «простом» по шкале ESCOT уровне. В ходе контроля знаний на последнем экране пользователь получает информацию о том, сколько времени он затратил на изучение каждого из «шагов». Пользователь не получает ссылки на дополнительный материал по теме; не реализованы интерактивные компоненты: полнотекстовый поиск, ссылки на электронные ресурсы и на модули хранилища по близкой тематике, функция диалога с преподавателем и др. Хотелось бы подчеркнуть, что автор не оспаривает модульный принцип, положенный в основание Центрального хранилища, и считает его довольно перспективным для электронных образовательных проектов. Модули, представленные в проекте, могли бы стать чрезвычайно востребованными в высшей школе: в курсах истории для студентов неисторических специальностей, при подготовке абитуриентов и др. Однако для этого необходимо существенно доработать проект как на концептуальном, так и на содержательном уровнях.

Перспективы электронных ресурсов в историческом образовании

При формировании заказа на разработку новых проектов чрезвычайно полезным мог бы стать опыт ведущих вузов России в сфере создания электронных образовательных ресурсов для исторического образования. Востребованность электронных образовательных проектов, реализованных в инициативном порядке и при отсутствии масштабного финансирования, обеспечили следующие факторы:

1) научно-образовательный характер проектов, разработка проектов на базе современных подходов в гуманитарном познании;

2) адресный характер проектов, учитывающих специфику студенческого и педагогического сообщества, создание инструментария включения электронных ресурсов в учебный процесс;

3) выстраивание систем «обратной связи», когда в проектах реализованы интерактивные компоненты, нацеленные на стимулирование диалога студента и преподавателя, студента и источника.

Библиотека специальной

исторической литературы

Электронные библиотеки - один из самых востребованных в сети образовательных ресурсов. В Интернете с 1999 г. реализуется научно-образовательный ресурс «Библиотека исторического факультета МГУ»22, ресурс, адресно созданный «для использования в исторической науке и образовании»23. В библиотеке представлены оцифрованные исторические источники, а также ссылки на исторические ресурсы рунета. В проекте реализованы четыре уровня интерактивности по шкале ESCOT: от простого -при изучении текстов до «реального масштаба времени», поскольку студенты принимают участие в подготовке электронных публикаций документов. В 2008 г. РГГУ и электронное издательство «Кирилл и Мефодий» разработали проект «Электронная библиотека специальной филологической литературы»24, в рамках федеральной целевой программы «Русский язык (20062010 годы)». Представляется, что создание сетевых библиотек научной литературы - одно из наиболее перспективных направлений развития образовательных ресурсов для высшей школы. Электронная библиотека специальной исторической литературы, содержащая полнотекстовые версии монографий и научных статей, была бы чрезвычайно востребована в историческом образовании в высшей школе.

Открытые медиатеки

В условиях «господства невербальных средств коммуникации» в лекционный курс крайне необходимо включать визуальные мультимедийные объекты. Однако они должны быть представлены в гуманитарном диалогическом контексте. Примером подобного рода проекта может считаться «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» (БЭКМ), одно самых авторитетных справочных электронных изданий, содержащая тысячи мультимедиа объектов. В нее включены видеоприложения с исторической кинохроникой («Всемирная история», «Видеоархив российской истории» и «Исторические личности» и др.)25, коллекция 3D моделей исторических памятников, временные атласы (мультимедийные хронологии), атрибутированные статические иллюстрации и др. Создание открытой сетевой медиатики по истории значительно облегчило вузовским преподавателям использование электронных ресурсов в образовательной практике, при создании мультимедийных презен-

таций. Для разработки успешно функционирующей исторической медиатеки, на наш взгляд, необходимо сочетание трех ресурсов:

1) финансовая поддержка государства для разработки дорогостоящих мультимедиа-изданий и приобретения авторских прав;

2) использование технологий 1Т-издательств; 3) опыт ведущих вузов в области информатизации гуманитарного образования.

Фонд видеолекций и видеомемуары

С конца 1990-х гг. РГГУ является одним из лидеров создания научно-образовательных электронных ресурсов в области истории. Создавались электронные ресурсы различных типов: обучающая мультимедийная система «Архивистика», образовательные проекты «XX съезд КПСС», учебно-методические материалы «Зарубежная Россия», сетевой навигатор по курсу «История России новейшего времени» и др.26 С 2005 г. реализуется научно-образовательный проект РГГУ «Издание видеомемуаров деятелей науки и культуры», осуществляемый под руководством Н.И. Басовской. На сегодняшний момент изданы видеомемуары коллекционера современного искусства Л.П. Талочкина, ученых Вяч.Вс. Иванова и Г.С. Кнабе. Как отмечалось, «видеомемуары -это транзитивное медиа, формулирующее вопросы в эпоху интенсификации информационного потока»27. Каждый электронный ресурс сопровождают учебно-методические комплексы, где описаны траектории использования этого ресурса в образовательной практике. Т.Ю. Красовицкой и В.А. Хохловым подготовлены УМК: «Неофициальное искусство в СССР. 1950-1980-е гг.», «Культурная элита в идеологическом проекте большевиков 1920-1980-е гг.», «Советская повседневность: мифология и социальная практика». Данный проект мог бы быть положен в основу более широкой программы по комплектованию фонда видеолекций и видеомемуаров ведущих лекторов и ученых.

Для разработки востребованных электронных ресурсов, а не шпаргалок для написания рефератов, необходимо серьезно проанализировать полученные результаты, доработать концепции и, безусловно, расширять круг вузов - участников будущих проектов. В этом случае вероятность достижения цели обеспечения «общенационального доступа» к образовательным ресурсам сферы профессионального образования» станет существенно выше.

Примечания

1 Уолл А. Как они пишут: о навыках письменной речи у студентов высших учебных заведений // Отечественные записки. 2006. № 30. С. 204.

2 Афанасьева Л.П. Интернет для историка: мусорная корзина или кладезь мудрости? // Новый исторический вестник. 2003. № 1; Афанасьева Л.П, Хохлов В.А. Студенты и кафедра: общение через Интернет [Электронный ресурс]// Новый исторический вестник [М., 2004]. № 10. URL: http:// www.nivestnik.ru/2004_1/14.shtml; Басовская Н.И., Красовицкая ТЮ, Хохлов

B.А. Научно-образовательный проект РГГУ «Видеомемуары деятелей науки и культуры» в коммуникативных стратегиях образования // Коммуникативные стратегии культуры и гуманитарные технологии. СПб., 2008; Информационные технологии для историков: Учеб. пособие к практикуму по курсу «Информатика и математика». М., 2006; Бородкин Л.И., Валетов Т.Я. Электронные ресурсы в изучении истории России. М., 2002; Бородкин Л.И., Владимиров В.Н. Internet для историка: новая парадигма в действии // Информационный бюллетень АИК. 1997. № 21; Осин А.В. Мультимедиа в образовании: контекст информатизации. М., 2004 и др.

3 ГОСТ 7.83-2001. СИБИД. Электронные издания: Осн. виды и выходные сведения: Межгосуд. стандарт. Введ. 01.07.2001. Минск, 2000. 13 с.

4 Мультимедийность - соединение различных видов информации (видео, аудио, тексты, иллюстрации) в единый блок.

5 Осин А.В. Указ. соч. С. 69.

6 Афанасьева Л.П., Хохлов В.А. Указ. соч. Educational Software Components of Tomorrow [Электронный ресурс] / SRI International. [Б. м., 2001]. URL: www.escot.org.

Бауман З. Спор о постмодернизме // Социологический журнал. М., 1995. № 4.

C. 70-71.

Федеральная целевая программа «Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы)»: утвержд. постановлением Правительства РФ от 28 авг. 2001 г. № 630 [Электронный ресурс]. [Б. м., б. д.] URL: www.rescenter.ru/db/msg/169.

Научно-техническая программа «Создание системы открытого образования на 2003-2004 гг.» [Электронный ресурс] / Институт дистантного образования. [М.: РУДН, 2003]. URL: http://www.ido.edu.ru/stp/ index.shtml.

11 Направления, основные мероприятия и параметры приоритетных национальных проектов на 2007 год [Электронный ресурс]. [Б. м., б. д.] URL: http://www.rost.ru/main/2007.shtml.

12 Институт дистанционного образования Томского государственного университета [Электронный ресурс] [Томск: ТГУ, 2004-2007]. URL: http:// ido.tsu.ru/bank.php.

13 История науки и техники [Электронный ресурс]: обучающая мультимедийная система по курсу / Рос. гос. гуманитар. ун-т, УНЦ «История науки и новые тех-

7

10

нологии образования». М., 1998. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM); Бабурина Н.И. и др. 1917. Плакат в революции - революция в плакате [Электронный ресурс]: Из истории рус. и сов. плаката нач. XX в.: Мультимед. компьютер. курс / Н. Бабурина, К. Вашик, К. Харин; Рос. гос. гуманитар. ун-т и др. М., 1999. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM); Архивистика [Электронный ресурс]: Путеводитель по архивным технологиям. Компьютерная обучающая система / Авт. коллектив: Бурова Е.М. (рук.) и др. М., 2003. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM); Зарубежная Россия (1918-1947 гг.) [Электронный ресурс]: учеб.-метод. материалы / Отв. ред. Карпенко С.В. М., 2001. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM); XX съезд КПСС [Электронный ресурс]: Инф.-образоват. проект / Сост.: Тольц В.С. и др. М., 2003. 2 электрон. опт. диска (CD-ROM) и др.

14 Институт дистантного образования Российского университета дружбы народов [Электронный ресурс] [М., 2003]. 1.06.2008. URL: http://ido.edu.ru ограниченный.

15 Социально-гуманитарное и политологическое образование [Электронный ресурс] / Разраб. ИДО РУДН. [М., б. д.] 01.06.2008. URL: http:// humanities.edu.ru/ свободный.

16 РУДН, Томский государственный университет, Московский городской психолого-педагогический университет, Уральский государственный университет им. М. Горького.

17 Форум для педагогов по предметным областям: История / Разраб. ИДО РУДН. [М., б. д.] 01.06.2008. URL: http://www.humanities.edu.ru/db/forums/ 79927, свободный.

18 На модульном подходе основан электронный учебник: Хохлов ВА, Мельников М.Н. Уроки отечественной истории Кирилла и Мефодия XIX-XX вв. [Электронный ресурс]. М., 2004. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

19 Осин А.В. Указ. соч. С. 73.

20 Федеральный центр информационных образовательных ресурсов [Электронный ресурс] / ФГУ ГНИИ ИТТ «Информика». [Б. м., 2007]. 30.05.2008. URL: http://fcior.edu.ru/, свободный.

21 В восьми из десяти случаев при попытке автора загрузить выбранный модуль система не срабатывала. Это свидетельствует о технологических проблемах системы, в чем честно признаются и сами модераторы. Они, правда, предлагают обращаться за решением своих проблем не к ним, а непосредственно к разработчикам контента. Подобная переадресация делает процесс решения неизбежных технических проблем весьма затруднительным.

22 Библиотека электронных ресурсов исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова [Электронный ресурс] / Моск. гос. ун-т; Ассоциация «История и компьютер». [М.: МГУ, 2007]. 30.05.2008. URL: http://www.hist.msu.ru/ER/ index.html, свободный.

23 Бородкин Л.И., Владимиров В.Н. Указ. соч. С. 128.

24 На сегодняшний момент электронная библиотека включает более двухсот источников, в том числе и редкие издания, недоступные большинство пользовате-

лей рунета: Электронная библиотека специальной филологической литературы [Электронный ресурс] / Под. рук. Д.П. Бака и др. М., 2008. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM); Электронная библиотека специальной филологической литературы [Электронный ресурс] / Федер. агентство по образ.; ООО «Кирилл и Мефо-дий». [Б. м., cop 2007]. URL: http://phiIology.ruslibrary.ru, свободный.

25 Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия [Электронный ресурс]. 12-е изд. М.: Кирилл и Мефодий, cop 2008. 1 электрон. опт. диск (DVD-ROM); Всемирная видеохроника. 20 век: Видеоприложение / Авт.-сост. В.А. Хохлов // Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия [Электронный ресурс]. 9-е изд. М.: Кирилл и Мефодий, cop 2005. 1 электрон. опт. диск (DVD-ROM); Видеоархив российской истории: Видеоприложение / Авт.-сост.: В.А. Хохлов, Е.Г. Ногайцев, К.Т. Осин // Там же; Исторические личности. 20 век: Видеоприложение / Авт.-сост. В.А. Хохлов // Там же.

26 История науки и техники [Электронный ресурс]: обучающая мультимедийная система по курсу «Архивистика» [Электронный ресурс]: Путеводитель по архивным технологиям. Компьютерная обучающая система / Авт. коллектив: Бурова Е.М. (рук.) и др. М., 2003. URL: http://history.rsuh.ru/arhiv/frame.htm свободный; XX съезд КПСС [Электронный ресурс]: Инф.-образоват. проект; Зарубежная Россия (1918-1947 гг.) [Электронный ресурс]: учеб.-метод. материалы; Навигатор по курсу «История России. Новейшее время» [Электронный ресурс] / Рос. гос. гуманитар. ун-т; Ист.-арх. ин-т; каф. истории России новейшего времени. Б. м., 2004. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) и др.

27 Басовская Н.И., Красовицкая Т.Ю., Хохлов В.А. Указ. соч.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.