ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ В КОНТЕКСТЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
В.В. Ванчугов, Е.С. Гревцова
Кафедра истории философии Факультет гуманитарных и социальных наук Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 10а, Москва, Россия, 117198
В статье рассматриваются вопросы применения информационно-коммуникативных технологий в формировании и использовании инновационных образовательных программ в современных вузах.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2006 года № 89 в 2006 году был проведен конкурсный отбор учреждений высшего образования, внедряющих инновационные образовательные программы, победителями которого стали 17 вузов. В 2007 году и наш университет оказался среди победителей конкурса инновационных образовательных программ приоритетного Национального проекта «Образование». Это стало возможным благодаря его проекту «Создание комплекса инновационных образовательных программ и формирование инновационной образовательной среды, позволяющих эффективно реализовывать государственные интересы РФ через систему экспорта образовательных услуг». Из полученных средств 60% направлено на инженерное, физическое, аграрное, экологическое и медицинское оборудование для лабораторий, а 40% — на создание 260 новых учебно-методических комплексов (УМК), каждый из которых включает методические и дидактические материалы, контрольно-тестовые задания и электронный учебник. Внедряемые магистерские образовательные программы, новые и модернизируемые лаборатории и аудитории, новое оборудование, в том числе уникальное, будут той системной основой, позволяющей развивать инновационные образовательные программы в области постгра-дуального и дополнительного профессионального образования, что в перспективе позволит РУДН создать систему непрерывного инновационного образования.
В рамках Инновационной образовательной программы на кафедре истории философии факультета гуманитарных и социальных наук РУДН была предпринята разработка учебно-методических комплексов (УМК), в частности «Этнософия: образы наций в русской философской мысли» и «„Общая“ и „специальная“ компартивистика в философии культуры российских мыслителей XIX — нач. XX в.» (описание курса и программа, учебник (учебное пособие), структурные компоненты электронных учебников). Однако сразу же необходимо отметить, что наша кафедра вместе с факультетом давно предпринимали усилия для перехода на инновационный характер образовательного процесса, так что создание УМК происходило не на пустом месте.
Те, кто сегодня управляет процессом обучения на местах, в частности в университетах, вынуждены, после технологических изменений образовательной системы, внести существенные коррективы в свою деятельность. Коррективы заставило вносить также и внедрение в России новой схемы учебного процесса, основанной на кредитной системе. Суть этой системы, к которой мы переходим в рамках так называемого Болонского процесса, прежде всего выражается в двух моментах. Во-первых, существенно возрастает свобода студента, прежде всего при формировании своего учебного плана. Во-вторых, значительно уменьшается число часов аудиторной нагрузки, и, как следствие, возрастает значение внеаудиторной работы. При этом значительная ее часть переносится в компьютерные классы (или любые места, оснащенные компьютерами, объединенными в локальные и глобальные сети). Таким образом, современный студент получает больше свободы как в формировании плана собственного обучения, так и в выборе учебного и методического материала. Большая часть самостоятельной работы студента проходит в его взаимодействии с компьютером, в поиске и обработке информации учебного и методического плана. Но этой свободой разумно можно пользоваться только при наличии чувства самостоятельности, ответственности. Современный студент должен сам заботиться о получении необходимой ему учебно-методической информации, в то время как преподаватель больше занят развитием у своего подопечного навыков и умений, сформированных на основе базовых принципов получаемой им специальности. Благодаря новым информационным ресурсам учебного и научного планов, при наличии внешней и внутренней сети, централизованной подачи информации, изменяются акценты и в рабочем времени преподавателя. Теперь большую часть своего рабочего времени он может провести именно творчески. Современный преподаватель снимает с себя часть прежней, рутинной работы по трансляции информации. Он получает возможность при непосредственном общении со студентом больше времени уделять разъяснению базовых принципов, фундаментальных положений науки. Больше внимания им уделяется процессу понимания. Вместе со студентом он чаще углубляется в суть предмета, проблемы, оставляя за слушателем свободу в выборе деталей и нюансов обучения. А роль поставщика информации отводится машинам и соответствующим структурам. Благодаря мощным информационным ресурсам преподаватель превращается для студента на период его обучения в советника, консультанта, эксперта, разумного навигатора в море информации.
Первые шаги в формировании информационных узлов в сфере образовательного «Рунета» были предприняты нами с развитием философского раздела федерального портала «Социально-гуманитарное и политологическое образование» (www.humanities.edu.ru). Данный раздел, как и весь портал, создавался в 2001 г. и функционировал при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации. Научным руководителем данного проекта являлся д.ф.н., проф. Н.С. Кирабаев, а техническую поддержку осуществлял Институт дистантного образования (ИДО) РУДН. Со стороны одного из авторов данной статьи осуществлялась как общая координация проекта, так и управление философским разделом (профильное редактирование). Портал по своей архитектуре создавался не только как «точка входа» во всевозможные ресурсы в Интернете, но и как хранилище собственного объема информации в различном формате (текст, видео, аудио, графика).
Раздел «Философия» на этом портале функционировал не только наряду с традиционными для нее дисциплинами гуманитарной направленности — историей, политическими науками и психологией, но в соседстве с такими направлениями, как государственное и муниципальное управление, международные отношения. При тождестве организационной структуры и численном равенстве рабочих коллективов за годы функционирования портала именно философский раздел вышел на лидирующие позиции — как по числу размещенных публикаций, так и по количеству посещений. Данный раздел имел своих многочисленных и постоянных читателей: студентов и преподавателей вузов, учителей средних школ и учеников, административных работников сферы образования, сотрудников различных исследовательских центров. Географический спектр, судя по посетителям, предельно широк: это не только регионы Росси, но и страны ближнего и дальнего зарубежья.
Весь портал был поделен на крупные разделы, представленные в виде дисциплин (философия, история, политические науки и т.д.), и имел единую систему расположения и подачи материала. Слева (со стороны посетителя портала) материал располагается по «типу документа», а справа — по конкретным дисциплинам той или иной науки (раздела портала). Войдя в раздел «Философия», посетитель имел возможность просматривать материал по «типу документа». Эта рубрикация весьма разнообразна: учебные планы и программы, учебные и учебно-методические материалы, научные и официальные материалы, курсы лекций, учебная, научная и специальная литература, иллюстративный материал, законы и нормативные акты, ссылки на библиотеки, периодические электронные материалы, студенческие работы, диссертации (авторефераты, аннотации), преподаватели и ученые, образовательные и научные центры, государственные и муниципальные органы власти, научные, научно-практические конференции, семинары, симпозиумы, ссылки на форумы, конференции, чаты, профессиональные союзы, ассоциации, общества, новости. Несмотря на разнообразие материала, имеющаяся информация представляла основные срезы учебного процесса и научной деятельности в области философии. Получение материала в разделе «Философия» происходило также и по конкретным философским дисциплинам. Данный руб-
рикатор соответствовал существующей системе классификации философского знания, однако в любой момент он мог быть детализирован профильной редакцией (посредством введения подрубрик) или дополнен новым направлением знания, в зависимости от тенденций отечественного и мирового философского процесса.
С учетом структуры и специфики портала философский раздел являлся своего рода электронным философским факультетом, и зайти на этот «е-факультет» можно было с любой точки информационного пространства. В зависимости от целей визита здесь можно было найти подходящие для себя учебные программы, описания спецкурсов по интересующей дисциплине, заглянуть в первоисточник (текст классического автора или работу современного специалиста), ознакомиться с полным курсом лекций, узнать последние новости в своей области и т.д. Этот «е-факультет/университет» оставался открытым для посетителя двадцать четыре часа в сутки, и к тому же бесплатно. Благодаря своей обширной базе данных «е-факультет» в состоянии быть информационным дополнением к любому из классических факультетов, существующих в стенах традиционных учебных заведений, связывая их в единый виртуальный университет. И если к данному порталу добавляется еще и хорошо организованная локальная сеть, то любое учебное заведение в состоянии создать информационное пространство, е-универсум с особыми свойствами. Прежде всего этот е-универсум создает возможность, благодаря которой студенту ничего не остается, как идти только в одном, выделенном направлении — увеличения собственных знаний. При таком информационном насыщении учебного процесса у студента практически нет возможностей ссылаться на труднодоступность материала (скудость книжной комплектации в библиотеке, отсутствие книги, взятой другим посетителем, неудобные часы работы и пр.). Перевод любого документа в электронный формат делает его вездесущим. Любой учебно-методический портал является не только постоянно работающим библиотечным залом, но и открытой учебной аудиторией. Таким образом, при едином и относительно однородном информационном пространстве, создаваемым порталами, каждый вуз имеет возможность выбирать свой формат достижения общей для всех цели — подготовки высококвалифицированных специалистов.
Большой опыт был приобретен кафедрой также при разработке учебного мультимедиа комплекса по философии для цикла общеобразовательных дисциплин (включая педвузы) (государственный контракт № 3042 (от 18.12.03), при технической поддержке ИДО РУДН). Программа предназначалась для односеместрового курса философии, изучаемого студентами педагогических и технических вузов в системе дистанционного обучения. Цель данного курса — ознакомление обучающихся с широким кругом вопросов, изучаемых философией, и формирование общего представления о достижениях и современном состоянии отечественной и зарубежной философской мысли.
Поскольку программа курса должна была реализовываться и по дистанционной технологии обучения, то курс рассчитывался на различные виды учебной и самостоятельной работы, включая работу с электронным курсом и тестиру-
ющей системой, консультации на основе on-line- и off-line-технологий или с тьютором, самостоятельную работу с дополнительной литературой, по выполнению контрольных заданий, рефератов. Учебно-методический комплекс «Философия» разрабатывался в соответствии с государственным образовательным стандартом по подготовке специалистов-философов по данной дисциплине, требованиями к мультимедийным учебным пособиям и отражал передовые возможности создания интегрированных информационных обучающих систем и современные научные разработки по данной проблеме. Для расширения кругозора и получения возможности получить аутентичную в языковом отношении информацию о философии в нашем учебнике имелся раздел с видео- и аудиоматериалами по философии, благодаря которому можно прослушать лекции и просмотреть фрагменты документальных фильмов о классических и современных философах.
Параллельно информационно-коммуникационным наработкам проводилась также работа в сфере учебно-методического и научного контента. Все это проявилось в сообщениях на международных симпозиумах («Диалог цивилизаций: Восток — Запад» (проводившихся в Российском университете дружбы народов в 1992, 1995, 1997, 1999, 2001, 2003, 2005 гг.), на первом (1997), втором (1999) и третьем (2002) Российских философских конгрессах, на международных научных конференциях (2005—2007 гг.), организованных в рамках мирового форума «Диалог цивилизаций» (Греция, Индия, Финляндия), международном семинаре «История и культурная идентичность», организованном Центром исследования культуры и ценностей Католического университета Америки (США, Вашингтон, 2006 г.), а также в многочисленных публикациях.
Совокупные усилия в области информационно-коммуникационных технологий, педагогическом процессе (в рамках перехода на кредитную систему) и научной деятельности позволили достичь определенного синтеза в разработке УМК в рамках проекта «Создание комплекса инновационных образовательных программ и формирование инновационной образовательной среды, позволяющих эффективно реализовывать государственные интересы РФ через систему экспорта образовательных услуг». Конечным результатом оказалась разработка двух УМК (описание курса и программа, учебник (учебное пособие), структурные компоненты электронных учебников): «Этнософия: образы наций в русской философской мысли» и ««Общая» и «специальная» компартивистика в философии культуры российских мыслителей XIX — нач. XX в.»
Цель курса «Этнософия: образы наций в русской философской мысли», разработанного для магистров — выявление на историко-философской основе этно-софического материала, принадлежащего российским мыслителям, составление с его помощью философских образов наций, этнософических портретов: «француз», «немец», «англичанин», «грек», «скандинав», «итальянец», «испанец», «португалец», «европеец»; «американец»; «русский». В ходе этого обозрения реконструируются портреты\ образы различных народов\наций, которые формировались в интеллектуальной среде российского общества, прослеживается, как эти
образы оказывали влияние не только на философское сообщество, но и становились достоянием массового сознания. По итогам исследования, основанного не только на историко-философском, но и культурологическом материале, затрагиваются проблемы межнациональных отношений, которые осуществляются посредством личностных, индивидуальных контактов, решение которых помогает нам выявить, что оказывает решающее влияние при принятии решений — экономических, политических, социальных и т.д. (на уровне индивидов, групп, социальных институтов): личный опыт индивида или обобщенные представления, стереотипы, штампы о том или ином народе, формируемые и поддерживаемые в сфере философии, религии, искусства.
Контекстуально инновационный характер курса заключается в вовлечении в научный оборот такого специфического материала, как спекулятивные (умозрительные) суждения относительно этнических общностей, что не только показывает историческую изменчивость границ проблемного поля философии, но и обеспечивает ее полезной фактичностью. Философия для цивилизации не только необходимый элемент, но и форма, в которой она находит свое существенное выражение. Как системообразующий элемент философия распространяется не только вширь (географически), но и вглубь цивилизации. Движение вглубь проявляется в том, что среди интеллектуалов того или иного народа с особой остротой ставится такая задача, как постижение «коллективного духа», «души народа». Рассуждения в этом роде становятся традицией, хотя далеко не всегда получают академический статус. Чтобы более четко определить подобного рода рассуждения, терминологически выделить этот вид «философствования», назовем его этносо-фией. Народы взаимодействуют друг с другом в различных сферах, между ними происходит постоянный «культурный обмен». Для России образцами для подражания выступали различные представители европейской культуры. Изучая философию французскую, немецкую или английскую, наши мыслители одновременно хотели постигнуть не только различные направления и школы, но и дух народа, их сформировавший. Ментальные особенности наций (умозрение, остроумное суждение, эксперимент) представляются элементами философского «космоса». В этой сфере оценочных суждений создается своего рода «натурфилософский» раздел этнософии. Несмотря на странность некоторых суждений философов одного народа о другом, в совокупности они все же являются ценным источником, эмпирической базой для такой формы знания, которую можно определить как, — если не нравится термин «этнософия», — философское страноведение, или философское регионоведение. В этнографии используется этнонимы — названия, которые люди дают этническим общностям. Этноним («русский», «немец», «француз», «англичанин») уже является простейшим проявлением этнического самосознания, подтверждением сложения этнической общности. Имея дело с этносом, мы не довольствуемся его именем, но стремимся постичь суть всего им обозначаемого. При этом формированием этнонимов занимается не только сам этнос, но и те, кто соприкасается с ним. Национальное самосознание формировалось
не изолированно, а в соотнесении себя с другими. Поскольку из всего многообразия соотнесений мы выбираем преимущественно философскую сферу, то вместо привычных этнонимов мы получаем «этнософические портреты». В любом обществе мы найдем совокупность суждений как о нем самом, так и о других народах. В любой культуре имеется множество и этно-фетишизмов, и этно-софизмов. И в этот процесс осмысления включены философы, создающие не просто собирательный образ, а образ, имеющий определенный смысл.
Потребность в обобщении имеет не только логическое объяснение, но и психологическое. Потребность в обобщенном представлении столь велика, что человек довольствуется порой самыми архаичными из них. На чем же основана эта потребность? Сталкиваясь с «иным», другим, нам необходимо иметь представление о всех возможных вариациях его поведения. А они вытекают из его «программы». А программа эта — система национальных кодов, культурных стереотипов и предпочтений. И система эта имеет ограниченное число вариантов модификаций. Но если человек перед вами — вообще «человек», то и число модификаций его бесконечно! Так что национальный стереотип отвечает за комфортность ощущений и уверенность в поведении. Но нам приходится иметь дело и с таким субъектом, как «европеец», а не просто «немец», «француз» и т.д. В России с давних времен имелись поводы поговорить и о «европейце», и о «европеизме». Например, тип «европейца», в версии К. Леонтьева, являет собой всего лишь способ разложения, тихое приближение смерти. Сегодня несколько иная ситуация, отличная от той, в которой находились российские мыслители, составлявшие в своем сознании образы Европы и европейца. В наше время мы соседствуем с объединенной Европой. И эта новая реальность требует анализа. На территории объединенной Европы вместо прежних национальных валют имеется общее средство платежа — «евро». Окажется ли Единая Европа «плавильным котлом» для наций, как евро для валют? Образ нового европейца пока не имеет четких контуров и явного смысла. Каковы его перспективы? Кто и как сформирует образ «европейца» и в самой Европе, и в мире? Россия примет в этом участие. Нам нужна не только определенность в представлении «иного», всего того, что рядом и по соседству, но и уверенность. Это чувство приходит лишь тогда, когда мы сами создаем портрет, а не довольствуемся предложенным нам со стороны образом.
В рамках спецкурса «„Общая“ и „специальная“ компаративистика в философии культуры российских мыслителей XIX — начала ХХ в.» представлен генезис философии культуры российских мыслителей XIX — начала ХХ в. в контексте взаимоотношений «Восток — Запад — Россия». Основой его методологически является историко-сравнительный метод, использующий положения общей и специальной философской компаративистики и учитывающий актуальность осмысления единства и национального своеобразия русской философии. Выявляется узость и односторонность таких методов, как политико-идеологический, формально-исторический, эмпирико-историографический, не позволяющих в полной мере раскрыть подлинную сущность и содержание культурфилософских разработок российских мыслителей XIX — начала ХХ в., представляющих собой свое-
образные варианты или модели осмысления русской национальной культуры. Таким образом, философская компаративистика в спецкурсе рассматривается в аспекте методологии содержательного анализа идей и течений русской мысли как органической составной части мировой философии. Наряду с общим компаративистским подходом здесь представлена также актуальная проблемная область историко-философского знания — специальная страноведческая компаративистика на материале истории русской философии (в отличие от общей, кросс- или интеркультурной).
Тема диалога культур и цивилизаций являлась одной из приоритетных в истории русской мысли, всегда открытой миру и чрезвычайно склонной к восприятию инонациональных культурных достижений. Эта черта русскости прослеживается со времен принятия христианства (X в.) вплоть до настоящего времени. Не случайно символом «всемирной отзывчивости» русской культуры стало творчество А.С. Пушкина, сумевшего проникнуть в культуру Востока и Запада и вместе с тем раскрыть глубинные проявления русского духа. Достижения отечественной философии культуры XIX века предвосхитили некоторые идеи современного цивилизационного подхода. Достаточно указать на концепцию культурноисторических типов Н.Я. Данилевского, предвосхитившую концепцию локальных цивилизаций О. Шпенглера и А. Тойнби.
Современный мир, находящийся под влиянием растущей глобализации, сталкивается с новыми вызовами, в числе которых наступление агрессивного монокультурализма («смесительного упрощения» культуры, по определению К.Н. Леонтьева) и навязывание примитивных культурных стандартов массовой культуры, распространение унифицированных моделей образа жизни и мыслей. На деле это оборачивается вторжением в культуры различных народов несвойственных им ценностей, что вызывает ответный протест и сопротивление, — то, что С. Хантингтон назвал «clash of civilizations» (столкновением цивилизаций). Ранние предупреждения об опасности таких столкновений, грядущих религиозных и военных конфликтов исходили от русских мыслителей, в частности от В.С. Соловьева, предупреждавшего о последней мировой войне, которая будет носить характер религиозно-цивилизационного конфликта («Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории»).
Актуальность освоения опыта русской философии культуры XIX — начала ХХ в. состоит в том, что имеющиеся в ее арсенале идеи истинного мультикуль-турализма, противостоящего процессам культурной агрессии и подавления, а также идеи взаимовлияния и взаимообогащения, синтеза отечественной и европейской культуры сохранили свое современное значение. Они стоят в повестке дня нынешнего диалога цивилизаций как в теоретическом, так и в практическом смысле. Эти идеи помогают разделить позитивные и негативные аспекты современной глобализации, осознать необходимость выработки оптимальной модели соотношения отечественной и мировой культуры в условиях глобализирующегося мира. Опыт отечественной философии культуры, рассматриваемый под углом зрения процессов глобализации, имеет также практическое значение
для выработки современной культурной политики, защищающей идею «многополярного мира» и противостоящей идее «монополярного мира».
Отдельный раздел курса посвящен сравнительному анализу философии культуры А.И. Герцена и К.Н. Леонтьева. Сходство и «перекличка идей» этих мыслителей явились конкретным доказательством определенного единства русской философии, не отрицающего черт своеобразия двух мыслителей. На основе проведенного анализа выявляются наиболее существенные черты интерпретации Герценом и Леонтьевым понятий «культура» и «цивилизация», раскрываются теоретические основания философии культуры указанных мыслителей с учетом их идейной эволюции.
Целью курса является формирование у студентов-магистров, специализирующихся по специальности «История философии», целостных и комплексных представлений относительно общих принципов сравнения и сопоставления различных философских культур, в том числе европейской и русской философской мысли XIX — начала ХХ в., раскрытие специфики русской философской мысли как «единства в многообразии» посредством сравнительного анализа основных смысловых линий отечественной философии культуры XIX — начала ХХ в. Задачи курса заключаются в усвоении методов цивилизационного подхода к анализу конкретно-исторического своеобразия отечественной философии культуры; раскрытии содержания русской философской культуры как органической составной части европейской и мировой философии; в овладении навыками «общей» и «специальной» философской компаративистики на материале русской философии культуры XIX — начала ХХ в.; формировании умения вести источниковедческую и библиографическую работу с привлечением современных информационных технологий.
Инновационный характер курса заключается в представлении актуальной проблемной и предметной области историко-философского знания, названной автором специальной (страноведческой) компаративистикой на материале философии культуры российских мыслителей XIX — начала XX в. Вместе с тем в курсе раскрывается отличие специальной компаративистики от общей, кросс- или интеркультурной. Курс является руководством при освоении студентами-магистрами исследований в области специальной (страноведческой) философской компаративистики на материале истории русской философии. Историко-сравнительное исследование идейных течений, философских понятий и концепций, специфических для русской философии, создает необходимые предпосылки для целостного восприятия русской мысли в духе концепции ее «единства в многообразии». Именно на этом направлении, по мнению автора курса, могут быть достигнуты наиболее эвристические и ценные научные результаты в области исследования истории русской философии.
Спецкурс «„Общая“ и „специальная“ компаративистика в философии культуры российских мыслителей XIX — начала ХХ в.» состоит из 3-х разделов, включающих 16 тем, и семинара-презентации. Формат семинара-презентации: представление, понимание и оценка студентами-магистрами текстов первоис-
точников по курсу. При очной форме обучения назначаются рецензенты-оппоненты, остальные студенты участвуют в дискуссии. При дистантной форме образования текст выступления (доклада) высылается преподавателю, который выставляет его на дискуссионную площадку для ознакомления студентов-магистров, обучающихся по той же программе. В течение обозначенного преподавателем времени (не более 7 дней) любой из слушателей может представить рецензию или задать вопросы докладчику. Предварительно должна быть создана дискуссионная площадка (в формате форума) с использованием портальных технологий, либо «ведомственного назначения» (типа федерального портала «Социально-гуманитарное и политологическое образование»), либо универсальных площадок типа Google, Microsoft, предлагающих пакеты программ и технологий открытого доступа для ведения учебного процесса и исследовательской работы.
Учебно-методические комплексы «Этнософия: образы наций в русской философской мысли» и «„Общая“ и „специальная“ компаративистика в философии культуры российских мыслителей XIX — начала ХХ в.» разработаны в соответствии с государственным образовательным стандартом, требованиями к мультимедийным учебным пособиям и отражают передовые возможности создания интегрированных информационных обучающих систем и современные научные разработки по данной проблеме. Содержание курсов представлено в виде связанной иерархической структуры, организованной как гипертекст, выполненный в html-формате. Текстовый материал сопровождается иллюстративным материалом.
Ядром комплексов является структурированный в соответствии с целями и задачами курса лекционный материал (темы), включающий систему гипертекстовых ссылок, расширяющих, уточняющих или иллюстрирующих представленный в лекциях материал. Каждая тема включает несколько видов гиперссылок: ссылки на хрестоматийный материал, основная цель которых — предоставить возможность обучающемуся «погрузиться» в содержание оригинальных работ ученых, анализируемых в конкретной лекции, и познакомиться с первоисточниками, характеризующими определенный этап развития философского знания; ссылки на иллюстративный материал, дополняющие содержательно-смысловой ряд темы визуальными образами, в первую очередь портретами философов и ученых, упоминаемых в лекции; ссылки справочно-информационного и дополнительного к основному содержанию темы характера, позволяющие уточнить определения используемых терминов и понятий, биографические и библиографические сведения об ученых, познакомиться со специализированными сайтами и web-ресурсами по изучаемой теме; ссылки на структурные элементы текста лекции и всего курса (оглавление, номер темы, пункты и подпункты и т.д.), помогающие оперативно и точно перемещаться по тексту в поисках необходимой взаимосвязанной информации. Кроме этого, учебно-методические комплексы предоставляют возможность самостоятельной проверки уровня освоения материала за счет ответов на предлагаемые вопросы и тестовые задания по теме лекции.
Надеемся, что разработка новых курсов в рамках проекта «Создание комплекса инновационных образовательных программ и формирование инновацион-
ной образовательной среды, позволяющих эффективно реализовывать государственные интересы РФ через систему экспорта образовательных услуг» позволит актуализировать многие из традиционных историко-философских проблем в эпоху доминирования в культуре информационно-коммуникационных технологий.
INNOVATIVE EDUCATIONAL PROGRAMS IN THE CONTEXT OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGY
V.V. Vanchugov, E.S. Grevtsova
Department of History of Philosophy School of Humanities and Social Sciences Russian Peoples’ Friendship University Miklukho-Maklay str., 10a, Moscow, Russia, 117198
The article deals with the application of information and communication technologies in the formation and use of innovative educational programs in modern universities.