Научная статья на тему 'О методах, формах и средствах преподавания философии в вузе'

О методах, формах и средствах преподавания философии в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1758
389
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ / АНАЛИЗ ФИЛОСОФСКИХ ТЕКСТОВ / ЭЛЕКТРОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ / КУЛЬТУРА / ЦЕННОСТИ / СТУДЕНТ / PHILOSOPHY / ANALYSIS OF PHILOSOPHICAL TEXTS / E-LEARNING ENVIRONMENT / WORKBOOK / CULTURE / VALUES / STUDENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Южанинова Екатерина Рафаэлевна

Приобщение студентов к ценностям и культуре в условиях доминирования в вузе узкоспециализированного технического образования затруднено. В статье рассматривается, каким образом комбинирование методов, форм и средств преподавания философии может решить данную проблему. Использование анализа философских текстов, электронной образовательной среды и рабочих тетрадей в совокупности способствует ценностному самоопределению студента в пространстве философии и вхождению в мир культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About methods, forms and means of teaching philosophy in high school

To involve students to the culture values is difficult by the domination of highly specialized technical education in the university. The article discusses how the combination of methods, forms and means of teaching philosophy can solve this problem. The together using of philosophical texts analysis, e-learning environment and workbooks contributes a valuable students’ self-determination in the philosophy space and may entry into the world of culture.

Текст научной работы на тему «О методах, формах и средствах преподавания философии в вузе»

Южанинова Е.Р.

Оренбургский государственный университет Е-mail: fila@mail.osu.ru

О МЕТОДАХ, ФОРМАХ И СРЕДСТВАХ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЛОСОФИИ В ВУЗЕ

Приобщение студентов к ценностям и культуре в условиях доминирования в вузе узкоспециализированного технического образования затруднено. В статье рассматривается, каким образом комбинирование методов, форм и средств преподавания философии может решить данную проблему. Использование анализа философских текстов, электронной образовательной среды и рабочих тетрадей в совокупности способствует ценностному самоопределению студента в пространстве философии и вхождению в мир культуры.

Ключевые слова: философия, анализ философских текстов, электронная образовательная среда, рабочая тетрадь, культура, ценности, студент.

Образование является одним из самых мощных каналов трансляции ценностей и культуры и необходимым условием их развития, поэтому столь важно, каковы целевые установки образования. Именно от целевых установок образования зависит степень распространения и укоренения в обществе ценностей, а вслед за ними и типа культуры. К сожалению, современную ситуацию в высшем образовании нельзя однозначно охарактеризовать как положительную. Мы наблюдаем доминирование узкоспециализированного образования над классическим, более финансируемое и, как следствие, быстрее развивающееся по сравнению с гуманитарным инженерно-техническое образование, а приобщение студента к общечеловеческим ценностям и культуре полагается сопутствующим, происходящим само по себе. Но именно гуманитарное образование в большей степени отвечает за сохранение и развитие духовности и культуры. К сожалению, в XXI веке знания рассматриваются не как источник духовного роста, не как высшая ценность (Истина), а как средство успешной профессиональной социализации и карьерного роста. Таким образом, наблюдается отход от многовековой традиции образования, связанной с установкой на обретение человеком духовности, на вхождение в мир культуры, восхождение к её высшим ценностям [1].

Отчасти эта проблема может быть снята за счёт коррекции методики преподавания гуманитарных дисциплин в высшей школе. Изменение методики может идти путём комбинирования наиболее эффективных (как традиционных, так и инновационных) методов, форм и средств преподавания. В данной статье на примере преподавания философии мы рассмотрим, каким

образом комбинирование анализа философских текстов с использованием электронной обучающей среды и рабочей тетради по предмету может обеспечивать ценностное самоопределение студента в пространстве философии, способствовать его вхождению в мир культуры. Потребность в философии велика во все времена и определяется тем, что от духовности человека зависит возможность преодоления кризисов, в том числе и ныне существующего кризиса ценностей. Философия в вузе должна способствовать личностному росту студента, раскрытию его способностей, формированию основ духовности, восхождению к ценностям культуры.

Под методами преподавания подразумевается способ взаимодействия преподавателя и студента с целью решения образовательных задач. К методам относят лекцию, рассказ, упражнение, дискуссию, игру и т. д. Мы рассмотрим такой метод обучения философии как анализ философских текстов. Традиционно под формой обучения подразумевается целенаправленная, чётко организованная, содержательно насыщенная и методически оснащённая система познавательного общения, взаимодействия. В начале нового века стала интенсивно развиваться такая форма обучения как электронная образовательная среда, на наш взгляд данная форма обладает большим потенциалом для решения ряда задач, поэтому уместно её широкое использование в процессе преподавания философии. Под средством обучения подразумевают материальный или идеальный объект, который используется с целью усвоения знаний, формирования компетенций. Традиционными средствами обучения философии являются учебники, учебные посо-

бия, схемы, таблицы, фильмы и т. д. Сравнительно недавно в образовательную практику вошли рабочие тетради по предмету, но поскольку в преподавании философии они почти не используются, нам кажется уместным раскрыть потенциал этого дидактического средства.

Методика преподавания философии в высшей школе во многом зависит от понимания самой философии преподавателем, но «концептуальная задача преподавателя философии заключается в том, чтобы выявить в развитии философской мысли позитивные тенденции и ознакомить с ними студента. Методически это может быть достигнуто приобщением его к оригинальным философским текстам, к анализу проблемных ситуаций, зафиксированных в мировом философском процессе и русской философской мысли», - пишет Мартынова Е.А. [2]. Мы полностью согласны с этой позицией, поскольку основной единицей общения является текст и вполне логично, что он выступает одной из основных дидактических единиц. Тем более важна роль образцовых текстов в изучении гуманитарных дисциплин. Широкое использование в процессе преподавания философии анализа философских текстов мотивируется следующими причинами. Во-первых, нам видится неэффективным знакомить студентов со взглядами философов только по учебникам, поскольку их авторы неизбежно накладывают отпечаток своего видения, своей интерпретации. Студенту же необходимо научиться вырабатывать собственную позицию, научиться смотреть «своими глазами», а не только через призму понимания другого человека, пусть и авторитетного исследователя. Во-вторых, оригинальный текст в большей мере способствует пониманию хода мысли его автора, погружает в язык и атмосферу изучаемой науки, делает более доступным мировоззрение мыслителя. В-третьих, на страницах учебников невозможно отразить всё богатство тем и их разработок в наследии философов, а внимательное чтение их оригинальных текстов позволяет раскрыть это богатство, приучает к логике философского размышления, формирует навыки анализа информации, представленной в разных жанровых и стилевых вариантах.

На первом этапе использования данного метода обучения текст анализируется преподавателем: показывается, как находить основную тему и идею автора, видеть ценностно-смысловое поле

рассуждений, отслеживать логику доказательства позиции, вычленять аргументы, приводимые в пользу утверждения, видеть и понимать итог размышлений философа и формировать собственную позицию по отношению к основной мысли текста. Этот этап может занять 2-3 занятия. На следующем этапе в процессе анализа преподавателем задаются проблемные вопросы, организуется беседа или мини-дискуссия о возможностях интерпретации позиции философа, о других вариантах и подходах к решению проблемы, затронутой философом. В дальнейшем анализ осуществляется самими студентами, его ход сохраняется прежним, но неизменным требованием является озвучивание собственной позиции по обсуждаемой проблеме и её аргументация.

Следующим этапом работы с философскими текстами может быть самостоятельный отбор студентами отрывков текстов, которые будут анализироваться группой на занятии. Из списка рекомендуемой литературы по каждой конкретной теме студент выбирает заинтересовавшего его философа и произведения, им написанные. Данные тексты он находит в хрестоматиях или через интернет, обращаясь к электронным библиотечным системам и образовательным порталам. Далее, читая текст, отбирает наиболее заинтересовавший его фрагмент. Требования для отбора могут быть следующие: отрывок должен быть небольшим (1-2 абзаца), содержать законченную мысль, быть о конкретной (обозначенной преподавателем) проблеме. Отобранные фрагменты студенты заранее присылают преподавателю по электронной почте, преподаватель оценивает присланное, выставляет оценки за проделанную работу и отбирает 1-2 лучших фрагмента для совместного анализа всей группой на практическом занятии.

За счёт обеспечения условий поиска (чётко сформулированное задание, название произведения, которое необходимо найти, и знание источников, в том числе образовательных сайтов, из которых можно получить необходимую информацию) и его свободы (выбор автора, произведения из его списка, любого фрагмента из текста) обеспечиваются следующие результаты. У студента формируется привычка следовать алгоритму поиска и анализа информации, в первую очередь в интернете, поскольку именно там студенты ищут информацию в первую очередь; формируется умение её отбирать; умение читать

по диагонали и выбирать нужный фрагмент текста; происходит становление субъектности студента за счёт его активной позиции; фрагменты, отобранные для анализа на аудиторном занятии, оказываются максимально интересными и приближенными к потребностям данной возрастной и студенческой группы, за счёт этого обеспечивается высокая активность студентов на занятии во время совместного анализа текстов; появляется элемент состязательности, поскольку студенты заинтересованы в том, чтобы именно ими выбранный фрагмент анализировала вся группа, что является признанием качества проделанной ими работы, а также актуальности выбранной проблемы.

Положительные результаты даёт использование в процессе преподавания философии такой формы обучения как электронная образовательная среда. На современном этапе развития образования всё большее внимание уделяется информатизации образования и использованию электронного обучения. Оно подразумевает использование специальных технических средств и информационно-коммуникационных технологий. В настоящее время в российской практике используется несколько технологических платформ, позволяющих реализовать электронное обучение (aTutor, WebCT, Прометей, Виртуальный университет). Одними из наиболее популярных как за рубежом, так и в нашей стране являются системы управления обучением (learning management system - LMS). Система управления обучением (СУО) определяется как программное обеспечение, программный продукт или интернет-технология, которая используется для планирования, организации и оценки отдельно взятого процесса обучения.

Среди СУО особой популярностью пользуется система Moodle, которая относится к классу свободно распространяемого программного обеспечения. Слово «Moodle» - аббревиатура слов «Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment», что при переводе на русский язык означает «модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда», поэтому иногда употребляется аббревиатура «Моодус». Согласно определению, данному на официальном сайте moodle.org, Moodle - это система управления обучением (система управления курсом обучения, виртуальная обучающая среда), представляющая собой веб-приложение, которое препо-

даватели могут использовать для создания эффективных обучающих сайтов.

Мы будем пользоваться термином «электронная обучающая среда». Электронная обучающая среда представляет собой совокупность условий (педагогической коммуникации, организационных, информационно-методических, материально-технических), опирающихся на возможности информационно-коммуникационных технологий и способствующих организации активного целенаправленного взаимодействия между преподавателем, обучающимися, компьютерными средствами обучения, в результате которого у обучающихся формируются определённые знания, умения, опыт деятельности и поведения, а также личностные качества [3].

Электронная обучающая среда имеет ряд неоспоримых преимуществ при организации как дистанционного обучения, так и сопровождения очного обучения, поскольку служит как для хранения, структурирования и представления информации, составляющей содержание накопленного знания, так и для её передачи, переработки и обогащения; подразумевает систему самостоятельных студенческих работ разного уровня и степени сложности; обеспечивает самоконтроль учебных действий и возможность выстраивания индивидуальной образовательной траектории; обеспечивает интенсивное общение между всеми участниками учебного процесса - преподаватель-студент, студент-студент, студент-преподаватель.

Созданный нами курс «Философия» в электронной образовательной среде «Мооё1е» состоит из 16 разделов, один из которых содержит рабочую программу, методические рекомендации к лекционным, практическим занятиям и занятиям в Мооё1е, ссылки на каталоги библиотечных систем, всероссийский образовательный портал. Таким образом, студент в одном месте находит всю необходимую информацию по овладению курсом. Остальные разделы соответствуют каждой теме учебной программы. Каждый раздел обязательно содержит файл с лекцией, который позволяет студенту после лекционного занятия обратиться к пройденному материалу, обратить внимание на моменты, которые ускользнули от него на занятии, дополнить свой конспект. Каждый раздел курса содержит список вопросов к практическому занятию. Таким образом, у студентов есть возможность изучить

список всех вопросов, которые будут рассматриваться в течение семестра, найти и подготовить необходимый учебный материал заранее.

Каждый раздел содержит презентацию по всей лекции или по отдельным вопросам темы (в зависимости от важности проблемы и интереса, который вызывается у студентов изучаемой проблемой). Включение презентации позволяет проиллюстрировать материал соответствующими схемами, таблицами, портретами философов, а также позволяет уделить внимание тому, на что на лекционном занятии не удалось отвести время или не было технической возможности ознакомить студентов с необходимым материалом. Широкий иллюстративный ряд презентации (включающий картины, иллюстрирующие культурный контекст эпохи, в которой жил философ, фотографии, музыкальное сопровождение, воспоминания современников) позволяет студенту лучше проникнуть в духовную атмосферу того времени и понять, почему именно эти вопросы занимали умы величайших людей и почему ответы на них они дали именно такие. Использование широкой контекстности позволяет студенту видеть процессы и явления не изолированно, а в совокупности и взаимообусловленности: философия тесно связана с наукой, культурой, зависит от истории и особенностей менталитета народа, эта связь заключается в том, что философия определяется культурой, но и культура определяется философией.

В нашем курсе обязательным элементом каждого раздела являются гиперссылки на передачи и фильмы о философах, размещённые в интернете. Их просмотр не только дополняет полученные от преподавателя и из учебника знания, но и помогает увидеть в философе в первую очередь личность, помогает ознакомиться с альтернативной точкой зрения на него и его произведения.

Использование Moodle способствует индивидуализации обучения, поскольку в курсе можно разместить разноуровневые задания репродуктивного, продуктивного и творческого характера. Непременным элементом каждого раздела, на наш взгляд, должны быть задания, обязательные для выполнения каждым студентом, это обеспечивает выполнение программы и формирование необходимых общекультурных компетенций, заложенных в ней. Задания рассчитаны на углубление уже полученных знаний (если требуют для выполнения привлечения дополни-

тельного материала), на выработку логического мышления, умения критически мыслить. Важным элементом являются задания для выполнения которых у студента нет готовых средств, что обуславливает постановку вопросов, выдвижение гипотез, поиск версий, интерпретацию различных точек зрения и нахождение удовлетворительного ответа, при этом студент должен помнить о приемлемости/неприемлемости найденной позиции относительно гуманистических ценностей культуры, времени, социума.

Также большинство тем сопровождается не обязательными для выполнения заданиями. Студент обращается к ним, если есть интерес к изучаемой проблеме, желание подняться на более продвинутый уровень овладения учебной дисциплиной, необходимость получить дополнительную оценку или просто проверить себя. Данные вариативные задания представлены широким спектром тестов, кроссвордов, заданий на установление соответствий между мыслителем и его портретом, афоризмом или произведением, а также возможностью открыть дискуссионную площадку и обсудить интересующую философскую проблему.

Преподаватель получает возможность увидеть особенности и потребности студента за счёт анализа тех заданий, которые выбирает и выполняет студент, он может индивидуализировать обратную связь. Выбор заданий разного уровня, их количества и выполненный объём могут свидетельствовать об учебной мотивации студентов, уровне сформированности их субъектности, ценностном самоопределении студента. Студенты, воспринимающие философию только как дисциплину в ряду других, которые он «вынужден изучать», чаще выполняют задания репродуктивного уровня, их творческие работы отличаются непродуманностью, слабой аргументацией собственной позиции. Если же студент активен и неравнодушен, его работы пронизывает стремление обогатить своё мировоззрение, проявляющееся в тщательном выполнении заданий, в стремлении убедить читающего/проверяющего работу в своей правоте, его творческие работы отличает полёт фантазии и осмысленность.

В электронной образовательной среде виртуальный журнал формируется и заполняется автоматически после проверки преподавателем студенческих работ, а также решённых студентами кроссвордов (они проверяются систе-

мой без участия преподавателя), заполненных опросников, в журнал также вносятся данные об участии студентов в дискуссиях. Использование автоматической проверки посещаемости электронной среды студентом и выполнения им большинства заданий значительно облегчает преподавателю функцию контроля. Остальные же задания, присланные в виде текстовых документов, проверяются быстрее, чем обычные письменные работы, поскольку напечатанный текст читается и понимается быстрее, чем рукописный.

В некоторых разделах уместно размещение опросов, участвуя в которых студенты не только самоопределяются в важных смысложизненных вопросах, но и обеспечивают преподавателя необходимой информацией для понимания внутреннего мира студентов, тех проблем, которыми они живут, для понимания тех задач, которые они ставят, для уяснения их ценностной позиции и понимания того, в какой помощи нуждается конкретный обучаемый (например, опросы о роли веры и Бога в жизни человека, об отношении к семье, любви и детям). Такая информация также позволяет корректировать как содержание отдельных занятий, делая акцент на важных выясненных моментах, так и корректировать методику преподавания предмета в целом (этому служит, например, опрос «Что было для тебя самым сложным в изучении философии?»). Но в любом случае, преподавателю видна эволюция мышления студента, развитие его субъектности, критичности, самостоятельности, его творческих способностей.

Дидактические средства являются неотъемлемым компонентом любого учебного процесса. Одним из многофункциональных дидактических средств повышения учебной мотивации, индивидуализации процесса обучения, повышения эффективности учебного процесса, помощи в становлении субъектности является рабочая тетрадь по предмету. В связи с этим нами была создана рабочая тетрадь по философии [4]. Рабочая тетрадь - это не просто другая форма организации учебного материала, но иная технология работы, предполагающая активную субъектную позицию студента, который, выполняя задания в тетради, творит своё мнение, позицию.

Тетрадь создана в соответствии со следующими принципами. Рабочая тетрадь является самостоятельным учебным пособием, а не приложением к какому-либо учебнику: в тетради есть

весь минимально необходимый учебный материал, материал для постановки проблем, подсказывания путей их решения, система заданий нескольких уровней, рассчитанных на разный уровень мотивации и подготовки студента, на формирование разных общекультурных компетенций, обозначенных во ФГОС. За счёт этого обеспечиваются принципы вариативности и индивидуализации. Тетрадь содержит список литературы и сайтов, которые студенту необходимо использовать в процессе освоения курса, а также вопросы для контроля, самоконтроля и планы практических занятий по дисциплине. Все разделы и темы программы обеспечены не только содержательным материалом, но и такими заданиями и вопросами, которые вызывают интерес студента. В каждый раздел тетради включены полемичные и творческие задания.

Принцип интегративности мы понимаем как необходимость рассмотрения философских проблем и истории их развития в широком контексте истории, искусства, науки, экономики той эпохи. Принцип интегративности также проявляется в том, что использование материала тетради возможно при проведении совместных лекций или практических занятий: философии и истории, философии и культурологии, философии и истории искусств, философии и психологии и т. д.

В тетрадях используется принцип про-блемности, когда студент должен не только найти и сформулировать проблему, но и искать известные и необычные пути к цели, сопоставлять, делать умозаключения, помня, что они должны обязательно подкрепляться опорой на логику и определённые факты.

Рабочая тетрадь по философии имеет следующие особенности: 1. Она состоит из следующих разделов: методические рекомендации по освоению курса «философия» и работе с тетрадью (в них изложены концептуальные основания курса, логика разворачивания содержания курса философии в вузе на базе ФГОС, советы по освоению курса и выстраиванию индивидуального образовательного маршрута с помощью рабочей тетради); список литературы и сайтов, рекомендуемых при изучении дисциплины; лекционный материал, который дополняется заданиями разных уровней с указаниями по их выполнению; планы практических занятий; тесты контроля качества усвоения дисциплины; вопросы к экзамену; критерии оцен-

ки на экзамене сформированности компетенций; кроссворды по философии, которые являются одновременно и материалом для самоконтроля; краткий словарь по курсу; философские афоризмы; лист обратной связи, который используется для записи преподавателем рекомендаций конкретному студенту в изучении курса, а также для вопросов студента преподавателю. 2. Тетрадь не является приложением или продолжением какого-то конкретного учебника, поэтому может использоваться как самостоятельно, так и в комбинации с другими пособиями и учебниками. 3. По сравнению с учебником она более лаконична за счёт использования таблиц и схем, более сжатого изложения материала. 4. Рабочая тетрадь способствует индивидуализации обучения, т. к. содержит разноуровневые задания репродуктивного, продуктивного и творческого характера. 5. Преподаватель получает возможность увидеть особенности и потребности студента за счёт анализа тех заданий, которые выбирает и выполняет студент, преподаватель может индивидуализировать обратную связь. 6. Организуются размышления студента относительно важных, но неоднозначных проблем человека, общества, культуры, целью которых является уяснение студентом разных точек зрения и синтез на их основе своей собственной позиции. 7. Тетрадь приучает студента не только узнавать чужие точки зрения, но и выстраивать свою позицию. 8. Важным элементом являются задания, для выполнения которых нет готовых средств, что обуславливает постановку вопросов, выдвижение гипотез, поиск версий, интерпретацию различных точек зрения и нахождение ответа, соответствующего гуманистическим ценностям культуры, времени, социума. 9. Заполненная рабочая тетрадь наглядно отражает эволюцию

знаний и позиции студента относительно жизненноважных ценностей свободы, ответственности, творчества, любви, долга, жизни, истины, добра. 10. Творческие способности студента, умение формировать авторскую позицию развиваются в заданиях разного жанра: создание синквейнов, написание эссе, вопросы для интервью с философом, сочинение-размышление, создание схем, графиков, таблиц, философский анализ сказок и поговорок, афоризмов, создание своего афоризма или девиза жизни, представление идеи в виде графических образов («Нарисуй любовь/ свободу/вдохновение»).

Рабочую тетрадь отличает её «открытое пространство» - свободное пространство для письменных и творческих работ студента. Это - пространство диалога с самим собой, великими умами прошлого, преподавателем. Преподавателю также как и при использовании анализа философских текстов и электронной обучающей среды, видна эволюция мышления и ценностной системы студента, развитие его субъектности, критичности, самостоятельности, его творческих способностей.

Таким образом, использование в процессе преподавания философии комбинирования определённых методов, форм и средств обучения может существенно повышать эффективность образовательного процесса. Применение анализа философских текстов, электронной обучающей среды и рабочей тетради по философии в совокупности позволяет не только повысить интерес студентов к философии, организовать их продуктивную самостоятельную работу, способствует формированию компетенций ФГОС, но и способствует ценностному самоопределению студента в пространстве философии, обретению духовности и вхождению в мир культуры.

23.01.2014

Список литературы:

1 Кирьякова, А.В. Развитие аксиологического потенциала личности в условиях университетского образования // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2005. - №12. С. 7-10.

2 Мартынова, E.A. Духовность как основа образования // Интеграция образования. - 2011. - №2. С. 58-60.

3 Дырдина, E^. Опыт использования в учебном процессе дистанционных образовательных технологий на основе системы

Moodle / E^. Дырдина, В.В. Запорожко // Университетский округ. - Оренбург. - 2011. - №14.- С. 44-47.

4 Южанинова, E.R Философия. Рабочая тетрадь: учебно-методическое пособие / E.R Южанинова. Оренбург: ООО ИПК «Университет», 2012. - 127 с.

Сведения об авторе.

Южанинова Екатерина Рафаэлевна, доцент кафедры философии Оренбургского государственного

университета, кандидат философских наук,

460014 г. Оренбург пр. Победы 13, ауд. 20806, телефон: (3532)372583, e-mail: yuterina@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.