Научная статья на тему 'Инновационные образовательные программы нового поколения по философской компаративистике'

Инновационные образовательные программы нового поколения по философской компаративистике Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
111
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационные образовательные программы нового поколения по философской компаративистике»

ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ ПО ФИЛОСОФСКОЙ КОМПАРАТИВИСТИКЕ*

А.В. Семушкин, С.А. Нижников

Кафедра истории философии Факультет гуманитарных и социальных наук Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 10а, Москва, Россия, 117198

Конкурс инновационных образовательных программ (ИОП) высших учебных заведений проводится в Российской Федерации с 2006 года в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование». Победители данного направления нацпроекта определяются в ходе открытого творческого конкурса. В конкурсе может принять участие любой российский вуз, который представляет свою инновационную образовательную программу сроком на два года. В 2007 году в конкурсе принимали участие 267 высших учебных заведения из всех федеральных округов РФ. Российский университет дружбы народов стал одним из победителей конкурса.

Инновационная образовательная программа позволит существенно повысить экспортный потенциал образовательных услуг, усилить продвижение российских технологий в сфере образования (в том числе и через совместные образовательные проекты), расширить сферу предоставления образовательных услуг через повышение квалификации иностранных выпускников российских вузов.

В настоящее время в РУДН реализуются три комплексных взаимосвязанных проекта, что приведет к получению ожидаемых результатов как на уровне вуза, так и на уровне системы высшего образования в России в целом:

1. «Разработка комплекса (экспортоориентированных) инновационных образовательных программ по приоритетным направлениям развития науки и технологий»;

2. «Развитие мультикультурной образовательной среды международного классического университета»;

3. «Формирование Службы обеспечения экспорта образовательных услуг на базе модернизации существующей инфраструктуры международного образования РУДН».

В реализации основных целей проекта II «Развитие мультикультурной образовательной среды международного классического университета» принимают участие ученые 5 кафедр факультета гуманитарных и социальных наук (всеобщей истории, истории философии, социальной философии, сравнительной политологии, политических наук), которые работают над созданием 24 Учебно-

* Публикуется в порядке размещения материалов об ИОП в федеральных и региональных СМИ.

методических комплексов (УМК), состоящих из программы, учебника и электронного учебника (из них 21 — для магистров, 3 — по системе дополнительного образования). Большинство из программ являются двусторонними (РУДН — Институт политических исследований Бордо—4; РУДН — Бременский университет; РУДН — Университет Париж — 8).

Инновационные курсы и программы, разрабатываемые на ФГСН РУДН, призваны сменить парадигму просветительско-знаниевого подхода на парадигму компетентности. Свидетельством тому являются тематические измерения УМК: «Восток-Запад: история и конфликты в современном мире» (А.А. Маслов), «Философская компаративистика» (М.В. Тлостанова), «Архетипы философских культур Запада и Востока» (А.В. Семушкин, С.А. Нижников), «Ислам и политика» (Ю.М. Почта), «Европейский Союз и Россия: политическое и социокультурное измерение» (Д.Б. Казаринова), «Проблемы взаимоотношения власти и бизнеса в современной России» (А.А. Кинякин), «Современная идентичность: основания и формы» (П.К. Гречко, Е.М. Курмилева) и другие. Обозначим базовые предметно-методологические установки некоторых УМК.

Курс для магистров «Архетипы философских культур Востока и Запада» (А.В. Семушкин, С.А. Нижников) нацелен на системное объяснение проблем и ключевых понятий философии, разработанных в культурах Востока и Запада. При этом акцентируется внимание на общем и особенном философских культур, вскрываются их архетипы (Дао, Атман—Брахман, Логос), что позволяет развивать диалог между различными мировоззренческими мирами. Спецкурс отвечает насущной потребности и наметившейся тенденции к взаимопониманию и сближению современных духовных культур с различными метафизическими предпосылками и историческими судьбами, с внеположными традициями и ценностными установками.

Проблематика спецкурса определялась и разрабатывалась в рамках общепринятой в гуманитарной науке формулы «диалога цивилизаций: Восток—Запад». Термин «диалог» для обозначений взаимоотношений различных культурных миров указывает не столько на процесс и результат их продуктивного единения, сколько на отправную точку, проектирующую будущие судьбы восточной и западной духовности в контексте единой мировой культуры. Учитывая начальный, в сущности становленческий этап развития философской компаративистики как науки, в спецкурс включены некоторые общие проблемы сравнительного изучения и оценки различных типов мыслительной культуры: истоки и природа реально существующих демаркаций, разъединяющих культурные регионы и препятствующих их взаимному притяжению; роль философии как формы самосознания человечества в постижении и преодолении межкультурной изоляции.

Преимущественное внимание в спецкурсе уделяется конкретным вопросам противостояния и взаимодействия мыслительных культур Востока и Запада в мировом историко-философском процессе: выявлению и описанию сходных архетипов мышления в философском творчестве древневосточной и античной (западной) цивилизации; анализу родственных структур генезиса и становления философского знания в социокультурных регионах, не связанных ни единством

происхождения, ни общностью традиций; установлению взаимной инфильтрации умозрительных идей Востока и Запада; выяснению особого места русской духовности в развитии мировой культуры и ее роли в диалоге цивилизаций Востока и Запада.

В представленных текстах философские архетипы духовных традиций Востока и Запала соотносятся между собой как в аспекте их противостояния (внепо-ложности), так и в аспекте их сущностного единства в зависимости от того, насколько эти архетипы сходятся или расходятся между собой в своем соотношении ценностных и рационально-мыслительных интенций сознания. Тем самым авторы развернуто и доказательно опровергают еще не отжившую себя гегелевскую модель безоговорочного противостояния западной и восточной духовности, согласно которой философия, как ее понимал Гегель, на Востоке вообще невозможна.

Первый раздел магистерской программы по своему содержанию является вводным; в нем дается развернутое толкование понятия, в смысловом поле которого зарождается и осуществляется философский дискурс как в его западных, так и в восточных модификациях, — понятия духовного. Это понятие разработчиками курса квалифицируется как высшая творческая инстанция человеческой субъективности, своего рода идеальная субстанция, которая проявляет себя в разуме, воле, чувстве, а формализуется в философии, религии, этике. Отсюда вывод, к которому приходят авторы: духовность как таковая однородна и свойственна человеку безотносительно к его этногеографической принадлежности; однако эта самотождественная и характерная для человека духовность в неповторимо самобытном социокультурном процессе трансформируется в самобытные типы ценностного и рационального мировидения.

Во втором разделе магистерской программы рассматривается антиномия единства и разнообразия философских дискурсов Востока и Запада в момент их становления и концептуального оформления. С точки зрения авторов, возможность философского диалога культур Запада и Востока опережает исторические факты их коммуникативных отношений. Это убеждение подтверждается историческим феноменом «осевого времени», когда соотносимые и сходные между собой западные и восточные философские доктрины зарождаются синхронно и безотносительно к какой бы то ни было фактически достоверной интеркультурной коммуникации Востока и Запада. Следовательно, по мнению разработчиков курса, сущностное родство философских интенций Запада и Востока является условием и предпосылкой их фактического сближения и синкретического смешения в эпоху эллинизма, цивилизационно не сводимую ни к Востоку, ни к Западу.

Особенно примечателен и мировоззренчески актуален в исследовании заключительный раздел курса, посвященный выявлению и характеристике условий возможности совершенствования и гуманизации интеркультурного диалога в пространстве современной глобализации, в которой преобладают не столько ценностные установки и ориентиры, сколько агрессивно-политизированные побуждения и притязания («гегемониальный либерализм», по выражению Юргена Хабермаса). Альтернативой этого геополитического экспансионизма, по мне-

нию разработчиков курса, является духовная культура человечества, в своих оправдавших себя проявлениях способная обновить, реконструировать и гуманизировать цивилизационный процесс, переориентировав его в направлении всемирной человеческой соборности. Естественно, философии в этой переориентации принадлежит не последняя роль. В тексте магистерского курса профессионально исследуются функциональные и результативные возможности трансцендентальной, экзистенциальной и евразийской философии как в аспекте гуманного разрешения культурно-исторической антиномии «Восток-Запад», так и в аспекте проектирования модели универсального (общечеловеческого) миро-видения. Авторы магистерской программы убедительно показывают, что приоритет рациональности в западной философии, как и приоритет этико-религиозной ориентации сознания в восточной философии, не означает отсутствие в философии прирожденного ей рационально-ценностного антиномизма, не говоря уже о том, что в исторической преемственности философских доктрин Запада и Востока прослеживаются постоянно возникающие модификации традиционных дискурсов (т.е. изменение соотношения теоретических и практических интенций сознания), в результате которых философия Запада так или иначе уподобляется восточной философии, а философия Востока — западной. Это уподобление в современном гуманитарном знании именуется диалогом философских культур Востока и Запада. В тесте магистерского курса этот диалог фиксируется и истолковывается как в его древнем варианте (прежде всего в эпоху эллинизма), так и в современном (в эпоху коммуникативной экспансии).

Спецкурсы для магистров «Философская компаративистика» и «От философии мультикультурализма к философии транскультурации» разрабатываются проф. М.В. Тлостановой. В первом из них философская компаративистика про-блематизируется как область научных исследований, проводится деконструкция ее целей, задач, аппарата и методов, прослеживается генеалогия сравнительной философии в ее связи с риторикой модерности и порождаемой ею традицией восприятия другого как присвоения или отторжения; анализируются методологические тупики сравнительного анализа и пути выхода из них, предлагаемые современной западной и незападной философией. Особое внимание уделено теоретическим и методологическим проблемам и тенденциям сравнительной философии и характерному для конца XX века — начала XXI в. переходу ее в новое качество. Это касается интеркультурной философии, транскультурной и трансэпистемологической философии и т.д. УМК направлен на корректировку европоцентристских моделей знания и введение в интеллектуальное и образовательное пространство иных эпистемологий, находящихся в диалоге с западной традицией, осознание важности и ценности каждой философской модели и формирование критического самосознания и критического мышления у слушателей. В этом смысле УМК претендует на выравнивание перевеса технократического типа образования и знания и реабилитацию гуманитарного знания, действующего в сфере понимания.

В УМК также затрагивается проблема размывания границ между философским и другим гуманитарным знанием в рамках компаративистики и прослежи-

вается ее принципиально междисциплинарный характер. УМК адресован, главным образом, магистрам, обучающимся по направлению «Философия» (520400) и специализирующимся в области философской компаративистики. Вопросы взаимодействия, разнообразия, диалога эпистемологических традиций возникали в разных УМК и раньше, но их интерпретация чаще всего носила традиционный, описательный характер, ограничиваясь рамками историко-философского подхода, социальной философии, культурной антропологии, не касаясь категорий и проблематики таких новых и практически не существующих в отечественной традиции междисциплинарных отраслей гуманитарного знания, как пост- и де-колониальный дискурс, культурные исследования, специфические гуманитарные аспекты глобализации, постнациональных исследований и т.д. Данный УМК направлен на устранение этого зияния и вводит в отечественное образование новую проблематику и пути ее решения, открывая его для интердисциплинарных проектов, которые станут характерны уже для образования XXI века.

УМК «От философии мультикультурализма к философии транскультура-ции» знакомит с рядом западных и незападных современных моделей осмысления культурного различия, разнообразия и взаимодействия, связанных с западными и незападными традициями, а также всесторонне осмысляет сегодняшний поворот от мультикультурных неолиберальных моделей к транскультурации как новой эпистеме. В УМК анализируется, как решалась проблема культурного и интеллектуального взаимодействия, разнообразия и различия в эпоху мо-дерности в различных традициях, проводится концептуализация и критика современных моделей осмысления проблематики культурного разнообразия в мире. В частности, особое внимание уделено формированию и бытованию неолиберальной модели мультикультурализма и ее критике с разных сторон и позиций. УМК фокусируется и на альтернативных неолиберальному мультикуль-турализму моделях, наиболее интересной и плодотворной из которых представляется транскультурация, разрабатываемая в различных регионах земного шара. В сопоставительном ключе рассматриваются конкретные примеры современной транскультурной философии (карибская, деколониальная философия, другие виды трансэпистемологического альтерглобализма и т.д.) в их диалоге с западными моделями. Важное место отводится и сравнительному анализу ряда понятий западного мультикультурализма и незападных альтерглобалистских теорий (речь идет о «детерриторизации», «двойном переводе», «колониальности власти», «аналектике», «деколониальном повороте» и т.д.).

Определенное место отводится в курсе проблеме постсоветского культурного и эпистемологического пространства в контексте процессов транскультурации. УМК носит междисциплинарный характер и находится на стыке истории философии, социальной философии и философской антропологии. Он адресован магистрам, обучающимся по направлению «Философия», по специальностям «Социальная философия» (520403), «История зарубежной философии» (520404). В центре УМК стоит идея этической и политической ответственности за продуцирование, распространение, трансформацию и применение знаний. Его глубинной целью является воспитание новых субъектностей, хорошо адаптированных

к глобальным потокам информации, масс-медия, людей и капиталов. Такая транскультурная и трансэпистемологическая субъектность воспринимает иные культуры, традиции, цивилизации, индивидов, философию и образование не как препятствие, которое нужно привести к общему знаменателю своего, а как вполне самостоятельных субъектов или явления с собственными диспозициями и характеристиками, с которыми надо вступать в диалог на равных, в эгалитарное интеллектуальное и культурное взаимодействие, а не присвоение иного. Большинство источников, которые осмысляются в УМК, несмотря на свою актуальность в мировом научном пространстве, неизвестны отечественному читателю, не переводились и никогда не публиковались в России.

Магистерский курс «Социальная теория современности» (П.К. Гречко) представляется как социально-философский, но в действительности он является трансдисциплинарным, т.е. значимым для социально-гуманитарного знания в целом. Непосредственно он адресован слушателям магистерской программы по направлению «Философия», включающему три традиционные специализации — по истории философии, онтологии и теории познания и социальной философии. Курс является также составной частью совместной магистерской программы двойного диплома с департаментом философии Университета Париж-8 «Философия и диалог культур». Он предполагает основательное знакомство (в рамках бакалаврской программы) с социально-онтологическими, эпистемологическими и ценностно-нормативными идеями современной (вторая половина ХХ — начало XXI вв.) философии. В курсе раскрывается комплексный характер современности — реальности социально-исторической, одновременно новой и универсальной. Его цель — сформировать понимание, уважение и вкус к тому, что можно было бы назвать современностью в нынешней исторической ситуации, раскрыть современность как исследовательскую парадигму — (эвристический способ постановки и решения традиционных и инновационных социально-гуманитарных проблем), представить современность как положительную социокультурную ценность, разделять которую не только престижно, но и продуктивно — как в теории, так и на практике.

Современная социальная реальность все более приобретает свойства поли-культурного пространства, в котором пересекаются многообразные теоретические и практические дискурсы, связанные с необходимостью понимания так называемой «плюралистической парадигмы». Дискурсы сосредоточены на вполне прагматических подходах к многообразию мира и направлены на то, как в этом мире жить и как им управлять. Философская компаративистика сходит из безусловного признания различий, гетерогенностей, множественности и многоли-кости культурного и социального бытия, прав и свобод гражданина, ненасилия, веротерпимости, диалога культур. Подобное видение общества позволяет теоретически осмысливать новые профили и измерения: мультикультурные, поли-культурные, транскультурные реалии поликультурного общества как социального образования, вобравшего в себя многоэтничность, полилингвистичность, многообразие верований, традиций, жизненных стилей и способов мышления. Практические же дискурсы бытия в поликультурном обществе требуют форми-

рования свободной личности, способной творчески и полноценно реализовать себя в подобном мире.

В образовательно-воспитательном плане курс строится на основе компетент-ностного подхода. Это значит, что, наряду с решением ряда теоретико-познавательных задач он предполагает формирование таких компетентностей, как культура вопрошания (идентификация и теоретическое заострение проблемы), рефлексивность (осмысленность, аналитическая понятийность, критическая оценка), имагинативность (ориентация в нестандартной ситуации и предложение конкурентоспособных альтернатив), трансверсальность (отказ от единственной возможности, умение решать задачи иными путями) и гибкость (фундаментально-стратегический «потенциал к изменению», подготовка к встрече с неожиданностью). Данные компетенции — модельно-субъектные характеристики действительно современного дискурса, убедительно противостоящего той смеси фактов, эмоциональных всплесков и риторических вопросов, которой его у нас часто подменяют. Не будут забыты в данной связи и такие ориентиры профессиональногуманитарной культуры, как диалог, толерантность и мультикультурализм. Курс претендует, в духе времени, на инновационность, притом сразу по трем направлениям — концептуально-содержательном, организационно-методическом и литературно-библиографическом.

Регулятивная идея предлагаемого курса — превратить «круг» в «квадрат», т.е. по-настоящему проблематизировать феномен современности. В онтологическом плане — показать его новизну (уникальная социальная реальность, тектонический сдвиг истории), в эпистемологическом — структурировать его в качестве парадигмы, в аксиологическом — сделать его «аттрактором», или точкой эмпатического притяжения, современных теоретических и практических ориентаций в мире.

В курсе будут активно использоваться хорошо зарекомендовавшие себя педагогические средства: интерактивная лекция, диалогово-партисипационный семинар, индивидуальный контроль, в т.ч. и электронный, за самостоятельной работой студентов, и т.д. Но главное — отказ от необходимости конспектировать лекции преподавателя, так как такие конспекты в виде компактного раздаточного материала (handout-ов), готовятся самим преподавателем. В хэндауте определяются цель лекции, сквозная проблема и способы ее решения, излагается план лекции, приводятся основные определения и ключевые положения. До (перед началом) лекции студент/студентка заходят в Интранет факультета, на кафедральный сайт преподавателя, где соответствующий хэндаут заранее выложен, скачивают его, и на лекции следят только за логикой и аргументами преподавателя, вникают в проблему, делая для себя (на «полях» все того же хэндаута) какие-то дополнительные пометки. Вместо хэндаута можно предлагать еще более компактную вещь — аутлайн (outline), т.е. краткий, но структурно выверенный перечень ключевых идей, основных положений и определений каждого лекционного занятия.

Будет широко применяться тестовый экспресс-контроль (10—15 мин.) обязательных для тщательной проработки на семинаре текстов. Доклады слушателей

на семинаре будут непременно включать презентацию, а традиционную форму заключительного экзамена заменит итоговая творческая работа. Презентация представляет собой краткое (1,5—2 стр.) письменное (на бумажном и электронном носителях) изложение тезисов и аргументов своего выступления, с которыми другие участники семинара знакомятся заранее. Творческая работа — это проблемно-аналитическое рассмотрение избранной темы. Темы свободной, но релевантной данному курсу.

Важной формой методологического закрепления пройденного и инвестирования в профессиональные качества или компетентностную квалификацию студентов (будущих выпускников) являются занятия в режиме case study. Кейс ста-ди — это метод обучения репрезентативно-конкретными случаями (cases) или ситуациями и заключенными в них проблемами — через процесс их творческого обсуждения и предложения альтернативных решений в соответствии с известными и ранее освоенными парадигмами.

Планируется активное использование на лекциях и семинарах современных информационно-телекоммуникационных технологий, в частности мультимедийных средств, направленных на коммуникативное подкрепление содержательного, предметно-концептуального рассмотрения поднимаемых вопросов и решаемых задач.

Теперь об инновационности курса по литературе.

Рабочий язык курса — конечно, русский. Но будут использоваться также французский и, как «современная латынь», английский. Работаем с текстовыми материалами на русском языке, но все переводные источники предполагают обращение к языку оригинала. Учимся извлекать дополнительную информацию из сопоставления двух текстов: переводного и оригинально-авторского. Для самостоятельной работы (а это прежде всего подготовка критико-аналитического реферата) выбираются работы на любом преподаваемом в университете языке. Преимущественно через данную форму работы в образовательный (исследовательский и учебный) оборот вовлекаются новые, ранее не использованные тексты.

Литература по лекционной части курса указывается в обычном, недифференцированном порядке, но комплексно: отечественные издания, иностранные источники, интернет-ресурсы. Что касается источниковедческой базы семинарских занятий, то она делится на Основной текст, Дополнительную литературу, Публикации-тексты преподавателя и Библиографию. Литература по первым двум позициям является обязательной, публикации автора и литература из Библиографии рекомендательна и элективна. Мы не претендуем на библиографическую полноту по обсуждаемым в курсе темам. Расширение и ключевая (по инновационной провокативности) оптимизация источниковедческой базы — одна из учебно-поисковых задач для слушателей курса. Все обязательные для проработки на семинарских занятиях тексты выложены на веб-сайте преподавателя.

Предлагаемые курсы и развиваемые в них подходы, как представляется, отвечают духу Болонского процесса, позволяют уверенно выходить на международный рынок образовательных услуг. Кроме того, комплексы учебно-методи-

ческих материалов будут основанием для дальнейшего внедрения философской компаративистики в учебный процесс вузов России. Выпускники Российского университета дружбы народов с их великолепным знанием языков, культур других народов и этносов, с их опытом совместной жизнедеятельности и культурой толерантного общения, вооруженные различными методами интеркультурного диалога — специалисты формирующегося международного рынка труда — являются главным результатом и итоговым продуктом ИОП «философская компаративистика».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.