Научная статья на тему 'Оценка функционирования сектора дополнительных образовательных услуг РУДН его потребителями'

Оценка функционирования сектора дополнительных образовательных услуг РУДН его потребителями Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1366
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нарбут Н. П., Троцук И. В.

The article represents the results of the complex sociological research conducted by the sociological laboratory in march may 2005, aimed at receiving subjective opinions on supplementary educational sphere functioning and at evaluating possibilities of its development. Within the supplementary educational sphere a few groups of subjects were identified, but the sociological survey was appropriate for the following groups: active consumers (university entrants and their parents, supplementary educational courses students etc.) and potential consumers (PFUR students); PFUR teachers; PFUR subdivisions managers (experts in the field examined).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Supplementary Education at the Peoples' Friendship University of Russia: Consumers' Opinions (Results of the Complex Sociological Research)

The article represents the results of the complex sociological research conducted by the sociological laboratory in march may 2005, aimed at receiving subjective opinions on supplementary educational sphere functioning and at evaluating possibilities of its development. Within the supplementary educational sphere a few groups of subjects were identified, but the sociological survey was appropriate for the following groups: active consumers (university entrants and their parents, supplementary educational courses students etc.) and potential consumers (PFUR students); PFUR teachers; PFUR subdivisions managers (experts in the field examined).

Текст научной работы на тему «Оценка функционирования сектора дополнительных образовательных услуг РУДН его потребителями»

Прикладная социология в Российском университете дружбы народов

ОЦЕНКА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СЕКТОРА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ РУДН ЕГО ПОТРЕБИТЕЛЯМИ

Н.П. Нарбут, И.В. Троцук

Кафедра социологии

Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, 117198, Москва, Россия

В марте-мае 2005 г. Социологической лабораторией РУДН было проведено комплексное социологическое исследование пилотажного характера, нацеленное на выявление оценок состояния сектора дополнительных образовательных услуг РУДН его реальными потребителями и определение потенциала развития данного сектора.

Программная часть комплексного социологического исследования Социологические исследования по направлению «Дополнительные образовательные услуги» предоставляют информацию субъективного характера (мнения участников процесса дополнительного образования), которая, наряду с объективными характеристиками, позволяет оценить нынешнее состояние и перспективы развития данной сферы деятельности в РУДН.

Поскольку ситуация на рынке дополнительных образовательных услуг характеризуется резким ростом числа предложений, главное требование времени состоит в том, чтобы, с одной стороны, при формировании стратегии оказания дополнительных образовательных услуг не были утрачены свойства высшей школы как интеллектуального комплекса (обеспечение качества обучения); а с другой - чтобы была сформирована предпринимательская стратегия диверсификации уровней, направлений, видов и форм оказания дополнительных образовательных услуг, предполагающая:

^ способность работать в условиях риска и динамичного спроса;

> экономическую эффективность, прибыльную деятельность;

^ организацию, своевременно и гибко реагирующую на изменения требований потребителя;

^ организацию, у руководства которой на первом месте стоит всемерная поддержка деятельности работников в рамках расширения спектра и оптимизации дополнительных образовательных услуг.

Рис.1. Управление в области дополнительных образовательных услуг

Каждый из основных процессов может быть разбит на серию более детальных процессов (рис.1):

1. Изучение рынка дополнительных образовательных услуг и формирование собственной стратегии их предоставления:

У маркетинговые исследования рынка дополнительных образовательных услуг;

^ стратегическое планирование и выбор целевого сегмента рынка (одного или нескольких);

^ формирование предложения - образовательной услуги или комплекса образовательных услуг, рассчитанных на несколько групп потребителей; возможна диверсификация спектра дополнительных образовательных услуг по следующим основаниям:

^ по уровням: дополнительные образовательные услуги для

поступающих в высшие учебные заведения; образовательные услуги для студентов (в процессе учебы они могут на платной основе получать те знания, которые не входят в образовательный стандарт по их специальности); образовательные услуги для специалистов, желающих пройти переподготовку или повысить квалификацию;

^ по длительности обучения - краткосрочные (например, несколько недель подготовки абитуриентов), среднесрочные (например, несколько месяцев переподготовки и повышения квалификации преподавателей социологии) или долгосрочные (например,

несколько лет изучения второго иностранного языка для получения диплома переводчика) программы дополнительного образования;

^ по формам обучения - курсы, летние школы, мастер-классы и т.д.;

> разработка описания каждой из предлагаемых образовательных услуг (содержания и формата) распадается на:

^ целеполагание;

^ отбор содержания (объем, глубина);

^ разработка концептуального подхода к обучению;

^ разработка технологии обучения.

В итоге можно правильно оценить образовательное учреждение и предлагаемые им дополнительные образовательные услуги с точки зрения соотношения цены - качества образовательного процесса - результата образовательного процесса.

2. Организация образовательного процесса (рис.2)

Рис. 2. Организация образовательного процесса

3. Привлечение потребителей дополнительных образовательных услуг:

> разработка пакета рекламно-информационных материалов;

> оптимизация механизма оплаты потребителем получения дополнительных образовательных услуг;

^ установление долгосрочных партнерских отношений с заказчиками услуг дополнительного профессионального образования.

4. Оценка эффективности дополнительных образовательных услуг:

1. предполагает разработку системы оценки качества предлагаемых дополнительных образовательных программ;

2. учитывает наличие нескольких групп субъектов оценки:

^ организаций, оказывающих дополнительные образовательные услуги;

^ потребителей дополнительных образовательных услуг (абитуриенты и их родители, студенты, специалисты, проходящие переподготовку или повышающие квалификацию);

^ заказчиков дополнительных образовательных услуг (службы занятости, предприятия, учреждения).

Для каждой из этих групп необходимо сформировать свою систему оценки эффективности дополнительных образовательных услуг, большинство показателей которых будет совпадать с точки зрения механизмов оценки.

5. Разработка инструментария комплексного социологического исследования предполагает:

— разбиение системы дополнительного образования на компоненты по уровням образования слушателей программ;

— выделение групп потребителей, среди которых следует проводить опрос;

— выделение групп руководителей и разработчиков программ дополнительного образования, среди которых следует проводить опрос;

— выделение критериев обеспечения качества дополнительного образования, по которым можно проводить его оценку;

— определение критериев эффективности системы функционирования дополнительного образования, по которым можно оценить его внешние конкурентные преимущества на российском и международном рынках;

— разработку конкретных вопросов по каждому критерию качества дополнительного образования для каждой группы его участников;

— составление аналитической таблицы сопоставления субъективных и объективных, внутренних и внешних показателей оценки состояния системы дополнительного образования РУДН; отдельным компонентом таблицы должны стать предложения по оптимизации и диверсификации видов деятельности в структуре дополнительных образовательных услуг.

Основное требование к инструментарию - соответствие содержания вопросов

(их тематической направленности) уровням компетенции групп опрашиваемых.

Кроме того, наиболее оптимальная схема исследования сектора дополнительных образовательных услуг должна соответствовать схеме традиционного 8ЖОТ-анализа, компонентами которого являются:

1) изучение внешних конкурентных преимуществ:

^ изучение потенциальных и реальных потребителей с целью сегментации по признакам, определяющим степень

заинтересованности в дополнительных образовательных услугах, отношение к ценам, ассортименту услуг, выявления целевых сегментов, их типологии, ранжирования по приоритетности освоения высшим учебным заведением, т.е. мониторинг спроса на дополнительные образовательные услуги;

^ анализ социальных перемен с целью отслеживания емкости и динамики макрорынка дополнительных образовательных услуг;

^ изучение конкурентной среды с целью лучшего позиционирования высшего учебного заведения в системе аналогичных учреждений, т.е. мониторинг с составлением карты конкурентных позиций;

2) изучение внутренних конкурентных преимуществ (качества предлагаемых дополнительных образовательных услуг) через опрос всех участников процесса дополнительного образования.

На основе субъективных оценок участников процесса дополнительного образования и объективных показателей можно сформировать комплексную оценку состояния системы дополнительного образования РУДН для всех ее уровней, представить предложения по ее оптимизации, расширению спектра предлагаемых услуг и разработке системы информационного обеспечения

продвижения дополнительных образовательных услуг на внутренний и международный рынок.

Обоснование компонентов комплексного социологического исследования

Поскольку в рамках системы дополнительных образовательных услуг было выделено большое количество самостоятельных субъектов, необходимо определить, какие из них в первую очередь должны оказаться в центре социологического изучения, а какие - в центре внимания руководителей структурных подразделений ДПО РУДН. Таким образом, целесообразно выявление субъективных оценок существующей системы дополнительных образовательных услуг со стороны их реальных (абитуриентов (и их родителей), слушателей Учебно-образовательного центра (УОЦ) и Центра обучения профессорско-преподавательского состава (ЦОППС), специалистов, проходящих переподготовку и повышение квалификации) и потенциальных (студенты РУДН) потребителей; преподавателей, работающих в рамках данной системы; руководителей подразделений системы дополнительного образования (эксперты по изучаемой проблематики); работодателей и представителей центров занятости.

С преподавателями, специалистами и представителями центров занятости и аналогичных кадровых структур должны работать, в первую очередь, руководители структурных подразделений дополнительного образования. Это, в частности, подтвердили предварительные экспертные интервью с руководителями структурных подразделений ДПО РУДН. Так, руководство Факультета повышения квалификации медицинских работников (ФПКМР) прекрасно понимает потребности и, соответственно, структуру своей целевой аудитории (значимы различия между оперирующими и консультирующими специальностями; между «денежными» и «неденежными» и т.д.), а также оперативно реагирует на изменение маркетинговой среды (например, формирование сегодня страховой медицины, профессиональные менеджеры которой по определению должны иметь медицинское образование; потребность в подготовке специалистов по обслуживанию медицинской техники).

Обучение на Факультете повышения квалификации медицинских работников проходит около 8 000 человек в год. Структуру данного массива очень различающихся по возрасту и профессиональной подготовке слушателей можно представить следующим образом:

— Около 25% слушателей проходят обучение по краткосрочным программам (до 72 часов академических часов; занятия в течение недели; стоимость = 1 000 рублей); большинство не имеет медицинского образования.

— 50-60% слушателей проходят обучение по среднесрочным и длительным программам (от 72 до 144 академических часов; занятия в течение 3-4 недель; стоимость = 5 000 - 8 000 рублей); исключительно люди с медицинским образованием. Это самый трудный контингент - поскольку главной задачей для большинства слушателей данной категории является подтверждение своей квалификации (получение сертификата специалиста по конкретной медицинской специальности), они старше 30

лет и работают по специальности, но плохо посещают занятия и, в случае прикрепления их на кафедры медицинского факультета РУДН, не заинтересованы в работе.

- Самый незначительный по численности контингент (около 0,5%) -проходящие на базе ФПКМР интернатуру (лечебное дело, стоматология и черепно-лицевая хирургия, фармация).

- Слушатели длительных программ (свыше 100 академических часов; занятия в течение месяца; стоимость - свыше 10 000 рублей), нацеленные на тематическое усовершенствование, специализацию, соответственно, реально заинтересованные в получении знаний и опыта.

- Слушатели, проходящие профессиональную переподготовку (свыше 500 академических часов; стоимость = 30 000 - 50 000 рублей); очень серьезно относящиеся к процессу обучению люди со значительным опытом работы; одна из причин переподготовки - отсутствие вакансий по уже имеющейся специальности (например, врача-терапевта) и наличие вакансий по другой (например, врача-дерматолога).

В подобной ситуации социологическое исследование потребителей услуг Факультета повышения квалификации целесообразно только в том случае, если это исследование будет долговременным, детализированным и сфокусированным на данном конкретном подразделении ДПО РУДН.

Учитывая пилотажный характер социологического исследования, были опрошены следующие группы потребителей дополнительных образовательных услуг в РУДН:

1) абитуриенты, пришедшие на День открытых дверей 9 апреля 2005 г. (проведено сплошное анкетирование);

2) родители абитуриентов, пришедшие на День открытых дверей 9 апреля 2005 г. (проведено сплошное анкетирование);

3) слушатели Уникум-Центра (выборочное обследование);

4) студенты РУДН (обработана репрезентативная выборка анкет по 9 факультетам РУДН);

5) слушатели программ «второй иностранный язык» ЦОППС и УОЦ (обработана репрезентативная выборка анкет).

Результаты комплексного социологического исследования День открытых дверей

Посетителей Дня открытых дверей в РУДН можно условно разделить на 4 категории: 1) абитуриенты; 2) абитуриенты, обучающиеся на

подготовительных курсах при РУДН (около 30%); 3) родители абитуриентов; 4) родители абитуриентов, обучающихся на подготовительных курсах при РУДН. Большинство абитуриентов учатся в 11 классе (71%) и относят себя к людям со средним (58%) или выше среднего (30%) уровнем достатка. Половина пришедших на данный День открытых дверей абитуриентов посещают занятия на подготовительных курсах при вузах.

Абитуриенты

О РУДН абитуриенты узнают из справочников для поступающих в вузы (48%) и родственников/друзей (41%), реже в сети Интернет (30%).

Абитуриенты (93%) полагают, что сегодня невозможно или очень сложно поступить в вуз без дополнительной подготовки, только на базе школьной программы, объясняя это недостаточным вниманием тем предметам, которые необходимы для поступления на выбранную специальность (55%) (рис.3).

□ Да, в моей школе дают хорошее, качественное образование

□ Школьная программа в моей школе довольно насыщенна, но, думаю, что без дополнительных занятий поступить очень сложно

□ Нет, в рамках школьной программы недостаточное внимание уделено тем предметам, которые необходимы для поступления на выбранную мной специальность

□ Нет, в школе сложно в полном объеме освоить даже школьную программу

Рис. 3. Оценка возможности поступления в вуз без дополнительной

подготовки

Помимо обучения на подготовительных курсах 52% абитуриентов занимаются с репетиторами - большинство репетиторов работает в вузах (65%), конкретно в РУДН - 32%, или в общеобразовательных школах - 34% (рис.4). С репетиторами из РУДН занимаются москвичи с уровнем достатка выше среднего.

Как Вы считаете, можно ли поступить в вуз без дополнительной подготовки, только на базе школьной программы?

9,9%

7,0%

54,9%

Если Вы занимаетсь с репетиторами, уточните, пожалуйста, где работают Ваши преподаватели?

^7

Московская область

□ В РУДН □ В других высших учебных заведениях

□ В моей или других общеобразовательных школах □ Они работают не в учреждениях образования

Рис. 4. Место работы репетиторов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Слушатели подготовительных курсов уверены, что занятия на подготовительных курсах помогают им в школьном обучении - 78% (рис.5), хотя им сложно совмещать учебу в школе и на курсах и далеко ездить - 52%.

Помогают ли Вам занятия на подготовительных курсах в школьном

обучении?

9,9%

12,7%

77,5%

□ Да, мой уровень знаний после начала обучения на курсах значительно повысился

□ Сложно сказать, поскольку мой уровень знаний не изменился

□ Нет, я стал меньше уделять внимания школьным заданиям, поскольку сконцентрировался на курсах

Рис. 5. Оценка помощи подготовительных курсов в школьном обучении

Высокий уровень оплаты за обучение смущает только 12% опрошенных. За обучение на подготовительных курсах абитуриенты заплатят свыше 9 000

60%

50%

40%

30%

20%

10%

0%

рублей (38%), многие - свыше 20 000 рублей (30%), чтобы пройти подготовку по всему циклу необходимых для поступления дисциплин. 88% опрошенных считает размер оплаты вполне разумным и приемлемым, хотя 46% не смогли бы оплачивать обучение в случае повышения цены.

Решающими критериями выбора вуза для абитуриентов являются: качество образования (82%), престиж вуза (54%) и хорошая языковая подготовка (45%), т.е. основные «гарантии» успешного трудоустройства. Понимая сложность поступления в «престижные» вузы по общему конкурсу (только 18% сразу ориентировано на контрактное обучение), многие абитуриенты готовы поступать сразу в несколько вузов, в том числе в РУДН (49%), четко определившись лишь с факультетом и даже специальностью (73%), и чем актуальнее проблема поступления (ближе окончание школы), тем больше абитуриентов собираются сдавать экзамены сразу в несколько вузов: никто из девятиклассников, 70% десятиклассников, 49% одиннадцатиклассников. 47% ориентированы на поступление, в первую очередь, в РУДН.

Вы будете сдавать вступительные экзамены только в РУДН или в несколько вузов?

4,4%

48,5%

□ Я буду поступать только в РУДН

□ Я буду поступать сразу в несколько вузов, в том числе в РУДН

□ Я буду поступать в другие вузы, если не пройду по конкурсу в РУДН

□ Затрудняюсь ответить

Рис.6. Ориентация на поступление в другие вузы, кроме РУДН

Слушатели подготовительных курсов при РУДН

Большинство опрошенных на Дне открытых дверей слушателей подготовительных курсов при РУДН проходит обучение на годичных подготовительных курсах (58%). Решение о выборе курсов при РУДН слушатели принимают совместно с родителями (94%) и объясняют его желанием поступить именно в РУДН (84%), т.е. обучение на курсах рассматривается как определенная дополнительная гарантия поступления (оно основано на программах вступительных экзаменов).

Подавляющему большинству слушателей (84%) обучение на курсах в целом нравится и соответствует их ожиданиям (67%).

Нравится ли Вам в целом обучение на подготовительных курсах РУДН?

□ Да, нравится ОСкорее да, чем нет □ Затрудняюсь ответить □ Скорее нет, чем да ОНет, не нравится

Рис. 7. Отношение к обучению на подготовительных курсах РУДН

Слушатели высоко оценивают уровень подготовки (59%) и преподавательский состав (60%), высказывая пожелание, чтобы преподаватели вели у них занятия и после поступления (67%). Многие слушатели уверены, что получают весь необходимый для поступления в РУДН объем знаний (45%) за адекватную плату, соответствующую качеству обучения (52%) (которая, может быть, несколько выше, чем стоимость аналогичных программ на других подготовительных курсах - 29%) и стали бы рекомендовать подготовительные курсы при РУДН своим знакомым (44% при 53% отмечающих «ситуативность» подобного решения).

В целом наиболее взвешенные оценки обучению на подготовительных курсах дают одиннадцатиклассники - вероятно, их более актуализированная по сравнению с девятиклассниками, десятиклассниками и уже закончившими школу потребность поступить наряду с опасениями провалиться на экзаменах заставляет более критично подходить к выбору ответов на вопросы анкеты. Соответственно, девятиклассники и уже закончившие школу дают больше положительных оценок (рис.7), а одиннадцатиклассники подчеркивают такие «проблемные» вопросы обучения на подготовительных курсах, как сложность сочетания учебы в выпускном классе школы и на курсах, необходимость в

условиях высокой занятости далеко ездить и, иногда, дублирование школьного материала.

Опрос слушателей Уникум-Центра в целом подтверждает полученные на Дне открытых дверей результаты (рис.8). О возможности проходить обучение на подготовительных курсах при РУДН слушатели узнали из справочников для поступающих в вузы и от друзей, родителей, родственников (по 33% опрошенных) или на Дне открытых дверей (20%).

Рис. 8. Источник информации о подготовительных курсах РУДН

Решение о выборе курсов слушатели принимают совместно с родителями (96%), объясняя его желанием поступить именно в РУДН (57%) как в престижный вуз (23%), дающий хорошую подготовку (35%), в том числе языковую (21%). Обучение на курсах рассматривается как определенная гарантия поступления, поэтому вопросы, второстепенные по отношению к процессу подготовки к поступлению (как добираться, сколько платить, в какое время заниматься), рассматриваются как временные трудности на пути к достижению цели. Помимо занятий на подготовительных курсах слушатели занимаются самостоятельно (69%), а 36% - с репетиторами (28% репетиторов работает в РУДН) (рис.9).

43% опрошенных рассматривают поступление в РУДН как приоритет, 53% изначально ориентировано на сдачу вступительных экзаменов сразу в несколько вузов, причем большинство уже определились с выбором факультета и специальности (73%). Подавляющее большинство слушателей планируют поступать по конкурсу (87%).

Подавляющему большинству слушателей (88%) обучение на курсах в целом нравится благодаря талантливым преподавателям (31%), с которыми они хотели бы продолжать работать после поступления (69%) (рис.10), и основательной, разносторонней подготовке (27%), помогающей им и в школьном обучении

Откуда Вы узнали о подготовительных курсах при РУДН?

9,40%

32,80%

□ Из журналов, газет - 3%

■ Из справочников для поступающих в вузы - 32,8%

□ Из рекламы/передач по радио, телевидению - 0,9%

□ В сети Интернет - 9,4%

■ От друзей, родителей, родственников - 33,2%

□ На дне открытых дверей - 20%

(78%); они уверены, что получают необходимый для поступления в РУДН объем знаний (41%) за адекватную плату, соответствующую качеству обучения (57%), и однозначно готовы (35%) рекомендовать подготовительные курсы при РУДН своим знакомым.

Если Вы занимаетесь с репетиторами, уточните, пожалуйста, где работают Ваши преподаватели?

□ В РУДН □ В других вузах

□ В моей или других школах □ Они работают не в учреждениях образования

Рис. 9. Место работы репетиторов

Хотели бы Вы, чтобы преподаватели, ведущие занятия у Вас на курсах, преподавали бы у Вас в вузе после поступления?

2,50%

□ Да, мои преподаватели - прекрасные люди и талантливые педагоги

□ Сложно сказать, может быть

□ Нет

Рис. 10. Отношение к преподавателям, ведущим занятия на подготовительных курсах

Большинство опрошенных заплатит за обучение свыше 9 000 рублей (50%), многие (23%) - свыше 20 000 рублей. Подобные расценки кажутся 96% вполне разумными и приемлемыми, хотя 42% не смогли бы оплачивать обучения в случае повышения его стоимости.

Считаете ли Вы, что подготовительные курсы при РУДН дают необходимый объем знаний для поступления в Университет?

17,60%

□ Да, я уверен, что получаю весь необходимый для поступления в РУДН объем знаний

□ Полученный мной объем знаний явно недостаточен для поступления в другие вузы

□ Нет, как и любые другие подготовительные курсы, они дают недостаточный объем знаний - мне необходима дополнительная подготовка

□ Затрудняюсь ответить

Рис. 11. Оценка объема знаний, получаемых на подготовительных курсах

РУДН

Родители абитуриентов

Большинство родителей, пришедших на День открытых дверей, - жители Москвы (53%), люди среднего достатка (78%), с высшим образованием (76%), узнавшие о РУДН из справочников для поступающих в вузы (54%) или от друзей и родственников (35%), четко знающие, на какой факультет будет поступать их ребенок (94%). Родители согласны с детьми в вопросе о том, что является решающим в выборе вуза - качество образования (76%), престиж вуза (61%) и хорошая языковая подготовка (51%). 53% ориентированы на

поступление в РУДН в первую очередь, 43% - на поступление само по себе и ориентируют детей на сдачу экзаменов сразу в несколько вузов.

Абсолютное большинство родителей планирует поступление своих детей по общему конкурсу (86%; по москвичам - 78%), но если первая попытка ребенка поступить в вуз на дневное отделение окажется неудачной, 42% предпочтут, чтобы он был принят в вуз на контрактной основе или же попробовал поступить в другой вуз (39%), чтобы не терять год (табл.1).

Таблица 1

Стратегия действий абитуриента при непоступлении

Если первая попытка Вашего ребенка поступить в вуз на дневное отделение окажется неудачной, Вы предпочтете, чтобы %

Он поступил на выбранную специальность на контрактной основе 41,5

Он поступил на выбранную специальность на вечернюю или заочную форму обучения 10,7

Он попытался поступить в тот же вуз на ту же специальность в следующем году 5,1

Он попробовал поступить в другой вуз в этом году 39,0

Он прошел обучение на подготовительных курсах и попытался поступить еще раз 3,9

С точки зрения подавляющего большинства (82%) родителей, сегодня невозможно поступить в вуз без дополнительной подготовки (мнения о хорошем, качественном школьном образовании придерживается только 5% родителей), наиболее оптимальными формами которой считают, в первую очередь, занятия с репетитором (60%) и на подготовительных курсах (45%). Понимая отсутствие прямой зависимости между высокой стоимостью и высоким качеством подготовки к поступлению в вузы (71%), с ростом материального благосостояния родители, тем не менее, отдают предпочтение более дорогостоящим формам подготовки (занятиям с репетиторами из вузов).

Дети 73% родителей занимаются на подготовительных курсах при вузах (57%

- при РУДН), у 51% родителей - с репетиторами. 76% родителей считают обучение на подготовительных курсах необходимым для поступления в вуз. Репетиторы у детей большинства родителей - преподаватели вузов (63%), половина из них - преподаватели РУДН (31% опрошенных), причем у тех родителей, чьи дети ориентированы только на поступление в РУДН (57%), репетиторами работают только преподаватели РУДН.

Родители отмечают, что уровень знаний их ребенка после начала обучения на курсах значительно повысился (63%), но жалеют детей, которым приходится далеко ездить (51%) и совмещать обучение в школе и на курсах (35%). В отличие от самих абитуриентов, родителям сложнее оценить, насколько реальный процесс обучения детей на подготовительных курсах соответствовал их ожиданиям и представлениям (71% затруднились с ответом), поскольку, имея «опосредованное» отношение к обучению на курсах (в основном, их оплата), им удобнее давать оценку эффективности своих финансовых затрат и учебных усилий своего ребенка по конечному результату (поступлению в вуз). В среднем родители платят за обучение своих детей на подготовительных курсах около 9 000 рублей (54% опрошенных заплатит больше) - подобные расценки кажутся им вполне разумными и приемлемыми (81%), хотя многие не смогли бы оплачивать обучение в случае повышения его стоимости (56%).

У половины родителей (57%) дети являются слушателями подготовительных курсов при РУДН, поскольку планируют поступать именно в РУДН (83%). Родители также называют в качестве ключевых преимуществ подготовительных курсов при РУДН основательную, разностороннюю

подготовку (55%) и высококвалифицированный преподавательский состав (53%), однако только 33% уверены, что их дети получают весь необходимый для поступления в РУДН объем знаний; 35% настаивает на необходимости дополнительной подготовки (самостоятельно или с репетиторами). Многие родители готовы рекомендовать подготовительные курсы при РУДН своим знакомым (38% при 57% затруднившихся ответить).

Студенты РУДН

«Среднестатистическому» студенту РУДН нравится учиться в Университете (81%), который привлек его внимание в бытность школьником/абитуриентом своей известностью (22%) и возможностью получить хорошую подготовку (28%) (особенно языковую - 24%), необходимую для будущего успешного трудоустройства и, в перспективе, карьерного роста (68%).

С точки зрения использования дополнительных образовательных услуг конкретно в РУДН, можно условно разделить всех студентов на 4 группы:

1. Студенты, которые занимались с репетиторами или на подготовительных курсах при РУДН (28% опрошенных), но не посещают никаких дополнительных занятий сегодня.

2. Студенты, которые занимаются на платной основе в настоящее время (14%) - в основном изучающие дополнительный иностранный язык (91% представителей данной категории) или посещающие компьютерные курсы (5%). Большинство студентов в данной категории - не работающие девушки.

3. Студенты, которые не посещают никаких дополнительных занятий, но заинтересованы в прослушивании ряда курсов на платной основе (35%).

4. Студенты, которые не посещают никаких дополнительных курсов и вообще не планируют этого делать (30% опрошенных). Данная категория не представляет интереса для дальнейшего анализа, поскольку не является целевой аудиторией системы дополнительных образовательных услуг РУДН.

Заинтересованность в профессиональной подготовке объясняет, что около 75%, особенно бакалавриата (1-4-го курсов), в принципе заинтересованы в дополнительных образовательных услугах, 57% хотели бы прослушивать дополнительные курсы на платной основе и 25% высказывают готовность сделать это (колебаний по критерию факультета или бюджетной - контрактной формы обучения выявлено не было). Однако студентам сложно сформулировать, какие именно дисциплины/курсы они бы хотели прослушать (4% ответивших), - они указывают те названия (иностранные языки, психология, маркетинг, менеджмент и т.д.), знание которых (или просто наличие «документа» о прослушивании данных курсов) значительно упрощает поиск работы и повышает базовый уровень заработной платы. Таким образом, кафедры РУДН должны быть инициаторами предложений о возможных дополнительных курсах и обосновывать их важность в глазах студентов.

52% уже прибегали к платным образовательным услугам - 35% готовились к поступлению, 15% сегодня изучают иностранные языки (91% в данной категории) или посещают компьютерные курсы (5% в данной категории).

Большинство студентов (85%) знают, что в РУДН представлен широкий спектр дополнительных образовательных услуг на платной основе (55% знают конкретную информацию, остальные что-то слышали) (рис.12).

Знаете ли Вы, что в РУДН предоставляется широкий спектр дополнительных образовательных услуг на платной основе?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

30,00%

□ да, знаю □ впервые слышу □ что-то слышал, но не знаю ничего конкретного

Рис. 12. Оценка информированности о дополнительных образовательных

учреждениях

Заинтересованность в дополнительном платном образовании объясняется уверенностью студентов, что в рамках подобных программ у них есть возможность изучать то, что интересно или нужно им лично (62%) (рис.13), хотя понимают связанные с ним «проблемы»: халатное отношение к учебе (40%), дороговизна (30%) и неудобное расписание занятий (23%).

Каковы, на Ваш взгляд, достоинства дополнительного платного образования?

18,30%

61,60%

19,80%

10,30%

□ дается конкретное и систематизированное знание

□ используются новые методы обучения и новые учебные пособия

□ к студентам предъявляются более мягкие требования с точки зрения подготовки посещения

□ возможность узнать то, что нужно или интересно тебе лично

Рис. 13. Оценка достоинств дополнительного платного образования

Каковы, по Вашему мнению, недостатки дополнительного платного

образования?

22,80%

39,80% „

8,00%

30,40%

□ неудобное расписание занятий

□ высокая плата за обучение

□ отсутствие гарантий качества получаемого образования

□ халатное отношение студентов к учебе, стремление получить поскорее документ об окончании курса

Рис. 14. Недостатки дополнительного платного образования

Некоторые студенты (6%) занимаются дополнительно вне РУДН (второе высшее психологическое образование в МГУ, международные языковые центры), объясняя это тем, что в РУДН подобная образовательная программа либо не представлена, либо слишком дорого стоит.

Если говорить о потенциале развития дополнительных образовательных услуг в РУДН, то студенты ориентированы на достаточно полный, но непродолжительный курс обучения (в течение нескольких месяцев - 18%) (рис.15), который может состоять не только из еженедельных занятий, но и из цикла семинаров/мастер-классов, после которого они получат сертификат (документ об окончании курсов, присвоении специальности) (44%).

Какая длительность дополнительного обучения кажется Вам оптимальной?

11,07%

7,49%

□ несколько семинаров, мастер-классов

□ занятия в течение нескольких недель

□ занятия в течение нескольких месяцев

□ занятия на протяжении нескольких лет

□ сложно сказать, это зависит от конкретной программы обучения

Рис. 15. Оценка длительности дополнительного обучения

Вас лично могут заинтересовать:

21,74%

□ отдельные образовательные программы, которые можно выбрать из целого ряда предлагаемых

□ одновременно несколько образовательных программ, объединенных в тематический блок (выбор из целого ряда предлагаемых тематических блоков)

□ модульная система (возможность самостоятельно продумывать направление дополнительного обучения в долгосрочной перспективе)

Рис. 16. Оценка различных видов образовательных программ

Соответственно, студенты заинтересованы в выборе конкретной образовательной программы (48%) (рис.16), хотя студенты медицинского и экологического факультетов заинтересованы также в различных тематических блоках (58%). Занятия должны проходить в очной или очно-заочной форме (93%), желательно в будние дни, в вечернее время (в интервале с 16 до 21 часов). Заниматься дополнительно в выходные дни в принципе согласны некоторые студенты инженерного факультета, факультета гуманитарных и социальных наук и физико-математических наук.

Независимо от того, работают студенты или нет, в качестве основного потенциального источника средств на оплату дополнительных образовательных услуг они называют «материальную помощь со стороны

родителей/родственников» (76%). Однако вопрос о приемлемой стоимости подобных услуг вызвал у 75% опрошенных затруднения - видимо, решение о возможности оплачивать ту или иную программу обучения всегда базируется на оценке реального соотношения цены программы, ее качества, личного интереса и необходимости для конкретного студента. Тем не менее, до 6 000 рублей большинство студентов готовы платить не только за семестр, год или всю программу обучения, но даже в месяц; до 9 000 рублей - за всю программу обучения, семестр или год; до 20 000 рублей - за всю программу или год обучения.

Студенты вечернего отделения

Крайне незначительное число студентов вечернего отделения (10%) в настоящее время изучает дополнительно, на платной основе, иностранные языки (44% в данной категории) и посещает компьютерные курсы (33% в данной категории), чуть большее число «вечерников» занималось на подготовительных курсах до поступления в РУДН (24%). Большинство студентов вечернего отделения не планирует пользоваться дополнительными образовательными услугами (70%), хотя многие (30%) допускают для себя подобную возможность в случае приемлемой оплаты за обучение - в основном это студенты первого курса филологического, инженерного и экономического факультетов. В качестве интересующих их дисциплин студенты также указывают иностранные языки, компьютерные курсы и психологию, т.е. те предметы, знание которых высоко оценивается работодателями во всех сферах занятости. Проблема заключается в том, что помимо высокой занятости (совмещение работы и учебы у большинства студентов вечернего отделения), препятствием для налаживания эффективной работы подобных тематических курсов может оказаться то обстоятельство, что студенты заинтересованы в них в большей степени на уровне намерений, которые не будут претворены в жизнь даже при наличии возможности учиться за приемлемые деньги.

Слушатели программы «второй иностранный язык» УОЦ и ЦОППС

В основном слушателями программы «второй иностранный язык» УОЦ и ЦОППС являются девушки (80%), средний возраст - 21 год (17-24-летние слушатели составляют 81% опрошенных), проживающие в ЮАО г. Москвы (46%), из семей среднего достатка (74%), не работающие (65%), студенты РУДН (63%) бюджетной формы (47%), за обучение которых по программе «второй иностранный язык» платят родители (80%).

Слушатели узнают о возможности изучать иностранный язык в РУДН от друзей и знакомых, которые учатся в РУДН (58%), или из объявлений на кафедральных стендах (33%); решают изучать иностранный язык в РУДН, учитывая высокий престиж языковой подготовки в РУДН (41%) или рекомендации близких людей (40%). В школе они изучали английский язык (71%), в вузе - английский, французский или немецкий, на курсах они, вероятно, предпочитают или поддерживать свой английский (65%), или повышать уровень

владения вторым языком, стремясь получить диплом переводчика (75%). Учиться на курсах слушатели планируют столько, сколько будет необходимо для изучения иностранного языка в объеме, достаточном для получения диплома переводчика (53% рассчитывают на 2-3 года обучения).

Слушателям программ «второго иностранного языка» нравятся занятия на курсах (86%) (рис.17), которые в целом соответствуют их ожиданиям и представлениям о языковой подготовке (45%), поэтому многие из них однозначно готовы рекомендовать языковые курсы при РУДН своим знакомым (39%).

Нравится ли Вам в целом учиться на курсах?

8 6 3,1 2,1 □ Да, нравится

□ Скорее да, чем нет

□ Затрудняюсь ответить

28 8 /57,5 □ Скорее нет, чем да

□ Нет, не нравится

Ваши представления и ожидания относительно обучения на курсах оправдались?

11 4,8 7,2

□ Процесс обучения превзошёл все мои ожидания

□ Мои ожидания полностью подтвердились

□ Затрудняюсь ответить

□ Я был (а) несколько разочарован(а)

□ Думаю, что существуют более оптимальные по соотношению качес

Рис. 17. Отношение к обучению на курсах

Курсы привлекают слушателей основательной подготовкой (38%), талантливыми педагогами (28%), возможностью выбирать разные языки (21%), учиться в удобное время (19%) и платить за это приемлемые деньги (13%). Сложнее всего слушателям сочетать работу или учебу в вузе с занятиями на языковых курсах (36%). С точки зрения организации процесса обучения, наибольшие нарекания слушателей вызывает обеспеченность учебнометодической литературой и санитарно-техническое состояние помещений (25% неудовлетворенных).

Уровень оплаты обучения на курсах кажется слушателям вполне разумным и приемлемым (98%) с точки зрения оптимального соответствия цены и качества обучения (53%), однако 46% опрошенных придется отказаться от обучения в случае повышения его стоимости.

Помимо курсов изучения иностранного языка слушатели (98%) не посещают других платных курсов, но многие из них (25%) были бы заинтересованы в подобной возможности (особенно студенты РУДН контрактной формы обучения), если бы смогли получить диплом/сертификат (50%), который повысит их шансы на успешное трудоустройство или быстрый карьерный рост (45%). Удобнее всего респондентам заниматься по очной или очно-заочной форме (97%), в будние дни в вечернее время (84%) и платить за обучение до 6 000 рублей (65%).

Таким образом, функционирующие сегодня в рамках системы дополнительных образовательных услуг РУДН программы слушатели оценивают чрезвычайно высоко благодаря основательной, разносторонней подготовке и высококвалифицированному преподавательскому составу. Им нравится процесс обучения, устраивает его организация и стоимость. Студенты РУДН, еще не задействованные в каких-либо дополнительных образовательных программах на платной основе, выражают заинтересованность, желание, а часто и готовность это сделать, однако предлагать конкретные курсы должны сами кафедры.

SUPPLEMENTARY EDUCATION AT THE PEOPLES’ FRIENDSHIP UNIVERSITY OF RUSSIA: CONSUMERS’ OPINIONS (RESULTS OF THE COMPLEX SOCIOLOGICAL RESEARCH)

N.P Narbut, I.V. Trotsuk

The Department of Sociology

Peoples’ Friendship University of Russia Miklukho-Maklaya str., 6, 117198, Moscow, Russia

The article represents the results of the complex sociological research conducted by the sociological laboratory in march - may 2005, aimed at receiving subjective opinions on supplementary educational sphere functioning and at evaluating possibilities of its development. Within the supplementary educational sphere a few groups of subjects were identified, but the sociological survey was appropriate for the following groups: active consumers (university entrants and their parents, supplementary educational courses students etc.) and potential consumers (PFUR students); PFUR teachers; PFUR subdivisions managers (experts in the field examined).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.