Прикладная социология в Российском университете дружбы народов
ОЦЕНКА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СЕКТОРА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ РУДН ЕГО ПОТРЕБИТЕЛЯМИ
Н.П. Нарбут, И.В. Троцук
Кафедра социологии
Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, 117198, Москва, Россия
В марте-мае 2005 г. Социологической лабораторией РУДН было проведено комплексное социологическое исследование пилотажного характера, нацеленное на выявление оценок состояния сектора дополнительных образовательных услуг РУДН его реальными потребителями и определение потенциала развития данного сектора.
Программная часть комплексного социологического исследования Социологические исследования по направлению «Дополнительные образовательные услуги» предоставляют информацию субъективного характера (мнения участников процесса дополнительного образования), которая, наряду с объективными характеристиками, позволяет оценить нынешнее состояние и перспективы развития данной сферы деятельности в РУДН.
Поскольку ситуация на рынке дополнительных образовательных услуг характеризуется резким ростом числа предложений, главное требование времени состоит в том, чтобы, с одной стороны, при формировании стратегии оказания дополнительных образовательных услуг не были утрачены свойства высшей школы как интеллектуального комплекса (обеспечение качества обучения); а с другой - чтобы была сформирована предпринимательская стратегия диверсификации уровней, направлений, видов и форм оказания дополнительных образовательных услуг, предполагающая:
^ способность работать в условиях риска и динамичного спроса;
> экономическую эффективность, прибыльную деятельность;
^ организацию, своевременно и гибко реагирующую на изменения требований потребителя;
^ организацию, у руководства которой на первом месте стоит всемерная поддержка деятельности работников в рамках расширения спектра и оптимизации дополнительных образовательных услуг.
Рис.1. Управление в области дополнительных образовательных услуг
Каждый из основных процессов может быть разбит на серию более детальных процессов (рис.1):
1. Изучение рынка дополнительных образовательных услуг и формирование собственной стратегии их предоставления:
У маркетинговые исследования рынка дополнительных образовательных услуг;
^ стратегическое планирование и выбор целевого сегмента рынка (одного или нескольких);
^ формирование предложения - образовательной услуги или комплекса образовательных услуг, рассчитанных на несколько групп потребителей; возможна диверсификация спектра дополнительных образовательных услуг по следующим основаниям:
^ по уровням: дополнительные образовательные услуги для
поступающих в высшие учебные заведения; образовательные услуги для студентов (в процессе учебы они могут на платной основе получать те знания, которые не входят в образовательный стандарт по их специальности); образовательные услуги для специалистов, желающих пройти переподготовку или повысить квалификацию;
^ по длительности обучения - краткосрочные (например, несколько недель подготовки абитуриентов), среднесрочные (например, несколько месяцев переподготовки и повышения квалификации преподавателей социологии) или долгосрочные (например,
несколько лет изучения второго иностранного языка для получения диплома переводчика) программы дополнительного образования;
^ по формам обучения - курсы, летние школы, мастер-классы и т.д.;
> разработка описания каждой из предлагаемых образовательных услуг (содержания и формата) распадается на:
^ целеполагание;
^ отбор содержания (объем, глубина);
^ разработка концептуального подхода к обучению;
^ разработка технологии обучения.
В итоге можно правильно оценить образовательное учреждение и предлагаемые им дополнительные образовательные услуги с точки зрения соотношения цены - качества образовательного процесса - результата образовательного процесса.
2. Организация образовательного процесса (рис.2)
Рис. 2. Организация образовательного процесса
3. Привлечение потребителей дополнительных образовательных услуг:
> разработка пакета рекламно-информационных материалов;
> оптимизация механизма оплаты потребителем получения дополнительных образовательных услуг;
^ установление долгосрочных партнерских отношений с заказчиками услуг дополнительного профессионального образования.
4. Оценка эффективности дополнительных образовательных услуг:
1. предполагает разработку системы оценки качества предлагаемых дополнительных образовательных программ;
2. учитывает наличие нескольких групп субъектов оценки:
^ организаций, оказывающих дополнительные образовательные услуги;
^ потребителей дополнительных образовательных услуг (абитуриенты и их родители, студенты, специалисты, проходящие переподготовку или повышающие квалификацию);
^ заказчиков дополнительных образовательных услуг (службы занятости, предприятия, учреждения).
Для каждой из этих групп необходимо сформировать свою систему оценки эффективности дополнительных образовательных услуг, большинство показателей которых будет совпадать с точки зрения механизмов оценки.
5. Разработка инструментария комплексного социологического исследования предполагает:
— разбиение системы дополнительного образования на компоненты по уровням образования слушателей программ;
— выделение групп потребителей, среди которых следует проводить опрос;
— выделение групп руководителей и разработчиков программ дополнительного образования, среди которых следует проводить опрос;
— выделение критериев обеспечения качества дополнительного образования, по которым можно проводить его оценку;
— определение критериев эффективности системы функционирования дополнительного образования, по которым можно оценить его внешние конкурентные преимущества на российском и международном рынках;
— разработку конкретных вопросов по каждому критерию качества дополнительного образования для каждой группы его участников;
— составление аналитической таблицы сопоставления субъективных и объективных, внутренних и внешних показателей оценки состояния системы дополнительного образования РУДН; отдельным компонентом таблицы должны стать предложения по оптимизации и диверсификации видов деятельности в структуре дополнительных образовательных услуг.
Основное требование к инструментарию - соответствие содержания вопросов
(их тематической направленности) уровням компетенции групп опрашиваемых.
Кроме того, наиболее оптимальная схема исследования сектора дополнительных образовательных услуг должна соответствовать схеме традиционного 8ЖОТ-анализа, компонентами которого являются:
1) изучение внешних конкурентных преимуществ:
^ изучение потенциальных и реальных потребителей с целью сегментации по признакам, определяющим степень
заинтересованности в дополнительных образовательных услугах, отношение к ценам, ассортименту услуг, выявления целевых сегментов, их типологии, ранжирования по приоритетности освоения высшим учебным заведением, т.е. мониторинг спроса на дополнительные образовательные услуги;
^ анализ социальных перемен с целью отслеживания емкости и динамики макрорынка дополнительных образовательных услуг;
^ изучение конкурентной среды с целью лучшего позиционирования высшего учебного заведения в системе аналогичных учреждений, т.е. мониторинг с составлением карты конкурентных позиций;
2) изучение внутренних конкурентных преимуществ (качества предлагаемых дополнительных образовательных услуг) через опрос всех участников процесса дополнительного образования.
На основе субъективных оценок участников процесса дополнительного образования и объективных показателей можно сформировать комплексную оценку состояния системы дополнительного образования РУДН для всех ее уровней, представить предложения по ее оптимизации, расширению спектра предлагаемых услуг и разработке системы информационного обеспечения
продвижения дополнительных образовательных услуг на внутренний и международный рынок.
Обоснование компонентов комплексного социологического исследования
Поскольку в рамках системы дополнительных образовательных услуг было выделено большое количество самостоятельных субъектов, необходимо определить, какие из них в первую очередь должны оказаться в центре социологического изучения, а какие - в центре внимания руководителей структурных подразделений ДПО РУДН. Таким образом, целесообразно выявление субъективных оценок существующей системы дополнительных образовательных услуг со стороны их реальных (абитуриентов (и их родителей), слушателей Учебно-образовательного центра (УОЦ) и Центра обучения профессорско-преподавательского состава (ЦОППС), специалистов, проходящих переподготовку и повышение квалификации) и потенциальных (студенты РУДН) потребителей; преподавателей, работающих в рамках данной системы; руководителей подразделений системы дополнительного образования (эксперты по изучаемой проблематики); работодателей и представителей центров занятости.
С преподавателями, специалистами и представителями центров занятости и аналогичных кадровых структур должны работать, в первую очередь, руководители структурных подразделений дополнительного образования. Это, в частности, подтвердили предварительные экспертные интервью с руководителями структурных подразделений ДПО РУДН. Так, руководство Факультета повышения квалификации медицинских работников (ФПКМР) прекрасно понимает потребности и, соответственно, структуру своей целевой аудитории (значимы различия между оперирующими и консультирующими специальностями; между «денежными» и «неденежными» и т.д.), а также оперативно реагирует на изменение маркетинговой среды (например, формирование сегодня страховой медицины, профессиональные менеджеры которой по определению должны иметь медицинское образование; потребность в подготовке специалистов по обслуживанию медицинской техники).
Обучение на Факультете повышения квалификации медицинских работников проходит около 8 000 человек в год. Структуру данного массива очень различающихся по возрасту и профессиональной подготовке слушателей можно представить следующим образом:
— Около 25% слушателей проходят обучение по краткосрочным программам (до 72 часов академических часов; занятия в течение недели; стоимость = 1 000 рублей); большинство не имеет медицинского образования.
— 50-60% слушателей проходят обучение по среднесрочным и длительным программам (от 72 до 144 академических часов; занятия в течение 3-4 недель; стоимость = 5 000 - 8 000 рублей); исключительно люди с медицинским образованием. Это самый трудный контингент - поскольку главной задачей для большинства слушателей данной категории является подтверждение своей квалификации (получение сертификата специалиста по конкретной медицинской специальности), они старше 30
лет и работают по специальности, но плохо посещают занятия и, в случае прикрепления их на кафедры медицинского факультета РУДН, не заинтересованы в работе.
- Самый незначительный по численности контингент (около 0,5%) -проходящие на базе ФПКМР интернатуру (лечебное дело, стоматология и черепно-лицевая хирургия, фармация).
- Слушатели длительных программ (свыше 100 академических часов; занятия в течение месяца; стоимость - свыше 10 000 рублей), нацеленные на тематическое усовершенствование, специализацию, соответственно, реально заинтересованные в получении знаний и опыта.
- Слушатели, проходящие профессиональную переподготовку (свыше 500 академических часов; стоимость = 30 000 - 50 000 рублей); очень серьезно относящиеся к процессу обучению люди со значительным опытом работы; одна из причин переподготовки - отсутствие вакансий по уже имеющейся специальности (например, врача-терапевта) и наличие вакансий по другой (например, врача-дерматолога).
В подобной ситуации социологическое исследование потребителей услуг Факультета повышения квалификации целесообразно только в том случае, если это исследование будет долговременным, детализированным и сфокусированным на данном конкретном подразделении ДПО РУДН.
Учитывая пилотажный характер социологического исследования, были опрошены следующие группы потребителей дополнительных образовательных услуг в РУДН:
1) абитуриенты, пришедшие на День открытых дверей 9 апреля 2005 г. (проведено сплошное анкетирование);
2) родители абитуриентов, пришедшие на День открытых дверей 9 апреля 2005 г. (проведено сплошное анкетирование);
3) слушатели Уникум-Центра (выборочное обследование);
4) студенты РУДН (обработана репрезентативная выборка анкет по 9 факультетам РУДН);
5) слушатели программ «второй иностранный язык» ЦОППС и УОЦ (обработана репрезентативная выборка анкет).
Результаты комплексного социологического исследования День открытых дверей
Посетителей Дня открытых дверей в РУДН можно условно разделить на 4 категории: 1) абитуриенты; 2) абитуриенты, обучающиеся на
подготовительных курсах при РУДН (около 30%); 3) родители абитуриентов; 4) родители абитуриентов, обучающихся на подготовительных курсах при РУДН. Большинство абитуриентов учатся в 11 классе (71%) и относят себя к людям со средним (58%) или выше среднего (30%) уровнем достатка. Половина пришедших на данный День открытых дверей абитуриентов посещают занятия на подготовительных курсах при вузах.
Абитуриенты
О РУДН абитуриенты узнают из справочников для поступающих в вузы (48%) и родственников/друзей (41%), реже в сети Интернет (30%).
Абитуриенты (93%) полагают, что сегодня невозможно или очень сложно поступить в вуз без дополнительной подготовки, только на базе школьной программы, объясняя это недостаточным вниманием тем предметам, которые необходимы для поступления на выбранную специальность (55%) (рис.3).
□ Да, в моей школе дают хорошее, качественное образование
□ Школьная программа в моей школе довольно насыщенна, но, думаю, что без дополнительных занятий поступить очень сложно
□ Нет, в рамках школьной программы недостаточное внимание уделено тем предметам, которые необходимы для поступления на выбранную мной специальность
□ Нет, в школе сложно в полном объеме освоить даже школьную программу
Рис. 3. Оценка возможности поступления в вуз без дополнительной
подготовки
Помимо обучения на подготовительных курсах 52% абитуриентов занимаются с репетиторами - большинство репетиторов работает в вузах (65%), конкретно в РУДН - 32%, или в общеобразовательных школах - 34% (рис.4). С репетиторами из РУДН занимаются москвичи с уровнем достатка выше среднего.
Как Вы считаете, можно ли поступить в вуз без дополнительной подготовки, только на базе школьной программы?
9,9%
7,0%
54,9%
Если Вы занимаетсь с репетиторами, уточните, пожалуйста, где работают Ваши преподаватели?
^7
Московская область
□ В РУДН □ В других высших учебных заведениях
□ В моей или других общеобразовательных школах □ Они работают не в учреждениях образования
Рис. 4. Место работы репетиторов
Слушатели подготовительных курсов уверены, что занятия на подготовительных курсах помогают им в школьном обучении - 78% (рис.5), хотя им сложно совмещать учебу в школе и на курсах и далеко ездить - 52%.
Помогают ли Вам занятия на подготовительных курсах в школьном
обучении?
9,9%
12,7%
77,5%
□ Да, мой уровень знаний после начала обучения на курсах значительно повысился
□ Сложно сказать, поскольку мой уровень знаний не изменился
□ Нет, я стал меньше уделять внимания школьным заданиям, поскольку сконцентрировался на курсах
Рис. 5. Оценка помощи подготовительных курсов в школьном обучении
Высокий уровень оплаты за обучение смущает только 12% опрошенных. За обучение на подготовительных курсах абитуриенты заплатят свыше 9 000
60%
50%
40%
30%
20%
10%
0%
рублей (38%), многие - свыше 20 000 рублей (30%), чтобы пройти подготовку по всему циклу необходимых для поступления дисциплин. 88% опрошенных считает размер оплаты вполне разумным и приемлемым, хотя 46% не смогли бы оплачивать обучение в случае повышения цены.
Решающими критериями выбора вуза для абитуриентов являются: качество образования (82%), престиж вуза (54%) и хорошая языковая подготовка (45%), т.е. основные «гарантии» успешного трудоустройства. Понимая сложность поступления в «престижные» вузы по общему конкурсу (только 18% сразу ориентировано на контрактное обучение), многие абитуриенты готовы поступать сразу в несколько вузов, в том числе в РУДН (49%), четко определившись лишь с факультетом и даже специальностью (73%), и чем актуальнее проблема поступления (ближе окончание школы), тем больше абитуриентов собираются сдавать экзамены сразу в несколько вузов: никто из девятиклассников, 70% десятиклассников, 49% одиннадцатиклассников. 47% ориентированы на поступление, в первую очередь, в РУДН.
Вы будете сдавать вступительные экзамены только в РУДН или в несколько вузов?
4,4%
48,5%
□ Я буду поступать только в РУДН
□ Я буду поступать сразу в несколько вузов, в том числе в РУДН
□ Я буду поступать в другие вузы, если не пройду по конкурсу в РУДН
□ Затрудняюсь ответить
Рис.6. Ориентация на поступление в другие вузы, кроме РУДН
Слушатели подготовительных курсов при РУДН
Большинство опрошенных на Дне открытых дверей слушателей подготовительных курсов при РУДН проходит обучение на годичных подготовительных курсах (58%). Решение о выборе курсов при РУДН слушатели принимают совместно с родителями (94%) и объясняют его желанием поступить именно в РУДН (84%), т.е. обучение на курсах рассматривается как определенная дополнительная гарантия поступления (оно основано на программах вступительных экзаменов).
Подавляющему большинству слушателей (84%) обучение на курсах в целом нравится и соответствует их ожиданиям (67%).
Нравится ли Вам в целом обучение на подготовительных курсах РУДН?
□ Да, нравится ОСкорее да, чем нет □ Затрудняюсь ответить □ Скорее нет, чем да ОНет, не нравится
Рис. 7. Отношение к обучению на подготовительных курсах РУДН
Слушатели высоко оценивают уровень подготовки (59%) и преподавательский состав (60%), высказывая пожелание, чтобы преподаватели вели у них занятия и после поступления (67%). Многие слушатели уверены, что получают весь необходимый для поступления в РУДН объем знаний (45%) за адекватную плату, соответствующую качеству обучения (52%) (которая, может быть, несколько выше, чем стоимость аналогичных программ на других подготовительных курсах - 29%) и стали бы рекомендовать подготовительные курсы при РУДН своим знакомым (44% при 53% отмечающих «ситуативность» подобного решения).
В целом наиболее взвешенные оценки обучению на подготовительных курсах дают одиннадцатиклассники - вероятно, их более актуализированная по сравнению с девятиклассниками, десятиклассниками и уже закончившими школу потребность поступить наряду с опасениями провалиться на экзаменах заставляет более критично подходить к выбору ответов на вопросы анкеты. Соответственно, девятиклассники и уже закончившие школу дают больше положительных оценок (рис.7), а одиннадцатиклассники подчеркивают такие «проблемные» вопросы обучения на подготовительных курсах, как сложность сочетания учебы в выпускном классе школы и на курсах, необходимость в
условиях высокой занятости далеко ездить и, иногда, дублирование школьного материала.
Опрос слушателей Уникум-Центра в целом подтверждает полученные на Дне открытых дверей результаты (рис.8). О возможности проходить обучение на подготовительных курсах при РУДН слушатели узнали из справочников для поступающих в вузы и от друзей, родителей, родственников (по 33% опрошенных) или на Дне открытых дверей (20%).
Рис. 8. Источник информации о подготовительных курсах РУДН
Решение о выборе курсов слушатели принимают совместно с родителями (96%), объясняя его желанием поступить именно в РУДН (57%) как в престижный вуз (23%), дающий хорошую подготовку (35%), в том числе языковую (21%). Обучение на курсах рассматривается как определенная гарантия поступления, поэтому вопросы, второстепенные по отношению к процессу подготовки к поступлению (как добираться, сколько платить, в какое время заниматься), рассматриваются как временные трудности на пути к достижению цели. Помимо занятий на подготовительных курсах слушатели занимаются самостоятельно (69%), а 36% - с репетиторами (28% репетиторов работает в РУДН) (рис.9).
43% опрошенных рассматривают поступление в РУДН как приоритет, 53% изначально ориентировано на сдачу вступительных экзаменов сразу в несколько вузов, причем большинство уже определились с выбором факультета и специальности (73%). Подавляющее большинство слушателей планируют поступать по конкурсу (87%).
Подавляющему большинству слушателей (88%) обучение на курсах в целом нравится благодаря талантливым преподавателям (31%), с которыми они хотели бы продолжать работать после поступления (69%) (рис.10), и основательной, разносторонней подготовке (27%), помогающей им и в школьном обучении
Откуда Вы узнали о подготовительных курсах при РУДН?
9,40%
32,80%
□ Из журналов, газет - 3%
■ Из справочников для поступающих в вузы - 32,8%
□ Из рекламы/передач по радио, телевидению - 0,9%
□ В сети Интернет - 9,4%
■ От друзей, родителей, родственников - 33,2%
□ На дне открытых дверей - 20%
(78%); они уверены, что получают необходимый для поступления в РУДН объем знаний (41%) за адекватную плату, соответствующую качеству обучения (57%), и однозначно готовы (35%) рекомендовать подготовительные курсы при РУДН своим знакомым.
Если Вы занимаетесь с репетиторами, уточните, пожалуйста, где работают Ваши преподаватели?
□ В РУДН □ В других вузах
□ В моей или других школах □ Они работают не в учреждениях образования
Рис. 9. Место работы репетиторов
Хотели бы Вы, чтобы преподаватели, ведущие занятия у Вас на курсах, преподавали бы у Вас в вузе после поступления?
2,50%
□ Да, мои преподаватели - прекрасные люди и талантливые педагоги
□ Сложно сказать, может быть
□ Нет
Рис. 10. Отношение к преподавателям, ведущим занятия на подготовительных курсах
Большинство опрошенных заплатит за обучение свыше 9 000 рублей (50%), многие (23%) - свыше 20 000 рублей. Подобные расценки кажутся 96% вполне разумными и приемлемыми, хотя 42% не смогли бы оплачивать обучения в случае повышения его стоимости.
Считаете ли Вы, что подготовительные курсы при РУДН дают необходимый объем знаний для поступления в Университет?
17,60%
□ Да, я уверен, что получаю весь необходимый для поступления в РУДН объем знаний
□ Полученный мной объем знаний явно недостаточен для поступления в другие вузы
□ Нет, как и любые другие подготовительные курсы, они дают недостаточный объем знаний - мне необходима дополнительная подготовка
□ Затрудняюсь ответить
Рис. 11. Оценка объема знаний, получаемых на подготовительных курсах
РУДН
Родители абитуриентов
Большинство родителей, пришедших на День открытых дверей, - жители Москвы (53%), люди среднего достатка (78%), с высшим образованием (76%), узнавшие о РУДН из справочников для поступающих в вузы (54%) или от друзей и родственников (35%), четко знающие, на какой факультет будет поступать их ребенок (94%). Родители согласны с детьми в вопросе о том, что является решающим в выборе вуза - качество образования (76%), престиж вуза (61%) и хорошая языковая подготовка (51%). 53% ориентированы на
поступление в РУДН в первую очередь, 43% - на поступление само по себе и ориентируют детей на сдачу экзаменов сразу в несколько вузов.
Абсолютное большинство родителей планирует поступление своих детей по общему конкурсу (86%; по москвичам - 78%), но если первая попытка ребенка поступить в вуз на дневное отделение окажется неудачной, 42% предпочтут, чтобы он был принят в вуз на контрактной основе или же попробовал поступить в другой вуз (39%), чтобы не терять год (табл.1).
Таблица 1
Стратегия действий абитуриента при непоступлении
Если первая попытка Вашего ребенка поступить в вуз на дневное отделение окажется неудачной, Вы предпочтете, чтобы %
Он поступил на выбранную специальность на контрактной основе 41,5
Он поступил на выбранную специальность на вечернюю или заочную форму обучения 10,7
Он попытался поступить в тот же вуз на ту же специальность в следующем году 5,1
Он попробовал поступить в другой вуз в этом году 39,0
Он прошел обучение на подготовительных курсах и попытался поступить еще раз 3,9
С точки зрения подавляющего большинства (82%) родителей, сегодня невозможно поступить в вуз без дополнительной подготовки (мнения о хорошем, качественном школьном образовании придерживается только 5% родителей), наиболее оптимальными формами которой считают, в первую очередь, занятия с репетитором (60%) и на подготовительных курсах (45%). Понимая отсутствие прямой зависимости между высокой стоимостью и высоким качеством подготовки к поступлению в вузы (71%), с ростом материального благосостояния родители, тем не менее, отдают предпочтение более дорогостоящим формам подготовки (занятиям с репетиторами из вузов).
Дети 73% родителей занимаются на подготовительных курсах при вузах (57%
- при РУДН), у 51% родителей - с репетиторами. 76% родителей считают обучение на подготовительных курсах необходимым для поступления в вуз. Репетиторы у детей большинства родителей - преподаватели вузов (63%), половина из них - преподаватели РУДН (31% опрошенных), причем у тех родителей, чьи дети ориентированы только на поступление в РУДН (57%), репетиторами работают только преподаватели РУДН.
Родители отмечают, что уровень знаний их ребенка после начала обучения на курсах значительно повысился (63%), но жалеют детей, которым приходится далеко ездить (51%) и совмещать обучение в школе и на курсах (35%). В отличие от самих абитуриентов, родителям сложнее оценить, насколько реальный процесс обучения детей на подготовительных курсах соответствовал их ожиданиям и представлениям (71% затруднились с ответом), поскольку, имея «опосредованное» отношение к обучению на курсах (в основном, их оплата), им удобнее давать оценку эффективности своих финансовых затрат и учебных усилий своего ребенка по конечному результату (поступлению в вуз). В среднем родители платят за обучение своих детей на подготовительных курсах около 9 000 рублей (54% опрошенных заплатит больше) - подобные расценки кажутся им вполне разумными и приемлемыми (81%), хотя многие не смогли бы оплачивать обучение в случае повышения его стоимости (56%).
У половины родителей (57%) дети являются слушателями подготовительных курсов при РУДН, поскольку планируют поступать именно в РУДН (83%). Родители также называют в качестве ключевых преимуществ подготовительных курсов при РУДН основательную, разностороннюю
подготовку (55%) и высококвалифицированный преподавательский состав (53%), однако только 33% уверены, что их дети получают весь необходимый для поступления в РУДН объем знаний; 35% настаивает на необходимости дополнительной подготовки (самостоятельно или с репетиторами). Многие родители готовы рекомендовать подготовительные курсы при РУДН своим знакомым (38% при 57% затруднившихся ответить).
Студенты РУДН
«Среднестатистическому» студенту РУДН нравится учиться в Университете (81%), который привлек его внимание в бытность школьником/абитуриентом своей известностью (22%) и возможностью получить хорошую подготовку (28%) (особенно языковую - 24%), необходимую для будущего успешного трудоустройства и, в перспективе, карьерного роста (68%).
С точки зрения использования дополнительных образовательных услуг конкретно в РУДН, можно условно разделить всех студентов на 4 группы:
1. Студенты, которые занимались с репетиторами или на подготовительных курсах при РУДН (28% опрошенных), но не посещают никаких дополнительных занятий сегодня.
2. Студенты, которые занимаются на платной основе в настоящее время (14%) - в основном изучающие дополнительный иностранный язык (91% представителей данной категории) или посещающие компьютерные курсы (5%). Большинство студентов в данной категории - не работающие девушки.
3. Студенты, которые не посещают никаких дополнительных занятий, но заинтересованы в прослушивании ряда курсов на платной основе (35%).
4. Студенты, которые не посещают никаких дополнительных курсов и вообще не планируют этого делать (30% опрошенных). Данная категория не представляет интереса для дальнейшего анализа, поскольку не является целевой аудиторией системы дополнительных образовательных услуг РУДН.
Заинтересованность в профессиональной подготовке объясняет, что около 75%, особенно бакалавриата (1-4-го курсов), в принципе заинтересованы в дополнительных образовательных услугах, 57% хотели бы прослушивать дополнительные курсы на платной основе и 25% высказывают готовность сделать это (колебаний по критерию факультета или бюджетной - контрактной формы обучения выявлено не было). Однако студентам сложно сформулировать, какие именно дисциплины/курсы они бы хотели прослушать (4% ответивших), - они указывают те названия (иностранные языки, психология, маркетинг, менеджмент и т.д.), знание которых (или просто наличие «документа» о прослушивании данных курсов) значительно упрощает поиск работы и повышает базовый уровень заработной платы. Таким образом, кафедры РУДН должны быть инициаторами предложений о возможных дополнительных курсах и обосновывать их важность в глазах студентов.
52% уже прибегали к платным образовательным услугам - 35% готовились к поступлению, 15% сегодня изучают иностранные языки (91% в данной категории) или посещают компьютерные курсы (5% в данной категории).
Большинство студентов (85%) знают, что в РУДН представлен широкий спектр дополнительных образовательных услуг на платной основе (55% знают конкретную информацию, остальные что-то слышали) (рис.12).
Знаете ли Вы, что в РУДН предоставляется широкий спектр дополнительных образовательных услуг на платной основе?
30,00%
□ да, знаю □ впервые слышу □ что-то слышал, но не знаю ничего конкретного
Рис. 12. Оценка информированности о дополнительных образовательных
учреждениях
Заинтересованность в дополнительном платном образовании объясняется уверенностью студентов, что в рамках подобных программ у них есть возможность изучать то, что интересно или нужно им лично (62%) (рис.13), хотя понимают связанные с ним «проблемы»: халатное отношение к учебе (40%), дороговизна (30%) и неудобное расписание занятий (23%).
Каковы, на Ваш взгляд, достоинства дополнительного платного образования?
18,30%
61,60%
19,80%
10,30%
□ дается конкретное и систематизированное знание
□ используются новые методы обучения и новые учебные пособия
□ к студентам предъявляются более мягкие требования с точки зрения подготовки посещения
□ возможность узнать то, что нужно или интересно тебе лично
Рис. 13. Оценка достоинств дополнительного платного образования
Каковы, по Вашему мнению, недостатки дополнительного платного
образования?
22,80%
39,80% „
8,00%
30,40%
□ неудобное расписание занятий
□ высокая плата за обучение
□ отсутствие гарантий качества получаемого образования
□ халатное отношение студентов к учебе, стремление получить поскорее документ об окончании курса
Рис. 14. Недостатки дополнительного платного образования
Некоторые студенты (6%) занимаются дополнительно вне РУДН (второе высшее психологическое образование в МГУ, международные языковые центры), объясняя это тем, что в РУДН подобная образовательная программа либо не представлена, либо слишком дорого стоит.
Если говорить о потенциале развития дополнительных образовательных услуг в РУДН, то студенты ориентированы на достаточно полный, но непродолжительный курс обучения (в течение нескольких месяцев - 18%) (рис.15), который может состоять не только из еженедельных занятий, но и из цикла семинаров/мастер-классов, после которого они получат сертификат (документ об окончании курсов, присвоении специальности) (44%).
Какая длительность дополнительного обучения кажется Вам оптимальной?
11,07%
7,49%
□ несколько семинаров, мастер-классов
□ занятия в течение нескольких недель
□ занятия в течение нескольких месяцев
□ занятия на протяжении нескольких лет
□ сложно сказать, это зависит от конкретной программы обучения
Рис. 15. Оценка длительности дополнительного обучения
Вас лично могут заинтересовать:
21,74%
□ отдельные образовательные программы, которые можно выбрать из целого ряда предлагаемых
□ одновременно несколько образовательных программ, объединенных в тематический блок (выбор из целого ряда предлагаемых тематических блоков)
□ модульная система (возможность самостоятельно продумывать направление дополнительного обучения в долгосрочной перспективе)
Рис. 16. Оценка различных видов образовательных программ
Соответственно, студенты заинтересованы в выборе конкретной образовательной программы (48%) (рис.16), хотя студенты медицинского и экологического факультетов заинтересованы также в различных тематических блоках (58%). Занятия должны проходить в очной или очно-заочной форме (93%), желательно в будние дни, в вечернее время (в интервале с 16 до 21 часов). Заниматься дополнительно в выходные дни в принципе согласны некоторые студенты инженерного факультета, факультета гуманитарных и социальных наук и физико-математических наук.
Независимо от того, работают студенты или нет, в качестве основного потенциального источника средств на оплату дополнительных образовательных услуг они называют «материальную помощь со стороны
родителей/родственников» (76%). Однако вопрос о приемлемой стоимости подобных услуг вызвал у 75% опрошенных затруднения - видимо, решение о возможности оплачивать ту или иную программу обучения всегда базируется на оценке реального соотношения цены программы, ее качества, личного интереса и необходимости для конкретного студента. Тем не менее, до 6 000 рублей большинство студентов готовы платить не только за семестр, год или всю программу обучения, но даже в месяц; до 9 000 рублей - за всю программу обучения, семестр или год; до 20 000 рублей - за всю программу или год обучения.
Студенты вечернего отделения
Крайне незначительное число студентов вечернего отделения (10%) в настоящее время изучает дополнительно, на платной основе, иностранные языки (44% в данной категории) и посещает компьютерные курсы (33% в данной категории), чуть большее число «вечерников» занималось на подготовительных курсах до поступления в РУДН (24%). Большинство студентов вечернего отделения не планирует пользоваться дополнительными образовательными услугами (70%), хотя многие (30%) допускают для себя подобную возможность в случае приемлемой оплаты за обучение - в основном это студенты первого курса филологического, инженерного и экономического факультетов. В качестве интересующих их дисциплин студенты также указывают иностранные языки, компьютерные курсы и психологию, т.е. те предметы, знание которых высоко оценивается работодателями во всех сферах занятости. Проблема заключается в том, что помимо высокой занятости (совмещение работы и учебы у большинства студентов вечернего отделения), препятствием для налаживания эффективной работы подобных тематических курсов может оказаться то обстоятельство, что студенты заинтересованы в них в большей степени на уровне намерений, которые не будут претворены в жизнь даже при наличии возможности учиться за приемлемые деньги.
Слушатели программы «второй иностранный язык» УОЦ и ЦОППС
В основном слушателями программы «второй иностранный язык» УОЦ и ЦОППС являются девушки (80%), средний возраст - 21 год (17-24-летние слушатели составляют 81% опрошенных), проживающие в ЮАО г. Москвы (46%), из семей среднего достатка (74%), не работающие (65%), студенты РУДН (63%) бюджетной формы (47%), за обучение которых по программе «второй иностранный язык» платят родители (80%).
Слушатели узнают о возможности изучать иностранный язык в РУДН от друзей и знакомых, которые учатся в РУДН (58%), или из объявлений на кафедральных стендах (33%); решают изучать иностранный язык в РУДН, учитывая высокий престиж языковой подготовки в РУДН (41%) или рекомендации близких людей (40%). В школе они изучали английский язык (71%), в вузе - английский, французский или немецкий, на курсах они, вероятно, предпочитают или поддерживать свой английский (65%), или повышать уровень
владения вторым языком, стремясь получить диплом переводчика (75%). Учиться на курсах слушатели планируют столько, сколько будет необходимо для изучения иностранного языка в объеме, достаточном для получения диплома переводчика (53% рассчитывают на 2-3 года обучения).
Слушателям программ «второго иностранного языка» нравятся занятия на курсах (86%) (рис.17), которые в целом соответствуют их ожиданиям и представлениям о языковой подготовке (45%), поэтому многие из них однозначно готовы рекомендовать языковые курсы при РУДН своим знакомым (39%).
Нравится ли Вам в целом учиться на курсах?
8 6 3,1 2,1 □ Да, нравится
□ Скорее да, чем нет
□ Затрудняюсь ответить
28 8 /57,5 □ Скорее нет, чем да
□ Нет, не нравится
Ваши представления и ожидания относительно обучения на курсах оправдались?
11 4,8 7,2
□ Процесс обучения превзошёл все мои ожидания
□ Мои ожидания полностью подтвердились
□ Затрудняюсь ответить
□ Я был (а) несколько разочарован(а)
□ Думаю, что существуют более оптимальные по соотношению качес
Рис. 17. Отношение к обучению на курсах
Курсы привлекают слушателей основательной подготовкой (38%), талантливыми педагогами (28%), возможностью выбирать разные языки (21%), учиться в удобное время (19%) и платить за это приемлемые деньги (13%). Сложнее всего слушателям сочетать работу или учебу в вузе с занятиями на языковых курсах (36%). С точки зрения организации процесса обучения, наибольшие нарекания слушателей вызывает обеспеченность учебнометодической литературой и санитарно-техническое состояние помещений (25% неудовлетворенных).
Уровень оплаты обучения на курсах кажется слушателям вполне разумным и приемлемым (98%) с точки зрения оптимального соответствия цены и качества обучения (53%), однако 46% опрошенных придется отказаться от обучения в случае повышения его стоимости.
Помимо курсов изучения иностранного языка слушатели (98%) не посещают других платных курсов, но многие из них (25%) были бы заинтересованы в подобной возможности (особенно студенты РУДН контрактной формы обучения), если бы смогли получить диплом/сертификат (50%), который повысит их шансы на успешное трудоустройство или быстрый карьерный рост (45%). Удобнее всего респондентам заниматься по очной или очно-заочной форме (97%), в будние дни в вечернее время (84%) и платить за обучение до 6 000 рублей (65%).
Таким образом, функционирующие сегодня в рамках системы дополнительных образовательных услуг РУДН программы слушатели оценивают чрезвычайно высоко благодаря основательной, разносторонней подготовке и высококвалифицированному преподавательскому составу. Им нравится процесс обучения, устраивает его организация и стоимость. Студенты РУДН, еще не задействованные в каких-либо дополнительных образовательных программах на платной основе, выражают заинтересованность, желание, а часто и готовность это сделать, однако предлагать конкретные курсы должны сами кафедры.
SUPPLEMENTARY EDUCATION AT THE PEOPLES’ FRIENDSHIP UNIVERSITY OF RUSSIA: CONSUMERS’ OPINIONS (RESULTS OF THE COMPLEX SOCIOLOGICAL RESEARCH)
N.P Narbut, I.V. Trotsuk
The Department of Sociology
Peoples’ Friendship University of Russia Miklukho-Maklaya str., 6, 117198, Moscow, Russia
The article represents the results of the complex sociological research conducted by the sociological laboratory in march - may 2005, aimed at receiving subjective opinions on supplementary educational sphere functioning and at evaluating possibilities of its development. Within the supplementary educational sphere a few groups of subjects were identified, but the sociological survey was appropriate for the following groups: active consumers (university entrants and their parents, supplementary educational courses students etc.) and potential consumers (PFUR students); PFUR teachers; PFUR subdivisions managers (experts in the field examined).