Научная статья на тему 'Ксенофобия как угроза формирования гражданской идентичности в современной России'

Ксенофобия как угроза формирования гражданской идентичности в современной России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
204
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КСЕНОФОБИЯ / XENOPHOBIA / ЭТНОФОБИЯ / ETHNOPHOBIA / ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / CIVIC IDENTITY / РУСОФОБИЯ / МИГРАНТОФОБИЯ / КАВКАЗОФОБИЯ / ИСЛАМОФОБИЯ / ISLAMOPHOBIA / RUSSOPHOBIA MIGRANTOPHOBIA / CAUCASOPHOBIA

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шевченко Ольга Михайловна, Данелюс Денис Владимирович, Серикова Ирина Борисовна

В статье рассматривается ксенофобия в качестве угрозы становления гражданской идентичности в современном российском социуме. Уделяется внимание рассмотрению причин и специфики русофобии, мигрантофобии, кавказофобии в стране. Акцентируется внимание на инструментальном использовании ксенофобии в риторике националистических организаций, политиков, общественных деятелей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Шевченко Ольга Михайловна, Данелюс Денис Владимирович, Серикова Ирина Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Xenophobia as the threat of formation civic identity in contemporary Russia

The article deals with xenophobia as a threat to the formation of civic identity in the modern Russian society. Attention is given to the consideration of the causes and specifics russophobia, migrantophobia, caucasophobia in the country. Focuses on the instrumental use of xenophobic rhetoric of nationalist organizations, politicians and public figures.

Текст научной работы на тему «Ксенофобия как угроза формирования гражданской идентичности в современной России»

О.М. Шевченко кандидат философских наук, доцент Института социологии и регионоведения Южного федерального университета*

Д.В. Данелюс

Аспирант Института социологии и регионоведения Южного федерального университета*

И.Б. Серикова Аспирант Института социологии и регионоведения Южного федерального университета*

Ксенофобия как угроза формирования гражданской идентичности в современной России

Недопустимо высокий уровень ксенофобии является одной из значимых проблем современной России. Постсоветские трансформации, происходящие в российском обществе, повлекли за собой затяжное кризисное состояние во всех сферах жизни россиян. В подобных условиях начинает усиливаться деструктивная активность населения. Под влиянием чувства социального протеста или в поисках смысла жизни часть населения либо пополняет ряды экстремистских политических организаций, либо, сбиваясь в стихийные группировки, начинает искать виновных в сложившейся ситуации. Идеологический вакуум и смутные перспективы на будущее уже сегодня порождают ситуацию нестабильности, а в дальнейшем угрожают непредсказуемостью направления общественного развития.

В российском социальном знании проблема различных проявлений ксенофобии на постсоветском пространстве находит отражение в работах таких авторов, как Г. Витковская1, А. Малашенко2, В. И. Мукомель3, В. Н. Ярская4. Региональный аспект агрессивных форм ксенофобии глубоко исследован учеными ростовской школы социологии

*Шевченко Ольга Михайловна, e-mail: olgashv2007@yandex.ru

Данелюс Денис Владимирович, e-mail: danelyus@mail.ru

*Серикова Ирина Борисовна, e-mail: irinaskudnova@mail.ru

Статья подготовлена в рамках выполнения внутреннего гранта ЮФУ «Угрозы национальной безопасности в условиях геополитической конкуренции и модели агрессивного и враждебного поведения молодежи на Юге России».

1 Витковская Г. Вынужденная миграция и мигрантофобия в России // Нетерпимость в России: старые и новые фобии / Под ред. Г. Витковской, А. Малашенко. М.: Московский Центр Карнеги, 1999.

Малашенко А. Ксенофобии в постсоветском обществе (вместо введения) // Нетерпимость в России. Старые и новые фобии. М.: Московский Центр Карнеги, 1999.

3 Мукомель В. Ксенофобия и насилие в России: современные и грядущие вызовы // Вестник института Кеннона в России. 2009. Вып. 16.

4 Ярская Н.В. Язык мой - враг мой: расистский дискурс в российском обществе // Социологические исследования. 2012. № 6.

Ю. Г. Волковым, И. П. Добаевым5, А. В. Сериковым6, В. В. Черноусом, О. М. Шевченко и др.7 Авторы рассматривают ксенофобию в контексте проблемы безопасности на Юге России на основе исторического материала и в свете современных тенденций развития региона.

Анализ научной литературы, посвященной проблеме ксенофобии, позволяет говорить о ней как о достаточно сложном и противоречивом явлении: с одной стороны, она выступает одним из способов социально-психологической защиты индивида и группы в непредсказуемом и небезопасном мире, а с другой, - является элементом политической технологии, конструирующей тот или иной образ «чужого» для достижения конкретных целей.

Следует отметить, что ксенофобия тесно связана с социальной идентичностью, поскольку представления о «своей» и «чужих» группах являются результатом идентификации, которые, будучи необходимой составной частью процесса конструирования и восприятия реальности, как правило, основываются не на личном опыте взаимодействия с членами различных групп, который зачастую отсутствует, а на уже готовых схемах, существующих в групповом дискурсе. От того какие образы идентичности будут доминировать в массовом сознании во многом зависят перспективы становления в России структур гражданского общества.

Утверждение гражданской идентичности в российском обществе является основой формирования прочной национальной солидарности, базирующейся на отождествлении индивида со своими согражданами, ответственности за судьбу страны. В связи с этим, наличие различных видов ксенофобии выступает серьезным препятствием для гражданской интеграции полиэтнического российского общества.

Исследование ксенофобии позволяет выделить ее наиболее актуальные виды, которые представляют угрозу формированию гражданской идентичности в стране. Наиболее распространенными проявлениями ксенофобии в современной выступают: русофобия, мигрантофобия, кавказофобия.

Русофобия как разновидность этнического вида ксенофобии представляет собой способ организации социальных отношений на основе неприятия основ национально-государственной и духовной жизни русских, основанное в основном на мифе об извечном тоталитарном характере русского государства. Появление русофобии обусловлено, во-первых, реакцией на политику русификации как комплекса мер, направленных на распространение (иногда насильственное) русской культуры и языка, активно проводимую в советский период; во-вторых,

5 Добаев И.П., Сериков А.В., Шевченко О.М. Агрессивность как фактор обострения молодежного экстремизма на Юге России // Южно-российское обозрение № 71. М.; Ростов н/Д: Изд-во Социально-гуманитарные знания,2012.

6 Сериков А.В. Экстремизация и протестная активность донской молодежи (анализ результатов социологического исследования) // Социально-гуманитарные знания. № 11. 2012.

Ксенофобия: вызов социальной безопасности на Юге России. Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ, 2004.

кризисом советской идентичности, который привел к актуализации иных видов идентичности, причем в оппозиционном относительно России ключе; в-третьих, политическим и экономическим кризисом в стране, сопровождавшимся сепаратистскими настроениями и межэтнической напряженностью в различных регионах России. Следует отметить, что носителями новых политико-идеологических идей выступили национальные элиты, которые используют русофобию в качестве эффективного инструмента консолидации групп на этнической основе.

Серьезным вызовом для национальной безопасности России стала масштабная миграция, повлекшая за собой мигрантофобию. В настоящее время значимыми причинами мигрантофобии выступают невнятная миграционная политика, неэффективная деятельность властей, коррупция, политическая безответственность и поиск виновных (по этническому признаку) в социально-экономических провалах отдельных регионов. Как справедливо отмечает А. Моргунова, «...отсутствие четкой государственной политики для противодействия негативным явлениям в обществе влечет за собой еще большее разделение граждан по принципу «мы/они» ... фактическое бездействие государства в решении сложнейшей проблемы интеграции мигрантов привело к тому, что общество оказалось разделенным на «своих» и

о

«чужих»8.

Основой мигрантофобии также является процесс этнизации миграции, которая является прямым следствием этноцентрического дискурса, широко распространенного в обществе. Этнизация миграции в массовом и политическом дискурсе привела к тому, что иммигранты идентифицируемые на основе этнических маркеров воспринимаются исключительно как несущие угрозу принимающему населению.

Наиболее полно процесс этнизация миграции воплотился в кавказофобии как наиболее распространенным проявлением этнического вида ксенофобии. Рост кавказофобии в России обусловлен экономической деятельностью иммигрантов, связанной преимущественно с торговлей; традиционной культурой и поведенческими особенностями представителей кавказских народов; чеченским военным конфликтом и последующими террористическими акциями боевиков; глобальной исламизацией мира.

Массовое распространение кавказофобия обрела в результате широкого общественно-политического дискурса, транслируемого СМИ, особенностью которого является преувеличенное значение этничности в социальных, политических, экономических проблемах общества9.

В основе кавказофобии лежит целый комплекс причин. Прежде всего, это большое количество представителей кавказского региона в

8 Моргунова А. Миграция. Проблема? // Вестник общественного мнения. 2010. № 2 (104) апрель-июнь. С. 94-95.

9 Глушко В.С., Сериков А.В. Социальная стабилизация в российском обществе: роль регулирования миграционных процессов // Научная мысль Кавказа. 2010. № 4.

российских городах, что само по себе является непривычным и оказывает раздражающее действие на коренное русское население. Сравнительно легкая адаптация кавказцев к рыночным отношениям, их способность занимать ключевые позиции в торговле, на рынках вызывает преимущественно негативные эмоции у местного населения. Раздражает и сплоченность кавказцев, объяснимая тем, что, будучи меньшинством, к тому же спаянным родственными и местническими узами, они зачастую выступают сообща в конфликтных ситуациях (в реальности эта сплоченность весьма относительна, поскольку между различными кавказскими этносами, осевшими в России, существуют серьезные противоречия).

Одной из важных причин распространения кавказофобии является также инструментальное использование ее в риторике националистических организаций, политиков, представителей силовых структур. Современные исследования данного феномена свидетельствуют: дискриминация и насилие в отношении представителей кавказских этносов часто носит организованный, институализированный характер и является политикой некоторых общественных организаций. Особенно распространена антикавказская риторика в русской провинции. Здесь местная власть для отвлечения общественного мнения от критической социально-экономической ситуации, а также действий собственных или «родственных» криминальных и полукриминальных групп, успешно использует «кавказскую проблему» в качестве «громоотвода». Настроения протеста всегда усиливаются, когда в информационном потоке об уголовных преступлениях появляется этнический, как правило кавказский, подтекст.

Одной из причин актуализации кавказофобии в постсоветской России является процесс глобальной исламизации мира. Это непосредственно касается России, поскольку исторически на ее территории велик удельный вес этносов, исповедующих ислам. Последнее обстоятельство способствует нарастанию тревожности в обществе и появлению исламофобии.

Важно отметить, что современная исламофобия приобретает специфические черты в зависимости от того, к какой системе идеологических координат принадлежит аналитик.

Наиболее радикального взгляда на исламскую угрозу в основном придерживаются либералы, отождествляющие себя с так называемыми «западниками». Для них, подозрительно относящихся к любой религии, ислам является воплощением взбунтовавшейся архаики, варварством, которое напало на цивилизованный мир, и покусилось на его ценности.

Консервативная позиция в отношении ислама сводится к тому, что, во-первых, ислам рассматривается не как самостоятельная угроза России, а как производная от других угроз. Во-вторых, ислам воспринимается не как целостная религиозная система, а как совокупность различных течений. В нем выделяют «...минимум два

разных ислама - «традиционный ислам», который лоялен России, и

Л П

«ваххабизм», который однозначно враждебен России» . Носителей «ваххабизма» сегодня чаще всего отождествляют с «фундаменталистами», «исламистами», «салафитами». Исламофобский характер этих рассуждений, на первый взгляд, совсем неочевиден. Ислам в целом не рассматривается в качестве врага: «хорошие» мусульмане отделяются от «плохих». Однако никто до сих пор не смог сформулировать четкие критерии, с помощью которых можно отличить «хороший» ислам от «плохого». Любая попытка определить такие критерии неизбежно затронет его фундаментальные основы.

Дело в том, что современная исламофобия носит в основном политически конъюнктурный характер: она активизируется в риторике политических деятелей, когда они обращаются к Западу, апеллируя к тем кругам, которые напуганы «международным терроризмом» или которые «.используют жупел «исламской угрозы» в своих политических интересах»11. Разумеется, это не означает, что исламофобия в России обусловлена исключительно политическими интересами, и что не существует терроризма или преступных группировок, которые заявляют о своей приверженности исламу. Однако эти проблемы не являются проблемами ислама как религии или мусульман как последователей своей религии. Конечно, существуют «горячие точки» на Северном Кавказе, но их причины в Чечне, Дагестане или на границе Ингушетии и Осетии совершенно различны и называть все это «конфликтом с исламом» было бы глубоко ошибочно.

Важно отметить, что сегодня мигранты, которые представлены самыми разными этническими группами (кавказцами, азиатами, украинцами, молдаванами и др.), заняли существенное место в жизни российского общества. Это привело к тому, что в общественном дискурсе популярность обрел термин «гастарбайтер», который наиболее полно и адекватно отразил радикальный переход от этнического принципа стереотипизации «чужого» к мигрантскому. Основными чертами образа гастарбайтера является то, что это «.пришлый, не местный человек, «мигрант», приехавший из-за границы, чтобы заработать денег и уехать. Его этничность, культура, страна происхождения, личные качества никого не интересуют. Его присутствие не очень желательно, оно раздражает, но приходится с ним мириться, ибо кому-то же надо трудиться на грязных и низкооплачиваемых работах. Он должен «знать свое место» - и место это находится вне

Л о

социальной иерархии принимающего общества»

На сегодняшний день в России именно с образом «гастарбайтера» неразрывно связана мигрантофобия, которая постепенно замещает ранее господствовавшие этнофобии. По мнению исследователей,

10 Абашин С.Н. Исламофобия // Гуманитарная мысль Юга России. 2005. № 1. С. 22.

11 Там же. С. 25.

12 Там же. С. 145.

появление мигрантофобии обусловлено не только экономическими причинами, но и страхом перед массовым присутствием носителей чужеродных культурных установок, способных радикально менять традиционные устои принимающего общества.

В целом можно отметить, что особенностью ксенофобии в современном российском обществе является смешение межэтнических и социальных (мигранты) маркеров в идентификации «своих» и «чужих». Безусловно, факторы роста этно- и мигрантофобий не могут быть объяснены однозначно. Наиболее известные антимигрантские аргументы, демонизирующие образ «чужого», сводятся к следующим: масштабный характер миграции дестабилизирует рынки труда, жилья; миграция ухудшает санитарно-эпидемиологическую обстановку; содействует криминализации групп по этническому признаку; иноэтнические мигранты завладевают ключевыми позициями в социально-экономических сферах; резко возрастает этнический фаворитизм и клиентизм; локализованный образ жизни мигрантов не способствует их интеграции в принимающее общество и т. п.13

Можно заметить, что в вышеприведенной аргументации присутствуют все социальные страхи: боязнь потери ресурсов, утраты собственной идентичности, неизбежности грядущих конфликтов.

Анализ наиболее актуальных видов ксенофобии в современной России позволяет утверждать, что именно в условиях многих, до сих пор нерешенных, социальных проблем в стране и новых глобальных вызовов (экономических, политических, культурных), огромное значение снова приобретает «образ врага», на которого можно свалить свои беды и неудачи.

Рассмотрение ксенофобии как препятствия для формирования гражданской идентичности в российском обществе, позволяет сделать вывод, что наличие ее различных видов, угрожающих целостности государства, обусловлено как внутренними факторами развития российского общества, так и тенденциями мирового развития.

К внутренним факторам, спровоцировавшим появление массовых фобий можно отнести «взрыв» идентичности, обусловленный, кризисом советской идеологии и идентичности, распадом СССР и появлением этнократических государств. Эти процессы сопровождались возрождением этнических и религиозных маркеров идентификации. В условиях кризисного состояния российского социума «взрыв» этнической идентичности можно рассматривать, во-первых, как защитную реакцию индивида и социальных групп на реальные или воображаемые угрозы, связанные с потребностью сохранить свои позиции и интересы; во-вторых, как способ эффективной интеграции в условиях обострения конкуренции за материальные, финансовые и

13

Сериков А.В. Влияние уровня гражданской идентичности на экстремизацию межнациональных отношений в регионе // Вестник Российской академии естественных наук. 2013. № 3.

властные ресурсы в условиях экономической и политической нестабильности.

К внешним факторам формирования различных видов ксенофобии в России относятся, во-первых, вовлечение России в глобализационный процесс, вынуждающий интегрироваться в мировое экономическое, политическое и культурное пространство. Это сопровождается такими социальными страхами, как боязнь утраты контроля над ресурсами, потеря политического суверенитета, кризис идентичности.

Осознание ксенофобии как социально опасного явления, особенно для полиэтничного российского общества, ведет к необходимости разработки эффективных мер ее профилактики и раннего предупреждения. Опасность раскола общества, угроза политической стабильности в полиэтничном государстве, которым является Россия, вынуждает объявить ксенофобии настоящую информационную войну.

В качестве основных способов информационной атаки на ксенофобию можно применять, во-первых, постоянный мониторинг, при помощи которого отслеживать ксенофобские идеи в выступлениях политиков, общественных деятелей, журналистов и т. д. Во-вторых, привлекать к оценке ксенофобии и ее негативных проявлений значимых для общества людей: политических лидеров, религиозных деятелей, популярных ведущих телевизионных программ. В-третьих, задействовать в формировании толерантности и политической корректности массовую культуру, формирующую стереотипы массового сознания.

Важно отметить, что политическая корректность становится общественной нормой не за счет появления большого количества директивных актов, а в процессе формирования и распространения политической культуры в обществе. Поэтому необходимо осуществить переход от этнических, конфессиональных или иных маркеров идентификации к социально-политическим характеристикам, т. е. начать формировать гражданскую культуру в обществе, которая станет основой гражданской идентичности населения России.

Шевченко О.М., Данелюс Д.В., Серикова И.Б. Ксенофобия как угроза формирования гражданской идентичности в современной России. В статье рассматривается ксенофобия в качестве угрозы становления гражданской идентичности в современном российском социуме. Уделяется внимание рассмотрению причин и специфики русофобии, мигрантофобии, кавказофобии в стране. Акцентируется внимание на инструментальном использовании ксенофобии в риторике националистических организаций, политиков, общественных деятелей.

Ключевые слова: ксенофобия, этнофобия, гражданская идентичность, русофобия, мигрантофобия, кавказофобия, исламофобия.

Shevchenko O.M., Danelus D.V., Serikova I.B. Xenophobia as the threat of formation civic identity in contemporary Russia. The article deals with xenophobia as

a threat to the formation of civic identity in the modern Russian society. Attention is given to the consideration of the causes and specifics russophobia, migrantophobia, caucasophobia in the country. Focuses on the instrumental use of xenophobic rhetoric of nationalist organizations, politicians and public figures.

Key words: xenophobia, ethnophobia, civic identity, russophobia migrantophobia, caucasophobia, islamophobia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.