Научная статья на тему 'Ксенофобия как фактор угрозы национальной безопасности государств и политической стабильности в Черноморско-Каспийском регионе'

Ксенофобия как фактор угрозы национальной безопасности государств и политической стабильности в Черноморско-Каспийском регионе Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
449
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КСЕНОФОБИЯ / XENOPHOBIA / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / NATIONAL SECURITY / ЧЕРНОМОРСКО-КАСПИЙСКИЙ РЕГИОН / THE BLACK AND CASPIAN SEA REGION / ИСЛАМОФОБИЯ / ISLAMOPHOBIA / СЕПАРАТИЗМ / SEPARATISM / НАЦИОНАЛИЗМ / NATIONALISM / РЕЛИГИОЗНЫЙ ФАНАТИЗМ / RELIGIOUS FANATICISM

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Шевченко Ольга Михайловна

Статья посвящена исследованию ксенофобии как фактору угрозы национальной безопасности стран и политической стабильности в Черноморско-Каспийском регионе. По мнению автора, актуализация различных видов ксенофобии в Черноморско-Каспийском регионе обусловлена как внутренними противоречиями социального развития входящих в него стран, так и геополитическими интересами ряда стран Ближнего Востока и США.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

XENOPHOBIA AS A THREAT TO THE NATIONAL SECURITY OF STATES AND TO POLITICAL STABILITY IN THE BLACK AND CASPIAN SEA REGION

The article is devoted to the xenophobia as a threat to national security and political stability in the Black and Caspian Sea region. According to the author, the updating of various types of xenophobia in the Black and Caspian Sea region is caused by both internal contradictions of social development of its member states and the geopolitical interests of some Middle East countries and the United States.

Текст научной работы на тему «Ксенофобия как фактор угрозы национальной безопасности государств и политической стабильности в Черноморско-Каспийском регионе»

УДК 332.1 © 2015 г.

О.М. Шевченко

КСЕНОФОБИЯ КАК ФАКТОР УГРОЗЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВ И ПОЛИТИЧЕСКОЙ СТАБИЛЬНОСТИ В ЧЕРНОМОРСКО-КАСПИЙСКОМ РЕГИОНЕ1

Шевченко Ольга Михайловна - кандидат философских наук, доцент Института социологии и регионоведения ЮФУ, г. Ростов-на-Дону, e-mail: [email protected]

Аннотация. Статья посвящена исследованию ксенофобии как фактору угрозы национальной безопасности стран и политической стабильности в Черноморско-Каспийском регионе. По мнению автора, актуализация различных видов ксенофобии в Черноморско-Каспийском регионе обусловлена как внутренними противоречиями социального развития входящих в него стран, так и геополитическими интересами ряда стран Ближнего Востока и США.

Ключевые слова: ксенофобия, национальная безопасность, Чер-номорско-Каспийский регион, исламофобия, сепаратизм, национализм, религиозный фанатизм.

Реалии современного мира демонстрируют две разнонаправленные тенденции. С одной стороны, предпринимаются попытки по созданию единого мирового сообщества, интенсифицируются интеграционные процессы, с другой - в мире нарастают дезинтеграция и хаос. Данные тенденции затрагивают практически все регионы мира, включая и Черноморско-Каспийский.

Страны, входящие в Черноморско-Каспийский регион, отличаются как размерами территории, численностью и этническим составом

1 Статья выполнена в рамках внутреннего гранта ЮФУ № 213.01-07-2014/15ПЧВГ «Угрозы национальной безопасности в условиях геополитической конкуренции и модели агрессивного и враждебного поведения молодежи».

населения, так и самобытностью культуры, значимое место в которой сегодня занимает религиозный фактор.

Современные проблемы Черноморско-Каспийского региона обусловлены как внутренними противоречиями социального развития входящих в него стран, так и геополитическими интересами ряда стран Ближнего Востока и США. Их закономерным следствием становится актуализация ксенофобии, выполняющей в данном регионе как защитную, так и манипулятивную функции.

В научной литературе ксенофобия рассматривается как достаточно сложное и противоречивое явление: с одной стороны, она выступает одной из форм социально-психологической защиты индивида и группы в непредсказуемом и опасном мире, а с другой - является элементом политической технологии, конструирующей тот или иной образ чужого для достижения конкретных целей [14].

Ксенофобия в Черноморско-Каспийском регионе имеет внешнюю и внутреннюю направленность, связанную с местонахождением ее объектов. Г. Айзерман правомерно выделил два основных вектора направленности ксенофобии: шовинизм, адресованный против другого государства, и диаспорофобию, нацеленную против национальных меньшинств внутри страны. И шовинизм, и диаспорофобия, по мнению немецкого социолога, связаны с потребностью сохранения национального достоинства, экономического развития и социального обеспечения коренного населения и направлены, прежде всего, против чужаков [11].

Внешняя ксенофобия чаще всего находит отражение в государственной идеологии, стремящейся утвердить статусность, суверенность своего государства или своего народа любым способом, в том числе насильственным, например, путем завоевания или подчинения себе чужой территории. Внутренняя ксенофобия выражается не только в диаспорофобии, но и в мигрантофобии, которая чаще всего обусловлена социально-экономическими проблемами в обществе. К внутренней ксенофобии также можно отнести негативное отношение самих мигрантов или их потомков к коренному населению [5].

Основными проявлениями внешней ксенофобии в Черноморско-Каспийском регионе являются американофобия, русофобия и исламо-фобия.

Изучению различных аспектов современной американофобии посвящены работы В. Байнева, В. Винника, З. Видовича, О. Шевченко и др. [3]. По мнению данных авторов, американофобия отражает современные негативные установки в отношении политической и экономической си-

стемы США, ценностно-мировоззренческих и духовно-нравственных установок американской нации, т. е. неприятие Соединенных Штатов как национального государства и его культурных основ.

Причина формирования подобных стереотипов общественного сознания связана с направленностью интересов США на основные мировые регионы [5, 4], в том числе и на Черноморско-Каспийский регион. Америка выделяет враждебные государства и преследует их, используя широкий диапазон средств: применение военной силы с целью свержения законной власти и её замены прозападным режимом (Ирак), экономические санкции для ослабления глобального и регионального влияния (Россия), политическое и экономическое давление с целью сворачивания национальной ядерной программы (Иран).

В стремлении к мировому господству США навязывают другим государствам свои правила игры, пытаются устранить с политической арены неугодные государства, нарушают баланс интересов. Все это, естественно, вызывает решительное противодействие. Пытаясь превратить США в своего рода вторую Римскую империю, ее лидеры делят народы и государства на «друзей Рима» и «врагов Рима» (т. е. Вашингтона. - О.Ш.), используя двойные стандарты в отношении своих и чужих.

С. Хантингтон обращает внимание на дискретность декларируемых принципов в политике Запада и их практического воплощения. США лицемерят, используя в политической деятельности двойную мораль: «...да, демократию следует развивать, но нет, не следует, если это приводит к власти исламских фундаменталистов; да, нераспространение ядерного оружия очень правильная вещь, если речь идет об Ираке и Иране, но нет, когда речь доходит до Израиля. агрессия против богатых нефтью кувейтцев должна получить отпор, но совсем иное дело, если речь идет об агрессии против боснийцев, нефтью, увы, не владеющих...» [13, с. 151].

Под предлогом распространения «демократии» и «прав человека» США военными методами реконструируют политическую карту Ближнего Востока, ряд государств которого входят в Черноморско-Каспийский регион. По мнению специалиста по исламу Г. Фуллера, политика США в исламском мире сфокусирована не на распространении демократии, а преследует прежде всего собственные цели: обеспечение бесперебойных поставок энергоносителей из региона, безопасность Израиля, нераспространение оружия массового уничтожения, борьба с терроризмом, предотвращение возникновения любого регионального гегемона [1, р. 213].

Осуществление такой политики неизбежно ведет к созданию нового поля политико-идеологического напряжения. Вызовы, брошенные США остальному миру, ведут к возникновению многообразных по своим формам «ответов».

Односторонний и агрессивный характер политики Соединенных Штатов провоцирует создание оппозиционных движений, идеология которых опирается исключительно на американофобию, активно конструирует «образ врага» в лице США. В связи с этим правомерно рассматривать сегодняшнюю американофобию (в частности, на политическом уровне) как реакцию, прежде всего, на имперское высокомерие сверхдержавы, весьма вольно относящейся к нормам международного права. Политика гегемонии США закономерно вызывает тревогу крупных региональных держав (России, Китая, Индии и др.), ряда европейских государств, сопротивление многих стран третьего мира.

В условиях однополярного мира международная структура безопасности представляет, по сути, совокупность союзов и блоков, прямо или косвенно руководимых США. Полагаясь на свою военную мощь и наличие союзников, Соединенные Штаты убеждены, что могут использовать свои вооруженные силы для целей принуждения практически безнаказанно и без риска возмездия со стороны других государств [12]. Тем не менее американское военное давление на другие страны, их насильственная демократизация по западному сценарию вызывают серьезное противодействие, способствуют появлению у США новых врагов. Несмотря на имеющийся потенциал, США все-таки неспособны насильственно изменить цивилизационные особенности стран и регионов, а потому американские геополитические притязания вызывают контртенденцию. Так, в Черноморско-Каспийском регионе формируется новый центр евразийского регионализма, главными политическими субъектами которого выступают Россия, Турция и Иран.

Таким образом, тенденции мирового развития, во многом обусловленные геополитической стратегией США, приводят к появлению американофобии как специфического способа защиты государствами своих национальных интересов.

Наряду с американофобией достаточно устойчивым видом ксенофобии в отдельных странах Черноморско-Каспийского региона становится русофобия.

В основе актуализации современной русофобии и русофобского дискурса лежат, во-первых, гегемонизм США; во-вторых, стратегии решения сырьевой проблемы глобальным центром (странами «золото-

го миллиарда») за счет военного/невоенного захвата ресурсов периферийных стран; в-третьих, продолжающимся процессом строительства национальных государств на постсоветском пространстве (Грузия, Украина) и формированием их национальной идентичности.

Конструируя «образ врага», западные массмедиа опираются на различные стереотипные представления, связанные с Россией. Россию обвиняют не только в совершении кровавых преступлений в прошлом и настоящем, но и приписывают вынашивание зловещих планов на будущее. Главная задача западных средств массовой информации заключается в том, чтобы убедить мировое сообщество в возрождении у России имперских амбиций, ее нацеленности на захват чужих территорий и возможной военной угрозы с ее стороны для стран новой объединенной Европы, прежде всего прибалтийских государств.

Стратегической целью информационного противоборства, активно использующего русофобию, являются вытеснение России с мировой политической арены и внесение ее в список так называемых государств-изгоев, дегуманизация и демонизация образа России в общественном сознании.

Особенно активно русофобия как инструмент начинает использоваться там, где интересы США сталкиваются с интересами других государств. Так, Грузия, входящая в состав Черноморско-Каспийского региона, после распада Советского Союза стала ареной борьбы между континентальными и атлантическими силами. Экономическое и политическое ослабление России в конце ХХ в. привело к тому, что Грузия, стремясь отмежеваться от общего политического и культурно-исторического прошлого, заняла жесткую антироссийскую позицию. Подобное развитие событий было обусловлено как влиянием США, поставившими государство под свой контроль, так и развитием грузинского национализма, связанного со стремлением создать собственное национальное государство. Приход к власти в Грузии проамериканских политиков и политическое конструирование грузинской нации сопровождались агрессивной русофобией.

Сегодня Грузия последовательно реализует курс на евроинтегра-цию и вступление в НАТО. Новым шагом является попытка оборонной кооперации на региональном уровне, включающем, помимо Грузии, Азербайджан и Турцию, уже связанную с Североатлантическим военным альянсом. При этом каждая из сторон видит в создании подобного союза свои плюсы: Грузия - защиту от «российской угрозы», Азербайджан - изоляцию Армении от России в случае обострения конфликта в

Нагорном Карабахе, Турция - закрепление своего влияния в Закавказье, ранее полностью принадлежавшем России.

На Северном Кавказе осуществляется целый ряд антироссийских геополитических проектов, среди которых эксперты выделяют три наиболее опасных для национальной и региональной безопасности России: западный (прежде всего, американский), арабо-исламистский (ваххабитский) и туранский (турецкий) [6]. Ведущим выступает западный проект, а два других, несмотря на относительную автономность, активно поддерживаются США и их союзниками. В результате в регионе постоянно подогреваются сепаратизм, национализм, религиозный фанатизм, подолгу сохраняются очаги напряженности, связанные с взаимными территориальными претензиями. Особенно активно в последние полтора десятилетия здесь эксплуатируется религиозно-этнический фактор.

Разжиганию русофобских настроений способствует затяжной политический кризис в современной Украине. Россию обвиняют в аннексии Крыма и военно-экономической помощи сепаратистски настроенным жителям Донбасса, т.е. фактически в развале государства и попытках отделения от Украины юго-востока страны. По нашему мнению, русофобия на Украине отчасти провоцируется как западным, так и местным политическим истеблишментом, отчасти является следствием исторически сложившейся культурной и религиозной разнородности населения страны: украиноязычного униатского и католического запада и русскоязычного православного востока.

С осени 2013 г. в связи с украинским кризисом, а затем новой фазой антитеррористической кампании на Ближнем Востоке с военным участием России ситуация с русофобией в Черноморско-Каспийском регионе значительно обострилась.

Помимо русофобии, в Черноморско-Каспийском регионе наблюдается рост исламофобии, связанный в настоящее время с активизацией деятельности террористической организации «Исламское государство Ирака и Леванта» (ИГИЛ).

Важно отметить, что современная исламофобия приобретает специфические черты в зависимости от того, какими идеологическими установками руководствуется аналитик.

Радикальный взгляд на исламскую угрозу в основном характерен для либералов, отождествляющих себя с так называемыми западниками. Для них ислам - это воплощение взбунтовавшейся архаики, варварство, которое напало на цивилизованный западный мир и его систему ценностей. Развитие либерализма воспринимается западниками

как борьба с отсталостью, варварством, т.е. как борьба с «анти-западом» [11, с. 21]. Роль последнего до недавнего времени выполнял коммунизм, а в настоящее время - ислам.

Консервативная позиция в отношении ислама сводится к тому, что, во-первых, ислам не рассматривается как самостоятельная угроза безопасности региона, а выступает производной от других угроз. Во-вторых, ислам воспринимается не как целостная религиозная система, а как совокупность различных течений. В нем чаще всего выделяют два разных ислама - традиционный ислам и ваххабизм [11, с. 22]. В рамках консервативной позиции ислам в целом не рассматривается в качестве врага: «хорошие» мусульмане отделяются от «плохих», поэтому исламобофский характер этих рассуждений на первый взгляд совсем неочевиден. Однако до сих пор не сформулированы четкие критерии, с помощью которых можно отличить «хороший» ислам от «плохого». Любая попытка создать такие критерии неизбежно затронет его фундаментальные основы.

Современная исламофобия, по нашему мнению, носит в основном политически конъюнктурный характер: она активизируется в риторике политических деятелей, когда они обращаются к Западу, апеллируя к тем кругам, которые напуганы «международным терроризмом» или которые «.используют жупел "исламской угрозы" в своих политических интересах» [11, с. 25].

Свою роль в актуализации исламофобии играют мировые и региональные СМИ. В прессе и на телеэкране реальные трудности в отношениях с мусульманским миром стали быстро трансформироваться в пугающий массмедийный продукт, вследствие чего исламский фактор гиперболизировался. В общественном сознании возникло представление об исламской, а не исламистской угрозе, которая действительно существует.

Различие между этими двумя понятиями стало осознаваться совсем недавно. Ислам, как и любая другая религия, сам по себе не несет угрозы миру и обществу: «.угроза. возникает лишь тогда, когда ислам перестает быть религией и начинает использоваться в качестве политической идеологии, которая предназначена для захвата власти в отдельных странах, регионах или в планетарном масштабе во имя создания будущего Всемирного халифата» [10, с. 119]. Подтверждением этому является деятельность уже упомянутой группировки ИГИЛ, в состав которой входят приверженцы не только радикального салафит-ского (ваххабитского), но и традиционного ислама, а также баасисты, в принципе выступающие за строительство светского государства [7,

с.50]. Тем не менее деятельность группировки носит разрушительный характер, ставит под вопрос сложившиеся политические, экономические социальные и культурные основы существования региона, поскольку детерминирована воинствующим исламизмом.

Завершая рассмотрение исламофобии в Черноморско-Каспийском регионе, хотелось бы заметить: страны, входящие в его состав, никогда не были гомогенными в религиозном отношении. Более того, население даже одной страны редко было приверженцем какой-либо одной религии. Поэтому стремление некоторых политических деятелей сформировать «образ врага» в лице исламского мира как такового, а не радикальной исламистской идеологии, способствует дезинтеграции стран Черноморско-Каспийского региона, обладающих различной религиозной идентичностью.

Наряду с внешней ксенофобией, направленной на другие государства и регионы, в странах Черноморско-Каспийского региона имеют место и различные виды внутренней ксенофобии (этнические, религиозные, смешанные).

Появление внутренней ксенофобии обусловлено совокупностью социально-психологических, экономических, политических и собственно социальных факторов, сложившихся в обществе.

Социально-психологические факторы, лежащие в основе ксенофобии, связаны, прежде всего, с потребностью индивида в групповой идентификации и межгрупповом сравнении; с ощущением опасности извне, которая представлена не только силами природы, но и присутствием в мире других сообществ; с состояниями фрустрации и депри-вации, сопровождаемыми эмоциями страха, презрения, гнева, отвращения, зависти. По сути, эти социально-психологические факторы формирования ксенофобии представляют собой совокупность тяжелых социальных условий и негативных психологических переживаний, отражающих состояние страха, испытываемого группой, перед реальными или потенциальными угрозами, а также чувство неудовлетворенности социальной группы сложившейся ситуацией.

Социально-психологические факторы внутренней ксенофобии являются производными от экономических, политических и социальных условий, сформировавшихся в обществе.

К экономическим факторам, порождающим внутреннюю ксенофобию, можно отнести, прежде всего, конкуренцию за природные ресурсы, которые, к сожалению, имеют ограниченный характер, а также стремление к обладанию какими-либо материальными благами. Экономические факторы в свою очередь тесно связаны с политическими и

социальными. В качестве политического фактора формирования внутренней ксенофобии можно выделить борьбу за политическую власть и определенные преференции, которые она дает, например, возможность обеспечить групповую безопасность, статусные позиции или доступ к материальным благам.

Социальным фактором формирования внутренней ксенофобии является наличие в обществе этносоциальной стратификации, в результате которой этнические группы оказываются на разных ступенях социальной лестницы именно в силу своей этнической принадлежности и т. д. [13].

На наш взгляд, оборотной стороной актуализации и даже гиперболизации проблемы идентичности становится внутренняя ксенофобия. Поскольку наибольшую актуальность в ряде стран Черноморско-Каспийского региона имеют этническая и религиозная идентичности, её рост и смешение неизбежно сопровождаются проявлением различного рода этнонациональных и этнорелигиозных фобий. Примером устойчивой внутренней этнонациональной фобии являются турецко-курдские отношения.

По мнению исследователей, причиной обострения данной проблемы внутри Турции является курдский этнонационализм, прогрессирующий отчасти из-за гонений и давления на курдов со стороны государства. Основой различных форм дискриминации и притеснений курдов выступает представление, что курды - это «чужие». Диапазон представление об их инаковости достаточно широк: от представлений, согласно которым курды - это «турки, утратившие собственную культурную идентичность» [8, с. 99], до их исключения из турецкой нации. Несмотря на то что курды - мусульмане, в турецком политическом и общественном дискурсе они рассматриваются как орудие в руках внешних сил, желающих дестабилизировать и разделить страну.

В эскалации конфликтов в странах Черноморско-Каспийского региона традиционно значимую роль играет и религиозная составляющая. Она придавала особую остроту многолетнему конфликту между шиитским Ираном и суннитским Ираком, но даже сегодня мусульмане-сунниты, проживающие в Иране, по данным ООН, подвергаются различным формам дискриминации со стороны подавляющего большинства населения страны - мусульман-шиитов.

Несмотря на то что религиозное противостояние между шиитами и суннитами существует более тысячи лет, по мнению экспертов, данный конфликт представляет самую большую угрозу безопасности в регионе. В условиях жесткой геополитической борьбы за лидерство на

Ближнем Востоке религиозная ксенофобия представляет эффективный инструмент политической мобилизации социальных групп. Так, Иран является союзником президента Сирии Б. Асада, принадлежащего к одной из шиитских сект, в то время как суннитские страны Персидского залива, а также Турция поддерживают сирийских повстанцев, многие из которых являются суннитами. Тем самым политическое противостояние стран региона завуалировано религиозными мотивами.

С нашей точки зрения, религия выполняет сугубо инструментальную роль в дестабилизации ситуации в регионе. С её помощью в очередной раз конструируются границы между своими и чужими мирами, а различные политические силы используют религию для обоснования территориальных или иных притязаний, оправдания применяемых насильственных методов.

Подводя итог сказанному, можно прийти к некоторым выводам. В условиях современных геополитических трансформаций, связанных с перераспределением зон влияния в Черноморско-Каспийском регионе, ксенофобия различной этиологии становится эффективной политической технологией, используется различными силами для обеспечения влияния и лоббирования своих интересов как на глобальном, так и на региональном уровнях.

Литература

1. Fuller G.E. The Future of Political Islam. N.Y., 2003. 227 р.

2. Абашин С.Н. Исламофобия // Гуманитарная мысль Юга России. 2005. № 1. С. 20-26.

3. Байнев В.Ф., Винник В.Т. Система неоколонизации XXI века // Новая экономика. 2009. № 5. С. 3-11; Видоевич З. Глобализация, хаотизация и конфликты в современном мире // Социологические исследования. 2005. № 4. С. 25-32; Шевченко О.М. Американофобия в период глобальных трансформаций мирового развития // Этносоциум и межнациональная культура. 2013. № 8 (62). С. 162-180.

4. Вялых Н.А., Лубский А.В., Посухо-ва О.Ю. Национальная интеграция и межэтнические отношения в США и ФРГ как предмет научных исследований в России // Социально-гуманитарные знания. 2015. № 7. С. 8-17.

5. Дегтярев А.К. Управление миграционными потоками в США: политика снижения конфликтогенного потенциала //

References

1. Fuller G.E. The Future of Political Islam. N.Y., 2003. 227 r.

2. Abashin S.N. Islamofobiia // Gumani-tarnaia mysl' Iuga Rossii. 2005. № 1. S. 2026.

3. Bainev V.F., Vinnik V.T. Sistema ne-okolonizatsii XXI veka // Novaia ekono-mika. 2009. № 5. S. 3-11; Vidoevich Z. Glo-balizatsiia, khaotizatsiia i konflikty v so-vremennom mire // Sotsiologicheskie is-sledovaniia. 2005. № 4. S. 25-32; Shevchen-ko O.M. Amerikanofobiia v period glo-bal'nykh transformatsii mirovogo razvi-tiia // Etnosotsium i mezhnatsional'naia kul'tura. 2013. № 8 (62). S. 162-180.

4. Vialykh N.A., Lubskii A.V., Po-sukhova O.Iu. Natsional'naia integratsiia i mezhetnicheskie otnosheniia v SShA i FRG kak predmet nauchnykh issledovanii v Rossii // Sotsial'no-gumanitarnye znaniia. 2015. № 7. S. 8-17.

5. Degtiarev A.K. Upravlenie mi-gratsionnymi potokami v SShA: politika snizheniia konfliktogennogo potentsiala //

Вестник Адыгейского гос. ун-та. Регионо-ведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2015. № 4.

6. Добаев И.П. Дискурсивные практики геополитической идентификации России в условиях глобализации и регионализации. URL: http://www.geopolitika.ru (дата обращения: 21.09.2015).

7. Евсеев В., Зимин Ю. Перспективы «Исламского государства» // Обозреватель-Observer. 2015. № 2. С. 43-56.

8. Кудряшова Ю.С. О росте значения курдского фактора в условиях меняющегося Ближнего Востока // Ежегодник ИМИ. 2014. Вып. 2(8). С. 94-105.

9. Лубский А.В., Дегтярев А.К., Вялых Н.А. Модели и практики национальной интеграции в США // Социально-гуманитарные знания. 2015. № 11.

10. Пасандиде С. Исламизация политики и политизация ислама // Власть. 2013. № 1. С. 117-119.

11. См.: Померанц Г. Кто такие чужаки? // Психология национальной нетерпимости. Минск, 1998.

12. Фролова А.С., Посухова О.Ю., Сериков А.В. Отражение ценностной политики в сфере межэтнических отношений в СМИ США // Историческая и социально-образовательная мысль. 2015. № 6.

13. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М., 2003. 603 с.

14. Шевченко О.М. Методология конструктивизма в социально-философском исследовании ксенофобии // Теория и практика общественного развития. 2013. № 11. С. 30-34.

Vestnik Adygeiskogo gos. un-ta. Re-gionovedenie: filosofiia, istoriia, sotsiologiia, iurisprudentsiia, politologiia, kul'turologiia. 2015. № 4.

6. Dobaev I.P. Diskursivnye praktiki geopoliticheskoi identifikatsii Rossii v uslovi-iakh globalizatsii i regionalizatsii. URL: http://www.geopolitika.ru (data obrashche-niia: 21.09.2015).

7. Evseev V., Zimin Iu. Perspektivy «Is-lamskogo gosudarstva» // Obozrevatel'-Observer. 2015. № 2. S. 43-56.

8. Kudriashova Iu.S. O roste znacheniia kurdskogo faktora v usloviiakh me-niaiushchego-sia Blizhnego Vostoka // Ezhegodnik IMI. 2014. Vyp. 2(8). S. 94-105.

9. Lubskii A.V., Degtiarev A.K., Vialykh N.A. Modeli i praktiki natsional'noi integratsii v SShA // Sotsial'no-gumanitarnye znaniia. 2015. № 11.

10. Pasandide S. Islamizatsiia politiki i politizatsiia islama // Vlast'. 2013. № 1. S. 117-119.

11. Sm.: Pomerants G. Kto takie chu-zhaki? // Psikhologiia natsional'noi ne-terpimosti. Minsk, 1998.

12. Frolova A.S., Posukhova O.Iu., Serikov A.V. Otrazhenie tsennostnoi politiki v sfere mezhetnicheskikh otnoshenii v SMI SShA // Istoricheskaia i sotsial'no-obrazovatel'naia mysl'. 2015. № 6.

13. Khantington S. Stolknovenie tsivili-zatsii. M., 2003. 603 s.

14. Shevchenko O.M. Metodologiia kon-struktivizma v sotsial'no-filosofskom issledo-vanii ksenofobii // Teoriia i praktika ob-shchestvennogo razvitiia. 2013. № 11. S. 3034.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.