Научная статья на тему 'Ксенофобия как эффективная технология современных информационных войн'

Ксенофобия как эффективная технология современных информационных войн Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
522
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КСЕНОФОБИЯ / XENOPHOBIA / ОБРАЗ ВРАГА / IMAGE OF THE ENEMY / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION TECHNOLOGY / ИНФОРМАЦИОННАЯ ВОЙНА / INFORMATION WARFARE / РУСОФОБИЯ / RUSSOPHOBIA / ИСЛАМОФОБИЯ / ГОСУДАРСТВА-ИЗГОИ / OUTCAST STATES / ISLAM-PHOBIA

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Шевченко Ольга Михайловна, Штофер Людмила Львовна

Статья посвящена исследованию ксенофобии как эффективной технологии по созданию образа врага, которая используется в современных информационных войнах. Опираясь на конструктивистский подход в понимании ксенофобии, авторы интерпретируют ее как способ конструирования образа чужого, что позволяет различным политическим силам использовать ксенофобию в информационном конструировании социальной реальности для обеспечения собственного влияния и лоббирования своих интересов в мире.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

XENOPHOBIA AS AN EFFECTIVE TECHNOLOGY OF MODERN INFORMATION WARFARE

The article is devoted to the study of xenophobia as an effective technology for the creation of an "enemy image", which is used in modern information warfare. Based on constructivist approach in understanding xenophobia, the authors interpret it as a way of constructing the image of the "other" that allows different political forces to use xenophobia in the informational construction of social reality for its own influence and lobbying of its interests in the world.

Текст научной работы на тему «Ксенофобия как эффективная технология современных информационных войн»

УДК 355.01 © 2015 г.

О.М. Шевченко, Л.Л. Штофер

КСЕНОФОБИЯ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ВОЙН*

Шевченко Ольга Михайловна - доктор философских наук, доцент кафедры конфликтологии и национальной безопасности Института социологии и регионоведения ЮФУ, г. Ростов-на-Дону, e-mail: ol-gashv2007@yandex.ru

Штофер Людмила Львовна - кандидат философских наук, доцент кафедры философии и культурологии Ростовского государственного экономического университета (РИНХ), г. Ростов-на-Дону, e-mail: Filosofiya327@yandex.ru

Аннотация. Статья посвящена исследованию ксенофобии как эффективной технологии по созданию образа врага, которая используется в современных информационных войнах. Опираясь на конструктивистский подход в понимании ксенофобии, авторы интерпретируют ее как способ конструирования образа чужого, что позволяет различным политическим силам использовать ксенофобию в информационном конструировании социальной реальности для обеспечения собственного влияния и лоббирования своих интересов в мире.

Ключевые слова: ксенофобия, образ врага, информационные технологии, информационная война, русофобия, исламофобия, государства-изгои.

* Статья выполнена в рамках внутреннего гранта ЮФУ № 213.01-07-2014/15ПЧВГ «Угрозы национальной безопасности в условиях геополитической конкуренции и модели агрессивного и враждебного поведения молодежи».

Сложность социальных процессов, идущих в современном мире, сопровождается кардинальными изменениями в раскладе геополитических сил и субъектов влияния в мировом сообществе, которые связаны с крушением однополярного мира и появлением новых центров политического влияния (Европа, Россия, Китай). В условиях сложившегося политического контекста одним из способов конкурентной борьбы за мировое влияние являются информационные войны, в которых используется медийные средства демонизации образа противника или конкурента.

Эффективной технологией информационного противоборства в мире выступает ксенофобия как способ конструирования образа чужого. Данный способ позволяет управлять поведением человека, формируя в его сознании нужные образы чужих и врагов. Это может быть использовано в разных целях: как для обеспечения собственной безопасности, так и в борьбе за власть, территорию, природные ресурсы.

В социальном знании в понятие «ксенофобия» часто вкладывают представления о естественной для человека склонности мыслить мир в категориях «свои» - «чужие» и о специфических эмоциональных состояниях (страхи/фобии), которые он испытывает при встрече с чем-то чуждым, неизвестным. Но при этом без внимания обычно остается тот факт, что граница, проводимая между своим и чужим, не всегда является естественной, она социально организована и может сопровождаться целенаправленным формированием образа врага.

Анализ научной литературы, посвященной ксенофобии, позволяет говорить о ней как достаточно сложном и противоречивом явлении: с одной стороны, она выступает одним из способов социально-психологической защиты индивида и группы в непредсказуемом и небезопасном мире, а с другой - является элементом политической технологии, конструирующей тот или иной образ чужого для достижения конкретных целей. Интерпретируя ксенофобию как способ конструирования социальных отношений на основе антагонистической оппозиции «свои - чужие», можно говорить о ее эффективности в качестве средства мобилизации социальных групп для отстаивания своих интересов [14, с. 67].

Современный этап общественного развития характеризуется все возрастающей ролью информационной компоненты во всех сферах общественной жизни. Уже в настоящее время прослеживается зависимость всей системы безопасности от информационного фактора.

Информационные технологии стали неотъемлемым компонентом социальной реальности, посредством которого конструируется новая реальность, формируется общественное сознание. В таких условиях ксенофобия приобретает преимущественно инструментальный характер, позволяющий манипулировать массовым сознанием на основе целенаправленного формирования образа чужого или врага. В истории человечества образ врага во всех его ипостасях всегда выступал в качестве эффективного пропагандистского инструмента, который использовался властью для тотального подчинения и управления общественным сознанием населения.

Понятие «враг» («враги») тесно связано с дихотомией «мы -они», «свои - чужие», лежащей в основе ксенофобии. Понятие «враг» уже само по себе несет негативные ассоциации и не может претендовать на бесстрастное отношение к нему, поскольку выражает высшую степень негативного отношения к чужому.

ТЛ С ____С _

В современной литературе, посвященной изучению концепта врага, имеет место важное методологическое разграничение понятий «враг» и «образ врага». В частности, враг рассматривается как «...актор (явление), представляющий собой реальную или мнимую угрозу самому существованию индивида, группы, социума, носитель антигуманных свойств и качеств» [6, с. 32]. В такой интерпретации враг может ассоциироваться с конкретной личностью, племенем, этносом, нацией, классом, партией, государством и т. д. Но враг и представление о враге, т. е. его образ, могут значительно отличаться друг от друга, так как общественное сознание отражает не только объективную реальность, но и оценочные интерпретации, и эмоциональные компоненты восприятия.

Таким образом, информационное конструирование образа врага опирается на различные негативные представления, позволяющие осуществлять ее дегуманизацию и демонизацию в общественном сознании.

Теснейшая взаимосвязь современных войн и новых коммуникационных технологий ставит перед глобализирующемся миром новые проблемы: постиндустриальная эпоха характеризуется все возрастающей ролью информационной компоненты во всех сферах общественной жизни. Посредством глобальных и региональных компьютерных и телекоммуникационные сетей конструируемый образ врага используется различными политическими силами для обеспечения собственного влияния и лоббирования своих интересов на глобальном, региональном и национальном уровнях.

Современные информационные технологии позволяют использовать новые формы борьбы за власть, за влияние в мире, напрямую не связанные с вооруженным насилием. В первую очередь речь идет о целенаправленной дискредитации противника в глазах мирового сообщества, манипулировании общественным сознанием собственного населения, нагнетании панических настроений в рядах противоборствующей стороны и т. д. Вышеназванная тенденция, по мнению исследователей, подрывает основу существования «классической» войны как исключительно вооруженного насилия [15].

Важно отметить, что в отечественной научной литературе устойчивая терминология, связанная с осмыслением информационной войны, пока отсутствует. Имеет место вариативность исследовательских позиций. Например, Г.Г. Почепцов определяет информационную войну как «... коммуникативную технологию по воздействию на массовое сознание с кратковременными и долговременными целями» [9, с. 20]. В справочных изданиях информационная война определяется как «действия, предпринимаемые для достижения информационного превосходства в интересах национальной военной стратегии и осуществляемые путем влияния на информацию и информационные системы противника при одновременной защите собственной информации и своих инфосистем» [2, с. 56].

Более концептуальным представляется определение, данное В.Ф. Прокофьевым: «Информационная война - это широкомасштабная информационная борьба с применением способов и средств информационного воздействия на психику людей, в первую очередь на их индивидуальное и общественное сознание, а также на функционирование технических средств в интересах достижения целей воздействующей стороны» [10, с. 27].

Анализ публикаций показывает, что по направленности воздействий информационная война подразделяется на информационно-техническую и информационно-психологическую: в первом случае главными объектами воздействия и защиты являются информационно-технические системы связи, телекоммуникации, радиоэлектронные средства, компьютерные сети и т. д.; во втором - психика личного состава Вооруженных сил и населения противника, система формирования общественного мнения и принятия решений.

По нашему мнению, эти аспекты информационной войны взаимосвязаны. Их объединяет единое информационное поле, в рамках которого разворачиваются современные наступательные и оборонительные операции.

Во второй половине ХХ в. в связи с начавшимся глобализацион-ным процессом, а также с появлением телевидения и глобальных информационных сетей, прежде всего Интернета, во-первых, повысилась эффективность ведения информационной войны; во-вторых, значительно расширились возможности её ведения. Так, в условиях глобализации экономики информационная война стала по-настоящему грозным оружием. В случае возникновения напряженности в межгосударственных отношениях, лишь нагнетая истерию по поводу возможных санкций, можно нанести серьезный урон экономической и финансовой сферам противника. Результатом становятся отток капиталов, сокращение зарубежных инвестиционных проектов, обрушение рынка ценных бумаг противника и, как следствие, девальвация его национальной валюты. Проблемы в экономике неизбежно затрагивают социальную сферу, что пагубно влияет на политическую стабильность внутри страны. Последнее обстоятельство может спровоцировать массовые волнения и даже привести к социальной революции, что чаще всего является стратегической целью информационного воздействия.

Исследователи отмечают, что «информационные войны на современном этапе приравниваются к оружию массового поражения, поскольку они преследуют множество целей: от поражения системы государственного управления, пунктов военного управления, противодействия средствам управления огнем до воздействия на личный состав и морально-психологическое состояние общества» [1, с. 88].

Важно отметить, что в условиях информатизации всех сфер жизни современного общества трансформации подвергаются субъект и объект войны, а также средства её ведения. Если в недалеком прошлом субъектом войны было только государство либо его коалиции, то в настоящее время подобный статус приобретают как различные группировки (прежде всего экстремистской и террористической направленности), имеющие, как правило, свой рупор в СМИ (катарский канал «Аль-Джазира»), так и отдельные личности, выступающие через собственные сайты (Дж. Ассанж, ^^кЫеакз) либо использующие сторонний информационный ресурс (Эд. Сноуден). Последними яркими примерами стали сокрушительные по своей разоблачающей силе информационные вбросы, связанные с деятельностью американских разведывательных служб.

В современном мире гораздо отчетливее и с неменьшим разрушительным эффектом проявляется психологическая ипостась информационной войны. Целенаправленно организуемая и направляемая государством, она задействует все имеющиеся ресурсы. Опираясь на ис-

торические факты (определенным образом отобранные и интерпретируемые), апеллируя к стереотипам общественного сознания, чувству национальной исключительности (либо, напротив, ущемленности), ценностно-мировоззренческим установкам, различные государственные структуры в лице полномочных представителей, включая и первых лиц государства, делают публичные заявления, конструктивной основой которых выступает архаическая дихотомия «мы - они», «свои -чужие». «Мы»/«свои» - гаранты мира и процветания, борцы за справедливость, безопасность, общечеловеческие ценности, следовательно, мы персонифицируем добро. «Они»/«чужие» преступно попирают базовые принципы общечеловеческого существования, грубо нарушают нормы международного права, осуществляют агрессивную политику, следовательно, являются воплощением зла.

Информационная война в её классической вербально-манипулятивной форме латентно протекает в периоды относительной политической стабильности, начиная активно проявляться в периоды обострения межгосударственных отношений. Традиционно усиливает негативный заряд, распространяемый по информационным каналам, тщательно подобранный, а иногда и откровенно сфабрикованный (с целью моральной дискредитации противника) видеоряд.

Организаторы информационно-психологической войны, как и создатели любого массмедийного продукта, менее всего взывают к человеческому разуму, поэтому никогда не приводят подлинные факты в их целостности, не показывают явление в его диалектическом единстве. Они апеллируют к эмоционально-волевой сфере, стремясь в первую очередь вызвать взрыв негодования, актуализировать низменные чувства ненависти и жажды мщения.

Последний из примеров полномасштабной информационной войны с участием третьих стран (Европы и США) связан с событиями в Украине, нежеланием мирового сообщества признать право юго-востока страны и его населения на политическую автономию.

В настоящее время мы можем наблюдать, как осуществляется новый виток консолидации западного мира на основе конструирования образа врага в лице России.

В связи с политическим кризисом в современной Украине сегодня в мировом информационном пространстве наиболее актуальным видом ксенофобии является русофобия, распространяемая украинскими и западными средствами массовой информации. В основе «взрыва» русофобии в современном информационном пространстве лежат, во-первых, политические амбиции США, их притязание на мировое господство и

сохранение любыми способами модели однополярного мира; во-вторых, стратегии решения сырьевой проблемы глобальным центром (странами «золотого миллиарда») за счет захвата ресурсов периферийных стран посредством их целенаправленного ослабления вплоть до подчинения или полного уничтожения; в-третьих, продолжающийся процесс строительства в Украине национального государства и формирования национальной идентичности, который сопровождается использованием агрессивной русофобии в качестве эффективной технологии политического конструирования украинской нации.

Информационное конструирование образа врага в лице России опирается на различные негативные представления, позволяющие осуществлять дегуманизацию и демонизацию страны в общественном сознании [4]. В адрес России звучат обвинения в совершении кровавых преступлений в прошлом и настоящем, приписывается подготовка зловещих планов в будущем. В результате образ России как врага де-монизируется, становится воплощением абсолютного зла. Главная задача работы западных массмедиа заключается в том, чтобы убедить мировое сообщество в возрождении у России имперских амбиций, ее нацеленности на захват чужих территорий и возможной военной угрозе с ее стороны для стран новой Европы (Латвии, Литвы, Польши и т. д.).

Результатом нагнетания в мировых СМИ антироссийских настроений стал откат не только в отношениях России и Запада, но и в отношениях России со своим ближайшим соседом. Его последствия не могут быть измерены исключительно экономическими показателями. Они намного серьезнее, поскольку затрагивают индивидуальное и общественное сознание населения Украины, способствуют оживлению ксенофобского дискурса, русофобских настроений на территории сопредельного государства.

Стратегической целью информационной войны, активно использующей русофобию, является вытеснение России с мировой политической арены и внесение ее в список так называемых государств-изгоев. Именно это, по мнению русофобски настроенных американских политических деятелей, позволит устранить Россию с политической арены как субъект политики.

Термин «государства-изгои» возник во внешнеполитическом дискурсе США в конце 80-х - начале 90-х гг. ХХ в., объединив ряд стран и включив их в мировую «ось зла» [13]. На протяжении всего периода активного использования этого термина в категорию изгоев попадали такие страны, как Иран, Ирак, Северная Корея, Ливия, Куба, Сирия. Важно отметить, что феномен государств-изгоев в качестве

чужих как объектов ксенофобии конструировался не на идеологическом (как ранее), а скорее на нормативно-институциональном основании: в качестве критерия принадлежности выступало нарушение этими государствами определенных норм международного права и основанного на нем политического поведения. Однако не следует забывать, что государства-изгои играют роль чужого для международного сообщества, организованного именно вокруг США и входящего в зону их влияния.

Направленность интересов США на основные мировые регионы, выделение «враждебных» государств с их последующим преследованием вплоть до применения военной силы (Ирак, Сирия), экономического эмбарго (Куба), открытого давления (Иран, Северная Корея, Ливия), экономических санкций (Россия) приводит к тому, что Америка, постулируя свои правила по отношению к другим суверенным государствам, сама регулярно нарушает нормы международного права. В борьбе за усиление своего влияния в мире США используют различные виды ксенофобии для защиты своих интересов в мировом масштабе. Так, помимо русофобии, осуществляется демонизация ислама, приводящая к распространению массовой исламофобии в современном мире.

Заместитель ректора Сассекского университета профессор Г. Конвей, руководивший проектом по исследованию исламофобии, определил это новое явление как «.боязнь и ненависть к исламу и мусульманам, присущие СМИ всех уровней, и распространение во всех слоях общества. Исламофобия проявляется в изображении ислама как цивилизации не отличной от Запада, а отсталой; мусульманской культуры - не как многоликой и прогрессивной, а застывшей и статичной, враждебной к инакомыслию и дискуссиям, патриархальной и женоненавистнической, фундаменталистской и потенциально угрожающей другим культурам». В сжатом виде эту идею сформулировал Р. Траст: «Ислам - не партнер, а враг» [5].

В понимании причин исламофобии можно выделить три направления.

Представители первого полагают, что сегодняшняя исламофобия является продолжением исторического противостояния между христианством и исламом, начавшегося в средневековый период. Многие авторы заговорили о возвращении к временам крестовых походов [12].

Представители второго направления (А.И. Уткин, П.К. Гречко и др.) усматривают причины появления исламофобии в том массовом страхе, который был порожден террористической атакой на Всемирный торговый центр в 2001 г. С точки зрения П.К. Гречко, заблужде-

нием является широко распространенное мнение, согласно которому США вполне успешно продвигают свои ценности по всему миру. Он полагает, что США, напротив, обороняются от врагов: «.сегодня их новым врагом, сменившим идеологического оппонента времен холодной войны, становится современный международный терроризм, который отождествляется с новым проявлением варварства.» [3, с. 47]. Только на первый взгляд кажется, что США продолжают политику высокомерного всесилия в отношении исламских государств (Афганистан, Ирак), сопровождающуюся их фактической оккупацией, принудительной сменой политической власти, стремлением установить контроль над природными ресурсами. В реальности политика насилия США обусловлена экзистенциальным страхом перед радикальным исламом. Поэтому в международных делах образ мусульманина часто демонизируется и персонифицирует собой враждебную Западу цивилизацию, что собственно позволяет легитимировать политику США на Среднем Востоке и в Южной Азии.

Ряд исследователей акцентируют внимание исключительно на прагматических интересах в формировании и распространении исла-мофобии, рассматривая ее как «.политический акт определенных кругов мира в целях создания искусственного "врага" для оправдания увеличения военных расходов» [8, с. 95].

Считается, что рост современного исламского радикализма является одним из реальных ответов на глобальные притязания Запада в сфере управления мировым сообществом и контроля над ним. В результате для многих американских политиков после окончания холодной войны новым идейным врагом стал «воинственный исламизм». Исследователи отмечают, что негативный образ ислама конструируется посредством информационного распространения «негативных стереотипов и мифов (темы международного терроризма, хиджаба, положения женщины и др.) ... Сейчас для западного обывателя ислам выполняет такую же роль "пугала", как до 1990 г. Советский Союз и идея коммунизма» [11, с. 47].

Воспроизводство различных видов ксенофобии (кавказофобия, русофобия, исламофобия, этнофобия) активно используется в информационных войнах на Кавказе с целью дестабилизации этнополитиче-ской ситуации. Противодействие этим деструктивным технологиям может быть успешным лишь в случае усиления социального партнерства государства, гражданского общества, науки и бизнеса [7, с. 85].

В целом можно сделать вывод о том, что в условиях современных геополитических трансформаций, связанных с перераспределени-

ем зон влияния, ксенофобия в своих различных видах выступает эффективной политической технологией информационных войн, которая используется различными политическими силами (в частности западными) для обеспечения собственного влияния и лоббирования своих интересов как на глобальном, так и региональном уровнях.

Литература

1. Бабаянц Ю.А. О различных аспектах информационных войн // Информационная война против Российской Федерации: инсти-туализация информационного противоборства в контексте реализации Стратегии национальной безопасности РФ: материалы круглого стола. М., 2011. С. 88-93.

2. Геополитика, международная и национальная безопасность. М., 1999. 220 с.

3. Гречко П.К. Понятие «мирового порядка» в контексте глобальных преобразований // Глобализация и мультикультурализм. М., 2005. 332 с.

4. Дегтярев А.К., Черноус В.В. Западная социальная мысль: комплекс культурного расизма и русофобии // Философия права. 2012. № 2. С. 70-75.

5. Калет А., Собянин А.Д. Исламофобия // Научно-культурологический журнал. 2012. № 17 (255). 16 нояб. [Электронный ресурс]. URL: http://www.relga.ru (дата обращения: 20.09.2014).

6. Козырев Г.И. «Враг» и «образ врага» в общественных и политических отношениях // Социологические исследования. 2008. № 1. С. 31-39.

7. Крамарова Е.Н., Черноус В.В. Кавказоведение: роль в процессе реинтеграции, становления российской гражданской идентичности и потенциала бизнеса // Научная мысль Кавказа. 2014. № 4. С. 82-89.

8. Мирзахмедов А. Феномен ислама // Социологические исследования. 2003. № 3. С. 93-96.

9. Почепцов Г.Г. Информационные войны. М., 2000. 523 с.

10. Прокофьев В.Ф. Тайное оружие информационной войны: атака на подсознание. М., 2003. 408 с.

11. Халидов Д.Ш. Об информационной войне на Западе и кое-что о геополитике //

References

1. Babajanc Ju.A. O razlichnyh aspektah informacionnyh vojn // Informacionnaja vojna protiv Rossijskoj Federacii: institualizacija informacionnogo protivoborstva v kontekste realizacii Strategii nacional'noj bezopasnosti RF: materialy kruglogo stola. M., 2011. S. 88-93.

2. Geopolitika, mezhdunarodnaja i nacional'naja bezopasnost'. M., 1999. 220 s.

3. Grechko P.K. Ponjatie «mirovogo porjadka» v kontekste global'nyh preobrazovanij // Globalizacija i mul'tikul'turalizm. M., 2005. 332 s.

4. Degtiarev A.K., Chernous V.V.Za-padnaia sotsial'naia mysl': kompleks kul'tur-nogo rasizma i rusofobii // Filosofiia prava. 2012. № 2. S. 70-75.

5. Kalet A., Sobjanin A.D. Islamofobija // Nauchno-kul'turologicheskij zhurnal. 2012. № 17 (255). 16 нояб. [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www.relga.ru (data obrashche-niya: 20.09.2014).

6. Kozyrev G.I. «Vrag» i «obraz vraga» v obshhestvennyh i politicheskih otnoshenijah // Sociologicheskie issledovanija. 2008. № 1. S. 31-39.

7. Kramarova E.N., Chernous V.V. Kav-kazovedenie: rol' v protsesse reintegratsii, stanovleniia rossiiskoi grazhdanskoi identich-nosti i potentsiala biznesa // Nauchnaia mysl' Kavkaza. 2014. № 4. S. 82-89.

8. Mirzahmedov A. Fenomen islama // Sociologicheskie issledovanija. 2003. № 3. S. 93-96.

9. Pochepcov G.G. Informacionnye vojny. M., 2000. 523 s.

10. Prokofev V.F. Tajnoe oruzhie informacionnoj vojny: ataka na podsoznanie. M., 2003. 408 s.

11. Halidov D.Sh. Ob informacionnoj vojne na Zapade i koe-chto o geopolitike //

Информационная война против Российской Федерации: институализация информационного противоборства в контексте реализации Стратегии национальной безопасности РФ: материалы круглого стола. М., 2011. С. 43-73.

12. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М., 2003. 603 с.

13. Харкевич М.В. Государства-изгои как образ «другого» в мировой политике // Политические исследования. 2009. № 4. С. 99-110.

14. Шевченко О.М. Сущность и виды ксенофобии: история и современность. Ростов н/Д., 2013. 204 с.

15. Штофер Л. Л. К вопросу о дуальной роли информационных технологий в глобализирующемся мире // Философские проблемы: вчера, сегодня, завтра. Ростов н/Д., 2009. С. 86-101.

Шогшасюп^а уо]па ргойу ЯОББЦБ^ Беёегасп: тБЙШа^асуа тГогшасюппо§о ршйуоЬо^уа V коп1екБ1е геа^асп 81ха1е§п пасюпаГпо] Ье2ора8по8й КБ: та!епа1у кг^^о БЮ1а. М., 2011. Б. 43-73.

12. ИапИ^^п 8. Sto1knovenie ст^асу. М., 2003. 603 Б.

13. Иагквужк Ы.У. Gosudarstva-izgoi как оЬга «drugogo» V mirovoj politike // РоНйсЬеБЫе issledovanija. 2009. № 4. S. 99-110.

14. 8кеуекепко О.М. БшИИпоб^ i vidy ksenofobii: istoгija i sovгemennost'. Rostov п/Б., 2013. 204 б.

15. 8Шо/вг Ь.Ь. К voprosu о dцa1'noj гоН infoгmacionnyh tehno1ogij v g1oba1iziгцjцshhemsja тке // Fi1osofskie ргоЬ1ету: vcheгa, segodnja, zavtгa. Rostov п/Б., 2009. Б. 86-101.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.