Научная статья на тему 'Крымские гастрольные туры Павла Орленева'

Крымские гастрольные туры Павла Орленева Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
61
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГИМНАЗИЯ / HIGH SCHOOL / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ / СЦЕНИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО / ГЛАВНАЯ РОЛЬ / MAIN PART / ГIМНАЗIЯ / ОСВIТА / ТВОРЧIЙ ШЛЯХ / СЦЕНIЧНА МАЙСТЕРНIСТЬ / ГОЛОВНА РОЛЬ / STAGE MASTERY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Шендрикова С.П.

В статье идет речь о гастрольных поездках знаменитого драматического артиста России начала ХХ века Павла Николаевича Орленева по Крыму.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Crimean guest tour of Pavel Orlenev

In the presented article the guest tour of the famous Russian drama actor Pavel Orlenev around Crimea in the beginning of the XX th century is analysed.

Текст научной работы на тему «Крымские гастрольные туры Павла Орленева»

Ученые записки Таврического национального университета им. В. И. Вернадского

Серия «Исторические науки». Том 24 (63), № 2 : спецвыпуск «История Украины». 2011 г. С. 140-145.

УДК 792.2(09)(477.75)

КРЫМСКИЕ ГАСТРОЛЬНЫЕ ТУРЫ ПАВЛА ОРЛЕНЕВА

Шендрикова С. П.

Таврический Национальный университет им. В.И. Вернадского, Симферополь, Украина E-mail: snezhanashendrikova@rambler.ru

В статье идет речь о гастрольных поездках знаменитого драматического артиста России начала ХХ века Павла Николаевича Орленева по Крыму.

Ключевые слова: гимназия, образование, творческий путь, сценическое мастерство, главная роль.

История театрального искусства в Крыму богата и многогранна. Истоки её простираются ещё во времена Античности. Крымское средневековье тоже имеет свои примеры театрализованных представлений. Но, пожалуй, самым ярким периодом в свете становления профессионального театрального искусства на полуострове является конец XIX - начало ХХ веков, когда в Симферополе был образован стационарный театр. На сцене его, приезжая с гастрольными спектаклями из Москвы, Санкт-Петербурга, Киева и других городов Российской империи выступали такие знаменитые артисты того времени, как М. Щепкин, М. Ермолова, Д. Шаляпин, М. Савина и многие другие.

В числе столичных знаменитостей, не раз бывавших в Крыму - Павел Николаевич Орленев. В разное время жизни и творчеству великого русского актёра посвящали свои научные труды А. Мацкин (занимался биографией Орленева), наша землячка Л. Касьяненко (посвятила ряд своих работ образам артиста на крымских подмостках). Однако насыщенная гастрольная жизнь Павла Орленева позволяет нам заниматься его биографией ввиду множества неясных моментов и неточностей.

По материалам местной прессы рассматриваемого периода сделан акцент на крымских гастролях актёра.

Павел Николаевич Орлов (Орленев - сценический псевдоним артиста) родился 22 февраля (6 марта) 1869 года в семье московского купца Николая Тихоновича Орлова, который в своё время был простым крестьянином из подмосковного Дмитровского уезда. В момент рождения будущего великого артиста в соседнем помещении праздновалась свадьба и повсюду звучала весёлая музыка. Павел Орленев любил об этом говорить и считал, что «музы с самого начала отметили его рождение» [1, с.6].

Своё начальное образование Павел Орлов получил в одной из московских гимназий, из которой был исключён за «страсть» к театру [1, с.8].

Потом была очередная попытка продолжить обучение, но следующую гимназию юноша бросил сам. Узнав о том, что в училище при императорских театрах объявлен набор, он с лёгкостью сдал все экзамены и был зачислен. К слову, одним из экзаменаторов начинающего артиста была Г.Н. Федотова. А А.Н. Островский в протоколе испытаний «бывших на сцене Малого театра в марте 1886 года» записал,

что у «очень молодого артиста (Орлова - авт.) хорошие задатки», хотя он «недостаточно подготовлен» [2, с.308].

Забегая вперёд, скажем, что пройдёт 24 года и весной 1910 Орленев, в одном из посланий своему другу и театральному критику Д.Л. Тальникову отправит телеграмму: «Вчерашний день лучший всей моей жизни. Начал бесплатный крестьянский спектакль. Не могу найти радостных слов моему ликованию» [3].

Во время гастрольных скитаний Павел Орленев неожиданно для самого себя женился. В маленьком литовском городке Паневеж (ныне Паневежис) он встретил молодую провинциальную актрису Елизавету Павловну Скромнову. Она стала его первой, но не последней женой и родила дочь Ирину [1, с.33].

Этот брак не принёс супругам ожидаемого счастья, а пока впереди Павла Николаевича ждала одна из самых знаменитых столичных театральных трупп того времени. Журнал «Артист» за 1893 год сообщал читателям о том, что в труппу театра Корша «приглашён на зиму на роли водевильных любовников провинциальный актёр г. Орленев, служивший перед этим в Вильно и Ростове-на-Дону» [4, с.205].

С театра Корша началась долгая многолетняя тёплая дружба Павла Николаевича с Антоном Павловичем Чеховым. На сцене этого знаменитого московского театра, рядом с достойными коллегами, Орленев постепенно приобретал сценическое мастерство, и, безусловно, огромную любовь зрителей.

Однако актёр по-прежнему не перестаёт гастролировать в провинции России и среди многих таких поездок периодически упоминается Крым. Симферополь, Севастополь, Ялта, Керчь радушно принимали Орленева и когда он ещё не был столичной знаменитостью. На самых ярких и запомнившихся крымских гастролях Павла Орленева мы остановимся подробнее.

В Крым с гастрольными спектаклями Орленев приезжал ещё в 80-90-х годах XIX века. Но тогда он был ещё безызвестным актёром, и анонсы местных газет не оставили нам тому доказательств.

Однако уже в начале следующего века в крымских афишах мы часто встречаем следующее: «Только две гастроли известного артиста П.Н. Орленева...» [5].

В Симферополе на сцене летнего театра актёр выступал с одним спектаклем 9 июня 1900 года с труппой Санкт-Петербургского Литературно-Художественного театра. Гастролёрами была представлена драма Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Орленев играл Раскольникова [6].

Местный театральный критик, подписавшийся как Н.Б-ха, анализируя данную постановку в газете «Крым» за 11 июня 1911 года, говорил о том, что, несмотря на увеличенную стоимость на входные билеты желающих попасть на спектакль было столько, что «потребовались приставные места» [7]. Далее автор сделал акцент на том, что затянувшийся спектакль (до половины второго ночи) нисколько не смущал симферопольцев, а напротив: «публика была так наэлектризована прекрасною игрою и драматическими моментами, что почти не выходила из театра даже во время антрактов» [7]. Помимо всего, автор театральной заметки не мог отказать себе в удовольствии прокомментировать блестящую игру Павла Орленева: «.об Орлене-ве надо сказать, что он великий мастер и художник сцены. Так понять страдания

141

гордой и беспокойной человеческой души, так верно передать оттенки умственных и сердечных тревог и волнений, может только... выдающийся артист» [7].

Севастопольцам тоже посчастливилось в начале лета 1900 года увидеть высокое искусство мастера столичной Мельпомены. Практически за неделю до гастрольных спектаклей севастопольская пресса объявила жителям городам о прибытии Орленева всего на два спектакля [8; 9], а севастопольские критики так прокомментировали игру актёра: «.в роли Раскольникова впечатление получилось весьма выгодное для артиста. Нервность исполнения, прекрасно обдуманная читка, порою неподдельное увлечение ролью - таковы характерные черты исполнения г. Орленева данной роли» [10].

Блестящий триумф Раскольникова-Орленева по России предваряли мучительные искания, сомнения, титанический труд в работе над образом.

А. Мацкин, занимавшийся многие годы жизнью и творчеством П. Орленева, приводит в одной из своих статей строки из письма артиста к Суворину, написанные в первые дни репетиции «Преступления и наказания»: «Уважаемый Алексей Сергеевич!.. Я весь истерзался. Много раз перечитав пьесу, я пришёл к заключению, что я не в состоянии сыграть Раскольникова.» [11, с.112-123].

Павел Орленев открыл для себя великого русского писателя, тем самым подарил гений Достоевского всему миру.

С творчеством Ф.М. Достоевского Павел Николаевич продолжил знакомить крымчан и в роли Дмитрия Карамазова (по роману «Братья Карамазовы»). Летние гастроли со своей труппой Орленев начал в Севастополе 16 и 17 июня [12]. Здесь в Городском летнем театре столичные артисты дали два спектакля, а местная газета напечатала интервью Павла Николаевича: «Отсюда г. Орленев со своей труппой едет в Симферополь, где в числе пьес пойдёт также «Братья Карамазовы». Роль Дмитрия Карамазова, по словам артиста, его любимая» [13].

Газета «Крым» за 16 июня 1901 года в подробностях извещала симферопольцев о предстоящих спектаклях труппы Орленева. Спектакль «Братья Карамазовы» был дан 20 июня [14].

В этой же гастрольной поездке Павел Николаевич представил крымским зрителям пьесу Г. Гауптмана «Михаил Крамер». Пьеса была дана 19 июня. В этой драме артист сыграл Арнольда [15]. И уже после спектакля театральные критики не заставили себя ждать: «Отчего Орленев выбрал такую пьесу, где у него такая маленькая роль? Так говорили вчера во время. драмы «Михаил Крамер», в которой Орленев играл роль сына, беспутного с виду, но честного в душе, Арнольда. Орленев-Арнольд доставил нам громадное эстетическое наслаждение.» [16].

21 июня 1901 года состоялся бенефис артиста П.Н. Орленева. Газета «Крым», анонсируя этот спектакль, писала: «.В бенефисе П.Н. Орленева поставлена будет сенсационная новинка театра Сарры Бернар в Париже, шедшая там 350 раз подряд, с С. Бернар в заглавной роли, пьеса известного французского драматурга Эдмона Ростана «Орлёнок» («L'aiglon») в четырёх действиях, перевод с французского К. Дмитриева и И. М-ва. Роль герцога Рейхштадтского (сына Наполеона I). исполняет П.Н. Орленев.» [17].

142

По мнению Людмилы Касьяненко, из симферопольских гастролей Павла Орле-нева наиболее яркими были летние гастроли 1901 года. Эту незабываемость (как со стороны публики, так и со стороны актёра) им придал спектакль «Царь Фёдор Иоаннович» по роману А.К. Толстого, который был представлен симферопольцам в первый же вечер гастролей [18, с.24]. Крымская пресса, освещая спектакль «Царь Фёдор», написала: «.г. Орленев. имеет прекрасных партнёров, благодаря игре которых его личная игра получила полную законченность... его имя стало синонимом талантливого, художественного исполнения героев с любящей, но больной душой. Алексей Толстой написал свою трагедию, словно имел в виду такого исполнителя, как Орленев. Здесь каждый шаг, каждый взгляд, не говоря уже о каждом слове, дышал глубокой жизненной правдой и художественным пониманием психологической стороны человека...» [19].

Людмила Касьяненко, говоря о постановке «Царь Фёдор», выделяет некую «символичность» в судьбе Крымского академического русского драматического театра им. М. Горького: «Не раз ставившаяся на симферопольской сцене, она знаменовала собой значительные вехи в его жизни» [20, с.28].

Надо сказать, что с Крымом Павла Орленева связывали не только приятные воспоминания о тёплых приёмах его сценических работ. Урождённая крымчанка, родившаяся в Ялте - Марес Идес (на русский манер Аделаида) Левентон, прославившаяся на весь мир актриса под сценическим псевдонимом Аллы Назимовой, стала самой главной женщиной в жизни Павла Орленева, единственной и роковой его любовью.

Они познакомились в 1900 году в Костроме, где Алла Назимова выступала в местной труппе, а Павел Орленев приехал на гастроли.

Зинаида Левицкая, изучавшая жизнь и творчество нашей знаменитой землячки, пишет о том, что Орленев «влюбился в неё сразу. умопомрачительно, но не только, он разглядел в ней «звезду», поверил в её талант. С этого момента начались их партнёрство на сцене и роман в жизни, встречи и расставания, общие планы, мечты о своём театре. Ей пришлось сопереживать ему во всём: взлётах и падениях, мучительных поисках и фанатичной преданности искусству, его перепадах настроения, которые он лечил алкоголем. Они будут вместе несколько лет, потом их пути разойдутся, она останется в Америке, а он вернётся в Россию» [21, с.159].

Близкий друг Орленева, русский актёр А.А. Мгебров говорил: «Алла Назимова была, быть может, единственной женщиной в жизни Орленева, которую он действительно глубоко любил. Из неё создал актрису. » [22, с.153].

С Крымом Павла Орленева связывала и тёплая дружба с Антоном Павловичем Чеховым, который в начале века (ХХ - авт.) подолгу жил на Южном берегу по рекомендации врачей. Орленев несколько раз встречался с драматургом в Ялте, о чём свидетельствуют личные письма Чехова [23, с.67].

В начале сентября 1905 года Орленев и Назимова вместе находились в приморском городе и порадовали неискушённую ялтинскую публику своим искусством. Местная пресса писала: «в зале ялтинского общественного собрания 2 сентября 1901 года состоится спектакль артиста Санкт-Петербургского литературно-артистического общества П.Н. Орленева при участии артистки А.А. Назимовой.»

143

[24]. Помимо этого, привлекая к участию столичных артистов, Орленев и Назимова 6 сентября в том же зале провели литературно-музыкальный вечер «в пользу попечительства о нуждающихся приезжих больных» [25].

В 1901 году, в декабре, Павел Орленев снова побывал в Крыму. На этот раз он дал только два спектакля («Царь Фёдор» и «Михаил Крамер») в Севастополе [26].

Павел Орленев со своими постановками бывал в Крыму практически ежегодно. Местная пресса того времени об этом ярко свидетельствует. Так, крымские газеты за весну 1904 года нам сообщают: «Только один спектакль! 14 марта, Павел Орленев. представлено будет знаменитое произведение Генриха Ибсена, только что разрешённое к представлению в России «Привидение» (призраки) - семейная драма в трёх действиях. П.Н. Орленев в роли. Освальда.» [27].

В этом же году Павел Николаевич приезжает в Крым с одним спектаклем в начале осени [28]. Снова ставилось ибсеновское «Привидение», а пресса дала подробный отчёт о спектакле: «.Талант Орленева в этот вечер проявился во всей своей силе и мы видели перед собой страшные душевные страдания молодой талантливой жизни, погибавшей за грехи отцов. Каждый жест, каждое движение мускулов лица указывали на ту глубокую вдумчивость, которую вкладывал великий артист в изучение своей роли и вместе с тем поражали своей неподражаемой естественностью. Театр был полон. 22 сентября симферопольцы снова будут иметь возможность видеть игру Орленева, так как он приедет ещё на один спектакль...» [29].

В газете «Крым» за 24 сентября 1904 года говорилось о том, что в этот день состоится спектакль «Братья Карамазовы» в главных ролях с П. Орленевым и А. Назимовой [30].

Через два дня после спектакля крымские критики подчёркивали, что: «Мы уже не раз видели Орленева в. роли (Дмитрия Карамазова - авт.) и не можем не заметить, что за это время Орленев ещё более разработал эту трудную в психологическом отношении роль.» [31].

После этого П. Орленев вместе со своей труппой побывали с несколькими спектаклями в Евпатории, но уже 28 сентября знаменитый гастролёр снова выступал на симферопольских подмостках, на сей раз в образе Арнольда Крамера [32].

27 сентября в ялтинском зале общественного собрания Павел Орленев участвовал в благотворительном литературно-музыкальном вечере «в пользу нуждающихся приезжих больных» [33].

Павел Николаевич Орленев умер 31 августа 1932 года в возрасте 63 лет. Похоронен в Москве, в колумбарии Новодевичьего кладбища.

Подводя итоги данной научной статьи, надо сказать о том, что гастрольные поездки по Крыму Павла Орленева являют собой один из самых ярких и достойных моментов в истории театрального искусства нашего полуострова. Благодаря им крымчане смогли познакомиться с драматургией Достоевского, Ибсена и многих других классиков мировой литературы.

Список литературы

1. Мацкин А. Орленев : жизнь в искусстве. - М. : Искусство, 1977. - 383 с.

2. Островский А.Н. Полн. собр. соч. : в 16 т. - М. : Гослитиздат, 1952. - Т. 12. - 653 с.

3. Отдел рукописей Государственной библиотеки Российской Федерации, ф. 487, оп. 1, д. 35, л. 52.

144

4. Провинциальная хроника // Артист. - 1893. - № 28. - С. 205.

5. Городской театр // Крымский вестник. - 1900. - 2 июня.

6. Летний театр // Крым. - 1900. - 8 июня.

7. Театр и музыка // Крым. - 1900. - 11 июня

8. Театр и музыка // Крымский вестник. - 1900. - 2 июня

9. Городской театр // Крымский вестник. - 1900. - 3 июня.

10. Театр и музыка // Крымский вестник. - 1900. - 9 июня

11. Мацкин А. Орленев // Театр. - 1976. - № 7. - С. 112-123.

12. Городской летний театр // Крымский вестник. - 1901. - 16 июня.

13. Театр и музыка // Крымский вестник. - 1901. - 19 июня

14. Летний театр городского сада // Крым. - 1901. - 16 июня

15. Летний театр городского сада // Крым. - 1901. - 19 июня

16. Театральная заметка // Крым. - 1901. - 21 июня.

17. Летний театр городского сада // Крым. - 1901. - 21 июня.

18. Касьяненко Л. Храм Мельпомены. - Симферополь : СГТ, 2007. - 88 с.

19. Летний театр городского сада // Крым. - 1901. - 21 июня.

20. Касьяненко Л.Г. Храм Мельпомены - 2. - Симферополь : Доля, 2010. - 128 с.

21. Левицкая З. Алла Назимова - звезда Голливуда в Ялте // Брега Тавриды. - 2010. - № 5. -С. 154-172.

22. Мацкин А. Орленев. - М. : Искусство, 1977. - 346 с.

23. Чехов А.П. Полн. собр. соч. и писем в 30 т. Письма в 12 т. - М. : Наука, 1981. - Т. 10. - 481 с.

24. Анонс // Крымский курьер. - 1901. - 31 авг.

25. Анонс // Крымский курьер. - 1901. - 6 сент.

26. Анонс // Крымский вестник. - 1901. - 18 дек.

27. Городской клуб // Крым. - 1904. - 10 марта.

28. Симферопольский городской клуб // Крым. - 1904. - 10 сент.

29. Театральная заметка // Крым. - 1904. - 14 сент.

30. Городской клуб // Крым. - 1904. - 24 сент.

31. Театральная заметка // Крым. - 1904. - 26 сент.

32. Театральная заметка // Крым. - 1904. - 28 сент.

33. Театральная заметка // Крым. - 1904. - 1 окт.

Шендржова С.П КримсьК гастрольш тури Павла Орленева / С. П. Шендржова // Вчеш записки Тавршського нацюнального ушверситету iM. В. I. Вернадського. Сер1я «1сторичш науки». - 2011. -Т. 24 (63), № 2 : спецвипуск «Iсторiя Украши» - С. 140-145.

В статп йдеться про гастрол1 знаменитого драматичного актора Роси початка ХХ столптя Павла Миколаьовича Орленева по Криму.

Ключовi слова: пмназ1я, освгга, творчш шлях, сцешчна майстершсть, головна роль.

Shendrikova S. P. Crimean guest tour of Pavel Orlenev / S. P. Shendrikova // Scientific Notes of Tau-rida V. I. Vernadsky National University. - Series: Historical Scince. - 2011. - Vol. 24 (63), No 2 : "History of Ukraine". - P. 140-145.

In the presented article the guest tour of the famous Russian drama actor Pavel Orlenev around Crimea in the beginning of the XX th century is analysed.

Keywords: high school, education, stage mastery, main part.

Поступила в редакцию 01.11.2011 г.

145

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.