Научная статья на тему 'Крымское подполье в годы фашистской оккупации на примере деятельности группы «Сокол»'

Крымское подполье в годы фашистской оккупации на примере деятельности группы «Сокол» Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1294
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гуманитарные науки
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФАШИЗМ / ОККУПАЦИЯ / ПОДПОЛЬЕ / ЛИСТОВКИ / ПЛАН / КАРТА / ЗАДАНИЕ / ЯВКИ / ПАРОЛЬ / ТЕАТР / ТРУППА / АРТИСТЫ / UNDERGROUND / PLAN / MAP / PASSWORD / FASCIST REGIME / INVASION / LETTERS / MISSION / SECRET MEETINGS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шендрикова Снежанна Павловна

В данной научной публикации проанализирована деятельность подпольной группы «Сокол» в период фашистской оккупации территории Крыма в годы Великой Отечественной войны. Автором представлены сведения об операциях, проведённых подпольщиками в 1942-1944 гг. на территории Крыма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Crimean underground during the nazi occupation on the example of groups "Sokol"

In the presented article the clandestine organization «Sokol» and its activity during the fascist invasion of Crimea is being told about.

Текст научной работы на тему «Крымское подполье в годы фашистской оккупации на примере деятельности группы «Сокол»»

20/.Т//-

уш

С. П. Шендрикова

УДК 792:94 (477.75) "1941/1944"

КРЫМСКОЕ ПОДПОЛЬЕ В ГОДЫ ФАШИСТСКОЙ ОККУПАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГРУППЫ «СОКОЛ»

О преддверии празднования 70-летия Великой Победы не только учёные историки, политики, но и просто граждане обращаются к теме Великой Отечественной войны. К сожалению, на сегодняшний день двойные стандарты не обошли и те судьбоносные годы.

Цель данной научной статьи - не только назвать имена героев-крымчан, которые в годы ВОВ сражались в тылу оккупантов за свободу и независимость Родины, но и показать конкретный вклад подпольщиков в освобождение родного Крыма да и Украины в целом от фашистских захватчиков.

Симферополь, улица Пушкина, 15. Как знаком крымчанам этот адрес... Людей, влюблённых в театр, в Симферополе всегда было немало. Искусство Мельпомены жители Крыма любят давно, преданно и самозабвенно. Об этом свидетельствуют аншлаги на спектаклях старейшего театра Крыма -Крымского академического русского драматического театра им. М. Горького.

На одной из любимых центральных улиц столицы Крыма за густой зеленью деревьев расположено одно из красивейших зданий города. Большие окна, величественные колонны, скульптурные группы и бюсты великих писателей и драматургов на фасаде скрывают за собой уникальный театральный комплекс, на семи сценических площадках которого идут более шестидесяти произведений классической и современной драматургии.

Но случайному гостю города и в голову не придёт, что за роскошными стенами храма Мельпомены скрывается героическое прошлое служителей театра, актёров и просто работников сцены времён фашистской оккупации Крыма.

Свидетельством тому мемориальная доска на фасаде здания театра:

«Здесь в период временной оккупации Крыма немецко-фашистскими захватчиками в 1941-44 гг. действовала подпольная группа патриотов, работников театра. 10 апреля 1944 года героически погибли в борьбе за свободу и независимость нашей Родины Барышев Н. А., Перегонец А. Ф., Добросмыслов Д. К., Яковлева З. П., Чечёт-кин П. И., Озеров И. Н., Озеров И. Н., Ефимова П. Т., Саватеев О. А.»

Лето в театре - период гастролей. Лето

1941 года началось как обычно. Крымский театр им. М. Горького выехал на гастроли в Севастополь. Гастроли открывались спектаклем «Кремлёвские куранты» Н. Погодина [1].

А ночью началась война. Самая зловещая и кровавая война в истории человечества. Всему советскому народу предстояло пережить тяжёлые испытания. Страна стояла на пороге великого горя.

22 июня театр вернулся в Симферополь и продолжил работу в родном городе. В срочном порядке составлялись концертные программы с отрывками из патриотических спектаклей, с героическими стихами и песнями. Положение на фронте становилось с каждым днём всё более тяжёлым. Враг стремительно наступал, занимая всё новые и новые территории [2, с. 174].

В августе 1941 года в Крыму была проведена первая эвакуация. В театре упаковывались костюмы, ценный реквизит, декорации, но скоро стало известно, что ни один город полностью принять коллектив не может. И на состоявшемся в театре митинге было решено играть до последнего дня.

Симферополь был оккупирован фашистами 2 ноября 1941 года, а уже в апреле

1942 года немецкий подкомитет по делам

искусств при городской управе издал указ, обязывающий всех артистов немедленно зарегистрироваться и приступить к работе. За невыполнение приказа грозил расстрел.

15 мая 1942 года театр начал работу [3].

Фашисты оказались большими поклонниками театрального искусства, и, позволив актёрам крымского гостеатра возобновить спектакли, не подозревали о том, что, играя героев на сцене, те стали героями в жизни. Театральные работники вошли в подпольную группу «Сокол»:

Барышев Николай Андреевич - заслуженный деятель искусств Крымской АССР, художник-декоратор, руководитель подпольной группы работников театра;

Добросмыслов Дмитрий Константинович - заслуженный артист РСФСР;

Перегонец Александра Фёдоровна -заслуженная артистка РСФСР, одна из руководителей театральной студии для молодёжи;

Яковлева Зоя Павловна - актриса театра;

Озеров Илья Николаевич - костюмер;

Ефимова Прасковья Тарасовна - уборщица;

Чечёткин Павел Игнатьевич - машинист сцены;

Савватеев Олег Анатольевич - ученик художника [4, с. 231].

Мирные люди - актёры, работники театра поднимаются на борьбу с ненавистным врагом, на защиту Родины, героически сражаясь в крымском подполье.

Основными задачами подпольной работы были определены следующие: развертывание агитационно-массовой работы среди населения; организация диверсионной и вредительской работы на предприятиях, особенно на железнодорожном транспорте; сообщение обкому и штабу партизанского движения необходимых сведений о расположении вражеских частей, деятельности противника и т. д. [5].

Оккупация только началась, до освобождения родного города нужно было пережить долгие и страшные три с половиной года фашистского режима.

А симферопольцы не должны были утратить веру в победу, им обязательно надо было знать, что происходит на фронтах. И в скором времени на домах, заборах стали появляться листовки, переписанные сообщения Совинформбюро, прикреплённые небольшими кусочками повидла - частью скудного пайка (в дополнение к 50 граммам хлеба и тарелке супа), полагавшегося работающим. Хлеб и суп Олег Савватеев относил больной маме, а повидлом заменял клей. Когда об этом узнал руководитель группы, он посоветовал использовать для листовок клейстер для расклейки афиш. Но мальчик ответил: «Такой клейстер получает только театр, фашисты это обнаружат и быстро раскроют нашу подпольную группу» [6].

Скромная, ничем не приметная пожилая уборщица театра Прасковья Тарасовна Ефимова, приводя в порядок гримёрные, накрывая чехлами театральные кресла, спокойно, не привлекая к себе внимания, распространяла листовки, носила донесения, тёплые вещи и медикаменты в свой объёмистой кошёлке партизанам.

Именно благодаря костюмеру Илье Озерову и машинисту сцены Павлу Чечёткину удалось спасти более пяти тысяч самых ценных театральных костюмов от вывоза в Германию. Узнав о коварных планах оккупантов, работники, рискуя жизнью, замуровали ценный реквизит в подвале театра, заменив его бутафорией более низкого качества.

Данные об объектах, собранные несколькими группами подпольщиков, очень точно нанёс на составленную карту Николай -Барышев. Один экземпляр карты передали на Большую землю, другой остался у командования крымского партизанского движения [7].

Нам, сегодняшним жителям Крыма, невозможно представить полуостров без роскошных дворцов Южнобережья. Летняя резиденция русских царей Ливадия, Массандровский дворец Александра III, Воронцов-ский беломраморный... А ведь все эти драгоценные строения с вековой историей могли бы взлететь в одночасье на воздух, и жемчужина Крыма была бы утрачена навсегда.

2О/о//-

уш

Благодаря сведениям, собранным подпольщиками в 1944 году, удалось предотвратить уничтожение ценнейших сооружений, в том числе здания театра, заминированного фашистами. Именно по карте, составленной Н. Барышевым, работали наши сапёры.

Весной 1942 года в Крыму начался масс-совый угон молодёжи в Германию. Работниками театра было решено открыть студию, чтобы спасать ребят от немецкого рабства. Но без разрешения со стороны коменданта это было невозможно. На переговоры с немецким начальством пошла А. Ф. Перегонец, в результате чего был получен положительный ответ.

Сорок человек, зачисленных после сдачи экзаменов в студию, были разбиты на две группы. Сценическое мастерство и художественное слово преподавала А. Ф. Перегонец. Курс вокала вёл Д. К. Добросмыслов.

Занятия начались, а паломничество не прекращалось. Опять прибегали юноши и девушки с повестками немецкой комендатуры. И тогда отправлялись руководители студии к фашистскому начальству с уверениями о том, что обнаружен ещё один юный талант, отказаться от которого просто невозможно. И уже вскоре число студийцев возросло до пятидесяти.

На открытии показывали музыкальный спектакль «Нитуш». Прошёл спектакль хорошо. Успех был большой. Актёров поздравляли. Потом подготовили русскую классику: «Бедность не порок» и «Женитьбу Бальза-минова». Немцы остались довольны. Но для актёров-подпольщиков главной задачей было уберечь от фашистского рабства как можно больше симферопольской молодёжи [8].

Именно в этой студии удалось легализоваться советской радистке Татьяне Овсюг. И регулярный выход радиопередатчика в эфир прямо из театра позволял передавать ценнейшие сведения на Большую землю. Любой такой сеанс связи мог стоить жизни всем сотрудникам театра.

Несколько неожиданная неотложная помощь понадобилась от артистов-подполь-

щиков партизанам в 1944 году, когда и без сводок Информбюро изолированным от Большой земли крымчанам стало ясно, что очень скоро советские войска освободят родной полуостров от оккупантов.

Партизаны уже давно вели «рельсовую войну» на железной дороге. Особое внимание было уделено участку, связывающему Симферополь и Севастополь. Именно по этой магистрали перебрасывались к фронту военные грузы. И чтобы обезопасить тактически важные перевозки, фашисты бросили на этот участок железной дороги бронепоезд, которому дали имя «Хорст Вессель» (в честь нациста, погибшего в дни Мюнхенского путча). Безустанно курсируя между Симферополем и Севастополем, бронепоезд постоянно поливал свинцовым дождём каждый подозрительный куст по обе стороны от железнодорожных путей. Таким образом, партизанская работа была парализована.

Все попытки взорвать бронепоезд во время его непредсказуемых рейдов не увенчались успехом. Обезвредить «бешеного Хорста» (так прозвали его партизаны) представлялось возможным, лишь сделав это на станции дислокации поезда в непосредственной близости от него. Но место базирования было скрыто очень тщательно. Собственно, это и было поручено выяснить партизанам подпольной группы «Сокол».

Николаем Барышевым был разработан следующий план: З. Яковлева и П. Чечёткин, насобирав каких-то вещей, отправились «менять» их на продукты по деревням, расположенным вдоль железной дороги.

В результате работы, проведённой подпольщиками, оказалось, что фашисты свой бронепоезд прячут на безымянном полустанке вблизи деревни Шакул. Вскоре здесь и подстерегли его партизаны, превратив в груду искорёженного железа.

Уже зимой 1943 году фашисты, чувствуя близость своего поражения, усилили борьбу с подпольем. Начались массовые облавы. Симферопольских подпольщиков, в том числе группу «Сокол» выдал директор симферо-

польской электростанции М. Ящинин, бывший агент «Абвергруппы-302». Он передал оккупантам списки фамилий с фотографиями подпольщиков.

13 марта 1944 года были арестованы П. Чечёткин и П. Ефимова. Николаю Бары-шеву с остальными членами группы было предложено перебраться в лес к партизанам, но подпольщики отказались. 18 марта были арестованы Д. Добросмыслов, А. Перегонец, З. Яковлева, а 19 марта - Н. Барышев, И. Озеров и О. Савватеев.

Их держали в тюрьме на улице Луговой и ежедневно возили на допросы в гестапо. Они прошли все муки ада здесь, на земле, но не сломились, не предали дела, которому служили все годы оккупации. Они не предали своей Родины.

Казнили патриотов на рассвете 10 апреля 1944 года.

Подпольщиков вывели из камер и погрузили в машину. Грузовик взял направление в сторону Дубков (территория совхоза «Красный»). Здесь были вырыты огромные ямы, куда оккупанты сбрасывали расстрелянных жителей Симферополя. Вдали уже слышна была канонада - приближались советские войска. Гитлеровцы торопились, подгоняя своих жертв резиновыми плётками. Александра Перегонец, искалеченная во время допросов, идти не могла, её почти несли на руках к месту казни. Николай Барышев поддерживал своего юного ученика Олега Сав-ватеева - их так и расстреляли вместе, в последнем братском объятии [9].

А через три дня, 13 апреля 1944 года, Симферополь был освобождён. С героями прощался весь город. Восемь гробов, выставленных в театре, пронесли по улицам.

Их похоронили в братской могиле, на центральном кладбище, рядом с другими героями, отдавшими жизни за свободу родного города.

Герои-подпольщики остались вместе и на карте города - в ноябре 1966 года пересекающиеся переулки и улицы в районе Новосергеевки переименовали в память героев группы «Сокол» [10].

В 1973 году А. Новиков по пьесе Г. Натансона и В. Орлова поставил спектакль «Они были актёрами». 13 октября 1973 года состоялся премьерный показ спектакля. В театр пришли симферопольцы всех возрастов. Были среди зрителей и те, кто знал героев пьесы при жизни, видел на сцене. А в 1977 году эта постановка была допущена к участию в конкурсе на соискание Государственной премии СССР и получила её.

АННОТАЦИЯ

В данной научной публикации проанализирована деятельность подпольной группы «Сокол» в период фашистской оккупации территории Крыма в годы Великой Отечественной войны. Автором представлены сведения об операциях, проведённых подпольщиками в 1942-1944 гг. на территории Крыма.

Ключевые слова: фашизм, оккупация, подполье, листовки, план, карта, задание, явки, пароль, театр, труппа, артисты.

SUMMARY

In the presented article the clandestine organization «Sokol» and its activity during the fascist invasion of Crimea is being told about.

Keywords: fascist regime, invasion, underground, letters, plan, map, mission, secret meetings, password.

ЛИТЕРАТУРА

1. Северский Г. «Поединок с чёрной тенью». - Симферополь: Таврия, 1990.

2. Красильщик С. «Музы вели в бой». -Москва: Издательство Агентства печати новости, 1985.

3. Холендро Д., Жукова Л. «Крымский областной драматургический театр им. М. Горького». - Симферополь: Крымиздат, 1974.

4. Касьяненко Л. «Храм Мельпомены». -Симферополь: ОАО Симферопольская городская типография, 2007.

5. Селиванова В. Верность теме // Советский Крым. - 6 сентября 1977.

6. Быстров В. Они были героями // Красная звезда. - 30 сентября 1977.

20/.Т//-

уш

7. Карникова С. Он любил красоту // Крымская правда. - 13 апреля 1985.

8. Рухля С. Эта маленькая Перегонец // Санкт-Петербургские ведомости. - 16 марта 2007.

9. Расстрел подпольной группы «Сокол» // Спутник кинозрителя. - Декабрь 1981.

10. Энциклопедия сайта teatr.ru.

М. В. Жеребкин

УДК 355.48(430:47) "194"

КАК ДОБЫВАЛИ ПОБЕДУ НАШИ ОТЦЫ И ДЕДЫ

олидный срок - 70 лет - отделяет ныне живущих от того времени, когда Советский Союз разгромил гитлеровскую Германию, когда наши отцы и деды победили фашизм. Участников, ветеранов войны остаётся в живых всё меньше и меньше. И потому, наверное, всё больше становится попыток исказить правду о той войне, правду о Победе и победителях. Некоторые историки и политологи, в том числе и в нашей стране, так увлеклись поиском «новых страниц войны», что едва ли не в каждом втором «новом взгляде на войну» СССР предстаёт агрессором, а не освободителем.

И потому всё актуальнее становится сегодня вопрос: что знаем мы о той войне, что знают о той войне наши дети, что будут знать наши внуки? О войне и о Победе, о той великой цене, которую заплатил за неё наш

народ. И, что самое главное, о своих родных - отцах и дедах, прадедах и прапрадедах, которые, собственно, и были героями той войны и авторами Великой Победы. Это первое. И второе: а что делаем мы сегодня, чтобы обо всём героизме и трагизме войны знали завтра? Чтобы не забыли послезавтра, чтобы помнили всегда. И почему так важно знать и помнить?

Вспоминаю, как будучи учеником 9-го класса сельской школы на Сумщине (Украина), написал такое стихотворение:

Четверть века назад воевала родная страна.

Враг коварный не смог нашу силу сломить,

Не сумеет никто Наш народ победить! Вспомнил и написал об этом не для того, чтобы похвастаться давними поэтическими дарованиями. И тогда, а тем более сейчас, хорошо понимаю, что об этих опытах в изящной прозе лучше всего можно сказать словами признанного классика: поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан! В этом суть, в этом причина - гражданином быть обязан! Но чтобы быть гражданином, надо знать и понимать историю своей страны, помнить её трагические и героические страницы.

Тогда меня и моих сверстников отделяли от войны каких-то 25 лет! Ещё не только были живы, но многие вполне себе здоровы участники войны. Вчерашние фронтовики -это были наши деды, мы жили с ними и среди них, каждый день слышали их рассказы, были, что называется, в теме, и наши игры тоже были «про войну, про немцев, про Победу». Война и Победа были с нами, были близкими, ощущаемыми. Вот дед Иван сидит на лавке у своего дома. Он вернулся с войны живой, но без ноги. Работать не мог, потому часто сидел на солнышке с костылями и орденом Красной Звезды на поношенном пиджаке.

Возможно потому, что жили в такой ещё близкой к войне послефронтовой обстановке,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.