Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 15 (306).
Экономика. Вып. 41. С. 146-151.
А. Р. Шахвердян
КРУПНЫЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЭКОНОМИКИ В ПРОЦЕССЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
Рассмотрено понятие «крупная национальная экономика», перечислены преимущества и недостатки крупных национальных экономик, раскрыта сущность глобализации, описана реакция крупных стран на негативные последствия глобализации.
Ключевые слова: крупная экономика, глобализация, новая промышленная политика, полюс конкурентоспособности, научно-производственный кластер.
Глобализация мировой экономики начинает определять эволюцию систем хозяйствования крупных экономик, поворот в их экономических стратегиях, в качестве которых выступают научно-производственные кластеры, образующие различные платформы технико-экономической ассоциации промышленности, исследовательской базы, науки и высшей школы.
В современном мире, закрытыми от внешней торговли могут быть исключительно простые экономики, не менявшиеся на протяжении веков. Таким образом, практически все государства к настоящему времени включены в надгосударственную экономическую систему.
Определяющим отличием крупной экономики от прочих можно назвать факт обеспечения внешнего экономического баланса через уравновешивание оттока капиталов с помощью роста мирового спроса на отечественный экспорт. С увеличением национального дохода крупной экономики «компенсирующая роль» снижающегося оттока капитала частично переходит к спросу на импортные товары.
Обозначим основные преимущества и недостатки крупных экономик
Можно выделить следующие преимущества существования крупных экономик:
1) крупные экономики практически не имеют «издержек размера» основных хозяйствующих субъектов, относительно низкое соотношение издержек содержания государственного аппарата, как правило, крупная языковая межнациональная культура;
2) глобализация предоставляет крупным экономкам возможность развиваться в различных направлениях благодаря постиндустриальному типу производства, характеризующемуся информационной направленностью и делегированием узкоспециализированных производственных функций малым экономикам; возможность влиять на мировые глобализационные процессы;
3) относительная независимость от спроса и цен на определенный вид экспортируемого товара ввиду их многочисленности, что способствует своеобразной диверсификации внешнеэкономических рисков;
4) относительная независимость от импорта большинства промышленных товаров;
5) относительная независимость от внешних инвестиций;
6) относительная независимость от денежно-кредитной политики отдельных крупных экономик;
7) возможность влиять на нормы внешнеэкономической деятельности через различные наднациональные объединения (ВТО, МВФ), лоббирование через наднациональные организации собственных национальных интересов;
8) большое количество экономических ресурсов, которые могут быть использованы в различных направлениях;
9) возможность влиять на экономику малых экономик за счет различных внешнеэкономических рыночных механизмов.
Недостатки:
1) высокая экономическая статичность, сложность принятия новых направлений и центров развития;
2) высокий уровень влияния на экономику внешнеполитической стратегии;
3) часто значительные территории, которые увеличивают логистические расходы хозяйствующих субъектов;
4) значительные социальные и внешнеполитические обязательства, порождающие чрезмерные административные, медицинские и военные и бюджетные расходы, которые обычно компенсируются за счет высокой налоговой нагрузки на капитал;
5) разрозненная национальная активность во многих направлениях.
Несмотря на то что понятие «глобализация» в последнее время является термином, часто
встречающимся в экономической литературе, полного понимания этого термина как в концептуальном, так и в практическом плане еще не достигнуто.
М. Кастельс, профессор социологии Калифорнийского университета (США), определил глобализацию как «новую капиталистическую экономику», перечислив в качестве основных ее характеристик следующие: информация, знания и информационные технологии являются главными источниками роста производительности и конкурентоспособности; эта новая экономика организуется преимущественно через сетевую структуру менеджмента, производства и распределения, а не отдельных фирм, как раньше; она является глобальной.
Ряд специалистов характеризуют глобализацию как усиление взаимозависимости и взаимовлияния различных сфер и процессов мировой экономики, которое выражается в постепенном превращении мирового хозяйства в единый рынок капитала, товаров, услуг, рабочей силы и знаний. В настоящей статье глобализация будет рассматриваться как явление историческое, которое может рассматриваться как усиление распада национальных границ в пользу мировой экономики, общей культуры и мировой политической интеграции.
Возможное влияние и последствия глобализации также остаются предметом дискуссий. Однако не подлежит сомнению, что существуют как плюсы, так и минусы глобализации, а также затраты и выгоды для национальных экономик, которые так или иначе с ней связаны.
Основные выгоды для слаборазвитых экономик во многом понятны: путем обмена в мировой экономике они улучшают свои экономические условия, что зачастую приводит к расширению политических свобод относящихся к ним граждан. Преимуществами являются также снижение торговых ограничений, уменьшение национальных барьеров на пути культурного взаимодействия и межнациональной экономической интеграции.
В свою очередь относительно недавно открытые рынки по всему миру создают огромные возможности для роста крупных экономик [1], которые уже в значительной мере «насытили» собственные рынки и испытывают проблемы экономической цикличности.
Однако для каждого положительного влияния глобализации есть и негативные последствия.
Прямое и косвенное воздействие глобализации на крупные экономики и взаимосвязанные с ней национальные политические курсы проявилось еще не в полной мере. И хотя глобализация не является исторически новым явлением, в последнее время она прогрессирует для крупных экономик со значительным ускорением, в то время как не всегда понимаются возможные ее последствия для них.
Закономерно, что развитие мирового хозяйства сопровождается появлением новых рынков, производственных структур и систем связи, информационных технологий, транспортных средств и финансовых возможностей. Международная конкуренция становится гораздо более сильным фактором эволюции системы хозяйствования. И в начале 1980-х гг. управление крупных экономик было подчинено необходимости адаптироваться к международной конкуренции и, соответственно, мировому рынку.
Составной частью либеральной глобализационной модели большинства крупных экономик в 1990-е гг. стало развитие бирж — в частности, с точки зрения участия предпринимателей и их открытости инвесторам всего мира. По этому показателю первые места занимают США, Франция, Великобритания, Германия.
Большинство крупных экономик разрешило доступ к финансовому рынку инвесторам всех типов — от мелких и средних до крупных.
Эти реформы фундаментально трансформировали структуру финансов крупных экономик и подготовили либерализацию кредитной сферы, которая в свою очередь способствовала повышению конкурентоспособности промышленности.
Одновременно быстрыми темпами развивался фондовый рынок. Так, большую популярность получила система опционов, являющихся символом капитализма англосаксонского типа. Сегодня самый высокий уровень распределения прибыли по опционам занимает США, среди европейских стран — Франция. Использование опционов на фондовом рынке становится главным тестом для ответа на вопрос, насколько экономика адаптировалась к глобализации.
Глобализация совершенно очевидно меняет культуру организации и управления на предприятиях. Для холдингов крупных национальных экономик это выразилось не только в экспансии на внешние рынки, росте экспорта и товарных излишках, но также в значительном увеличении инвестиций предприятий за границей.
В новых условиях глобальной экономики продолжаются структурные изменения, с той лишь разницей, что раньше этот процесс планировался, стимулировался или замедлялся государством, теперь воздействие государства ограничено. Меняется палитра промышленности: появляются новые хозяйственные структуры за счет большого количества слияний, поглощений, купли-продажи компаний, причем этот процесс идет с большим ускорением. Эти совсем не новые методы используются компаниями либо для проникновения и установления контроля за иностранными предприятиями и компаниями, либо для создания благоприятных конкурентных условий для себя в целях роста конкурентоспособ -ности собственной продукции.
В итоге политики, проводившейся крупными экономиками еще с конца 1950-х гг., и в особенности с начала 1990-х, компании крупных национальных экономик на сегодня стали самыми высококотирующимися компаниями в мире. Многие предприятия основную долю своего делового оборота получают от реализации продукции за рубежом. Количество слияний, поглощений и приобретений компаний или предприятий, отдельных производств постоянно возрастало и продолжает расти. Причем, если речь идет
о крупных экономиках, то этот процесс имеет взаимное направление.
В середине 1990-х гг. крупные экономики вновь столкнулась с требованиями глобализации, но уже в социальной сфере. Дело в том, что многие политики и государственные деятели экономически передовых государств стали настаивать на очевидности связи между глобализацией и безработицей, которая особенно усиливается с вовлечением крупных национальных экономик в мировую экономическую систему. Главным выводом подобных рассуждений является следующий: безработица в государствах с крупными национальными экономиками — прямое следствие более низкого уровня заработной платы в странах с более слабыми экономиками. Имеется в виду тенденция к делокализации и, в частности, размещение филиалов многих крупных предприятий в странах с более низким уровнем заработной платы.
Об открытости национальных экономик говорит доля внешней торговли во внутреннем национальном продукте, которая составляет 57 % в Великобритании, 49 % — в Германии и Франции, 25 % — в США, 21 % — в Японии.
Как можно видеть из сравнения, влияние Европейского союза на уменьшение барьеров на пути интеграции европейских государств в глобализационные процессы очень сильно и превышает таковое в США и Японии.
Сложной проблемой крупных национальных экономик являются вопросы налогообложения, особенно с глобализацией хозяйственных связей. Вот почему вопросом, наиболее обсуждаемым в условиях государственного капитализма крупных национальных экономик, была и остается система налогообложения. Это связано еще и с тем, что значительная часть налогов направляется государством в национальное производство. В частности, расходы государства на социальные нужды в Швеции составляют 57,2 %, во Франции — 54 %.
С другой стороны, большинство крупных национальных экономик проводит политику снижения ставок налогообложения, чтобы избежать «бегства капиталов» или удержать их в странах с более выгодной для экономических субъектов налоговой политикой.
Конечно, поставленная задача по снижению налогов напрямую связана с возвращением к экономическому росту, и предполагаемые снижения походят на радикальные меры (например, в Германии). При этом общественное мнение, как правило, выступает в пользу увеличения налогообложения с прибылей и повышение налогов на опционы. При этом налоговые планы правительств прежде всего мотивируются потребностями в конкурентоспособности экономик мира. Данное несоответствие вызывает значительные волнения в части сильных европейских государств (Великобритания, Франция, Германия, Италия, США). Это действительно серьезная проблема крупных национальных экономик. Вопрос стоит так: будут ли завышенные налоги ослаблять их конкурентоспособность?
Для противодействия негативным явлениям интеграции часто предлагается снизить количество часов в рабочей неделе, так как такое сокращение позволяет создать дополнительные рабочие места и снизить уровень безработицы. Однако политика сокращения рабочего времени критикуется в англосаксонских странах и либерально настроенными политиками и экономистами.
Необходимым условием жизнедеятельности в условиях глобализации общества становится качество и скорость развития новых технологий
и в особенности новых систем связи и информации. Развитие информационных технологий позволило компаниям крупных национальных экономик не только получать необходимую информацию, но и сократить издержки на связь и транспортные расходы, что способствовало экономическому развитию.
Глобализация поставила государственных деятелей перед необходимостью принять новую модель, где государству отводится принципиально иная роль: отныне государство — координатор и арбитр. Смириться с утратой сильных рычагов государственной власти непросто, так как в большой степени это связано с тем значением, которое в течение длительного времени играли государства в социально-экономической и политической жизни стран.
Глобализированный мир, по сути, стал новым миром, без привычных и дорогих миллионам граждан понятий и норм, и в нем следовало научиться жить. Глобализация часто до сих пор рассматривается как некое зло, наносящее урон культуре и сельскому хозяйству, торговле и промышленности, развитию личности и демократии, национальной независимости и историческим традициям. Значительное число жителей крупнейших держав, согласно опросам общественного мнения, рассматривают глобализацию как причину углубления социального неравенства; считают, что она наносит вред личности; полагают, что глобализация ставит под удар национальные предприятия и занятость.
Европейские государства воспринимают глобализацию как «американский натиск», угрозу национальной независимости.
Между тем глобализация, явившись продолжением интернационализации на новом витке развития, уже пустила глубокие корни в крупных национальных экономиках. Подстраивание крупных экономик под новые правила международных отношений и, как следствие, перемены в социально-экономической жизни стали явлением объективным и постоянным.
Страны находятся постоянно в процессе изменений, особенно быстрых и масштабных в последние двадцать лет, охватывающих самые различные сферы жизни. Происходят глубокие изменения структурного характера в экономике, обществе и политической жизни, и часто изменения весьма положительные. Парадокс в том, что если крупные экономики и сопротивляются глобализации (больше на уровне индивидуума), реально
на уровне экономики они уже к ней адаптировалась.
В новых условиях разрабатывалась и новая промышленная политика крупных национальных экономик, соответствующая постиндустриальной экономике и обществу знания.
Сегодняшняя глобализация в мире определяется не только качественно, но и количественно: ежеквартально осуществляется международный финансовый оборот в размере 1,5 млрд долл., прямые зарубежные инвестиции составляют более
1 трлн долл., международные валютные операции исчисляются в объеме 7 трлн долл. Происходит реорганизация, реструктуризация в промышленности и сфере услуг, в очень больших размерах — на сумму около 1 трлн долл.— произведено слияний и поглощений. В мире насчитывается 63 тыс. транснациональных компаний и 690 тыс. их заграничных филиалов; 3 млн человек ежедневно пересекают границы в поисках найма.
Мир вовлечен в гигантскую сеть экономических, финансовых, научно-технологических, социальных, политических отношений. Наиболее значительно вовлечение в мировые глобализационные процессы именно крупных развитых экономик. Это связывает крупные экономики в единый организм, открывает границы официальные, финансовые, производственные, технологические, социальные и политические. Государства становятся в большей или меньшей степени уязвимыми и открытыми внешнему влиянию. Глобализацию как общемировую объективную тенденцию развития остановить или запретить нельзя, ее необходимо признать, принять и на этом основании выстраивать уже государственную политику.
Для крупных экономик настали времена, когда традиционная политика должна быть пересмотрена с учетом новых и прочно вошедших в жизнь тенденций.
Главными приоритетами промышленной политики крупных национальных экономик стран с постиндустриальным экономическим типом производства можно назвать:
1) развитие комплекса новых технологий на основе активной инновационной, инвестиционной политики;
2) создание международно ориентированных технополисов;
3) совершенствование общества знания, а следовательно, качественно иной уровень подготовки кадров;
4) конструктивное сотрудничество национальных и наднациональных организаций по всем вышеперечисленным и с ними связанным проблемам.
Характеристикой периода в силу сложности и масштабности задач является, с одной стороны, ограничение прямого вмешательства государства в экономику, а с другой — усиление институциональной регулирующей функции государства. Таким образом, государство получает роль главного координатора деятельности любого рода, становится центральным звеном, вокруг которого группируются хозяйствующие субъекты, выступает гарантом развития науки, исследований, образования и промышленности.
В частности, США и Япония демонстрируют эффективную политику поддержки высоких технологий. США финансируют НИОКР на предприятиях с помощью венчурных фирм, в основном в оборонном комплексе, существенная часть их научно-исследовательских разработок впоследствии направляется в гражданские отрасли. Японское правительство предоставляет очень существенные средства университетам, в меньшей мере поддерживает НИОКР на предприятиях, но при этом играет очень важную роль в координации инновационной политики предприятий.
Новая глобализационная промышленная политика — это своеобразный договор согласия между нацией, предприятиями и исследователями в пользу инновационной политики. В результате политики послевоенной индустриализации были созданы крупнейшие современные экономики. Сегодня такая политика неприемлема. Новая промышленная политика направлена на продвижение государством долгосрочных программ развития высокотехнологичных отраслей промышленности, повышения конкурентоспособности продукции и фундаментальных исследований.
Во многих крупных экономиках инновации и центров развития производства и конкуренции взаимодополняют друг друга. Эта стратегия принята различными европейскими (Германия, Испания, Италия, Венгрия), скандинавскими, азиатскими (Корея, Япония) экономиками и по сути означает синергию науки, технологии и производства — это адекватный, но предсказуемый ответ на глобализационные процессы, происходящие в мировой экономике.
Необходимость продвигать новую модель роста для крупных экономик вытекает из существующего положения вещей. Никакое промышленное предприятие, никакая научно-исследовательская структура в настоящих условиях сами по себе не жизнеспособны, а их объединение — это реальная сила. Центры форсированного развития науки, технологии и производства способствуют мобилизации всех ресурсов и оптимальному использованию редких или дорогостоящих источников сырья. Такие центры создаются на основе одного или нескольких проектов исследований и развития, задачей которых является выстраивание наиболее короткой распределительной сети, ускорение исследовательского процесса и внедрения новых технологий, а в конечном итоге — улучшение работы всей цепочки от стадии исследования до опытного производства, апробации, запуска новой продукции в серию и сбыта. Создание новых научно-промышленных кластеров означает переход крупных экономик в состояние ответа на требования глобализации.
В заключение можно отметить, что то, с чем столкнулся мир в конце ХХ в.,— не однонаправленная тенденция. Это комплекс составляющих экономического, военного, социального, культурного, политического и геополитического порядка, каждая компонента которого играет в зависимости от субъективных условий большую или меньшую, но очень важную роль.
Сложно однозначно оценить, насколько положительно или отрицательно влияние глобализации на те или иные стороны экономики и жизни общества. Несомненно одно — глобализация привнесла глубокие изменения в жизнь крупных экономик, которые сказались на функциях государств и их промышленной политике.
Список литературы
1. Jagdish, B. In Defense of Globalization. New York : Oxford University Press, 2004. Р. 14, 89, 115.
2. Leif, W. One World: The Ethics of Globalization // Ethics & International Affairs. 2003. № 17.2. Р. 122.
3. Easterbrook, G. Greatest Good for the Greatest Number: Philosopher Peter Singer Will Anger His Traditional Lefty Fans with a Clear-Eyed Account of the Benefits of Globalization. Washington : Monthly Nov, 2002. Р. 48.
4. Ferguson, N. Sinking Globalization // Foreign Affairs. 2005. April.
5. Available online at: http://www.globalpolicy. org/globaliz/ econ/2005/03sinking.htm
6. Huntington, S. The Clash of Civilizations // Foreign Affairs. 1993. Vol. 72, № 3. P. 22-28.
7. Dunnigan, J. The Costs of the War on Terror [Electronic resource]. URL: http://www.strategypage. com/dls/articles/ 20030121.asp
8. Cost of War — Notes and Sources [Electronic
resource] // National Priorities Project. URL: http:// costofwar.com/numbers.html
9. Fukayama, F. After Neoconservatism [Electronic resource] // New York Times Magazine. URL: http:// www.nytimes.com/2006/02/19/magazine/ neo.html? ex=1141362000&en=a6ab5b762c549c55&ei=5070&e mc=eta1