Д. В. Мельник (Москва)
Круглый стол «Вектор non-fiction в современных литературах Центральной и Юго-Восточной Европы»
13 декабря 2016 г. в Отделе современных литератур Центральной и Юго-Восточной Европы Института славяноведения РАН прошел круглый стол на тему «Вектор non-fiction в современных литературах Центральной и Юго-Восточной Европы», в ходе которого был рассмотрен круг вопросов, связанных с текущим состоянием «литературы факта» в странах региона, ее этическими задачами и художественными возможностями.
Н. Н. Старикова (ИСл РАН) во вступительном слове кратко очертила круг поднимаемых вопросов и научных задач. И. Е. Адель-гейм (ИСл РАН) представила доклад «"Литература нон-фикшн вселяет надежду...". Польский литературный репортаж о военных преступлениях», в котором был поставлен вопрос о целесообразности литературных репортажей о массовых трагедиях, которые СМИ уже показали в реальном времени. Также в докладе были рассмотрены эстетические, этические, психологические задачи и возможности опирающегося на факт художественного слова с его сложной связью между объективным и субъективным - в эпоху девальвации эмоционального воздействия неопосредованной визуальности. Автор доклада «Основные тенденции развития словацкой литературы факта и биографические романы Лацо Зрубеца» А. Г. Машкова (МГУ им. М. В. Ломоносова) рассмотрела историю развития словацкой «литературы факта», начиная с ее основоположников Л. Штура и Й. М. Гурбана (начало XIX в.) и заканчивая творчеством современных создателей этого вида литературы. Основное внимание автор доклада сосредоточила на произведениях Л. Зрубеца, в частности на его романе «Дважды умерший» (2008). Н. М. Куренная (ИСл РАН) в докладе «Белорусская документальная проза: от Максима Горецкого до Светланы Алексиевич» рассмотрела проблему творческого превращения документального факта в факт художественной литературы в произведениях М. Горецкого, А. Адамовича, Я. Брыля, В. Колесника. Поэтику созданных ими художественно-документальных произведений отличает своеобразная техника монтажа, селекция материала и пр. Л. Н. Будагова (ИСл РАН) в докладе «К проблеме "поэзии факта"», рассматривая конкретные примеры, пришла к выводу, что
«литературу факта» нельзя ограничить только прозой, в ее сферу попадает и поэзия. А. Г. Шешкен (МГУ им. М. В. Ломоносова) в докладе «М. Гюрчинов. "Постижение действительности" (2000) как образец македонской автобиографической прозы» отметила значение книги воспоминаний выдающегося македонского литературоведа М. Гюр-чинова для развития македонской документальной прозы. Автор пишет «о времени и о себе», уделяя особое внимание процессу становления литературы на македонском языке. Один из авторитетных исследователей русской литературы, Гюрчинов неоднократно бывал в России и встречался со многими русскими писателями, лично был знаком с сыном Б. Пастернака, о лирике которого написал монографию. В связи с этим его воспоминания представляют интерес и для российского читателя. А. Н. Красовец (ИНИОН РАН) в своем выступлении «Гленн Гульд в качестве главного героя романа Мирта Ко-меля "Прикосновение пианиста"» рассмотрела проблему документалистики в биографическом плане. Образ главного героя романа во многих своих чертах основывается на личности канадского пианиста Гленна Гульда (1932-1982), выступающего прототипом эксцентричного гения, чье обостренное осязание превратило его отношение к музыкальному инструменту в фетиш. В докладе Н. Н. Стариковой (ИСл РАН) «Национально-освободительная борьба и социалистическая Югославия глазами очевидцев: "личная" история эпохи в романе М. Кресе "Страшно ли мне..?"» рассмотрена одна из актуальных и продуктивных тенденций развития современного словенского романа, в основе которой лежит индивидуальный опыт «личного» переживания истории. Роман Маруши Кресе (1947-2013) «Страшно ли мне?..», вышедший в год ее смерти, обращен к событиям военного и послевоенного прошлого Словении, представленным через субъективную, главным образом «женскую», оптику. В судьбе отдельно взятой словенской семьи отражается история целой эпохи, что дает автору возможность затронуть некоторые до сих пор «неудобные» для словенцев вопросы: раскол нации во время фашистской оккупации, обесценивание идеалов национально-освободительной борьбы и беззаконие властей в годы социализма, разжигание и обострение межнациональных противоречий в пост-югославский период. Л. Ф. Широкова (ИСл РАН) в докладе «"Устная история" как художественный прием в словацкой прозе XXI в.» обратилась к одной особенности современной словацкой литературы. В 2000-е гг. в словацком культурном сознании усилился интерес к недавнему, социалистическому прошлому. Публиковались воспоминания, документальные книги
500
Д. В. Мельник
о жизни в Словакии в 1950-1990-е гг., близкие к историческим исследованиям в жанре «устной истории». Схожие явления обнаружились и в художественной прозе - в романах П. Виликовского «Первая и последняя любовь» (2013), П. Ранкова «Матери» (2011), в книгах Й. Банаша «Остановите Дубчека!» (2009) и «Зона энтузиазма» (2008). За счет использования приема «устной истории» повествование становится стилистически и фабульно более многоплановым, усиливается эффект правдивости и достоверности художественного высказывания. Доклад Е. В. Шатько (ИСл РАН) «Взгляд на эпоху: диалог М. Ерговича и С. Басары в романе "Всякая всячина" (2014)» посвящен роману-диалогу «Всякая всячина», представляющему собой онлайн-переписку хорватского автора М. Ерговича и сербского писателя С. Басары. Авторы обращаются к судьбам бывших югославских республик после 1991 г. и затрагивают вопросы состояния национальных литератур, языковой политики, войны, политики, технического прогресса, исламского фундаментализма, глобализации и др. Книга имела успех среди сербских читателей, так как это первый пример литературного осмысления событий 1990-2000-х гг. на пространстве бывшей Югославии. Н. А. Лунькова (ИСл РАН) в докладе «Катя Зографова. "Болгарская одиссея Весны Парун": судьба в письмах» рассмотрела критический опыт болгарской исследовательницы Кати Зографовой, посвященный «болгарскому» периоду творчества известной хорватской поэтессы Весны Парун. К. Зографова характеризует эту работу как «драматичную хронику 60-х гг. XX в.», раскрытую через личную переписку В. Парун и болгарского актера В. Чаушева. Ю. П. Гусев (ИСл РАН) в докладе «Факт и вымысел (исторические романы Дёрдя Шпиро)» на материале исторических романов современного венгерского писателя Д. Шпиро доказывает, что в литературном произведении вымысел - элемент более органичный и эффективный, чем факт и документ. Факт не противоречит вымыслу, а помогает ему в достижении истины. А. В. Усачева (ИСл РАН) посвятила свое выступление «Элементы non-fiction в романе Флорины Илис "Параллельные жизни" (2012)» литературному произведению о последних годах жизни известного румынского поэта Михая Эминеску (1850-1889). Писательница художественно осмысляет документы и воспоминания современников, создавая роман, в котором Эминеску как реальная историческая личность живет параллельно с Эминеску - культурным мифом ХХ в. Е. В. Байдалова (ИСл РАН) в докладе «Владимир Винниченко как герой современной украинской биографической прозы: рождение мифа» обрати-
лась к вопросу о формировании литературного мифа о писателе и политике В. К. Винниченко (1880-1951) в современной украинской биографической прозе. В центре данного мифа - актуализация представления о Винниченко как активном деятеле украинского национально-освободительного движения начала ХХ столетия.
На основе докладов, прозвучавших на круглом столе, в обозримом будущем планируется публикация сборника статей.