Научная статья на тему 'Круглый стол «Социально-гуманитарное направление в северном федеральном университете: в поисках оптимальной модели научной и образовательной деятельности»'

Круглый стол «Социально-гуманитарное направление в северном федеральном университете: в поисках оптимальной модели научной и образовательной деятельности» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
247
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Круглый стол «Социально-гуманитарное направление в северном федеральном университете: в поисках оптимальной модели научной и образовательной деятельности»»

КРУГЛЫЙ стол

«СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В СЕВЕРНОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ УНИВЕРСИТЕТЕ: В ПОИСКАХ ОПТИМАЛЬНОЙ МОДЕЛИ НАУЧНОЙ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.»

Указ президента РФ Д.А. Медведева от 21 октября 2009 года о создании в стране группы федеральных университетов, и в т.ч. Северного (Арктического) федерального университета С(А)ФУ в Архангельске, поставил в качестве центрального вопрос о содержании деятельности этого принципиально нового типа вуза, его модели и программе развития, роли, предназначении и целевых установках основных направлений научной и образовательной деятельности. С целью активизировать участие преподавателей Поморского университета в разработке программы развития С(А)ФУ главной редакционной коллегией журнала принято решение о проведении на его страницах круглых столов, посвященных основным направлениям деятельности создаваемого вуза. К участию в них приглашены и преподаватели других вузов Архангельска, которые, как предполагается, войдут в состав С(А)ФУ. На обсуждение настоящего круглого стола вынесены такие ключевые вопросы, как роль и предназначение социально-гуманитарного направления в деятельности С(А)ФУ, в его стратегии и политике, содержание научной и образовательной деятельности, оптимальная организационная структура и др. Заметим, что в следующем номере журнала этой серии предполагается опубликовать материалы круглого стола по психолого-педагогическому направлению, поэтому здесь данная тематика не рассматривается.

Голдин В.И. Предназначение и ресурсы развития социально-гуманитарного направления знаний в С(А)ФУ

Роль и предназначение федеральных университетов определяется органами власти и управления России как решение геополитических задач, обеспечивающих социально-экономическое развитие регионов. Анализ программных документов Сибирского и Южного федеральных университетов убеждает в том, что в них очень скромное внимание уделяется социально-гуманитарному направлению научной и образовательной деятельности. В концепции создания Северного федерального университета отсутствует общая характеристика предназначения социально-гуманитарного направления знаний в С(А)ФУ, но названы следующие основные приоритетные направления проведения фундаментальных и прикладных научных исследований применительно к социальногуманитарной сфере Русского Севера: обеспечение жизнедеятельности северных социумов и формирование человеческого капитала; развитие образования и образовательного пространства; формирование социально-культурных условий арктической региональной среды как фактора обеспечения безопасности личности; обеспечение развития туристско-рекреационного комплекса.

Прежде чем определять роль, предназначение и перспективы развития данного направления в С(А)ФУ следует дать характеристику имеющегося потенциала и ресурсов (кадровых, научных, образовательных, инфраструктурных и др.), с тем чтобы в дальнейшем заострить внимание на проблемах и «узких» местах.

Основной потенциал и ресурсная база для развития рассматриваемого направления в С(А)ФУ сосредоточена, безусловно, в основном в Поморском университете. В нем работают сегодня

Владислав Иванович Голдин - доктор исторических наук, профессор, проректор по научной работе Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова

на штатной основе 30 докторов и 125 кандидатов наук, специалисты по 8 отраслям наук (без психолого-педагогических).

Среди 25 основных научных направлений, осуществляемых в Поморском университете, 14 относятся к социально-гуманитарным исследованиям. Выделим среди них те, которые успешно реализуются уже длительный период времени: «История и культура Европейского Севера с древнейших времен до наших дней», «Социальная работа в изменяющихся культурах и обществах», «Система социального управления: кросскультурный, междисциплинарный и гендерный анализ», «Актуальные проблемы совершенствования российского законодательства на современном этапе развития общества», «Трансформация власти в современной России и на постсоветском пространстве», «Картина мира в языковом, литературном и философском сознании», «Формирование нового экономического механизма социальной сферы в современной России», и те перспективные научные направления, которые возникли совсем недавно как ответ на современные потребности: «Арктика, северное регионоведение, циркумполярная цивилизация», «Гео-культурное пространство Европейского Севера: генезис, структура, семантика», «Региональная политика и региональное управление на Европейском Севере: история, современность, перспективы», «Фольклор и этнография народов Европейского Севера России», «Русское когнитивное пространство на Европейском Севере».

В Поморском университете работает 17 научных центров и лабораторий социально-гуманитарной направленности. Среди них есть как работающие длительный период времени: Центр сравнительного религиоведения и этносемиотики, Центр гендерных исследований, Центр по изучению традиционной культуры и др., так и созданные недавно: Институт Арктики, Музей-лаборатория по изучению северного текста русской литературы, Центр исследования международных отношений и др.

Ежегодно в рамках социально-гуманитарного направления выполняется в среднем 90 финансируемых научных проектов, проводится 50 научных конференций, издается в среднем 40 книг, в т.ч. примерно 20 монографий и 15 учебных пособий.

Все вышеперечисленное создает предпосылки для ведения образовательной деятельности и подготовки кадров на базе современной науки с вовлечением в научно-исследовательскую деятельность всех категорий обучаемых.

В современной инфраструктуре Поморского университета имеется институт, высшая школа делового администрирования и 10 факультетов (в т.ч. 3 в филиалах), где ведется образование по 21 специальности и направлению гуманитарных и социальных знаний. В вузе существует 28 кафедр социально-гуманитарного профиля (в т.ч. 9 в филиалах).

Аспирантура вуза работает по 21 специальности 7 отраслей социальных и гуманитарных наук, где обучается в настоящее время 110 аспирантов и 15 соискателей.

Характерной чертой накопленного опыта является осуществление в течение последних 15 лет целого ряда международных образовательных и научных программ, прежде всего совместно со странами Северной Европы. В сфере научных исследований это касается в первую очередь изучения исторического прошлого северных регионов Европы, особенностей развития государства, этносов, культур, религий этих территорий, а также исследования Баренц-региона, современных международных отношений на Севере Европы и в Арктике. На базе Поморского университета были проведены, в частности, три международные конференции по изучению Скандинавских стран и Финляндии - ведущего и действующего с начала 60-х годов международного научного форума скандинавистов/нордистов. Совместно с Университетом Тромсё в Поморском университете с начала этого века издается международный «Баренц-журнал».

В АГТУ при его несомненной технической доминанте также имеется ряд структурных подразделений, связанных с гуманитарными и социальными отраслями знаний: два института, отде-

ление перевода и переводоведения и несколько кафедр, где работает на штатной основе примерно 10 докторов и несколько десятков кандидатов наук (без психолого-педагогических наук).

В предполагаемом к вхождению в С(А)ФУ СГМУ существует Институт общественного здоровья, здравоохранения и социальной работы и несколько кафедр социально-гуманитарного профиля, где также работает ряд высококвалифицированных специалистов обществоведов и гуманитариев.

Вместе с тем имеющийся в Архангельской области кадровый научный и научно-педагогический потенциал существенно различается по разным отраслям и специальностям социально-гуманитарных знаний. Например, ощущается явный дефицит высококвалифицированных антропологов, этнологов, культурологов, политологов, социологов, психологов, археологов, искусствоведов, лингвистов (по специальностям иностранных языков), юристов, особенно специалистов высшей квалификации - докторов наук и профессоров.

Дрегало А.А. Кадровый потенциал Севера: вчера, сегодня, завтра

Кадры способны «решать все» при определенных условиях. Первое - наличие работников. Второе - их соответствие требованиям рабочего места. Третье - мотивация к производительному и качественному труду.

Демографическая ситуация и перспектива в стране, особенно в северных регионах России, известна. За годы реформ Север потерял более 1 млн чел. В Архангельской области численность населения, по данным переписей, в 1989 году составляла 1569,7 тыс. чел., в 2002 - 1335,7. По данным статистики, в 2009 году (на начало года) этот показатель снизился до 1265,7 тыс. чел. Прогноз численности населения области на 2020 год - 1187,0 тыс. чел. Схожая динамика численности населения наблюдается и у наших соседей - в республиках Карелии, Коми, Мурманской и Вологодской областях. Следовательно, на Европейском Севере даже при незначительных темпах роста экономики сохранится дефицит кадров.

В свою очередь, снизится доля населения ниже трудоспособного возраста, что скажется на численности учащихся и студентов учебных заведений. Нынешняя тенденция сохранится как минимум до 2030 года. Отсюда императив - согласование профиля подготовки кадров в профессиональных учебных заведениях с нуждами рынка труда на Европейском Севере.

Исследование сибирских ученых показывает, что в условиях инновационного развития в ближайшие пять лет наиболее востребованными будут следующие профили подготовки кадров: 1-е место - инженерно-технический, 2-е - программирование, информационные технологии, 3-е - ремонтно-строительный, 4-е - управленческий, 5-е - экономический. Заметим, что в опросе, проведенном сибирскими исследователями, принимали участие работодатели, представлявшие в равных долях основные отрасли экономики и учреждений профтехобразования. По аналогии можно определить уровень потребности в специалистах гуманитарного профиля. Однако в силу инерции технократического и экономоцентрического мышления подобные исследования пока крайне редки. Политики, государственные деятели продолжают ссылаться на выводы экономистов и технократов о перепроизводстве специалистов гуманитарного профиля.

На основе наших исследований (А.А. Дрегало, В.И. Ульяновский, 1989-2008) в Архангельской области можно сделать вывод, что нет достаточных оснований для утверждений об избытке гуманитариев. Кажущееся «перепроизводство» учителей, врачей, социальных работников, юристов, менеджеров, коммерсантов и др. связано не столько с отсутствием вакансий на рынке труда, сколько с сохраняющимся уничижительным отношением в обществе к некогда достаточно статусным гуманитарным профессиям. Если сегодня проводить на заслуженный отдых представителей этих профессий с условием сохранения им 2/3 среднего заработка, как имеет место быть

Александр Алексеевич Дрегало - доктор философских наук, заведующий кафедрой общего и специального менеджмента

в некоторых социальных группах населения, и снизить уровень вторичной занятости работников, повысив им зарплату, то дефицит гуманитариев станет очевидным. Однако средств на подобные решения нет. А политическое лукавство ситуацию вряд ли изменит.

Процесс оптимизации профиля профессионального образования имеет две стороны. Первая -активное участие государственных и муниципальных структур в формировании социального заказа для учебных заведений с учетом не только потребности бизнеса, но и интересов населения по критерию доступности различных видов капитала - образовательного, медицинского, социального, культурного. Вторая сторона - ускоренная реакция учебных заведений на социальный заказ по подготовке востребованного профиля профессий и качества специалистов. В формировании социального заказа на подготовку специалистов важную роль могли бы сыграть научные центры С(А)ФУ.

В условиях дефицита кадров на Севере все более актуальным становится мотивация работников к труду. Эту задачу нельзя сводить лишь к компетенции работодателя. Установки, диспозиции, ценности труда формируются задолго до учебы в училище, колледже, вузе. Социологические исследования (А.С. Константинов и др.) в регионе показывают, что интерес к рабочим профессиям, к инженерным специальностям, науке резко упал. Одной из множества причин выделим информационную экспансию СМИ и неспособность школы, училища, вуза противостоять бесконтрольной агрессии «симулякров» (Ж. Бодрийяр), размывающих общечеловеческие ценности труда, нравственности, гуманизма. Актуальным становится сегодня гуманизация профессиональной подготовки и гуманитаризация экономической, технической, бытовой сфер регионального пространства. В образовательной среде решению этой задачи способствовало бы углубленное изучение на всех кафедрах, независимо от профиля профессии, достижений мировой культуры, принятие их студентами, осознание места отечественной культуры в мировой сокровищнице.

Гуманизация профессиональной подготовки позволит сформировать у молодых специалистов умение непредвзято относиться к общенациональным и мировым ценностям, связывать обширные знания со своими способностями, с собственной культурой, достижениями, быстро адаптироваться к миру информационных коммуникаций и технологий.

Кадровый потенциал Севера во многом будет определяться миграционными процессами. Восполнение дефицита трудовых ресурсов будет происходить как за счет новых технологий, так и путем привлечения абитуриентов в учебные заведения и работников из других регионов страны и зарубежья. В этом процессе важную роль будет играть социальная адаптация мигрантов. В социогуманитарном плане представляется актуальным создание исследовательского центра социальной адаптации в С(А)ФУ, который в содружестве с академическим Институтом природных адаптаций мог бы внести свою лепту в обживание северных территорий, укрепление «тылового пояса» при освоении Арктики.

Голдин В.И. Социально-гуманитарное образование и науки в федеральном университете в контексте современных мировых и российских требований

Роль, место и предназначение социально-гуманитарного направления образования и научных исследований в С(А)ФУ во многом обусловлено и предопределяется общемировыми тенденциями гуманизации и гуманитаризации, а также особенностями понимания и протекания этих процессов в России. Поэтому на этих принципиальных вопросах и хотелось бы в первую очередь заострить внимание.

Возрастание и определяющая роль человека и человеческих начал в современном мире, повышение роли субъективности и рассмотрение человека как главного источника социального развития привели к определению наступившего XXI века как начала «психозойской эры», а тысячелетия - как эпохи ноосферы. Вступление человека в новую эру своей эволюции, в эпоху ноосферы, потребность коэволюции человека с биосферой обусловили потребность углубления социально-гуманитарного знания и образования с целью более глубокого понимания человеком исторического прошлого, современности и будущего, корректировки идеалов и ценностей.

Диалектика взаимоотношений двух основных составляющих в системе социально-гуманитарного знания в постсоветской, и в т.ч. в современной России, складывалась и складывается очень непросто. Знание, определяемое как «социально-гуманитарное», часто квалифицировалось как более социальное, нежели гуманитарное и действительно гуманистическое. Специалисты нередко указывали на происходящую подмену гуманитарного знания социальными науками, которые выступали транслятором и инструментом навязывания (от лица государства и власти) определенного типа модернизации и ценностей. Исходя из этого, подчеркивалась необходимость поставить в основу новой концепции, новой парадигмы социально-гуманитарного знания самого человека как целостного социального объекта, его развитие, интересы, потребности, смысл жизни и пр. Человек в данном случае должен рассматриваться и как средство, и как цель развития общества, его смысл, результат средоточия общественных усилий. «XXI век будет веком гуманитарных наук или его вообще не будет», - справедливо подчеркивал в связи с этим выдающийся французский этнолог К. Леви-Стросс. В свою очередь взаимоотношения и взаимодействие человека в системе «я - социальная группа - общество - мировая цивилизация» приобретают особый смысл и значимость.

Развитие социально-гуманитарного образования и наук в высшей школе, и особенно в университетах, играет все возрастающую роль в повышении культурного и духовного уровня студенчества и молодых специалистов, их нравственности, основных человеческих добродетелей, развитии творческих начал, кругозора, системного мышления, социализация человека и формировании активной и широко образованной личности. Основными функциональными характеристиками социально-гуманитарного знания являются коммуникативная, смыслополагающая, мировоззренческая, ценностная, культурогенная и воспитательная. Главными принципами социально-гуманитарного образования выступают гуманизация, фундаментализация, междисциплинарность или интегратив-ность, практикоориентированность или деятельностно-компетентностная ориентированность.

Особое значение в современных условиях приобретает тема духовности, формирования духовных начал, причем именно русского духа, русской культуры. Применительно к Северу особую роль приобретает воспитание студенческой молодежи и специалистов на богатейших традициях северной культуры и духовности. Гармонизация отношений человека с природой и формирование экологичности в широком смысле слова (экология человека, культуры, духа и пр.) также имеет большое значение. Социально-гуманитарное образование исключительно значимо и с точки зрения формирования потребностей непрерывного образования в течение всей жизни.

После этих предварительных замечаний общего и принципиального характера, которые во многом определяют и развитие социально-гуманитарного направления в С(А)ФУ, хотелось бы специально обратиться к рассмотрению его роли и целевого предназначения в создаваемом вузе. В самом общем виде предназначение социально-гуманитарных наук и образования в С(А)ФУ видится в том, чтобы способствовать решению федеральных задач внутренней и внешней политики на Севере и в Арктике, содействовать укреплению человеческого капитала и общественного потенциала на Европейском Севере и Северо-Западе России и особенно в приарктических районах страны, стимулировать развитие инновационной экономики, основанной на гуманистических ценностях.

В более конкретном виде цели развития социально-гуманитарных знаний в С(А)ФУ заключаются в следующем: 1) изучение Русского Севера как кладезя и уникального заповедника русской национальной культуры, использование богатейшего и самобытного историко-культурного наследия региона в практических целях образования и воспитания населения, особенно подрастающего поколения и студенчества, и для развития туристско-рекреационного комплекса; 2) исследование этнического сознания, культуры, традиций и обычаев коренных народов Севера и Арктики для сохранения и приумножения накопленных ими ценностей и достояния, развития этнокультурного

пространства региона и адаптации коренных северных этносов к жизни в условиях новой экономики и общественных отношений XXI века, в рамках предстоящей эпохи мощного комплексного освоения арктических территорий суши и моря; 3) системное исследование проблем северного регионоведения и подготовка высококвалифицированных специалистов для работы в социальноэкономической и социокультурной сферах Севера и Арктики; 4) осуществление постоянного социокультурного и социально-экономического мониторинга северных и арктических территорий, разработка научных основ политики, направленной на обеспечение устойчивого развития Севера и Арктики; 5) разработка и адаптация современных гуманитарных и социальных технологий, необходимых для использования в сложных и специфических отношениях макрорегиона. Можно добавить и направление, уже сформулированное в концепции создания С(А)ФУ: «Формирование социально-культурных условий арктической региональной среды как фактора безопасности личности».

В отличие от абсолютного большинства федеральных университетов, создаваемых во внутренних районах страны, важной целью С(А)ФУ и социально-гуманитарного направления в нем является осуществление текущего мониторинга и исследование проблем международных отношений и геополитики на Севере и в Арктике, разработка рекомендаций и экспертных оценок для повышения эффективности внешнеполитической деятельности России на этих направлениях, оптимизации ее геостратегии и геополитики, а также подготовка кадров в системе вузовского и послевузовского образования (включая подготовку и аттестацию научных и научно-педагогических работников) по проблемам международных отношений, геополитики, международного права, языков северных стран.

Из целевого предназначения проистекает содержание социально-гуманитарного направления в С(А)ФУ и его новое качество в сопоставлении с тем, что имеется сегодня в действующих в Архангельске университетах. Этот аспект представляется тем более важным, что базовым учреждением для создания федерального университета является Архангельский государственный технический университет, и существует опасность явной недооценки в новом вузе социальногуманитарного направления знаний. Сложившиеся и во многом доминировавшие в индустриальную эпоху представления о приоритете технических знаний как главном средстве борьбы за покорение природы и двигателе прогресса и проистекавшие отсюда бездуховность и технократическое мышление, которые поставили человечество на грань катастрофы, и сегодня по-прежнему распространены в российском обществе, в частности в высшей школе. Происшедшая в передовых странах кардинальная переоценка ценностей в пользу постиндустриального общества, приоритета человеческих ценностей и человеческого измерения прогресса, потребовавшая возрастания роли социально-гуманитарных знаний, не стала еще достоянием России. Поэтому принципиальное значение приобретает вопрос о том, каким вузом по своему содержанию станет Северный федеральный университет - старого технократического типа и сугубо прикладного характера, присущего индустриальной эпохе, или современным университетом, соответствующим потребностям постиндустриального, информационного и инновационного общества и важным инструментом формирования общества знания и экономики, основанной на знаниях.

Важнейшей основой образования в С(А)ФУ и, в частности, его социально-гуманитарного направления должна стать фундаментализация, тесно и логично связанная с проведением фундаментальных научных исследований, направленных на познание человека и общества, выявление логики и закономерностей их развития в прошлом, настоящем и будущем, глубинных оснований и связей между различными явлениями окружающего мира. Причем в С(А)ФУ все это должно быть связано прежде всего с исследованием особенностей жизни человека и развития человеческого сообщества на северных и приарктических территориях, пониманием логики функционирования северной цивилизации в ее российском и зарубежном измерении, и полученные новые знания должны, в свою очередь, оперативно становиться достоянием обучающихся. Северные ценности, северный образ жизни, северный характер, северное измерение, северная культура, северная ци-

вилизация - эти и другие ключевые понятия должны адекватно восприниматься всеми преподавателями и студентами университета.

Социально-гуманитарные знания призваны сыграть важную роль и стать неотъемлемой составляющей фундаментализации образовательного процесса и фундаментальных исследований в университете, и вместе с тем формирование целостной картины северного мира природы и общества, процессов и взаимодействий в нем должно осуществляться посредством диалога с представителями естественных наук.

Качественно новый и фундаментальный характер образования и преподавания социально-гуманитарных знаний в С(А)ФУ будет способствовать формированию специалистов по широкому спектру отраслей подготовки (в т.ч. инженеров, врачей и др.), владеющих логикой и теорией познания, с широким кругозором и глубоким пониманием современного мира, с гибким, новаторским мышлением, духовной культурой, устойчивой психологией, способных систематически обновлять знания, учиться и переучиваться в течение всей жизни.

Важнейшими чертами и первоосновами образования и исследований в сфере социально-гуманитарных знаний призваны стать междисциплинарность и интегративность. Это касается разработки и реализации собственных междисциплинарных образовательных программ, междисциплинарных и многодисциплинарных учебных курсов, подготовки специалистов широкого профиля (например, эколог-журналист или эколог-юрист, причем экология в данном случае должна включать в себя не только естественнонаучную, но и социально-гуманитарную ее составляющую), осуществления научных программ и проектов, прежде всего по северной и арктической тематике, совместными усилиями ученых и специалистов различных отраслей знаний. Принципиально важным будет быстрое развертывание в университете магистратуры по социально-гуманитарным знаниям, что, в свою очередь, станет необходимым звеном и предпосылкой для развития и укрепления аспирантуры и повышения эффективности ее деятельности.

Социально-гуманитарное образование в С(А)ФУ должно происходить на базе науки, посредством проведения широкого спектра фундаментальных и прикладных исследований и привлечения к ним всех категорий обучающихся, обновления на основе научных достижений и новых технологий различных отраслей социально-экономической и социально-культурной жизни северных и при-арктических территорий, человеческих и общественных отношений здесь. Предстоит критический пересмотр разрабатываемой научной тематики, определение и утверждение спектра основных/ приоритетных научных направлений, избавление от мелкотемья. Университет, основываясь на имеющемся фундаменте, должен последовательно и, по возможности, быстро расширять систему повышения квалификации специалистов и научно-преподавательских кадров, подготовки и аттестации научных и научно-педагогических работников, развивать систему не только аспирантуры, но и докторантуры (которая является сегодня крайне неразвитой), а также диссертационных советов (открытие же каждого нового потребует, как правило, наличия не менее десяти собственных докторов наук по соответствующим сферам знаний и специальностям) по широкому спектру отраслей и специальностей социально-гуманитарных знаний. При этом поддержка существующих и формирование новых научных школ должны стать непременным условием и необходимой предпосылкой успешного поступательного развития федерального университета.

Необходимо развивать издательско-публикационную, патентно-лицензионную, инновационную активность научно-педагогического персонала университета, причем, особо хотелось бы подчеркнуть, что не только первая, но и две последующие поименованные области деятельности могут и должны стать сферой приложения сил и получения соответствующих результатов преподавателями и исследователями-обществоведами и гуманитариями.

Особой сферой, которой хотелось хотя бы кратко коснуться, является международная деятельность на поприще социально-гуманитарных наук и образования и в сфере международных отноше-

ний. Опыт международной деятельности, и в т.ч. в деле сотрудничества в сфере социально-гуманитарных знаний, накопленный вузами Архангельска в течение последних 15-20 лет в первую очередь в Баренцевом Евро-Арктическом регионе (БЕАР) и в пространстве Северной Европы, является их ценным достоянием. Сложившиеся традиции международного партнерства следует активно развивать, осуществляя действующие и инициируя новые исследовательские и образовательные проекты по широкому спектру знаний, повышая академическую мобильность преподавателей, аспирантов, студентов, активно участвуя в формировании научно-образовательного пространства БЕАР, а также более обширного пространства европейского высшего образования и научных исследований.

Что касается работы на поприще международных отношений, то здесь ситуация обстоит значительно сложнее. В условиях развернувшейся борьбы или даже «войны» за Арктику (а точнее, ее качественно нового этапа) перед С(А)ФУ стоит задача внести максимальный вклад в отстаивание здесь интересов России. Это должно происходить путем профессионального экспертно-аналитического сопровождения российских внешнеполитических и внешнеэкономических усилий на этом важном геополитическом направлении, подготовки специалистов в сфере международных отношений и геополитики. Последнее потребует открытия первоначально специальности «международные отношения», а потом, возможно, «мировая экономика», «геополитика», и создания отделения, которое в случае успешного развития перерастет со временем в факультет или институт международных отношений (с полноценными учебными, научными, экспертно-аналитическими составляющими, системами подготовки и аттестации научных работников, повышения квалификации и переподготовки специалистов соответствующего профиля). Определенный задел (научно-исследовательский, кадровый, издательский, а также связи с дипломатическими и ведущими исследовательскими учреждениями страны) имеется, но предстоит, при условии поддержки органов государственной власти и управления, поистине титаническая работа, связанная с созданием необходимой инфраструктуры, подготовкой исследовательских и научно-педагогических кадров, что потребует выделения специальных помещений для научно-образовательного процесса, оборудования и пр.

В целом же представленные размышления о содержании образования и научных исследований в сфере социально-гуманитарных знаний останутся пустым звуком без соответствующего сопровождения значительными материальными вложениями, выделением помещений или строительством новых зданий, закупки оборудования, затрат на подготовку научно-педагогических кадров. Существует известное заблуждение, что анализируемая сфера знаний не требует (в отличие от естественнонаучного и технического образования и наук) существенных затрат. В действительности, как свидетельствует мировая практика, это далеко не так. Поэтому укрепление материальнотехнической базы, подготовка научных и научно-педагогических работников, привлечение высококвалифицированных кадров извне региона по тем специальностям, которые в нем сегодня отсутствуют или находятся в явном дефиците, должны стать предметом заботы и соответствующих усилий органов власти и управления и руководства федерального университета.

Теребихин М.Н. Создание федеральных университетов - удобный повод изменить управленческую модель в образовании и научной сфере

Хотелось бы обозначить две проблемы, которые предстоит решать в Северном (Арктическом) университете. Во-первых, это организационная составляющая научно-исследовательской деятельности. Во-вторых, это одно из актуальных направлений северных (арктических) исследований, которое может быть возложено на гуманитарный блок науки.

Создание федеральных университетов - удобный повод для того, чтобы изменить управленческую модель в образовании и научном блоке. «Уже давно назрела необходимость перестроить работу вузовского менеджмента», - заявил в одном из интервью в августе 2009 года Евгений Князев, курирующий в Минобрнауки России создание федеральных университетов.

Николай Михайлович Теребихин - доктор философских наук, директор центра «Сравнительного религиоведения и этносемиотики»

Изменился механизм научно-организационного планирования и сопровождения научных проектов. Этот механизм включает в себя несколько этапов: разработка концепции и содержания; подготовка научного проекта для участия в конкурсе; формирование проектной документации; планирование научно-исследовательских работ; реализация проекта; финансовое и организационное сопровождение проекта; подготовка научного и финансового отчетов; защита прав интеллектуальной собственности на полученные научные результаты и научно-техническую продукцию и внедрение их в экономику.

В современных условиях каждый из этих этапов представляет весьма непростой процесс, рассчитанный на основе конкретных индикаторов. Он предполагает знание существующего законодательства и требует взаимодействия со многими университетскими службами, а также внешними структурами. В условиях действия Федерального закона «О государственных закупках» существенно возрос объем сопровождающей документации, в результате чего время для реализации проекта исполнителями существенно сжимается.

Многие специалисты, да и собственный опыт в реализации федеральных и региональных программ доказал, что путь по «освобождению» ученого от ведения «бюрократического» сопровождения проекта и оргработы позволяет исследователям сосредоточиться на решении научных проблем. Современному ученому, способному на конкурсной основе доказывать необходимость и реализовать свои научные поиски, должен сопутствовать современный научный менеджер. Однако прежде чем сделать из исследователя менеджера, способного формулировать и вести проекты, надо разделить функционально, а иногда и персонально эти две различные функции. Там, где это сделано (будь то вуз, центр, лаборатория), научная деятельность осуществляется эффективнее.

Центр сравнительного религиоведения и этносемиотики ИГУ имени М.В. Ломоносова является признанным лидером в области этнокультурологии и гуманитарной географии северных территорий и одной из немногих структур университета, где в сотрудничестве с управлением научного планирования и развития удалось реализовать новую модель современной научной проектной работы.

Центр объединяет творческий коллектив исследователей, включая молодых ученых, аспирантов и магистрантов, не только Поморского университета, но и целой сети северных российских и зарубежных университетских и академических научных центров - партнеров, активно участвующих в реализации фундаментальных арктических программ и проектов. В Центре накоплен значительный опыт реализации крупных междисциплинарных проектных работ федерального уровня, направленный на исследование актуальных фундаментальных и прикладных проблем сакральной географии, традиционных этнокультурных ландшафтов, геокультурного пространства и имажинальной географии народов Европейского Севера России, включая и его циркумполярные пределы. Кроме того, развита материально-техническая и научно-организационная основа исследований, в результате которой последние годы коллектив Центра последовательно превышал целевые индикаторы федерального уровня по результатам своей научно-образовательной деятельности.

Накопленный научный и кадровый потенциал позволяет сразу после включения его в новую структуру Северного (Арктического) федерального университета без временных и организационных потерь приступить к реализации задач, изложенных в концепции С(А)ФУ, при этом обозначая новые рубежи в программных показателях работы нового университета.

В начале XXI века мировая цивилизация переживает кризисные процессы, связанные с первую очередь с приданием ее традиционным смыслам и ценностям набора инструментальных значений в практике решения социальных проблем глобализации. Научные, религиозные и художественные репрезентации этнокультурного пространства Европейской Арктики формируются и актуализируются в процессах локализованной практики (деятельности) различных сообществ (коренных и старожильческих народов, профессиональных субкультур, диаспор и т.д.).

Научное направление этнокультурологии и гуманитарной географии Европейской Арктики должно основываться на исследовании образов «места» (включая территории на суше и на море), актуализированных в процессах идентификации этнокультурных групп во взаимодействии локальных, национальных и глобальных факторов.

Этнокультурология представляет возможность для комплексного изучения реализации этнических различий в пространстве культуры евро-арктического региона. Эвристическая значимость комбинации научных методов и принципов этнокультурологии и гуманитарной географии демонстрируется в ходе анализа того, как связанные с ландшафтом идеи и ценности отражают процессы формирования этнической идентичности на основе взаимодействия механизмов памяти и образов местности (территории). Геокультурные, геоисторические и геоэтнографические образы рассматриваются как системы знаков, символов, стереотипов, идей, имен, архетипов, локальных мифов, характеризующих этническую историю полярных регионов, способы их традиционной доместикации (освоения) и отражающих бытие человека (народа) в особом северном (арктическом) измерении геокультурного пространства глобализирующегося мира.

Этнокультурное и гуманитарно-географическое исследование Арктики должно включать следующие блоки:

- анализ ситуаций зависимости этнокультурных практик традиционных и глобализированных сообществ от природной среды, их взаимодействия в процессах преобразования природного ландшафта;

- взаимодействие реальных (физических) и воображаемых (когнитивно-символических) структур ландшафта;

- динамика эстетических, этических и сакральных представлений людей об их жизненной среде;

- формы связи этнических, религиозных, профессиональных, гендерных и возрастных различий с пространственно «укоренной» идентичностью сообществ;

- содержание и структура образов территорий как основания национальной идентичности, складывающейся в контексте восприятия и осмысления сообществами географического пространства как их «Родины»;

- научные, религиозные и художественные репрезентации специфических ландшафтов как пространства проявления национальных чувств;

- механизмы складывания понятий «особо значимых» в национальном и транснациональном масштабах территорий: заповедных, мемориальных, музейных;

- анализ того, как категории «поселение», «культурный ландшафт», «региональная культура» отражают проблемы изучения этнических групп, помещенных в глобализированный контекст, и становятся основой для анализа давно оторванных от географических территорий этнокультурных практик.

Евсеев В.А. В поисках оптимальной модели научной и образовательной деятельности социально-гуманитарного направления в С(А)ФУ: автономия или гетерономия?

Социально-гуманитарное направление региона находится в сложной ситуации нахождения своего статуса в контексте революционных преобразований системы ВПО Архангельской области (мы не берем сейчас во внимание проблемы высшего образования в целом, но сохраняем их в памяти). Очевидно, что определение этого назначения связано с целями нашей деятельности (аристотелевское «то, ради чего»), которые только и могут выступить в качестве принципов ее моделирования.

Итак, на первый взгляд, цели и задачи детерминированы. С(А)ФУ создается для «интеллектуального, научно-образовательного обеспечения защиты национальных, геополитических интере-

Валерий Александрович Евсеев - кандидат философских наук, декан гуманитарного факультета

сов России в стратегически важном Арктическом макрорегионе» (из концепции создания С(А)ФУ). Цель вполне понятна и оправдана. Задачи, которые будут решаться для ее реализации, имеют главным образом техническое обеспечение. Неслучайно будущий университет создается на базе АГТУ.

Как же обстоит дело с гуманитариями? Должны ли они стать «сопровождением» данного процесса (в утешение - ведь Арктику осваивают все-таки люди) или же преследовать в своей деятельности не только эти (гетерономные), но еще и иные (автономные) цели, что только и позволит гуманитариям остаться самими собой, да еще и внести инновационный вклад в освоение Арктики?

Для ответа на этот вопрос обратимся к существу гуманитарной научно-образовательной деятельности. А оно отлично от естественнонаучного и технического (последнее является лишь средством по определению). Напомним, что утопия методологического монизма, понуждавшая в свое время даже величайших представителей философского знания - B.C. Соловьева, Л. Шестова и др. - обратиться к естественным наукам как к истине в последней инстанции, от которой они отошли, не является универсальной. К несчастью, для нынешних образовательных стандартов в части циклов ГСЭ и ЕН эта безумная утопия жива и сейчас в форме сессий пресловутого Интернет-экзамена. Убеждены, что подобное безрассудство скоро исчерпает себя.

Но у естественных наук и наук гуманитарных существует различие как в самом их предмете, так и в методе его познания. «Науки о природе» (В. Дильтей) имеют дело с безгласными, лишенными смысла, целей и мотивами объектами. «Науки о духе» - это поведенческие науки, которые связаны с «душевной жизнью», с ее чувствами, переживаниями, ценностями, мотивами. Элиминируйте все это и вы получите «технэ» в чистом виде. Цель гуманитарных наук - в самопознании. «Хотя бы ты и знал ширину земли, глубину моря, высоту неба, - говорил Петрарка, - но если ты себя не знаешь, то будешь похож на человека, воздвигающего знание без фундамента». Иными словами, интерес человека к самому себе является не менее сильным, чем к познанию и преобразованию внешнего мира. То, что этот интерес возможно удовлетворить, но и, главное, использовать в нужных интересах, свидетельствуют СМИ, Интернет, разного рода рейтинговые голосования. Однако все это есть лишь полезный «выхлоп» гуманитарной деятельности, и если почитать его за высший смысл, то в скором времени от гуманитариев - генераторов идей, не останется следа (это прогноз профессора Г. Костикова).

В продолжение темы ангажированности гуманитарных наук. Могут ли они предлагать решения, отвечающие на вызовы времени? Да, но не обязаны этим заниматься. Дело в том, что задача гуманитарных наук, как и науки в принципе - ставить проблемы. Именно они (проблемы, вопросы), а не ответы на них задают смысл научной деятельности. Кто считает иначе - к науке имеет лишь косвенное отношение. Подразумеваем «авторов» многочисленных научных исследований, проектов, социально-политических деятелей и пр., которые тешат себя и вводят в заблуждение окружающих мифами о практической значимости своих теоретических штудий и потугов. Это не означает, что мы должны отказаться от исследования региональной культуры, ибо гуманитарии связаны с традициями своей «ойкумены». Но ситуация культурной самоизоляции, пусть даже и освященной дорогими нашему сердцу именами и территориями недопустима.

Таким образом, в основу модели социально-гуманитарной деятельности должен быть положен принцип автономии, в качестве предпосылок которой служат ее (самозаконные) цели, а также богатейший капитал, созданный поколениями гуманитариев, включая гуманитариев региональных. Сказанное не есть установка на аддитивность, напротив, это есть дань системному подходу, предполагающему утверждение принципа интегративности, дополнительности, в нашем случае естественнонаучной и гуманитарной компоненты в рамках С(А)ФУ. Разумеется, если новый университет желает быть университетом, а не научно-исследовательским институтом по освоению очередного региона. Техническая же составляющая пусть остается таковой, т.е. технической.

Голдин В.И. Размышления об организационной структуре социально-гуманитарного направления

Обсуждение организационной структуры С(А)ФУ (и прежде всего социально-гуманитарного образования и научных исследований в нем) сегодня многим представляется наиболее актуальным вопросом. В Концепции создания С(А)ФУ указывается в самом общем виде, что в Архангельске будет сосредоточено 3 кластера, в том числе гуманитарный. Кроме того, обсуждается вопрос о возможности создания Гуманитарного института в Северодвинском филиале университета. Так или иначе, вопрос оптимальной организационной структуры будет решаться новым руководством и прежде всего ректором этого университета. Поэтому автору хотелось бы высказать лишь несколько соображений. Первое касается того, что организационная структура должна максимально способствовать реализации основных целей, решению ключевых и содержательных задач, соответствовать роли и месту, отведенному социально-гуманитарному направлению знаний в университете. В ведущем национальном университете страны - МГУ имени М.В. Ломоносова сегодня, например, существует 13 гуманитарных (и для сопоставления -12 естественнонаучных) факультетов.

Для архангельских университетов (кроме СГМУ) характерна на данный момент преимущественно факультетская организационная структура. Но применительно к федеральным университетам более популярной считается их институтская конструкция. Вне зависимости от того, институт или факультет станут ключевым компонентом С(А)ФУ, это должны быть значительно более крупные, чем существующие сегодня структурные подразделения с развернутой инфраструктурой, обязательно включающие в себя как образовательные (вузовского и послевузовского характера), так и полноценные научные (аспирантура, докторантура, диссертационные советы, научно-исследовательские центры и лаборатории) и другие компоненты (инновационного и бизнес-сектора, повышения квалификации и пр.). Если институт будет принят в качестве основной консолидирующей структуры в университете, то представляется нецелесообразным создание внутри них факультетов, ибо они станут лишними бюрократическими звеньями. Вполне достаточно будет наличия кафедр, научных и иных центров и лабораторий. При этом качественно изменятся сами кафедры: как с точки зрения руководства (следует соблюдать правило, что возглавлять их должны профессора, доктора наук), количественного (не менее 15-20 преподавателей, а также исследователи, аспиранты, докторанты, учебно- и научно-вспомогательный персонал) и качественного квалификационного состава, так и структуры (в их составе должны находиться и работать лаборатории, научные и другие семинары, аспирантура и пр.).

Если будет принята институтская структура университета, то применительно к социальногуманитарному направлению может быть создано три наиболее крупных института: экономического профиля (например, институт экономики и финансов), социальных наук и гуманитарных наук. Но в таком случае встанет вопрос о том, куда будут отнесены управление и право. По мнению автора, они могут войти в состав первого или второго института. Но, разумеется, может быть принята и более дробная структура институтов. В таком случае могут появиться институт управления и права или институт управления и регионоведения и самостоятельный юридический институт, а также, например, институт филологии (и лингвистики), институт истории и культуры и др. Дело, наверно, не столько в игре в конструкции, а в том, в какой мере они будут обеспечены высококвалифицированными научно-преподавательскими кадрами, будет ли в них полноценная научная и инновационная инфраструктура (центры и лаборатории, аспирантура, докторантура, диссертационные советы), оснащенная по современным меркам материально-техническая база, а в ином случае говорить о них, как о полноценных структурных звеньях федерального университета не приходится. На сегодня и, глядя в перспективу ближайших лет, сложно говорить о том, сложится ли и будет ли эффективна подобная структура при указанном дробном делении. Впрочем,

замечу еще раз, что организационная инфраструктура будет в решающей мере зависеть от роли и целевого предназначения самого университета и его основных структурных подразделений. К тому же, любая реорганизация - это процесс очень болезненный, тем более, если она не подкрепляется в должной мере финансовыми, материальными, кадровыми и иными ресурсами. Поэтому проводить любыереорганизации следует взвешенно и аккуратно.

Чертова Н.А. Взгляд на развитие юридического образования в регионе

Необходимость развития и совершенствования юридического образования в регионе диктуется прежде всего тем, что укрепление государственной системы управления, наведение порядка в обществе, а также сопровождающие эти процессы обновление законодательства и усиление борьбы с преступностью, требуют подготовленных высококвалифицированных кадров. Поэтому создание в структуре Северного (Арктического) федерального университета Юридического института представляется важным и практически значимым.

Юридический институт должен стать центром университетского юридического образования, правовой науки и культуры в регионе.

Миссию Юридического института можно определить следующим образом: быть признанным лидером в юридическом образовании, научных исследованиях в правовой сфере; удовлетворять реальные потребности региона в высококвалифицированных кадрах; сохранять и развивать лучшие традиции классического юридического образования; обеспечивать фундаментальность образования на основе интеграции учебной, научной и практической деятельности; формировать творческих, гармонично развитых личностей, способных стать интеллектуальным потенциалом России.

Принципами деятельности Юридического института должны стать: сочетание фундаментальности и инновационности образования; качество; единство обучения, исследований и воспитания; интеграция в региональное и мировое образовательное сообщество.

На наш взгляд, главными задачами Юридического института являются: удовлетворение потребности общества и государства в высококвалифицированных специалистах юридического профиля; удовлетворение потребности личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством образовательной деятельности; решение организационных, научно-технических, экономических и учебно-методических проблем, связанных с подготовкой, переподготовкой юридических кадров; участие в разработке региональных и муниципальных программ правовой политики, основанных на научном планировании и прогнозировании, учитывающих специфику правовой жизни региона и муниципальных образований, предусматривающих комплексную систему мер, направленных на повышение степени адекватности и эффективности правовой деятельности в регионе. Кроме того, в качестве актуальных задач Института можно назвать: развитие системы юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, согласования результатов регионального и муниципального правотворчества с общероссийским; оказание консультативного и образовательного содействия региональным органам власти и управления, правоохранительным структурам, учреждениям, организациям, предприятиям и физическим лицам; переориентация юридического образования с преимущественно информативного типа обучения на обучение, позволяющее выявлять и развивать познавательные и творческие способности студентов, воспитывать у них волевые и профессиональные качества личности, обеспечивающие эффективную профессиональную деятельность юристов; развитие и углубление деловых и творческих связей Юридического института и кадровых служб учреждений, организаций, предприятий, в т.ч. по вопросам определения уровня подготовки и количественному составу подготовки специалистов под конкретный заказ; организация и проведение фундаментальных и прикладных научных ис-

следований в области права, в т.ч. по проблемам образования; использование полученных результатов в образовательном процессе; модернизация содержания юридического образования, создание новых образовательных технологий, предполагающих интеграцию в международное информационное и коммуникационное пространство; распространение правовых знаний среди населения, повышение его образовательного и культурного уровня.

Перспективным направлением деятельности Юридического института представляется реализация программы «Ликвидация юридической безграмотности», «Юридическая клиника»; открытие классов юридического профиля в Ломоносовской гимназии, других средних общеобразовательных учреждениях.

Высокая гражданская и политическая значимость профессии юриста в современном обществе определяет особое отношение к формированию требований по его подготовке. Мероприятиями по обеспечению качества образования должны стать: организация новых перспективных специализаций; развитие практических умений и навыков студентов; введение новых актуальных курсов: «Роль правового регулирования в решении экологических проблем северного региона», «Правовые системы государств Северной Европы: исторический и сравнительно-правовой аспекты», «История государственности и правовой системы на Европейском Севере России в контексте общих тенденций эволюции отечественного государства и права», «Историко-компаративный анализ законодательства о коренном населении северных территорий», «Криминальная субкультура в России», «Правовые основы Евро-арктического сотрудничества» и др.; внедрение новых форм и методов преподавания (проблемного и сократического методов проведения аудиторных занятий, ролевых игр, лекций в дискуссионной форме). Обеспечить высокое качество юридического образования, отвечающего современным требованиям, позволят предлагаемые магистерские программы: «Право Арктики», «Международное транспортное право (морское право, трубопроводное право, железнодорожное право)», «Права коренных народов», «Ювенальная юстиция», «Теория и практика квалификации преступлений», «Сравнительное правоведение», «Конституционная юстиция», «Актуальные проблемы гражданского права» и др.

Ваенская Е.Ю.* Развитие филологического образования в рамках Федерального университета

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Модернизация высшего образования в России ориентирована на решение актуальных проблем социально-экономического и культурного развития страны, направлена на качественную подготовку компетентных профессионалов. Социологические исследования последних лет показывают, что работодателю нужен не узкий специалист, а широко образованный сотрудник, который умеет жить и работать в условиях непрерывно изменяющегося мира, принимать быстрые и нестандартные решения, взаимодействовать в команде, разрабатывать собственную модель поведения, нести ответственность за свои поступки. Он должен быть не только профессионально грамотным, но и гуманитарно образованным. Выше обозначенные требования фиксируют значимость филологического образования, обладающего огромным потенциалом для формирования личности будущего профессионала.

В современном мире складывается приоритетное отношение к филологической науке как критерию образованности и профессиональной подготовленности студента вуза. Поэтому невозможно представить развитие интегративного научного центра (каким является Федеральный университет) без филологической составляющей, позволяющей формировать не только компетентных специалистов, технически подготовленных к решению поставленных задач, но и специалистов, обладающих различными видами филологических компетенций, умеющих вести как деловой диалог, так и межкультурный, межэтнический, межконфессиональный, межличностный и т.п. Филологическая составляющая будущего федерального университета необходима для региона в целом как основа для развития образовательного и культурного пространства.

Правительство Российской Федерации обозначило основные направления развития науки, которые зачастую напрямую связаны с сохранением родного языка, родной литературы и культуры. В свете задач, стоящих перед государством, определяются и миссии филологического образования.

Во-первых, укрепление обороноспособности государства и безопасности личности, общества и государства. Язык является объектом права. Язык составляет часть народной культуры и как национальная ценность требует бережного отношения, постоянной защиты. Изучение, сохранение и использование потенциала языкового пространства города Архангельска, Арктического региона - одна из задач филологов.

Во-вторых, защита информационных ресурсов. Осуществить данную программу невозможно без изучения носителей информации. Язык, языковая личность, текст - основные источники информации. Лингвистика находится на стыке со многими дисциплинами. Появились такие самостоятельные направления в науке, как лингвокультурология, когнитивная лингвистика, лингвопраг-матика, теория коммуникативной личности, лингвосинергетика, лингвоконфликтология, юрислинг-вистика, лингв окриминалистика, психолингвистика, социолингвистика, эмотивная лингвистика, математическая лингвистика, теория коммуникации и коммуникативистика, теория языковой личности и др. Изучение и развитие новых филологических направлений в рамках федерального университета позволит подготовить высококвалифицированных профессионалов, обеспечивающих рынок труда «дефицитными» и крайне необходимыми региону специалистами, владеющими самими современными технологиями.

В-третьих - повышение эффективности и конкурентоспособности продукции - предполагает развитие технологий, способствующих продвижению продукции на внутреннем и внешнем рынках, что благоприятно скажется на экономическом развитии Северного региона. Также важнейшей проблемой является формирование позитивного регионального имиджа как внутри страны, так и за ее пределами. В основе большинства технологий лежит умелое использование языковых средств. Грамотное речевое общение, гармонизация речевых конфликтов, формирование коммуникативных, речевых и лингвокультурологических компетенций будущих специалистов - первостепенная задача профессорско-преподавательского коллектива.

В-четвертых, язык и литература являются основой формирования национального самосознания, становления личности. Они позволяют приобрести навыки интерпретации своей и чужой речи, текстов. Одной из современных тенденций в развитии образования является формирование личности не только образованной, но и нравственной, способной самостоятельно сделать выбор. Сейчас наблюдается глобальный культурологический поворот всего гуманитарного знания. Важной при этом становится задача оптимизации межкультурной коммуникации в ее различных проявлениях - в этническом, социально-стратификационном, конфессиональном, гендерном, возрастном, межличностном аспектах. Умение выявлять речевые стратегии, тактики, интенции, лежащие в основе речевых действий в различных речевых ситуациях, позволит повысить резистентность (сопротивляемость) индивидуального и коллективного сознания к манипуляции. Все это способствует созданию в целом благоприятного микроклимата в регионе на уровне межкультурного, межнационального и межконфессионального взаимодействия.

Поставленные задачи позволит реализовать интеграция ныне существующих филологических структур. Возможны два варианта интеграции:

1. Образование единого Филологического института путем слияния филологических факультетов головного вуза и филиала с факультетом иностранных языков с сохранением двух факультетов или различных отделений (например, отделение английской филологии, отделение русской филологии, отделение немецкой филологии, отделение славянской филологии, отделение журналистики и т.п.);

2. Образование двух самостоятельных институтов (Института иностранных языков и Института филологии и коммуникации).

Данилова Р.И. Возможные пути развития факультета социальной работы рамках Северного федерального университета

Масштабные экономические процессы, которые планируются на Севере России в ближайшие десятилетия, ставят на первое место вопросы «человекосбережения», заключающиеся в первую очередь в повышении качества жизни человека (здоровье, образование, безопасность проживания, возможность личностного развития и т.д.) в сложных климатических условиях.

Изучение качества жизни человека является приоритетной темой научных исследований сотрудников факультета социальной работы с 2005 года. При подготовке студентов это направление проходит красной нитью в курсах «Социальная политика», «Технология социальной работы», «Теория социальной работы», «История социальной работы» и др.

Факультет социальной работы готовит специалистов для социальной сферы. Базовыми дисциплинами государственного образовательного стандарта по направлению «Социальная работа» являются следующие курсы: социология, история социальной работы, социальная политика, социальные технологии, социальная безопасность, социальная медицина, теория и практика социальной работы. Особенностью подготовки специалистов социальной работы является междисциплинарный подход, который успешно реализуется кафедрой социальной работы.

Факультет социальной работы имеет большой опыт в международном сотрудничестве в сфере образования и науки по направлению «социальная работа», что позволило открыть на факультете в 2009 году международную магистратуру «Сравнительная социальная работа» совместно с Лапландским университетом (Финляндия). Многолетнее сотрудничество с Высшей профессиональной школой г. Киля (Германия) позволяет ежегодно внедрять новые формы подготовки студентов к практической работе в социальных учреждениях. В 2009 году на факультете была проведена международная летняя школа по социальной безопасности пожилых людей. В2010 году на базе факультета социальной работы планируется совместно с Буде региональным университетом открытие российско-норвежской магистратуры по социальной работе.

За период с 1998 года факультетом проведено 6 международных научно-практических конференций и 5 конференций с международным участием, а также значительное число региональных семинаров, круглых столов с участием ученых и практиков России, Германии, Норвегии и Финляндии. Все выше перечисленное позволит факультету (институту) в рамках С(А)ФУ полноценно влиться в международное образовательное пространство Северного Арктического региона.

Все выше сказанное свидетельствует об определенных результатах факультета в научной и образовательной деятельности.

Для более успешной подготовки высокопрофессиональных кадров и повышения эффективности научных исследований по направлению «Социальная работа в изменяющихся культурах и обществах» факультет социальной работы предлагает два варианта: создать новую научно-образовательную структуру - Институт социальных наук (ИСН) или Институт социальных наук и социальных технологий (ИСНиСТ), либо войти в состав Социально-гуманитарного института, но в любом случае в рамках Северного (Арктического) федерального государственного университета. Вхождение факультета в ИСН или Социально-гуманитарный институт соответствует концепции Северного (Арктического) федерального университета по развитию фундаментальных и прикладных исследований междисциплинарного характера в международном сотрудничестве.

Первым шагом может стать объединение факультета социальной работы с уже сложившимися, но функционирующими отдельно факультетами и отделениями университета, которые имеют

достаточно «близкие» по перечню учебных дисциплин учебные планы и направления научной деятельности: отделением социологии (ГФ), факультетом социальной работы, отделением социальной педагогики (ФНОИСП), отделением организации работы с молодежью (ФСР), региональным научным центром по работе с молодежью (ФСР), научно-практическим образовательным центром «Теория и практика социальной работы».

В состав нового института может войти также межуниверситетская кафедра социологии и политологии.

Повышение эффективности деятельности достигается через улучшение качества образовательного процесса за счет аккумуляции и усиления кадрового потенциала; развитие на факультете системы многоуровневого образования: бакалавр - магистратура - РШ или магистратура - аспирантура - докторантура; усиление НИР за счет развития аспирантуры и докторантуры; создание условий для расширения связей теории и практики социальных процессов и социальной работы, и, как следствие, расширение грантовой и хоздоговорной деятельности института; рост сферы образовательных и исследовательских услуг, предоставляемых кафедрами института.

В составе будущего института в соответствии с укрупненной специальностью 04, в которую включены социальная работа, организация работы с молодежью и социология, можно запланировать создание новых кафедр и научно-практических центров: кафедры прикладной социологии; кафедры теории и практики социальной работы; кафедры организации работы с молодежью, а в структуре этих кафедр - лаборатории социальной безопасности (доктор медицинских наук, профессор Шрага М.Х.); лаборатории информационного сопровождения НИР и учебной деятельности института; лаборатории изучения качества жизни населения региона (доктор биологических наук, профессор Данилова Р.И.); центра мониторинга социального развития молодежи; отдела магистратуры и реализации многоуровневого образования (доцент Голубева Е.Ю.).

Голдин В.И. Хотелось бы выразить признательность всем участникам круглого стола за высказанные соображения и размышления о роли, содержании и структуре организации социальногуманитарного образования и научных исследований в С(А)ФУ. Думается, что высказанные предложения могут стать основой для представления социально-гуманитарного направления в программе развития этого федерального университета.

Составитель В.И. Голдин, доктор исторических наук, профессор, проректор по научной работе Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.