Научная статья на тему 'Геополитика и формированиенаучно-образовательного пространства Арктики'

Геополитика и формированиенаучно-образовательного пространства Арктики Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
310
53
Поделиться

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Голдин Владислав Иванович

В сентябре 2014 года в Северном (Арктическом) федеральном университете в рамках реализации федерального проекта под руководством профессора, заслуженного деятеля науки Российской Федерации В.И. Голдина состоялся «круглый стол» по актуальным проблемам геополитики, международных отношений и международно-политическим аспектамформирования научно-образовательной инфраструктуры для Арктики. В нем участвовали исследователи, преподаватели, аспиранты и магистранты САФУ, а также профессор Арктического университета Тромсё и почетный доктор САФУ Й.П. Нильсен. Ниже публикуется краткое изложение основных докладов и материалов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Геополитика и формированиенаучно-образовательного пространства Арктики»

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

ГЕОПОЛИТИКА И ФОРМИРОВАНИЕ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА АРКТИКИ*

В сентябре 2014 года в Северном (Арктическом) федеральном университете в рамках реализации федерального проекта под руководством профессора, заслуженного деятеля науки Российской Федерации В.И. Голдина состоялся «круглый стол» по актуальным проблемам геополитики, международных отношений и международно-политическим аспектам

формирования научно-образовательной инфраструктуры для Арктики. В нем участвовали исследователи, преподаватели, аспиранты и магистранты САФУ, а также профессор Арктического университета Тромсё и почетный доктор САФУ Й.П. Нильсен. Ниже публикуется краткое изложение основных докладов и материалов.

ГОЛДИН Владислав Иванович, доктор исторических наук, профессор кафедры регионоведения и международных отношений института социально-гуманитарных и политических наук Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова

ГЕОПОЛИТИКА, МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО АРКТИКИ

Целью выступления является общая оценка итогов научного проекта, который реализовывался на базе САФУ в течение трех лет. В его рамках состоялись несколько теоретико-методологических семинаров и дискуссионных обсуждений современных проблем геополитики и международных отношений в Арктике с участием ведущих российских и иностранных специалистов, материалы которых были опубликованы в «Вестнике Северного (Арктического) федерального университета» и в журнале для ученых «Клио» (Санкт-Петербург). Доклады участников проекта были представлены на научных мероприятиях, проходивших не только в различных

научных центрах России, но и в Финляндии, и в Норвегии. В общей сложности было опубликовано несколько десятков статей и материалов по данной проблематике. Междисциплинарный подход и междисциплинарный синтез лежали в основе методологической парадигмы проводимого исследования.

В ходе реализации проекта внимательно отслеживались и оценивались все документы, принимавшиеся странами мира (и прежде всего «арктической восьмерки») по Арктике, а также многообразная литература по этой тематике. Причем это касалось не только общественно-политических исследований, но и работ по естес-

*Материалы «круглого стола» подготовлены в рамках государственных работ в сфере научной деятельности в рамках базовой части государственного задания Минобрнауки России ФГАОУ ВПО Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова по проекту № 2014/4 «Исследование фундаментальных проблем геополитического сотрудничества и соперничества в Арктике на рубеже ХХ-ХХ1 веков».

© Голдин В.И., 2014

183

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

твеннонаучной проблематике. В первую очередь это относилось к изучению проблем климата, ибо именно выявленная тенденция к потеплению и таянию полярных льдов и открывающиеся в связи с этим возможности стали основной причиной, стимулировавшей политиков и государственных деятелей разных стран, а также международные организации к активизации их арктической политики и в целом деятельности в Арктике.

Вместе с тем участники проекта исходили и из того, что потепление - это не только новые возможности, но вызовы и риски: разрушение зданий и инфраструктуры, создававшихся для условий вечной мерзлоты, затопление обширных территорий, угроза безопасности людей, в т. ч. коренных жителей региона, и др. Заметим, что понятие «безопасность» воспринималось и исследовалось в рамках проекта в широком современном научном дискурсе: не только военные и политические проблемы, но и социальноэкономическая, культурная, социокультурная, научно-образовательная и экологическая тематика, жизнь и развитие человека в Арктике. Понятие «экология» трактовалось не только в контексте природоохранной тематики, взаимоотношений человека и природы, но и как среда обитания и развития человека - социальная и политическая экология, экология культуры, международных отношений.

Предметом внимательного и критического осмысления являлись литература и источники, связанные с оценкой состояния природно-сырьевых ресурсов Арктики, современной ситуацией и перспективами добычи здесь полезных ископаемых, в первую очередь нефти и газа. Это было обусловлено тем, что указанные проблемы относятся к ключевым в современной и будущей арктической геополитике. Большое внимание уделялось анализу развития арктических коммуникаций мира (Северный морской путь, Северо-Западный проход и др.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Фундаментальный смысл проекта заключался в том, чтобы дать комплексную характеристику современной и будущей Арктике как важнейшему стратегическому потенциалу и ре-

зервуару развития человечества, в т. ч. России, в XXI веке.

В центре изучения находились политикоправовая ситуация в Арктике, анализ международной дискуссии и существующих вариантов раздела ее пока никому не принадлежащих территорий, состояние дел с отправкой заявок отдельными странами на расширение границ арктического шельфа. К настоящему времени Комиссией ООН по границам континентального шельфа удовлетворена лишь одна подобная заявка (Норвегии в 2009 году). Процесс приема этих заявок сегодня завершается, и в ближайшее время наступит своего рода кульминация, когда должны поступить последние заявки Дании и Канады, а также переработанная и дополненная заявка России. Интрига заключается в том, будет ли достигнуто ими предварительное согласование по пересекающимся территориям. Кроме того, им предстоит разрешить существующие спорные вопросы и с другими странами. При всей сложности современной ситуации это и стимул к урегулированию сложных проблем международных отношений в Арктике и районах, прилегающих к ней, ряд из которых имеет давнюю историю.

Остается и ряд вопросов, касающихся США, и, в частности, пойдут ли они на ратификацию Конвенции по морскому праву 1982 года!, чтобы получить тем самым право на подачу заявки на территорию континентального шельфа, прилегающую к Аляске, или предпочтут действия вне правового поля этого международного документа.

В центре исследования была и есть диалектика процессов геополитического сотрудничества и соперничества в Арктике и анализ всего многообразия факторов, которые работают в пользу того или иного варианта развития и предопределяют в конечном итоге ту или иную тенденцию, позволяют оценить их устойчивость и долговременность. Сегодня это касается прежде всего оценки долговременности наметившейся тенденции в сторону конфронтации и новой холодной войны в международных отношениях в мире, что воплотилось и в доминировании ее в Арктике, и, в частности,

184

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

вылилось в срыв или откладывание реализации ряда договоренностей, достигнутых ранее.

К числу актуальных для анализа проблем относятся перспективы развития Арктического совета, возможного повышения его статуса, расширения повестки и полномочий и эволюции от межправительственного органа, форума по характеру своей деятельности, к международной организации. Интересен и вопрос о возможности расширения пространства Баренц-региона, с включением в его состав и прилегающих морских акваторий Баренцева моря, и Северного Ледовитого океана, что, казалось бы, стало возможным после договора Норвегии и России 2010 года о разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане. Впрочем, приход к власти в Норвегии правительства консерваторов делает перспективы сотрудничества в БЕАР весьма смутными.

В рамках настоящего «круглого стола» особое внимание займет вопрос о научно-образовательном пространстве Арктики и БЕАР и международно-политических аспектах формирования арктической научно-образовательной инфраструктуры, разработке оптимальной модели специалиста для Арктического региона нашей планеты. Значение этой проблематики трудно переоценить, ибо именно эффективность международного сотрудничества в сфере науки и образования, качество научно-образовательной инфраструктуры в этом макрорегионе в целом и в отдельных его частях и странах, в частности уровень подготовки и повышения квалификации специалистов и их готовность к решению сложных задач завтрашнего дня, во многом предопределяют реальность и перспективы создания общества знаний и экономики, основанной на знаниях и инновациях, в арктическом пространстве мира.

Контактная информация: адрес: 163002, г. Архангельск, просп. Ломоносова, д. 2;

e-mail: v.i.goldin@yandex.ru

Журавлёв Павел Сергеевич, кандидат исторических наук, доцент кафедры социологии и политологии института социально-гуманитарных и политических наук Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В АРКТИКЕ: ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ ВЫЗОВЫ

Еще в XX веке геополитика отказалась от исключительно географической детерминанты, поэтому и сугубо географическое отнесение России к арктической державе представляется весьма легковесным суждением. Действительно, а разве нельзя присвоить статус арктического государства Китаю, чьи ледоколы вот-вот начнут бороздить Северный Ледовитый океан, или, например, Белоруссии, не имеющей выхода

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

© Журавлёв П.С., 2014

к морю, но в которой Арктика является предметом серьезного научного интереса.

С точки зрения глобальных геополитических процессов одним из важнейших факторов, определяющих расстановку и взаимодействие различных геополитических сил в XXI веке и обеспечение национальной безопасности, становятся подготовка кадров и научные исследования, естественно, применительно к освоению Арктики.

185

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

И здесь, казалось бы, в России дело должно обстоять значительно лучше, чем в других странах, претендующих на богатство и возможности Арктики. Ведь многие десятилетия СССР удерживал первенство в области арктических исследований, более того, был, пожалуй, единственной в мире страной, где научная и образовательная политика в отношении Севера была всесторонней и взаимосвязанной.

Сегодня, как отмечают многие эксперты, Россия утратила свое лидерство по большинству направлений. Наши геополитические партнеры по Арктике предприняли колоссальные усилия, чтобы повысить геологическую изученность своего арктического шельфа, продвинуться в понимании закономерностей изменения климата в Арктике, накопить представления о динамике арктических природных и социальных систем.

Соглашусь с мнением одного из известных экспертов по вопросам Арктики А. Пилясова, что страна, которая имеет самую большую территорию и акваторию в арктической зоне, уже не является лидером ни в одном из новых направлений арктических исследований. Россию пока спасает лишь мощный исследовательский задел, накопленный в советское время.

А вот в образовании дело обстоит несколько иначе. Консерватизм, присущий системе образования, позволил в приарктических регионах России сохранить прежнюю образовательную инфраструктуру, в т. ч. многие направления подготовки кадров.

С одной стороны, это сегодня объявляется анахронизмом, ибо нет большинства предприятий и даже некоторых отраслей хозяйства, где эти специалисты могли бы быть востребованы. Так называемые критерии эффективности и политика оптимизации продолжают наносить удар по оставшимся вузам, техникумам, училищам, где еще обучают инженеров, капитанов, технологов, мастеров, готовят рабочие кадры. В результате особо важные задания на ряде предприятий ОПК (да и не только там) вынуждены поручать профессионалам, чей возраст далеко переваливает за пенсионный.

С другой стороны, именно эта «недорефор-мированность» вдруг оказалась востребованной, когда в политическую повестку стремительно вернулась Арктика. В науке также арктическая проблематика стала актуальной и финансируемой.

В первую очередь изменения коснулись высшего образования и сектора науки в регионах. В 2010 году в Архангельске учреждается Северный (Арктический) федеральный университет. И это неслучайно. Государство законодательно определило именно геополитический фактор для создания федеральных университетов. Российской академией наук в 2012 году в структуре Архангельского научного центра УрО РАН созданы три новых отдела: отдел комплексных исследований Арктики; отдел управления биологическими ресурсами Арктики; отдел геофизических и медико-биологических исследований Арктики, которые возглавили ведущие российские ученые. В настоящий момент обсуждается вопрос открытия Института комплексных исследований Арктики РАН в Архангельске. Арктика становится предметом исследований Карельского научного центра РАН, мурманских университетов и многих других.

Вместе с тем арктические исследования не носят системного характера, дублируют друг друга, «распыляют ресурсы». На уровне Федерации и в самих университетах и научных центрах нет комплексных планов и программ исследований Арктики. Нет единой арктической научной политики, подкрепленной заказом, ресурсами и соответствующим контролем. В области образования также не продвинулись дальше декларации приоритетов.

Следует вспомнить опыт Советского Союза, когда государство решало проблемы масштабно и комплексно. Стояла задача создания Северного военно-морского флота: единовременно создавалась инфраструктура, предприятия и, естественно, база подготовки кадров. Именно благодаря этому в Архангельске в 1932 году появился медицинский институт.

САФУ провозглашает себя «драйвером развития арктического региона», однако для этого

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

186

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

должны быть предприняты конкретные шаги по развитию науки и направлений образования, которые позволят в реальности обрести это качество. Так это произошло, например, с университетом Тромсё, создание которого преобразило всю Северную Норвегию. С открытием САФУ у Архангельска появился уникальный геополитический шанс стать научной и кадровой столицей Арктики. К сожалению, образовательная политика САФУ не выходит за рамки экономики Архангельской области, а научные исследования остаются маловостребованными в реальном экономическом секторе и среди арктических компаний, а доля фундаментальных исследований снижается.

Весомым подтверждением тому является оценка зарубежных партнеров проводимых исследований. Нам пришлось анализировать международные проекты, реализуемые еще в Поморском государственном университете, и весьма заметной была снижающаяся динамика проявляемого нашими партнерами интереса к естественным и точным наукам после, видимо, получения необходимой информации. Сегодня

совместные исследовательские проекты в САФУ носят единичный характер и в большинстве случаев лишь в области гуманитарных наук.

Таким образом, напряженная обстановка в мире, нарастание противоречий между крупнейшими мировыми державами требуют от России пересмотра характера и методов проведения своей научно-образовательной политики в Арктике. Она однозначно должна стать полностью суверенной. Университеты и академические институты должны не конкурировать между собой, а в условиях нарастания дефицита ресурсов найти способы интеграции ведущихся проектов. По сути, необходим единый управляющий центр всеми арктическими исследованиями. Аналогичным образом следует подойти к решению проблем в подготовке кадров. Очевидно, что Арктика не станет местом, где найдут применение десятки тысяч работников, поэтому важно обеспечить подготовку по «двойному» назначению, а также вернуться к специализации образовательных учреждений. В конечном счете, именно кадры решают все.

Контактная информация: адрес: 163002, г. Архангельск, просп. Ломоносова, д. 2;

e-mail: zhuravlev@dvinaland.ru

Бестужева Ксения Георгиевна, соискатель кафедры регионоведения и международных отношений института социально-гуманитарных и политических наук Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова

МЕЖДУНАРОДНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ ДЛЯ АРКТИКИ

Баренцев Евро-Арктический регион (БЕАР), созданный в 1993 году, является авангардным регионом в формировании научно-образовательного пространства в европейской Арктике. Успешное и устойчивое взаимодействие в сфе-

рах науки и образования, во-первых, способствует лучшему взаимопониманию между жителями региона и развитию новых знаний, а во-вторых, помогает БЕАР включиться в европейское и более широкое международное

© Бестужева К.Г., 2014

187

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

сотрудничество и сформировать собственное научно-образовательное пространство как неотъемлемую часть Болонского процесса и Общеевропейского научного пространства.

Становление сотрудничества стран и регионов будущего БЕАР в научно-образовательной области началось в период с 1986 по 1993 год, когда были установлены первые ознакомительные контакты. Период с 1993 по 2003 год ознаменовался проведением совместных конференций и семинаров, изданием совместных книг и проведением системы научных конференций на основе долговременных проектов. С 2003 года и по сегодняшний день сотрудничество в БЕАР является устойчивым, многосторонним взаимовыгодным долговременным стратегическим научно-образовательным партнерством с многообразием его форм.

За годы существования БЕАР была проделана большая работа по реализации сотрудничества в сфере образования и различных наук, в результате чего сложилась, в частности, наука о границах, были созданы международный Баренцев институт, Университет Арктики, Баренцев трансграничный университет и многое другое.

Однако в XXI веке появляются новые возможности и вызовы, связанные с появлением качественно новых понятий - общество знаний и экономика, основанная на знаниях, что

означает высший этап в развитии экономики и общества, которые базируются на основе человеческого капитала и развиваются посредством его приумножения. Сегодня развитые страны осуществляют инвестиции именно в человеческий капитал, что дает им огромное преимущество в технологическом и интеллектуальном развитии, а также опережающем росте качества жизни населения.

Таким образом, в XXI веке необходимо формирование новых подходов, нужен новый тип специалиста для Арктического региона. Важное значение для такого специалиста в обществе знаний приобретают способность ориентироваться в потоке информации, когнитивные способности, критический ум, позволяющий отличать полезную информацию от бесполезной. Новый специалист должен иметь высококачественное образование, обладать креативными способностями, быть профессионалом во многих областях знаний, применять в своей деятельности междисциплинарный подход, владеть иностранными языками, знать передовой международный опыт и уметь применять его на практике. Этот специалист нового типа должен постоянно заниматься профессиональным совершенствованием, быть способным к инновационной деятельности, он - форпост грядущей экономики знаний.

Контактная информация: адрес: 163002, г. Архангельск, просп. Новгородский, д. 8;

e-mail: ksubest88@mail.ru

Нильсен Йенс Петер, профессор департамента истории Норвежского Арктического университета (г. Тромсё, Норвегия)

НОРВЕЖСКИЙ АРКТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КАК ЦЕНТР ИССЛЕДОВАНИЙ И ОБРАЗОВАНИЯ В АРКТИКЕ

В 2013 году Университет Тромсё изменил свое название и ныне именуется Норвежский Арктический университет. Это стало закре-

плением уже сложившейся реалии, что этот университет был и является ведущим университетом Норвегии, занимающимся изучением

© Нильсен Й.П., 2014

188

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

северных регионов и Арктики. Несколько сфер знаний, где университет обладает выдающимися компетенциями, относится именно к Арктике. Перечислим ниже те области, в которых, как считается, Норвежский Арктический университет находится на высоком международном уровне.

Геофизическая обсерватория Тромсё ведет исследования северного сияния и в геомагнитной сфере. В силу географического расположения - чуть меньше 70 градусов северной широты - Тромсё имеет прекрасные возможности для получения сигналов от спутников. Два EISCAT радара расположены в районе Тромсё, а третий такой радар находится неподалеку от Лонгйир-буена на Шпицбергене.

Университет имеет сильные позиции в области арктической морской экологии, биологии Арктики и полярной истории. Норвежский колледж рыболовных наук является ведущим учреждением в сфере биологии рыбного промысла в Арктике.

Департамент арктической и морской биологии университета занимается морскими наблюдениями и исследованиями, например, на Шпицбергене.

Исторический департамент университета опубликовал в 2004 году трехтомник Норвежской полярной истории и является ведущим учреждением в этой области в Норвегии. Нор-

вежский Полярный институт также расположен в Тромсё. Он не является частью Арктического университета, но тесно сотрудничает с ним.

Очень важной структурой в деле подготовки молодежи и будущих полярных исследователей является Университетский центр Свальбарда, самое северное учреждение в мире в сфере высшего образования и науки, расположенное в Лонгйир-бюене, на Шпицбергене, на 78 градусе северной широты. Этот Университетский центр предлагает высококачественные программы довузовского, вузовского и послевузовского образования в области арктической биологии, геологии Арктики, арктических технологий и геофизики Арктики. Он работает на основе сотрудничества с четырьмя норвежскими университетами, среди которых и Норвежский Арктический университет.

Университетский центр Свальбарда был создан в 1993 году, чтобы обеспечить университетский уровень образования в сфере арктических наук, проводить высококачественные исследования и способствовать развитию Свальбарда как международной исследовательской платформы. Географическое расположение этого Университетского центра обладает уникальным преимуществом, ибо студенты и преподавательский персонал используют природу в качестве лаборатории, арены для наблюдений и сбора данных.

Контактная информация: адрес: IHR, University of Tromso, NO-9037 Tromso, Norway;

e-mail: jens.petter.nielsen@uit.no

Ступаков Антон Альбертович, аспирант кафедры политологии и социологии института социально-гуманитарных и политических наук Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова

РОЛЬ АРКТИЧЕСКОГО СОВЕТА В МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЯХ

В АРКТИЧЕСКОМ РЕГИОНЕ

Арктический Совет - это международный высокоуровневый форум, созданный в 1996 году в целях «содействия сотрудничеству, со© Ступаков А.А., 2014

гласованной деятельности и взаимодействию между арктическими государствами с привлечением коренных общин и остальных жителей

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

189

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

Арктики к работе над общими проблемами арктического региона, особенно в сфере устойчивого развития и защиты окружающей среды в Арктике». Изначально в Совет входили представители 8 стран: Канады, Дании, Финляндии, Исландии, Норвегии, Российской Федерации, Швеции и США. Однако затем, ввиду стремительно возрастающего международного интереса к Арктическому региону, 12 неарктических государств и 9 межправительственных организаций получили статус наблюдателя.

На данный момент основными направлениями деятельности Арктического Совета являются: устранение загрязнения Арктики, защита Арктической природной среды, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций в Арктике и устойчивое развитие Арктического региона. Наибольшими достижениями Арктического Совета являются: «Соглашение о сотрудничестве в авиационном и морском поиске и спасении в Арктике» и «Соглашение о сотрудничестве в сфере готовности и реагирования на загрязнение моря нефтью в Арктике», которые являются юридически обязывающими документами для всех подписавших их стран. Все остальные решения и документы, подготовленные рабочими группами Арктического Совета и принятые по итогам встреч на разных уровнях, имеют рекомендательный характер.

В XX веке основными проблемами Арктики считались антропогенное воздействие на экологию и комплексное научное исследование

природы, затрудненное суровыми условиями Севера. В наступившем XXI веке основными вопросами становятся развитие морских коммуникаций, добыча ресурсов арктического шельфа и биоресурсов Северного Ледовитого океана, военное присутствие в Арктическом регионе и комплексное развитие арктических территорий. Новые перспективы развития региона и его экономический потенциал приводят к возникновению международных конфликтов и усилению международной конкуренции в регионе. И если в настоящее время соперничество стран основывается на научной деятельности и развитии собственных территорий, то в перспективе возможны военные конфликты и жесткие экономические столкновения.

Для предотвращения конфликтов в Арктическом регионе необходима организация, которая будет обладать достаточным политическим авторитетом для влияния на отдельные страны. Арктический Совет на данный момент является уникальной для Арктического региона международной организацией, деятельность которой в большей мере направлена на развитие кооперации и взаимопомощи между странами-участницами, а не на конкурентную борьбу. Дальнейшее развитие деятельности Арктического Совета и расширение его повестки посредством включения экономического и политического сотрудничества может стать решающим фактором мирного и устойчивого развития Арктического региона.

Контактная информация: адрес: 163002, г. Архангельск, просп. Ломоносова, д. 2;

e-mail: rsaajob@gmail.com

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЕ И МОДЕЛЬ СПЕЦИАЛИСТА ДЛЯ АРКТИКИ: ФИНАЛЬНЫЕ РЕМАРКИ

Размышления над выступлениями коллег заставили сформулировать несколько мыслей, подводящих некоторые итоги «круглого стола». Опыт зарубежных коллег и международно-

го сотрудничества в Арктике и БЕАР учит нас интегрировать действия в этой исключительно важной и перспективной сфере. В данном случае САФУ как федеральный университет, центр

190

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

науки, образования, культуры и инноваций призван выступить в качестве интегратора усилий вузов и научных учреждений, работающих на Европейском Севере в деле разработки и реализации стратегии инновационного развития этого макрорегиона. Опыт Норвежского Арктического университета в Тромсё, с которым нас связывает многолетнее сотрудничество и делегация которого во главе с ректором в очередной раз побывала в САФУ в начале октября 2014 года, может нас многому научить.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Одной из актуальных задач САФУ является формирование позитивного облика региона, особенно в глазах молодежи, формирование у нее, в целом у жителей Архангельской области и Европейского Севера России устойчивых знаний о прошлом, настоящем и будущем Арктики. Это в какой-то степени могло бы сдержать и отток населения, и в первую очередь талантливой молодежи, если люди смогут гордиться тем, что они - северяне, и будут видеть перспективы достойной жизни и работы на Севере. Этому призвана способствовать, в частности, обсуждаемая сегодня идея создания в ближайшее время серии научно-популярной литературы об Арктике, которую предполагается издать на базе САФУ.

Исследования по социально-гуманитарной проблематике приобретают особое значение для Арктики в XXI веке, ибо они призваны осмыслить исторический опыт ее освоения, извлечь из него как позитивные, так и негативные уроки, формировать чувства историзма, патриотизма, духовности у живущих здесь людей, и особенно у тех, кто прибыл сюда недавно и не понимает в полной мере традиций, исторических особенностей, менталитета северян.

В конечном итоге, именно человек, люди, живущие и работающие здесь, гордящиеся своей причастностью к Северу и Арктике, будут способствовать интеллектуальному и социальному прогрессу арктических территорий или жить по принципу «перекати-поле», что не сулит региону ничего хорошего.

В связи с этим, в рамках темы роли и предназначения Арктического совета, нельзя не заметить постепенное усиление в нем внимания к социальным вопросам, развитию человека, проблемам науки и образования. Достаточно вспомнить опубликованный несколько лет назад Доклад о развитии человека в Арктике, деятельность рабочей группы по социальному развитию и целевой группы по научному сотрудничеству Арктического совета. Что касается коренных народов Севера (6 ассоциаций представителей которых являются членами Арктического совета), важно не только помогать их выживанию и решению сложных задач в современных меняющихся условиях Арктики, но и учиться у них жизни на Севере, экологичности, должному отношению к природе, толерантности и др.

Что касается типологических черт модели специалиста, который нужен для современного и будущего развития Севера и Арктики, то к их числу хотелось бы отнести в первую очередь потребность к непрерывному образованию, которая должна быть сформирована уже на студенческой скамье, креативность, способность нестандартно и творчески мыслить, экологичность и междисциплинарность. Именно эти черты и высокая профессиональная ответственность представляются особо значимыми в эпоху грядущей инновационной экономики и общества знаний.

Контактная информация: Голдин Владислав Иванович адрес: 163002, г. Архангельск, просп. Ломоносова, д. 2;

e-mail: v.i.goldin@yandex.ru

Составитель: Голдин Владислав Иванович,

доктор исторических наук, профессор

© Голдин В.И. 2014

191