АРХИТЕКТУРА И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО
УДК 72.032 + 7.032.7
ПОЛЯКОВ ЕВГЕНИЙ НИКОЛАЕВИЧ, канд. архит., доцент,
Polyakov. EN@yandex. ru
Томский государственный архитектурно-строительный университет, 634003, Томск, пл. Соляная, 2
КРУГЛЫЕ ХРАМЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
Древнейшие представления о дискообразной Земле, плавающей в водах Мирового океана, были известны со времен Гомера. Сверху ее покрывал «многомедный» небесный свод (келос). Эта космологическая модель была реализована в целой серии купольных построек Древней Греции.
Ключевые слова: Древняя Греция, купольные гробницы, круглые храмы-фолосы.
POLYAKOV, EUGENIYNIKOLAYEVICH, Cand. of arch. sc., assoc. prof., Polyakov.EN @ yandex. ru
Tomsk State University of Architecture and Building,
2 Solyanaya sq., Tomsk, 634003, Russia
ROUND TEMPLES OF ANCIENT GREECE
The most ancient imagination of the disk-shaped Earth floating in the waters of the World Ocean has been known since the days of Homer. The «multicopper» heavenly arch covered the Earth from the top. This cosmological model has been implemented in a series of domed constructions in ancient Greece.
Keywords: Ancient Greece, dome tombs, round temples-folosy.
Древнейшие античные представления о плоской, похожей на диск Земле, плавающей в водах Мирового океана, бытовали и в Древней Греции, по крайней мере, со времен Гомера. «Широкодорожную» Землю греки именовали Геей (Yn) - богиней-прародительницей всего живого. Сверху ее покрывал железный или «многомедный» свод-келос (%ой,оа - пустой, впадистый, вогнутый) (рис. 1).
Однако родились они не на пустом месте. Не исключено, что рождению этой космологической доктрины предшествовало знакомство эллинов с кри-то-микенскими традициями куполостроения. Купольные гробницы этого пе-
© Е.Н. Поляков, 2011
риода (фолосы, толосы) сооружались в склонах холмов. Их строительство начиналось с вертикально выкопанной круглой ямы, которая выкладывалась изнутри - за исключением дверного проема - каменными плитами.
Рис. 1. Древнегреческая модель Вселенной во времена Гомера
При этом каждый последующий (сверху) ряд камней выкладывался с таким расчетом, чтобы кладка в конце концов сошлась посередине в одной точке. Одновременно от склона холма рыли проход, у внутреннего конца которого сооружался вход в гробницу, а по обеим сторонам устанавливалась опорная каменная кладка. В плане эти гробницы круглые и соединяются с внешним миром проходом (дромосом), выложенным по обеим сторонам каменной кладкой. Вход в гробницу имел массивный порог с каменной дверной рамой, иногда украшенной выпуклыми мраморными колоннами. На дверную раму опускали каменный блок, над которым помещалась вытесанная в форме треугольника каменная глыба, разгружавшая наддверную массу. Вход закрывала двустворчатая деревянная дверь, ни один из образцов которой не сохранился.
Фолосы сооружались на протяжении всего времени расцвета микенской цивилизации. На сегодняшний день в материковой Греции открыто в общей сложности более 65 фолосов, главным образом на Пелопоннесе и в Средней Греции. Древнейшим из них является гробница «Осман Ага» в Мессении у Наваринского залива, датируемая XVI в. до н. э. Лучшим образцом гробниц этого типа является так называемая «Гробница Агамемнона» («Сокровищница
Атрея») в Микенах, сооруженная, по всей вероятности, в начале XIII в. до н. э. Размеры этой гробницы поразительны: диаметр пола составляет 14,6 м, высота купола - 13,3, высота входа - 5,4, ширина входа - 2,7 снизу и 2,45 сверху, длина дромоса - 36, ширина - 6 м (рис. 2).
Рис. 2. «Гробница Агамемнона» в Микенах. Главный вход
Большая круглая камера этой гробницы покрыта «ложным» куполом. Его кривая начинается от самого пола. Купол выложен концентрическими кольцами с горизонтальными постелями. Купола и своды, сложенные по такой системе, не дают распора и потому называются ложными. Ложные купола и своды выполняются без кружал, постепенным нависанием одного ряда над другим, одного кольца над нижележащим. Они появились раньше клинчатых; в архитектуре микенской Греции система ложных куполов и сводов достигла большего развития, чем в какой-либо другой архитектуре. Монолиты, перекрывающие вход, громадны, один из них весит более 100 т. При низком уровне строительного производства такие плиты могли быть подняты лишь соединенными усилиями громадного числа людей (рис. 3).
Постепенное уменьшение высоты каменных блоков от основания купола к вершине визуально увеличивало габариты купола, придавало интерьеру особую «воздушность». Гробница производит впечатление гораздо большей, чем она является по своим абсолютным размерам (рис. 4, а). В швы между камнями были вставлены бронзовые розетки (рис. 4, б). Синий купол напоминал ночной небосвод, а розетки - звезды.
Рис. 3. План «Гробницы Агамемнона» (XIV в. до н. э.):
1 - высеченная в скале погребальная камера; 2 - центральная камера; 3 - вход в гробницу, перекрытый плитами; 4 - дромос
а
Рис. 4. Интерьер «Гробницы Агамемнона»:
а - потолок гробницы («ложный свод»); б - имитация небесного свода
«Высокий купол сложен из тесаного камня; он имеет яйцевидную форму и начинается прямо от земли. Большое количество правильно расположенных отверстий на его внутренней поверхности позволяет заключить, что весь купол был усыпан внутри металлическими розетками, которые были стилизо-
б
ванными изображениями звезд... Купол, усеянный розетками, является мистическим символическим изображением небесного свода, как колонны гипо-стильного зала египетского храма Нового царства изображали священную рощу, а потолок над ними - синее небо.» [1, с. 343-344]. «Судя по оставшимся в кладке отверстиям, купол когда-то был украшен бронзовыми розетками и горизонтальным поясом. » [2, с. 195].
Подобный взгляд на функцию потолков намного позже бытовал в древнерусском зодчестве: «Небо» - особый вид потолка, часто встречающийся в деревянных церквах Русского Севера. В центре массивный круг - замковое кольцо, в которое упираются наклонно идущие балки - тябла. Пространство между тяблами заполнялось иконами или досками.» [3, с. 188].
Не исключено, что определенное влияние на культовое зодчество Древней Греции (в частности, на архитектуру круглых храмов) оказал культ богини Гестии - хранительницы домашнего очага. Хотя это влияние вряд ли было столь значимым, как в Древнем Риме. По крайней мере, в библиографии о культовом зодчестве Древней Греции не зафиксировано пока ни одного персонального храма этой богини.
Гестия (Еотіа) - в греческой мифологии богиня домашнего очага, старшая дочь Кроноса и Реи (Не8. Theog.), олимпийское божество. Она покровительница неугасимого огня - начала, объединяющего мир богов, человеческое общество и каждую семью. Целомудренная безбрачная Гестия (Ниши. Нот. IV 21 след.) пребывает в полном покое на Олимпе, символизируя незыблемый космос. Образ Гестии рано приобрел отвлеченные черты персонифицированного огня и не связан с мифологическими сюжетами [4, с. 217-218]:
«Всюду, Г естия, ты, во всех жилищах высоких -и у бессмертных богов, и у в прахе ходящего люда -присный себе почет стяжала и первенство в чести, дар старшинства имея бесценнопрекрасный: у смертных пиру такому не быть, чтоб первой тебе и последней сладкомедвяным вином возлиянье могло не свершиться...»
«Гестия славилась тем, что была единственной из великих олимпийцев, кто ни разу не воевал и не участвовал в ссорах. Зевс дал ей в награду первую жертву, приносимую на всех публичных жертвоприношениях, поскольку она сохранила мир на Олимпе: «Она является богиней домашнего очага, и каждый от ее имени может найти защиту в частном доме или общественном здании. Гестия пользовалась всеобщим почитанием не только потому, что была самой доброй, самой справедливой и самой сердобольной из всех олимпийских богов, но еще и потому, что ей все обязаны искусством строить здания. Ее огонь был столь священен, что стоило ему погаснуть в знак траура или случайно, как его тут же вновь разводили с помощью кресала. Центром жизни Греции. был домашний очаг, который также рассматривался как жертвенный алтарь. Гестия, будучи его богиней, олицетворяла личную безопасность и счастье, а также священный долг гостеприимства.» [5, с. 52-53].
Так же как и римляне, древние греки во времена Гомера и Гесиода считали, что Вселенная имеет форму цилиндра или жернова. Основание небесного свода опирается не на Землю, а на ряд «длинноогромных столбов, раздвигаю-
щих небо и землю» (Гомер, Одиссея, I, 50) (рис. 5). Таких моделей, берущих начало от крито-микенских гробниц, было две - толос (фолос) и моноптер: «Круглые храмы и постройки общественного назначения называются моноптер, если они состоят из одной колоннады и перекрытия над ней (обычно конического), и фолос - если позади колоннады имеется еще и закрытое помещение (целла)...» [6, с. 24] (рис. 6, 8-9).
Рис. 5. Модель Вселенной по Гомеру («длинноогромные столбы, раздвигающие небо и землю» - Одиссея, Кн. 1, 50)
Рис. 6. Основные типы греческих храмов:
1 - храм в антах; 2 - простиль; 3 - амфипростиль; 4 - периптер; 5 - псевдопериптер; 6 - диптер; 7 - псевдодиптер; 8 - моноптер; 9 - толос (фолос)
Круглая форма античных храмов имела не только мифологическое, но и философское обоснование: «Одним из первых греческих мыслителей, пришедших к мысли о шарообразности Земли, был Пифагор (571-497). Как сообщает Филолай, пифагорейцы придерживались мнения о шарообразности Земли «на основании требований геометрической гармонии, доискиваясь совершенства в творении, они и Земле придали наиболее совершенную форму (шара).» [7, с. 18]. «Из всех телесных фигур Пифагор считал самой прекрасной шар, а из плоских - круг.» (Диоген Лаэрций, VIII, 1, 19, 35) [8, с. 66].
Впрочем, мнения о шарообразности Земли задолго до Пифагора придерживался философ Фалес из Милета [7, с. 15].
Перечислим теперь наиболее известные круглые храмы-толосы (фоло-сы) Древней Греции.
Древний фолос Аполлона в Дельфах (VI в. до н. э.)
Древнейший круглый храм был построен около 580 г. до н. э.: «Древний фолос в Дельфах - небольшое круглое сооружение, фрагменты которого были обнаружены в Дельфийском святилище Аполлона под руинами позднейшей (конца V в. до н. э.) сокровищницы сикионян. Это - древнейшая из известных нам круглых построек, имевшая в то же время все основные элементы дорического ордера. Древний фолос возвышался на трехступенчатом основании (диаметр 6,2 м). Монолитные колонны, число которых равнялось тринадцати, окружали целлу и имели в высоту 2,77 м.» [6, с. 63, 64] (рис. 7).
о 1 2 зм 0 12 3 4м
----------1-----------1 I 1 I I I
Рис. 7. Древний фолос Аполлона в Дельфах (ок. 580 г. до н. э.). Фасад, план (реконструкция)
Большой фолос Афины Пронайи в Дельфах (IV в. до н. э.)
Фолос в святилище Афины Пронайи в Дельфах, построенный около 400 г. до н. э., - первое из трех круглых сооружений Пелопоннеса. Круглая целла фолоса была окружена двадцатью дорическими колоннами. Интерьер
отражал влияние Иктина - на профилированном цоколе из темного элевсин-ского камня должно было находиться 10 (без одной, пропущенной из-за широкого дверного проема) приставленных к стене коринфских колонн. Их оси приходились против середины каждого второго наружного интерколумния (рис. 8-10).
Рис. 8. Святилище Афины Пронайи в Дельфах:
1 - алтарь; 2 - II храм Афины (ок. 500 г. до н. э.); 3 - III храм Афины, IV в. до н. э.; 4 - сокровищницы: Мессалийская (слева) и Дорическая (Афинская?); 5 -Большой фолос, нач. IV в. до н. э.
Рис. 10. Храм Афины Пронайи в Дельфах, вв. до н. э. Большой фолос
Дельфийский фолос отличался изяществом и богатством отделки. Его дорические колонны, три из которых восстановлены в 1938 году, довольно стройны (Н = 6,3D).
По краю кровли, позади симы, шел ряд дополнительных резных украшений, в метопах была скульптура. Кривизна поверхности триглифов, отвечавшая радиусу окружности антаблемента, свидетельствует о высоком мастерстве строителя и скульптора: «Зодчий фолоса - Феодор из Фокеи - написал, по свидетельству Витрувия (VII, 12), о своем произведении трактат.» [6, с. 240]. «Феодор Фокейский (выпустил книгу) о круглом здании в Дельфах.» (Витрувий, VII, вст., 12) [9, с. 129].
Фимела святилища Асклепия в Эпидавре (^—П вв. до н. э.)
В живописной долине Эпидавра, где, согласно мифу, был рожден бог-врачеватель Асклепий, в 380-330-х гг. до н. э. возникает ансамбль посвященного ему святилища: «Город Эпидавр замечателен главным образом тем, что здесь знаменитый Асклепий излечивает, как говорят, всякого рода болезни; храм его. постоянно наполнен страждущими, в храме есть множество дощечек, на которых обозначены для каждого случая способы лечения. Город этот лежит в глубине Саронского залива; сторона его, обращенная к морю, имеет в длину пятнадцать стадий; обращен город к летнему востоку [северо-востоку]. Вплоть до самого моря город окаймлен высокими горами, благодаря чему со всех сторон он достаточно укреплен самою природою.» (Страбон, Кн. VIII, гл. VI, 15, с. 374) [10, с. 357].
Примечательно то, что этот теменос (священный участок, комплекс) был посвящен не олимпийскому богу, а богу-целителю, связанному с народ-
ной религией. Асклепий, в тотемистическом прошлом бог-крот, в олимпийской религии считался сыном Апполона, рожденным ему Коронидой (имя означает самку ворона). Дельфийские мифы связывают Корониду, с одной стороны, с Афиной, а с другой - с Артемидой. Асклепий близок обеим девам.
Святилище Асклепия расположено в живописном месте. Утопающие в зелени оливковых рощ долины прекрасны и одним своим видом успокаивают уставшего человека. Важной деталью античного «госпиталя» был двухне-фный и частично двухэтажный ионический портик длиной около 70 м, в котором отдыхали паломники и пациенты. Около него находился источник для омовения. Помимо главного храма Асклепия в святилище были возведены пропилеи, дорический простильный храмик Артемиды и круглое здание -Фимела: «На участке святилища у эпидаврийцев есть и театр, по моему мнению, весьма замечательный. Римские театры превосходят все театры в мире своей отделкой, а по величине эпидаврский театр уступает аркадскому в Ме-галополе, но по красоте и гармонии разве может какой архитектор сравниться с Поликлетом? Поликлет был строителем этого театра и упоминавшегося круглого здания [Фолоса].» (Павсаний, II, 27, 5) [8, с. 384] (рис. 11, 12).
Рис. 11. Святилище Асклепия в Эпидавре. Слева - фолос Фимела
Фимела была построена, как указывает Павсаний, архитектором Поликлетом Младшим примерно в 330 гг. до н. э. Ученые наделили аргосского мастера прозвищем, чтобы отличать его от великого скульптора, также аргосца.
Функция здания точно не установлена. Возможно, что оно служило для организации музыкальных представлений и состязаний.
Диаметр фолоса по верху трехступенчатого основания - 21,82 м, по низу - 32,65 м. Его круглое ядро было окружено портиком из 26 колонн дорического ордера. Количество метоп у Фимелы - 52, что равняется числу недель в году. Каждая метопа была украшена небольшой розеткой. Внутри зала вдоль стены стояло второе кольцо из 14 колонн коринфского ордера, отличающихся изящными пропорциями.
«Проходивший по краю крыши желоб был украшен не росписью, как это обычно практиковалось в постройках дорийского ордера, а богатым рельефным орнаментом, что, как мы уже упоминали, было присуще ионийским постройкам. Весьма обильные рельефные украшения имелись также и во внутренних частях здания.» [11, с. 410].
Здание выполнено из пентеллийского и паросского мрамора. Пол был вымощен белыми и серовато-синими плитками (рис. 13).
Рис. 13. План Фимелы (реконструкция В. Дёрпфельда)
Центральный зал Фимелы своей гармоничной красотой рождал ощущение покоя и умиротворенности, отрешенности от суетности мира. Стены зала
были украшены картинами. Одна из них, работы сикионца Павсия, описана в античных источниках. Это исполненное в технике энкаустики изображение женщины, пьющей воду из прозрачной чаши. При этом лицо женщины просвечивалось сквозь чашу.
Под полом археологи обнаружили субструкцию в виде концентрических колец или кругового лабиринта: «Фимела была сооружена над более древней культовой постройкой; последняя, тоже круглая в плане, имела около 7 м в диаметре и представляла собою лабиринт; она была засыпана при перепланировке данного участка и послужила основанием пола целлы Фимелы Поликлета.» [11, с. 410].
В подземелье можно было спуститься, отодвинув круглую плиту в центре зала (рис. 14).
Рис. 14. Фимела святилища Асклепия в Эпидавре. Разрез
Древние греки недаром считали круг выражением совершенства и покоя. Изящная архитектура Фимелы, дополненная лиричной музыкой, помогала больным отвлечься от грустных мыслей и забот.
Филиппейон в Олимпии (335 г. до н. э.)
Этот фолос на священном участке Олимпии был начат македонским царем Филиппом II в ознаменование победы, одержанной македонской армией над греческими полисами: «Есть там. круглое здание, называемое Филип-пейоном. Наверху Филиппейона - медная маковка, скрепляющая бревна. Это здание стоит налево от выхода около Пританея; построено оно из обожженного кирпича. Его окружают колонны. Воздвиг его Филипп [Второй, 359-336 гг. до н. э.] после падения Эллады при Херонее [338 г. до н. э.].» (Павсаний, V, 20, 9, 10) [8, с. 383] (рис. 15, 16).
Рис. 15. Альтис - священный участок в Олимпии. Вариант реконструкции. Крайний слева - Филиппейон
Филиппейон представлял собой круглое здание диаметром около 14 метров по трехступенчатому стилобату, выполненное из известняка и окруженное 18 ионическими колоннами. До него в черте Альтиса воздвигались постройки только в дорическом ордере. Получается, что Филипп Македонский нарушил это правило.
Стены центрального круглого зала были украшены 12 полуколоннами коринфского ордера, расположенными в два яруса. Потолок наружной колоннады, украшенный ромбовидными кессонами, имел необычную конструкцию: разрезанный швом посредине, он был образован консольными плитами, половина которых была зажата в кладке стены святилища, а половина - в антаблементе наружного ордера. Колоннады и некоторые детали были выполнены из мрамора. Стены покрывала раскрашенная штукатурка. Вход в Филиппейон был с восточной стороны здания, по бокам двери имелось два окна.
В отрывке указано, что снаружи храма стояло 18 колонн, внутри -12 полуколонн, расположенных в два яруса. Нет ли здесь манипуляций со священными числами или астрономическими величинами?
В этих числах нет ничего таинственного. 12 и 24 - довольно распространенные в античный период величины (количество месяцев в году, число олимпийских богов или зодиакальных созвездий, количество часов в сутках и т. п.).
Что же касается 18, то здесь, как и в Парфеноне, следует пересчитать количество метоп. Всего их 36, что равняется числу небесных «деканов»1. Древнегреческие астрономы, как и вавилонские, широко применяли эту систему в своих наблюдениях (О. Нейгебауэр). Поэтому не исключено, что некоторые зодчие вполне сознательно использовали в своих произведениях достижения античной астрономии.
1 Декан - расстояние, которое покрывает Солнце за 10-дневный период относительно неподвижных звезд. Изобретение этой системы приписывается зодчему Имхотепу.
Рис. 16. Фолос Филиппа II в Олимпии. Фасад, план, разрез
Известно, что Филипп II был хорошо знаком с учением Аристотеля, утверждавшего, что Земля имеет шарообразную форму. Так как во время лунных затмений тень, отбрасываемая Землей на лунный диск, всегда криволинейна, философ пришел к заключению, что Земля и прочие небесные тела имеют шарообразную форму: «Если бы Земля была не шарообразна, то она отбрасывала бы тень иных очертаний». При дворе Филиппа II Аристотель исполнял обязанности воспитателя царевича Александра. Видимо, увлеченный идеями знаменитого философа, царь повелел воздвигнуть в Олимпии круглый Филиппейон.
В святилище стояли статуи обожествленных людей - представителей царского дома: «В Филиппейоне помещались статуи представителей царского дома Македонии, исполненные Леохаром из золота и слоновой кости. Уже применение этих материалов, служивших до сего времени лишь для статуй богов, наглядно свидетельствовало о стремлении правителей к обожествлению...» [11, с. 412].
Утверждение пространства в Фимеле и Филиппейоне особенно сильно ощущается внутри зданий, ибо в них взамен расчлененного, продольно построенного пространства, свойственного периптеру, мы находим единое центральное пространство круглой в плане целлы: «Эти новые пространственные построения в зодчестве и скульптуре являются выражением в искусстве того трезвого реалистического восприятия вселенной, которое в философии рассматриваемого периода представлено учением Аристотеля.» [11, с. 412, 413].
Арсинойон на острове Самофракия (ок. 281 г. до н. э.)
Арсинойон - круглая мраморная постройка, представлявшая собой извне двухъярусный цилиндр с наружным диаметром 19 м, перекрытый конической крышей. Нижний ярус являлся как бы цоколем, над которым возвышались 44 невысокие (2,35 м) несшие перекрытие опоры, имевшие снаружи вид дорических пилястр, а изнутри - коринфских полуколонн с соответствующим антаблементом. Мощный наружный антаблемент венчал все здание в целом и, как в дорическом ордере, относился к его высоте как 1:6,5. Судя по надписям, храм посвящен «Великим богам» и был целиком возведен из сквозных квадров фасосского мрамора на известняковом фундаменте (реконструкция не вполне надежна).
В образованных между столбами верхнего яруса проемах, по всей вероятности, были вставлены тонкие просвечивающиеся мраморные плиты, для чего в толще стены сделаны пазы. Освещение внутреннего пространства могло осуществляться и через мраморную черепицу кровли, уложенную в виде рыбьей чешуи. Балюстрада в основании наружных пилястров и между коринфскими полуколоннами имела скульптурные украшения в виде изображения бычьих голов и жертвенных чаш. В интерьере храма опоясывающий все здание коринфский ордер с антаблементом, отнесенным к его высоте (в отличие от наружного антаблемента), служил как бы легким переходом к внутренней поверхности конической кровли, которая могла иметь легкие деревянные кессоны. Благодаря резкому убыванию двухъярусного членения снизу вверх и размельченным членениям верхнего яруса создавалась иллюзия более высокого внутреннего пространства (рис. 17).
Это ощущение усиливалось также контрастным сопоставлением относительно крупных квадров стен и ортостатов гладкого нижнего барабана с мелкими членениями второго яруса как внутри, так и снаружи здания (рис. 18). Иллюзорное увеличение масштабности здания является одной из характерных черт эллинистической архитектуры, известной и по другим памятникам (Пергамский алтарь Зевса и др.): «Формы круглого здания IV в. переработаны в этой постройке. Она стала двухэтажной, причем это нашло четкое выражение и во внешнем оформлении этого здания: нижний ярус, представляющий собой глухую стену, служит как бы цоколем для расчлененного столбами и увенчанного дорийским антаблементом верхнего этажа. Этим столбам с внутренней стороны здания соответствуют коринфские полуколонны.» [11, с. 422].
Облик здания логически завершала статуя крылатой Ники Самофракий-ской, венчающая коническую кровлю (рис. 19).
Рис. 19. Арсинойон на о. Самофракия. Статуя Ники Самофракийской
Поскольку круглые храмы, отобразившие древнейшие мифологические и философские воззрения о форме мироздания, относились к разряду культовых построек, в Древней Греции они широкого применения не получили. В Риме же этот архитектурный тип, ведущий начало от культа богини Весты, был более популярен: «Греки лишь иногда придавали своим храмам круглую форму. Эта форма становится частой у римлян. Она встречается не только в Тиволи, но и в других храмах Рима: например в храме Весты и еще одном храме, открытом на развалинах форума. Самый большой храм Рима - Пантеон - имеет круглую целлу, покрытую куполом диаметром более 43 м...» [11, с. 472].
Библиографический список
1. Брунов, Н.И. Очерки по истории архитектуры: в 3 т. Т. 2. Греция - Рим - Византия / Н.И. Брунов. - М. ; Л. : Академия, 1935. - 621 с.
2. Всеобщая история архитектуры (ВИА): в 12 т. Т. 1 / под ред. О.Х. Халпахчьяна [и др.]. - М. : Стройиздат, 1970. - 512 с.
3. Ополовников, А.В. Русь деревянная: Образы русского деревянного зодчества / А.В. Ополовников, Г.С. Островский. - М. : Наука, 1981. - 199 с.
4. Гомеровы гимны / пер. с древнегреч. К. Рабинович. - М. : Carte Blanche, 1995. - 232 с.
5. Грейвс, Р. Мифы Древней Греции : [пер. с англ.] / Р. Грейвс ; под ред. и послесл. А. А. Тахо-Годи. - М. : Прогресс, 1992. - 624 с.
6. Всеобщая история архитектуры (ВИА): в 12 т. Т. 2. Архитектура античного мира (Греция, Рим). - Изд. 2-е. - М. : Изд-во литературы по строительству, 1973. - 712 с.
7. Бублейников, Ф.Д. Очерк развития представлений о Земле / Ф.Д. Бублейников. - М. : Изд-во АН СССР, 1955. - 206 с.
8. Зубов, В. П. Архитектура античного мира. Материалы и документы по истории архитектуры / В.П. Зубов, Ф.А. Петровский. - М. : Изд-во Академии архитектуры СССР, 1940. -519 с.
9. Витрувий. Десять книг об архитектуре / Витрувий ; пер. с лат. Ф.А. Петровского. - М. : Архитектура-С, 2006. - 328 с.
10. Страбон. География в 17 книгах / Страбон ; пер. Г.А. Стратановского. - М. : Наука, 1964. - 941 с.
11. Шуази, О. История архитектуры: в 2 т. Т. 2 : [пер. с франц.] / О. Шуази. - М. : Изд-во Всесоюзной академии архитектуры, 1937. - 694 с.