Научная статья на тему 'Храм Аполлона Эпикурия в Бассах'

Храм Аполлона Эпикурия в Бассах Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
650
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ / БАССЫ / ХРАМ АПОЛЛОНА / ИКТИН / ANCIENT GREECE / BASS / THE TEMPLE OF APOLLO / ICTINUS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Поляков Евгений Николаевич, Белоконева Дарья Александровна

Статья посвящена истории строительства третьего произведения зодчего Иктина – храма Аполлона в Бассах (430 г. до н. э.). Она содержит ряд оригинальных фактов, позволяющих по-новому взглянуть на творческие принципы знаменитого мастера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Temple of Apollo Epicurus In Bass

The article is devoted to the history of construction of the third creation of architect Ictinus – Apollo's Temple in Bass (430 BC). It contains a number of original facts that allow us to look at creative principles of the well-known master in a new light

Текст научной работы на тему «Храм Аполлона Эпикурия в Бассах»

АРХИТЕКТУРА И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО

УДК 72.032 + 7.032.7

ПОЛЯКОВ ЕВГЕНИЙ НИКОЛАЕВИЧ, канд. архит., доцент, polyakov. en @ yandex. ru

БЕЛОКОНЕВА ДАРЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА, студентка,

Томский государственный архитектурно-строительный университет, 634003, г. Томск, пл. Соляная, 2

ХРАМ АПОЛЛОНА ЭПИКУРИЯ В БАССАХ

Статья посвящена истории строительства третьего произведения зодчего Иктина -храма Аполлона в Бассах (430 г. до н. э.). Она содержит ряд оригинальных фактов, позволяющих по-новому взглянуть на творческие принципы знаменитого мастера.

Ключевые слова: Древняя Греция; Бассы; храм Аполлона; Иктин.

POLYAKOV, EVGENY NIKOLAYEVICH, Ph.D., Assoc. Prof. polyakov. en @ yandex. ru

BELOKONEVA, DARYA ALEXANDROVNA, student,

Tomsk State University Of Architecture And Building,

2 Solyanaya sq., Tomsk, 634003

THE TEMPLE OF APOLLO EPICURUS IN BASS

The article is devoted to the history of construction of the third creation of architect Ictinus -Apollo's Temple in Bass (430 BC). It contains a number of original facts that allow us to look at creative principles of the well-known master in a new light.

Key words: Ancient Greece; Bass; the temple of Apollo; Ictinus.

Бассы (греч. Baooai - ущелье) - территория между древнегреческими областями Аркадией, Трифилией и Мессенией. В этой гористой местности, на западном склоне горы Котилион, на высоте 1130 метров над уровнем моря жители города Фигалия основали святилище Аполлону Эпикурию (рис. 1).

«Название Эпикурия [Целителя] дано Аполлону оттого, что он помог жителям во время губительной заразы, подобно тому, как в Афинах он был назван Алексикакос за то, что он отвратил болезнь. Это название было дано фигалий-скому Аполлону во время Пелопоннесской войны...» (Павсаний, VIII, 41, 7-9) [1, с. 345]. От города до святилища была проложена дорога длиной в 13 км.

© Е.Н. Поляков, Д.А. Белоконева, 2013

Рис. 1. Храм Аполлона в Бассах (430 г. до н. э.). Современное состояние

Как отметил Павсаний, история этого святилища была отчасти связана с военными действиями, происходившими на территории Аркадии. Тогда ар-кадяне в союзе с мессенцами выступили против соседней Спарты. В 452 г. до н. э. спартанцы завоевали Фигалию, разрушили город и удалились, прихватив с собой статую бога Аполлона из крошечного храмика, находившегося на их пути. Оставшиеся в живых горожане обратились за советом к дельфийскому оракулу. Чтобы вернуть расположение грозного олимпийца, дельфийские жрецы предложили аркадянам восстановить разрушенный врагами храм.

Следует отметить, что в VII в. до н. э. здесь уже существовало небольшое поселение. В верхних слоях почвы археологами были найдены вотивные таблички, терракотовые вазы, статуэтки, бронзовые и железные мечи. Первый храм Аполлона, захваченный спартанцами, появился здесь в конце VII в. до н. э. Археологи выявили два этапа его строительства - ок. 600 г. до н. э. и 500 г. до н. э. От него сохранилось центральное, похожее на диск глиняное возвышение, украшенное разноцветным рисованным орнаментом, а также керамические изделия и обломки глиняной черепицы.

Окончательный вариант храма относится к 430-400 гг. до н. э. Его создателем считают Иктина - одного из соавторов храма Афины-Девы (Парфенона). Зодчему удалось гармонично соединить в фигалийском храме религиозные традиции Аркадии с новейшими достижениями архитектуры классической эпохи. Павсаний написал о нем следующее: «За исключением

Тегейского, этот храм превосходит все пелопоннесские храмы и красотой мрамора, и своей гармоничностью, что подтверждается как сходством обоих

названий Аполлона, так и тем еще, что архитектором фигалийского храма был Иктин, современник Перикла, строитель афинского Парфенона...» (УШ, 41, 7-9) [1, с. 345] .

По причине отдаленности от главных греческих центров этот храм был надолго забыт, но зато неплохо сохранился до наших дней. Его руины были случайно обнаружены французским архитектором Жаком Бошером в 1765 г. Однако первые серьезные раскопки были произведены здесь лишь в 1836 г. В них принял участие великий русский живописец Карл Брюллов (рис. 2).

Рис. 2. Руины храма (картина К. Брюллова)

Как было отмечено выше, храм Аполлона стоял высоко в горах, в дикой и пустынной местности (37°25'47" с. ш., 21°54'01" в. д.): «Фигалия окружена горами. Котилий находится в сорока стадиях от города. На этой горе находится местность, называемая Бассы, с храмом Аполлона Эпикурия.» [Там же].

За исключением некоторых деталей, он был выполнен из местного голубовато-серого мраморовидного известняка. Храм классической эпохи был построен на естественной скале, на специально выровненной площадке.

Этот дорический периптер-гексастиль имел традиционную трехчастную структуру с пронаосом, святилищем (наосом) и сокровищницей. Однако у него было по 6 колонн на торцевых (северном и южном) фасадах и по 15 -на боковых (западном и восточном). Этим фигалийский храм существенно отличался от традиционных античных гексастилей, имеющих соотношение числа колонн 6^13.

Его пропорции оказались довольно вытянутыми (размеры по стилобату составляли 14,63^38,29 м). Благодаря изящной сухости отдельных деталей (эхинов дорических капителей, ступеней стереобата), а также отсутствию наклона колонн и их очень слабому энтазису, наружный облик храма получился строгим и сдержанным (рис. 3, 4).

Рис. 3. Руины храма Аполлона в Бассах. До реконструкции

0 Ї 10ч

і _______і____ ■_____________і_________і_________і і і_________________________і__________і_________і

Суровые дорические колоннады, выполненные в грубой «архаической» манере, лаконично оформленный антаблемент храма с частично декорированными метопами резко контрастировали с богатым интерьером.

Помещения храма отличались богатством и пластичностью архитектурных форм, живописной игрой света и тени. Особенно изящно смотрелись украшенные порезкой симы, мраморные кессонные потолки птерона (портика), пронаоса (вестибюля) и опистодома (сокровищницы).

Как было отмечено выше, святилище храма (наос) включало два отделения - северное и южное. Они были разделены центральной колонной, увенчаной первой в истории мирового зодчества коринфской капителью. Изнутри стены северного святилища были усилены десятью поперечными выступами (контрфорсами). Последняя их пара, фланкирующая вход в южное отделение святилища, была повернута под углом 45° к северному входу. Торцы контрфорсов, обращенные в зал, были украшены ионическими полуколоннами. Поперечные стенки, на которых он покоится, украшены великолепными ионическими полуколоннами. Волюты ионических капителей сходились только на двух углах - над перпендикулярными стенками и, по-видимому, на трех углах - над скошенными. Не исключено, что в восьми нишах (конхах), образовавшихся между контрфорсами, стояли мраморные статуи муз, составлявших свиту Аполлона на горе Парнас. Поскольку муз было девять, а ниш только восемь, то девятая статуя могла быть установлена либо перед коринфской колонной, лицом, обращенным на север -к посетителям храма, либо в южном святилище, рядом с Аполлоном (Мусагетом - предводителем муз) (рис. 5, 6).

Рис. 6. Храм Аполлона в Бассах. Фрагмент интерьера. Реконструкция

Вообще-то ориентация север - юг не характерна для древнегреческих храмов, но именно в этом храме ее можно объяснить особенностями горного ландшафта. Возможно также, что необычная ориентация «классического» храма, построенного Иктином, объясняется религиозными традициями Аркадии, поскольку многие храмы в этой области имеют аналогичную ориентацию.

Еще одним объяснением необычной ориентации храма может служить то, что в «классический» храм был включен более древний небольшой храмик, трансформировавшийся в южное святилище. Он имел традиционную ориентацию с запада на восток. От него же сохранилась входная дверь на восточном фасаде. В процессе перестройки этот храмик был включен в структуру более позднего храма и стал одним из отделений двойного наоса. В результате статуя Аполлона, находившаяся в южной половине храма, была ориентирована на восток, навстречу восходящему солнцу. Это вполне соответствует «солнечной» природе этого бога. Одним из его многочисленных имен было Феб (фoíPo<;, блистающий). Вполне вероятно, что такая ориентация была продиктована желанием использовать в этом здании оптические эффекты солнечного света. Посетитель, входивший в храм через северный проем, мог видеть в профиль залитую розовыми лучами статую светоносного бога. При этом тень посетителя не попадала на статую и не могла «осквернить» ее своим «прикосновением». Этот недостаток был присущ всем языческим храмам

с восточной ориентацией входа. Это был оригинальный по тем временам прием решения внутреннего пространства храма.

Авторы «Всеобщей истории архитектуры» подтверждают нашу версию: «Целла храма (Аполлона в Бассах, 430 г. до н. э.), сильно отступавшая по торцам от наружной колоннады. располагаясь своей продольной осью по направлению север - юг, состояла (не считая глубоких пронаоса и опистодо-ма) из двух неравных сообщающихся между собой помещений. <...> Эта необычная композиция и ориентация храма, возможно, связана с тем, что Иктин включил в свою постройку целлу находившегося здесь более древнего маленького храмика. При этом новая целла была пристроена под прямым углом к старому храмику с его северной стороны; его южная продольная стала задней стеной новой целлы, а боковая северная стена, разделявшая обе целлы, была снесена. Поэтому новая целла оказалась вытянутой в направлении с юга на север, где находился главный вход в храм. Вход в старый храмик с восточной стороны также был сохранен...» [2, с. 232, 233].

Отличительной особенностью этого уникального храма является также соединение в нем сразу трех архитектурных ордеров - дорическая колоннада-гексастиль по периметру здания, ионические полуколонны и фриз в северном святилище, коринфская колонна между двумя святилищами. Колонна была выполнена из мрамора и имела коринфскую капитель - первую известную нам в греческом зодчестве (рис. 7). Волюты коринфской капители сходились по диагоналям на всех четырех углах.

Древнейший храм Аполлона имел минимум декоративных украшений. В полном соответствии с архаическими традициями, на узких торцевых фасадах святилища располагалось по шесть метоп. На северном фасаде, откуда верующие входили в северное святилище, на них были изображены сцены возвращения Аполлона на Олимп из Гипербореи (рис. 8). На южном же фасаде святилища, со стороны адитона (сокровищницы), - сцены похищения дочерей мессенского царя Левкиппа братьями Диоскурами.

Рис. 8. Поперечный разрез перед северным входом. Реконструкция

В верхней части северного святилища по периметру антаблемента был устроен ионический ленточный фриз, выполненный в высоком рельефе и как бы нависающий над дверными проемами и ионическими контрфорсами. Этим самым Иктин подчеркнул его важную композиционную роль. Фриз завершал колонный портик (перистиль) внутри святилища. Этот оригинальный прием пришел сюда из жилой архитектуры классического и более позднего, эллинистического, периодов. Перенесенный с наружных стен святилища внутрь, фриз представлял сцены амазономахии (битвы греков с амазонками) и кентавромахии (битвы лапифов с кентаврами).

Во время раскопок 1812 г. обломки этого фриза были обнаружены на полу святилища. В 1815 г. их передали в Британский музей, где они и находятся по настоящее время. Автором этого фриза, возможно, является Пео-ний - создатель статуи Ники в Олимпии. В этом необычном фризе все как бы вывернуто и изломано. Нарушены пропорции фигур, смещены композиционные акценты, сплющены ракурсы. Жесты персонажей полны экспрессии и трагизма. Отдельные сюжеты наслаиваются друг на друга, сталкиваясь друг

с другом. Сложные эпизоды, включающие сразу до пяти фигур, выстраиваются нарочито асимметрично, даже угловато (рис. 9, 10).

Рис. 9. Скульптурное убранство храма Аполлона, выставленное в местном музее

Рис. 10. Фрагмент фриза храма Аполлона в Бассах. Кентавромахия

Интерес представляет также культовая статуя Аполлона, подчеркнувшая асимметричную планировку храма. По одной из версий, она стояла

напротив восточного входа в южном отделении наоса. Таким образом, ее освещали первые лучи восходящего солнца (рис. 11).

Рис. 11. Разрез храма Аполлона Эпикурия в Бассах (430 г. до н. э.). Реконструкция

У посетителя храма было два способа приблизиться к статуе. Он либо приближался к двери в южном отделении наоса и тогда видел статую божества фронтально перед собой. Но в таком случае внутреннее пространство развертывается перед ним совершенно асимметрично, т. к. основная ось входа сильно сдвинута в сторону. Войдя внутрь, посетитель видел перед собой статую, а слева - гладкую стену. Справа через пролеты по сторонам коринфской колонны открывалось пространство северного святилища, украшенное ионическими полуколоннами и скульптурным фризом. Войдя же в храм через главный северный вход, зритель видел перед собой симметричную анфиладу различно оформленных пространств. В глубине зала сквозь пролет справа от колонны он видел обращенную влево статую Аполлона, которая вносила асимметрию в общую композицию внутреннего пространства.

Согласно другой версии, высказанной греческим археологом Николасом Ялурисом, в Бассах вообще не было культовой статуи - ее роль выполняла коринфская колонна, разделявшая и одновременно с этим объединявшая две части храма. В любом случае, статуя Аполлона не сохранилась. Существует версия, что в IV в до н. э. она была увезена в город Мегалополь.

Для постройки храма Аполлона был использован светлый аркадский известняк (каменоломни находились чуть севернее святилища). Некоторые части пола, капители и ленточный фриз в северном наосе были выполнены из мрамора. Мраморные плиты потолка над ионическими контрфорсами, украшенные кессонами, были уложены по каменным балкам, имевшим облегченный профиль в виде перевернутой буквы П. Каким образом был перекрыт наос, пока не установлено. Обломки тонких мраморных плит, служивших кровлей храма, свидетельствуют о том, что в некоторой их части имелись отверстия. Не исключено, что именно они служили скрытыми источниками света в храме «лучезарного» бога.

В заключение необходимо остановиться на особенностях творческого почерка зодчего Иктина «Ястребиноглазого» - создателя храма Аполлона в Бассах. Согласно официальным данным, ему принадлежат, по крайней мере, три произведения. Это храм Афины-Девы (Парфенон) в Афинах (совместно с Калликратом, 447-434 гг. до н. э.), Телестерион (мистериальный храм Деметры и Персефоны) в Элевсине (к. V в. до н. э.) и, наконец, храм Аполлона в Бассах (430 г. до н. э.). Анализ градостроительных и архитектурных особенностей этих памятников, проведенный нами в этой работе и в более ранних публикациях [3, 4], позволил выявить индивидуальные черты в творческих принципах этого мастера. В них нашли отражение важнейшие тенденции древнегреческого зодчества в период его наивысшего расцвета.

Явно видна склонность Иктина к поискам новых путей в искусстве, начиная с общей композиции постройки и кончая отдельными архитектурными элементами и деталями. Зодчим проявлено несомненное техническое новаторство, а также сознательное использование традиционных архитектурных форм в новой художественной трактовке.

Во-первых, Иктин виртуозно подошел к проблеме освещения внутренних пространств храмов. Например, в Парфеноне статуя Афины-Девы была освещена через гипетральное отверстие, устроенное в кровле храма. Этот прием позволил подчеркнуть гигантские размеры богини - хозяйки храма. Статуя «лучезарного» Аполлона Эпикурия, стоявшая боком к посетителям храма, освещалась розовыми лучами восходящего Солнца. Об этом мы говорили выше. В Телестерионе лучи восходящего Солнца освещали центральную сцену, на которой, распахнув занавес, появлялись жрицы в костюмах богинь плодородия.

Во-вторых, зодчий умело направлял внимание и движение посетителей внутри храма. С помощью развернутых под углом 45° ионических полуколонн он как бы «втягивал» их в темное северное святилище храма Аполлона и направлял к коринфской колонне, как бы «расцветшей» под пристальным взглядом мраморного бога. Статуя Афины в Парфеноне, окруженная двухъярусной ионической колоннадой, встречала посетителей храма в центре залитого светом перистильного двора. При этом посетители оставались в тени глубокого пронаоса («сеней»). Сцена Телестериона была помещена в центр огромного амфитеатра, заполненного участниками мистерий. Все их внимание было приковано к занавесу.

В-третьих, следует отметить склонность Иктина к поиску новых архитектурно-декоративных мотивов (изобретение коринфской колонны, необычные «трехчетвертные» ионические капители, ленточные фризы внутри и снаружи святилища). Иктин сумел внести в тяжелые и суровые формы древнего дорического периптера мягкость и легкость, разбив его строгую прямоугольную композицию игрой кривых линий. Он создал также своеобразный аттикодорический ордер, во многом повлиявший на эволюцию ионического и коринфского ордеров. Он умело сочетал в одном храме два-три ордера. Это стало модной традицией в античной архитектуре более поздних времен.

В-четвертых, его отличает несомненное техническое новаторство - первый в истории зенитный фонарь (Телестерион), одно из первых гипетральных отверстий в потолке святилища (Парфенон), П-образное сечение перекрытий в храме Аполлона.

В-пятых, Иктин смог подчинить работу скульпторов и декораторов, украшавших его храмы, единой творческой программе, своеобразному тематическому сценарию. Каждая круглая скульптура, барельеф или орнамент занимали здесь строго определенное место и играли свою определенную роль в развитии общего сюжета декораций. То есть его скульптурные композиции стали «тематическими», организующими и направляющими потоки посетителей (Панафинейское шествие, Элевсинские мистерии, праздники Аполлона Эпикурия).

Наконец, Иктин был великим мастером перспективы. Им была разработана целая серия приемов коррекции визуальных искажений в скульптуре и архитектуре, которые получили дальнейшее развитие в зодчестве эллинистических государств, Древнего Рима, эпохи Возрождения. Он очень точно рассчитывал, как соразмерять пропорции сооружения, чтобы сделать их более приятными взгляду человека, взирающему на храм снизу вверх: «Великолепный мастер внутренних пространств, Иктин предстает перед нами как великий художник-пластик, внесший в тяжелые и суровые формы древнего дорического ордера мягкость и легкость, разбивая строгую прямоугольную композицию игрой кривых линий.» [5, с. 63].

Иктин известен также как автор не дошедшего до нашего времени трактата о Парфеноне. Витрувий, перечисляя известные ему сочинения по архитектуре, пишет следующее: «О дорийском храме Минервы на афинском акрополе (выпустили книгу) Иктин и Карпион...» (Об архитектуре, VII, вст., 12) [6, с. 129]. Несомненный интерес мастера к теории зодчества дополняет его характеристику как выдающегося представителя передовой для своего времени афинской архитектуры третьей четверти V в. до н. э., в замечательных памятниках которой нашли яркое выражение новые тенденции, определившие дальнейшее развитие всего эллинского зодчества.

Как же сложилась судьба последнего творения зодчего Иктина?

Храм Аполлона Эпикурия продолжал функционировать в эллинистическую и римскую эпохи. Тогда были внесены некоторые изменения в его архитектурное убранство. Первое значительное разрушение храма произошло из-за ослабления деревянных балок, державших крышу. Получилось это оттого, что местные жители тайком вытаскивали железные скобы, которыми скреп-

лялись балки. Из этих скоб, в частности, изготавливали пули во время войны греков за независимость. В 1902 г. были сделаны попытки реставрации храма. Но лишь в 1975 г. по этому вопросу была создана специальная комиссия. Ею были намечены стратегические направления в работе по сохранению и восстановлению античного памятника. В 1982 г. комиссия передала свое заключение и практические рекомендации министерству культуры Греции, которое приступило к восстановлению памятника. В 1987 г. он был покрыт шатром в виде складчатой оболочки, которая будет демонтирована по окончании реставрационных работ (рис. 12, 13).

Рис. 12. Руины храма, укрытые шатром (1986 г.)

Рис. 13. Реставрация храма (современное состояние)

Многие специалисты, местные жители и туристы, посетившие руины этого небольшого храма, отмечают необычайную душевную эйфорию, вызываемую либо божественным очарованием «светоносного» хозяина храма, либо непревзойденным мастерством его создателя - зодчего Иктина.

Библиографический список

1. Зубов, В.П. Архитектура античного мира. Материалы и документы по истории архитектуры / В.П. Зубов, Ф.А. Петровский. - М. : Изд-во Академии архитектуры СССР, 1940. - 519 с.

2. Всеобщая история архитектуры (ВИА): в 12 т. Т. 2. Архитектура античного мира (Греция, Рим). Изд. 2-е. - М. : Изд-во литературы по строительству, 1973. - 712 с.

3. Поляков, Е.Н. Телестерион - архитектурный символ Элевсинских мистерий / Е.Н. Поляков // Известия вузов. Строительство. - 1996. - № 1. - С. 115-121.

4. Поляков, Е.Н. Парфенон - творение зодчего Иктина / Е.Н. Поляков, А.Г. Чепурнов // Вестник ТГАСУ. - 2009. - № 4. - С. 9-31.

5. Николаев, И.С. Профессия архитектора / И.С. Николаев. - М. : Стройиздат, 1984. - 384 с.

6. Витрувий. Десять книг об архитектуре / Витрувий. Ротапринтное издание. - М. : Архи-тектура-С, 2006. - 328 с.

REFERENCES

1. Zubov V.P., Petrovskiy F.A. Arkhitektura antichnogo mira. Materialy i dokumenty po istorii arkhitektury [Architecture of the ancient world. Materials and documents on the history of architecture]. - Moscow : Izd-vo Akademii arkhitektury SSSR [Academy of Architecture of the USSR Publ.], 1940. - 519 p.

2. Vseobshchaya istoriya arkhitektury (VIA), v 12 t., T. 2. Arkhitektura antichnogo mira (Gretsi-ya, Rim) [Architecture of the ancient world (Greece, Rome)]. - Moscow : Izd. literatury po stroitel'stvu [Literature on Construction Publ.], 1973. - 712 p.

3. Polyakov E.N. Telesterion - arkhitekturnyy simvol Elevsinskikh misteriy [Telesterion - an architectural symbol of the Eleusinian mysteries] // Izvestiya vuzov. Stroitel'stvo [News of Higher Education Institutions. Construction]. - 1996. - No. 1. - P. 115-121.

4. Polyakov E.N., Chepurnov A.G. Parfenon - tvorenie zodchego Iktina [Parthenon - creation of architect Ictinus] // Vestnik TGASU [Proceedings of Tomsk State University of Architecture and Building]. - 2009. - No. 4. - P. 9-31.

5. Nikolaev I.S. Professiya arkhitektora [Profession - an architect]. - Moscow : Stroyizdat Publ., 1984. - 384 p.

6. Vitruviy. Desyat' knig ob arkhitekture [Ten Books on Architecture]. - Moscow : Arkhitektura-S Publ., 2006. - 328 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.