Научная статья на тему 'Святилище Аполлона в Дельфах'

Святилище Аполлона в Дельфах Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2585
321
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ / ДЕЛЬФЫ / АПОЛЛОН / СВЯТИЛИЩЕ / АРХИТЕКТУРА / ANCIENT GREECE / DELPHI / APOLLO / SANCTUARY / ARCHITECTURE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Поляков Евгений Николаевич, Полякова Ольга Павловна

Статья посвящена наиболее известному культовому комплексу Древней Грециисвятилищу (прорицалищу) Аполлона в Дельфах (Фокида). Рассмотрены важнейшие этапы его истории до IV в., проанализированы результаты археологических раскопок на его территории. Особое внимание уделено градостроительному решению святилища, способам достижения его гармоничного единства с природным окружением (склоны горы Парнас, Крисейская равнина, Кастальский ключ и пр.). Отмечены важнейшие достопримечательности святилища – общественные и культовые здания, теневые портики, сокровищницы, монументы и статуи, посвятительные дары. В статье приведены текстовые и графические материалы Музея Дельф – варианты реконструкции храма Аполлона, сокровищницы афинян, архаического храма Афины в Мармарии и оригинальные фотографии О.П. Поляковой, выполненные на территории Дельфийского святилища в июле 2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SANCTUARY OF APOLLO AT DELPHI

The paper is devoted to the famous cult object of Ancient Greece – the Sanctuary of Apollo (oracle) of Delphi in Phocis. Its history is presented until 4 th century AD as well as the results of archeological excavations. Peculiar attention was paid to town-planning decision of the Sanctuary, methods of achieving its harmonic unity with nature (slopes of Mount Parnassus, Кrisean plain, Castalian Spring, etc.). Famous attractions of the Sanctuary are describes, such as public and cult buildings, shady porticos, treasure-houses, monuments and statues, dedicatory blessings. The paper presents written and graphic mаterials from Delphi Museum, namely: reconstruction versions of Cathedral of Apollo, treasure-house of Athenians, archaic Cathedral of Athenа in Marmaria, and others. Photos given herein were made in July 2013 by О.P. Polyakova in the Sanctuary of Delphi.

Текст научной работы на тему «Святилище Аполлона в Дельфах»

АРХИТЕКТУРА И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО

УДК 72.032 + 7.Q32.7

ПОЛЯКОВ ЕВГЕНИЙ НИКОЛАЕВИЧ, канд. архит., доцент, polyakov. en @ yandex. ru

ПОЛЯКОВА ОЛЬГА ПАВЛОВНА, канд. экон. наук, доцент,

Polyakov.EN @ yandex. ru

Томский государственный архитектурно-строительный университет, 634003, г. Томск, пл. Соляная, 2

СВЯТИЛИЩЕ АПОЛЛОНА В ДЕЛЬФАХ

Статья посвящена наиболее известному культовому комплексу Древней Греции - святилищу (прорицалищу) Аполлона в Дельфах (Фокида). Рассмотрены важнейшие этапы его истории до IV в., проанализированы результаты археологических раскопок на его территории. Особое внимание уделено градостроительному решению святилища, способам достижения его гармоничного единства с природным окружением (склоны горы Парнас, Крисейская равнина, Кастальский ключ и пр.). Отмечены важнейшие достопримечательности святилища - общественные и культовые здания, теневые портики, сокровищницы, монументы и статуи, посвятительные дары. В статье приведены текстовые и графические материалы Музея Дельф - варианты реконструкции храма Аполлона, сокровищницы афинян, архаического храма Афины в Мармарии и оригинальные фотографии О.П. Поляковой, выполненные на территории Дельфийского святилища в июле 2Q13 г.

Ключевые слова: Древняя Греция; Дельфы; Аполлон; святилище; архитектура.

EVGENIIN. POLYAKOV, PhD, A/Professor,

polyakov. en@yandex. ru

OL'GA P. POLYAKOVA, PhD, A/Professor,

Tomsk State University of Architecture and Building,

2, Solyanaya Sq., 634003, Tomsk, Russia

SANCTUARY OF APOLLO AT DELPHI

The paper is devoted to the famous cult object of Ancient Greece - the Sanctuary of Apollo (oracle) of Delphi in Phocis. Its history is presented until 4th century AD as well as the results of archeological excavations. Peculiar attention was paid to town-planning decision of the Sanctuary, methods of achieving its harmonic unity with nature (slopes of Mount Parnassus, Krisean plain, Castalian Spring, etc.). Famous attractions of the Sanctuary are describes, such as public and cult buildings, shady porticos, treasure-houses, monuments and statues, dedicatory blessings. The paper presents written and graphic mаterials from Delphi Museum, namely: reconstruction versions of Cathedral of Apollo, treasure-house of Athenians, archaic Cathedral

© Е.Н. Поляков, О.П. Полякова, 2Q13

of Athena in Marmaria, and others. Photos given herein were made in July 2013 by O.P. Polyakova in the Sanctuary of Delphi.

Keywords: Ancient Greece; Delphi; Apollo; Sanctuary; architecture.

Введение

Одной из важнейших проблем архитектуры всегда являлось образное решение зданий и сооружений. Этим качеством в полной мере обладали произведения античного культового зодчества, насыщенного явными и скрытыми космологическими аллегориями. Последние проявлялись в правильной ориентации домов и улиц по странам света, в умелом использовании особенностей рельефа местности, включении элементов ландшафта в интерьеры зданий, в широком применении местных строительных материалов. То есть жилой дом, дворец или храм становились неотъемлемой частью окружающего мира, находились в гармонии (эвритмии) с ним. Античные постройки были открыты небу, чтобы иметь прямой доступ к астальным богам, знать их волю, слушая раскаты грома и читая их «послания» (молнии, тучи, светящиеся росчерки комет и метеоритов), получать их дары в виде солнечного и лунного света, тепла, дождевой влаги. Изучение наследия древних мудрецов и зодчих чрезвычайно важно. Благодаря этим знаниям мы начинаем лучше понимать не только античную архитектуру, но и зодчество более поздних эпох, в том числе и древнерусское.

На космологических аспектах в композиции и декоративном убранстве наиболее известных памятников культового зодчества Древней Греции мы уже останавливались в целой серии статей, посвященных элевсинскому Теле-стериону [1], афинскому Парфенону [2], храмам Артемиды в Эфесе и Аполлона в Дидимах [3, 4], Аполлона Эпикурия в Бассах [5] и др. Настоящая статья посвящена еще одному выдающемуся памятнику античного зодчества -святилищу Аполлона в Дельфах, интересному своим таинственным ритуалом пифийских пророчеств и космологическим традициям.

Город Дельфы и его знаменитое святилище были возведены на юго-западе Фокиды - одной из самых живописных местностей Греции. Их руины занимают южные склоны Парнаса под Федриадами - почти отвесными исполинскими скалами. В древности эти скалы назывались Гиампия и Навплия: «Совсем как укрепление или естественный акрополь высится Парнас, лелея город в объятиях своих отрогов...» (Гелиодор, Эфиопика, II, 26) [6, с. 331]. Переведя взор от оливковых рощ долины р. Плиста к этим скалам, которые нависают над археологическим заповедником на севере и на востоке, паломник сразу же испытывает чувство благоговения: «Западный склон этой горы занимают озольские локры, тогда как южный - Дельфы - скалистая, в виде амфитеатра местность. На вершине ее находятся оракул и город, заполняющий пространство 16 стадий в окружности. Над Дельфами расположена Ли-кория. На этом месте выше святилища в прежнее время было поселение дель-фийцев. В настоящее же время они живут у самого святилища, вокруг Кастальского источника. Перед городом с юга находится Кирфида - обрывистая гора, которая оставляет в промежутке лесистое ущелье. Через это ущелье протекает река Плист...» (Страбон, Кн. IX, III, 3, с. 418) [7, с. 396, 397].

В этой живописной местности возник крупнейший религиозный центр Древней Греции - Дельфийское святилище: «Самый город Дельфы, откуда на него ни посмотреть, круто поднимается вверх; так же как город, идет и священная ограда храма Аполлона. Она очень велика и возвышается над всем городом; выходы из нее ведут во все стороны...» (Павсаний, X, 8, II) [6, с. 331].

А вот что написал об этом святилище римский историк III в. Марк Юниан Юстин: «Храм Аполлона в Дельфах расположен на горе Парнас, на скале, крутой со всех сторон; приток людей создал там город, и люди, стекаясь отовсюду для прославления бога, обосновались на скале. Таким образом, храм и город защищены не стенами, а крутыми утесами - не искусственными, а естественными укреплениями, и потому трудно решить, неприступность ли места или величие бога заслуживает большего удивления. Средняя часть скалы отступает назад наподобие театра. Вот почему и голоса людей, и звуки труб, если доведется им здесь прозвучать, обыкновенно слышатся многократно, и отзвук бывает полнее, чем первоначальный звук, который оглашает перекликающиеся друг с другом скалы. Это явление приводило тех, кто его не знал, в благоговейный ужас и повергало в изумление. В полукружии скалы, почти на половине всей высоты горы, находится небольшая площадка, и на ней глубокая расщелина, отверстая для оракулов. Холодная струя воздуха, гонимая вверх некоей силою, словно ветром, выходит из этой расщелины, приводит умы прорицателей в исступление и, преисполнив их божественным вдохновением, заставляет давать ответы вопрошающим. Потому-то можно увидеть там многочисленные драгоценные дары царей и народов, которые своим великолепием свидетельствуют как о благодарности приносителей, так и о благоприятных ответах богов.» (XXIV, 6) [6, с. 331].

Легенды утверждают, что изначально этот оракул принадлежал великой богине Гее (Земле). Само слово «Дельфы» восходит к индоевропейскому корню 5е^фид («матка», «лоно», «утроба»). Отсюда происходят слова а5е^ф6<; («дельфин» и «новорожденный младенец» - вероятно, из-за их внешнего сходства). Причина такого названия, возможно, связана и с тем, что неподалеку от Дельф, в святилище Геи, находился мраморный Омфалос (Пуп Земли), олицетворяющий центр ойкумены. Именно такую позицию занимали Дельфы на древнейших греческих картах Гомера, Гесиода, Гекатея Милетского и др. В этом святилище почитали также Урана - супруга Великой богини и ее дочь Фемиду. Охранял святилище чудовищный змей или дракон1 Пифон (Дельфиний), также порожденный Геей. Он обитал в пещере около Кастальского источника, время от времени опустошал окрестности Дельф и держал в страхе местное население (Павсаний, Х, 6, 6). Выполняя волю матери (богини Лето), Аполлон умертвил Пифона стрелой, выпущенной из могучего лука. Он основал на месте древнего прорицалища свой собственный храм и учредил Пи-фийские игры (Гомеровы гимны, III, 294-299) [8, с. 80]. В этой легенде полу-

1 В «Г омеровых гимнах» - самка дракона («драконица») - «жирная, длинная, лютая тварь, земным человекам много принесшая зла, равно и для насельников местных и для овечьих отар кровавой являясь напастью...» (Гомеровы гимны, III, 302-304) [8, с. 80].

чила отражение смена древнейших хтонических верований новым олимпийским культом (рис. 1).

Рис. 1. Победа Аполлона над Пифоном

В Дельфах «сребролукого» и «дальноразящего» Аполлона почитали как бога света, музыки, гармонии и порядка. Он был также покровителем искусств и жил на Парнасе в окружении девяти муз (Клио, Мельпомена, Талия и др.). Сын Зевса обладал также пророческим даром, открывал людям с помощью прорицаний «непогрешимую волю Зевса», помогая им в решении больших и малых проблем.

Прорицательницами-пифиями (греч. РуЫа) вначале были молодые девушки, но потом на эту роль стали избирать более опытную пожилую женщину не моложе пятидесяти лет. Согласно легенде, первой прорицательницей в древнем святилище была нимфа Дафна (греч. Дафгп, «лавр») - дочь Геи и бога реки Пенея (Ладона). Влюбившийся в нее Аполлон завладел святилищем. Он убил Пифона, сторожившего оракул, и попытался захватить Дафну, уже давшую обет безбрачия. Жрица обратилась за помощью к богам-родителям. Те превратили девушку в лавровое дерево, которое тщетно обнимал и молил о прощении Аполлон, сделавший затем лавр священным символом Дельф (Овидий, Метаморфозы, 1, 452-567). Победители состязаний на Пифийских играх получали в награду лавровые венки (Павсаний, VIII, 48, 2). Согласно Павсанию, из веток этого дерева был также сооружен первый храм

Аполлона в Дельфах: «Самый древний храм Аполлона был, по преданию, построен из лавра, и ветви были доставлены сюда из Темпейской долины. Конечно, такой храм по виду скорее был похож на хижину.» (X, 5, 9-13) [6, с. 332] (рис. 2).

Рис. 2. Аполлон (а) и нимфа Дафна (б)

Храм Аполлона в Дельфах играл очень важную роль в жизни эллинов. Ни одно серьезное дело, носило ли оно частный характер или касалось интересов государства, не начиналось без прорицаний дельфийского оракула. Сюда обращались за советом цари Мидас Лидийский, Тарквиний Гордый, легендарный богач Крез, Александр Македонский, римские наместники (преторы) и императоры. Приведем всего лишь один пример: «По окончании жертвоприношения Крез (560-546 гг. до н. э.) велел переплавить огромное количество золота и приготовить из него сто семнадцать полукирпичей, каждый в шесть пядей длины, в три ширины и в одну пядь толщины; из них четыре кирпича - из чистого золота и каждый в два с половиною таланта весом, остальные - из белого золота и каждый весом в два таланта. Кроме того, он изготовил изображение льва из чистого золота, весом в десять талантов. Когда горел Дельфийский храм, лев этот упал с полукирпичей, на которых стоял, и лежит теперь в ко-

ринфской сокровищнице; весу в нем шесть талантов с половиною, ибо три с половиною таланта расплавились.» (Геродот, I, 50) [6, с. 332].

Древнейшие следы обитания человека на территории святилища относятся к неолитической эпохе и эпохе ранней и средней бронзы. Однако свидетельства об укрепленном поселении относятся уже к микенской эпохе (1600-1100 гг. до н. э.). От этого времени сохранились развалины домов и захоронения, обнаруженные на территории святилищ Афины и Аполлона. В это время здесь почиталась богиня Гея, ей же принадлежало прорицалище. Микенские поселения продолжали существовать и в так называемые темные века вв. до н. э.). Существование святилища в вв. до н. э. не подле-

жит сомнению, поскольку здесь было найдено множество посвятительных даров из бронзы, относящихся к этому времени.

Время наивысшего расцвета святилища - VI в. до н. э. Уже в начале VI в. до н. э., после первой Священной войны, Дельфы стали не зависимыми от фокейского города Крисы. В память об этом событии были учреждены Пифийские игры. Территория святилища постепенно растет, возводятся великолепные постройки, появляются богатые посвятительные дары частных лиц, городов и царей (Креза и др.).

К ^ГУ вв. до н. э. святилище достигает пика своего могущества. В этот период Дельфы не только оставались культовым центром Древней Греции, но и активно участвовали в общественно-экономической жизни государства, в международной политике.

В 548-547 гг. до н. э. сгорел Дельфийский храм, построенный легендарными беотийскими зодчими Трофонием и Агамедом. Подряд на постройку нового храма взяли изгнанные тираном Писистратом Алкмеониды. Они строят храм «более прекрасный», чем было предусмотрено договором. Писистрат же всячески стремился выдвинуть на первое место соперника Дельф - остров Делос. Учрежденные им Панафинеи должны были создать противовес Пифий-ским играм. Отношения между Дельфами и Афинами улучшились лишь после изгнания Писистратидов (510 г. до н. э.) и окончания греко-персидских войн. Однако ненадолго, т. к. во второй половине V в. до н. э. Дельфы находятся в резкой оппозиции к Афинам и стоят на стороне спартанцев. В 356 г. до н. э. Дельфы во время третьей Священной войны были захвачены и разграблены фокейскими полководцами Филомелом и Ономархом. Война не помешала частичной перестройке храма, пострадавшего от землетрясения. Эта перестройка происходила в 371-357 и 353-328 гг. до н. э.

В эллинистическую эпоху общественная роль святилища Аполлона ослабевает. В 290-189 гг. до н. э. Дельфы находились всецело в орбите влияния Это-лийского союза, созданного в 370 г. до н. э. в противовес Македонии. Этолийцы энергично отразили нашествие галлов в 278 г. Однако после 189 г. до н. э. доминирующую роль здесь играли римляне. Они иногда оказывали святилищу благодеяния, принося щедрые пожертвования. Однако гораздо чаще они наносили серьезный материальный урон. О состоянии храма во времена императора Августа пишет Страбон: «Храм... не пользуется теперь достаточным уважением, хотя в прежние времена был в исключительном почете. Доказательством этого служат сокровищницы, построенные народами и властителями, где они хранили не толь-

ко посвященные богу драгоценности, но и произведения лучших художников; об этом свидетельствуют также Пифийские игры и множество известных изречений оракула.» (Кн. IX, III, 4, с. 419) [7, с. 397].

Во II в. до н. э. Дельфы посетил Павсаний, оставивший в своей книге «Фокида» подробное описание всех увиденных им памятников и связанных со святилищем историй и мифов.

С утверждением христианства и упразднением языческой религии Дельфы пришли в упадок. Последнее прорицание пифии, данное императору Юлиану Отступнику (361-363 гг.), пожелавшему возродить знаменитое святилище, гласит:

Молвите ныне царю: искусные пали чертоги,

Нет боле Фебовой хижины, нет прорицального лавра,

Вещего нет родника, говорливые воды иссякли [9, с. 6].

В конце IV в. император Феодосий I Великий (347-395 гг.) нанес античным культам решающий удар. В 381-385 гг. рядом указов под страхом смертной казни были запрещены жертвоприношения и предписано уничтожение языческих храмов. Эдикт 391 г. установил тяжелые штрафы за поклонение старым богам (пятнадцать фунтов золотом). Был также издан закон, согласно которому всякого рода служение языческим идолам признавалось тяжким преступлением.

Все это не могло не сказаться на общем состоянии Дельф и его знаменитого святилища. В настоящее время их руины занимают три террасы на склонах и у подножия Федриадских гор и горы Кирфа. В течение полутора тысячелетий каменные осыпи и земляные отложения поглотили останки древних построек. На поверхности оставались только две мощные подпорные стены. В VII в. на развалинах святилища вырос небольшой поселок, который исчез в конце XIX в.

В 1860 и 1880-1882 гг. местные археологи произвели первую расчистку подпорных стен, на поверхности которых обнаружили множество посвятительных надписей. Вскоре после этого поселок был снесен. Его жители перебрались на равнину, отыскали подходящий участок рядом с бывшим святилищем и основали современный населенный пункт Дельфы, расположенный восточнее руин своего знаменитого предшественника. В древности же к святилищу вела дорога от центральной площади (агоры) древних Дельф, расположенных на юго-западном склоне горы Парнас, на высоте 700 м над уровнем Коринфского залива (современный городок Итея).

В 1892-1903 гг. раскопки продолжили сотрудники Французской археологической школы (г. Афины) под руководством директора этой школы академика Теофиля Омоля (Ното11е, 1848-1925 гг.).

Хотя от главного святилища сохранилось немногое, даже эти фрагменты говорят об исключительно высокой общественной роли и огромных богатствах дельфийского оракула. Здесь было найдено более пяти тысяч надписей, посвященных жизни Греции в классическую и эллинистическую эпохи, которые помогли ученым разобраться во многих аспектах экономической и политической истории этого государства. Особенно важны многочисленные

надписи об освобождении рабов, которое производили под видом продажи или посвящения раба Аполлону. Подобных записей найдено около тысячи. В исследовании дельфийских надписей особая роль принадлежит русскому филологу, специалисту в области греческой эпиграфики академику Александру Васильевичу Никитскому (1859-1921).

В 1910-х и 1920-х гг. в Дельфах было продолжено изучение ранее раскопанных объектов и осуществлены первые реставрационные работы. Было найдено неизвестное до того времени святилище Гермеса, расположенное к западу от храма Аполлона. В 1922-1925 гг. в местечке Мармарион (Марма-рия) был найден еще один небольшой храм. Выяснилось, что еще во II тыс. до н. э. здесь находилось святилище богини Геи (Земли), а позже почитали богиню Афину. В 1930-х гг. раскопки носили более локальный характер. В некоторых местах под руинами времен классической эпохи были обнаружены стены и керамика микенского периода. Очень интересна находка, сделанная в 1939 г. Под плитами Священной дороги было обнаружено пять фрагментов хрисоэлефантинных (выполненных из золота и слоновой кости) статуй VI в. до н. э. Кроме этих фрагментов были найдены многочисленные украшения из золота и слоновой кости, медные и бронзовые изделия. Среди них выделяются статуэтки Коры и двух атлетов. Из Дельф происходят бронзовая статуя возничего, так называемый «Дельфийский возничий», и мраморная колонна со стоящими наверху фигурами трех девушек - «лаконских танцовщиц», поражающая своим изяществом и тщательностью отделки.

Все эти находки хранятся и экспонируются в двухэтажном Археологическом музее Дельф, расположенном рядом со святилищем. Всего музей содержит шесть тысяч экспонатов, многие из которых имеют мировую славу. В его четырнадцати залах на втором этаже выставлены артефакты, найденные на территории святилища, а первый этаж отведен находкам, обнаруженным в окрестностях Фокиды.

Благодаря раскопкам были воссозданы теменосы (священные участки) Аполлона и Афины, Кастальский ключ, Гимнасий и Стадион. До наших дней неплохо сохранились сокровищницы афинян и сифносцев, постаменты некоторых скульптур. От храма Аполлона и от фолоса остались лишь основания и несколько колонн. Рассмотрим эти памятники более подробно.

Святилище Афины Пронеи

Первое, что можно увидеть при подъезде к Дельфам со стороны современного курортного городка Арахона, - теменос Афины Пронеи (Пронайи). Эпитет «Пронея» означает «перед храмом» (pro naos) и говорит о том, что это святилище находится «перед» храмом Аполлона - главным культовым зданием Дельф. Святилище Афины размещалось на относительно плоской террасе у подножия восточного «крыла» Федриад, в окружении оливковых деревьев. Здесь были возведены два храма этой богини, фолос, две сокровищницы и жертвенники.

1. Архаический храм Афины был сооружен около 500 г. до н. э. Он стоял на руинах более раннего храма, который считался одним из древнейших

больших храмов Греции. Это был дорический храм-периптер с шестью колоннами на торцевых фасадах и двенадцатью - на боковых (рис. 3). Его размеры в плане 27,45^13,25 м. Со стороны горы была возведена ломаная в плане стена, защищавшая храм от камнепадов.

Рис. 3. Архаический храм Афины. Боковой фасад (реконструкция) [9, с. 15]

2. К востоку от храма сохранились руины большого и нескольких малых жертвенников, посвященных Афине.

3. Западнее архаического храма видны развалины дорической сокровищницы и сокровищницы массалиотов. Это небольшие храмы в антах, в портиках которых стояло по две колонны. Их святилища имели квадратную форму. Подобные сооружения обычно служили хранилищами посвятительных даров от крупных городов (Дельфы, Олимпия, Делос). Обе сокровищницы сооружены из паросского мрамора.

Дорическая сокровищница была возведена в 480-470 гг. до н. э. в честь окончания греко-персидских войн. Сокровищница массалиотов построена жителями Массалии (Малая Азия) - колонии Фокеи. Это было изящное здание ионического ордера. Две его колонны были увенчаны капителями редкого «эолийского» ордера.

4. Рядом с сокровищницей массалиотов стоит фолос - круглое мраморное здание диаметром 13,50 м. Цилиндрическое святилище было окружено 20 дорическими колоннами. Три колонны были восстановлены вместе с архитравом, триглифами, метопами и частью водостока крыши. Наружные, более крупные, метопы были украшены сценами амазономахии и кентавро-махии (рис. 4).

Интерьер святилища (наоса) имел великолепный декор из 10 коринфских полуколонн, как бы вырастающих из поверхности стены. На них опирался антаблемент с небольшими метопами, на которых были изображены подвиги Геракла и Тесея.

Фолос был построен в начале IV в. до н. э. Его автором считается зодчий Феодор из Фокеи, написавший о нем книгу (Витрувий, VII, вступление, 12) [10, с. 129]. О назначении этого здания высказано немало версий. Наиболее вероятно, что оно было связано с культами хтонических (земных и подземных) божеств, к числу которых принадлежали Гея, Гермес и Дионис.

Рис. 4. Фолос святилища Афины Пронайи в Мармарии (ок. 370 г. до н. э.)

5. Новый храм Афины стоял к западу от фолоса. Он был сооружен из местного гипса около 370 г. до н. э. после разрушения архаического храма. Планировка этого храма гораздо проще, чем у его предшественника. Новый храм состоял из пронаоса («вестибюля») и наоса (святилища); был украшен дорическим портиком из шести колонн на юго-западном узком фасаде. В римскую эпоху внутри святилища соорудили постамент для посвятительных статуй.

Гимнасий

Покинув теменос Афины Пронеи, можно было по тропинке, пересекавшей оливковую рощу, пройти к Гимнасию. Здесь тренировались атлеты, которым предстояло участвовать в Пифийских играх, и время от времени проходили выступления знаменитых философов, поэтов, астрономов. Первые сооружения гимнасия появились в архаическую эпоху, а свой окончательный вид он обрел в IV в. до н. э.

Комплекс размещался на двух террасах, разделенных подпорной стеной. На нижней террасе находилась палестра (тренировочный зал). Она включала квадратный двор, окруженный колонными портиками. С двух сторон двора были устроены помещения. Они служили раздевалками и залами для тренировок в кулачном бою и панкратионе (вариант смешанных единоборств, сочетающий кулачный бой и борьбу). К западу от палестры размещался большой двор с круглым бассейном диаметром 10 м. К нему вели три ступеньки. Здесь купались атлеты. Рядом были устроены фонтаны, наполняемые

водой из Кастальского ключа. В них атлеты совершали предварительное омовение после тренировок или перед погружением в бассейн. Для банных процедур предназначались термы, построенные во II в. римлянами.

На верхней террасе гимнасия тренировались бегуны. Здесь размещались открытый двор и длинный портик. Обычно тренировки проходили во дворе, именуемом Парадромида (греч. «около дороги»). Под сенью портика (греч. Ксист, «выскобленный») атлеты тренировались во время дождя или в сильную жару.

Кастальский ключ (источник)

Пройдя от гимнасия на северо-восток, можно увидеть разделяющее Федриады ущелье.

В скале Флебукос находится Кастальский ключ (источник): «По направлению из гимнасия вверх к храму, направо от дороги, находится Кастальский ключ; пить из него приятно.» (Павсаний, X, 8, 8-9) [6, с. 331]. Всякий, входящий в храм Аполлона, должен был совершить омовение в его водах. «В чистый храм божества вступи, о, путник, очистив Душу, коснувшись едва струй из источника нимф. Добрым довольно и струйки одной, а негодного мужа и Океана всего воды не смогут отмыть.», - написал о Кастальском источнике неизвестный древнегреческий поэт (из материалов Дельфийского музея) (рис. 5).

Рис. 5. Место истечения Кастальского ключа

Вода источника считалась священной. В ней совершала омовение пифия перед посещением адитона (прорицалища) храма Аполлона. Вода очищала от скверны жрецов и просителей, ее пили участники спортивных и мусических состязаний. В эллинистическуо эпоху Кастальский ключ стал считаться символом поэзии.

Свой окончательный вид источник обрел в эллинистическую эпоху. В скале был высечена площадка прямоугольной формы. Сюда спускались по восьми ступеням. Здесь был устроен бассейн, в котором собиралась вода источника. В стене над бассейном сохранилось семь отверстий. Раньше в них были вставлены бронзовые львиные головы (симы), из пастей которых текла вода. Рядом в скале были высечены ниши, в которые паломники помещали свои дары нимфе Касталии.

От Кастальского ручья дорога поворачивала к теменосу Аполлона, окруженному высокой каменной стеной. Главный вход в святилище находился напротив источника (рис. 6).

Рис. 6. Святилище Аполлона в Дельфах. Макет (Музей Дельф, зал XIV)

Посвятительные дары и сокровищницы

Древние греки придавали святилищу Аполлона и дельфийскому оракулу огромное значение. Страбон писал: «Наибольший почет выпал на долю этого святилища ради его оракула, так как из всех оракулов на свете он казался самым правдивым, но все же и местоположение самого святилища кое-что прибавило к его славе. Ведь оно расположено почти в центре всей Греции как по эту, так и по ту сторону Истма. Полагали также, что оно находится в центре обитаемого мира, и назвали его пупом земли. Вдобавок был сочинен миф, передаваемый Пиндаром, о том, что здесь встретились два орла, выпущенные Зевсом: один - с запада, другой - с востока.» (Кн. IX, гл. III, с. 420) [7, с. 398] (рис. 7).

Рис. 7. Пуп Земли (Омфад) в Дельфах. Камень на территории святилища (а) (фото О.П. Поляковой), экспонат Музея Дельф (б)

Перед юго-восточным входом в святилище находилась большая, вымощенная плитами Римская агора (площадь), окруженная портиками и магазинами. Она появилась в римскую эпоху.

Отсюда начиналась зигзагообразная Священная дорога, вымощенная крупными плитами. Она поднималась вверх и, сделав два поворота, оканчивалась перед храмом Аполлона (рис. 8).

а

Рис. 8. Вход на Римскую агору (а); Священная дорога (б), фото О.П. Поляковой (окончание см. на с. 22)

б

Рис. 8. Окончание (начало см. на с. 21)

По сторонам дороги стояли посвятительные дары и сооружения в честь побед эллинов над варварами, а также в память междоусобных войн между греческими городами. Наиболее ценные дары богу-прорицателю размещались внутри его храма.

Священный участок в Дельфах расположен на крутом южном склоне горы Парнас. Прибавляя к ансамблю новую скульптуру или сокровищницу, древнегреческие зодчие учитывали характер рельефа и окружающей застройки. Поэтому, несмотря на кажущуюся случайность и беспорядочность размещения построек и скульптур, каждая из них занимает удобное и выигрышное для нее место (рис. 9).

Принести свой дар Мусагету мог любой свободный гражданин Древней Греции. Афинский скульптор Пракситель (IV в. до н. э.), например, пожертвовал храму статую своей подруги - гетеры Фрины собственной работы, а знаменитый врач Гиппократ (460-370 гг. до н. э.) - медное изваяние изнуренного болезнью человека. Число скульптур в этом святилище доходило до трех тысяч. Все эти произведения были расхищены или уничтожены в более поздние эпохи.

Сразу же за воротами в святилище можно было увидеть посвятительные дары от различных стран, городов и частных лиц.

Первый памятник, стоявший справа от Священной дороги, - каменный постамент, на котором был установлен бронзовый Бык керкирян (жителей острова Керкиры, лат. Корфу), изваянный в начале V в. до н. э. скульптором Феопропом.

Вторым большим сооружением, стоявшим слева от дороги, был памятник навархов - посвятительный дар спартанцев. Он был поставлен в честь морской битвы при Эгоспотамах (405 г. до н. э.), в которой спартанцы разгромили флот афинян, фактически завершив Пелопонесскую войну. Памятник представлял собой группу из 37 бронзовых статуй, которые изображали спартанского наварха (адмирала) Лисандра, его капитанов и богов, покровительствовавших Спарте в этой войне.

Рис. 9. Генеральный план святилища Аполлона в Дельфах [9, с. 13]

Рядом стоит постамент посвятительного дара афинян в честь победы при Марафоне (490 г. до н. э.). Он включал в себя 16 статуй - юношеских произведений Фидия. Они изображали Афину, Аполлона, полководца (стратега) Мильтиада (550-489 гг. до н. э.) и героев-эпонимов (греч. «дающий чему-либо свое имя») аттических фил (гражданских подразделений античного города-полиса). Позднее к ним были добавлены статуи эллинистических царей Антигона, Деметрия Полиоркета и Птолемея, в честь которых были названы три новые аттические филы.

Рядом с посвятительным даром афинян стояли два посвятительных дара аргосцев. Первый из них был установлен в 456 г. до н. э. в честь победы аргосцев над лакедемонянами (спартанцами) и включал в себя статуи аргосских полководцев (Адраста, Полиника и др.), совершивших первый легендарный поход на Фивы («Семеро против Фив»). Второй посвятительный дар был поставлен в начале V в. до н. э. на полукруглом постаменте. Он изображал эпигонов (Алкмеона, Ферсандра и др.) - сыновей погибших вождей первого похода, которые через десять лет возглавили второй, победоносный, поход против Фив.

На большом постаменте, расположенном рядом с полукругом эпигонов, стоял бронзовый посвятительный дар тарентийцев - спартанских колонистов в Южной Италии. Он изображал пленных женщин и коней. Статуи были изготовлены в первые десятилетия V в. до н. э. знаменитым аргосским скульптором Агеладом.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

За этими изваяниями вдоль Священной дороги стояли храмовые сокровищницы. В них хранились особо ценные подношения Аполлону от различных городов, областей, частных лиц. Античный историк Павсаний в своей книге «Фокида» упоминает сокровищницы афинян, фиванцев, сикионцев, сифносцев, потидейцев, книдян и сиракузян. Некоторые из них дошли до наших дней в виде руин, другие, например, сокровищница афинян, отреставрированы и восстановлены. Многие сокровищницы были выполнены из элегантного паросского мрамора и украшены сюжетами из греческой истории и мифологии.

Итак, вслед за посвятительными дарами слева от Священной дороги паломник видел сокровищницу сикионян (жителей города Сикиона, прославленного своими ремесленниками и художниками). Эта сокровищница была сооружена в 500 г. до н. э. От нее самой сохранилось немногое. Зато в кладке ее фундамента были обнаружены фрагменты двух более ранних сооружений. Первое из них - древнейший круглый храм (моноптер), сооруженный ок. 580 г. до н. э., украшали замечательные метопы (зал III Музея Дельф).

«Спиной к спине» стоят сокровищница сикионян и сокровищница сифносцев. Последняя была построена на средства, составляющие десятую часть от прибылей золотых и серебряных рудников острова Сифнос. Это было изящное сооружение ионического ордера из блоков паросского мрамора. Вместо колонн в портике стояли две кариатиды (женские статуи). Замечательно скульптурное убранство сокровищницы - украшения фронтона и фриза, архитектурные элементы (зал V Музея Дельф).

Далее стояли сокровищницы мегарцев (справа) и беотийцев (слева). От них сохранились лишь фрагменты оснований (рис. 10).

Рис. 10. Сокровищница беотийцев. Современное состояние (фото О.П. Поляковой)

На первом повороте дороги, идущей наверх, стоит сокровищница афинян дорического ордера, высеченная из белоснежного паросского мрамора. Современные ученые считают датой его строительства 500 г. до н. э. Пав-саний же утверждает, что это изящное здание было построено позднее в честь Марафонской битвы (490 г. до н. э.). Оно было полностью восстановлено в 1903-1906 гг. (рис. 11).

Стены сокровищницы покрыты надписями, среди которых - текст и ноты двух знаменитых гимнов к Аполлону (зал VIII Музея Дельф).

Рис. 11. Сокровищница афинян в Дельфах (500 г. до н. э.). Современное состояние (фото О.П. Поляковой)

Это первые из дошедших до нашего времени свидетельств о греческой музыке. Замечателен скульптурный декор сокровищницы (зал VII Музея Дельф) - 27 метоп, традиционно изображающих подвиги Геракла и Тесея, а также амазономахию (рис. 12).

Рис. 12. Сокровищница афинян в Дельфах (500 г. до н. э.). Архитектурные детали (а) (фото О.П. Поляковой); реконструкция главного фасада (б) [9, с. 20]

Рядом с сокровищницей афинян сохранились остатки фундамента Бу-левтерия (в Древней Греции место заседаний государственного совета). Здесь в свое время собирались 15 булевтов (членов совета) Дельф. К сожалению, его опорные колонны, поднимающиеся ступеньками ряды сидений и расчлененные пилястрами фасады не сохранились.

К северо-востоку от Булевтерия возвышались две каменные глыбы, считавшиеся священными. Раньше на этом месте стоял древний храм Геи. Большая из этих глыб - скала Сивиллы. С ее вершины вещала первая сивилла (пророчица). Меньшая глыба - скала Лето. Согласно легенде, именно на ней стояла богиня Лето, державшая на руках маленького Аполлона. Она призыва-

ла сына убить злобного Пифона, стерегущего Кастальский источник в святилище Геи.

За скалой Лето на каменном постаменте стояла колонна, увенчанная статуей Сфинги (женщины-Сфинкса) наксосцев (Зал V Дельфийского музея). Колонна была пожертвована святилищу жителями острова Наксос. Фигура Сфинги была найдена археологами в 1893 г. Изваянное из мрамора фантастическое животное имеет высоту 2,32 м. Статуя отдаленно напоминает сфинкса с острова Делос - легендарной родины Аполлона.

Слева от дороги была возведена массивная стена. Она служила опорой для террасы, на которой стоял храм Аполлона. Эта стена была аккуратно облицована многоугольными камнями. На камнях сохранились сотни надписей об освобождении рабов. На восточном краю этой стены находился изящный ионический портик афинян, опиравшийся на семь колонн (рис. 13-14).

Рис. 13. Портик афинян на фоне храма Аполлона. Реконструкция [9, с. 18]

Рис. 14. Портик афинян на фоне храма Аполлона. Современное состояние (фото О.П. Поляковой)

Этот портик был воздвигнут в честь победы эскадры Фемистокла в морской битве в Саламинском проливе (480 г. до н. э.). Именно здесь в свое время разместили военную добычу, захваченную у персов. Об этом говорит надпись на цоколе портика.

Напротив портика афинян стояла сокровищница коринфян - самая ранняя из дельфийских сокровищниц (вторая половина VII в. до н. э.). От нее сохранилась лишь незначительная часть фундамента.

Поднявшись к храму, паломник видел справа треножник платейцев -бронзовую колонну из переплетенных тел трех змей. На их головах был укреплен золотой треножник. Этот посвятительный дар был воздвигнут в честь победы греков над персами при Платеях (479 г. до н. э.). На спинах змей высечены названия городов, принимавших участие в знаменитой битве. Позднее этот треножник был захвачен фокейцами во время Третьей Священной войны, а «змеиная» колонна увезена в Константинополь и поставлена там на ипподроме, где находится по сей день.

За треножником платейцев находился широкий постамент, на котором в конце IV в. до н. э. стояла золотая колесница Гелиоса - посвятительный дар жителей острова Родос.

К северо-востоку на высокой террасе возвышался дорический портик Ат-тала I Сотера, царя Пергама (241-197 гг. до н. э.). Его посвятили в 220 г. до н. э., а в римскую эпоху превратили в цистерну для питьевой воды.

Неподалеку от этого портика, среди прочих памятников, стоял посвятительный дар Даоха II, тетрарха Фессалии (337-332 гг. до н. э.). Он включал в себя несколько статуй (зал XI Дельфийского музея).

Рядом с треножником платейцев в свое время был установлен большой жертвенник (8,6*5,1 м в плане) из белого и серого мрамора. Надписи на его основании и вершине говорят о том, что он был посвящен жителями острова Хиос, расположенного в Эгейском море у побережья Малой Азии. Поставив свой жертвенник прямо перед входом в храм, они надеялись на привилегию получать прорицания первыми, не дожидаясь определенной жребием очереди.

Рядом с жертвенником хиосцев стояла высокая колонна. Изначально она предназначалась для статуи Персея - последнего царя Македонии из рода Антигонидов (213-166 гг. до н. э.). Однако, по иронии судьбы, эта колонна послужила пьедесталом для статуи римского полководца Луция Эмилия Павла Македонского (229-160 гг. до н. э.), победившего Персея в битве при Пидне 22 июня 168 г. до н. э. (Третья Македонская война).

На другой стороне этого участка Священной дороги находились постаменты для золотых треножников, которые посвятили храму Аполлона Ди-номениды, тираны Сиракуз (о-в Сицилия), в честь своей победы над карфагенянами в битве при Гимере (480 г. до н. э.).

Большой постамент, возвышающийся слева от посвятительного дара Диноменидов, предназначался для колоссальной (16 м) статуи Аполлона Си-талка (греч. «хранитель зерна»). Ее пожертвовали в святилище амфиктио-ны - члены союза племен Центральной Греции и Фессалии.

Северную сторону храма защищала от камнепадов длинная стена Исхе-гаон (греч. «держать почву»). В большой прямоугольной нише у западного

края этой стены находился посвятительный дар Кратера, сына одноименного полководца Александра Македонского. Это группа бронзовых статуй, изображающих Александра и Кратера во время охоты на льва (IV в. до н. э., скульпторы Лисипп и Леохар).

Относительно плохая сохранность Дельфийского святилища объясняется тем, что еще в древности оно подверглось целой серии ограблений. Например, в IV в. до н. э. все золотые посвящения из храма захватили фокейцы. В I в. до н. э. святилище Аполлона в Дельфах было захвачено и разграблено римским полководцем Луцием Корнелием Суллой (138-78 гг. до н. э.). Римляне вывезли отсюда множество драгоценных вещей, золотые и серебряные изделия, мраморные и бронзовые статуи. В I в. император Нерон (37-68) также вывез из Дельф более пятисот статуй.

Храм Аполлона

Композиционным центром святилища являлся храм Аполлона, окруженный множеством мраморных и бронзовых фигур. Последняя версия храма была построена в 366-330 гг. до н. э., но до нее на этом месте стояло, по крайней мере, два храма-предшественника.

Первый из них, строительство которого традиция приписывает легендарным зодчим Трифонию и Агамеду, был построен в 548-547 гг. до н. э. и уничтожен пожаром: «Этот храм сгорел во время архонтства в Афинах Эрк-сиклида, в первый год 58-й Олимпиады, когда на играх победил Диогнет из Кротона [548/7 г. до н. э.]...» (Павсаний, X, 5, 13) [6, с. 332]. В «Гомеровых гимнах» о нем сказано следующее:

Рекши сие, Аполлон основание прочное храму,

Долгое вдаль и вширь, заложил, и на том основанье Камень поставил в порог с Агамедом вместе Трифоний -Оба Ергина сыны и богам бессмертным любезны,

А из окрестных племен несчетные каменотесы Строили стены, чтоб славился храм в песнопеньях вовеки.

Был по соседству прекрасный родник, и там драконицу

Царь, Зевесов сын, убил из могучего лука. (К Аполлону, 294-301) [8, с. 80].

Второй храм дорического ордера был сооружен в конце VI в. до н. э. (510-505 гг. до н. э.) на средства, полученные от пожертвований всех греческих городов. Подрядчиками строительства стали Алкмеониды - члены могущественного афинского рода, изгнанные тираном Писистратом. Поэтому он стал называться «Храмом Алкмеонидов». Замечательную скульптуру, украшавшую храм, можно увидеть в VI зале Музея Дельф. В 373 г. до н. э. этот храм был разрушен в результате землетрясения.

Спустя семь лет началось строительство третьего храма на средства от общегреческих пожертвований. Оно было завершено в 330 г. до н. э. Архитекторы - коринфяне Спинфар, Ксенодор и Агафон. Этот храм дорического ордера был окружен периптером 6^15 колонн. Его длина составляет 58 м, ширина - 21,65 м. При строительстве его были использованы паросский мрамор

и серый известняк. Ныне от величественного храма Аполлона уцелело несколько колонн и фундамент.

Фронтоны храма Аполлона были богато украшены многофигурными рельефами, мраморными и известняковыми скульптурами, созданными афинскими ваятелями Праксием и Андросфеном. Из них сохранилась лишь статуя Диониса (зал VI Музея Дельф) (рис. 15).

Рис. 15. Восточный фасад храма Аполлона в Дельфах [9, с. 15]

Вход в храм находился с восточной стороны. Здесь была устроена наклонная плоскость - пандус (рис. 16).

Рис. 16. Пандус восточного фасада храма Аполлона (фото О.П. Поляковой)

Он вел посетителя в перистиль, а далее - в пронаос. Его стены украшали воинские трофеи афинян, взятые в Марафонской битве (персидские щиты и доспехи), а также дар этолийцев - оружие и доспехи галлов. Здесь же были начертаны знаменитые изречения: «В предхрамии Дельфийского храма написаны полезные людям в жизни изречения мужей, называемых у эллинов мудрецами. Эти мудрецы были: Фалес Милетский из Ионии, Биас из Приены, Питтак из эолийской Митилены на Лесбосе, Клеобул из дорийского Линда в Малой Азии, афинянин Солон и спартанец Хилон. Седьмым Платон, сын Аристона, считает Мисона из Хен, а не Периандра, сына Кипселова; Хены -поселение на горе Эте. Эти мужи, придя в Дельфы, принесли Аполлону в дар свои знаменитые изречения: “Познай самого себя” и “Ничего слишком”. Изречения эти они и написали там.» (Павсаний, X, 24, 1) [6, с. 333].

За пронаосом находилось святилище (наос), разделенное двумя рядами колонн на три продольных нефа. Наос включал две части - восточную и западную (рис. 17). В восточной части стояли жертвенник Посейдона, статуя Зевса Мойрагета (предводителя Мойр), статуи богинь судьбы мойр и Гомера, железный престол поэта Пиндара и жертвенник Гестии, на котором горел неугасимый огонь.

В западной перегородке этого помещения имелась дверь, ведущая в адитон, служивший местом для прорицаний. К сожалению, его внутренняя структура не вполне ясна, поскольку эта часть здания сильно повреждена. Согласно античным источникам, это было темное помещение, напоминающее пещеру. В нем находились источник Кассотида, расщелина в полу («зияние»), из которого выходили одурманивающие испарения, золотой треножник, на котором восседала пифия во время сеанса, лавровое дерево - символ Дельф, золотая статуя Аполлона и мраморный Пуп Земли (Омфал). В адитон позволялось входить только пифии. Жрецы и вопрошающие бога (феопропы) оставались в восточной части наоса, поскольку испарения «зияния» могли нанести серьезный вред их здоровью. Поэтому реконструкция, представленная в левой части рис. 18, не совсем достоверна.

Рис. 17. Руины храма Аполлона в Дельфах. Вид с орхестры театра (фото О.П. Поляковой)

Первоначально прорицания давались один раз в год, в день рождения Аполлона - 7 числа месяца бисия (февраль-март). Однако впоследствии, из-за большого числа паломников, прорицания стали давать ежемесячно, за исключением трех зимних месяцев, когда бог удалялся в страну гипербореев. В этот период в Дельфах владычествовал бог Дионис. Паломник, желавший получить предсказание, должен был внести установленную плату или дар богу (pelanos), а затем принести в жертву черную козу без телесного изъяна. Если жертва была благоприятной, вопрошающий имел право войти в храм.

Прорицание проходило в несколько этапов. Сначала пифия, жрецы (профиты) и вопрошающие (феопропы) совершали очищение в воде Кастальского ключа. Затем они входили в восточную часть святилища. Пифия совершала воскурение в очаге Гестии и скрывалась в адитоне, плотно прикрыв за собой дверь. Там она пила воду из источника Кассотиды, жевала листья священного лавра. После этого женщина садилась на треножник, укрепленный над расщелиной, и вдыхала поднимавшиеся из нее испарения. Спустя некоторое время она входила в состояние транса и начинала вещание. Ее голос слышали жрецы и вопрошающие, находившиеся в соседней комнате. Жрецы записывали прорицание в стихотворной форме (а позднее и в прозаической) и сообщали ответ пифии просителям. Прорицания давались на вопросы как личного характера (свадьба, путешествие и т. п.), так и государственного значения (основание колоний, законодательство, исход войны и т. п.) (рис. 18).

Рис. 18. Реконструкция сеанса прорицания

Театр

Поднявшись по узкой крутой лестнице, можно выйти к театру, замыкавшему теменос Аполлона на северо-западе. С площадки открывается великолепный вид на святилище и на окружающий природный пейзаж. Здание театра было сооружено в Ш-П вв. до н. э. из парнасского известняка. Оно неоднократно перестраивалось вплоть до римской эпохи. Древнегреческий театр традиционно включает три части - скену, орхестру и театрон (места для зрителей). От скены Дельфийского театра сохранились лишь незначительные фрагменты. Орхестра диаметром 18,50 м была покрыта каменными плитами. По краю ее был устроен каменный желоб для стока дождевой воды. Театрон включал в себя 35 рядов сидений. Он мог вместить пять тысяч зрителей. Кроме драматических представлений здесь устраивались мусические состязания в честь Аполлона - бога-покровителя музыки и поэзии (рис. 19).

Рис. 19. Театр в Дельфийском святилище (фото О.П. Поляковой)

Последний значительный памятник этого теменоса расположен к востоку от театра. Это лесха книдян - длинный зал с восемью внутренними опорами, который служил местом встреч для жрецов и паломников. Лесха была построена в V в. до н. э. жителями города Книда (Малая Азия). Она знаменита тем, что ее стены были украшены изнутри росписями прославленного живописца Полигнота (V в. до н. э.). Сюжеты картин, согласно Павсанию, - сцены падения Трои и сошествия Одиссея в подземное царство Аида.

Стадион

В честь оракула Аполлона в Дельфах регулярно устраивались спортивные состязания - Пифийские игры. Это были вторые по значимости состязания после Олимпийских игр. Поначалу они проводились раз в восемь лет и были исключительно мусическими (музыкальными и поэтическими). Однако по окончании первой Священной войны с Фивами (582 г. до н. э.) Пифийские игры получили иную организацию и стали проводиться раз в четыре года. Сюда были включены гимнические виды спорта, в которых атлеты состязались в обнаженном виде (бег, пятиборье, борьба, кулачный бой и панкратий), и конные скачки. Мусические состязания теперь проходили в театре, гимнические - на стадионе, а конные - на ипподроме, расположенном на Крисей-ской равнине (ныне - равнина Хрисоса).

На стадион можно было пройти из святилища Аполлона, поднявшись от театра вверх по крутой тропе (рис. 20). Первый стадион с временными деревянными скамьями был построен еще в V в. до н. э. Дошедший до нашего времени стадион из парнасского известняка был возведен во II в. до н. э. богатым афинским софистом Геродом (Иродом) Аттиком. Стадион имел вход с востока в виде трех арок, от которых сохранились лишь опорные части. Длина поля стадиона - 177,55 м, ширина - 25,50 м. На беговой дорожке стадиона можно различить линии старта и финиша. На северной его стороне было устроено 12 рядов сидений, на западном полукружье и на южной стороне -по шесть рядов. Стадион мог вместить семь тысяч зрителей.

Рис. 20. Стадион в Дельфах. Современное состояние

Игры продолжались восемь дней. Победитель получал в награду венок из лавра - священного дерева Аполлона, а также право поставить на территории святилища свою статую. Последние спортивные состязания в Дельфах состоялись в 394 г.

Заключение

Завершая исследование, необходимо отметить, что древнейшие архитектурные традиции реализуются почти без изменений даже в современном зодчестве Греции. Жилые здания на территории бывшей Аттики и Пелопоннеса традиционно сохраняют очень светлую окраску - белую, розоватую, светлобежевую, голубовато-серую. По-прежнему актуальны глубокие теневые портики, галереи. Размеры окон минимальны, на южных фасадах нередко можно увидеть ложные («слепые») окна. В облицовке стен и цоколей широко используются местные строительные материалы (мрамор, песчаник, известняк, туф). Черепичные крыши имеют большие выносы и сравнительно небольшие уклоны (до 25°). Активно используются солнечные батареи и кондиционеры (призрак технического прогресса). Широко применяются озеленение крыш, террас, подпорные и защитные стенки против каменных осыпей. Фасады украшаются вьющимися растениями. Особо поражает гармоничное единство современной застройки с горным пейзажем. Горы Балканского полуострова имеют плавные силуэты, «повторяющие» форму крыш. Их склоны покрыты довольно скупой растительностью. Охристо-зеленоватая окраска местного ландшафта идеально дополняет цветовую гамму построек, визуально «растворяя» их и делая неотъемлемой частью пейзажа. Все это говорит о том, что уникальный опыт античных зодчих не теряет своей актуальности и в наши дни.

Библиографический список

1. Поляков, Е.Н. Телестерион - архитектурный символ Элевсинских мистерий / Е.Н. Поляков // Известия вузов. Строительство. - 1996. - № 1. - С. 115-121.

2. Поляков, Е.Н. Парфенон - творение зодчего Иктина / Е.Н. Поляков // Вестник ТГАСУ. -2009. - № 4. - С. 18-29.

3. Поляков, Е.Н. Дейнократ - придворный зодчий Александра Македонского / Е.Н. Поляков // Вестник ТГАСУ. - 2007. - № 2. - С. 5-17.

4. Поляков, Е.Н. Гипетральные храмы эллинистического периода / Е.Н. Поляков // Вестник ТГАСУ. - 2011. - № 3 (32). - С. 9-24.

5. Поляков, Е.Н. Храм Аполлона Эпикурия в Бассах / Е.Н. Поляков // Вестник ТГАСУ. -2013. - № 1 (38). - С. 9-22.

6. Зубов, В.П. Архитектура античного мира. Материалы и документы по истории архитектуры / В.П. Зубов, Ф.А. Петровский. - М. : Изд-во Академии архитектуры СССР, 1940. -519 с.

7. Страбон. География в 17 книгах: перевод, статья и комментарии Г.А. Стратановского / под общ. ред. С.Л. Утченко. - М. : Научно-издательский центр «Ладомир», 1994. - 941 с.

8. Гомеровы гимны / пер. с древнегреч. Е. Рабинович. - М. : Carte Blanche, 1995. - 232 с.

9. Консола, Д. Дельфы. Археологический заповедник и музей / Д. Консола : пер. с греч.

О. Цыбенко. - Афины : Олимпик Колор, 2012. - 33 с.

10. Витрувий. Десять книг об архитектуре / Витрувий. Репринтное издание. - М. : Архитек-тура-С, 2006. - 328 с.

References

1. Polyakov, E.N. Telesterion - arkhitekturnyi simvol Elevsinskikh misterii [Telesterion is an architectural symbol of Eleusis]. News of Higher Educational Institutions. Construction. 1996. No. 1. Pp. 115-121. (rus)

2. Polyakov, E.N. Parfenon - tvorenie zodchego Iktina [Parthenon is Ictinus’ creation]. Vestnik of Tomsk State University of Architecture and Building. 2009. No. 4. Pp. 18-29. (rus)

3. Polyakov, E.N. Deinokrat - pridvornyi zodchii Aleksandra Makedonskogo [Dinocrates is the court architect of Alexander Magnus]. Vestnik of Tomsk State University of Architecture and Building. 2007. No. 2. Pp. 5-17. (rus)

4. Polyakov, E.N. Gipetral'nye khramy ellinisticheskogo perioda [Hypertrail churches of the Hellenistic period]. Vestnik of Tomsk State University of Architecture and Building. 2011. No. 3 (32). Pp. 9-24. (rus)

5. Polyakov, E.N. Khram Apollona Epikuriya v Bassakh [Temple of Apollo Epicurius at Bassae]. Vestnik of Tomsk State University of Architecture and Building. 2013. No. 1 (38). Pp. 9-22. (rus)

6. Zubov, V.P., Petrovskii, F.A. Arkhitektura antichnogo mira. Materialy i dokumenty po istorii arkhitektury [Architecture of the Ancient world]. Moscow : Izd. Akademii arkhitektury SSSR [USSR Academy of Architecture Publisher], 1940. 519 p. (rus)

7. Strabonis. Geografiya v 17 knigakh [Rervum Geographicarvm Libri XVII]. Ed. S.L. Utchen-ko. Moscow : Nauchno-izdatel'skii tsentr «Ladomir», 1994. 941 p. (transl. from Greek by G. Stratanovskii)

8. Gomerovy gimny [The Homeric Hymn]. Moscow : Carte Blanche, 1995. 232 p. (transl. from Greek by E. Rabinovich)

9. Konsola, D. Del'fy. Arkheologicheskii zapovednik i muzei [Delphi, The Archaeological Site and the Museum]. Athens: Olympic Color, 2012. 33 p. (transl. from Greek by O. Tsybenko)

10. Vitruvius, M. Desyat' knig ob arkhitekture [Ten Books on Architecture]. Moscow : Arkhitektu-ra-S, 2006. 328 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.