зтносоциология и социология культуры
(ETHNo & CULTURAL SOCIOLOGY)
Б01: 10.12731/2218-7405-2015-8-30 УДК 316.74
КРУГ ЧТЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЁЖИ Бортнюк О.А.
Актуальность темы обусловлена социальной потребностью в цельной личности, в формируемом посредством социальной и гражданской вовлеченности образованном и высокоразвитом члене общества, со сформированным мировоззрением. В статье рассматриваются социальные особенности работы, направленной на популяризацию чтения среди молодежи.
Цель. Популяризация чтения среди молодежи; формирование представления о библиотеке как современном информационном пространстве.
Результаты. В статье представлены результаты социального проекта, реализованного в 2013-2014 гг. в ГБОУ ВПО «ДВГМУ» и МБУК «Централизованная система массовых библиотек г. Хабаровска». Исследован круг чтения студентов ДВГМУ и выборочно представлены результаты интервьюирования студентов на предмет чтения. Произведена классификация «читателей». Предложены механизмы и инструменты для формирования читательской культуры студентов ДВГМУ и молодого поколения в целом.
Область применения результатов исследования. Результаты исследования могут быть использованы при написании программ, пропагандирующих книжный ресурс и процесс потребления информации через чтение, а также в учебно-воспитательном процессе в целом.
Ключевые слова: круг чтения; культура чтения; нечитающее поколение; книга; библиотека; студент; Дальневосточный государственный медицинский университет (ДВГМУ).
THE RANGE OF READING AMONG THE MODERN YOUTH
Bortnyuk O.A.
Relevance of the topic is determined by the social need for the whole person, in the formed through the social and civic engagement and highly educated member of the society, with the formed ideology. The article deals with social aspects of work aimed at promoting reading among young people.
Purpose. Promotion of reading among young people; the formation of ideas about the library as a modern information space.
Results. The article presents the results of a social project implemented in 2013-2014 in the Eastern State Medical University and «The centralized system of public libraries of Khabarovsk». Students ' reading interests of the Eastern State Medical University are studied. The results of this investigation is represented. A classification of «readers» is done. The mechanisms and instruments for the formation of reading culture for the students of the Eastern State Medical University and the younger generation in general are suggested.
Practical implications. The results of the study can be used to write programs that promote the book resource and the process of obtaining information through reading.
Keywords: the range of reading; Culture of readers; Generation does not read; book; library; student; Eastern State Medical University (ESMU).
Практики контакта человека с текстом как понимающего восприятия информации, оформленной в определённую знаковую структуру, имели на разных этапах своего становления концептуально различное назначение: от сферы религии и искусства до хозяйственной деятельности и права. Общеизвестно, что функция чтения и понимания текста изначально была закреплена в обществе за социальными категориями, выступавшими, в силу их сакральной специфики, посредниками между индивидом и сферой трансцендентного. Соответственно, практически на протяжении всей истории человечества чтение было привилегией избранных. Общепринятые описания дефиниций «чтение» и «читатель» оформились лишь к началу 1960-х годов: постмодернистская мораль кардинально изменила отношение к процессу и самому факту чтения, лишив его многих этических и эстетических характеристик. Современный читатель не обязательно имеет домашнюю библиотеку и особое место для чтения в своём доме (достаточно вспомнить знаменитый булгаковский «зелёный абажур»); практически исчезла традиция
вечернего чтения вслух в кругу семьи. В смятении и спешке века научно-технического прогресса практики чтения были десакрализированы, тексты «забрали» себе функцию посредничества и превратились в инструменты коммуникации. Такая роль «связующего звена» между индивидом и обществом прагматизировала процесс чтения, определив его, прежде всего, как способ получения требуемой информации для поддержания социального статуса индивида. В данном случае показателен фрагмент романа Ж.-П. Сартра «Тошнота», где герой, наречённый автором Самоучкой, принял решение освоить мировое знание в алфавитном порядке и «взял старт» - снял с библиотечной полки свою первую книгу: «Однажды, семь лет тому назад, ... он торжественно вступил в этот зал. Обвёл взглядом бесчисленные тома, которыми заставлены стены. ... Потом подошёл, взял первую книгу на первой полке справа и открыл первую страницу со смешанным чувством благоговения, ужаса и непоколебимой решимости. Сегодня он добрался до «Л». От трактата о жесткокрылых его бросает к теории квантов. ... На складе в его голове хранится ... половина всех аргументов, выдвинутых против вивисекции» [7, с. 57-58]. Но такой вид самореализации имеет не только достоинства, но и недостатки: заимствования чужой жизни и отсутствие творческого подхода к процессу понимания текстов порождает духовную пустоту. Чтение же есть процесс сопоставления открытого Автором горизонта смыслов с собственными ощущениями и субъективным опытом.
В сентябре 2014 г. - июне 2015 г. в ГБОУ ВПО «ДВГМУ» и МБУК «Централизованная система массовых библиотек г. Хабаровска» студентами 2-3 курсов стоматологического и медико-гуманитарного факультетов ДВГМУ был реализован социальный проект «Круг чтения современной молодёжи». Направленный на популяризацию чтения среди молодежи и формирование представления о библиотеке как современном информационном пространстве, он включал в себя также выяснение круга чтения студентов ДВГМУ. В процессе работы были поставлены задачи: изучить и проанализировать круг чтения студентов ДВГМУ, их мотивацию при выборе книги; осветить духовно-нравственные аспекты проблемы феномена «нечитаю-щее поколение» и необходимость формирования читательской культуры; разработать и внедрить комплекс мероприятий по формированию читательской культуры.
К осуществлению проекта приступили в сентябре 2013 г., окончили в июне 2014 г. Участие приняли 20 читателей Филиала .№7 библиотеки «Централизованная система массовых библиотек г. Хабаровска», 124 студента стоматологического факультета и члены клуба «Философский камень» ДВГМУ в количестве 15 человек. В целом, общее количество участников - 159 человек. Ожидаемыми результаты были следующие: повышение уровня читательской культуры,
написание научных работ студентов на тему чтения, активация творческого потенциала библиотеки, укрепление связи библиотеки с организациями-партнерами.
План реализации проекта включал несколько этапов. В подготовительный этап входили анкетирование, интервьюирование, сбор информации по памятным городским датам, волонтёрское движение (волонтёры с библиотечными формулярами предлагали желающим записаться в районную библиотеку). Основной этап включал рекламные мероприятия, проведение выставок, конкурсов, конференций. Была организована выставка поделок руками читателей библиотеки, выставка «Русский свадебный обряд». Состоялась выставка, посвященная И. Бунину и его творчеству. Выставка «Улица Мандельштама» (в 1930-е гг. пересылочная тюрьма по адресу пер. Третий Путевой в Хабаровске - последнее место, в котором отправленный по этапу поэт был жив) проводилась для старшеклассников рядом расположенных школ и включала в себя повествование о нелегкой судьбе поэта, чтение его стихов и чаепитие. В результате слушатели записались в библиотеку. В библиотеке также проходил конкурс фотографий «Моя книжная полка», в которой принимали участие читатели библиотеки и студенты ДВГМУ; выступил д.м.н., проф. Завгорудько Валерий Николаевич, автор книг о природе Дальнего Востока [4]. В мае 2014 г. была организована конференция, посвященная Дням славянской письменности и культуры; состоялось заседание студенческого научного общества на тему «Виртуальность как основа бытия», где освещались вопросы современной читательской активности.
Безусловно, при реализации подобных проектов возможны препятствия, как: увольнение сотрудников библиотеки, нежелание руководить проектом, отсутствие мотивации у студентов, а также отсутствие практической значимости работ студентов и финансовые трудности.
В процессе реализации социального проекта было выяснено, что большинство молодых людей практически отказались от чтения так называемых «бумажных» книг и, соответственно, от посещения библиотеки, отдав предпочтение электронным ресурсам и виртуальным хранилищам информации: 98,88% респондентов используют для учёбы Интернет, 81,67% считают основным его назначением образование. Результаты анкет показали также значительное уменьшение роли традиционной библиотеки как социального института в жизни современного читателя: в сферу его интересов не входит знакомство с системой библиотек города - в ней ориентируются только 10% респондентов [3, с. 916-917].
В целом, современно поколение потребляет ту информацию, которая в конечном итоге повысит уровень профессионального мастерства и будет способствовать улучшению материальных показателей жизни. Книга должна быть полезной - вот кредо современного читателя. Адресатом текста смещён интерес от автора и книги к себе, своей личности: культ автора
(Пушкин! Толстой! Достоевский!) уступил место культу читателя, имеющего свой взгляд на мир и редуцирующего авторитеты и традиции: «Рождение читателя приходится оплачивать смертью Автора» [2, с. 483]. Но не следует забывать, что среди различных понятий, образующих пёструю ткань человеческого знания, некоторые предназначены для чистого априорного применения, совершенно независимого от всякого опыта [5, с. 118], и приобретаются благодаря размышлению, но не наличию эмпирических доказательств и фактов утверждения их полезности. Социальная потребность в цельной личности, образованном члене общества свидетельствует о дефиците мировоззренческих ценностей, высоких нравственных постулатов, культуры в целом. Как считает А. Лосев, «реальное, жизненное и адекватное знание будет только тогда, когда я зафиксирую . цельный лик данное предмета, . глубинные возможности, которыми он принципиально располагает. [...] Нельзя живому человеку не иметь живых целей и не общаться с живой действительностью» [6, с. 262].
Важным параметром современной читательской культуры становится феномен комфортабельного чтения, существовавший и ранее, но несколько переосмысленный новым читателем. Основным аспектом комфортабельного чтения изначально было понимание смысла прочитанного; современный читатель готов рассматривать данный феномен как понимание смысла прочитанного в контексте собственных потребностей, культуры, профессии, воспитания и образования, т.е. либо в прагматичной интерпретации, либо как «текст-наслаждение» (смысловая разомкнутость и множественность) или «текст-удовольствие» (статичность и понятность смысла текста) [2]. Проблема в том, что данный подход способствует бесконечному умножению смыслов исходного текста и - возможно - потере смысла, изначально заложенного Автором в своё произведение. Книга превращается в систему знаков, требующих расшифровки в индивидуальном ключе «от читателя»: «В любом закреплённом на письме слове происходит процесс выпадения осадка, как в химическом растворе» [1, с. 61]. Значимым становится не сам текст, но тот объём смыслов, который возможно в нём отыскать и открыть.
В процессе реализации социального проекта была опровергнута мысль, развиваемая последнее десятилетие в СМИ, о том, что наше поколение - нечитающее. Молодые люди книги читают, но эта книга, как правило, электронная, либо это учебник. Прочитанной за год книгой «для души» смог похвалиться, к сожалению, лишь каждый пятый респондент. Данная ситуация не является исключительно российской. По мнению Р. Барта, «каждый второй француз ничего не читает: половина Франции лишена (сама себя лишает) возможности получать удовольствие от текста» [2, с. 500], и данный факт признаётся за национальное бедствие. Бойкотирование книги - отвержение морального блага. Данное явление Барт объясняет тем, что в современной
массовой культуре потребляется в основном «драматическая» продукция [2, с. 501] - тексты о терактах, стихийных бедствиях, нестабильности экономической ситуации и прочее; в этой культуре мало наслаждения.
Процесс популяризации чтения среди молодежи имеет свои социальные особенности. Прежде всего, современный человек стремится быть успешным, но не всегда способен разумно сопоставить желаемый результат и плату за него. Ради успеха необходимо создавать нечто новое, быть первым, и важную роль здесь играет «образование длиною в жизнь», немыслимое без книги и чтения. Бесспорно, систематическое получение знаний из научной литературы повысит профессиональное мастерство, художественная литература в свою очередь сформирует необходимые человеческие качества - терпение, самокритичность, целеустремленность. В данном случае особенно важно иметь представление о библиотеке как современном информационном пространстве и книге как источнике требуемого знания.
Список литературы
1. Барт Р. Нулевая степень письма / Пер. с фр. - М.: Академический Проект, 2008. 431 с.
2. Барт Р. Удовольствие от текста // Р. Барт. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. - М., 1994. С. 462-518.
3. Бортнюк О.А. Социологический анализ информационной культуры студентов ДВГМУ // В мире научных открытий. 2015. №3.1 (63). С. 913-929.
4. Завгорудько В.Н. Выжить в тайге обязан. Хабаровск: Приамурское географическое общество, 2001. 160 с.
5. Кант И. Критика чистого разума / Пер. с нем. Н. Лосского. - М.: Эксмо, 2014. 736 с.
6. Лосев А.Ф. Философия имени. - М.: Академический Проект, 2009. 300 с.
7. Сартр Ж.-П. Тошнота: роман / Пер. с фр. Ю.Я. Яхниной. - М.: АСТ, 2014. 317 с.
References
1. Bart R. Nulevaja stepen'pis'ma [Writing Degree Zero] / Per. s fr. - Moscow: Akademicheskij Proekt, 2008, 431 p.
2. Bart R. Udovol'stvie ot teksta [The pleasure of the Text] // R. Bart. Izbrannye raboty: Semiotika. Pojetika. - Moscow, 1994. Pp. 462-518.
3. Bortnjuk O.A. Sociologicheskij analiz informacionnoj kul'tury studentov DVGMU [Sociological analysis of information culture of students of Eastern State Medical University]. Vmire nauchnyh otkrytij [In the World of Scientific Discoveries], no 3.1 (2015): 913-929.
4. Zavgorud'ko V.N. Vyzhit'v tajge objazan [To survive in the forest shall]. Habarovsk: Priamurskoe geograficheskoe obshhestvo, 2001, 160 p.
5. Kant I. Kritika chistogo razuma [Critique of Pure Reason] / Per. s nem. N. Losskogo. - Moscow: Jeksmo, 2014, 736 p.
6. Losev A.F. Filosofija imeni [The Philosophy of Name, regarding the ideas of Onomatodoxy]. -Moscow: Akademicheskij Proekt, 2009, 300 p.
7. Sartr Zh.-P. Toshnota: roman [Nausea: novel] / Per. s fr. Ju.Ja. Jahninoj. - Moscow: AST, 2014, 317 p.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ
Бортнюк Ольга Анатольевна, доцент кафедры сестринского дела с курсом социальных дисциплин, кандидат культурологии
Дальневосточный государственный медицинский университет Минздрава России
ул. Муравьева-Амурского, д. 35, г. Хабаровск, 680000, Россия
e-mail: [email protected]
SPIN-код в SCIENCE INDEX: 8436-2012
DATA ABOUT THE AUTHOR
Bortnyuk Olga Anatolievna, Associate Professor of Department of Nursing with the social sciences course
Eastern State Medical University, Ministry of Health of Russia ul. Murav'eva-Amurskogo, d. 35, Khabarovsk, 680000, Russia e-mail: [email protected]