Научная статья на тему 'Арт-терапия как инструмент социальной работы в сфере охраны общественного здоровья'

Арт-терапия как инструмент социальной работы в сфере охраны общественного здоровья Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1696
227
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ART THERAPY / SOCIAL WORK / SOCIAL HEALTH / WELL-BEING / CIVILIZATION / STUDENT / MO-DERN SOCIETY / АРТ-ТЕРАПИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА / СОЦИАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ / БЛАГОПОЛУЧИЕ / ЦИВИЛИЗАЦИЯ / СТУДЕНТ / СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Бортнюк Ольга Анатольевна

Актуальность темы обусловлена поиском новых инструментов социальной работы. В статье обосновываются возможности арт-терапии для укрепления и сохранения социального здоровья современного человека. Цель. Формирование представления об арт-терапии как методе социальной работы в сфере охраны общественного здоровья. Результаты. В статье обобщены теоретические положения арт-терапии как метода социальной работы по охране здоровья. Представлены результаты социального проекта, реализуемого в 2015-2016 гг. в ГБОУ ВПО «ДВГМУ». Исследована степень представления об арт-терапии у студентов ДВГМУ и выборочно представлены результаты анкетирования студентов. Область применения результатов исследования. Результаты исследования могут быть использованы при изучении арт-терапии как инструмента социальной работы, а также в учебно-воспитательном процессе в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ART THERAPY AS A TOOL OF SOCIAL WORK IN THE FIELD OF PUBLIC HEALTH PROTECTION

Relevance of the topic is determined by the search for new tools of social work. In the article the possibilities of art therapy is to strengthen and preserve the social health of the modern man. Purpose. Formation of ideas about art therapy is as a method of social work in the field of public health. Results. The paper summarizes the theoretical principles of art therapy as a method of social work in health care. The results of the social project implemented in the 2015-2016 biennium in the Eastern State Medical University. The degree of understanding of the art therapy students in the Eastern State Medical University and selectively presents the results of questioning of students. Practical implications. The results of the study can be used to the Art therapy as a tool for social work, as well as in the educational process as a whole.

Текст научной работы на тему «Арт-терапия как инструмент социальной работы в сфере охраны общественного здоровья»

DOI: 10.12731/2218-7405-2015-11-10 УДК 316.4

АРТ-ТЕРАПИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В СФЕРЕ ОХРАНЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ

Бортнюк О.А.

Актуальность темы обусловлена поиском новых инструментов социальной работы. В статье обосновываются возможности арт-терапии для укрепления и сохранения социального здоровья современного человека.

Цель. Формирование представления об арт-терапии как методе социальной работы в сфере охраны общественного здоровья.

Результаты. В статье обобщены теоретические положения арт-терапии как метода социальной работы по охране здоровья. Представлены результаты социального проекта, реализуемого в 2015-2016 гг. в ГБОУ ВПО «ДВГМУ». Исследована степень представления об арт-терапии у студентов ДВГМУ и выборочно представлены результаты анкетирования студентов.

Область применения результатов исследования. Результаты исследования могут быть использованы при изучении арт-терапии как инструмента социальной работы, а также в учебно-воспитательном процессе в целом.

Ключевые слова: арт-терапия; социальная работа, социальное здоровье; благополучие; цивилизация; студент; современное общество.

ART THERAPY AS A TOOL OF SOCIAL WORK IN THE FIELD OF PUBLIC HEALTH PROTECTION

Bortnyuk O.A.

Relevance of the topic is determined by the search for new tools of social work. In the article the possibilities of art therapy is to strengthen and preserve the social health of the modern man.

Purpose. Formation of ideas about art therapy is as a method of social work in the field of public health.

Results. The paper summarizes the theoretical principles of art therapy as a method of social work in health care. The results of the social project implemented in the 2015-2016 biennium in the Eastern State Medical University. The degree of understanding of the art therapy students in the Eastern State Medical University and selectively presents the results of questioning of students.

Practical implications. The results of the study can be used to the Art therapy as a toolfor social work, as well as in the educational process as a whole.

Keywords: art therapy; social work; social health; well-being; civilization; student; modern society.

Арт-терапия как инструмент социальной работы в сфере охраны общественного здоровья - достаточно дискуссионная тема. Нашим обществом социальная работа воспринимается в традиционно устоявшихся формах как различные виды социального обслуживания, социальной защиты, социального развития, паллиативной помощи, работы с мигрантами и лицами с особенностями развития и пр., что обусловлено потребностями рынка труда в современном мире и направлено, прежде всего, на оказание социальных услуг населению. Позиционирование арт-терапии в качестве инструмента социальной работы способно вызвать некоторые сомнения в рациональности данной установки. С понятием искусства в нашем ассоциативном ряду соединяются эстетические, морально-этические и психологические категории. Между тем, на социальную функцию искусства указывал Л.С. Выготский: «В социальном отношении искусство оказывается сложным процессом уравновешивания со средой» [5, с. 336]. Соответственно, искусство может выступать вариантом терапевтического лечения. Как механизм улаживания конфликтов с бессознательной областью в нашей психике, оно выполняет функцию предохранения клиента от невроза [5, с. 108]. Распространению новых возможностей арт-терапии способствуют СМИ и информационная культура в целом [2, с. 898; 3, с. 926].

Выготский приписывает социальным практикам арт-терапии функцию «доминанты», по аналогии с её музыкальным значением: заранее обусловленное исполнителем неустойчивое окончание музыкального фрагмента на неустойчивой ступени (в то же время являющейся в ладу одной из главных ступеней). У индивида открывается возможность изживания аффектов, не находящих себе исхода в нормальной жизни. Метафорично данный процесс сравнивается с открыванием клапана в котле, в котором давление пара превышает сопротивление его

тела. Искусство как раз является средством для такого взрывного уравновешивания со средой в критических точках нашего поведения [5, с. 337-338].

Стабильность и размеренность общественной жизни может восприниматься индивидом как ограниченность, однообразие и неполноценность среды. Искусство способно дополнить жизнь и расширить её возможности, примирив социальные потребности и реальность. Организовывая наше поведение на будущее, оно совершает свои действия через наше тело, сосредоточивая в себе биологические и социальные процессы личности в обществе. Цивилизация предопределила увеличение палитры внешних раздражителей, вливающихся в человека как в «широкое отверстие воронки» [5, с. 337] и становящихся неосуществлённой частью жизни, т.к. культурные границы нашего поведения достаточно узки. Соответственно, эта маржа должна быть преодолена, изжита через транспонирование в культуру не ушедшей в дело энергии, чтобы уравновесить баланс организма со средой.

В мае 2015 г. в ДВГМУ был запущен социальный проект «Арт-терапия как инструмент социальной работы в сфере охраны общественного здоровья». Сроки реализации: июнь 2015 г. -июнь 2016 г. Общее количество участников в 2015-2016 гг. - 100 человек: 50 студентов медико-гуманитарного факультета (1-5 курсы направления подготовки «Социальная работа» и специальности «Клиническая психология»), а также около 40 участников научного студенческого кружка и 10 участников университетского клуба «Дебют». Цель проекта: формирование представления об арт-терапии как методе социальной работы в сфере охраны общественного здоровья.

В рамках реализации проекта в мае - июне 2015 г. в ДВГМУ среди студентов очной и формы обучения было проведено социологическое исследование (случайное на стадии отбора респондентов) - анкетирование с целью выяснения степени осведомлённости студентов ДВГМУ об арт-терапии - понятие, применение, возможные результаты. Генеральная совокупность - студенты ДВГМУ со 2 по 4 курс. Выборочная совокупность - 78 респондентов. Анкета содержала 6 вопросов:

1. Знакомо ли вам понятие «арт-терапия»?

2. Как вы понимаете: арт-терапия - это...

3. Арт-терапия может применяться. (в социальной работе, медицине, работе психолога,

свой вариант).

4. Цель арт-терапии для человека с ограниченными возможностями?

5. Кто может вести арт-терапевтические занятия?

6. Среди ваших знакомых или родственников есть люди с ограниченными возможностями,

которым помогли арт-терапевтические занятия?

Результаты были получены следующие. Всем респондентам знакомо понятие «арт-терапия». Данную дефиницию воспринимают как помощь в социальной адаптации людей с ограниченными возможностями здоровья, лечение психических заболеваний искусством, изучение внутреннего мира человека через искусство, обретение гармонии и улучшение состояния, развитие личности, серьёзное направление психологии для людей с ограниченными способностями. Также были высказаны мнения о том, что арт-терапия - это средство выявления проблем человека и помощь ему в сложной психологической ситуации, выражение своих мыслей и чувств через бумагу, психологическая разгрузка с помощью написания картин.

На третий вопрос «Арт-терапия может применяться...» все респонденты ответили - почти в каждой сфере. Среди целей арт-терапии для человека с ограниченными возможностями основными были отмечены - самовыражение личности и воздействие на эмоциональное состояние человека. По мнению респондентов, вести арт-терапевтические занятия может, прежде всего, человек, прошедший специальное бучение.

Возраст респондентов: 18 лет - 16 чел.; 19 лет - 19 чел.; 20 лет - 19 чел.; 21 год - 5 чел., 23 года - 2 чел., 21, 25, 26, 41 - по 1 чел. Из 78 респондентов расстановка по факультетам: 21 -педиатры, 41 - лечебное дело, 10 - фармацевты, 6 - социальная работа.

В результате стигматизации людей, страдающих так называемыми «неизлечимыми заболеваниями», усиливается неспособность индивидуума выполнять в обществе социальные роли, посильные для здоровых людей. Безусловно, такие вторичные нарушения (из-за дефекта биологической природы) приводят к «социальному вывиху» и ведут к социальной изоляции. В данном случае индивиду необходима комплексная помощь психологов, медиков и социальных работников.

Следует учитывать тот факт, что для современной культурной ситуации в мире характерна своеобразная «двойная спираль» обычных и особых отношений между людьми. Доминирующая культура репрессирует отдельного индивида, «другого» в силу физических либо психических особенностей [4, с. 885]. В качестве реабилитации в последние 15-20 лет разработаны социальные проекты с использованием так называемых «протеатров» и поддержкой представителей доминирующей культуры - медиаторов, занятых в данной сфере. Именно в этой области продуктивнее всего до настоящего времени использовался методологический инструментарий арт-терапии. Основные социальные идеи, реализуемые в данной области: жанр дефиле «Вот наши особенные дети»; религиозные идеи (человек с особенностями развития - «посланник небес», и следует отметить его неотмирность [9, с. 188] и любить бескорыстно только за то, что он есть); школьный театр специальных учебных заведений в жанре моралите, аллегории, бас-

ни, КВН. Таким образом, подчёркивается нравственная составляющая арт-терапии, необходимость следования этическим установкам, организующим наше бытие [6]. В ситуации отрыва от общечеловеческих ценностей, пренебрежении аксиологической шкалой социальные дефекты усиливаются, что отрицательно сказывается на увеличении социальных болезней [8, с. 43].

Очистительная функция арт-терапии направлена на достижение индивидом, прибегшим к данному средству, состояния счастья и ощущения личного благополучия. В древнегреческом обществе считалось, что песнопения очистительного характера доставляют людям безобидную радость [1, с. 288]. По мнению Аристотеля, в общественных отношениях «существуют две цели: возможное и пристойное, и каждый человек должен преимущественно браться за то, что для него возможно и что для него пристойно» [1, с. 289]. Данный выбор определяется возрастом человека: «Для людей, утомлённых долгими годами жизни, нелегко петь в напряжённых тонах; таким людям сама природа подсказывает необходимость обратиться к песням, сочинённым в вялых тонах» [1, с. 289-290].

По Платону, реципиент развивает в себе стремление подражать асоциальным типам поведенческих реакций, которые искусство может делать привлекательными. К примеру, для юного читателя или слушателя гораздо привлекательнее правильного и разумного поведения окажется бунтарство и какого-либо рода социальный протест. Таким образом, вместе с высвобождением чувств, дремлющих в каждой социально и психологически здоровой личности, клиенту арт-терапевта передаётся манера поведения действующих лиц художественного произведения. Платон отмечает разобщённость эмоций при восприятии произведений искусства, в особенности трагических. Механизм воздействия следующий: усваиваются поведенческие стандарты. Соответственно, к выбору материала для арт-терапевтической работы следует подходить максимально осторожно, т.к. у клиента может возникнуть совершенно определённое сочувствие асоциальному поведению [7, с. 689].

Список литературы

1. Аристотель. Политика. Пер. с древнегреч. / Аристотель. М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2010. 393 с. С. 21-290.

2. Бортнюк О.А. Информационная культура как образовательный феномен эпохи постмодерна / О.А. Бортнюк // В мире научных открытий. 2015. №3.1 (63). С. 897-912.

3. Бортнюк О.А. Социологический анализ информационной культуры студентов ДВГМУ / О.А. Бортнюк // В мире научных открытий. 2015. №3.1 (63). С. 913-929.

4. Бортнюк О.А., Вишнёва К.В., Макарова Д.Н. Философские основания социальной работы в сфере охраны общественного здоровья / О.А. Бортнюк, К.В. Вишнёва, Д.Н. Макарова // В мире научных открытий. 2015. №3.1 (63). С. 882-897.

5. Выготский Л.С. Психология искусства / Л.С. Выготский. СПб.: Азбука, 2000. 416 с.

6. Комарова А.А., Бортнюк О.А. Нравственные основания человеческого бытия / А.А. Комарова, О.А. Бортнюк // Актуальные вопросы современно медицины: материалы 70-й итоговой научной конференции молодых учёных и студентов; под ред. Сазоновой Е.Н. Хабаровск: Издательство ДВГМУ, 2013. С. 358-360.

7. Платон. Государство // Платон. Избранные диалоги. Пер. с древнегреч. С.К. Апта. М.: Экс-мо, 2009. С. 559-718.

8. Фуко М. Рождение клиники / М. Фуко. М.: Академический Проект, 2010. 256 с.

9. Bortnyuk O.A. Salvation as a universal category of European religious and philosophical thought / O.A. Bortnyuk // Applied and Fundamental Studies: Proceedings of the 2nd International Academic Conference. Vol. 2. March 8-10, 2013. St. Louis, Missouri, USA: Publishing House «Science and Innovation Center», 2013. Р. 183-188.

References

1. Aristotel. Politika [Politics]. Per. s drevnegrech. / Aristotel. Moscow: AST: AST MOSKVA, 2010. 393 p.

2. Bortnjuk O.A. Informacionnaja kul'tura kak obrazovatel'nyj fenomen jepohi postmoderna [Information culture as educational phenomenon of an era of a postmodern] V mire nauchnyh otkrytij [In the World of Scientific Discoveries], no 3.1 (2015): 897-912.

3. Bortnjuk O.A. Sociologicheskij analiz informacionnoj kul'tury studentov DVGMU [Sociological analysis of information culture of students of Eastern State Medical University]. Vmire nauchnyh otkrytij [In the World of Scientific Discoveries], no 3.1 (2015): 913-929.

4. Bortnyuk O.A., Vishneva K.V., Makarova D.N. Filosofskie osnovanija social'noj raboty v sfere ohrany obshhestvennogo zdorov'ja [The philosophical bases of social work in the sphere of protection of public health]. Vmire nauchnyh otkrytij [In the World of Scientific Discoveries], no 3.1 (2015): 882-897.

5. Vyigotskiy L.S. Psihologiya iskusstva [Psychology of Art] / L.S. Vyigotskiy. Saint Petersburg: Azbuka, 2000. 416 p.

6. Komarova A.A., Bortnjuk O.A. Nravstvennye osnovanija chelovecheskogo bytija [The moral foundation of human existence]. Aktual'nye voprosy sovremenno mediciny: materialy 70-j itogo-voj nauchnoj konferencii molodyh uchjonyh i studentovpod red. E.N. Sazonovoj [Topical issues of modern medicine: Proceedings of the 70th conference of science Ed. Sazonov E.N.]. Habarovsk: DVGMU Publ., 2013. Р. 358-360.

7. Platon. Gosudarstvo [Republic] // Platon. Izbrannyie dialogi [Selected dialogues]. Per. s drevne-grech. S.K. Apta. - Moscow: Eksmo, 2009. P. 559-718.

8. Foucault M. Rozhdenie kliniki [Naissance de la Clinique] [The Birth of the Clinic: An Archaeology of Medical Perception]. Moscow: Akademicheskij Proekt, 2010, 256 p.

9. Bortnyuk O.A. Salvation as a universal category of European religious and philosophical thought. Applied and Fundamental Studies: Proceedings of the 2nd International Academic Conference, St. Louis, Missouri, USA: Publishing House «Science and Innovation Center», 2013, vol. 2, p. 183-188.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Бортнюк Ольга Анатольевна, доцент кафедры сестринского дела с курсом социальных дисциплин, кандидат культурологии

Дальневосточный государственный медицинский университет Минздрава России

ул. Муравьева-Амурского, д. 35, г. Хабаровск, 680000, Россия

e-mail: [email protected]

SPIN-код в SCIENCE INDEX: 8436-2012

DATA ABOUT THE AUTHOR

Bortnyuk Olga Anatolievna, Associate Professor of Department of Nursing with the social sciences course

Eastern State Medical University, Ministry of Health of Russia ul. Murav'eva-Amurskogo, 35, Khabarovsk, 680000, Russia e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.