Научная статья на тему 'Формирование экологического самосознания современной молодежи'

Формирование экологического самосознания современной молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1484
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / СОВРЕМЕННАЯ МОЛОДЕЖЬ / ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (ДВГМУ) / TODAY'S YOUTH / EASTERN STATE MEDICAL UNIVERSITY (ESMU) / ENVIRONMENTAL SELF-CONSCIOUSNESS / SOCIAL ECOLOGY / ECOLOGICAL CULTURE / ENVIRONMENTAL UPBRINGING

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Бортнюк Ольга Анатольевна

Актуальность темы обусловлена приоритетностью вопроса обеспечения экологической безопасности для современного общества. Экологическое состояние на сегодняшний день диктует наше будущее: прогнозирование социальных перспектив возможно с достаточно высокой долей вероятности в результате объективной оценки современных экологических проблем. Цель. Измерить степень сформированности экологического самосознания студентов ДВГМУ. Результаты исследования. Был выявлен средний уровень экологической культуры и стремление молодых ребят содействовать охране окружающей среды. Область применения результатов исследования. Результаты исследования могут быть использованы для преподавания дисциплины «Социальная экология», для формирования экологического самосознания молодёжи, а также в учебно-воспитательном процессе в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF ENVIRONMENTAL SELF-CONSCIOUSNESS OF TODAY’S YOUTH

Relevance of the topic is determined by the priority of the issue of environmental security for modern society. Today ecological state manages our future: forecasting of social perspectives is possible with a sufficiently high degree of probability as a result of an objective assessment of the current ecological problems. The purpose of the research to measure the degree of formation of ecological self-consciousness of students of ESMU. Results of the study showed an average level of environmental awareness and the desire of young students to promote environmental protection. Practical implications. The results can be used for teaching discipline «Social Ecology», for the formation of ecological self-consciousness of young people, as well as in the educational process as a whole.

Текст научной работы на тему «Формирование экологического самосознания современной молодежи»

исследования по экологической

социализации человека

(ecological socialization of a human research)

DOI: 10.12731/2218-7405-2015-5-1 УДК 504.3

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО САМОСОЗНАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

Бортнюк О.А.

Актуальность темы обусловлена приоритетностью вопроса обеспечения экологической безопасности для современного общества. Экологическое состояние на сегодняшний день диктует наше будущее: прогнозирование социальных перспектив возможно с достаточно высокой долей вероятности в результате объективной оценки современных экологических проблем.

Цель. Измерить степень сформированности экологического самосознания студентов ДВГМУ.

Результаты исследования. Был выявлен средний уровень экологической культуры и стремление молодых ребят содействовать охране окружающей среды.

Область применения результатов исследования. Результаты исследования могут быть использованы для преподавания дисциплины «Социальная экология», для формирования экологического самосознания молодёжи, а также в учебно-воспитательном процессе в целом.

Ключевые слова: экологическое самосознание; социальная экология; экологическая культура; экологическое воспитание; современная молодежь; Дальневосточный государственный медицинский университет (ДВГМУ).

FORMATION OF ENVIRONMENTAL SELF-CONSCIOUSNESS OF TODAY'S YOUTH

Bortnyuk O.A.

Relevance of the topic is determined by the priority of the issue of environmental security for modern society. Today ecological state manages our future: forecasting of social perspectives is possible with a sufficiently high degree ofprobability as a result of an objective assessment of the current ecological problems.

The purpose of the research - to measure the degree of formation of ecological self-consciousness of students of ESMU.

Results of the study showed an average level of environmental awareness and the desire of young students to promote environmental protection.

Practical implications. The results can be usedfor teaching discipline «Social Ecology», for the formation of ecological self-consciousness of young people, as well as in the educational process as a whole.

Keywords: environmental self-consciousness; social ecology; ecological Culture; environmental upbringing; today's youth; Eastern State Medical University (ESMU).

Каждый человек, осознавая свою важность, причастность и необходимость в мире, будет стремиться к его сохранению. Чтобы не нарушать стабильности окружающей среды, необходимо следовать устойчивому развитию человечества и природы, что не всегда возможно. Всегда будут возникать определённые сложности в решении этих проблем, потому что некоторые изменения часто носят необратимый характер, разрушая установившиеся экосистемы. К решению экологической катастрофы нужно подходить очень серьёзно и - самое главное -с правильной внутренней установкой.

В ДВГМУ было проведено исследование, которое позволило выяснить отношение студентов очной формы обучения к проблемам экологического характера. Были разработаны опросник и анкета и проведены выборочные анкетирование и опрос среди студентов ДВГМУ, в которых приняли добровольное участие в общей сложности 110 человек. Среди них - 7 человек аспирантов, 15 клинических психологов первого курса, 44 фармацевта второго курса и 11 -третьего, 9 педиатров второго курса, 24 первокурсника лечебного факультета [2, с. 447].

По результатам экологического опросника выявлена достаточно положительная социально-экологическая ситуация [2, с. 448-449]. На первый вопрос «Устраивает ли Вас экологическое

состояние вашего города?» подавляющее большинство респондентов - 92% - ответили отрицательно; сделаны уточнения: «В некоторых переулках очень грязно». Примечательно, что практически все опрашиваемые студенты ранее участвовали в экологических акциях. Среди респондентов оказался участник арт-группы «Самовар» - их экологическая акция проходила на прудах; около 6% посещали экологические кружки в период обучения в школе. Ребята отметили своё участие в экологических акциях в период обучения в школе, как правило, в старших классах. 42,5% выходили на субботники с разной периодичностью, 11,5% озеленяли парковую зону, и только 4% никогда не были привлечены к подобной социальной активности.

Результаты социологического опроса показали, что в жизни молодого поколения экология занимает, как правило (40,4%), «среднее место»; 22,1% отводят этой сфере второе место в жизни, 19,3% - важное, 8,7% - незначительное, 9,5% - затруднились ответить.

Респонденты предложили различные пути решения экологических проблем. 60,7% предлагает перейти на экологически чистые виды производства, на экологически безопасное топливо, решить проблему с выхлопными газами, построить очистные сооружения, перерабатывать мусор. Группа ребят считает, что если изменятся люди - изменится мир, и потому необходимо призывать население к чистоте и порядку, вывешивать баннеры на экологические темы, открывать экологические странички в Интернете. Таких ребят - 33,1%: они считают, что в данном случае лучше всего поможет пропаганда в СМИ, повышение экологической культуры населения, призывы сохранять природные богатства края, страны, мира. 5,2% респондентов предлагают ввести штрафы за мусор в неположенном месте. 2% анкетируемых не смогли подобрать оптимальные варианты действий по сохранению окружающей среды. Практически все респонденты считают, что решению экологических проблем способствуют социальные ролики, которые, к сожалению, просматривает ограниченное количество людей; категорично настроенных - незначительное количество: по их мнению, социальные ролики никак не способствуют улучшению экологической ситуации.

Самой экологически чистой страной признана Япония, затем следуют африканские страны, Канада, Новая Зеландия, Чехия. По мнению некоторых респондентов, лидировать в данном списке должны Шотландия, Англия, Нидерланды, Индия, Австралия и Австрия. 3% считают, что самая экологически чистая та страна, «в которой люди культурнее», и 3% уверены, что экологически чистой страны вообще нет. 12% опрашиваемых затруднились ответить на вопрос.

Все респонденты полагают, что любовь к природе и хорошее к ней отношение должны закладываться с детства, т.к. это обязательное условие для гармоничного развития личности. Студенты уверены в отсутствии проблем с экологией у человечества до наступления научно-

технической революции. Большинство опрашиваемых считают, что люди в прежние времена особенно отличались бережным отношением к природе, т.к. техники и производства было меньше; такие суждения являются следствием знакомства с материалами исторических книг и кинохроник. Однако 6% не согласны с подобной формулировкой и уверены, что во все времена существовали экологические проблемы. На итоговый вопрос «Сможем ли мы решить данную проблему совместными усилиями?» студенты ответили утвердительно. Среди уверенных в возможности совместного решения экологических проблем добавили комментарии: на уровне единого мирового сообщества, только если без принуждения, только если это будет действительно совместное усилие. Среди путей решения экологических проблем студенты ДВГМУ назвали: еженедельные субботники, повышение зарплаты уборщикам, воспитание экологической нравственности у каждого человека, воспитание с раннего возраста эстетического восприятия мира и любви к природе, экологическое просвещение населения.

По результатам анкетирования получены следующие результаты [2, с. 448]. «Как Вы относитесь к разбросанному около вашего дома, университета, места работы мусору?» Мне безразлично, отношусь равнодушно - 1,1%; меня это беспокоит, стараюсь убрать мусор - 14,4%; думаю, что люди не заботятся о сохранении чистоты в собственном доме, не говоря уже о природе - 78,5%. «Мучает ли Вас совесть, если Вы выбросили фантик или пустую бутылку от сока в неположенном месте, т.е. не в мусорный бак?» Да - 61%, нет - 2,2%, иногда - 30%. «Что, по Вашему мнению, загрязняет окружающую среду в большей степени?» Выбросы в воздух промышленных отходов из труб заводов, фабрик - 70%, лесные пожары - 3,5%, пищевые отходы - 26,5%. «Как Вы считаете, насколько необходимо знание об экологической ситуации в мире?» Об этом должен знать каждый человек - 85,6%; экологические знания обязательны только для специалистов - 6,6%; мне трудно ответить, пока не знаю - 7,8%. «Вас беспокоит вопрос, в какой экологической обстановке будут жить Ваши будущие дети и внуки?» Часто об этом думаю, меня это очень беспокоит - 43,4%; нет - 5,5%; иногда думаю об этом - 51,1%. «Обсуждаете ли Вы экологическую обстановку вашего города в семье, с друзьями?» Довольно часто - 10%; нет - 27,7%; иногда - 62,3%. «Умываясь, Вы выключаете воду на то время, пока чистите зубы?» Постоянно - 14,4%; незачем - 28,9%; по-разному - 56,7%. «Достаточно ли в Вашем городе делается для охраны окружающей среды?» Окружающая среда в городе охраняется благодаря экологическим акциям - 8,8%; ничего не делается - 27,8%; затрудняюсь ответить - 63,4%. «Что нужно сделать, чтобы улучшить экологическую обстановку в Вашем городе?» Чаще собираться на городские субботники - 20,7%; повышать экологическую куль-

туру населения - 66,2%; закрыть экологически вредные предприятия - 13,1%. Уровень своей экологической культуры оценили неудовлетворительно 12,3%, удовлетворительно - 83,3%, хорошо - 4,4%.

Таким образом, проведённые среди студентов ДВГМУ опрос и анкетирование выявили средний уровень экологической культуры и стремление молодых ребят содействовать охране окружающей среды. Представляется, что организация воспитательной работы, её направленность на формирование экологической шкалы ценностей, проведение экологических мероприятий с привлечением к данному процессу студентов и, в первую очередь, студенческого актива, позволит сформировать в молодежной среде высокий уровень экологического сознания и обусловить популярность экологической культуры потребностью в социальной вовлеченности [2, с. 449].

На основании проведённого анкетирования и социальных опросов было предложено отражать результаты проведённых мероприятий и работу по формированию экологической культуры у студентов ДВГМУ на сайте университета, посвящать экологическим проблемам несколько заседаний клуба «Философский камень», ежегодно проводить выборочное анкетирование студентов ДВГМУ с целью отслеживания сформированности экологического сознания; проводить конкурс «Экологическое творчество» и различные экологические акции среди сотрудников и студентов ДВГМУ, а также участвовать в городских экологических мероприятиях. Активизировать научно-исследовательскую работу студентов, направленную на изучение экологической культуры современного общества, возможно через представление докладов по экологической тематике на ежегодных студенческих конференциях вуза и в публикациях.

В рамках исследования сформированности экологического сознания студентов в ДВГМУ в 2013-2014 гг. студентами первого курса направления подготовки «Социальная работа» был проведён внутриуниверситетский конкурс «Экологическое творчество», который предусматривал несколько номинаций: «Экологическая картина», «Экологическая поделка», «Экологическая открытка». В конкурсе участвовали как студенты, так и сотрудники университета. В рамках мероприятий по экологическому воспитанию, в конце августа 2013 г. студенты -социальные работники организовали и провели в городской библиотеке литературный вечер и конкурс-выставку фотографий «Лето - это маленькая жизнь». Подготовили стихотворения о природе, доклады об отношении к природе в разные культурно-исторические эпохи, об истории создания известных пейзажей и их авторах, оформили выставку периодической литературы и книги по охране окружающей среды и природных богатствах Дальнего Востока и Хабаровского края. Встреча с читателями закончилась чаепитием и взаимным угощением друг

друга экологически чистыми дарами дальневосточной земли, выращенными самостоятельно на приусадебных участках.

Проект по формированию экологического самосознания студентов ДВГМУ включал различные методы исследования и практического внедрения: кроме опроса и анкетирования, были организованы круглый стол, тематическое заседание студенческого научного клуба, участие в студенческих конференциях ДВГУПС, ТОГУ, ХГИИК, ДВГМУ, в краевом конкурсе «Эколи-дер - 2013, 2014», в краевом фестивале «Студенческая весна - 2014».

Наше социальное бытие обращено к различным категориям физического и этического плана. В вопросах решения экологических дилемм они вступают в диалог, наделяя, таким образом, понятия порядочности, милосердия, творения добра статусом деятельности во имя сохранения жизни человечества [1, с. 884]. Такое «доброделание» глобального характера в области экологии приобретает значение этико-экологического императива «Мыслить глобально - действовать локально» и воспринимается как участие во всеобщем деле по сохранению природной среды своего локуса жительства. В данном случае долг и ответственность становятся условием реализации деонтологических смыслов деятельного существования: долг перед собой, перед обществом и государством.

Г. Маркузе отмечает, что индустриальное общество растёт, развивается, становится богаче и лучше благодаря увековечиванию опасности катастрофы, т.к. защитная структура облегчает жизнь людей. Побочным эффектом данного феномена является расширение власти человека над природой и мирное производство средств разрушения [3, с. 4]. Индивид, настроенный на использование ресурсов для повышения уровня личного благосостояния, не считает нужным вступать в оппозицию к «обществу потребления» в вопросах удовлетворения своих потребностей за счёт природы. Соответственно, индивид мало задумывается о необходимости сохранения природных богатств ради продолжения здоровой жизни будущих поколений и возможной степенью их благосостояния в очерченных ресурсными показателями пределах.

Русская литература богата красочными поэтичными и натурфилософскими зарисовками природы России. Данный М.М. Пришвиным портрет природы имеет документальную основу и предлагает читателю образ «самостоятельной» природы, где географический прототип переходит в художественный образ [4]. Своеобразие художественного воплощения природы передано им эстетико-философскими категориями движения, времени, пространства, света и цвета, музыки бытия. Соответственно, русскому менталитету «генетически» свойственна бережливость в отношении окружающего мира, и «потребительские характеристика» заимствованы из европейской культуры.

Над проблемой изменения жизни общества в контексте конструктивных взаимоотношений Bселенной и человека [5] задумывалось не одно поколение вида «человек мыслящий». Жизненный принцип «мыслить глобально - действовать локально», примененный в отношении экологических вопросов, в настоящее время может встретить возражение, что усилие одного человека - это «капля в море» в решении глобальной экологической проблемы загрязнения окружающей среды. Но именно из «капелек» наших усилий, соединённых в «ручейки» эко-акций, вполне возможно единым экодвижением «полноводной реки» повернуть вспять экологические проблемы нашей страны. Экология России - это наше великое достояние, а её граждане - мощный ресурс в деле сохранения окружающей среды.

Список литературы

1. Бортнюк О.А., Bишнёва K.B., Макарова Д.Н. Философские основания социальной работы в сфере охраны общественного здоровья // B мире научных открытий. 2015. №3.1 (63). С. 882-897.

2. Bоробейник А.А., Плиско T.B., Приезжих BM., Бортнюк О.А. Экологическое самосознание как социальное явление: роль образования и воспитания // Актуальные вопросы современной медицины: Материалы 71-й итоговой научной конференции молодых учёных и студентов; под ред. Е.Н. Сазоновой. - Хабаровск: Изд-во ДЭГМУ, 2014. С. 303-305.

3. Маркузе Г. Одномерный человек / Пер. с нем. А. Юдина. - М.: АСТ, Ермак. 336 с.

4. Пришвин М М. Дневники. - М.: Правда, 1990. 480 с.

5. Циолковский К.Э. Философия космической эпохи. 2-е изд. - М.: Академический проект, 2014. 240 с.

References

1. Bortnyuk O.A., Vishniova K.V., Makarova D.N. Vmire nauchnykh otkrytiy [In the World of Scientific Discoveries], no 3.1 (63) (2015): 882-897.

2. Vorobeynik A.A., Plisko T.V., Priezzhikh V.M., Bortnyuk O.A. Aktual'nye voprosy sovremennoy meditsiny: Materialy 71-y itogovoy nauchnoy konferentsii molodykh uchionykh i studentov pod red. E.N. Sazonovoy [Current issues of modern medicine: Proceedings of the 71th final scientific conference of young scientists and students Ed. Sazonov E.N.]. - Khabarovsk: DVGMU Publ., 2014, pp. 303-305.

3. Marcuse H. Odnomernyy chelovek / Per. s nem. A. YUdina [One-Dimensional Man]. - Moscow: AST, Yermak. 336 p.

4. Prishvin M.M. Dnevniki [Diary]. - Moscow: Pravda, 1990. 480 p.

5. Tsiolkovsky K.E. Filosofiya kosmicheskoy epokhi. 2nd ed. [The philosophy of the space age]. -Moscow: Academic Project, 2014. 240 p.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Бортнюк Ольга Анатольевна, доцент кафедры сестринского дела с курсом социальных дисциплин, кандидат культурологии

Дальневосточный государственный медицинский университет Минздрава России

ул. Муравьева-Амурского, д. 35, г. Хабаровск, 680000, Россия

e-mail: faustiana@mail.ru

SPIN-код в SCIENCE INDEX: 8436-2012

DATA ABOUT THE AUTHOR

Bortnyuk Olga Anatolievna, Associate Professor of Department of Nursing with the social sciences course

Eastern State Medical University, Ministry of Health of Russia ul. Murav'eva-Amurskogo, 35, Khabarovsk, 680000, Russia e-mail: faustiana@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.