Научная статья на тему 'Экология общественного сознания и самосознания (на примере студентов ДВГМУ)'

Экология общественного сознания и самосознания (на примере студентов ДВГМУ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
410
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
EASTERN STATE MEDICAL UNIVERSITY (ESMU) / СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / СОЗНАНИЕ / САМОСОЗНАНИЕ / ЭКОСОФИЯ / ОБЩЕСТВО / СТУДЕНТ / ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (ДВГМУ) / SOCIAL ECOLOGY / ECOLOGICAL CULTURE / ENVIRONMENTAL UPBRINGING / CONSCIOUSNESS / SELF-CONSCIOUSNESS / ECOSOPHY / SOCIETY / STUDENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бортнюк Ольга Анатольевна

Актуальность темы обусловлена умножением экологических проблем, являющих-ся закономерным результатом направленности приоритетов современного общества на производство и потребление материальных благ. В статье дана социологическая оценка сформированности экологического самосознания внутри определённой социальной группы студентов очной формы обучения Дальневосточного государственного медицинского университета, Министерства здравоохранения Российской Федерации. Подчёркнута необходимость нравственного и эмоционального воспитания личности, формирования активной гражданской позиции в плане экологического образования и просвещения и практической деятельности. Безусловно, эмоционально-нравственная позиция в вопросах экологического просвещения является одним из важнейших факторов, влияющих на отношение индивидов к экологическим проблемам, существующим в локальных и глобальных масштабах. Цель. Формирование экологического самосознания студентов ДВГМУ. Результаты. Организация воспитательной работы, её направленность на формирование экологической шкалы ценностей, проведение экологических мероприятий с привлечением к данному процессу студентов и, в первую очередь, студенческого актива, позволит сформировать в среде молодых людей нашего учебного заведения высокий уровень экологического сознания и обусловить популярность экологической культуры потребностью в социальной вовлечённости. Область применения результатов исследования. Результаты исследования могут быть использованы для преподавания дисциплины «Социальная экология», для формирования экологического самосознания молодёжи, а также в учебно-воспитательном процессе в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENVIRONMENTAL SOCIAL CONSCIOUSNESS AND SELF-CONSCIOUSNESS (STUDENTS OF ESMU)

Relevance of the topic relies on the multiplication of environmental problems that are a natural result of priority directions of modern society on the production and consumption of material goods. The article provides a sociological assessment of formation of ecological self-consciousness in a particular social group full-time students of Eastern State Medical University, Ministry of Health of Russia. It is underlined the need for moral and emotional education of the individual, active citizenship in terms of environmental education and practice. Obviously, the emotional and moral position in environmental education is one of the most important factors influencing the attitude of individuals to environmental problems existing in the local and global scale. Purpose. Formation of ecological self-consciousness of students of ESMU. Results. Organization of educational work, its focus on the formation of the ecological scale of values, carrying out of environmental activities with the involvement of students in the process and, above all, student activists, will form among the young people of our institution a high level of environmental self-consciousness and determine the popularity of environmental awareness by need for social inclusion. Practical implications. The results can be used for teaching discipline «Social Ecology», for the formation of ecological self-consciousness of young people, as well as in the educational process as a whole.

Текст научной работы на тему «Экология общественного сознания и самосознания (на примере студентов ДВГМУ)»

Б01: 10.12731/2218-7405-2015-5-2 УДК 504.3

ЭКОЛОГИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ И САМОСОЗНАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНТОВ ДВГМУ)

Бортнюк О.А.

Актуальность темы обусловлена умножением экологических проблем, являющихся закономерным результатом направленности приоритетов современного общества на производство и потребление материальных благ. В статье дана социологическая оценка сформированности экологического самосознания внутри определённой социальной группы - студентов очной формы обучения Дальневосточного государственного медицинского университета, Министерства здравоохранения Российской Федерации. Подчёркнута необходимость нравственного и эмоционального воспитания личности, формирования активной гражданской позиции в плане экологического образования и просвещения и практической деятельности. Безусловно, эмоционально-нравственная позиция в вопросах экологического просвещения является одним из важнейших факторов, влияющих на отношение индивидов к экологическим проблемам, существующим в локальных и глобальных масштабах.

Цель. Формирование экологического самосознания студентов ДВГМУ.

Результаты. Организация воспитательной работы, её направленность на формирование экологической шкалы ценностей, проведение экологических мероприятий с привлечением к данному процессу студентов и, в первую очередь, студенческого актива, позволит сформировать в среде молодых людей нашего учебного заведения высокий уровень экологического сознания и обусловить популярность экологической культуры потребностью в социальной вовлечённости.

Область применения результатов исследования. Результаты исследования могут быть использованы для преподавания дисциплины «Социальная экология», для формирования экологического самосознания молодёжи, а также в учебно-воспитательном процессе в целом.

Ключевые слова: социальная экология; экологическая культура; экологическое воспитание; сознание; самосознание; экософия; общество; студент; Дальневосточный государственный медицинский университет (ДВГМУ).

ENVIRONMENTAL SOCIAL CONSCIOUSNESS AND SELF-CONSCIOUSNESS

(STUDENTS OF ESMU)

Bortnyuk O.A.

Relevance of the topic relies on the multiplication of environmental problems that are a natural result of priority directions of modern society on the production and consumption of material goods. The article provides a sociological assessment of formation of ecological self-consciousness in a particular social group - full-time students of Eastern State Medical University, Ministry of Health of Russia. It is underlined the need for moral and emotional education of the individual, active citizenship in terms of environmental education and practice. Obviously, the emotional and moral position in environmental education is one of the most important factors influencing the attitude of individuals to environmental problems existing in the local and global scale.

Purpose. Formation of ecological self-consciousness of students of ESMU.

Results. Organization of educational work, its focus on the formation of the ecological scale of values, carrying out of environmental activities with the involvement of students in the process and, above all, student activists, willform among the young people of our institution a high level of environmental self-consciousness and determine the popularity of environmental awareness by need for social inclusion.

Practical implications. The results can be usedfor teaching discipline «Social Ecology», for the formation of ecological self-consciousness of young people, as well as in the educational process as a whole.

Keywords: social ecology; ecological Culture; environmental upbringing; consciousness; self-consciousness; ecosophy; society; student; Eastern State Medical University (ESMU).

В настоящее время в общественной жизни страны сложились объективные предпосылки для активизации роли студенческой молодёжи, чутко реагирующей на все происходящие изменения, в том числе и в формировании мировоззренческих установок на экологические вопросы. Безусловно, молодые люди не всегда имеют чёткое представление о том, где и как они могут применить свои силы и знания, но, тем не менее, в студенческой среде растёт понимание значимости собственной роли в делах общества. Активная жизненная позиция в данной области складывается из понимания реальных перспектив применения собственного интеллек-

туально-физического потенциала: экологическое сознание есть совокупность теоретических знаний о проблемах и путях их решения плюс эмпирическая составляющая, содержащая определённый опыт изменения отрицательных характеристик природного бытия.

Экология мира начинается с экологии души. Внешние события и внутренний мир человека взаимосвязаны и следуют друг за другом. В условиях повышения интенсивности производства, ускорения передвижения и усиления антропогенного воздействия на окружающую среду жизненно важно запустить столь же глобальные процессы, которые повлияют на экологию человеческой души.

«Природа прекрасна, каждая пора её дышит чувством, в ней нетленно живут любовь, юность, красота» [7]. Но на сегодняшний день состояние природы порождает вопросы: «Как изменить сознание людей и направить их по конструктивному руслу решения глобальной экологической проблемы?» Чтобы предотвратить экокризис, необходимы: новое мировосприятие, новая система ценностей, новая философия, новый образ жизни и программа конкретных действий на всех уровнях. Междисциплинарный характер современной науки и её универсальный метаязык создают новый канал для развития науки, направленной на решение глобальных проблем. Мировоззренческой основой в данном случае может служить экософия, то есть философия гармоничной взаимосвязи человека с окружающими системами. В системе «общество -человек - техника - природная среда» необходимо найти путь гармонизации взаимоотношений между природой и человеком. Экологический подход должен проникнуть в науку для того, чтобы экогуманистическая направленность науки позволила снять традиционное противоречие между «антропоцентризмом» и «космоприродоцентризмом». И особое место здесь займёт социальная экология, способствующая формированию нового экологического мышления.

Согласно В.И. Вернадскому, в условиях прогрессирующего разрушения биосферы Земли для разрешения противоречий между обществом и природой необходимо преобразование человеческой деятельности на новых принципах. Эти принципы предусматривают достижение разумного компромисса между социальными и экономическими потребностями общества и возможностями биосферы удовлетворять их без угрозы для своего нормального функционирования [3]. Экологическая успешность наряду с социально-экономической эффективностью деятельности современного человека зависит от критического пересмотра всех направлений человеческой активности, а также областей знания и духовной культуры, которые формируют мировоззрение человека.

Артур Шопенгауэр в 3-й главе книги «Мир как воля и представление» [9] пишет о том, что большинство людей, преследуя прагматические цели, относятся к окружающему миру как

объекту потребления, с позиции субъекта, т.е. главного действующего лица в коммуникации «человек - мир» [9, с. 512]. Но в момент восхищения природным видом (водопадом, радугой, нежным цветком) мы «забываем себя» и вступаем с миром в объект-объектные отношения, словно растворяемся в созерцаемом объекте - в водопаде, радуге, цветке... Мыслитель судит однозначно: такое «растворение» - прекрасный момент пробуждения состояния гениальности внутри нас. Мы теряем связь со временем и пространством, мы «забываем себя» и соотносимся с особенными фрагментами бытия.

Взаимосвязь духовной и природной сфер человеческого существования отмечали многие мыслители разных эпох - от античности до постмодерна. Вселенная устроена гармонично и стремится к балансу. И хотя нам неизвестно, каким будет завтрашний день, важно найти в человеке - человека (возможно, того, которого днём со светильником искал Диоген из Си-нопы), очертить приоритетные границы для общества, в котором людей будут объединять духовные ценности, мировоззренческие идеи. Такой идеей может стать ноосферная концепция В.И. Вернадского, в которой экология представлена глобальной проблемой современности, и прогнозированы пути её решения [3]. Ноосфера - географическая оболочка земного шара, в которой основную роль играют превращения вещества, энергии и информации, связанные с деятельностью «человека разумного».

На протяжении всей истории люди неуклонно развивали и совершенствовали свои преобразующие способности, каждый раз увеличивая возможности использовать в своих целях природную среду и, тем самым, изменяя и характер своих взаимоотношений с природой. В работе Герберта Маркузе «Одномерный человек» [4] постулируется отказ от всего лишнего ради сохранения экологического равновесия. По мнению автора, в большом обществе наблюдается репрессивное отношение к индивиду, т.к. «общество потребления» формирует особую культуру и особое мировоззрение. С одной стороны - индивид, обладающий богатым творческим потенциалом. С другой стороны - общество, угрожающее заключить «душу» в рамках пустых «форм». В этом - суть трагедии современной культуры как конфликта между энергией индивида и возрастающим давлением социальных конвенций и институтов в современном обществе. Преодоление или смягчение этого конфликта Маркузе предложил, с одной стороны, в виде концепции творческой фантазии как способа создания лучшего общества, а с другой - через формирование глобального мировоззрения как сужения масштабов потребления ради сохранения экологического баланса.

В книге «Одномерный человек» [4] Маркузе утверждает, что массовое производство, массовое потребление и массовая культура взяли верх над традиционными формами сознания,

формирующими отношение индивида к природе. В эссе «Природа и революция» (1972) [5] он развивает эту тему и пишет о том, что в современном мире природа стала рычагом контроля над человеком. Коммерциализированная природа, загрязнённая природа, милитаризированная природа - «продолжение руки общества и его власти»: и в экологическом, и в экзистенциальном смысле. И потому необходимо освобождение природы: «Возрождение жизненных сил природы, чувственных эстетических качеств, которые чужды жизни, растрачиваемой в бесконечной конкуренции. ...Природа, если её не представляют самой себе в качестве «заповедника», становится объектом научно организованной агрессии - она используется в целях господства, превращаемая в материю, которая сама по себе лишена ценности» [5, с. 109]. Загрязнение воздуха и воды, шум, наступление промышленности и коммерции на открытое пространство означает физическое порабощение Homo sapiens, а «связь между освобождением человека и освобождением природы стала сегодня очевидной» [5, с. 110].

Экология общественного сознания формируется постепенно и, соответственно, поэтапно. С этой целью на кафедре сестринского дела с курсом социальных дисциплин медико-гуманитарного факультета ДВГМУ в 2013 г. была разработана Программа экологического воспитания студентов «Мыслить глобально - действовать локально». Основанием разработки Программы стала нормативно-правовая база, включающая Постановление Правительства Хабаровского края от 27 июня 2007 г. N 124-пр «Об экологической ситуации в Хабаровском крае и мерах по её улучшению»; Распоряжение Правительства Хабаровского края от 11 декабря 2010 г. N 758-рп «Об обеспечении экологической безопасности в Хабаровском крае на период до 2020 года» (с изменениями на 19 февраля 2013 г. N 72-рп); Закон РФ «Об образовании», Гражданский кодекс. Конституция РФ и другие документы.

Важнейшими концептуальными идеями, положенными в основу программы, стали положения о цельной личности, о формируемом посредством социальной вовлеченности гражданине, имеющем высокое экологическое самосознание [2, с. 303-305]. Студент как активный, трудящийся субъект преобразует мир и самого себя и несёт личную ответственность за результаты своего труда. Фактор признания ценности экологической направленности в системе «человек-природа» является определяющим в процессе самоопределения и саморазвития личности, а также при идентификации себя как гражданина РФ. Основными источниками для разработки программы послужили концепции системно-деятельного подхода к организации учебно-воспитательного процесса, стратегического подхода к формированию личности, личностно-ори-ентированного подхода.

Экологическая Миссия при реализации программы состоит в том, чтобы восполнить потребность общества в новом экологически и социально ориентированном специалисте медицинской сферы, обладающем ценностным отношением к миру и своей будущей деятельности и воспринимающем природу как одну из высших ценностей и основ общечеловеческого идеала будущего.

Цель: создание условий для эффективной реализации студентами своих способностей в сфере сохранения окружающей среды, ориентации на лучший результат в данной области, а также адаптации к жизни в постмодернистском обществе, через использование инновационного и передового педагогического опыта, профессиональных и образовательных технологий. Данная работа направлена на формирование у будущего специалиста представлений о пространстве практической активности в сфере социальной работы, понимание основ экологических знаний. Задачами являются: выявление специфики экологического подхода в социальной работе; анализ связи качества социальной и природной среды обитания со здоровьем человека; изучение генезиса системы «человек-общество-техника-природа»; обоснование принципов экологической безопасности развития цивилизации; выявление проблемы экологии человека в социальной работе и создание условий для формирования человеческого капитала высокого качества [1, с. 885-886]. Безусловно, формирование экологической культуры невозможно без актуализации духовно-нравственных аспектов экологической проблемы. Данная программа предоставляет возможность преподавателям полнее реализовать свой профессиональный и творческий потенциал через обобщение инновационного и передового педагогического опыта и продолжение информатизации образовательно-воспитательного процесса при работе над комплексной научной кафедральной темой «Экологические проблемы современного общества: решения и перспективы».

Совершенствование воспитательной системы, ориентированной на экологическое мировоззрение, научно-исследовательскую деятельность, этические нормы и ответственность студентов, их ценностное отношение к профессиональной деятельности, включает проведение соответствующих мероприятий. В рамках реализации Программы экологического воспитания в ДВГМУ были проведены следующие мероприятия: экологическая акция «Сделаем вместе», заседание клуба на тему «Экология как глобальная проблема современности», викторина «Моя Родина - Земля», внутриуниверситетский конкурс «Экологическое творчество», литературный вечер и конкурс-выставка фотографий в городской библиотеке в рамках мероприятия «Лето -это маленькая жизнь и др.

Мы живём, беря в долг у природы. Потреблять то, что создала природа, нам показалось выгоднее, чем взращивать, восстанавливать и оберегать. М.М. Пришвин в своих дневниковых записях 1929 г. сокрушался о том, что наше общество утеряло возможность слушать настоящую, «самостоятельную» тишину; в наших городах тишина искусственная и зависимая - от благ, предоставленных цивилизацией: свиста паровоза, шума автомобильных дорог. [6]. Безусловно, каждое действие, направленное на охрану природы, требует материальных и финансовых затрат, то есть лишает нас выгоды. И это относится как к отдельным людям, производственным коллективам, так и к государствам и всему человечеству в целом.

Исторические факты свидетельствуют о том, что обществом осознаны опасности безудержного потребления природных богатств и, как следствие, разработаны государственные законы и системы нравственно-религиозных запретов, регулирующих отношения человека с окружающей средой. Известно, что в далёком прошлом многие первобытные племена карали нарушителей таких запретов немедленной смертью: эта участь ждала, к примеру, тех, кто убивал животных больше, чем было необходимо для пропитания.

За плечами первая десятилетка нового тысячелетия. Полвека назад в мире заговорили об экологическом кризисе как новой угрозе человечеству, исходящей от самого человека. Во многих уголках нашей планеты состояние окружающей среды можно охарактеризовать как экологическое бедствие. И количество этих точек всё увеличивается. Мы практически находимся на пороге глобальной катастрофы. Сегодня человечеству предстоит решать, как и прежде, острейшие глобальные проблемы, угрожающие существованию цивилизации и даже жизни на нашей планете. Термин «глобальный» ведёт своё происхождение от термина «глобус», то есть Земля. Неспособность предвидеть и предотвратить отрицательные последствия человеческой деятельности на земле приводит к различным экологическим катастрофам. И если человек не будет в процессе всей своей деятельности отдавать приоритет экологии, прикладывать усилия для сохранения и восстановления природной среды, то наша история можно закончиться очень скоро. Мы сами, своей рукой совершим это роковое действие: захлопнем альбом истории на скорбной, прощальной странице.

Одна из важнейших задач современного человека - преобразование в существо, дружественное с природой, понимающее её и умеющее находиться в согласии с ней. Но для этого люди должны научиться жить в согласии друг с другом и проявлять заботу о будущих поколениях. Основанием всех наших поступков всегда будет любовь к самому себе, и важно, чтобы это чувство претворялось в особый вид эгоизма, названный К.Э. Циолковским истинным себялюбием, отличным от множества распространённых в обществе эгофобий и направленным на

изменение жизни к лучшему согласно нравственным ориентирам [8, с. 201-202]. Всему этому должен научиться каждый человек, где бы ему ни пришлось работать и какие бы задачи ему ни предстояло решать, ведь земля - наш единственный дом.

Сегодня для поддержания экологического баланса требуются не только естественнонаучные инновационные решения, но и идеологические акценты. Необходимо дальнейшее усиление взаимосвязи современного мира и человеческой индивидуальности, изменение типа диалога человека с окружающей средой, отказ от культа потребления, выработка новых ценностей и формирование новой экологической аксиологии. Духовные ценности любого общества возникают из жажды совершенства. Человечеству нужно услышать голос природы - голос, порой требующий подчинения, а порой умоляющий о пощаде, и вступить в диалог с природным бытием, чтобы обрести через экологически обоснованную коммуникацию мировую гармонию.

Список литературы

1. Бортнюк О.А., Вишнёва, К.В., Макарова, Д.Н. Философские основания социальной работы в сфере охраны общественного здоровья // В мире научных открытий. 2015. №3.1 (63). С. 882-897.

2. Воробейник А.А., Плиско Т.В., Приезжих В.М., Бортнюк О.А. Экологическое самосознание как социальное явление: роль образования и воспитания // Актуальные вопросы современной медицины: Материалы 71-й итоговой научной конференции молодых учёных и студентов; под ред. Е.Н. Сазоновой. - Хабаровск: Изд-во ДВГМУ, 2014. С. 303-305.

3. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. - М.: Айрис-Пресс, 2009. 576 с.

4. Маркузе Г. Одномерный человек / Пер. с нем. А. Юдина. - М.: АСТ, Ермак. 336 с.

5. Маркузе Г. Природа и революция: эссе // Г. Маркузе. Критическая теория общества: Избранные работы по философии и социальной критике; пер. с англ. А.А. Юдина. - М.: АСТ: Астрель, 2011. С. 360-382.

6. Пришвин М.М. Дневники. - М.: Правда, 1990. 480 с.

7. Санд Ж. Французские крылатые выражения. - Харьков: Фолю, 2009.

8. Циолковский К.Э. Философия космической эпохи. 2-е изд. - М.: Академический проект, 2014. 240 с.

9. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление / Пер. с нем. Ю. Айхенвальд, Ф. Черниговец, Р. Кресин. - Минск: Харвест, 2011. 1280 с.

References

1. Bortnyuk O.A., Vishniova K.V., Makarova D.N. Vmire nauchnykh otkrytiy [In the World of Scientific Discoveries], no 3.1 (63) (2015): 882-897.

2. Vorobeynik A.A., Plisko T.V., Priezzhikh V.M., Bortnyuk O.A. Aktual'nye voprosy sovremennoy meditsiny: Materialy 71-y itogovoy nauchnoy konferentsii molodykh uchionykh i studentov / Pod red. E.N. Sazonovoy [Current issues of modern medicine: Proceedings of the 71th final scientific conference of young scientists and students Ed. Sazonov E.N.]. - Khabarovsk: DVGMU Publ., 2014, pp. 303-305.

3. Vernadsky V.I. Biosfera i noosfera [The Biosphere & Noosphere]. - Moscow: Ayris-Press, 2009, 576 p.

4. Marcuse H. Odnomernyy chelovek / Per. s nem. A. YUdina [One-Dimensional Man]. - Moscow: AST, Yermak. 336 p.

5. Marcuse H. Kriticheskaya teoriya obshchestva: Izbrannye rabotypofilosofii i sotsial'noy kritike [Critical theory of society: Selected works of philosophy and social criticism]. - Moscow: AST: Astrel, 2011, pp. 360-382.

6. Prishvin M M. Dnevniki [Diary]. - Moscow: Pravda, 1990. 480 p.

7. Sand Zh. Frantsuzskie krylatye vyrazheniya [French popular expressions]. - Kharkiv: Folio, 2009.

8. Tsiolkovsky K.E. Filosofiya kosmicheskoy epokhi. 2nd ed. [The philosophy of the space age]. -Moscow: Academic Project, 2014. 240 p.

9. Schopenhauer A. Mir kak volya ipredstavlenie [The World as Will and Representation]. - Minsk: Harvest, 2011. 1280 p.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Бортнюк Ольга Анатольевна, доцент кафедры сестринского дела с курсом социальных

дисциплин, кандидат культурологии

Дальневосточный государственный медицинский университет Минздрава России

ул. Муравьева-Амурского, д. 35, г. Хабаровск, 680000, Россия

e-mail: [email protected]

SPIN-код в SCIENCE INDEX: 8436-2012

DATA ABOUT THE AUTHOR

Bortnyuk Olga Anatolievna, Associate Professor of Department of Nursing with the social sciences course

Eastern State Medical University, Ministry of Health of Russia ul. Murav'eva-Amurskogo, 35, Khabarovsk, 680000, Russia e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.