Научная статья на тему 'Кросс-культурный анализ формирования общекультурных компетенций у студентов-юристов Академии права, бизнеса и образования (Кыргызстан) и Московского государственного областного университета (Россия)'

Кросс-культурный анализ формирования общекультурных компетенций у студентов-юристов Академии права, бизнеса и образования (Кыргызстан) и Московского государственного областного университета (Россия) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
69
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРОСС-КУЛЬТУРНЫЙ АНАЛИЗ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / РАЗВИТИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ / ОБУЧЕНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Акматбекова Анара Акимбековна, Виттенбек Виктор Константинович

В статье приводятся результаты кросс-культурного анализа формирования общекультурных компетенций у студентов-юристов двух стран: Академии права, бизнеса и образования (Кыргызстан) и Московского государственного областного университета (Россия).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Акматбекова Анара Акимбековна, Виттенбек Виктор Константинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кросс-культурный анализ формирования общекультурных компетенций у студентов-юристов Академии права, бизнеса и образования (Кыргызстан) и Московского государственного областного университета (Россия)»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Кросс-культурный анализ формирования общекультурных компетенций у студентов-юристов академии права, бизнеса и образования (Кыргызстан) и Московского государственного

областного университета (Россия) 1 2 Акматбекова А. А. , Виттенбек В. К.

1Акматбекова Анара Акимбековна / Akmatbekova Anara Akimdekovna - магистрант; 2Виттенбек Виктор Константинович / Vittenbeck Victor Konstantinovich - кандидат педагогических наук, доцент, заместитель декана, кафедра психологии и педагогики, психологический факультет, Московский государственный областной университет, г. Москва

Аннотация: в статье приводятся результаты кросс-культурного анализа формирования общекультурных компетенций у студентов-юристов двух стран: Академии права, бизнеса и образования (Кыргызстан) и Московского государственного областного университета (Россия).

Ключевые слова: кросс-культурный анализ, компетентностный подход, компетентность, общекультурные компетенции, развитие компетенций, обучение, воспитание, образовательный процесс.

Общая задача для всей системы профессионального образования - формирование у будущих специалистов полной подготовки к профессиональной деятельности, такой, чтобы по окончании учебного заведения выпускник был бы востребован на рынке труда. Постоянно меняющееся общество, непредвиденные ситуации, нарастающий объем информации, усложнение отношений между людьми диктуют необходимость формирования такой личности, которая умеет жить в этих условиях, решать сложнейшие задачи, профессионально и личностно значимые.

Цель данной статьи представить результаты кросс-культурного анализа сформированное™ общекультурных компетенций у студентов-юристов третьего курса Академии права, бизнеса и образования (Кыргызстан) и Московского государственного областного университета (Россия).

Кросс-культурный метод используется в социальной педагогике, психологии, социологии, антропологии и т.д., в котором различные культуры оцениваются по отдельным различным культурным показателям, например, практика воспитания детей, грамотность, использование языка и т.д. Затем образцы из разных культур сравниваются. По существу, основная цель исследований этого типа - не столько сравнение различных культур, сколько сравнение различной практики в условиях действия различных культурных установок.

Международная комиссия по образованию для XXI века отмечает, что в результате глубокого изменения традиционного образа жизни возникают новые требования, которые вынуждают человека лучше воспринимать другого, лучше понимать и принимать мир. Особое внимание уделяется четырем основополагающим принципам образования:

- научиться жить вместе, развивая знание о других народах, их традициях и образе мышления;

- научиться самостоятельно приобретать знания. Учитывая быстрые изменения, связанные с научным прогрессом и новыми формами экономической и социальной жизнедеятельности, необходимо сочетать достаточно общие культурные знания с возможностью глубокого постижения ограниченного числа дисциплин;

- научиться культурно и эффективно работать. Необходимо приобрести компетентность, дающую возможность успешно справляться с различными ситуациями, многие из которых невозможно предвидеть;

- научиться цивилизованно жить: XXI век потребует от всех большей самостоятельности и способности к оценке, сочетающихся с усилением личной ответственности в рамках коллективного проекта [5].

В докладе отмечается, что предпринимателям все чаще требуется не квалификация, которая ассоциируется с их точки зрения, «с умением осуществлять те или иные операции материального характера, а компетентность, которая рассматривается, как своего рода «коктейль» навыков, свойственных каждому индивиду, в котором сочетаются квалификация, в строгом смысле этого слова, социальное поведение, способность работать в группе, инициативность и любовь к риску» [1,с.242].

Компетентный человек - это сформированная личность, способная брать на себя ответственность в различных ситуациях, готовая расширить свои знания и совершенствовать их. Компетенцию рассматривают как возможность установления связи между знанием и ситуацией или как способность обнаружить знания и предпринимать действия, подходящие для решения проблемы в конкретных условиях её реализации [2, с.10].

Компетентностный подход реализуется в образовательном процессе вуза и позволяет преобразовать социокультурную среду в воспитательное пространство, повышающее степень целостности воспитательных воздействий и создает условия для развития общекультурных компетенций у обучающихся [3, с.37].

Для решения задач по развитию общекультурных компетенций у студентов вуза требуется комплексный подход. Это и общая система организации воспитательной работы в вузе, содержание программ обучения, методика преподавания дисциплин, включенных в программу подготовки и т.п. [4, с.68].

В Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования по направлению подготовки «юриспруденция», (квалификация (степень) «бакалавр»), а также в Государственном образовательном стандарте Кыргызстана по направлению подготовки «юриспруденция», (квалификация (степень) «бакалавр») закреплены следующие группы общекультурных компетенций: компетенции социального взаимодействия, компетенции самоорганизации и самоуправления, компетенции системно-деятельностного характера.

В нашем исследовании приняли участие 50 студентов третьего курса, из них 25 студентов из Кыргызстана и 25 студентов из России.

Для выявления уровня сформированности общекультурных компетенций студентам были предложены следующие 12 общекультурных компетенций. Далее требовалось провести самооценку наличия этих компетенций у себя и отметить наиболее выраженную.

Уровень сформированности общекультурных компетенций у студентов-юристов двух стран показан в таблице 1 в процентном выражении.

Общекультурные Студенты Киргизии (% Студенты России (%

компетенции процентный показатель) процентный показатель)

уважительное отношение к 14 8

праву и закону

сформировано

ответственное отношение за 13 11

судьбы людей и порученное

дело

стремится к саморазвитию,

повышению своей 12 11

квалификации и мастерства

сформировано гуманное 9 7

отношение к окружающим

сформировано культурное 9 12

поведение

имеет нетерпимое

отношение к 9 10

коррупционному поведению

способен анализировать

социально значимые 3 5

проблемы и процессы

способен работать с информацией в глобальных 4 11

компьютерных сетях

способен добровольно

исполнять принятые 6 5

правовые решение

готов к кооперации с

коллегами, к работе в 6 8

коллективе

бережно относится к

социальным ценностям 8 6

правового государства

способен логически верно,

аргументированно и ясно 7 6

строить устную и

письменную речь

100% 100%

Сравнительный анализ привлекательности личностных качеств показал, что студенты-юристы Академии права, бизнеса и образования Кыргызстана считают для себя привлекательными следующие личностные качества: 25 % - честность, 18 % -смелость, 10 % - коммуникабельность, 7 % - вежливость, доброта, тактичность. Самый низкий уровень - 3 %, показывают такие личностные качества, как организованность, сила воли, исполнительность.

Для студентов-юристов МГОУ личностные качества распределились следующим образом: 12 %, 11 % - порядочность, честность, 9 % -решительность, по 8% получили: искренность, интеллигентность и сила воли. Такие качества, как организованность, оптимизм, смелость, тактичность, доброта получили по 4 %.

Уровень знания иностранных языков представляет следующее соотношение: студенты из Киргизии владеют русским (72 %) и турецким (16 %) языками, а студенты из России - английским (44 %) и немецким (24 %) языками. Этот показатель выражает активность студентов в изучении иностранных языков и достаточный уровень владения языками в обеих странах.

«Прокомментировать и внести изменения и дополнения в законопроект», а также «работать с компьютерными технологиями» могут 10 студентов из Киргизии и 18 студентов из России, что составляет 48 % и 72 % соответственно.

Говоря о студенческой жизни и учёбе в вузе, конечно, возникает вопрос об участии студентов в научно-исследовательской работе: конференциях, семинарах и других мероприятиях. Зачем студенты участвуют в конференциях и семинарах? Научные конференции и семинары полезны тем, что позволяют обмениваться опытом, вести дискуссию, общаться на научные темы, учиться выступать перед публикой, развивать в себе новые качества, в том числе качества оратора и лидера. Участие в конференциях позволяет развивать личностные и профессиональные качества, что впредь пригодится в работе юриста. Некоторые работодатели ценят наличие опыта участия в конференциях, так как считают этот опыт полезным и необходимым для формирования профессионализма.

На рисунке 1 можно увидеть, как часто студенты участвуют в научных конференциях, семинарах и других мероприятиях.

18 16 14 12 10 8 6 4 2 0

х

^ Студенты КР 16

1Ст.Кр.Мал. 9

Ст.КР.Дев. 7

^Студенты РФ 17

^Ст.РФ.Мал. 7

Ст.РФ.Дев. 10

организации праздников, вечеров

политических акциях, митингах

В заседаниях студенческог о совета

субботниках

16

6

1

9

16

13

8

3

1

4

7

6

8

3

5

9

7

7

5

9

9

9

4

3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7

5

6

3

2

2

4

3

Рис. 1. Участие студентов в различных мероприятиях

Ответы студентов показывают (рис. 2), что для лучших результатов обучения необходимы такие методы обучения, как решение комплексных учебных задач, использование технических средств обучения и обеспечение доступа к сети Интернет (студенты Киргизии - 44%, студенты России - 20%), спецкурсы, проектирование, индивидуальная работа преподавателей с будущими юристами, активные формы проведения занятий (студенты Киргизии - 40%, студенты России - 64%). Использование современных методов обучения позволят усилить интерес студентов к учёбе.

18 16 14 12 10 8 6 4 2 0

Рейтинговая система оценки успеваемости студентов в течение учебного года (текущая и промежуточная аттестация)

Активные формы проведения учебных занятий (диалоговые лекции, деловые игры, дискуссии и др.)

Технические средства

обучения (учебные аудио-, видео средства, Интернет и др.)

Другие формы

Л Студенты КР

2

10

1 Студенты РФ

11

2

1

16

5

3

Рис. 2. Предпочитаемые методы обучения студентов

Физические упражнения оказывают оздоровительный и профилактический эффект, укрепляют здоровье. Кроме того, занятия спортом укрепляют дух и волю человека. Те из студентов, кто занимаются спортом, демонстрируют целеустремленность и ответственность, умеют правильно организовывать своё время. Наши участники (рис. 3) отмечают, что занимаются спортом, как минимум, 2 раза в неделю.

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0

3-4 раз в неделю

Каждый день без выходных

Во время физкультуры

Нет времени на спорт

Выходные дни

Ы Студенты КР 6

Ст.Кр.Юноши 4

Ст.КР.Дев. 2

М Студенты РФ 9

У Ст.РФ.Юноши 6

Ст.РФ.Дев. 3

5

3

8

3

4

1

5

1

1

2

7

6

1

1

2

2

1

1

2

2

1

5

4

Рис. 3. Анализ занятий спортом студентов

В заключение можно сделать вывод о том, что использование компетентностного подхода в планировании и организации учебно-воспитательного процесса по подготовке студентов - будущих юристов Киргизии и России позволяет формировать и развивать общекультурные компетенции. Сформированность общекультурных компетенций проявляется у студентов в системе их взглядов, представлений, деятельности и общении, в профессиональных знаниях, умениях и навыках, приобретаемых в процессе подготовки и актуальных для их дальнейшей работы в конкретной профессиональной сфере - в деятельности юриста.

Литература

1. Беляев В. И. Методология педагогического исследования. М., 2013. 510 с.

2. Бронзино Л. Ю., Филатова М. Н. Компетентностный подход в образовании: проблема формирования общекультурных компетенций студентов в контексте социокультурной среды вуза // Современные исследования социальных проблем, 2012. № 6 (14). С. 10.

3. Виттенбек В. К. Развитие личности студентов МГОУ средствами социально-культурной среды вуза // Проблема личности в контексте современной социальной ситуации развития детей, подростков и молодежи: Сборник материалов международной научно-практической конференции Х Левитовские чтения в МГОУ (г. Москва, 22-23 апреля 2015 г. / редколл.: Т.Н. Мельников, Т.Д. Марцинковская, Т.И. Шульга и др.: отв. Ред. Е.М. Климова). Москва: ИИУ МГОУ, 2016. С. 37 - 41.

4. Виттенбек В. К. Формирование социокультурной среды как условие реализации компетентностного подхода в вузе // Инновационное развитие России: условия, противоречия, приоритеты. Часть 3. /Материалы IX Международной научной конференции / Отв. ред.: А.В. Семёнов, Ю.С. Руденко. - М.: НОУ ВПО «МУ им. С.Ю. Витте», 2013. С.68-75.

5. Доклад международной комиссии по образованию, представленный ЮНЕСКО. М., 1997.

Влияние семейного воспитания на формирование ценностных

ориентаций подростка Шорникова О. В.

Шорникова Ольга Васильевна /Shornikova Ol'ga Vasil'evna - преподаватель, кафедра психологии и педагогики, Костанайский государственный университет им. А. Байтурсынова, г. Костнай, Республика Казахстан

Аннотация: в статье отражены основные аспекты влияния семейного воспитания на формирование ценностных ориентаций личности. Семья как основная ячейка общества и своего рода центр всей совокупности общественных отношений является наиболее важным средством образования и сферы формирования духовно-нравственных основ подрастающего поколения. Именно здесь подросток впервые включается в общественную жизнь и приобретает свои ценности, нормы поведения, способы мышления и языка. Другими словами, семья - это школа обучения, передачи опыта жизни, житейской мудрости.

Ключевые слова: семья, семейное воспитание, ценности, личность подростка.

Масштабные социально-экономические изменения происхождение, которых мы наблюдаем в современном казахстанском и российском обществе приводят к необходимости изменения классического похода в воспитательной деятельности. Государственная, политическая и социальная нестабильности негативно сказывается на формировании духовно -нравственных отношений и гармоничном развитии личности ребенка.

В последние годы и в Казахстане и в России особое внимание уделяется проблемам семьи в аспекте ее влияния на развитие подрастающего поколения, что отражено в государственной семейной политике. Поскольку семья производит главное общественное богатство - человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.