Инновации в образовании Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2014, № 1 (2), с. 32-36
УДК 378
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СОВРЕМЕННОГО ВУЗА
© 2014 г. Т.И. Кузнецова
Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского, Арзамасский филиал
kuznecova_tat8 8 @mail. т
Поступила в редакцию 23.09.2013
На основе анализа происходящих в процессе модернизации системы образования перемен рассматриваются личностные компетенции студентов и психолого-педагогические аспекты их формирования в образовательном пространстве вуза.
Ключевые слова: компетенции, личностные компетенции, образовательный процесс, модернизация образования, социокультурная среда, воспитательная система вуза, самоактуализация, саморазвитие.
В сложившихся за последние десятилетия социокультурных и экономических условиях в нашей стране происходят большие изменения, касающиеся реформирования системы российского образования, оценки качества оказываемых образовательных услуг, совершенствования управления качеством образования. Не случайно в общественном и государственном понимании образование является важнейшим стратегическим ресурсом развития современного российского общества. Главной целью образования становится формирование личности профессионально и социально компетентной, способной к творчеству и самоопределению в условиях меняющегося мира, обладающей развитым чувством ответственности и стремлением к созиданию. Задача вузов заключается не в том, чтобы дать студентам сумму знаний, а в том, чтобы сформировать специалиста-профессионала как социально положительную, здоровую и творческую личность [1].
Главная задача российской образовательной политики - обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. На современном этапе модернизации образования наиболее ярко проявляется тенденция подготовки специалистов с позиций компетентностного подхода (В.И. Бай-денко, Л.В. Горюнова, Э.Ф. Зеер, П.И. Третьяков, В.Д. Шадриков и др.). По мнению разработчиков программных документов модернизации профессионального образования, компе-тентностный подход способен изменить целе-
полагание обучения, соединить требования жизни и федерального государственного образовательного стандарта [2].
В то же время исследователи проблем профессиональной подготовки акцентируют внимание на том, что сущность современного образовательного процесса определяется его гуманистической ориентированностью, рассмотрением человека как основной социальной ценности, направленностью содержания образования на позитивное личностное развитие студентов как субъектов этого процесса. При таком подходе любые формы, методы, технологии образования являются не самоцелью, а рассматриваются в контексте одной из основных задач образования - обеспечения максимально благоприятных условий для саморазвития личности [3]. В этой связи и прогнозируемый результат образовательного процесса вуза - компетенции, которыми должны владеть студенты, рассматриваются именно как совокупность взаимосвязанных качеств личности (теоретические и практические знания и опыт, социально-личностные компетенции), необходимых для решения круга задач и проблем, относящихся к определённой сфере профессиональной деятельности.
Если понятия «знания» и «опыт» весьма характерны для определения результатов деятельности вуза, то понятие «социально-личностные компетенции» требует своего уточнения. В частности, Т.А. Старшинова выделяет такие социально-личностные компетенции, которые включают в себя умения, навыки и опыт взаимодействия с людьми в различных ситуациях,
позволяют в последующей профессиональной деятельности взаимодействовать с людьми и осуществлять руководство, совместно решать производственные задачи. Социально-личностные компетенции позволяют эффективно осуществлять обмен информацией, разбираться в людях и строить успешную тактику взаимодействия с ними [4]. При этом мы не обнаруживаем существенной разницы между «социально-личностными» и просто «личностными» компетенциями, поскольку и то, и другое понятие характеризуется одним и тем же содержанием, отражающим качество и уровень социализации человека.
В условиях реализации ФГОС ВПО основной целью профессионального обучения является усвоение общекультурных и профессиональных компетенций, которые базируются на личностных компетенциях студентов, так как они являются основой для формирования будущего специалиста по социальной работе. Личностные компетенции, упоминаемые Дж. Равеном [5], отражают такие неразрывно связанные свойства человека, с помощью которых он строит отношения с другими людьми, определенным образом ставит перед собой цели, решает задачи и обращается с информацией, а также доступный уровень саморегуляции.
Проще говоря, личностные компетенции - это качества, характеризующие социальную зрелость человека. В сфере личностных компетенций можно выделить уровень владения коммуникативной культурой, толерантность, стремление к самоактуализации, оказанию помощи нуждающимся в ней людям, саморазвитию, а также наличие активной жизненной позиции. Требования, предъявляемые к будущему специалисту по социальной работе, реализуются на основе характеристики личностных качеств успешных представителей профессии.
Уровень владения коммуникативной культурой позволяет осуществлять взаимодействие между специалистами смежного профиля, что даёт возможность обмена опытом в подборе средств для решения проблем клиентов; позволяет научиться грамотно преподносить и получать информацию в процессе реализации профессиональной деятельности. Важность данной компетенции подчёркивает Л.А. Петровская [6].
Проблеме формирования толерантности в социальной сфере посвящён ряд публикаций О.М. Владыко, А.Д. Шматко, Ю.С. Яценко, О.Е. Радченко и др. Мы определяем толерантность как необходимое качество в структуре личности будущего социального работника,
характеризующееся терпимым отношением к окружающей действительности. По роду профессиональной деятельности специалист сталкивается с различными категориями населения, имеющими различные уровни образования, социальный статус, этническую и религиозную принадлежность.
Одной из потребностей каждого человека является возможность самоактуализации. Теория потребности в самоактуализации разработана А. Маслоу; он утверждает, что это потребность высшего уровня развития человека. Она реализуется в сфере межличностных или семейных отношений, но особый интерес для нас представляет реализация собственных возможностей в профессиональной деятельности, так как именно она занимает большую часть жизни каждого человека. Сначала мы определяемся в выборе профессии, затем усваиваем её теоретические аспекты на этапе обучения в вузе, далее реализуем усвоенные знания в практической профессиональной деятельности.
Оказание помощи нуждающимся в ней людям является одним из основных направлений деятельности социальных работников. Решение данной задачи характеризует специалиста как человека, способного к эмпатии, гуманному и доброжелательному отношению к окружающим.
Саморазвитие понимается нами как высокий уровень внутренней мотивированности, активности, развитости самосознания. Оно обеспечивает способность к структурированности профессиональной деятельности, выстраиванию плана её реализации в контексте овладения профессиональными знаниями, технологиями, ролевыми функциями.
Формирование активной жизненной позиции необходимо будущему социальному работнику для развития ответственности за свои действия и поступки, успешное выстраивание системы взаимоотношений с другими людьми, в которых проявляются ценностные ориентиры и установки личности специалиста социальной сферы.
В нашем исследовании в понятие «личностные компетенции» мы вкладываем комплекс теоретических знаний, умений и навыков, которые необходимо продолжать развивать в личности студента: его коммуникативные возможности, стремления к самоактуализации и саморазвитию, способствующие становлению социальной зрелости, так как они выступают основой для реализации практической, профессиональной деятельности.
На протяжении всего периода обучения у студентов в вузе происходит непрерывное развитие и формирование личностных компетенций. Период обучения в вузе приходится на юношеский возраст, который характеризуется активным развитием нравственных и эстетических чувств, овладением комплексом социальных функций взрослого человека, возрастанием уровня ответственности за результат своей деятельности. В основе личностных компетенций лежит отношение личности к себе и к другим.
Система обучения студентов в вузе акцентирует внимание на развитие потребности личности в достижении успеха, реализации своих целей и самоутверждении, формирует качества личности, обеспечивающие ее включенность в различные сферы жизнедеятельности общества. Поэтому в настоящее время целевые установки воспитания студентов в российских вузах определяются, с одной стороны, в соответствии с изменениями, происходящими в обществе, с другой стороны, с ориентацией в будущее. Таким образом, в качестве главной интегральной цели образования можно считать формирование культурной, разносторонне развитой личности студента, жизнеспособной и социально активной в условиях изменяющейся социальной среды.
Следует отметить, что в ФГОС ВПО направления 040400.62 «Социальная работа», который является предметом анализа в настоящей работе, выделяются общекультурные и профессиональные компетенции, но существует объективная необходимость интегрировать в образовательный процесс формирование личностных компетенций, это особенно важно в связи со спецификой профессиональной деятельности, так как работа осуществляется в системе «человек - человек». Таким образом, существует необходимость целенаправленной работы по развитию личностных компетенций как основы продуктивного взаимодействия студентов как субъектов образовательного процесса с другими его участниками (преподавателями, сокурсниками, работодателями и т.п.). Это возможно посредством следующих видов деятельности преподавателя:
- Кураторская деятельность - помощь в процессе адаптации к воспитательной системе в вузе, ознакомление с его традициями, правилами; сплочение студенческого коллектива, контроль за выполнением учебного графика, отслеживание посещаемости занятий (особенно на первых курсах). Куратор может направить потенциал студента на освоение научно-исследовательской, культурно-массовой, спор-
тивной, организационной и других видов деятельности.
- Грамотная организация самостоятельной работы студентов - обучение поиску необходимой информации в различных информационных ресурсах, электронных библиотеках, помощь в научно-исследовательской деятельности, создание методических рекомендаций по составлению конспектов лекций, рефератов и пр.
- Прохождение различных видов практик -помощь студентам в переводе полученных теоретических знаний в практическую деятельность, развитие творческого потенциала, поиск нестандартных путей решения поставленных перед студентом задач практики.
- Оказание индивидуальной помощи студентам - консультирование студентов по проблемным вопросам (личного и профессионального характера), проведение тренинговых занятий, осуществление индивидуального подхода в образовательном процессе.
Также необходимо оценивать и социокультурную среду вуза, его обучающий потенциал, так как образовательный процесс (кстати, рассматриваемый в новом законе об образовании в неразрывной связи обучения и воспитания) должен осуществляться в каждом из основных подразделений вуза и заключаться в преобразовании сознания и поведения профессорско-преподавательского состава в соответствии с заданными требованиями компетентностного подхода.
Таким образом, вся деятельность вуза должна быть направлена на усвоение и развитие студентами компетенций - как общекультурных и профессиональных, заложенных в ФГОС, так и личностных, способствующих развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса и обеспечивающих востребованность будущих социальных работников. А эта деятельность требует, в первую очередь, серьёзного и системного психолого-педагогического обеспечения.
Анализ основных положений ФГОС позволил выявить психолого-педагогические аспекты формирования личностных компетенций студентов в образовательном процессе современного вуза:
- Развитие общекультурных компетенций (ОК) (владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1); осознание социальной значимости своей будущей профессии (ОК-8); стремление к саморазвитию, повышению квалификации и мастерства (ОК-6) и др.);
- Развитие профессиональных компетенций (ПК) (готовность к посреднической, социально-профилактической, консультационной и социально-психологической деятельности по проблемам социализации, абилитации и реабилитации (ПК-3); готовность к предупреждению и профилактике личной и профессиональной деформации (ПК-8); готовность соблюдать профессионально-этические требования в процессе осуществления профессиональной деятельности (ПК-12) и др.) [7].
Два этих положения могут означать, что в процессе психолого-педагогического обеспечения формирования личностных компетенций необходимо тщательно проанализировать определенные ФГОС ВПО направления 040400.62 «Социальная работа» общекультурные и профессиональные компетенции, в которых важнейшую основу составляют именно личностные компоненты.
К важнейшим аспектам формирования личностных компетенций студентов следует также отнести:
- Формирование благоприятного психологического климата в процессе взаимодействия преподавателей и студентов (стремление к сотрудничеству, совместной творческой деятельности);
- Высокий уровень профессионализма преподавателей вуза для реализации способности формирования личностных компетенций у студентов.
Выделенные психолого-педагогические аспекты формирования личностных компетенций
студентов необходимо реализовывать на протяжении всего периода обучения в вузе.
Список литературы
1. Мурадян К.А. Воспитательная работа в вузе как условие обеспечения качества подготовки специалиста [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.google.m/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&sour ce=web&cd=40&cad=rja&ved=0CFkQFjAJOB4&url=h ttp%3A%2F%2Frspu.edu.ru%2Frspu%2Fscience%2Fco nferences%2Fconfer (дата обращения: 1.11.2013).
2. Ядченко Е.М. Формирование личностных компетенций студентов в процессе реализации воспитательной системы ССУЗ: Автореферат дис. ... канд. пед. наук. Томск, 2009. 22 с.
3. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы челове-кознания. Изб. психол. труды / Под ред. А.А. Бода-лева. 3-е изд. М.: Московский психолого-социальный институт, 2008. 431 с.
4. Старшинова Т.А., Иванов В.Г. Интегративный подход как основа формирования компетентности // Высшее образование в России. 2009. № 8. С. 154-156.
5. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация. М.: Коги-то-Центр, 2002. 396 с.
6. Петровская Л.А. О природе компетентности в общении// Петровская Л.А. Общение - компетентность - тренинг: Избранные труды. М.: Смысл, 2007. С. 102-108.
7. Социальная работа. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (квалификация бакалавр) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://window.edu.ru/resource/641/73641 (дата обращения: 10.11.2013).
PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS OF THE DEVELOPMENT OF STUDENTS' PERSONAL COMPETENCES IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF A MODERN HIGHER EDUCATION INSTITUTION
T.I. Kuznetsova
Based on the analysis of the changes occurring in the course of modernization of the education system, the author considers personal competences of students and psychological and pedagogical aspects of their development in the educational space of a higher education institution.
Keywords: competences, personal competences, educational process, modernization of education, socio-cultural environment, educational system of a higher education institution, self-actualization, self-development.
References
1. Muradjan K.A. Vospitatel'naja rabota v vuze kak uslovie obespechenija kachestva podgotovki specialista [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s &source=web&cd=40&cad=rja&ved=0CFkQFjAJO
B4&url=http%3A%2F%2Frspu.edu.ru%2Frspu%2F science%2Fconferences%2Fconfer (data obrashhen-ija: 1.11.2013).
2. Jadchenko E.M. Formirovanie lichnostnyh kompe-tencij studentov v processe realizacii vospitatel'noj sis-temy SSUZ: Avtoreferat dis. ... kand. ped. nauk. Tomsk, 2009. 22 s.
3. Anan'ev B.G. Psihologija i problemy chelovekoz-nanija. Izb. psihol. trudy / Pod red. A.A. Bodaleva. 3-e izd. M.: Moskovskij psihologo-social'nyj institut, 2008. 431 s.
4. Starshinova T.A., Ivanov V.G. Integrativnyj pod-hod kak osnova formirovanija kompetentnosti // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2009. № 8. S. 154-156.
5. Raven Dzh. Kompetentnost' v sovremennom ob-shhestve: vyjavlenie, razvitie i realizacija. M.: Kogito-Centr, 2002. 396 s.
6. Petrovskaja L.A. O prirode kompetentnosti v obshhenii// Petrovskaja L.A. Obshhenie - kompetentnost' - trening: Izbrannye trudy. M.: Smysl, 2007. S. 102-108.
7. Social'naja rabota. Federal'nyj gosudar-stvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego profes-sional'nogo obrazovanija (kvalifikacija bakalavr) [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://window.edu.ru/re-source/641/73641 (data obrashhenija: 10.11.2013).