УДК 378 ББК 74.580 Г 55
Н.А. Глушко
Старший преподаватель кафедры профессионально-ориентированных иностранных языков Дальневосточного федерального университета, Владивосток; E-mail: [email protected]
П.С. Норкина
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры профессионально-ориентированных иностранных языков Дальневосточного федерального университета, Владивосток; E-mail: serpolik@mail. ru
Н.А. Роговая
Старший преподаватель кафедры профессионально-ориентированных иностранных языков Дальневосточного федерального университета, Владивосток; E-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
(Рецензирована)
Аннотация. В статье рассматриваются общекультурные компетенции студентов в процессе изучения иностранного языка на примере ФГОС по направлениям «Нефтегазовое дело», «Инноватика», «Международные отношения». Выявляется уровень общекультурных компетенций у студентов вышеуказанных направлений Дальневосточного федерального университета. Описаны основные пути формирования общекультурной компетентности студентов средствами иностранного языка, изучение которого включало дидактический комплекс образовательных и воспитательных мероприятий. Предлагается методика, способствующая формированию общекультурных компетенций.
Ключевые слова: общекультурная компетентность, компетенция, педагогический потенциал, дидактический комплекс, общая компетентность, профессиональная компетентность.
N.A. Glushko
Senior Lecturer of Professionally Focused Foreign Languages Department, Far East Federal University, Vladivostok; E-mail: [email protected]
P.S. Norkina
Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Professionally Focused Foreign Languages Department, Far East Federal University, Vladivostok; E-mail: serpolik@mail. ru
N.A. Rogovaya
Senior Lecturer of Professionally Focused Foreign Languages Department, Far East Federal University, Vladivostok; E-mail: [email protected]
FORMATION OF STUDENTS' GENERAL CULTURAL COMPETENCE BY MEANS OF THE FOREIGN LANGUAGE
Abstract. The paper deals with the students’ general cultural competences in the course of learning foreign language according to Federal State Educational Standard for “Oil and Gas Engineering”, “Innovation” and “International Relationships” specialties. The authors examine level of general cultural competences at students of the above specialties at the Far East Federal University. The main ways of formation of students’ general cultural competence are described by means of the foreign language, which is studied by using a didactic complex of training and educational actions. The technique promoting formation of general cultural competences is proposed.
Keywords: general cultural competence, competence, pedagogical potential, didactic complex, general competence, professional competence.
Преобразования в российской образовательной системе, вызванные принятием новых
федеральных государственных общеобразовательных стандартов второго поколения, повлекли за собой изменения не только в нормативной, но и в практической составляющей образования. Введение в образовательный стандарт компетенций как необходимой базы, в которой присутствуют теоретические знания и практические умения для решения конкретных жизненных задач или проблемных ситуаций, предполагает не просто усвоение студентом отдельных, разрозненных знаний и умений, а овладение ими в комплексе. Это предусматривает компетентностный подход, где компетенция рассматривается как заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке специалиста, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере. Компетентность - владение специалистом соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Компетентность - уже состоявшееся качество личности (совокупность качеств) специалиста и минимальный опыт деятельности в заданной сфере.
Компетентность, согласно А.В. Хуторскому, это совокупность личностных качеств обучаемого (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно-значимой сфере [1].
Для успешного осуществления своей профессиональной деятельности любой специалист должен владеть рядом компетенций, и первыми в этом ряду в образовательных стандартах по всем направлениям находятся общекультурные компетенции.
По мнению Т.В. Ежовой, именно общекультурная компетентность определяет активную жизнедеятельность человека, его способность ориентироваться в различных сферах социальной и профессиональной жизни, гармонизирует внутренний мир и отношения с социумом. Значимость этого интегративного качества личности повышается и в связи с переходом от традиционной к личностно-ориентированной парадигме образования, когда обществу нужны активные, компетентные специалисты, способные самостоятельно принимать решения и готовые взять на себя ответственность за их осуществление, умеющие ставить цели и конструировать пути их достижения.
Несформированность общекультурной компетентности тормозит личностный рост студентов и влияет на эффективность всего образовательного процесса. Поэтому формирование общекультурной компетентности как интегративного качества личности, определяющего личностный рост студентов и способствующего совершенствованию образовательного процесса в вузе, приобретает особую значимость [2].
Анализ научных работ показал, что в настоящее время нет единых взглядов на природу феномена «общекультурная компетентность»: не дано универсального определения, нет общепризнанной структуры общекультурной компетентности [3]. Так, в федеральных образовательных стандартах по различным направлениям подготовки, согласно проведенному нами анализу, приводятся различные общекультурные компетенции.
Для изучения были взяты ФГОС по направлению «Нефтегазовое дело», «Инноватика», «Международные отношения». При сравнении общекультурных компетенций, данных в этих стандартах, мы пришли к выводу, что, во-первых, самое большое количество общекультурных компетенций (32) указано в стандарте по направлению «Международные отношения», что, по всей видимости, связано со спецификой данной профессии, направленной на регулирование международных связей и отношений, что предполагает отличное знание социальной жизни. Далее следует направление «Нефтегазовое дело», где выделено 22 общекультурных компетенции, и «Инноватика» - 18.
Сравнив содержание общекультурных компетенций по разным направлениям подготовки, можно сделать вывод, что большее количество этих компетенций совпадают, однако трактовка ряда из них, по сути имеющая одинаковый смысл, отличается друг от друга. Например, в ФГОС по направлению «Нефтегазовое дело» написано, что бакалавр должен «проявлять инициативу, находить организационно-управленческие решения и нести за них ответственность» (ОК-6). В стандарте по направлению подготовки «Международные
отношения» говорится, что бакалавр должен иметь «способность находить организационноуправленческие решения в нестандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность» (ОК-4). ФГОС по направлению подготовки «Инноватика» гласит, что бакалавры по данной специальности должны знать «принципы и методы организации и управления малыми коллективами; быть способны находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и нести за них ответственность» (ОК-6).
Однако существуют такие компетенции, которые обозначены в одном направлении и не выделены в двух других, например, в «Нефтегазовом деле» - это адаптироваться к новым экономическим, социальным, политическим, культурным ситуациям, изменениям содержания социальной и профессиональной деятельности (ОК-20); по направлению «Международные отношения» - это забота о качестве результатов труда (ОК- 29); по направлению «Инноватика» - способность изложить суть проекта, представить схему (эскиз) решения (ОК-18).
Таким образом, изучив общекультурные компетенции по нескольким направлениям, можно сделать вывод, что, несмотря на некоторые различия, в общем общекультурные компетенции включают в себя познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов; культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций; роль науки и религии в жизни человека; компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения студентом картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира.
Наличие вышеуказанных компетенций мы попытались выявить у студентов (150 человека) вторых курсов вышеуказанных направлений Дальневосточного федерального университета. Экспертами выступали преподаватели различных дисциплин гуманитарного, социально-экономического и профессионального циклов. Студентам также было предложено провести самооценку сформированности у них общекультурных компетенций.
В ходе констатирующего эксперимента было установлено, что, по оценке экспертов, значительная часть студентов имела недостаточный уровень общекультурной компетентности (низкий уровень имели 33% (50 человек), средний - 58% (87 человек) и высокий - 9% (13 человек), причем наличие общекультурных компетенций не всегда осознавалось студентами. Самооценка студентов наличия общекультурных компетенций была по каждому показателю примерно на 15% выше (23 человека).
Кроме того, в ходе исследования была выявлена характерная особенность, распространённость и повторяемость которой свидетельствуют о том, что она не случайна: многие студенты не стремятся к личностному самосовершенствованию, самовоспитанию, не испытывают потребности в формировании общекультурных компетенций, а остаются потребителями учебного материала, поставляемого преподавателями, не выходя за рамки программы.
В ходе анализа результатов констатирующего эксперимента были выявлены следующие недостатки: отсутствие чёткого представления о структуре и сущности
общекультурной компетентности, целостного системного подхода к проблеме её формирования, ограниченный диапазон возможностей самореализации личности, неразработанность организационных форм и технологий формирования исследуемого феномена.
Мы пришли к следующим выводам: формирование общекультурных компетенций студентов осуществляется стихийно; этот процесс необходимо систематически и целенаправленно совершенствовать; студенты нуждаются в оперативной и конкретной научно-практической помощи.
Основным путем формирования общекультурных компетенций студентов явилось использование педагогического потенциала иностранного языка, который включает комплекс образовательных и воспитательных мероприятий [4]. Дидактический комплекс
предусматривал наличие следующих компонентов: содержательный (знание национальнокультурных особенностей и реалий страны изучаемого языка); деятельностный (уровень практического владения языком); коммуникативный (владение способами взаимодействия с окружающими людьми); интеркультурный (включение в межкультурную коммуникацию, принятие общечеловеческих ценностей и отличий современного поликультурного мира); эмоциональный (положительное отношение к явлениям с точки зрения социально и личностно значимых ценностей).
Дидактический комплекс формирования общекультурных компетенций включал:
- традиционные практические занятия, где используются учебно-речевые, естественно-речевые и проблемные ситуации, приёмы визуализации и эстетического воздействия на студентов (деловые и ролевые игры, дискуссии, круглые столы, анализ конкретных ситуаций и др., встречи с носителями иноязычной культуры, реальное общение на иностранном языке, конкурсы на лучший перевод);
- ориентация студентов на социально ценные, гуманистические мотивы профессиональной деятельности;
- отношение преподавателя к студенту как равноправному партнеру в межличностном и педагогическом общении;
- создание эмоционально благоприятной атмосферы занятия;
- создание ситуаций успеха как средства развития мотивации достижения и воспитания положительного отношения студентов к процессу формирования и самовоспитания общекультурной компетентности;
- использование различных видов самостоятельной работы студентов: выполнение обучающих, тренировочных, поисковых, творческих заданий; нахождение, формулировка и разработка студентами индивидуальных вариантов решения общекультурных проблем;
- использование личностно-ориентированных технологий формирования общекультурной компетентности студентов (структурно-логических, игровых, тренинговых, диалоговых). Они реализуются с помощью различных методических приемов: прием преднамеренного создания различий в объеме информации у потенциальных партнеров по иноязычному общению, прием использования различий в точках зрения, прием перекодирования информации, прием ранжирования, прием совместного решения партнерами по общению предлагаемых им задач и т.д.;
- изучение взаимосвязи между культурами разных стран в ходе сопоставления общественных, культурных и языковых реалий, норм вербального и невербального поведения в родной и иноязычной культурах (введение аутентичных текстов в учебную ситуацию);
- формирование положительного эмоционального отношения к факту наличия «чужой» культуры, постулирование идеи о становлении и идентификации «своего» через «чужое» (привлечения личного опыта обучаемых в качестве одного из элементов процесса обучения).
Таким образом, студенты учились технике общения, овладевали речевым этикетом, стратегией и тактикой диалогического и группового общения, учились решать различные профессиональные задачи с помощью иностранного языка. В конце семестра снова проводился мониторинг сформированности общеультурных компетенций у студентов вторых курсов специальностей «Нефтегазовое дело», «Инноватика» и «Международные отношения» Дальневосточного федерального университета, критерии оценки оставались прежними.
Анализ результатов формирующего эксперимента показал следующие результаты: уровень общекультурной компетентности у студентов вырос; на низком уровне остались 22% студентов (это 33 человека), средний уровень повысился на 11% (на 17 человек) и оказался у 69% студентов (103 человека), и высокий уровень увеличился на 5% (на 8 человек) и составил 14% обучаемых (21 человек). Полученные данные свидетельствуют об эффективности предложенной методики, способствующей формированию общекультурных компетенций. Студенты осознали важность наличия общекультурных компетенций и стали
стремиться к личностному самосовершенствованию, что проявлялось в повышении активности студентов на занятиях, повышении внешней и внутренней мотивации, учебной успешности и учебной успеваемости.
Однако данное исследование не является исчерпывающим и позволяет наметить дальнейшие перспективы в работе по формированию общекультурных компетенций студентов, которые связаны с обоснованием механизма влияния общекультурной компетентности на процесс самореализации личности, проектированием новых технологий развития общекультурных компетенций у студентов.
Примечания:
1. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Ученик в обновляющейся школе: сб. науч. тр. М.: ИОСО РАО, 2002. С. 135-157.
2. Ежова Т.В. Формирование общекультурной компетентности студентов в образовательном процессе вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Оренбург, 2003. 22 с.
3. Лучинина Н.В. Моделирование комплекса упражнений для обучения второму иностранному языку // Международный научно-методический симпозиум. Пятигорск: Изд-во Пятигорского гос. лингв. ун-та, 2004. С. 245-248.
4. Бегидова С.Н., Поддубная Т.Н., Агошкова О.В. Классификация общекультурных компетенций бакалавра по направлению подготовки 040400.62 «Социальная работа» как основа реализации компетентностного подхода в образовании // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. Майкоп, 20011. Вып. 2. С. 31-42.
5. Brown H. Principles of Language learning and teaching; 4th ed. N. Y.: Addison Westley, 2000.
References:
1. Khutorskoy A.V. Core competence as a component of personality-centered paradigm of education // A pupil at school being renewed. Collection of scientific works. M.: IOSO RAO, 2002. P. 135157.
2. Ezhova T.V. The formation of general cultural competence of students in the educational process of higher school: Diss. abstract for the Candidate of Pedagogy degree. Orenburg, 2003. 22 pp.
3. Luchinina N.V. Modelling of the complex of exercises for teaching the second foreign language // International scientific and methodological symposium. Pyatigorsk: Publishing House of the Pyatigorsk State Linguistic University, 2004. P. 245-248.
4. Begidova S.N., Poddubnaya T.N., Agoshkova O.V. Classification of general cultural competence of the bachelor in the direction of training of 040400.62 «Social work» as a basis of realization of competence-based approach in education // The Bulletin of the Adyghe State University. Series «Pedagogy and Psychology». Maikop: The AGU publishing house, 20011. Issue 2. P. 31-42.
5. Brown H. Principles of Language learning and teaching; 4th ed. White Plains, NY: Addison West-ley, 2000.