Научная статья на тему 'КРОСС-КУЛЬТУРНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗАХ РОССИИ: НЕОБХОДИМОСТЬ И РЕАЛЬНОСТЬ'

КРОСС-КУЛЬТУРНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗАХ РОССИИ: НЕОБХОДИМОСТЬ И РЕАЛЬНОСТЬ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
66
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРОСС-КУЛЬТУРНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / КРОСС-КУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Костина Е.А.

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме академической мобильности в высшей школе России. Автором обосновывается идея необходимости разработки концепции организации студенческой академической мобильности в педагогических вузах Российской Федерации на основе кросс-культурного подхода. Анализ изучения интернет-сайтов ряда государственных педагогических высших учебных заведений, расположенных в мегаполисах различных регионов нашей страны, на предмет наличия в этих учреждениях кросс-культурной образовательной среды позволяет исследователю сделать вывод об отсутствии системной культурно-образовательной деятель- ности, которая позволила бы осуществить качественную организацию академической мобильности будущих педагогов с целью формирования у них кросс-культурной профессиональной компетенции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CROSS-CULTURAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT AT PEDAGOGICAL HIGH EDUCATION INSTITUTIONS OF RUSSIA: NECESSITY AND REALITY

The article is devoted the todays topical issue of academic mobility at the high school of Russia. The author makes the idea of necessity of the concept formation of the student academic mobility at pedagogical high education institutions of the Russian Federation on the basis of cross-cultural approach. The comparative analysis of the Internet sites of a number of state pedagogical high education institutions located in the metropolitan cities, representing different regions of our country for cross-cultural educational environment at these establishments it allows the researcher to draw a conclusion about the absence of system culture-educational activity which would permit to realize high-quality organization of academic mobility of intending educators with the aim to build their cross-cultural professional competence.

Текст научной работы на тему «КРОСС-КУЛЬТУРНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗАХ РОССИИ: НЕОБХОДИМОСТЬ И РЕАЛЬНОСТЬ»



УДК 378.095

Костина Е.А.,

кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры английского языка, декан факультета иностранных языков Новосибирского государственного педагогического университета

КРОСС-КУЛЬТУРНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗАХ РОССИИ: НЕОБХОДИМОСТЬ И РЕАЛЬНОСТЬ

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме академической мобильности в высшей школе России. Автором обосновывается идея необходимости разработки концепции организации студенческой академической мобильности в педагогических вузах Российской Федерации на основе кросс-культурного подхода. Анализ изучения интернет-сайтов ряда государственных педагогических высших учебных заведений, расположенных в мегаполисах различных регионов нашей страны, на предмет наличия в этих учреждениях кросс-культурной образовательной среды позволяет исследователю сделать вывод об отсутствии системной культурно-образовательной деятельности, которая позволила бы осуществить качественную организацию академической мобильности будущих педагогов с целью формирования у них кросс-культурной профессиональной компетенции. Ключевые слова: кросс-культурная образовательная среда, академическая мобильность, кросс-культурная компетенция

Kostina E.,

PhD in Pedagogy, Associate Professor, Professor of Chair of the English Language, Dean of the Faculty of Foreign Languages of the Novosibirsk State Pedagogical University

CROSS-CULTURAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT AT PEDAGOGICAL HIGH EDUCATION INSTITUTIONS OF RUSSIA: NECESSITY AND REALITY

The article is devoted the today's topical issue of academic mobility at the high school of Russia. The author makes the idea of necessity of the concept formation of the student academic mobility at pedagogical high education institutions of the Russian Federation on the basis of cross-cultural approach. The comparative analysis of the Internet sites of a number of state pedagogical high education institutions located in the metropolitan cities, representing different regions of our country for cross-cultural educational environment at these establishments it allows the researcher to draw a conclusion about the absence of system culture-educational activity which would permit to realize high-quality organization of academic mobility of intending educators with the aim to build their cross-cultural professional competence. Keywords: cross-cultural educational environment, academic mobility, cross-cultural competence

Сегодняшние требования государства к реформе высшей школы России объясняются необходимостью интеграции российского профессионального образования в мировое экономическое и культурное пространство. Немаловажная роль на этом пути глобализации отводится педагогическим вузам, так как именно педагог в большей степени отвечает за сформированность кросс-культурной компетенции обучаемых, включающую в себя в том числе толерантность к представителям иной культуры. Одним из инструментов формирования и развития кросс-культурной компетенции является академическая мобильность студентов - будущих педагогов.

На сегодняшний день в РФ существует 29 педагогических вузов. Для анализа на предмет организации

академической мобильности студентов нами были отобраны следующие государственные вузы, расположенные в крупных городах различных регионов России:

1. Московский педагогический государственный университет;

2. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена;

3. Благовещенский государственный педагогический университет;

4. Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы;

5. Волгоградский государственный педагогический университет;

6. Воронежский государственный педагогический университет;

7. Дагестанский государственный педагогический университет;

8. Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева;

9. Новосибирский государственный педагогический университет;

10. Уральский государственный педагогический университет.

Кратко охарактеризуем положение дел с организацией студенческой академической мобильности в каждом из вышеназванных вузов, исходя из анализа интернет-сайтов данных учебных заведений. Особый интерес у нас вызывает наличие кросс-культурной образовательной среды в основе системы академической мобильности или, как минимум, установка в официальных вузовских документах на создание в данном конкретном учебном заведении такой среды для организации академической мобильности студентов.

Большинство высших учебных заведений имеют в своей структуре управления, отвечающие за международную деятельность; цели, задачи и функционал сотрудников такого структурного подразделения схожи в разных вузах и представлены в Положениях, разработанных отделами менеджмента качества. Ниже мы на примере Московского педагогического государственного университета и Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена приводим структуру и функционал международного управления университета.

В Московском педагогическом государственном университете (МПГУ) функционирует управление международных связей, в состав которого входят четыре отдела:

1) отдел международного сотрудничества, основными задачами которого являются:

- осуществление перспективного планирования международного сотрудничества вуза;

- мониторинг выполнения международных обязательств вуза;

- развитие отношений сотрудничества на взаимовыгодной основе с отделами образования и культуры зарубежных посольств.

2) отдел инновационных образовательных программ, решающий следующие задачи:

- обеспечение участия вуза в международных образовательных и научных программах и проектах, в том числе с привлечением грантового финансирования;

- взаимодействие с международными организациями и фондами, действующими в области развития образования и науки;

- разработка и реализация международных образовательных программ с возможностью получения двух дипломов (бакалавриат и магистратура).

3) паспортно-визовый отдел со следующими задачами:

- осуществление всего комплекса мероприятий, связанных с приглашением, регистрацией и пребыванием иностранных граждан, приезжающих на обучение и работу в МПГУ;

- взаимодействие с федеральными органами, отвечающими за пребывание иностранных граждан на территории РФ.

4) отдел по работе с иностранными учащимися, выполняющий задачи:

- формирование контингента иностранных учащихся МПГУ на основе индивидуальных договоров, межправительственных соглашений и договоров о межвузовском сотрудничестве;

- организация обучения и стажировок студентов, аспирантов, докторантов и сотрудников МПГУ в зарубежных вузах по государственной линии и на основе межвузовских договоров [1].

На сайте управления международных связей размещены:

- список зарубежных вузов-партнеров;

- условия стажировки за рубежом;

- условия стажировки в МПГУ;

- информация для иностранных учащихся о стоимости обучения и порядке поступления в МПГУ;

- полезные ссылки на фонды грантовой поддержки высшего образования [2].

В Российском государственном педагогическом университете им. А.И. Герцена (г. Санкт-Петербург) управление международного сотрудничества состоит из организационного отдела и отдела международных обменов, выполняющих следующие функции:

1) организационный отдел:

- осуществляет разработку договоров и соглашений, регламентирующих юридические и финансовые аспекты международной деятельности университета;

- поддерживает регулярные контакты и связи с традиционными партнерами вуза;

- осуществляет подготовку договоров и программ международного межвузовского сотрудничества;

- организует культурно-образовательные программы для иностранных учащихся;

- ведет работу с зарубежными партнерами по загранкомандированию российских участников обменных программ;

- осуществляет регулярное информирование учебных подразделений университета о существующих программах международного обмена;

- организует помощь факультетам вуза в проведении крупных мероприятий, направленных на реализацию программ международного обмена;

- осуществляет информационное обеспечение зарубежных поездок российских участников международной деятельности.

2) отдел международных обменов:

- осуществляет общее руководство и контроль над формированием контингента иностранных студентов, аспирантов, научных сотрудников и преподавателей, прибывающих в вуз по договорам и государственной линии;

- организует и проводит культурно-образовательные программы;

- осуществляет подготовку документов иностранных граждан для получения виз;

- организует встречи и проводы представителей зарубежных партнеров университета и граждан, приезжающих на учебу;

- осуществляет координацию учебного процесса иностранных студентов;

- организует культурные программы в период каникул и во время учебного года;

- оказывает помощь иностранным студентам в оформлении различного рода документов, необходимых для образовательного процесса в университете [3].

Как видим, в РГПУ им. А.И. Герцена в функции управления международного сотрудничества входит организация культурно-образовательных программ для иностранных студентов.

Далее обзорно представим информацию с сайтов государственных педагогических университетов с целью анализа использования кросс-культурного подхода к организации академической мобильности студентов в каждом вузе.

В Благовещенском государственном педагогическом университете управление международного образования и сотрудничества представлено пятью подразделениями, а именно:

1) отделом академической мобильности и проектов;

2) отделом по работе с иностранными гражданами;

3) ресурсным центром французского языка;

4) центром немецкого языка;

5) институтом Конфуция [4].

В Башкирском государственном педагогиче-

ском университете им. М. Акмуллы (г. Уфа) международная деятельность осуществляется по следующим направлениям:

- сотрудничество в научной, образовательной и культурной областях с ведущими университетами мира;

- развитие академических связей с различными международными организациями, научными и образовательными центрами;

- популяризация русского языка и литературы за рубежом;

- внедрение инновационных методов обучения и научных исследований;

- участие в программах по обмену студентами, магистрантами, докторантами;

- обеспечение участия студентов в международных семинарах, конференциях и летних школах;

- создание благоприятных условий для пребывания и обучения студентов из иностранных государств;

- организация выставок и дней культуры с целью распространения культурного наследия, фольклора и традиций различных народов [5].

В Волгоградском государственном педагогическом университете управление международного сотрудничества создано с целью разработки стратегии международного сотрудничества университета, обеспечения более тесной его интеграции в международное образовательное пространство, получения университетом дополнительных возможностей развития и улучшения имиджа на мировом рынке научно-образовательных услуг за счет использования инновационного потенциала [6].

В Воронежском государственном педагогическом университете международная деятельность находится в ведении центра международного сотрудничества, целью которого является, прежде всего, обеспечение образовательной и научно-исследовательской деятельности университета на международном уровне. Ежегодно Центр при поддержке зарубежных фондов проводит международные конференции, посвященные актуальным проблемам современности, и различные культурные мероприятия, такие как Франкофония, Дни Германии, фестивали восточных культур и многие другие [7].

В Дагестанском государственном педагогическом университете (г. Махачкала) развитием международной деятельности занимается отдел международных связей. Основные направления международной деятельности вуза:

- привлечение иностранных граждан для обучения по основным специальностям университета;

- реклама образовательных и научных услуг университета по России и за рубежом;

- установление творческих связей с государственными и международными организациями, работающими в области высшего образования;

- выполнение совместных учебных и научно-исследовательских проектов;

- участие преподавателей и студентов в различных международных научных конгрессах, конференциях, семинарах и т.д.;

- обмен студентами и преподавателями в рамках международных образовательных проектов [8].

В Красноярском государственном педагогическом университете им. В.П. Астафьева действует управление международной академической мобильности, включающее в свою структуру:

- отдел по приему и набору иностранных студентов;

- отдел по организационной поддержке международного сотрудничества.

Среди информирующих функций Управления есть функция предоставления обучающимся и преподавателям, заинтересованным в академической мобильности, информации о странах, с которыми налажено интенсивное сотрудничество [9].

В Новосибирском государственном педагогическом университете действует управление международной деятельности и академической мобильности. Задачи управления международной деятельности и академической мобильности сводятся к следующим:

- установление партнерства и развитие договорных отношений с российскими и зарубежными вузами с целью осуществления совместных научно-исследовательских, образовательных и культурных проектов;

- обеспечение академической мобильности и программ обмена с российскими и зарубежными вузами;

- привлечение в НГПУ ведущих отечественных и зарубежных ученых и специалистов;

- разработка и реализация внутренних нормативных документов в области международного сотрудничества и внутренней академической мобильности;

- организационная поддержка подразделений НГПУ по осуществлению международной деятельности и академической мобильности;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- проведение работ, связанных с оформлением документов, обучением и проживанием иностранных граждан [10].

В Уральском государственном педагогическом университете (г. Екатеринбург) вузовский центр по работе с иностранными гражданами занимается проведением:

- комплексного экзамена по русскому языку, истории России и основам российского законодательства;

- тестирования по русскому языку иностранных граждан и лиц без гражданства для получения гражданства РФ;

- экзаменов на получение сертификата по русскому языку как иностранному в соответствии с российской государственной системой тестирования по русскому языку как иностранному (ТОРЕЬ-ТРКИ);

- курсов по подготовке иностранных граждан к сдаче комплексного экзамена по русскому языку, истории России и основам законодательства РФ [11].

Анализ представленной на интернет-сайтах информации и нормативной документации по организации и реализации студенческой академической мобильности позволяет сделать следующие выводы:

1) задачу создания кросс-культурной образовательной среды не ставит ни один вышеобозначен-ный вуз;

2) системная культурно-образовательная деятельность при организации академической мобильности студентов в вузах не ведется;

3) только в четырех вузах из десяти (РГПУ им.

A.И. Герцена, БГПУ им. М. Акмуллы, ВГПУ и КГПУ им.

B.П. Астафьева) представлены некоторые направления работы по формированию кросс-культурной грамотности студентов исходящей и входящей мобильности.

Таким образом, разработка концепции организации академической мобильности студентов в педагогических высших учебных заведениях Российской Федерации на основе кросс-культурного подхода является одной из актуальных задач модернизации российского образования.

Список литературы

1. Приказ ректора МПГУ от 18.12.2012 № 679 «Об утверждении и введении в действие Положения об Управлении международных связей» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://Mnry^/ob-mpgu/mezhdunarodnaya-deyatelnost/rukovodyashhie-strukturyi/ (дата обращения: 29.07.2015).

2. Управление международных связей [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://мпгу.рф/ob-mpgu/ mezhdunarodnaya-deyatelnost/rukovodyashhie-strukturyi/ (дата обращения: 29.07.2015).

3. Управление международного сотрудничества [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.herzen. spb.ru/main/structure/others/ums/ (дата обращения: 29.07.2015).

4. Положение об Управлении международного образования и сотрудничества [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.bgpu.ru/departaments/umois/poloumois.pdf (дата обращения: 30.07.2015).

5. Международная деятельность [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://bspu.ru/node/45649 (дата обращения: 30.07.2015).

6. Управление международного сотрудничества [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vgpu.org/mo (дата обращения: 30.07.2015).

7. Центр международного сотрудничества [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.vspu.ac.ru/ univer/cms.html (дата обращения: 30.07.2015).

8. Отдел международных связей ДГПУ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ru.dgpu.net/ru/ mezhdunarodnoe-sotrudnichestvo (дата обращения: 30.07.2015).

9. Положение об Управлении международной академической мобильности ФГБОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. kspu.ru/upload/documents/2013/12/28/ce33cdf994923f1ba503b89521250a03/729p.pdf (дата обращения: 31.07.2015).

10. Управление международной деятельности и академической мобильности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.nspu.ru/mezd_deyat/sms/index.php (дата обращения: 31.07.2015).

11. Центр по работе с иностранными гражданами [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.uspu.ru/ crsig.html (дата обращения: 31.07.2015).

Reference list

1. The order of the Rector of Moscow State Pedagogical University from 18.12.2012 № 679 "On approval and enforcement of the regulations on the Administration of International Relations" [Electronic resource]. - Access mode: http://mpgu.ru/ob-mpgu/mezhdunarodnaya-deyatelnost/rukovodyashhie-strukturyi/ (date of access: 29.07.2015).

2. The Administration of International Relations [Electronic resource]. - Access mode: http://mpgu.ru/ob-mpgu/ mezhdunarodnaya-deyatelnost/rukovodyashhie-strukturyi/ (date of access: 29.07.2015).

3. The Administration of International Cooperation [Electronic resource]. - Access mode: http://www.herzen.spb.ru/ main/structure/others/ums/ (date of access: 29.07.2015).

4. Regulation on the Administration of International Education and Cooperation [Electronic resource]. - Access mode: http://www.bgpu.ru/departaments/umois/poloumois.pdf (date of access: 30.07.2015).

5. International activity [Electronic resource]. - Access mode: http://bspu.ru/node/45649 (date of access: 30.07.2015).

6. The Administration of International Cooperation [Electronic resource]. - Access mode: http://vgpu.org/mo (date of access: 30.07.2015).

7. Center for International Cooperation [Electronic resource]. - Access mode: http://www.vspu.ac.ru/univer/cms.html (date of access: 30.07.2015).

8. The DSPU Department of International Relations [Electronic resource]. - Access mode: http://ru.dgpu.net/ru/ mezhdunarodnoe-sotrudnichestvo (date of access: 30.07.2015).

9. Regulations on the Administration of International Academic Mobility at FSBEI HPE "Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V. Astaf'ev" [Electronic resource]. - Access mode: http://www.kspu.ru/upload/ documents/2013/12/28/ce33cdf994923f1ba503b89521250a03/729p.pdf (date of access: 31.07.2015).

10. The Administration of International Activity and Academic Mobility [Electronic resource]. - Access mode: http:// www.nspu.ru/mezd_deyat/sms/index.php (date of access: 31.07.2015).

11. The Center for Work with Foreign Citizens [Electronic resource]. - Access mode: http://www.uspu.ru/crsig.html (date of access: 31.07.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.