Научная статья на тему 'Интернационализация высшего образования как фактор его конкурентоспособности'

Интернационализация высшего образования как фактор его конкурентоспособности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
77
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Газизова А. И.

Статья посвящена вопросам интернационализации высшего образования и расширения академической мобильности в контексте европейской интеграции и глобализации. Автором рассмотрен опыт Турции в расширении сотрудничества в сфере образования и науки с европейским академическим сообществом, развитии двусторонней академической мобильности в центральноазиатском регионе, выделены особенности процессов интернационализации высшего образования в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интернационализация высшего образования как фактор его конкурентоспособности»

ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОР ЕГО КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

© Газизова А.И.*

Филиал Казанского (Приволжского) федерального университета, г. Набережные Челны

Статья посвящена вопросам интернационализации высшего образования и расширения академической мобильности в контексте европейской интеграции и глобализации. Автором рассмотрен опыт Турции в расширении сотрудничества в сфере образования и науки с европейским академическим сообществом, развитии двусторонней академической мобильности в центральноазиатском регионе, выделены особенности процессов интернационализации высшего образования в России.

Качественное изменение высшей школы в условиях интеграционных тенденций в науке, образовании, производстве тесно связано с интернационализацией образования, которая становится все более значимой характеристикой как национальной политики, так и стратегии развития отдельного университета. Интернационализация становится неотъемлемым атрибутом жизни современного и будущего общества: развитие науки, информационных и коммуникационных технологий в условиях интернациональной конкуренции, глобализации рынка рабочей силы, на котором выпускники вузов (а опосредованно через них и сам вуз) должны доказать свою пригодность, объединение европейских стран и их научных сообществ в единое глобальное европейское пространство.

Концепция интернационализации сама по себе отнюдь не нова для университетов, ибо высшее образование всегда было проникнуто духом интернационализма и межнационального сотрудничества. В условиях глобализации университеты расширяют сферу своего международного влияния и именно данный процесс, согласно J. Knight, принято обозначать термином «интернационализация» как «процесс придания международного, меж-культурного и глобального характера целям, функциям и процессам постсреднего образования» [8, с. 3].

Новые формы международного сотрудничества в сфере образования и науки отражают глубокое развитие понятия интернационализации в учебных заведениях, а именно такие ее аспекты как внутренняя интернационализация и образование за границей [1]. Внутренняя интернационализация касается внутренних проблем национальной системы образования, связанных с включением в межстрановое образование, а именно: интеграцию иностранных студентов в научно-образовательный процесс, а также их

* Доцент кафедры Иностранных языков, кандидат педагогических наук, доцент.

взаимоотношения с «родными» студентами; интеграцию зарубежных профессоров и ученых в «родной» профессорско-преподавательский состав; изменения в учебных планах; развитие системы научных исследований; влияние зарубежных образовательных стандартов на систему образования в стране; связь иностранных студентов и преподавателей с местным культурным и этническим сообществом и др. Межстрановое образование включает мобильность четырех типов: людей (студентов / преподавателей / ученых), образовательных программ, поставщиков образовательных услуг, академические совместные проекты, также рассматривает коммерческие или рыночные инициативы.

В силу исторических, экономических и культурных особенностей отдельные страны по-разному понимают интернационализацию. В азиатских университетах в это понятие чаще всего вкладывают смысл модернизации, реформы и переустройства, западные центры большей частью подразумевают направленность в будущее, многоплановые и междисциплинарные подходы. Для восточных государств, согласно К 1атеБ и К. Мок, интернационализация вытекает из стратегической потребности в радикальных переменах и реформах, направленных на то, чтобы «догнать» Запад; соответственно, они стремятся к расширению контингента иностранных студентов, активизации международной деятельности и более широкому использованию английского языка [7]. Последнее особенно характерно для Турции вследствие исторически сложившейся прозападной ориентации внешней политики, воплотившейся в стремлении к полноправному членству в Европейском Союзе, и реализации «догоняющей модели» модернизации (В.Г. Федотова) [3].

Самая известная форма и инструмент интернационализации высшего образования - мобильность студентов и преподавателей - за последние три десятилетия значительно возросла и продолжает развиваться, помогая странам занять подобающее положение в глобальном обществе знаний. Великая хартия университетов гласит: «... как и в ранние годы своей истории, университеты поощряют мобильность преподавателей и студентов.» [9].

Повышение мобильности в сфере образования и науки занимает особое место среди ведущих направлений Болонского процесса. По существу именно развитие мобильности человеческого капитала является магистральной линией данного процесса и определяющим признаком сформированное™ общеевропейского образовательного пространства. Академическая мобильность сама по себе не является конечной целью, ее развитие открывает новые возможности как для самого образования, так и формирования европейского рынка труда и единого технологического пространства.

На современном этапе политика в области интернационализации практически во всех странах определяется национальным социально-экономи-

ческим и историческим контекстом, возможностями, ресурсами, приоритетами. Цели развития интернационализации во многих странах схожи и связаны не столько с расширением двусторонних (многосторонних) соглашений о сотрудничестве, сколько с реальной интеграцией национальных научно-образовательных систем в европейскую, включением в глобальные сети обмена студентами, преподавателями, изучением опыта ведущих университетов. Вместе с тем, динамика развития процессов интернационализации в России является недостаточно высокой в сравнении не только с ведущими европейскими научно-образовательными центрами, но и с ближневосточными. Рассмотрим опыт Турции в развитии международного сотрудничества в сфере образования и науки и выделим его некоторые особенности.

Политика Турции в области интернационализации проводится на основе консультаций Совета высшего образования и Парламента и характеризуется двусторонней ориентацией: с одной стороны, на сотрудничество с европейскими странами и США, с другой стороны, - со странами Кавказа и Средней Азии.

Первое направление связано с активизацией международного сотрудничества с европейскими странами в рамках болонских реформ, чему благоприятно способствуют принятие и использование европейских механизмов признания квалификаций, близость образования международным стандартам, поддержка научно-образовательной миграции, усиление англоязычной подготовки студентов практически с первого цикла обучения и развитие иноязычной компетенции преподавателей.

Турецкие ученые сотрудничают со своими зарубежными коллегами на разных уровнях: 46 университетов Турции являются членами Европейской ассоциации университетов (EUA) и 56 - членами Международной ассоциации университетов (IUA) [4]. Турция принимает участие в научно-технических программах разных международных организаций, в том числе NATO, Организации экономического сотрудничества и развития (OECD), Организации Исламской конференции (OIC), Европейского научного фонда (ESF) и Международного совета научных объединений (ICSU), является членом Европейской организации по сотрудничеству в области научных и технических исследований (COST), Европейской ассоциации координации исследований (EUREKA) [2]. Турция - участник проекта «Европейский средиземноморский университет (EMUNI)», направленного на обеспечение эффективного сотрудничества учебных заведений и исследовательских институтов в 12 европейских средиземноморских странах [5]. В 2002 году Турция впервые стала полноправным членом рамочной программы научных исследований и технологического развития ЕС, объединяющей усилия участников исследовательского процесса (университетов, частных и государственных исследовательских центров, представителей

крупного и среднего бизнеса) для создания единого европейского научного пространства.

Подобное многостороннее сотрудничество способствует глобализации науки Турции, проведению совместных исследований, а также повышению квалификации педагогических и административных кадров и качества образования. По данным национального отчета только за 2007-2009гг. были подписаны двусторонние соглашения о сотрудничестве с 52 странами по 265 программам в разных областях сферы высшего образования [5].

Вместе с тем, расширение мобильности научных кадров на основе соглашений о сотрудничестве носит все более односторонний характер. Многие турецкие ученые стремятся в европейские регионы, большинство трудоустраивается в университетах США. В целом двусторонняя мобильность профессорско-преподавательского состава в Турции развита слабо. Это связано, прежде всего, с отсутствием единой государственной политики в вопросах интернационализации, учитывающей все приоритетные направления научно-образовательных и социально-экономических интересов страны, и мер по повышению привлекательности турецкого пространства высшего образования. Другие проблемы заключаются в том, что Турция, во-первых, не имеет фундаментальной науки и не является международным центром образования; во-вторых, многие университеты ориентированы преимущественно на обучение, нежели развитие научной деятельности и соответствующей инфраструктуры; в-третьих, разный уровень автономии государственных и частных университетов затрудняет развитие предпринимательства на рынке академического труда и развитие совместной деятельности на основе собственной стратегии развития международной деятельности. Привлечение лучших профессоров в условиях международной конкуренции свойственно скорее частным вузам, располагающим значительными на то возможностями и ресурсами.

Второе направление в развитии интернационализации связано с активизацией международного сотрудничества и развитием двусторонней академической мобильности в центральноазиатском регионе, обусловленной значительным вниманием Турции к международным геополитическим тенденциям ХХв., в особенности к распаду советского блока и возникновению на Кавказе и в Средней Азии новых независимых государств, которые предоставили стране уникальную возможность изменить ее роль в регионе.

Важные начинания в области образования связаны с развитием масштабной программы стипендий, позволившей тысячам иностранных студентов ежегодно обучаться в университетах страны (преимущественно на первом цикле обучения), разработкой и внедрением программ изучения турецкого языка для научно-академических деятелей, установлением научно-образовательных связей с зарубежными вузами и организацией научно-учебных командировок (стажировок), развитием программ обмена

студентами и др., направленных, в конечном итоге, на активное продвижение системы турецкого высшего образования и культуры за рубежом. В настоящее время турецкое правительство оказывает существенную поддержку иностранным студентам из Иордании, России (включая страны СНГ) и арабских стран [6].

С точки зрения «импорта» иностранных студентов Турция опережает многие мусульманские и восточноевропейские страны, преимущественно за счет обучающихся из постсоветских государств. Вместе с тем остается дисбаланс между регионами во взаимообмене студентами: преобладают потоки «мобильных» студентов в США и Западную Европу при незначительных обратных процессах, а значит позиция Турции, несмотря на активное участие в программах мобильности и сотрудничество с зарубежными вузами, остается неконкурентоспособной в сравнении с развитыми странами. В то же время опыт успешного сотрудничества Турции с центральноазиатскими странами и активизация международной деятельности в контексте болонских реформ создают благоприятные предпосылки для развития стратегически новых направлений в формировании качественно новых трудовых ресурсов и двусторонней академической мобильности.

В России процессы интернационализации, несмотря на некоторый прогресс (информационное обеспечение, участие в европейских программах, создание системы грантов и др.), традиционную привлекательность российского образования для иностранных граждан, сильные позиции в области фундаментальной науки характеризует недостаточный динамизм и основной проблемой является отсутствие соответствующей государственной поддержки, также недостаточная активность и готовность самих вузов к функционированию в международной научно-образовательной среде, где востребованы специфические инфраструктурные навыки научной деятельности (сопутствующие экономические, научно-технические, социальные, лингвистические навыки обеспечения совместной научно-образовательной деятельности), что требуют более выраженных стратегий и действий для укрепления позиции отечественной школы в мире, в частности, усиление интеграции научно-образовательных учреждений в международные структуры; активное участие в разных совместных проектах, таких как обмены, конференции, издание журналов, сравнительные исследования; расширение академической мобильности в рамках европейских программ; усиление блока иноязычной подготовки и повышение уровня лингвистической компетенции преподавателей, развитие экспорта образовательных услуг.

Список литературы:

1. Интернационализация высшего образования в России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.comparative.edu.ru:9080/ ройа^еЪ/ msg?!d=Ш6.

2. Мизикаци Ф. Перспективы европейской интеграции: турецкая система высшего образования [Электронный ресурс] / Ф. Мизикаци // Высшее образование в Европе. - 2005. - Том XXX, № 1. - Режим доступа: www. aha. ru/~moscow64/ educational_book/.

3. Федотова В.Г. Модернизация «другой» Европы. - М., 1997.

4. Bayindir U. Universities and European cooperation issues: perspectives of Turkish Universities [Electronic resource] / U. Bayindir. - Mode of access: www.inst.at/trans/16Nr/plenum/bayindir16EN.htm.

5. Bologna Process. National Report of Turkey for period 2007-2009 [Electronic resource]. - Mode of access: www.ond.vlaanderen.be/hogeron-derwijs/bologna/ links/Turkey.htm.

6. Guruz K. The Turkish experience in higher education governance and reform / K. Guruz // International Conference on Higher Education and Scientific Research in Knowledge Based Societies (February 24-25, 2007). - Sofia: New Bulgarian University, 2007.

7. James R. Editorial / R James, K. Mok // Higher Education Research and Development. - 2003. - Vol. 22, No.2. - P. 115-116.

8. Knight J. Updating the Definition of Internationalization / J. Knight // International Higher Education; The Boston College Center for International Higher Education. - 2003. - No. 33. - P 1-3.

9. Magna Charta Universitatum. (Bologna, Italy, September 18, 1988) [Electronic resource]. - Mode of access: www.bologna-bergen2005.no.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.