Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТЬЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА'

УПРАВЛЕНИЕ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТЬЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
68
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / ОБРАЗОВАНИЕ / УПРАВЛЕНИЕ / ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ / ПЕДАГОГИКА / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / МАРКЕТИНГ / ACADEMIC MOBILITY / EDUCATION / MANAGEMENT / INTERNATIONALIZATION / PEDAGOGY / INFORMATION TECHNOLOGY / CULTURAL COMPETENCIES / MARKETING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стабровская Алина Владимировна

В статье рассматривается проблема внедрения информационных технологий в управление академической мобильностью обучающихся высшей школы. На примере Московского педагогического университета приведены организационно-педагогические условия и обязательные технологичные стратегии международных обменов. Описа- ны пути создания информационной инфраструктуры международной деятельности университета. Особое внимание уделено связи технологического обеспечения академической мобильности и формирования культуроведческих компетенций студентов, что, по мнению автора, является необходимым ресурсом культурно-социальной работы с молодежью. Важным аспектом организационной стратегии является учет национальных особенностей участников обменов и использование наиболее актуальных для них средств коммуникации. Автор делает вывод о трансформации термина «академическая мобильность», рассматривая ее как дистанционное, культурное, социальное, организационное взаимодействие обучающихся, профессорско-преподавательского и административного состава, и определяет ее как важную педагогическую проблему.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Стабровская Алина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT OF ACADEMIC MOBILITY OF STUDENTS IN EDUCATION INFORMATIZATION CONDITIONS AS A PEDAGOGICAL PROBLEM

The problem of implementing of information technology in the management of university academic mobility was analyzed. The organizational and pedagogical conditions and mandatory technological strategies for international exchanges and the ways of creating the information infrastructure of the university’s international activities were described on the basis of Moscow Pedagogical State University. Particular attention is paid to the connection of technological support of academic mobility and the formation of cultural competencies of students. The author concludes that the term “academic mobility” is transformed, and treats it as a distance, cultural, social, organizational interaction of students, faculty and administrative staff and defines it as an important pedagogical problem.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТЬЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА»

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ВУЗЕ

DOI 10.7442/2071-9620-2020-12-4-69-75

УДК 378.147 ББК 74.484.4

А.В. Стабровская

(Московский педагогический государственный университет, г. Москва, Россия)

УПРАВЛЕНИЕ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТЬЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

В статье рассматривается проблема внедрения информационных технологий в управление академической мобильностью обучающихся высшей школы. На примере Московского педагогического университета приведены организационно-педагогические условия и обязательные технологичные стратегии международных обменов. Описаны пути создания информационной инфраструктуры международной деятельности университета. Особое внимание уделено связи технологического обеспечения академической мобильности и формирования культуроведческих компетенций студентов, что, по мнению автора, является необходимым ресурсом культурно-социальной работы с молодежью. Важным аспектом организационной стратегии является учет национальных особенностей участников обменов и использование наиболее актуальных для них средств коммуникации. Автор делает вывод о трансформации термина «академическая мобильность», рассматривая ее как дистанционное, культурное, социальное, организационное взаимодействие обучающихся, профессорско-преподавательского и административного состава, и определяет ее как важную педагогическую проблему. |

Ключевые слова: академическая мобильность, образование, управление, интернационализация, педагогика, информационные технологии, культуроведческие компетенции, маркетинг.

A.V. Stabrovskaya

(Moscow Pedagogical State University, Moscow, Russia)

MANAGEMENT OF ACADEMIC MOBILITY OF STUDENTS IN EDUCATION INFORMATIZATION CONDITIONS AS A PEDAGOGICAL PROBLEM

The problem of implementing of information technology in the management of university academic mobility was analyzed. The organizational and pedagogical conditions and mandatory technological strategies for international exchanges and the ways of creating the information infrastructure of the university's international activities were described on the basis of Moscow Pedagogical State University. Particular attention is paid to the connection of technological support of academic mobility and the formation of cultural competencies of students. The author concludes that the term "academic mobility"

ю о ср d

к

го

^

о

к cd о т X S

le

2 го « ф

^ ■=

Ю ü о го

? 1 ° i о S * й

2 СП

го ср ю о

с;

J

го

i §

CD Ci

s °

ГО i

CD S

s £

i 5

c- m

m о

го R

is transformed, and treats it as a distance, cultural, social, organizational interaction of students, faculty and administrative staff and defines it as an important pedagogical problem.

Keywords: academic mobility, education, management, internationalization, pedagogy, information technology, cultural competencies, marketing.

к

го ^

о m о ü ю го н О

0Q <

В рамках реализации государственной политики международное сотрудничество является обязательным инструментом, направленным на достижение поставленных целей внешней политики государства. В Концепции модернизации российского образования, которая реализуется на сегодняшний день, на государственном уровне обозначена необходимость развития международной деятельности, в том числе в рамках высшего образования. Неотъемлемой составляющей процесса интернационализации высшего образования в наши дни становится студенческая академическая мобильность. В последние годы отмечается стремительный рост количества участников академической мобильности. Согласно статистическим данным, в течение последних 40 лет скорость роста количества обучающихся, которые проходят обучение за рубежом превысила общую скорость роста числа студентов университетов [9]. Становится очевидным, что цифровая трансформация жизни кардинально размывает традиционные границы сферы деятельности индивида, а следовательно, предъявляет принципиально иные требования к профессиональной подготовке каждого работника [3, с. 5]. Данному обстоятельству также способствует широкомасштабная информатизация и цифро-визация системы высшего образования. На сегодняшний день, согласно мировой практике, организация международной деятельности, направленной на интернационализацию высшего учебного заведения и академической мобильности, в частности, представлена в виде двух основных стратегий: программной и организационной [10].

Программная стратегия в области академической мобильности включает в

себя следующие основные аспекты деятельности: студенческие обмены, программы изучения иностранных языков, интернационализированный учебный план, возможности производственных практик за рубежом, совместные образовательные программы, обмены профессорско-преподавательским составом, краткосрочные визиты иностранных лекторов, социальная и культурная поддержка обменов, формирование специальных служб поддержки, а также развитие кадровых ресурсов, студенческие клубы и ассоциации, организация внеу-чебной культурной деятельности, реализация сотрудничества с общественными организациями и культурными представительствами и др. [4].

Организационная стратегия университетской интернационализации заключается в формировании программных установок, грамотном распределении и планировании человеческих ресурсов, построении ориентации на постоянные организационные изменения и технологические инновации, а также нацеленность на развитие единой выстроенной корпоративной культуре [2].

Для того чтобы академическая мобильность обучающихся могла функционировать на базовом уровне, необходимо выполнение минимальных организационно-педагогических условий, а именно:

1. Создание актуальных образовательных программ (образовательные программы бакалавриата и магистратуры на английском языке, программы изучения русского языка как иностранного, а также система научного консультирования иностранных стажеров профессорско-преподавательским составом университета), сочетающих очную и дистанционную форму реализации. Данный тезис подтверждается опытом

Московского педагогического государственного университета, где на кафедре русского языка как иностранного успешно обучаются свыше 200 иностранных студентов. Также на английском языке успешно реализуются программы «Физика», «Социология» и др. Активно практикуется научное консультирование в рамках программ обмена, реализуются двусторонние обмены и мастер-классы. Подобная практика обеспечивает устойчиво высокий уровень международной деятельности и поддерживает стабильный рост числа иностранных обучающихся в университете. Так, в 2019 году в МПГУ обучались более 2300 иностранных студентов [11].

2. Заключение договоров о сотрудничестве с зарубежными университетами (с целью реализации общих целей в области высшего образования и научных исследований прописываются условия сотрудничества, направления совместной работы, юридические и финансовые условия сотрудничества, направления подготовки и области научного взаимодействия). Так, в МПГУ заключено более 200 договоров о сотрудничестве с зарубежными университетами-партнерами из стран Европы, Азии и СНГ Более 30 из них на регулярной основе обеспечивают двусторонний непрерывный обмен в рамках программ академической мобильности.

3. Формирование условий и требований к участию в программах академической мобильности (критерии отбора). В МПГУ данный перечень утвержден Положением об академической мобильности и включает в себя следующие критерии отбора:

- грамотно составленное мотиваци-онное письмо с обоснованной аргументацией;

- высокий уровень успеваемости;

- полное и грамотно составленное резюме;

- участие в международной деятельности университета;

- наличие рекомендательных писем от факультета.

4. Создание психологически и социально комфортной среды в университете для участников студенческих обменов (предполагает проведение серии мероприятий, направленных на социокультурную адаптацию иностранных стажеров, содействие психологической готовности русских студентов к участию в программах обмена, создание системы взаимодействия русских и иностранных студентов в университете, формирование межкультурной среды). В МПГУ с 2017 года успешно реализуется проект студенческого международного клуба «MPGU Buddy club», который направлен на взаимодействие русских и иностранных обучающихся и формирование активной внеучебной деятельности. Члены клуба содействуют социальной, культурной и бытовой интеграции иностранцев и регулярно организуют межкультурные мероприятия. Клуб насчитывает более 1000 участников и координируется отделом международного сотрудничества МПГУ.

Выход на мировой образовательный рынок формирует обязательные технологичные стратегии развития академической мобильности российских вузов, в рамках которых необходимо:

- систематическое обновление всех аспектов организации и реализации студенческих международных обменов;

- обеспечение широкой вариативности организационной и учебной части академической мобильности, отражающей происходящие изменения в технологической, научной, экономической и социокультурной областях развития образования;

- обеспечение повышения уровня квалификации административного состава;

- создание необходимых условий для полного вовлечения всех структурных подразделений учебного заведения в процесс международного взаимодействия;

ф

£ о ü с

к

го

^

о

к Ф о т X S

Не

2 го « Ф

Ю Ü о го

? 1 о

0

1 _0 с; s

ю о

го ш о

СО

го

ю о

о

о я

¡ É

ü §

ф а.

S °

2 -&

ГО I

- стимулирование учащихся, профессорско-преподавательского и административного состава университета к использованию инструментария информационных технологий в процессе международных обменов;

- внедрение и развитие актуальных на сегодняшний день методов коммуникации и передачи информации;

- развитие международного сотрудничества и применение международного опыта при решении задач организации академической мобильности;

- стимулирование учащихся, профессорско-преподавательского и административного состава к изучению иностранных языков;

- улучшение качества маркетинговой деятельности по продвижению и рекламе программ академической мобильности.

Таким образом, сформулированные стратегии определяют процессы академической мобильности как обязательную составляющую глобальной информатизации системы образования и нацелены на повышение эффективности и качества образовательного процесса в целом и улучшение положения университета на мировом образовательном пространстве. В то время как информационно-коммуникационные технологии становятся важным ресурсом организации и сопровождения педагогического процесса, методы организации и реализации студенческих обменов остаются традиционными, что не в полной мере соответствует социально-политическим преобразованиям, происходящим в мире [11]. Управление международными обменами в области образования требует к радикальных корректив с привлечением ^ современных информационно-техни-

т

° ческих возможностей. Для реализации

го всей широты форм международных об-

^ менов необходимо эффективно организо-

< вать процесс управления академической

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

мобильностью с учетом использования инструментария информационных технологий, а также внедрение информационного обеспечения и информационного образовательного взаимодействия между руководителями международных структур университета и участниками академической мобильности.

Более того, внедрение информационного обеспечения является прямым исполнением рекомендации № (95) 8 Европейского совета государствам-участникам академической мобильности, принятой Комитетом министров Совета Европы 2 марта 1995 года [8]. В нем сказано, что широкое распространение информации о возможностях обучения, преподавания и исследований за рубежом является обязательным условием для расширения участия в академической мобильности, особенно в том, что касается справедливого и открытого процесса отбора в программах мобильности. Учащиеся университетов должны быть включены в целевые группы для получения информации о возможностях академической мобильности [5]. В той же рекомендации термин «академическая мобильность» трактуется, как период очного обучения, преподавания и / или исследований в стране, отличной от страны проживания студента или преподавателя и имеющий ограниченную временную продолжительность. Более того, в Саламанкской декларации, принятой в 2001 году и описывающей первичные результаты внедрения Болонского процесса, было оговорено, что «европейские университеты не рассматривают виртуальную мобильность, как замену физической мобильности» [7]. Тем не менее, нельзя не учитывать широкие масштабы внедрения массовых практик дистанционного взаимодействия между университетами и проведения многочисленных онлайн-мероприятий и потребности в расширении термина «академическая мобильность», который на сегодняшний день больше не может ограничиваться очными формами реализации и требует

активного технологического и информационного вмешательства.

Техническое обеспечение академической мобильности предполагает наличие в университете сетевой структуры инновационных технических средств, включающих в себя информационно-коммуникационные технологии, позволяющих реализовывать IP-вещание, мультимедийные комплексы, персональные компьютеры, а также ресурсы сетей. Отдельным направлением является разработка технологий реального времени. Опыт зарубежных университетов демонстрирует реализацию системного подхода в построении информационной среды. Данная среда основана на активном использовании аппаратно- и программно-совместимых компьютерных платформ, «цифровом научном оборудовании и развитых иерархических систем телекоммуникации» [1]. Более того, активно задействованы мес-сенджеры и социальные сети, так как по результатам проводимых Google опросов, примерно 65% респондентов предпочитают написание сообщения звонкам [6].

Подготовка к программам международной академической мобильности (на примере Московского педагогического государственного университета) включает в себя следующие этапы:

1) проведение отборочного конкурса участников программы обмена;

2) процедуру номинации отобранных участников и отправление необходимых документов в университет - партнер;

3) выбор программы обучения, передачу необходимых данных и составление трехстороннего учебного соглашения между двумя университетами и участником академической мобильности;

4) решение организационных вопросов по прибытию и проведению первичной социокультурной адаптации;

5) направление на обучение.

Исходя из данного принципа организации академической мобильности

основными векторами развития академической мобильности в условиях информатизации являются:

- создание общей информационной инфраструктуры международной деятельности университета;

- информатизация отборочных процессов и создание автоматической базы конкурсантов;

- создание онлайн-форм, позволяющих автоматически генерировать личную информацию, запросы на участие в тех или иных программах обучения и калькулятор зачетных единиц (ECTS credits);

- автоматизация подписания трехстороннего учебного соглашения между двумя университетами и участником академической мобильности;

- создание «виртуальных помощников» участникам академической мобильности на официальных сайтах учебных заведений;

- формирование медийного коммуникативного пространства и создание системы взаимодействия участников обмена в пространстве социальных сетей, мессен-джеров;

- разработка мобильного приложения участника академической мобильности;

- создание медийных инструкций, виртуальных экскурсий.

Технологическое обеспечение академической мобильности направлено не только на упрощение организационного процесса, но также плотно коррелирует-ся с формированием культуроведческих компетенций студентов и является необходимым ресурсом культурно-социальной работы с молодежью. Технологическое сопровождение студенческих обменов направлено в том числе на социальную адаптацию участников обмена, вовлечение русских и иностранных студентов во внеучебную жизнь университета, преодоление пассивности студентов, усиление мотивации учащихся в

ф

«S

о с

и;

го

^

о

и; <и о т X s

2 го

« 5

Ю ü о го

? 1 о

0

1 _0 с; s

ю о

го ш о

СО

го

ю о

о :Т

0 я

1 ? ü § ф а.

S °

ГО I

к

го ^

о ш о

ю го н

о

m <

нравственно-этическом, интеллектуальном и культурном развитии. Регулярное участие иностранцев в дистанционных и интерактивных организационных способствует приобретению компетенций, необходимых для прохождения очной стажировки за рубежом. В данном контексте информационные технологии обеспечивают единство организационной подготовки, профессионального образования, внеучебной жизни и нравственного воспитания обучающихся.

Таким образом, информационные технологии активно выводят академическую мобильность за рамки общепринятого понимания ее как процесса перемещения между университетами. Международная мобильность сегодня -это многогранное понятие, включающее в себя дистанционное культурное, социальное, организационное взаимодействие, технологичная платформа поддержки участников обмена, аккумуляция международной коммуникации и образования, средство маркетинга и повышения квалификации, прозрачная и объективная система отбора. Это феномен, стратегически направленный на повышение рейтинга российских университетов на мировом образовательном рынке и являющийся важной педагогической проблемой. Библиографический список:

1. Воробейчиков Э.С., Щипунов А.А., Башкатов В.З. Концепция информатизации Томского государственного университета [Электронный ресурс] // Вестн. Том. гос. ун-та. -2000. - №269. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ kontseptsiya-informatizatsii-tomskogo-gosudarstvennogo-universiteta

2. Зновенко Л.В. Развитие академической мобильности студентов педагогического вуза в условиях непрерывного образования: дисс. ... к.п.н. -Омск, 2008. - 272 с.

3. Львов Л.В., Усынин М.В. Эффективность опережающей профессиональной подготовки: учебное пособие. -

Челябинск: Изд-во ЧОУВО МИДиС, 2020. - 46 с.

4. Оденбах И.А. Академическая мобильность как фактор социализации личности студента университета: ав-тореф. дисс. ... к.п.н. - М., 2011. - 22 с.

5. Оценка основных направлений и тенденций развития образовательного сотрудничества российских вузов с вузами стран Европы [Электронный ресурс] // Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого. - Режим доступа: https://www. spbstu.ru/international-cooperation/ expert-center-international-cooperation/ education/academic-mobility/

6. Мессенджер-маркетинг: рассылки, чатботы и продажи [Электронный ресурс] // Нетодология. - Режим доступа: https://netology.ru/blog/02-2020-messenger-marketing

7. Саламанкская декларация. Совместный документ Конференции европейских высших учебных заведений и образовательных организаций 29-30 марта 2001 [Электронный ресурс] // Министерство образования и науки Российской Федерации. Российское образование для иностранных граждан. - Режим доступа: http://www.russia.edu.ru/information/ legal/law/inter/salamanca/

8. Recommendation No (95) 8 of the Committee of Ministers to Member States on Academic Mobility: adopted by the Committee of Ministers of Council of Europe on March 2, 1995.

9. OECD Multilingual Summaries Education at a Glance 2013 [Электронный ресурс] // OECD Indicators. - Режим доступа: http://oecdru.org/zip/9613038e5.pdf

10. OECD (2011). Education at a Glance 2011. Paris [Электронный ресурс] // OECD - Режим доступа: http://www. oecd.org/edu/school/ educationataglanc e2011oecdindicators.htm

11. Московский государственный педагогический университет [Электронный ресурс] - Режим доступа: http:// mpgu.su/

Поступила 10.11.2020

Об авторе:

Стабровская Алина Владимировна, начальник отдела международного сотрудничества, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский педагогический государственный университет» (г. Москва, Россия), аНпа- stabrovskaya@yandex. ги

Для цитирования: Стабровская А.В. Управление академической мобильностью обучающихся в условиях информатизации образования как педагогическая проблема // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2020. - Т. 12. - № 4. С. 69-75.. DOI: 10.7442/2071-9620-2020-12-4-69-75

References:

1. Vorobeichikov E.S., Shchipunov A.A., Bashkatov V.Z. Conception of informatization of Tomsk State Univetsity [Electronic resourse] // Bulletin of Tomsk State University. - 2000. - № 269. - Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptsiya-informatizatsii-tomskogo-gosudarstvennogo-universiteta (in Russian)

2. Zinovenko L.V. development of academic mobility of pedagogical higher establishments students in continuous education conditions: Author's transcript: diss... kand.ped.n. -Omsk, 2008. - 272 p. (in Russian)

3. Lvov L.V., Usynin M.V. Effectiveness of advanced vocational training. -Chelyabinsk: Izd-vo ChOUVO MIDIS. - 46p. (in Russian)

4. Odenbakh I.A. Academic mobility as a factor of a university student's personal socialization: Author's transcript: diss. kand.ped.n. - M., 2011. - 22 p. (in Russian)

5. Evaluation of the main trends and tendencies of educational cooperation development of Russian higher educational establishments with European educational institutions [Electronic resource] // Saint Petersburg Polytechnic University named after Peter the Great. - Available at: https://www.spbstu.ru/international-cooperation/expert-center-international-cooperation/education/academic-mobility/ (in Russian)

6. Messenger-marketing: mailings, chat-bots and sells [Electronic resource] // Netology. -Available at: https://netology.ru/blog/02-2020-messenger-marketing

7. The Declaration of Salamanca. Joint document of the Conference of European higher educational establishments and educational institutions March 29-30, 2001 [Electronic resource] // Ministry of Education and Science of Russian Federation. Russian education for foreign citizens. - Available at: http://www.russia.edu.ru/information/legal/law/inter/ salamanca/ (in Russian)

8. Recommendation No (95) 8 of the Committee of Ministers to Member States on £

S >—

Academic Mobility: adopted by the Committee of Ministers of Council of Europe ï 2 on March 2, 1995. ¡ t

a

9. OECD Multilingual Summaries Education at a Glance 2013 [Electronic resource] // * OECD Indicators. - Available at: http://oecdru.org/zip/9613038e5.pdf 2 *

10. OECD (2011). Education at a Glance 2011. Paris [Electronic resource] // OECD. - 8¡

I s

CP с

к

го

^

о к <и

Available at: http://www.oecd.org/edu/school/ educationataglance2011oecdindicators.htm 11. Moscow State Pedagogical University [Electronic resource]. - Available at: http://mpgu.su/ £

About the author: g го

го

Stabrovskaya Alina Vladimirovna, Head of the International cooperation department, Federal state budget establishment of higher education "Moscow Pedagogical | i. State University" (Moscow, Russia), alina-stabrovskaya@yandex.ru |

For citation: Stabrovskaya A.V. Management of Academic Mobility of Students in Education Informatization Conditions as a Pedagogical Problem // Contemporary Higher

Education: Innovative Aspects. - 2020. - Vol. 12. - No. 4. Р. 69-75. DOI: 10.7442/2071-9620- | § 2020-12-4-69-75 > m

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.