Научная статья на тему 'КРОСС-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ'

КРОСС-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
успех / успешность / профессиональная успешность / факторы профессиональной успешности / кросс-функциональная компетентность / success / success / professional success / factors of professional success / cross-functional competence

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малахова Юлия Алексеевна, Зритнева Елена Игоревна

В статье рассматривается профессиональная успешность и ее личностные факторы. Анализируются варианты интерпретации понятия «успех», выделяются его аспекты. Выделяются и обобщаются подходы к трактовке терминов «успешность» и «профессиональная успешность», очерчиваются границы профессиональной успешности как самостоятельной научной категории. Авторы выдвигают ряд аргументов в подтверждение предположения о целесообразности выделения кросс-функциональной компетентности как личностного фактора профессиональной успешности, обосновывают необходимость целенаправленного развития кросс-функциональной компетентности в период профессиональной подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article examines professional success and its personal factors. Variants of interpretation of the concept of «success» are analyzed and its aspects are highlighted. Approaches to the interpretation of the term’s «success» and «professional success» are identified and generalized, and the boundaries of professional success as an independent scientific category are outlined. The authors put forward a number of arguments to support the assumption of the advisability of identifying cross-functional competence as a personal factor of professional success, and substantiate the need for targeted development of cross-functional competence during the period of professional training.

Текст научной работы на тему «КРОСС-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ»

Педагогика

УДК 37.013

аспирант Малахова Юлия Алексеевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Кавказский федеральный университет» (г. Ставрополь); доктор педагогических наук, профессор Зритнева Елена Игоревна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Кавказский федеральный университет» (г. Ставрополь)

КРОСС-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ

Аннотация. В статье рассматривается профессиональная успешность и ее личностные факторы. Анализируются варианты интерпретации понятия «успех», выделяются его аспекты. Выделяются и обобщаются подходы к трактовке терминов «успешность» и «профессиональная успешность», очерчиваются границы профессиональной успешности как самостоятельной научной категории. Авторы выдвигают ряд аргументов в подтверждение предположения о целесообразности выделения кросс-функциональной компетентности как личностного фактора профессиональной успешности, обосновывают необходимость целенаправленного развития кросс-функциональной компетентности в период профессиональной подготовки.

Ключевые слова: успех, успешность, профессиональная успешность, факторы профессиональной успешности, кросс-функциональная компетентность.

Annotation. The article examines professional success and its personal factors. Variante of interpretation of the concept of «success» are analyzed and its aspects are highlighted. Approaches to the interpretation of the term's «success» and «professional success» are identified and generalized, and the boundaries of professional success as an independent scientific category are outlined. The authors put forward a number of arguments to support the assumption of the advisability of identifying cross-functional competence as a personal factor of professional success, and substantiate the need for targeted development of cross-functional competence during the period of professional training.

Key words: success, success, professional success, factors of professional success, cross-functional competence.

Введение. Деятельность специалистов различного профиля в настоящее время осуществляется в условиях нестабильности и перманентного усложнения профессиональной среды. В подобной ситуации достижение и поддержание профессиональной успешности во многом зависит от наличия у специалистов определенных профессиональных характеристик, позволяющих оперативно адаптироваться к происходящим изменениям. Достижение специалистом профессиональной успешности является крайне важным фактором конструктивного выстраивания профессионального пути, поскольку это позволяет минимизировать риск возникновения профессиональной деформации, сохраняет интерес к профессии, стимулирует желание к дальнейшему профессиональному развитию.

Личностные ресурсы профессиональной успешности достаточно обширны, но важное место здесь занимает именно кросс-функциональная компетентность, как способность интегрировать потенциал разноплановых компетенций, обеспечивая их синергию и совокупный положительный эффект при решении сложных полифункциональных задач. Способность эффективно решать сложные, комплексные задачи, непрерывно расширять свой профессиональный функционал, применять оригинальные, инновационные подходы в своей деятельности позволяет оставаться востребованным специалистом даже в эпоху цифровизации, которая отличается размытием профессиональных границ, расширением профессиональных функций, внесением в деятельность полифункциональных элементов.

Таким образом, актуальность анализа кросс-функциональной компетентности как фактора профессиональной успешности обусловлена в первую очередь необходимостью выявления личностных ресурсов профессиональной успешности, актуальных в современных условиях перехода к цифровому обществу.

Изложение основного материала статьи. Проведенный нами анализ, что определение содержания понятия «профессиональная успешность» тесно связано с рассмотрением этимологически близкой категории «успех».

Согласно трудам Ю.В. Андреевой многомерный феномен успеха раскрывается через ряд содержательных трактовок:

1. Успех как одна из ведущих характеристик счастья. Счастье здесь можно интерпретировать как результат приложенных субъектом усилий по достижению определенных благ, а успех выражается в признании свершений, уважении со стороны социального окружения.

2. Успех как удача, т.е. получение значимых достижений и признания вне зависимости от целенаправленных действий человека и объема прилагаемых усилий.

3. Успех как характеристика деятельности человека. При этом в концепции Андреевой Ю.В. присутствует трактовка успеха как цели или мотива деятельности, а также как оценка ее результата. Оценка результативности деятельности включает в себя объективную самооценку и социальную оценку персональных достижений субъекта.

4. Успех как форма самореализации личности, показатель эффективности социально-психологической адаптации индивида.

5. Успех как социальный статус человека и материальный уровень его жизни [1].

С этой точки зрения, если рассматривать успех вне контекста конкретных обстоятельств, а в обобщенном виде, то его можно определить как комплексную характеристику социального функционирования, включающую в себя как субъективное переживание индивидом состояния удовлетворенности жизнедеятельностью, так и объективные показатели его благополучия и социальных достижений.

Анализ интерпретации категории «успех» в различных областях научных знаний позволил нам прийти к следующим выводам:

1. «Успех» и «успешность» не являются синонимами, необходимо учитывать их смысловое разграничение.

2. Успех в социально-психологическом контексте является объективно-субъективным феноменом, где объективная сторона проявляется в конкретных достижениях индивида и их социальном признании, а субъективная в его удовлетворенности своими достижениями и положительной социальной оценкой.

3. Успех на личностном уровне обусловлен конструктивным целеполаганием, стремлением индивида максимально полно реализовать собственный потенциал.

Изучение современных трудов по проблемам профессиональной успешности и ретроспективный анализ научной литературы позволили определить наличие сходных тенденций в раскрытии сущности понятия «профессиональная успешность»:

1. Феномен профессиональная успешность имеет множество подходов к трактовке его содержания и выделения факторов, ресурсов и критериев оценки профессиональной успешности.

2. Постоянно расширяются представления о составляющих профессиональной успешности, в качестве которых выделяют способности, различные личностные ресурсы, профессиональную компетентность и мастерство, личностный потенциал и др.

3. В современных исследованиях все чаще стали появляться альтернативные подходы к пониманию профессиональной успешности с акцентом на индивидуальный стиль деятельности, когнитивные стили, стили руководства и др.

Профессиональную успешность чаще всего интерпретируют как:

1. Характеристику профессиональной деятельности.

2. Определенный потенциал субъекта труда, реализуемый в процессе его осуществления.

3. Показатель удовлетворенности личности профессиональной самореализацией.

4. Интегральную характеристику, включающую в себя компоненты объективного и субъективного характера.

В своем исследовании мы опирались на ряд методологических подходов:

1. Системный подход к анализу взаимодействия человека и профессии (Ломов Б.Ф.): профессиональная успешность -системное свойство, образующееся при включении человека в профессиональную деятельность; профессиональная успешность зависит от совокупного влияния взаимообусловленных факторов различного порядка (внешние, ситуативные, фоновые, личностные).

2. Деятельностный подход (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев): предмет профессиональной деятельности влияет на формирование и проявление психологических особенностей субъекта труда; уровень профессиональной успешности во многом определяется спецификой психологической структуры деятельности.

3. Субъектно-деятельностный подход (Л.С. Выготский, К.А. Абульханова-Славская, Е.А. Климов): человек как субъект труда инициирует целенаправленные и преобразующие воздействия на объект труда, с целью получения социально значимого результата, в ходе осуществления данного воздействия субъект активно развивается как личность и профессионал; профессиональная успешность определяется уровнем субъектности.

4. Личностный подход (К.К. Платонов, Л.И. Анцыфирова): личность формируется в процессе осуществления ведущей деятельности; личностные характеристики проявляются в ведущей деятельности и оказывают предопределяющее влияние на ее эффективность; профессиональная успешность представляет собой системное свойство субъекта деятельности.

С учетом обобщения существующих подходов мы выделяем следующие концептуальные положения, на которых должно базироваться понимание сущности феномена «профессиональная успешность»:

1. Профессиональная успешность в отличие от социальной определяется более узким кругом специфических условий. Поэтому, не умаляя степени влияния на профессиональную успешность всей совокупности возможных факторов, приоритет должен отдаваться факторам, непосредственно связанным с профессиональной деятельностью.

2. Профессиональная успешность представляет собой интегральную характеристику, как субъекта деятельности, так и самой деятельности. Другими словами, профессиональная успешность, выступая в качестве определенного потенциала личности, реализуется в качестве труда.

3. Профессиональная успешность имеет субъективную и объективную сторону. Субъективная - связана преимущественно со значимостью профессиональной деятельности, удовлетворенностью ею, возможностями и стремлением развиваться как профессионал. Объективная - проявляется в стабильной эффективности осуществляемой профессиональной деятельности.

4. Профессиональная успешность относительно стабильная характеристика эффективности деятельности и субъекта труда в целом, а не в контексте выполнения конкретной профессиональной задачи, или поведения в отдельно взятой сложной ситуации.

5. Важным аспектом в понимании профессиональной успешности является соизмеримость затрачиваемых усилий и достигнутых результатов. Таким образом, высокие результаты, достигнутые в ходе осуществления профессиональной деятельности, должны сочетаться с функциональным комфортом, адекватными нервно-психическими и физическими затратами.

Определившись с пониманием профессиональной успешности, перейдем к рассмотрению кросс-функциональной компетентности как ее детерминанты.

Наше предположение о роли кросс-функциональной компетентности как фактора профессиональной успешности базируется на ряде предположений, а именно:

1. Профессиональная успешность во многом зависит от тенденций функционирования профессиональной среды. В условиях широкомасштабной цифровизации эти условия значительно изменились, для них стали характерны: высокая динамичность изменений; постоянное усложнение; выход за рамки функционала конкретной профессий; требовательность к наличию актуальных в эпоху цифровизации компетенций и т.д. Кросс-функциональная компетентность в значительной степени влияет на стабильность и успешность тех видов профессиональной деятельности, для которых характерны динамичность, непредсказуемость и наличие большого числа полифункциональных элементов.

2. Профессиональная успешность не сводиться к решению отдельных профессиональных задач, однако нельзя отрицать и тот факт, что рациональность поведения и продуктивность при работе со сложными полифункциональными задачами являюсь ее составляющими. Следовательно кросс-функциональную компетентность можно и нужно относить к наиболее значимым личностным ресурсам профессиональной успешности.

3. Кросс-функциональная компетентность является способностью, отвечающей за непрерывное расширение профессионального кругозора, освоение элементов смежных профессий, развитие субъектом деятельности своих полифункциональных возможностей, приращение собственной самоэффективности в осуществлении профессиональной деятельности, готовность выстраивать профессиональный путь с учетом долгосрочных перспектив. Все перечисленные составляющие во многом предопределяют вероятность достижения субъектом профессиональной успешности.

Опираясь на выдвинутые предположения, можно с определенной долей, уверенности утверждать, что кросс-функциональную компетентность целесообразно относить к одному из важнейших факторов достижения профессиональной успешности. Также в связи с актуальностью поднятой проблематики следует отметить, что тщательной разработки требуют такие аспекты поднятой проблемы как: определение сущности и структуры кросс-функциональной компетентности; конкретизация роли кросс-функциональной компетентности в достижении и поддержании профессиональной успешности специалистов различного профиля; выявление условий и подходов способствующих повышению уровня кросс-функциональной компетентности в процессе профессиональной подготовки современного специалиста.

Выводы. Проведенное исследование позволило прийти к следующим выводам:

1. Проблематика профессиональной успешности продолжает сохранять свою востребованность и актуальность. К одному из перспективных направлений ее раскрытия относиться определение личностных ресурсов и факторов

профессиональной успешности. Одним из наиболее значимых личностных факторов профессиональной успешности является кросс-функциональная компетентность.

2. Профессиональная успешность является одновременно характеристикой и деятельности, и субъекта деятельности, т.е. по факту ее можно рассматривать как некий потенциал субъекта деятельности, реализуемый в качестве ее осуществления. Профессиональная успешность комплексный феномен, предполагающий наличие субъективной и объективной составляющей, раскрывающийся применительно к эффективности осуществления деятельности в целом, которая оценивается с учетом соизмеримость затрачиваемых усилий и достигнутых результатов.

3. Кросс-функциональная компетентность - это интегральная способность субъекта профессиональной деятельности, отвечающая за ее продуктивность в контексте реализации полифункциональных возможностей. В условиях цифровизации она приобретает особое значение в плане достижения и поддержания профессиональной успешности.

Литература:

1. Андреева, Ю.В. Создание ситуации успеха как воплощение идеи оптимизма: педагогическая интерпретация теории М. Зелигмана / Ю.В. Андреева // Образование и наука. - 2012. - № 4 (93). - С. 39-49

Педагогика

УДК 378.4

старший преподаватель Малова Мария Марковна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева» («Самарский университет») (г. Самара)

ФОРМИРОВАНИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ У СТУДЕНТОВ ВУЗОВ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ

КАРЬЕРНОГО РОСТА

Аннотация. Статья рассматривает проблему формирования научно-исследовательских навыков у студентов вузов и их применение в последующей профессиональной деятельности. Основываясь на мнениях педагогов-теоретиков, автор выявляет наиболее важные научно-исследовательские навыки, необходимые для обучения в вузе в начале исследовательской карьеры и которые впоследствии могут способствовать продвижению в научной среде. Ссылаясь на источники, автор утверждает, что научно-исследовательские навыки имеют ряд других названий. Так, в бизнес- структурах они обозначаются как «мягкие» навыки (soft skills), в образовании как научно-исследовательские или академические навыки (research skills, academic skills) и другие. Таким образом, в статье используются не только педагогические, но и экономические источники, чтобы обозначить, каким образом и с какой целью научно-исследовательские навыки применимы в сфере труда. В конце статьи автор представляет описание опроса, направленного на выявление сформированности научно-исследовательских навыков у студентов вузов. В статье подробно описаны результаты опроса и представлен рейтинг ответов респондентов, получивших максимальное количество выбора. Согласно полученным результатам, автор делает вывод о том что, наиболее приоритетными для формирования у обучающихся являются навыки самоорганизации и аналитического мышления. Также, основываясь на результатах опроса, автор утверждает о недостаточной сформированности навыков чтения и письма у студентов, и соответственно публикационной активности, где эти навыки могут быть реализованы. Автор указывает на несоответствие в самооценке студентов и считает, что вопрос сформированности научно-исследовательских навыков у студентов вузов требует дополнительного исследования.

Ключевые слова: научно-исследовательские навыки, формирование научно-исследовательских навыков, академические навыки, мягкие навыки, профессиональная деятельность.

Annotation. The article deals with the problem of research skills building of university students and their application in the future professional career. Basing on the opinions of the researchers, the author finds out the most important research skills needed for the university studies which can be considered the beginning of a research career and essential for the promotion in the professional scientific area. According to the sources, research skills have several different names. They are called "soft skills" in business and referred to as "research" or "academic skills" in the education area. Therefore, pedagogical and economical sources have been equally used to demonstrate how to apply research skills in the job market. The analysis of the questionnaire aimed to reveal the readiness of the students' research skills is given at the end of the article. The questionnaire results are described in details and a rating of the highest scored respondent answers is presented. Considering the results obtained, the author concludes that self-organization and analytic skills can be prioritized for building among students. He also supposes that the students' skills of reading and writing have not been developed enough, as well as their publication activity where both of these skills can be fully applied. The author points at the inconsistency having been revealed in the students' self-assessment and considers the question of building students' research skills open for the further study and development.

Key words: research skills, research skills building, academic skills, soft skills, professional career.

Введение. Формирование профессионального и конкурентоспособного научного исследователя в рамках вузовского образования всегда было вопросом номер один, поскольку научный прогресс в нашей стране напрямую зависит от работоспособности и успешности выпускников высших учебных заведений.

Новая парадигма общества, основанная на информатизации и цифровизации, значительно изменила основы межличностной коммуникации, а с ними и подходы к обучению. Согласно сегодняшним требованиям образования, формирование и развитие научно-исследовательских навыков у обучающихся основывается на компетентностном подходе, который в отличие от традиционного не сосредотачивает внимание исключительно на приобретении знаний и формировании специальных навыков, а главным образом ориентирован на их практическое применение. Ученые, работающие в любой научной области, должны не только уметь создавать что-то новое и уникальное, но также обосновывать важность и необходимость использования, представленной ими инновации. Профессионализм исследователя отражается в качестве ведения профессионального диалога с коллегами: гибкости, активности, легкой адаптации в коллективе, взаимосотрудничестве, взаимопомощи.

Соответственно основной задачей образования является создание таких условий, которые бы позволили сформировать и развить умения и навыки, а также профессиональные и личностные качества обучающихся, необходимые для реализации успешной научно-исследовательской деятельности в процессе обучения и по завершении вузовского образования. Таким образом, сосредоточим внимание на анализе научно-исследовательских навыков у обучающихся, как ключевых в перспективе достижения успеха в трудовой деятельности. На основе рассмотрения теоретических источников и результатов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.