Научная статья на тему 'КРИТЕРИИ УСПЕШНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА И ИХ ОЦЕНКА В СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ'

КРИТЕРИИ УСПЕШНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА И ИХ ОЦЕНКА В СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
245
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КРИТЕРИИ УСПЕШНОСТИ / УСПЕХ / УСПЕШНОСТЬ / PROFESSIONAL ACTIVITY / SUCCESS CRITERIA / SUCCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попова Елена Аркадьевна

Через новое понимание необходимых условий, специфических качеств профессиональной деятельности, а также четкого осознания личностных и профессиональных качеств преподавателя получена конкретизация критериев успешности преподавателя ВУЗа. Вопросами рассмотрения успешности профессиональной деятельности преподавателей занимались такие ученые, как: Желтова Е.В., Белкина А.С., Родина О.Н., Теленкова Д.В., Батурина Н.А. и др. Успешная деятельность может быть определена как совокупность психофизиологических и психологических особенностей, которые необходимы преподавателю для достижения определенного уровня результативности, продуктивности и эффективности трудовой деятельности при условии наличия условно-необходимых навыков, умений и знаний. В статье автором рассмотрены критерии успешности преподавателя ВУЗа, например, такие как: удовлетворенность субъекта своей профессиональной деятельностью и социальная значимость деятельности, вклад ее в культуру.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRITERIA FOR SUCCESS OF A UNIVERSITY TEACHER AND THEIR ASSESSMENT IN MODERN PEDAGOGICAL SCIENCE

Through a new understanding of the necessary conditions, specific qualities of professional activity, as well as a clear awareness of the personal and professional qualities of the teacher, a specification of the criteria for the success of a University teacher was obtained. Such scientists as: Zheltova E.V., Belkina A.S., Rodina O.N., Telen-kova D.V., Baturina N.A. and others were engaged in the issues of considering the success of professional activity of teachers. Successful activity can be defined as a set of psychophysiological and psychological characteristics that are necessary for a teacher to achieve a certain level of performance, productivity and efficiency of work, provided that they have conditionally necessary skills, abilities and knowledge. In the article, the author considers the criteria for the success of a University teacher, for example, such as: the subject's satisfaction with his professional activity and the social significance of the activity, its contribution to culture.

Текст научной работы на тему «КРИТЕРИИ УСПЕШНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА И ИХ ОЦЕНКА В СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ»

Критерии успешности преподавателя вуза и их оценка в современной педагогической науке

Попова Елена Аркадьевна,

старший преподаватель кафедры лингвистики и профессиональной коммуникации в области политических наук, Институт международных отношений и социально-политических наук, ФГБОУ ВО «Московский государственный лингвистический университет» E-mail: pelena2008@mail.ru

Через новое понимание необходимых условий, специфических качеств профессиональной деятельности, а также четкого осознания личностных и профессиональных качеств преподавателя получена конкретизация критериев успешности преподавателя ВУЗа. Вопросами рассмотрения успешности профессиональной деятельности преподавателей занимались такие ученые, как: Желтова Е.В., Белкина А.С., Родина О.Н., Теленкова Д.В., Батурина Н.А. и др. Успешная деятельность может быть определена как совокупность психофизиологических и психологических особенностей, которые необходимы преподавателю для достижения определенного уровня результативности, продуктивности и эффективности трудовой деятельности при условии наличия условно-необходимых навыков, умений и знаний. В статье автором рассмотрены критерии успешности преподавателя ВУЗа, например, такие как: удовлетворенность субъекта своей профессиональной деятельностью и социальная значимость деятельности, вклад ее в культуру.

Ключевые слова: профессиональная деятельность, критерии успешности, успех, успешность.

В условиях модернизации высшего образования стали предъявляться новые требования к работе преподавателя ВУЗа и его профессиональной деятельности. Через новое понимание необходимых условий, специфических качеств профессиональной деятельности, а также четкого осознания личностных и профессиональных качеств преподавателя пришла конкретизация критериев успешности преподавателя ВУЗа. Н.С. Головчанова отмечала, что успешностью можно признать «процесс воплощения жизненного смысла, значимого для личности и культуры... субъективно-личностные детерминанты успешности имеют больший потенциал для осознанного достижения состояния успешности» [3, с. 7]. Можно сделать вывод о том, что успешность преподавателя университета - это целый процесс, в ходе которого личностный жизненный смысл отдельно взятого человека, обусловленный культурными традициями, воплощается в профессиональную деятельность, критерием успешности которой будет считаться личностная удовлетворенность преподавателя «профессиональной самореализацией на основе результативности личностных и профессиональных достижений на пути к профессионализму и их признания в профессионально-значимой для субъекта среде» [3, с. 10]. Соотношение понятий «успех» и «успешность» приведена в таблице 1 [1,3,5].

Вопросами рассмотрения успешности профессиональной деятельности преподавателей занимались такие ученые, как: Желтова Е.В., Белкина А.С., Родина О.Н., Теленкова Д.В., Батурина Н.А. и др. В настоящее время стала актуальной проблема смены профессиональной деятельности преподавателя, а именно, уход от стандартной (нормативно-правовой) формы к инновационной, исследовательской и проектировочной. В процессе преподавания в рамках инновационной образовательной среды педагоги расширяют интерактивные методы и методы ориентированного обучения на основании компетенций. Исходя из сказанного, можно сделать вывод о том, что критерии успешности профессиональной деятельности преподавателя ВУЗа обретают новые специфические черты и также могут быть рассмотрены в рамках компетентностно-ориентированной модели преподавателя ВУЗа.

Успешная профессиональная деятельность может быть определена как совокупность психофизиологических и психологических особенностей, которые необходимы преподавателю для достижения определенного уровня результативности, продуктивности и эффективности трудо-

сз о со -а

I=i А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

вой деятельности при условии наличия условно-необходимых навыков, умений и знаний [7]. Критерии успешности профессиональной деятельности педагога подразделяются на внутренние и внешние критерии [8]. Профессиональная успешность - универсальный критерий, связанный с эффективностью и результативности деятельности, ее конечными результатами, универсальность заключается в том, что оценка может исходить как со стороны самого педагога (внутренний анализ), так и со стороны коллег и окружающих (внешний анализ) [1].

Таблица 1. Соотношение понятий «профессиональный успех» и «профессиональная успешность»

Профессиональный успех Профессиональная успешность

объективные достижения личности в профессиональной деятельности, которые проявляются в результативности деятельности, в карьерном продвижении, должностном статусе и др. выступает результатом субъективной, внутренней оценки. которая, согласно В.В. Левченко, «обусловлена переживанием успехов и неудач в профессиональной деятельности. переживанием личностью своего профессионального статуса»

объективный факт достижения профессиональных результатов результат внутренней оценки достигнутого успеха

Головчанова Н.С.: «успех объективное событие, успешность - субъективная оценка его значимости» Арендачук И.В.: профессиональная успешность является «оценочным критерием, как со стороны субъекта деятельности, так и со стороны окружающих и коллег; непосредственно связана с эффективностью и конечными результатами деятельности; выражается в удовлетворенности субъекта своим трудом; является условием профессиональной самореализации»

о с

и

см см

Выделим основные подходы к определению успешности:

• счастье=самореализация=успех;

• успешность профессиональной деятельности дает финансовую независимость;

• успешность профессиональной деятельности дает ощущение наполненности и подлинности жизни.

Важными критериями успешности можно назвать: удовлетворенность субъекта своей профессиональной деятельностью и социальная значимость деятельности, вклад ее в культуру. В.Н. Дружинин, исследуя мотивацию к достижениям и влияние способностей на достижение успеха в профессиональной деятельности [4], говорил о том, что залогом успешности профессиональной деятельности и решения познавательно-творческих задач является развитие обще-специальных способностей, мотивации и личностных качеств. В процессе решения профессиональных задач успешность преподавателя зависит от индивидуального уровня развития мотивации к достижению успеха и на-

деждой на успешную деятельность. Озвученная мотивация проявляет себя в адекватной реакции на успех и неудачу, высоком уровне притязаний, настойчивости и т.д. Как считал, В.Н. Дружинин нормальная мотивация чаще всего взаимосвязана с высоким интеллектом [2].

Развитие успешности профессиональной деятельности преподавателя ВУЗа можно рассматривать через развитие профессиональных компетенций педагога. Более того, некоторые авторы совмещают понятия «компетентность» и «успешность». Например, такого мнения придерживаются В.Е. Медведев и Ю.Г. Татур, компетентность они рассматривают как готовность и стремление реализовать свой потенциал в практической творческой профессиональной деятельности, а компетенцию - как подтвержденную готовность преподавателя использовать свой потенциал для успешной профессиональной деятельности [6, с. 46-47]. Из этого можно сделать вывод, что успешность преподавателя ВУЗа может быть определена степенью готовности и способности реализовывать творческий потенциал в своей педагогической деятельности. Банщикова Т.Н. и Лазаренко Л.А. считают, что успешность преподавателя ВУЗа находится в прямой взаимосвязи с уровнем сформиро-ванности профессиональных компетенций.

Не менее важным критерием успешности преподавателя ВУЗа является готовность и умение вести инновационную деятельность, данный критерий зависит от способности педагога преодолевать напряженность инновационной образовательной среды ВУЗа.

Умение ценить время, находится продолжительное время на высоком уровне работоспособности в условиях повышенной нагрузки является, также является одним из критериев успешности. В ситуациях, когда желаемые результаты не были достигнуты в методической, научной или учебной работе преподавателя ВУЗа в обязательном порядке необходимо проведение анализа особенностей организации профессиональной деятельности конкретного педагога.

Другим критерием успешности деятельности педагога можно назвать умение управлять записями, так как педагогический процесс требует высокой подготовки, записи лекций, дидактического материала и других вспомогательных материалов, которые помогают систематизировать имеющиеся данные, хранить и вовремя использовать. В настоящее время более актуальными стали систематизированные электронные записи, сделанные на ноутбук, планшет, смартфон и пр., что помогает в дальнейшем быстро актуализировать имеющуюся информацию и оперативно использовать. Именно порядок и система в ведении данных педагогических записей является важным критерием эффективной работы.

Еще одним важным критерием успешности преподавателя ВУЗа является умение применять креативный подход в учебной деятельности. Таким образом, рассматривая критерии успешности

профессиональной деятельности, можно разделять их:

• на внутренние и внешние;

• удовлетворенность субъекта своей профессиональной деятельностью и социальную значимость деятельности, вклад ее в культуру;

• умение эффективно использовать имеющееся время, умение вести систематично записи, умение реализовывать креативный подход в учебной деятельности, умение вести инновационную учебную деятельность, умение повышать свою стрессоустойчивость.

Литература

1. Арендачук И.В. Структурно-функциональная организация профессионализма личности в научно-педагогической деятельности: автореферат дис. ... кандидата психологических наук. - Саратов, 2008. - 29 с.

2. Банщикова Т.Н. Профессиональная компетентность как фактор профессиональной успешности педагога / Т.Н. Банщикова, Л.А. Лаза-рен-ко // Известия Южного Федерального Университета. Технические науки - 2006. - № 14. -С. 3-8.

3. Головчанова Н.С. Социально-психологические характеристики успешности региональной элиты: автореферат дис. . кандидата психологических наук. - Ярославль, 2010. - 26 с. Страница 7

4. Деркач А.А. Акмеологические основы развития профессионала. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2004. - 752 с.

5. Левченко В.В. Секреты успеха и успешности современного человека: монография. - М.: ФЛИНТА, 2014. - 259 с.

6. Медведев В.Е. Подготовка преподавателя высшей школы: компетентностный подход / В.Е. Медведев, Ю.Г. Татур // Высш. образование в России. 2007. - № 11. - С. 46-56.

7. Панфилова А.П. Имидж делового человека: учебное пособие / А.П. Панфилова - СПб.: ИВ-ЭСЭП, Знание, 2007. - 356 с.

8. Бавистер С. Основы НЛП: Успех в профессиональной, общественной и личной жизни / С. Бавистер, А Викерс - Пер. с англ. Т. Новиковой. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2010. - 336 с.

CRITERIA FOR SUCCESS OF A UNIVERSITY TEACHER AND THEIR ASSESSMENT IN MODERN PEDAGOGICAL SCIENCE

Popova E.A.

Moscow State Linguistic University (MSLU)

Through a new understanding of the necessary conditions, specific qualities of professional activity, as well as a clear awareness of the personal and professional qualities of the teacher, a specification of the criteria for the success of a University teacher was obtained. Such scientists as: Zheltova E.V., Belkina A.S., Rodina O.N., Telen-kova D.V., Baturina N.A. and others were engaged in the issues of considering the success of professional activity of teachers. Successful activity can be defined as a set of psychophysiological and psychological characteristics that are necessary for a teacher to achieve a certain level of performance, productivity and efficiency of work, provided that they have conditionally necessary skills, abilities and knowledge. In the article, the author considers the criteria for the success of a University teacher, for example, such as: the subject's satisfaction with his professional activity and the social significance of the activity, its contribution to culture.

Keywords: professional activity, success criteria, success, success.

References

1. Arendachuk I.V. Structural and functional organization of personal professionalism in scientific and pedagogical activity: author's abstract of dis. ... candidate of psychological Sciences. -Saratov, 2008. - 29 p.

2. Banshchikova T.N. Professional competence as a factor of professional success of a teacher / T.N. Banshchikova, L.A. Lazaren-Ko // Proceedings Of The Southern Federal University. Technical Sciences-2006. - No. 14. - P. 3-8.

3. Golovchanova N.S. Socio-psychological characteristics of the success of the regional elite: abstract of the candidate of psychological Sciences. - Yaroslavl, 2010. - 26 p. Page 7

4. Derkach A.A. Akmeologicheskie osnovy razvitiya profession-al-M.: Moscow psychological and social Institute, 2004. - 752 p.

5. Levchenko V.V. Secrets of success and success of modern man: monograph. - Moscow: FLINT, 2014. - 259 p.

6. Medvedev V.E. Training of a higher school teacher: a competence approach / V.E. Medvedev, Yu.g. Tatur / / Higher. education in Russia. 2007. - No. 11. - Pp. 46-56.

7. Panfilova A. p. Image of a business person: textbook / A.P. Panfilova-St. Petersburg: ivesep, Znanie, 2007. - 356 p.

8. Bavister S. Fundamentals of NLP: Success in professional, social and personal life / S. Bavister, and Vickers-Per. with eng. T. Novikova. - M.: fair PRESS, 2010 - - 336 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.