Психолого-педагогические аспекты становления и развития личности
Psychological and pedagogical aspects of personality formation and development
Научно-практическая статья
УДК 378; 159.9 © Н. А. Деева, С. А. Павлова, 2021
DOI: 10. 24412/1999-6241-2021-1-84-16-24
19.00.01 Общая психология, психология личности, история психологии 13.00.08 Теория и методика профессионального образования
Представления преподавателей высшей школы о профессиональной успешности: противоречия и требования реальности
Деева Наталья Александровна \
кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии и педагогики.
ORCID: 0000-0003-0687-0472. E-mail: [email protected] Павлова Светлана Алексеевна 2,
кандидат психологических наук, доцент, заместитель начальника кафедры психологии и педагогики.
ORCID: 0000-0003-3196-8834. E-mail: [email protected] 1 2 Краснодарский университет МВД России, 350005, Краснодар, ул. Ярославская, 128, Россия
Реферат
Введение. Рассмотрена актуальная проблема представлений о профессиональной успешности как сложного интегративного феномена, выполняющего функцию соотнесения собственной траектории профессионального развития с требованиями реальности. Указана значимость исследования представлений о профессиональной успешности современного преподавателя как необходимого условия построения собственной профессиональной успешности в соответствии с запросами реальности. Цель состоит в изучении структуры представлений современного преподавателя высшей школы о собственной профессиональной успешности. Материалы и методы. Исследование проводилось на выборке преподавателей образовательной организации МВД России в количестве 125 человек с использованием модифицированного варианта авторской анкеты «Жизненная успешность». При обработке эмпирических данных применялись пакет программ SPSS 25.0 и Excel, методы описательной статистики. Проведен корреляционный и факторный анализ. Результаты и обсуждение. Выявлена и обозначена основная проблема расхождения представлений с запросами реальности. Выделена структура представлений о профессиональной успешности, основными компонентами которой являются представления о ценностных основаниях успешности; о личностных качествах, обусловливающих успешность; об эмоциональных состояниях, присущих процессу и результату достижения успеха. Эмпирически исследованы структурные компоненты представлений, выявлены их особенности и противоречия требованиям реальности: в области наиболее значимых личностных качеств и ценностных ориентаций, обеспечивающих успешность профессиональной деятельности современного преподавателя; усугубление отрицательных явлений в зависимости от возраста и стажа педагогической деятельности в плане осмысленности и положительной модальности переживаний, сопутствующих успешности. Выводы. Выявлены особенности представлений о профессиональной успешности: ориентация на устаревшие образцы профессиональной успешности преподавателя высшей школы; наличие социально-духовной и статусно-прагматической ценностно-ориентационной направленности в определении профессиональной успешности; связанное с возрастом усиление отрицательной модальности переживаний, свойственных ситуации профессионального успеха; экзистенциальные проблемы профессиональной успешности преподавателя высшей школы.
Ключевые слова: представления; профессиональная успешность; преподаватель высшей школы; представления о профессиональной успешности; ценности; личностные качества; эмоциональные переживания.
Для цитирования: Деева Н. А., Павлова С. А. Представления преподавателей высшей школы о профессиональной успешности: противоречия и требования реальности // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2021. Т. 26, № 1(84). С. 16-24. DOI: 10. 24412/1999-6241-2021-1-84-16-24
Основные положения
1. Ситуация, складывающаяся в современном высшем образовании, провоцирует формирование у преподавателей позиции собственной профессиональной некомпетентности, которая во многом зависит
от адекватности представлений о профессиональной успешности.
2. Рассогласование представлений преподавателей высшей школы о профессиональной успешности с требованиями реальности препятствует их профес-
сиональному росту, освоению и совершенствованию профессиональных компетенций.
3. Исследование особенностей представлений преподавателей высшей школы о профессиональной успешности позволит выявлять проблемные моменты личностной составляющей профессиональной деятельности и прогнозировать цели повышения квалификации.
Введение
Актуальность, значимость и сущность проблемы.
Актуальность проблемы профессиональной успешности личности обусловлена скоростью прогрессивных изменений в обществе, где требования к профессионалу стремительно изменяются. При этом у человека может складываться представление об успешности своей профессиональной деятельности, не отвечающее запросам и вызовам реальности. Перед личностью как перед профессионалом ставятся задачи, связанные с пониманием значимости и смысла своей профессиональной деятельности, способностью быстро учиться, осваивать совершенно новые компетенции и реализовываться в профессиональной деятельности. Данное противоречие в различной степени может осознаваться личностью и обусловливать спектр психологических явлений: психические состояния негативного круга, внутренние конфликты, экзистенциальные кризисы, неэффективность в решении профессиональных задач. В свою очередь адекватное представление о профессиональной успешности в какой-либо сфере влияет на построение траектории профессионального развития, постановку и продуктивное решение профессиональных задач.
Обозначенная проблема присутствует и в профессиональной деятельности преподавателя высшей школы. Исследователи отмечают наличие кардинальной трансформации деятельности преподавателя [1], обусловленную реформационными процессами в образовании. Быстрота, асинхронность, а подчас и противоречивость данных процессов ставят преподавателя в позицию «некомпетентности» или профессиональной неуспешности. На фоне всех этих факторов особенно остро встает проблема требований к функционалу преподавателя, выявлению и освоению принципиально новых компетенций и профессиональной подготовки преподавателя 1 [1-3]. В свою очередь профессиональная успешность и стремление личности к ней обусловливают повышение осмысленности и значимости собственной профессиональной деятельности, мотивируют преподавателей на саморазвитие и самосовершенствование [4].
Объектом исследования является профессиональная успешность преподавателя высшей школы.
Предметом исследования выступают представления о профессиональной успешности преподавателя высшей школы.
Дизайн эмпирического исследования. Проблема исследования определена противоречивостью имеющихся представлений о профессиональной успешности и требований реальности к преподавателю высшей школы,
несогласованностью результатов эмпирических исследований, затрагивающих вопросы представлений о профессиональной успешности преподавателя высшей школы, недостаточной структурированностью понимания представлений о профессиональной успешности.
Результаты анализа исследуемой проблемы позволили сформулировать гипотезу о том, что представления преподавателей о профессиональной успешности будут иметь расхождения с требованиями реальности в плане наиболее значимых ценностных ориентаций и личностных качеств и сопровождаться особенностями превалирующих эмоциональных состояний.
Проблема исследования представлений о профессиональной успешности преподавателя высшей школы. В современных педагогических и психолого-педагогических исследованиях уделяется внимание проблематике, так или иначе связанной с представлениями о профессиональной успешности преподавателя образовательных учреждений высшего образования. Так, активно исследуются качества личности преподавателя, необходимые для успешной профессиональной деятельности (Ф. Л. Ратнер [5], Е. С. Романчук [6], И. А. Бори-сенко [7], М. В. Силантьева [8] и др.). В исследованиях, проводимых в первые десятилетия XXI в., приоритетные качества успешного преподавателя хронологически составляют различные группы. Так, в первом десятилетии наиболее важными качествами выступают морально-нравственные (честность, справедливость, доброта [5; 6]), далее акцент смещается на профессиональные способности (практическая подготовка, опыт, педагогическая гибкость, творчество [7], эмоциональная компетентность [8], способность мотивировать и увлекать аудиторию [9]), в последних исследованиях наиболее значимыми являются качества, отражающие уровень развития soft-skills (ответственность, терпимость, коммуникабельность, прогрессивность, информированность и жизненная мудрость [10]).
Исследователи рассматривают весьма широкий спектр личностных качеств, осуществляя попытки их структурирования на профессиональные и личностные блоки.
Определенную структурированность представлениям об успешности профессиональной деятельности задают исследования различных компонентов Я-образа и имиджа преподавателя С. Д. Якушева [10], Н. А. Цвет-кова, Е. А. Петрова, В. В. Горшкова [9], М. А. Лукашенко, А. А. Ожгихина [11]. По мнению С. Д. Якушевой, восприятие имиджа преподавателя студенческой аудиторией как интегративного качества личности, синтеза интеллектуальной, габитарной, кинетической, речевой, средовой и артистической культуры зависит от специфики деталей его образа в определенных ситуациях [10].
В исследовании, проведенном Н. А. Цветковой, Е. А. Петровой, В. В. Горшковой, заостряется внимание на том, что зеркальный имидж преподавателя не вполне соответствует современным тенденциям образования и требует пересмотра [9]. М. А. Лукашенко и А. А. Ожги-
1 Атлас новых профессий. URL: http://atlas100.ru (дата обращения: 17.02.2020).
хина делают вывод о неоднозначном отношении студентов к преподавателям, связанном в первую очередь с недостаточностью профессионализма в области академических знаний и применения педагогических технологий, неумением мотивировать и увлечь студента [11].
Таким образом, результаты имеющихся исследований не создают единой и непротиворечивой картины представлений о профессиональной успешности преподавателя высшей школы.
Профессиональная успешность как аспект жизненной успешности личности. Для того чтобы говорить о представлениях, связанных с успешностью преподавателя, как о структурном образовании, необходимо обратиться к пониманию профессиональной успешности. Профессиональная успешность в психологии — сложный и многомерный феномен, к изучению которого подходят с различных методологических позиций, определяя его содержание и структуру. Исследователи выделяют различные составляющие профессиональной успешности, которые можно объединить в две категории — внешние, или объективные (связанные с результативностью), и внутренние, или психологические (связанные с наличием определенных качеств, мотивов, эмоциональных состояний личности, общей удовлетворенностью своей деятельностью). Данные составляющие в совокупности представляют собой оценочный критерий (самооценка, оценка со стороны субъектов: экспертов, коллег, потребителей) эффективности и конечных результатов деятельности, который выражается в удовлетворенности субъекта своим трудом и является условием профессиональной самореализации [12]. По мнению С. А. Дружилова, успешной деятельностью выступает такая, «результаты которой обладают необходимой социальной и личностной значимостью и, в целом, соответствуют первоначально поставленным целям деятельности. В этом случае успешная профессиональная деятельность выступает как реализованная направленность личности на успех в конкретной сфере профессиональной активности в социуме» [13]. В. В. Московский профессиональную успешность преподавателя определяет как «интегральное состояние специалиста, взаимодействие его индивидуальных, личностных и субъектных качеств, отражающее высокую степень профессионализма, достижения оптимальных результатов в преподавательской деятельности адекватно поставленным целям, удовлетворение этими результатами и их соответствие требованиям социума, предъявляемым к педагогу высшей школы как творчески саморазвивающейся личности» [4]. Профессиональный успех выражается через высшую степень «творческого своеобразия конечного результата или продукта деятельности» [14].
Успешность личности в профессиональной деятельности служит одним из показателей психологического здоровья и обладает мощным ресурсным потенциалом [15-18]. Профессионально успешная личность наиболее успешна в жизни, ведь профессия является одним из ориентиров ценностно-смыслового определения, способствует оформлению целостности жизненного пути и самореализации. Жизненная успешность может быть
рассмотрена как совокупность успеха личности и успеха профессионала.
Успех — это показатель субъектности, а успешность — ее необходимый атрибут, который участвует в процессе саморегуляции. Субъект, достигая успеха в чем-либо, соприкасается с результатом как с некой границей, отражаясь от которой подтверждает свое существование. С позиций регулятивного и ресурсного подходов, реализующих принципы субъектности и системности, жизненная успешность понимается как интегративный метаресурс в системе саморегуляции, осуществляющий функцию рефлексивного сопоставления социальных и индивидуальных представлений о жизненной успешности в целях построения и реализации собственной жизненной программы и проявляет себя как: 1) совокупность особых рефлексивных механизмов, функционирующих в ценностно-смысловом пространстве личности в иерархической взаимосвязи «цель—ценность—бытие» и направленных на понимание соотношения цели и результата деятельности с учетом их социальной значимости и бытийной осмысленности; 2) интегральное свойство личности, состоящее из структурно-функциональных блоков личностных качеств, обеспечивающих направленность, волевую регуляцию, рефлексию и социально-психологическую сторону функционирования механизмов жизненной успешности; 3) эмоциональное состояние (переживание), возникающее в процессе достижения цели и оценивания результата, сопровождающегося позитивным тоном, оказывающим активизирующее влияние на личность [19].
Взаимосвязанные составляющие феномена жизненной успешности (механизм, свойство и состояние) определяют структуру профессиональной успешности. При этом ценностно-рефлексивные механизмы функционирования успешности, личностные качества, необходимые для ее достижения, и переживаемые состояния преломляются через призму ценностей, целей и результатов профессиональной деятельности.
Данная структура позволяет более целостно подойти к изучению представлений о профессиональной успешности личности, а именно представлений о ценностных ориентациях, необходимых личностных качеств для этого достижения и тех эмоциональных состояний, которые сопровождают процесс и результат достижения успеха.
Таким образом, представления о профессиональной успешности понимаются нами как представления о трех взаимосвязанных составляющих: представления о рефлексивных механизмах и ценностных основаниях успешности; представления о личностных качествах, обусловливающих успешность; представления об эмоциональных состояниях, присущих процессу и результату достижения успеха.
Материалы и методы
В исследовании приняли участие преподаватели Краснодарского университета МВД России в количестве 125 человек, из них 83 мужчины и 42 женщины в возрасте от 22 до 55 лет, их педагогический стаж колеблется в диапазоне от 5 до 28 лет.
Для изучения представлений о собственной профессиональной успешности преподавателей был применен модифицированный вариант авторской методики «Жизненная успешность» [20]. Методика представляет собой опросник, состоящий из нескольких частей, которые прошли проверку на внутреннюю согласованность, содержательную и конструктную валидность. Теоретической основой методики явилось понимание содержания и структуры профессиональной и жизненной успешности в рамках регулятивного и ресурсного подходов. Содержательное наполнение опросника было определено при помощи метода тематического анализа теоретических и эмпирических исследований в области психологии, социальной философии, социологии и педагогики, посвященных проблематике жизненной и профессиональной успешности, а также текстов структурированного эссе на тему «Современный успешный преподаватель», проводимого с различными категориями респондентов: преподавателями, курсантами, студентами, адъюнктами. Первая часть методики направлена на исследование обобщенного представления о жизненной успешности. Вторая — на исследование представлений о ценностных ориентациях профессионально успешного преподавателя. Третья — на изучение представлений о качествах личности, обусловливающих профессиональную успешность. Четвертая — на изучение выраженности эмоциональных переживаний, характерных для ситуаций успеха, и оценку данных переживаний по степени их присутствия в собственной профессиональной деятельности.
При обработке эмпирических данных использован пакет программ SPSS 25.0 и Excel, с помощью которых были применены методы описательной статистики, проведен корреляционный и факторный анализ.
Результаты и обсуждение
Субъективная оценка собственной профессиональной успешности. При субъективной оценке собственной профессиональной успешности по десятибалльной шкале отношений основная часть респондентов показала результаты выше среднего (рис. 1).
Средняя оценка по выборке составила 6,82 балла при стандартном отклонении 2,037, что в целом говорит о благоприятной картине. Респонденты в основном считают себя успешными преподавателями и с этой позиции выстраивают свои представления о профессиональной успешности.
В первой части методики предлагалось ответить на открытый вопрос: «Современный успешный преподаватель — это...». Качественный анализ развернутых ответов позволил выявить наиболее часто встречающиеся смысловые конструкты. Так, современный успешный преподаватель определяется респондентами как личность, обладающая набором необходимых характеристик и ценностных ориентаций (70% выборки): эрудицией, целеустремленностью, волей, нравственностью, моральной устойчивостью, стремлением к саморазвитию, движением в ногу со временем, духовностью и т. п. 50% выборки отметили в определении профессионально успешного преподавателя наличие педагогических (дидактических и организаторских) способностей: способность передать материал, мотивировать, воздействовать. Ролевые характеристики использовали 45% опрошенных (профессионал, наставник, друг). Так, представления о профессиональной успешности преподавателя выстраиваются в поле характеристик личности и ценностей, которые задают рамки для представлений о профессионально важных качествах и ролевого функционала педагога.
Ценностные ориентации успешного преподавателя. При исследовании представлений о приоритетных ценностных ориентациях, лежащих в основе профессиональной успешности преподавателя, респондентам предлагалось ранжировать список из пятнадцати ценностей по степени их значимости (табл. 1).
Таблица 1. Представления о значимости ценностных ориентаций для современного успешного преподавателя
(Table 1. Perception of significant value orientations for a modern successful teacher)
Рис. 1. Частота встречаемости оценки респондентами собственной профессиональной успешности
по десятибалльной шкале, % (Fig. 1. Frequency of the respondents' assessment of their own professional success on the sten scale, %)
Ценности Статистические показатели
Х±о m дисперсия, %
1. Семья 4,87±3,55 0,37 12,63
2. Саморазвитие 5,00±3,59 0,35 12,88
3. Интересная работа 5,73±5,20 0,52 27,05
4. Материальное благополучие 6,34±4,02 0,42 16,18
5. Образование 6,63±4,88 0,50 23,81
6. Карьера 6,65±4,54 0,47 20,62
7. Здоровье 7,00±4,59 0,47 21,08
8. Владение информацией 7,74±4,63 0,48 21,45
9. Духовный рост 8,01±4,35 0,47 18,96
10. Достижения 8,21±4,07 0,41 16,58
11. Дружба 9,15±3,47 0,36 12,06
12. Социальный статус 9,39±3,77 0,39 14,20
13. Любовь 9,53±4,03 0,44 16,20
14. Смысл жизни 9,65±4,25 0,46 18,09
15. Независимость 10,13±3,78 0,41 14,25
Примечание. Чем выше ценность находится в списке, тем большую значимость она имеет
Результаты исследования показали, что наибольшую значимость имеет ценность семьи. Значимость данной ценности является традиционной для российского общества, что подтверждают данные социологических и психологических исследований. Однако интересным моментом здесь является то, что респонденты рассматривают ценность семьи как основу профессиональной успешности. Современный преподаватель — это не одиночка-индивидуалист, а личность, гармонично сочетающая реализацию в таких жизненных сферах, как семья и профессия. На втором месте по значимости стоят саморазвитие и интересная работа. Важность данных ценностей свидетельствует о том, что профессиональная успешность связана с процессуальной стороной, где показателями в первую очередь выступают заинтересованность и мотивированность личности. Четвертое место по значимости занимает ценность материального благополучия, что является немаловажным и отражает тенденции современного общества. Одним из показателей престижности профессии, положительного имиджа и востребованности профессионала выступает его материальный доход. Ценность образования замыкает пятерку наиболее значимых ценностей.
Наименьшую значимость в представлениях респондентов для профессиональной успешности преподавателя имеют такие ценности, как социальный статус, любовь, смысл жизни и независимость. Низкая значимость ценности социального статуса, возможно, объясняется тем, что для преподавателя и для общества вполне понятен его статус, и он не является в данном случае показателем успешности преподавательской деятельности. Низкая значимость смысла жизни как ценности, вероятно, говорит о том, что в представлениях испытуемых профессия не входит в круг жизненных смыслов успешного преподавателя, что служит настораживающим фактором для такого рода профессиональной деятельности. Независимость оценивается как самая незначимая ценность в плане профессиональной успешности, хотя выступает одной из приоритетных координат жизненной успешности личности. Соответственно, в представлениях преподавателей профессиональная успешность не предполагает выстраивания собственной стратегии, принятия самостоятельных решений.
В результате корреляционного анализа была выявлена взаимосвязь некоторых ценностных ориентаций с возрастом и стажем преподавательской деятельности (табл. 2).
Таблица 2. Взаимосвязь представлений о значимости ценностных ориентаций для успешного преподавателя с возрастом и стажем преподавательской деятельности (Table 2. Interrelations of views of significant value orientations
for a successful teacher with age and teaching experience)
Примечания: * достоверность корреляции при р<0,05; ** достоверность корреляции при р<0,01
Такие ценности, как интересная работа, независимость, смысл жизни, респондентов с наибольшим стажем и возрастом имеют меньшую значимость в представлениях о профессиональной успешности преподавателя. При этом владение информацией и образование, напротив, наиболее актуальны.
Факторный анализ позволил выявить связи между выбираемыми ценностями. Сочетание переменных в данном случае обозначает ценностно-ориентационную направленность респондентов, а также их позицию по отношению к ценностям успешного преподавателя. В результате факторизации ценностей с использованием метода главных компонент было извлечено два фактора с собственными значениями больше единицы, которые выражают субъективные представления о ценностях успешного преподавателя (табл. 3). Эти факторы подверглись вращению по методу Варимакс и объясняют 54% совокупной (общей) дисперсии.
Таблица 3. Результаты факторного анализа представлений о ценностных ориентациях современного успешного преподавателя (Table 3. Results of factor analysis of visions of value orientations of a modern successful teacher)
Матрица повернутых компонент
Ценности Компонента
1 2
Владение информацией -0,83 —
Образование -0,77 -0,19
Любовь 0,65 -0,27
Семья 0,64 —
Достижение результата -0,61 -0,16
Духовный рост 0,47
Здоровье — -0,68
Карьера 0,13 0,65
Смысл жизни 0,44 -0,64
Интересная работа -0,17 0,61
Материальное благополучие 0,28 0,52
Социальный статус 0,21 0,43
Независимость — 0,35
Саморазвитие — 0,17
Дружба 0,11
Фактор 1 (дисперсия 32,94%) охватывает такие переменные с наиболее высокими положительными нагрузками, как любовь, семья, духовный рост и смысл жизни, и переменные с отрицательными нагрузками: владение информацией, образование и достижение результата. В целом данную направленность можно охарактеризовать как социально-духовную, не нацеленную на деловые достижения.
Фактор 2 (дисперсия 24,06%) включает в себя такие переменные с наиболее высокими положительными нагрузками, как карьера, интересная работа, материальное благополучие, социальный статус и независимость, и переменные с отрицательными нагрузками: здоровье и смысл жизни. В целом данную направленность можно охарактеризовать как статусно-прагматическую, нацеленную на деловые достижения в ущерб здоровью и осмысленности жизни в целом.
Ценности Возраст Стаж преподавательской деятельности
Интересная работа -0,25* —
Независимость -0,25* —
Смысл жизни -0,22* -0,30**
Владение информацией — 0,23*
Образование — 0,21*
Представления о личностных качествах успешного преподавателя. При исследовании представлений о личностных качествах, присущих успешному преподавателю, респондентам предлагалось выбрать пять наиболее значимых из тридцати предложенных качеств.
Наибольшую выраженность имеют эрудиция, эмоциональная уравновешенность, ответственность, дисциплинированность, увлеченность деятельностью, потребность в саморазвитии (рис. 2).
Данные качества по большей части принадлежат к блокам эмоционально-волевой регуляции, направленности и когнитивных способностей. Наряду с этим такие качества, как рефлексия, эмпатия, жизнестойкость и развитое воображение, в представлениях респондентов имеют наименьшую выраженность. Данный факт является настораживающим, так как рефлексивные и социально-перцептивные способности служат неотъемлемой частью профессиональной педагогической деятельности, а также относятся к так называемым мягким навыкам, которые составляют необходимое условие успешности деятельности современного профессионала. Жизнестойкость — интегративное качество личности, которое связано с активизацией ресурсного потенциала и решением разнообразных жизненных задач. Развитое воображение лежит в основе творческого подхода к осуществлению профессиональной деятельности.
Рис. 2. Представления о выраженности личностных качеств успешного преподавателя (Fig. 2. Views of intensity of the successful teacher's personal qualities)
Эмоциональные переживания, характерные для ситуации профессионального успеха. При исследовании субъективной оценки присутствия эмоциональных переживаний, характерных для ситуации успеха в собственной профессиональной деятельности, респондентам предлагалось оценить их выраженность по семибалльной дискретной шкале отношений от -3 до +3 баллов в зависимости от модальности переживания (рис. 3).
J^FinCTh'iprllblü.'TI-lLYiUlA
nftfMiKTD
|.:-iHK ГЬ
ЙОДр« Г1.
уДЛМЛ^ 1 lhl[41IIHKTi. nfOlhilXOLH
II-LIIIPH IIL-II IlLtJ Г1| ■—I
«HkKWHHom ^
KKTvpi
0 из 1.0 L,ü 2.(i
Рис. 3. Представления о выраженности эмоциональных переживаний, связанных с профессиональной успешностью (Fig. 3. Vision of intensity of emotional experiences connected with professional success)
Наибольшая выраженность по сравнению с другими показателями, но при этом на среднем уровне шкалы (2,08) присуща переживанию интереса. Наименее выражены такие переживания, как чувство осмысленности деятельности (1,33) и восторг (1,23). В целом показатели выраженности эмоциональных переживаний находятся на уровне ниже среднего по предложенной шкале. При этом корреляционный анализ (использовался критерий Спирмена) выявил наибольшее количество взаимосвязей между выраженностью эмоциональных переживаний с самооценкой профессиональной успешности (табл. 4).
Таблица 4. Взаимосвязь показателей выраженности
эмоциональных переживаний с самооценкой профессиональной успешности, возрастом и стажем преподавательской деятельности (Table 4. Interrelation of indicators of intensity of emotional experience and self-esteem of professional success, age and teaching experience)
Эмоциональные переживания Самооценка профессиональной успешности Возраст Стаж преподавательской деятельности
Удовлетворенность результатом 0,30** -0,08 -0,08
Удовлетворенность процессом 0,37** -0,10 -0,15
Удовлетворенность собой 0,40** -0,21* -0,14
Наполненность жизни 0,16 0,01 -0,05
Осмысленность жизни 0,30** 0,11 0,02
Интерес 0,35** -0,09 -0,21*
Радость 0,30** -0,14 -0,16
Восторг 0,37** -0,12 -0,18*
Гордость 0,41** -0,11 -0,23*
Бодрость 0,28** -0,07 -0,21*
Примечания: * достоверность корреляции при р<0,05; ** достоверность корреляции при р<0,01
Ч^Л'ШлН л
i'iiinHMMMIii ¡г|Л11»нчм1исн1ккть* OTIKTCllKHIICTEft. JIlLHIIJI.lHIHIipiMJMIL'.FlTV уЛДОМНЮТ 1Ь Д£АТ?Г11.1ККТЫО
пнрАиоль Кчмор^вшии
■ IiüMkI Ь ниш кннч
YJKIILIf робот Ei UMjum1 VlM^IIIHK'Ib В. i'fW
крдочнылсг*
ГН^ИКТЬ ПОК.КН1Н ^IHKxrftHKTb KJII MMLy
Dfdau IM ишжп ■квдсхройлпосп ■ннпсмнсп л^гиычня долнмамл цитх»
HMhilrinlnhhhlb
■ I рн Ч И IM I rjnm 111 w JhT11lllll.1 ЖМ ММ1111Ы NO IHI.IIJt
лндергпиэ
ДОЩДЛМШЙ l:lirL |h.-J ji;m. гли-чи гчц гь pr-JTIknillkklli циптют гслфштюстъ
(шинкспшса
1K4IIJT1I.4
енэксстоАНОСТЪ
рйШИТчК ИЛГСйрйЖь'МП?
I +я .yt
Я з73
м J5.I9 м ЗЬИ
I .'.к№
, 3-2ЛЙ
I 1Г.-И
№
юч-
№
Чем выше респонденты оценивают уровень собственной профессиональной успешности, тем в большей степени в их представлениях выражены эмоциональные переживания позитивного круга, которые должны быть присущи успешному преподавателю.
Необходимо отметить, что такой показатель, как удовлетворенность собой, обнаружил отрицательную взаимосвязь с возрастом. Для наиболее возрастных преподавателей удовлетворенность собой либо снижается, либо является незначимым показателем успешности профессиональной деятельности. Отрицательные корреляции обнаружились также между стажем преподавательской деятельности, интересом, восторгом, гордостью и бодростью, что может свидетельствовать о профессиональном выгорании.
Выводы
По результатам эмпирического исследования представления преподавателей о профессиональной успешности можно охарактеризовать следующим образом.
1. Преподаватель в представлениях респондентов — это в первую очередь эрудит, владеющий собой, стремящийся к самосовершенствованию и увлеченный выполняемой деятельностью. При этом наименьшую выраженность имеют качества, связанные с soft-skills, жизнестойкостью и творческим началом. Данные качества в совокупности представляют собой важную детерминанту успешности современного профессионала и уже оформлены как запрос общества, однако респонденты не включают их в свои представления и, вероятно, не уделяют им должного внимания в реальной профессиональной деятельности. В этом, на наш взгляд, обнаруживается расхождение субъективных представлений об успешности преподавателя и требований реальности.
2. Ценностно-ориентационная направленность определяет две линии в представлениях о профессиональной успешности преподавателя: социально-духовную и статусно-прагматическую.
3. Наибольшую значимость в представлениях об успешности преподавателя имеют традиционные ценностные ориентации, а также ценности, направленные на личностное развитие. При этом ценности, которые задают стратегическое направление успешности (смысл жизни, любовь, независимость), менее значимы.
4. Преподаватели молодого поколения профессиональную успешность представляют во взаимосвязи с реа-
лизацией жизненных ориентаций в целом, воплощением смысла жизни.
5. Эмоциональные переживания, свойственные ситуации профессионального успеха, имеют положительную модальность и среднюю степень выраженности. В наименьшей степени проявляются переживания, связанные с такими экзистенциальными чувствами, как осмысленность и наполненность жизни, удовлетворенность процессом.
6. Отрицательные корреляции возраста, стажа преподавательской деятельности с позитивными эмоциональными переживаниями могут свидетельствовать о деструктивных проявлениях профессиональной деформации, а именно профессиональном выгорании педагога. Это в свою очередь может быть следствием расхождения субъективных представлений о профессиональной успешности и запросом реальности.
Таким образом, в исследуемой выборке субъективные представления преподавателей о профессиональной успешности позиционируются как сложное интегративное образование, выполняющее функцию соотнесения и согласования собственных ориентиров с запросами окружающей реальности, имеют черты рассогласованности, связанные с возрастом и стажем педагогической деятельности, в области ведущих ценностных ориентаций, личностных качеств и модальности переживаний, свойственных ситуации профессионального успеха.
Перспективы. Исследовательская идея и полученные результаты позволяют определить перспективы дальнейшего исследования данной проблематики. Во-первых, расширение исследовательской выборки и сравнительный анализ представлений о профессиональной успешности преподавателей различных образовательных организаций высшего образования с учетом направленности, региональной принадлежности, половозрастных особенностей. Во-вторых, на основании полученных данных возможно построение прогноза развития личности и профессионального совершенствования современного преподавателя высшей школы. В-третьих, полученные эмпирические данные будут учтены при разработке курсов повышения квалификации для преподавателей высшей школы, направленных на развитие их профессиональных компетенций в сфере профессионально важных личностных качеств.
Список литературы
1. Полупан К. Л. Реконструкция деятельности преподавателя высшей школы // Высшее образование в России. 2017. № 2. С. 45-51.
2. Вербицкий А. А. Преподаватель — главный субъект реформы образования // Высшее образование в России. 2014. № 4. С. 13-20.
3. Булгаков О. М., Гривенная Е. Н., Доттуев Т. И. Оценка качества образования в системе МВД России как педагогическая проблема // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2019. Т. 24, № 4(79). С. 392-396. DOI: 10. 24411/1999-6241-2019-14006.
4. Московский В. В. Формирование профессиональной успешности преподавателя высшей школы : дис. ... канд. психол. наук. М., 2007. 247 с.
5. Ратнер Ф. Л. О значении воспитания в образовании личности специалиста // Актуальные проблемы современной экономики России : сб. мат-лов междунар. науч.-практ. конф. Казань, 2007. С. 642-644.
6. Романчук Е. С. Современные требования к личности педагога высшей школы. URL: http://rusnauka.com/14_NPRT_2010/ Pedagogica/66689.doc.htm (дата обращения: 30.01.2020).
7. Борисенко И. А., Жукова С. В., Сомова Ж. П. Современный преподаватель высшей школы и проблемы его профессионально-личностного развития // Международный журнал экспериментального образования. 2012. № 4-2. С. 49-51.
8. Силантьева М. В. Наличие должного уровня эмоциональной компетентности — один из важнейших факторов профессиональной успешности преподавателя высшей школы // Актуальные проблемы социологии и управления : межвуз. сб. науч. тр. СПб., 2017. С. 52-58.
9. Цветкова Н. А., Петрова Е. А., Горшкова В. В. Социально-психологические характеристики текущего, зеркального и желаемого имиджа преподавателя вуза // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2017. Т. 16, № 1(140). С. 50-61.
10. Якушева С. Д. Педагогический имидж современного преподавателя высшей школы // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии : сб. мат-лов X междунар. науч.-практ. конф. Ч. I. Новосибирск, 2011. URL: https://sibac.info/ conf/pedagog/x/26033 (дата обращения: 14.02.2020).
11. Лукашенко М. А., Ожгихина А. А. Имидж преподавателя вуза: мнения и приоритеты студентов // Высшее образование в России. 2019. Т. 28, № 1. С. 46-56. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-1-46-56.
12. Кузнецова А. А., Никишина В. Б. Менеджмент высшей школы: самоэффективность и удовлетворенность профессиональной деятельностью преподавателей высшей школы административного сектора // Инновационный электронный научный журнал. 2018. № 4(37). URL: http://www.innov.ru/science/economy/menedzhmentvysshey-shkoly-samoeffe/ (дата обращения: 14.02.2020).
13. Дружилов С. А. Основы психологии профессиональной деятельности инженеров-электриков : монография. М., 2010. 119 с.
14. Либин А. В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. М., 2014. 549 с.
15. Luciani Joseph J. Choosing the Life You Want. URL: http://www.self-coaching.net/article8.html (дата обращения: 14.02.2020).
16. Pattakos A. The Meaning of Friendship in a Social Networked World. URL: http://patimes.org/the-meaning-of-friendship-in-a-social-networked-world (дата обращения: 14.02.2020).
17. Smith T. K. What's so effective about Stephen Covey? The author of The Seven Habits of Highly Effective People sells a message of moral renewal, and corporate America is buying it. Is this a good thing? Fortune magazine. 12 December 1994. URL: http://archive. fortune.com/magazines/fortune/fortune_archive/1994/12/12/80049/index.htm (дата обращения: 14.02.2020).
18. Tracy B. TurboCoach: A Powerful System for Achieving Breakthrough Career Success. AMACOM. 2005. 224 p.
19. Деева Н. А. Жизненная успешность как метаресурс в системе саморегуляции личности // Личностный ресурс субъекта труда в изменяющейся России : мат-лы V междунар. науч.-практ. конф. Ч. I. Иваново, 2018. С. 84-91. DOI: 10.30888/978-56041451-4-2.1.11.
20. Деева Н. А. Жизненная успешность как метаресурс в системе саморегуляции личности студентов, получающих среднее специальное и высшее образование // Вестник Удмуртского университета. Серия : Философия, психология, педагогика. 2018. Т. 28, № 3. С. 297-307.
Поступила 01.04.2020; одобрена после рецензирования 10.05.2020; принята к публикации 25.11.2020.
Заявленный вклад авторов: все авторы внесли эквивалентный вклад в подготовку публикации.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Practical Science Article
UDC 378; 159.9 © N. А. Deeva, S. А. Pavlova, 2021 DOI: 10. 24412/1999-6241-2021-1-84-16-24
19.00.01 General Psychology, Personality Psychology, History of Psychology 13.00.08 ТЬюогу and Methods of Professional Education
Higher School Teachers' Subjective Vision of Professional Success: Contradictions and Requirements of Reality
Natalya A. Deeva \
Candidate of Sciences (in Psychology), associate-professor, associate-professor of the chair of Psychology and Pedagogy.
ORCID: 0000-0003-0687-0472. E-mail: [email protected] Svetlana A. Pavlova 2,
Candidate of Sciences (in Psychology), associate-professor, deputy-chief of the chair of Psychology and Pedagogy.
ORCID: 0000-0003-3196-8834. E-mail: [email protected] 1 2 Krasnodar University of the Russian Ministry of Internal Affairs, 128, Yaroslavskaya st., Krasnodar, 350005, Russia
Abstract
Introduction. The authors consider the relevant problem of perceptions of professional success as an integrative phenomenon performing the function of the correlation of own trajectory of professional development with the requirements of reality. The significance of investigating the visions of professional success of a modern teacher as the necessary condition for building own professional success in accordance with the requirements of reality is mentioned. The aim is to study the structure of a modern higher school teacher's vision of his own professional success. Materials and Methods. The research was conducted with 125 teachers of an educational organization of the Russian Ministry of Internal Affairs by means of the modified version of the authors' questionnaire «Life Success». Processing the empirical data packages of programmes SPSS 25.0 and Excel, methods of descriptive statistics were employed. Correlation and factor analyses were conducted. Results and Discussion. The authors revealed and outlined the main problem of discrepancy between visions and the demands of reality. The structure of visions of professional success was revealed, its main components being the views of value basis for success, visions of personal qualities determining success, emotional states
typical for the process and the result of achieving success. The structural components of visions were under empirical study, their peculiarities and conflicts with the demands of the reality were revealed: in the field of the most important personal qualities and value orientations which determine successful professional activity of a modern teacher, aggravation of negative phenomena depending on the age and teaching experience with regard to meaningfulness and positive modality of experiences associated with success. Conclusions. The peculiarities of visions of professional success were revealed: focus on the old-fashioned patterns of higher school teacher's professional success; social and spiritual and status-pragmatical value focus in establishing professional success; age-related intensity of negative modality of experiences typical for the situations of professional success; existential problems of professional success of a higher school teacher.
Keywords: visions; professional success; higher school teacher; views of professional success; values;
personal qualities; emotional experience.
Citation: Deeva N. A. , Pavlova S. A. Higher School Teachers' Subjective Vision of Professional Success: Contradictions and Requirements of Reality. Psychopedagogy in Law Enforcement. 2021. Vol. 26, No 1(84). Pp. 16-24 (In Russ.). DOI: 10. 24412/1999-6241-2021-1-84-16-24
References
1. Polupan K. L. Reconstruction of a Higher School Teacher' Activity. Higher Education in Russia. 2017. No 2. Pp. 45-51. (In Russ.)
2. Verbitsky A. A. Teacher is the main Subject of Educational Reforms. Higher Education in Russia. 2014. No 4. Pp. 13-20. (In Russ.)
3. Bulgakov O. M., Grivennaya E. N., Dottuev T. I. Assessment of Educational Quality in the System of the Russian Ministry of Internal Affairs as a Pedagogical Problem. Psychopedagogy in Law Enforcement. 2019. Vol. 24, No 4(79). Pp. 392-396. DOI: 10. 24411/19996241-2019-14006. (In Russ.)
4. Moskovsky V. V. Formation of the Teacher's Professional Success in Higher School. Candidate of sciences dissertation (in Psychology). Moscow, 2007. 247 p. (In Russ.)
5. Ratner F. L. On the Importance of Upbringing in the Formation of a Specialist's Personality. Current Problems of Modern Economics in Russia. Collected materials of international science-to-practice conference. Kazan, 2007. Pp. 642-644. (In Russ.)
6. Romanchuk E. S. Modern Requirements to a Higher School Teacher's Personality. URL: http://rusnauka.com/14_NPRT_2010/ Pedagogica/66689.doc.htm (accessed: 30.01.2020). (In Russ.)
7. Borisenko I. A., Zhukova S. V., Somova Zh. P. A Modern Teacher of a Higher School and Problems of his Professional and Personal Development. International Journal of Experimental Education. 2012. No 4-2. Pp. 49-51. (In Russ.)
8. Silantieva M. V. Proper Level of Emotional Competence is one of the most Important Factors of a Higher School Teacher's Professional Success. Current Problems of Sociology and Management. Collected Scientific Works. St. Petersburg, 2017. Pp. 52-58. (In Russ.)
9. Tsvetkova N. A., Petrova E. A., Gorshkova V. V. Social Psychological Characteristics of the Current, Mirror and Desired Image of a University Teacher. Scientific Notes of Russian State Social University. 2017. Vol. 16, No 1(140). Pp. 50-61. (In Russ.)
10. Yakusheva S. D. Pedagogical Image of a Modern Higher School Teacher. Personality, Family and Society: Issues of Education and Psychology. Collected materials of the 10th international science-to-practice conference. Part I. Novosibirsk, 2011. URL: https://sibac.info/ conf/pedagog/x/26033 (accessed: 14.02.2020). (In Russ.)
11. Lukashenko M. A., Ozhgikhina A. A. University Teacher's Image: Students' Opinions and Priorities. Higher Education in Russia. 2019. Vol. 28, No 1. Pp. 46-56. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-1-46-56. (In Russ.)
12. Kuznetsova A. A., Nikishina V. B. Higher School Management: Self-Effectiveness and Satisfaction with Professional Performance of Higher School Teachers in Administrative Sphere. Innovative Electronic Scientific Journal. 2018. No 4(37). URL: http://www.innov.ru/ science/economy/menedzhmentvysshey-shkoly-samoeffe/(accessed: 14.02.2020). (In Russ.)
13. Druzhilov S. A. Fundamentals of Psychology of Professional Activity of Electrical Engineers. Moscow, 2010. 119 p. (In Russ.)
14. Libin A. V. Differential Psychology: at the Crossing of European, Russian and American Traditions. Moscow, 2014. 549 p. (In Russ.)
15. Luciani Joseph J. Choosing the Life You Want. URL: http://www.self-coaching.net/article8.html (accessed: 14.02.2020).
16. Pattakos A. The Meaning of Friendship in a Social Networked World. URL: http://patimes.org/the-meaning-of-friendship-in-a-social-networked-world (accessed: 14.02.2020).
17. Smith T. K. What's so effective about Stephen Covey? The author of The Seven Habits of Highly Effective People sells a message of moral renewal, and corporate America is buying it. Is this a good thing? Fortune magazine. 12 December 1994. URL: http://archive.fortune. com/magazines/fortune/fortune_archive/1994/12/12/80049/index.htm (accessed: 14.02.2020).
18. Tracy B. TurboCoach: A Powerful System for Achieving Breakthrough Career Success. AMACOM. 2005. 224 p.
19. Deeva N. A. Life Success as a Metaresource in the System of Personal Self-Regulation. Personal Resource of the Subject of Labour in Changing Russia. Materials of the 5th international science-to-practice conference. Part I. Ivanovo, 2018. Pp. 84-91. DOI: 10.30888/9785-6041451-4-2.1.11. (In Russ.)
20. Deeva N. A. Life Success as a Metaresource in the System of Personal Self-Regulation of Students getting Secondary Special and Higher Education. Bulletin of Udmurt University. Series: Philosophy, Psychology, Pedagogy. 2018. Vol. 28, No 3. Pp. 297-307. (In Russ.)
Submitted: 01.04.2020; approved after reviewing: 10.05.2020; accepted for publication: 25.11.2020.
The authors' alleged contribution: all the authors have made an equal contribution to the publication.
The authors declare that there is no conflict of interest.