Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ УСПЕШНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ'

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ УСПЕШНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
111
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ УСПЕШНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / СУБЪЕКТНЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попова Елена Аркадьевна

Статья посвящена современным подходам оценки профессиональной успешности преподавателя. Раскрыты сложность профессиональной педагогической деятельности, многообразие факторов, оказывающих влияние на становление и развитие профессионализма преподавателя. Сущность и содержание профессиональной успешности личности преподавателя рассматривается с позиции компетентностного и субъектного подходов к профессионально-личностному становлению преподавателя. Раскрыты компетентностно-ориентированные модели профессиональной деятельности современного преподавателя. Показано, что компетентностно-ориентированный подход выступает современным подходом к оценке успешности преподавателя. В качестве показателей успешности преподавателя выступают комплекс компетенций, связанных с уровнем профессионально-личностных знаний, умений, навыков, качеств и способностей. С точки зрения субъектного подхода профессиональная успешность преподавателя определяется наличием мотивации достижения успеха в профессиональной деятельности, удовлетворенностью профессиональной деятельностью, готовностью к инновационной деятельности, профессионально-важными качествами, обеспечивающими активно-деятельностный и личностно-ориентированный образовательный процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN APPROACHES TO ASSESSING THE SUCCESS OF A TEACHER

The article is devoted to modern approaches to assessing the professional success of a teacher. The complexity of professional pedagogical activity, the variety of factors that influence the formation and development of the teacher's professionalism are revealed. The essence and content of the professional success of the teacher's personality is considered from the perspective of competence-based and subjective approaches to the professional and personal development of the teacher. The competence-oriented models of professional activity of a modern teacher are revealed. It is shown that the competence-oriented approach is a modern approach to assessing the success of a teacher. The indicators of a teacher's success are a set of competencies related to the level of professional and personal knowledge, skills, qualities and abilities. From the point of view of the subjective approach, the professional success of a teacher is determined by the presence of motivation to achieve success in professional activity, satisfaction with professional activity, readiness for innovative activity, professionally important qualities that ensure an active and personality-oriented educational process.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ УСПЕШНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ»

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Современные подходы к оценке успешности преподавателя

Попова Елена Аркадьевна,

старший преподаватель кафедры лингвистики и профессиональной коммуникации в области политических наук, Институт международных отношений и социально-политических наук, ФГБОУ ВО «Московский государственный лингвистический университет» E-mail: pelena2008@mail.ru

Статья посвящена современным подходам оценки профессиональной успешности преподавателя. Раскрыты сложность профессиональной педагогической деятельности, многообразие факторов, оказывающих влияние на становление и развитие профессионализма преподавателя. Сущность и содержание профессиональной успешности личности преподавателя рассматривается с позиции компетентностного и субъектного подходов к профессионально-личностному становлению преподавателя. Раскрыты компетентностно-ориентированные модели профессиональной деятельности современного преподавателя. Показано, что компетентностно-ориентированный подход выступает современным подходом к оценке успешности преподавателя. В качестве показателей успешности преподавателя выступают комплекс компетенций, связанных с уровнем профессионально-личностных знаний, умений, навыков, качеств и способностей. С точки зрения субъектного подхода профессиональная успешность преподавателя определяется наличием мотивации достижения успеха в профессиональной деятельности, удовлетворенностью профессиональной деятельностью, готовностью к инновационной деятельности, профессионально-важными качествами, обеспечивающими активно-деятельностный и личностно-ориентированный образовательный процесс.

Ключевые слова: профессиональная успешность, профессионализм, компетентностный подход, субъектный подход.

о с

CJ

см <о

Проблема профессиональной успешности преподавателя в современных условиях реформирования системы образования, которые связаны с изменением концептуальных подходов к целям и содержанию образования, с инновационными процессами, в свою очередь, предъявляет особые требования к личности преподавателя как к субъекту профессиональной детальности. В новых условиях педагогу необходим и новый уровень профессионального развития, который связан в первую очередь с новым способом педагогического мышления и деятельности, новым отношением к себе как профессионалу и к обучающимся как к свободным и ответственным людям.

Поднимая проблему разработки современных подходов и методов оценки профессиональной успешности преподавателя, прежде всего, необходимо отметить, что профессиональная деятельность преподавателя является системным образованием, развитие которой на разных этапах профессионализации подчинено действию многообразных факторов и профессионально-личностных детерминант. Профессиональная деятельность преподавателя вуза, как сложное системное образование, включает в себя собственно педагогическую деятельность, учебно-методическую, научно-исследовательскую, инновационную, воспитательную деятельность, каждая из которых предъявляет особые требования к уровню профессиональных знаний, к уровню профессиональных способностей и личностных качеств, к уровню профессиональных компетенций. При переходе от этапа к этапу профессионализации происходит переосмысление содержания, форм и методов каждой из видов профессиональной деятельности, перестройка в задачах профессионально-личностного развития, что в свою очередь приводит к изменению в структуре профессионально-важных качеств преподавателя, к изменениям в уровне профессиональных компетенций. Успешность преподавателя связана с его профессионализмом, который, по мнению А.В. Петропавловской, определяется как «интегральное свойство личности, формирующееся в деятельности, а также рассматривается как владение специальностью, самореализацией в профессиональной деятельности» [7, с. 69]. Сложность профессиональной деятельности преподавателя, а также многообразие факторов, оказывающих влияние на становление и развитие профессионализма, актуализирует проблему разработки подходов и методов

к оценке профессиональной успешности, а также к выделению ее показателей, которые связаны, как с компонентами профессиональной деятельности, так и с качествами личности преподавателя. Отсюда возникает необходимость обоснования сущности и содержания профессиональной успешности личности преподавателя с позиции современных подходов к профессионально-личностному становлению преподавателя, в частности с позиции компетентностного и субъектного подходов.

Компетентностно-ориентированная парадигма образования привела к развитию компетентностно-ориентированной модели профессиональной деятельности современного преподавателя, что требует рассмотрения успешности его профессиональной деятельности через сформированность ведущих компетенций. Сегодня существуют системные модели компетентности преподавателя, включающие когнитивные, аффективные и волевые компоненты профессиональной деятельности и модели, включающие мотивационную, этическую, социальную и поведенческую компоненты [7, с. 69]. Профессиональная компетентность, по мнению А.А. Вербицкого, М.Д. Ильязовой, представлена как структурно-функциональная система, состоящая из следующих компонентов: ценностно-смыслового, мотивационного, индивидуально-психологического, инструментального, конативного, каждый из которых в отдельности представляет собой компетенцию, а их интегрированная целостность - это компетентность. Мотивационный компонент, включающий потребности, мотивы, направленность, стремление к деятельности в данной профессиональной сфере, к совершенствованию этой деятельности, является ключевым, поскольку без него даже при наличии всех других компонентов бессмысленно говорить о компетентности как таковой [1].

Профессиональную компетентность преподавателя характеризуют достижение успешности и эффективности деятельности и умение их оценить. Педагогическая эффективность - это степень реализации учебных целей по сравнению с заданными или возможными при условии нейтрализации остальных факторов, воздействующих помимо преподавателя на достижение поставленных целей. А.К. Маркова особо выделяет процессуальные и результативные показатели эффективности труда преподавателя. Процессуальные показатели раскрывают то, как преподаватель осуществляет педагогическую деятельность и общение, как реализует в процессе профессиональной деятельности свою личность, а также то, какие процессы деятельности и общения обучающихся он организует. Процессуальные показатели вскрывают не только внешнюю сторону образовательного процесса, но и внутренние особенности субъектов образования (мотивы, позиции, эмоциональные отношения и др.). Результативные показатели раскрывают, какие результаты обученности и воспитанности обуча-

ющихся достигает преподаватель, а также, какие изменения в ходе его педагогической деятельности возникают в личностном развитии обучающихся [4].

Раскрывая сущность профессиональной педагогической компетентности, которые выступают в качестве показателей успешности, С.А. Дру-жилов выделяет их компоненты: мотивационно-волевой, функциональный, коммуникативный и рефлексивный. Описывая мотивационно-волевой компонент педагогической компетентности, автор указывает на то, что он включает в себя мотивы, цели, потребности, ценностные установки, которые стимулирует творческое проявление личности в профессии, наличие интереса к профессиональной деятельности. Функциональный компонент проявляется в виде знаний о способах педагогической деятельности, необходимых учителю для проектирования и реализации той или иной педагогической технологии. Коммуникативный компонент компетентности включает умения ясно и четко излагать мысли, убеждать, аргументировать, устанавливать межличностные связи, согласовывать свои действия с действиями коллег, выбирать оптимальный стиль общения в различных деловых ситуациях. Рефлексивный компонент проявляется в умении сознательно контролировать результаты своей деятельности и уровень собственного развития [3]. С этих позиций компетентностно-ориентированный подход выступает современным подходом к оценке успешности преподавателя, а в качестве показателей успешности преподавателя выступают комплекс компетенций, связанных с уровнем профессионально-личностных знаний, умений, навыков, качеств и способностей.

С другой стороны, к оценке успешности преподавателя необходимо подойти с точки зрения субъектного подхода, в рамках которого профессиональная успешность преподавателя, в первую очередь, определяется наличием «положительного мотивационно-смыслового отношения к профессионально-педагогической деятельности, потребности в получении, углублении и расширении педагогических знаний, умений и навыков» [6, с. 9]. Поэтому к внутренним условиям успешности преподавателя как субъекта педагогической деятельности, относятся, в первую очередь, сформированность мотивационной готовности, целей и мотивации достижения успеха в профессиональной деятельности [6]. Другим не менее важным мотивационным фактором успешности преподавателя, выступает удовлетворенность профессиональной деятельностью, которая определяется соотношением уровня притязаний, характером мотивов и реального успеха профессиональной деятельности. Удовлетворенность профессиональной деятельностью является сложным понятием, включающим в себя такие аспекты педагогического труда, как мотивация, уровень притязаний, эффективность и успешность педагогической деятельности, интерес к работе, удовлет-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

ворённость собственными достижениями, взаимоотношениями с коллегами и руководством [5].

Признавая важность инновационных процессов в образовании, реализация которых связана с уровнем развития субъектных качеств преподавателя, с его способностью к саморазвитию в профессиональной деятельности, следует обратить внимание на готовность преподавателей к инновационной деятельности. Современные подходы к оценке успешности преподавателя связаны с освоением разнообразных инноваций, новых подходов к обучению и технологий, которые требуют постоянной реализации внутренних и внешних профессионально-личностных ресурсов, что становится неотъемлемой составляющей профессиональной деятельности педагога, во многом определяющей успешность его профессиональной деятельности. В этой связи к профессионально-важным качествам педагога, обеспечивающим применение инноваций в педагогической деятельности, по мнению С.Г. Григорьевой, относятся «творческая способность генерировать и продуцировать новые представления и идеи, а главное - проектировать и моделировать их в практических формах; открытость личности новому, отличному от своих представлений, что базируется на толерантности личности, гибкости и па-норамности мышления; культурно-эстетическая развитость и образованность; готовность совершенствовать свою деятельность, наличие внутренних, обеспечивающих эту готовность средств и методов; развитое инновационное сознание, включающее ценность инновационной деятельности в сравнении с традиционной, инновационные потребности, мотивация инновационного поведения» [2, с. 10-11]. В инновационной деятельности происходит становление и развитие инновационной компетентности преподавателя, которая также выступает показателем его профессиональной успешности. Инновационная компетентность обладает своим содержанием и является, по мнению В.А. Сарапулова, «интегральной характеристикой личности, определяющей ее способность и готовность решать педагогические проблемы в нестандартных ситуациях на основе обобщенных умений проектировать и осуществлять лич-ностно и общественно значимую инновационную деятельность в соответствии с логикой педагогического исследования» [8, с. 12-13]. Поэтому современные подходы к оценке профессиональной успешности преподавателя должны ориентироваться на определение критериев, показателей и методов оценки инновационной компетентности преподавателей как одного из важнейших показателей их успешности.

Важную роль в достижении успешности профессиональной деятельности преподавателей 5 играют профессионально-важные качества, обе-5 спечивающие активно-деятельностный образова-£ тельный процесс и личностно-ориентированное ° взаимодействие с обучающимися. Для успешной 1 профессиональной деятельности преподавате-

лю, как отмечает Т.М. Ткачева, необходимо «обладать психологическими качествами, а именно быть проницательным, владеть высокой перцептивной способностью, иметь хорошо развитую интуицию и наблюдательность... без способности сопереживать и сочувствовать учащимся и коллегам, без рефлексии, выражающейся в способности размышлять и заниматься самоанализом, невозможно представить успешного педагога» [9, с. 50]. К профессионально-значимым качествам современного преподавателя высшей школы, как замечает А.В. Петропавловская, относятся академичность и креативность, которые также следует рассматривать как показатели успешности его профессиональной деятельности [7, с. 70].

Таким образом, современные подходы к оценке профессиональной успешности преподавателя опираются на понимание системного характера профессиональной деятельности в инновационных условиях образовательного процесса. Профессиональная успешность преподавателя рассматривается с позиции компетентностно-го и субъектного подходов к профессионально-личностному становлению в рамках различных компетентностно-ориентированных моделей профессиональной деятельности современного преподавателя. К показателям успешности преподавателя как субъекта педагогической деятельности, относятся сформированность целей и мотивации достижения успеха в профессиональной деятельности, удовлетворенность профессиональной деятельностью, готовность к инновационной деятельности, уровень сформиро-ванности профессионально-важных качеств, обеспечивающих активно-деятельностный образовательный процесс и личностно-ориентированное взаимодействие с обучающимися.

Литература

1. Вербицкий А.А. Инварианты профессионализма: проблемы формирования: монография / А.А. Вербицкий, М.Д. Ильязова. - М.: Логос, 2011. - 288 с.

2. Григорьева С.Г. К проблеме инновационной деятельности в современных условиях // Среднее профессиональное образование. - 2010. -№ 11. - С. 9-12.

3. Дружилов С.А. Профессиональная компетентность и профессионализм педагога // Сибирь. Философия. Образование. - 2005. -№ 8. -С.26-44.

4. Маркова А.К. Психология труда учителя: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1993. - 190 с.

5. Митина Л.М. Психология личностно-профессионального развития субъектов образования. - М.; СПб.: Нестор-История, 2014. -376 с.

6. Московский В.В. Формирование профессиональной успешности преподавателя высшей школы: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.13. -М., 2007. - 247 с.

7. Петропавловская А.В. Профессиональная деятельность преподавателя вуза в современных условиях // Человеческий капитал и профессиональное образование. - 2016. -№ 2 (18) -С. 68-71.

8. Сарапулов В.А. Организационно-педагогические условия подготовки работников образования к инновационной деятельности в муниципальной системе образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. - Чита, 2013. -22 с.

9. Ткачева Т.М. Роль личности преподавателя в обеспечении качества профессиональной подготовки выпускников вуза: учеб. пособие. -М.: МАДИ, 2015. - 76 с.

MODERN APPROACHES TO ASSESSING THE SUCCESS OF A TEACHER

Popova E.A.

Moscow State Linguistic University (MSLU)

The article is devoted to modern approaches to assessing the professional success of a teacher. The complexity of professional pedagogical activity, the variety of factors that influence the formation and development of the teacher's professionalism are revealed. The essence and content of the professional success of the teacher's personality is considered from the perspective of competence-based and subjective approaches to the professional and personal development of the teacher. The competence-oriented models of professional activity of a modern teacher are revealed. It is shown that the competence-oriented approach is a modern approach to assessing the success of a teacher. The indicators of a teacher's success are a set of competencies related to the level of professional and personal knowledge, skills, qualities and abilities. From the point of view

of the subjective approach, the professional success of a teacher is determined by the presence of motivation to achieve success in professional activity, satisfaction with professional activity, readiness for innovative activity, professionally important qualities that ensure an active and personality-oriented educational process.

Keywords: professional success, professionalism, competence approach, subjective approach.

References

1. Verbitsky A.A. Invariants of professionalism: problems of formation: monograph / A.A. Verbitsky, M.D. Ilyazova. - Moscow: Logos, 2011. - 288 p.

2. Grigorieva S.G. On the problem of innovative activity in modern conditions. // Secondary vocational education. - 2010. -No. 11. - P. 9-12.

3. Druzhilov S.A. Professional competence and professionalism of a teacher // Siberia. Philosophy. Education. - 2005. - No. 8. -P. 26-44.

4. Markova A. K. Psychology of teacher's work: book for the teacher. - M.: Prosveshchenie, 1993. - 190 p.

5. Mitina L.M. Psychology of personal and professional development of subjects of education. - M.; St. Petersburg: Nestor-Istoriya, 2014. - 376 p.

6. Moskovsky V.V. Formation of professional success of a higher school teacher: dis. ... and. psychological sciences: 19.00.13. -M., 2007-247 p.

7. Petropavlovsk A.V. Professional activity of a university teacher in modern conditions // Human capital and professional education. - 2016. -№ 2 (18) - P. 68-71.

8. Sarapulov V.A. Organizational and pedagogical conditions for training educational workers for innovative activities in the municipal education system: abstract of the dissertation of the candidate of pedagogical sciences: 13.00.08. - Chita, 2013. - 22 p.

9. Tkacheva T. M. The role of the teacher's personality in ensuring the quality of professional training of university graduates: studies. manual. - M.: MADI, 2015. - 76 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.