УДК 370:159.9
У.Г. Егорова*
КРИЗИС ТРЕХ ЛЕТ У ДЕТЕЙ: РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
В статье обосновывается необходимость психолого-педагогической работы с родителями в период проявлений кризиса возрастного развития детей трехлетнего возраста. В контексте этой работы представлены данные о результативности программы по формированию психологической готовности родителей к возрастному кризису детей трех лет. Исходя из возрастных особенностей детей, автор обосновывает и предлагает направление подготовки родителей в процессе тренинговой работы с ними. В статье акцентируется внимание на содержании деятельности психологов по подготовке родителей к кризису трех лет у детей.
Ключевые слова: психолого-педагогическая работа с родителями, возрастной кризис, психологические и поведенческие особенности детей трех лет, возрастной кризис трех лет.
В настоящее время социально-экономические и промышленно-технологические изменения, происходящие в нашей стране в связи с переходом к рыночной экономике, оказали на семью неоднозначное воздействие и привели к глубоким изменениям. Социально-экономические трудности усугубились тем, что многие родители безвозвратно потеряли поддержку системы общественного воспитания, которая долгое время снимала ответственность семьи за воспитание ребенка.
Результативность педагогического воздействия родителей (в нашем понимании, это педагогическое взаимодействие родителя с ребенком) во многом определяется характером их отношения к проблеме воспитания в целом и активным участием обоих родителей в этом процессе. Очевидно, что результат воспитательного взаимодействия зависит от единства взглядов родителей и других членов семьи на содержание, цели и задачи, средства воспитания [8]; от уровня педагогических знаний в первую очередь родителей, степени практического овладения педагогическими навыками и умениями [10], от общей культуры и активной жизненной позиции всех воспитывающих членов семьи. Следует учесть, что реальные отношения в семье усугубляются и обостряются не только в трудные жизненные ситуации [2], но и в кризисные состояния членов семьи. В это время нарушается привычная ролевая целостность семейной системы и возникает необходимость в построении качественно новых семейных отношений, что зачастую требует вмешательства специалистов.
В связи с вышесказанным подготовка родителей к кризисному развитию ребенка приобретает особо актуальное значение. Психолого-педагогическая подготовка родителей по вопросам кризисного развития детей младшего дошкольного возраста предполагает целенаправленное и специально организованное просвещение родителей, основанное на знании психического и социального развития детей данного возраста, в процессе которого происходит социальное развитие ребенка. Очевидно, что при разработке и реализации программы, направленной на повышение психологической и педагогической грамотности родителей в кризисные периоды развития детей трехлетнего возраста, в ее содержание следовало бы включать знакомство родителей с личностными и поведенческими возрас-
* © Егорова У.Г., 2016
Егорова Ульяна Геннадьевна ([email protected]), кафедра педагогики, Самарский университет, 443086, Российская Федерация, г. Самара, Московское шоссе, 34.
тными особенностями детей трех лет. При этом мы учитываем и тот факт, что помимо воздействия родителей и их поведения на детей, происходит воздействие поведения и личностных особенностей детей на родительские формы поведения и родительское отношение в целом. А по мере взросления ребенка, когда увеличивается степень ответственности последнего за свои поступки и приобретаются навыки самоконтроля, изменяются характер и степень контроля со стороны родителей за действиями детей.
Отношения, наполненные теплотой к ребенку и эмоциональной поддержкой родителей, не просто важны для взаимоотношений с ребенком, они облегчают взаимодействие между родителями и детьми, включая те случаи, когда родителям требуется проявить однозначность воспитательной позиции, особенно в периоды кризисов возрастного развития у детей. Безусловно, мы проводим подготовку родителей к кризису трех лет у детей, включая в программу знакомство родителей с ниже представленными особенностями возрастного развития детей. Если родители контролируют каждый шаг ребенка в младшем дошкольном возрасте, то в более позднем возрасте они будут стараться избегать такого гиперконтроля, и первым способом для этого становится избегание домашней обстановки. И наоборот, если в семье главными становятся дети, особенно с агрессивным поведением, а родители излишне либеральны, то, возможно, родители будут стараться избегать семьи, задерживаясь на работе. Эти крайние формы поведения будут осложнять родительско-детские отношения в подростковом возрасте при переходе от родительской опеки к независимости, а также ослаблять процесс социализации в этом возрасте, препятствуя установлению дружеских отношений с одноклассниками [7].
Еще одним аспектом подготовки является эмоциональная сторона внутрисемейного взаимодействия. Как показали психологические исследования, если родители умеют справляться со своими негативными эмоциями и обучают своим примером тому же самому своих детей, то и учебные успехи детей будут выше независимо от того, в какой форме происходит обучение (в игровой деятельности [4] или традиционными методами), а также независимо от того, каким коэффициентом интеллекта они обладают. Было замечено, что такие дети в начальной школе имеют более высокие оценки по математике и чтению, могут дольше удерживать внимание, более покладисты, у них наблюдается меньше проблем поведенческого характера.
В популярной литературе для родителей ставится акцент на рекомендации и конкретные советы о том, как добиться железной дисциплины и послушания от детей. И не так часто в ней можно увидеть обучение способам взаимодействия с ребенком на основе эмоциональной связи с ним, особенно в периоды кризисного развития последнего, и методику, нацеленную на то, как родителям справиться с собственными негативными эмоциями. В этом отношении особую ценность приобретают работы Ю.Б. Гиппенрей-тер [3]. И мы вслед за ней в программе работы с родителями в период возрастного кризиса трех лет у детей, организованной по всем правилам тренинговой группы [9], ставим акцент на безусловном принятии ребенка, активном слушании. Кроме того, принимая участие в нашей программе, родители приобретают умение управлять собственными эмоциональными состояниями, что в конечном итоге помогает детям научиться делать то же самое. А дети в дошкольном возрасте приобретают умения управлять множеством своих эмоций и чувств, причем не только теми, которые доставляют удовольствие (радость, любовь, гордость), но и теми, которые оказывают отрицательное действие (гнев, страх [1], тревога, ревность, разочарование и другие). Дети до трех лет понимают положительные эмоции и плохо дифференцируют отрицательные, что приводит к трудностям интерпретации поведения других людей и их эмоций в процессе взаимодействия [6]. Кроме того, детям нужно научиться действовать, осознавая свою зависимость от других, в частности от воспитывающих взрослых, и устанавливать отношения с ними. Вместе с тем им необходимо научиться поступать, следуя чувству независимости, то есть автономии — стремлению действовать самостоятельно, занимать главенствующее положение в отношениях со сверстниками, быть самостоятельным и компетентным, а также добиваться успеха в любой деятельности, которой они занимаются. То, как дети справляются с этими задачами, было изучено Э. Эриксоном. По его мнению, дети, которым не удается разрешить эти ранние психосоциальные противоречия, могут испытывать затруднения при попытках справиться с аналогичными пробле-
мами в дальнейшем [7]. В четыре года появляется представление, что собственное психическое отличается от психического других людей. В этом возрасте начинает формироваться предсказание поведения других людей на основе представлений о закономерностях и последствиях собственного поведения [6].
Между двумя и шестью годами происходит формирование личной и культурной идентичности, сопровождаемое разнообразными сильными чувствами и эмоциями, с которыми ребенку следует справиться. А подготовленный родитель может способствовать этому процессу.
В определенные периоды детям следует адаптироваться к своим меняющимся потребностям, принять их. В это время и возникают кризисы возрастного развития, то есть специфические конфликты развития. В дошкольный период дети растут в противоречии между потребностью в автономии и зависимостью от воспитывающих взрослых, в первую очередь от родителей. Такое состояние усугубляется трудностями в овладении новыми знаниями и умениями [7]. Таким образом, дошкольники находятся в состоянии так называемой борьбы мотивов (между собой и другими). Из отношений привязанности двухлеток к ухаживающим за ними взрослым рождается новое чувство автономии и компетентности, то есть уверенности в собственных силах и способности действовать самостоятельно, без помощи взрослых.
Обычно зависимость и независимость в поведении рассматривают как две противоположные формы. Но в случае онтогенетического развития одно не всегда исключает другое, собственно в этом и проявляется амбивалентность. Несмотря на то что с возрастом дети становятся менее зависимыми и уже не «цепляются» постоянно за мать, развитие их независимости (или самостоятельности) следует по более сложной траектории. Младенцы обычно довольно покладисты: например, они охотно поднимают ручки, когда родители их одевают. Эта идеалистическая картина послушания меняется к трем годам, когда многие дети становятся более раздражительными, чрезвычайно своевольными. А родители называют эту стадию развития «ужасные трехлетки». Ребенок может разозлиться только из-за того, что не справился с пуговицами или не смог сразу попасть в рукав. Когда трехлетних детей просят о чем-то, они стараются проявить самостоятельность, а на попытки взрослого помочь им демонстрируют твердый отказ в помощи, часто произнося «Я сам», но, становясь старше, дети опять делаются более уступчивыми. Старшие дошкольники уже с большей охотой выполняют просьбы взрослых, а также не стремятся нарушать запреты в их отсутствие. Таким образом, начало дошкольного периода проходит в ситуации амбивалентности возрастного развития, которая связана с действием противоположных сил: стремлением к самостоятельности и потребностью в привязанности.
В период между тремя и шестью годами, по мнению Э. Эриксона, содержанием основного конфликта развития является формула «инициатива против чувства вины». Другими словами, инициатива относится к целеустремленности маленьких детей, с которой они неутомимо исследуют окружающий мир. Они охотно осваивают новые навыки, взаимодействуют со сверстниками и ищут руководства родителей в налаживании своих социальных связей. Чувство вины, вероятно, особенно сильно, когда дети идут против воли своих родителей, что неизбежно при стремлении детей исследовать мир и подчинить его своей власти. Кстати, чувство вины является мощным фактором появления и развития различных психосоматических заболеваний детей. Однако этот тезис заслуживает отдельной беседы.
Чувство вины, связанное со слишком строгим супер-эго, согласно Э. Эриксону, способно охладить инициативу ребенка. Родители тоже могут внести свою лепту в подавление естественного любопытства детей, если они излишне критичны и однозначны в своих суждениях и оценках по отношению к ребенку во взаимодействии с ними. Когда это происходит, дети, теряя стремление достичь успеха и уверенность в себе, испытывают робость и боязнь неуспеха, которые могут сопровождать детей на протяжении всей жизни. Поэтому на этом этапе для родителей трехлеток мы включаем в программу работы с ними беседу на тему «Ситуация успеха в развитии ребенка».
Анализ литературы и опыт нашей практической деятельности показывают, что проявления возрастных кризисов у ребенка независимо от его возраста часто приводят к
возникновению конфликтных ситуаций в семье (часто скрытые конфликты переходят в стадию открытого противоречия). Поэтому в период возрастного кризиса у детей трех лет была изучена семейная атмосфера на предмет частоты возникновения конфликтных ситуаций, причиной которых являются дети, их поведение или индивидуальные особенности. На основе исследования были получены следующие результаты. Родителями было отмечено, что в 10 % семей таких конфликтных ситуаций никогда не возникает, в 15 % — они редки, в 20 % семей — иногда возникают, и 55% родителей отметили частое возникновение такого рода конфликтов в семье. При этом родителями указывались дети как источник конфликта. В частности, родителями были выделены три причины конфликтного поведения трехлеток: непослушание, протест в поведении, плохое самочувствие. С точки зрения родителей, в основе 60 % конфликтов лежит непослушание детей, 40 % — протест, 30 % — плохое самочувствие ребенка. Среди переживаний родителей до участия в программе в 65 % случаях конфликтов они испытывают чувство вины перед своим ребенком, и 50 % из них объясняют это недостаточностью знаний о возрастных особенностях ребенка, что окончательно убедило нас в необходимости когнитивной подготовки родителей к возрастным изменениям ребенка, включающей знания возрастных особенностей детей.
В программе мы ставим акцент на осознании разницы между миром ребенка и взрослого, что выражается в особенностях восприятия, эмоциональных переживаниях, мотивации поведения и т. д. Открытием для родителей становится приобретение навыков анализа причин поведения ребенка, исходя из позиции самого ребенка. Кроме того, мы знакомим родителей с приемами активного слушания (уточнение, пересказ, проговаривание, резюмирование, отражение чувств) и отрабатываем навыки хорошего слушателя, а также формулирования мысли на языке принятия и непринятия (оценка поступка и оценка личности ребенка) в практической части занятий. Безусловно интересны родителям занятия, посвященные овладению основными понятиями транзактного анализа [5].
После участия в программе многие родители отметили тот факт, что ранее «ускользало» от их взглядов: дети, говоря «нет», «не хочу» в ответ на просьбу родителей, шли и выполняли соответствующую просьбу. При этом частота конфликтных ситуаций уменьшилась (до 30 %) в тех семьях, где данный показатель был высок. А непослушание выделяется как причина конфликтов в 35 % случаев, протест — в 20 %, а плохое самочувствие — в 25 % случаев, отмеченных родителями. Таким образом, в конфликтных ситуациях родители меньше рефлексируют возникновение чувства вины перед ребенком. Можно предположить, что проявления кризисного периода становятся понятными родителям, которые после участия в программе обладают знаниями и навыками, необходимыми для совладания с проявлениями возрастного кризиса трехлетнего ребенка.
Библиографический список
1. Акопян Л.С. Невербальная картина детских страхов // Российский психологический журнал. 2010. Т. 7. № 2. С. 15-21.
2. Александрова А.Л. Педагогические средства оказания помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации. Самара: Изд-во «Самарский университет», 2007. 52 с.
3. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М.: ЧеРо, 2003. 240 с.
4. Долгополова А.В. Подготовка старших дошкольников к обучению в школе в игровой деятельности: монография. Самара, 2007.
5. Егорова У.Г. Личностно развивающие взаимодействия с детьми как основа позитивного родительства // Вестник Самарского государственного университета. 2013. № 8.1 (109). С. 268-273.
6. Жданова Л.Г. Проблема развития сознания в онтогенезе // Психология сознания: этнонациональные, религиозные, правовые и регулятивные аспекты: материалы международной научной конференции, 15-17 октября 2015 г., Самара / под ред. Г.В. Акопова (отв. ред.), Е.Л. Чернышовой, С.Г.Ихсановой. Самара: ПГСГА, 2015. С. 31-34.
7. Иванушкина Н.В. Возрастная психология и педагогика: учебное пособие. Самара: Изд-во «Самарский университет», 2006. 148 с.
8. Моисеева Л.Г. Методика и технология работы социального педагога. Самара: Самарский университет, 2008.
9. Никулина И.В. Тренинг: сущность, технология проектирования. Самара, 2010. 20 с.
10. Черкасова О.В. Психолого-педагогические подходы к работе с родителями // Вестник Самарского государственного университета. 2014. № 9 (120). С. 227-231.
References
1. Akopyn L.S. Neverbal'naia kartina detskikh strakhov [Non-verbal picture of children fears]. Rossiiskii psikhologicheskii zhurnal [Russian psychological journal], 2010, Vol. 7, no. 2, pp. 15— 21 [in Russian].
2. Aleksandrova A.L. Pedagogicheskie sredstva okazaniia pomoshchi detiam, nakhodiashchimsia v trudnoi zhiznennoi situatsii [Pedagogical means of rendering help to children from a deprived background]. Samara: Izd-vo «Samarskii universitet», 2007, 52 p. [in Russian].
3. Gippenreyter Yu.B. Obshchat'sia s rebenkom. Kak? [Communicate with a child. How?]. M.: «CheRo», 2003, 240 p. [in Russian].
4. Dolgopolova A.V. Podgotovka starshikh doshkol'nikov k obucheniiu v shkole v igrovoi deiatel'nosti: monografiia [Training of over—fives to the education at school in play activity: monograph]. Samara, 2007 [in Russian].
5. Egorova U.G. Lichnostno razvivaiushchie vzaimodeistviia s det'mi kak osnova pozitivnogo roditel'stva [Personal developmental interactions with children as basis of positive parental care]. Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo universiteta [Vestnik of Samara State University], 2013, no. 8.1 (109), pp. 268-273 [in Russian].
6. Zhdanova L.G. Problema razvitiia soznaniia v ontogeneze [Problem of consciousness in ontogenesis]. Psikhologiia soznaniia: etnonatsional'nye, religioznye, pravovye i reguliativnye aspekty: materialy mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii, 15-17 oktiabria 2015g, Samara. Pod red. G.V. Akopova (otv. red.), E.L. Chernyshovoi, S.G.Ikhsanovoi [Psychology of consciousness: ethno-national, religious, legal and regulative aspects: Materials of the international scientific conference. October 15-17, 2015, Samara. G.V. Akopov, E.L. Chernysheva, S.G. Ikhsanova (Eds.)]. Samara: PGSGA, 2015, 356 p., pp. 31-34 [in Russian].
7. Ivanushkina N.V. Vozrastnaia psikhologiia i pedagogika: uchebnoe posobie [Developmental psychology and developmental pedagogics: textbook]. Samara: Izd-vo «Samarskii universitet», 2006, 148 p. [in Russian].
8. Moiseeva L.G. Metodika i tekhnologiia raboty sotsial'nogo pedagoga [Methodology and technology of social teacher]. Samara: Izd-vo «Samarskii universitet», 2008 [in Russian].
9. Nikulina I.V. Trening: sushchnost', tekhnologiia proektirovaniia [Training: essence, design technology]. Samara, 2010, 20 p. [in Russian].
10. Cherkasova O.V. Psikhologo-pedagogicheskiepodkhody k rabote s roditeliami [Psychological and pedagogical approaches to the work with parents]. Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo universiteta [Vestnik of Samara State University], 2014, no. 9(120), pp. 227-231 [in Russian].
U.G. Egorova*
THREE YEARS' CHILDREN CRISIS: PREPARING PARENTS TO IT
The article comprises necessity of psychological and pedagogical preparing parents to the new behavior features of three years' children in the age's development crisis. The article presents the effectiveness of realizing special program for three years' children parents. The author shows and account for the way of psychological training to parents, which includes knowledge of three years' children behavioral and psychological features
Key words, psychological and pedagogical work with parents, age crisis, psychological and behavioral peculiarities of three years' children, three years' age crisis.
Статья поступила в редакцию 11/IV/2016.
The article received 11/IV/2016.
* Egorova Ulyana Gennadievna ([email protected]), Department of Pedagogics, Samara University, 34, Moskovskoye shosse, Samara, 443086, Russian Federation.