Гуркин Р.А
Преподаватель, Новосибирское высшее военное командное училище.
Кризис системы профессионального воспитания командных кадров
Эволюция системы профессионального образования советских офицеров представляет собой многогранную диалектическую прогрессию, которая на протяжении всей советской эпохи проходила комплексный цикл инноваций: от внедрения новаторских идей и отказа от дореволюционных норм до формирования сменяющих друг друга советских традиций с учетом пересмотра исторических представлений. Образование офицеров превратилось в комплексную социокультурную структуру, в которой:
- культурные контексты определялись образом советского офицера;
- социальные контексты заданы идеологией, подходами и принципами профессионального воспитания, сложившимися формами социальной организации воспитательных процессов;
- личностные контексты определены опытом профессионального воспитания, полученным военно-педагогическими коллективами и зафиксированным через закономерности развития личности в военнопедагогической науке. Последние десятилетия СССР и первые десятилетия существования новой российской государственности характеризуются состоянием кризиса, предпосылки закономерного выхода из которого возникают только в настоящий момент.
Автор выдвигает гипотезу исследования, предполагая, что кризис в системе профессионального образования офицеров остается неразрешенным. Факторы, спровоцировавшие кризис, остаются в той или иной мере действующими, а возникшие барьеры преемственности по-прежнему не устранены. В то же время современные обстоятельства создают возможности и условия для восстановления преемственности не только с дореволюционной, но и с советской системой профессионального образования офицеров. В этой связи, следующей задачей исследования можно считать анализ факторов кризиса системы профессионального воспитания советских офицеров на рубеже XX и XXI вв., изучение действующих барьеров преемственности и характеристику новых социокультурных условий развития современной системы профессионального воспитания офицеров (см. рис. 1).
Исследуя признаки и последствия кризиса в системе офицерского
профессионального образования, крайне важно обратить внимание прежде всего на отношения и связи между педагогической системой и различными уровнями социокультурной реальности, в каждом из которых определяется ее состояние А.П. Булкин [1], А.М. Цирульников [2] и др. Наиболее общими признаками кризиса социокультурных систем перечисленные выше авторы считают «... рассогласование, дисгармонию, дисбаланс социального и культурного (и личностного), который реализуется в трех основных предметных сферах»:
- в противоречиях между культурными и социальными подсистемами (культурные контексты); в отрицании человеком - творцом культурноисторического процесса новых норм социальной организации (социальные контексты);
- «в доминантной установке (людей) на собственную внутреннюю, духовную «анормальность», «недостроенность» в отношении с миром абсолютных культурных ценностей, а внешнее бытие, ее социокультурный статус оценивается в качестве ущербного и подлежащего изменению» [3, с. 46].
государстве ниап
системы
ВОЕОШШШ
Ал|лррнатчнныр модели военной
<?р.ган(наини
Дяструктинноя внешнее втедаис^аие
т
3
I-
инетносиш кгзнскрватиам
свеотынание кризис системы
иаеаюгнчесной профессионального воспитания
саморазрушение
ИНСТИТУТОВ
впг-питания I_
офицеров
Барьеры нреамс твоннос ти
ценностных основ и утизтй иелей
Несоответствие социальны* Фопм и Функции
Отношение людей и коллективов
У
с
X
Отсутствие философе ко идеологического обоснования воспитания, сопоставимого с марисистко ленинским учением о войне и армии
Социальный уровень
Проблема осмысления советского опыта п рофессиокал ьного
воспитаний офицеров в новых соииоиультурн Ы X условиях
Личностный уроесн^
Противоречия между
и иди виду альм ыми ценностями людей и
т радицномн ымн ценностями военной службы
Внешние факторы кризиса Рис. 1. Структура современного кризиса системы профессионального воспитания офицеров.
■ Затрагивают современную систему профессионального воспитания
офицеров, ряд авторов М.Ю. Государева [4, с. 18-23], Э.Х. Карсанова [5], Э.А. Коржан, П.Н. Киреева, А.А. Кузнецова, Л.В. Котенко, В.В. Кириленко и К.В. Котенко [6, с. 341-348], убеждены, что она все еще несет в себе отпечаток острой фазы кризиса, в которую вошла система профессионального воспитания советских офицеров в последние десятилетия XX в. Признаки кризиса достаточно легко выявляются в проблемах и трудностях совершенствования системы профессионального воспитания курсантов военного вуза в новых социокультурных условиях [7].
Культурный уровень (первый признак) отчетливо выражен в девальвации ценностей офицерского корпуса, которые были положены в основу системы профессионального воспитания. «Историческая роль Вооруженных сил СССР, их организованность, идеологизированность и обученность были причиной того, что военные более негативно, чем остальная часть населения, восприняли развал того самого государства, которое они были призваны защищать. «Служу Советскому Союзу!» -для офицерского корпуса, да и для рядового состава вооруженных сил были не просто слова, это была суть их мировоззрения, убеждений, за которой стояла готовность действовать, оборонять своё Отечество» [8].
Имитация крушения СССР, сродни исторической Великой Октябрьской социалистической революции, заставила пересмотреть значение Родины и традиционные офицерские принципы службы, долга и ответственности. Немаловажным фактором стал распад СССР на множество национальных государств, ослабивший принцип интернационализма профессионального воспитания, для многих офицеров характерным стал вопрос о доминирующей идентичности: профессиональной или национальной, государственной или региональной.
В сущности, профессионального образования наблюдается снижение его основополагающих принципов, воплощенных в идеологической преданности офицеров. Культурные сдвиги заметно затруднили постановку задач в сфере профессионального образования офицеров. Реагируя на изменения общественно значимого типа личности, военная педагогика до настоящего времени не имела иной возможности, как предложить будущим офицерам ценности, нормы и образцы дореволюционного офицерского корпуса.
Однако исторические и традиционные идеалы, связанные с военной службой, противоречили тогда и продолжают противоречить сейчас общественному представлению о преуспевающем человеке. Реакция профессионального военного образования и военно-педагогической науки на изменения культурного кода была и остается существенно ограниченной запретами на идеологическую работу. Пожалуй, сов-
<|'з5ч>
jiäL,_
ременное осмысление образа офицера открывается только с появлением в 2018 г. концепта «воин- государственник» [9, с. 5-12], который, при этом, сам нуждается в полноценном содержательном наполнении.
Социальный уровень (второй признак) выражен в разрушении единства армии и общества, переоценке в обществе ценности военной организации, доставшейся Российской Федерации в наследство от СССР. В глазах населения и самих военнослужащих Вооруженные Силы перестали быть целесообразной и жизненно - необходимой формой военной организации страны, что выражалось, как минимум, в трех тенденциях:
- в поспешном отказе от советских военных доктрин и концепций без предложения адекватных по качеству новых концептуальных основ военного строительства;
- в государственной и общественной оценке кадровых, финансовых, материальных и иных затрат на армию как избыточных и непосильных для Российской Федерации;
- в падении престижа армии и офицерского корпуса.
Вопросы эффективного структурирования Вооруженных Сил
остаются теоретически неразработанными и постоянно возникают в практических сценариях. Эти вопросы неизменно влияют на принципы военного образования, охватывая рамки профессиональной подготовки офицеров. Существующие организационные формы, принципы, подходы и технологии профессионального воспитания явно не обеспечивают достижение декларируемой цели (проблемы функциональности профессионального воспитания).
Начиная с 1990 гг., Вооруженные Силы СССР, а затем и Российской Федерации переживают перманентную военную реформу, причем даже наиболее успешную ее часть (с 2012 г. и по настоящее время) характеризуют ошибочные подходы к подготовке офицерского корпуса, проявившиеся в условиях проведения Специальной военной операции (СВО) [10].
Личностный уровень (третий признак кризиса) проявляется в отношении военнослужащих и воинских коллективов к военной службе, как делу жизни, самоуважении и самооценке офицерского корпуса, уверенности в правильном профессиональном самоопределении (собственно, проблема результата профессионального воспитания). С одной стороны, морально-психологическое состояние офицерского корпуса в 1990-х гг. оценивается достаточно высоко.
С другой стороны, социологические исследования в советской армии накануне распада СССР [11, с. 123-134], С.С. Соловьев [12] и др. уже позволяют констатировать:
- негативное отношение большой группы офицеров к военной службе в том виде и содержании, которое характерно для периода распада СССР, признание ошибочности собственного профессионального самоопределения. В 1992 г. из военных вузов впервые был разрешен выпуск офицеров с т.н. «свободным дипломом»;
- отсутствие уверенности в завтрашнем дне, недоверие государству;
- социальную незащищенность офицеров. Последняя позиция особенно критична. «Офицер должен чувствовать у себя за спиной державу. Присяга и нелегкая несут тебя в какую-нибудь малоуютную южную республику. Что делать с семьей, куда девать детей, как жить на два дома, как переслать деньги? Что будет с твоей семьей, если тебе оторвет руку?.. А если голову?.. Отсутствие элементарной социальной защищенности всегда действовало угнетающе. Когда ты остаешься один на один со своими трудностями, сразу возникает вопрос: а где государство?» [13, с. 369].
«С воодушевлением воспринявшие перестройку люди за пять лет бесплодных попыток что-то перестроить морально устали, глубоко разочаровались как в самой идее, так и в ее прорабах. Номенклатурная тупорылость, партийная спесивость вперемешку с бледной немочью и организационным бессилием надоели всем. Всем уже было ясно, что из этого восьмиухого семиглаза (перестройки) ничего не получится, но неясно было, что же делать дальше. Эта неясность, неопределенность, безнадежность, тоска зеленая привели к всеобщему озлоблению, как следствие, росту преступлений на бытовой почве, росту самоубийств» [13, с. 362].
Социокультурные сдвиги времен перестройки, с точки зрения их влияния на систему профессионального образования офицеров, можно расценивать только как катастрофические. Не останавливаясь на конкретных военных стратегиях, стоит отметить, что военное руководство все же стремилось сохранить преемственность. «Во весь рост встал тогда вопрос: что делать с армией? - вспоминал Н.Е. Макаров, - Ответом были два диаметрально разных подхода. Первый — коренной слом всей военной системы, ликвидация Вооруженных Сил и создание с чистого листа новых Вооруженных Сил России. Второй подход, который и возобладал в руководстве страны, был более взвешенным и менее радикальным — реформа существовавших Вооруженных Сил. Все лишения и тяготы, связанные с реформированием, в полной мере легли на плечи офицерского корпуса России» [14, с. 3]. И тем не менее, это время характеризуется нами как острая фаза кризиса, в которой возникли действующие сегодня барьеры преемственности между советской и современной российской системами воспитания офицеров. «В государстве сломался какой-то главный
опорный державный стержень, и она, держава, пошла вразнос, - писал А.И. Лебедь, - Именно вразнос — стихийно, дико, непредсказуемо. Последствия грозились быть грандиозно-катастрофическими, далеко идущими. Государственный корабль несся без руля и ветрил в какую-то гигантскую черную дыру, и неопределенность предстоящих изменений, непонятно с каким знаком, вызывала безотчетную тоску. Держава уплывала из-под ног, переставала ощущаться за спиной, на глазах пропадало что-то такое: большое, надежное, основательное, на чем,
В очередной раз, несмотря на возрождение в 2019 году Главного военно-политического управления Вооруженных Сил Российской Федерации и Института военно-политических работников, проблема определения их роли в профессиональной подготовке офицеров остается нерешенной.
Почти все предложенные в последнее десятилетия инструменты политического воспитания военнослужащих действуют от лица командира, на практике далеко не всегда обладающего необходимыми компетенциями.
Таким образом, кризис системы профессионального воспитания офицеров ошибочно связывать только с разрушением СССР, его в значительной степени предопределили внутренние предкризисные противоречия «застоя» и «брежневской педагогики». Острой фазой кризиса системы профессионального воспитания можно считать период с 1985 г. (начало «перестройки») и по 2012 г. (завершение т.н. «активной фазы» военной реформы), когда решающим фактором становится разрушение СССР и становление новой российской государственности, с новыми Вооруженными Силами.
На основе анализа современной научной литературы, можно предположить, что сегодня до сих пор не устранены барьеры преемственности, доставшиеся в наследство от острой фазы кризиса и действующие на культурном, социальном и личностном уровне.
Вместе с тем, сегодня на наш взгляд, складывается социокультурная ситуация, благоприятная для восстановления преемственности с советской системой профессионального воспитания офицера.
Библиографический список
1. Булкин А.П. Социокультурная динамика образования. Исторический опыт России / Булкин А.П. - М.: Феникс, 2005. 208 с.
2. Цирульников А.М. Система образования в этнорегиональном и социокультурном измерении / А.М. Цирульников. - СПб.: Образовательные проекты, 2007. 400 с.
3. Штомпель Л.А., Штомпель О.М. Социокультурный кризис, С. 46.
4. Государева М.Ю. К проблеме сохранения традиционных форм патриотического воспитания курсантов военных вузов в современных условиях // Международный научный вестник (Вестник Объединения православных ученых). 2021. № 4 (32). С. 18-23.
5. Карсанов Э.Х. Инновации в военно-профессиональном воспитании курсантов в военных вузах: монография / Э.Х. Карсанов. - СПб.: Астерион, 2014. 123 с.
6. Коржан Э.А. и др. Современные проблемы воспитания курсантов в условиях военного вуза / Э.А. Коржан, П.Н. Киреев, А.А. Кузнецов, Л.В. Котенко, В.В. Кириленко, К.В. Котенко // Информационная безопасность - актуальная проблема современности. Совершенствование образовательных технологий подготовки специалистов в области информационной безопасности. 2018. № 1 (9). С. 341-348.
7. Володин Р.В. и др. Государственно-политическое воспитание курсантов военных вузов: к постановке проблемы профессионального воспитания: монография / Р.В. Володин, А.Д. Лопуха, Т.Л. Лопуха и др. -Новосибирск: НВВКУ, 2017. 228 с.
8. Михайленок О.М. Государство и армия в России: 19-21 века / - М.: Институт социологии РАН, 2006. С. 151.
9. Картаполов А.В., Рубцов Ю.В. В развязанной против России информационно-психологической войне способен выстоять только воин-государственник // Военный академический журнал. 2014. № 1 (21). С. 5-12.
10. Скоморохов Р. Реформа армии России: долгожданная или обреченная // Военное обозрение. 28 декабря 2022. (Дата обращения: 10.05.2023).
11. Образцов И.В. Несокрушимая и легендарная на заре советской эпохи // Социологические исследования. 2022. № 11. С. 123-134.
12. Соловьев С.С., Образцов И.В. Российская армия от Афганистана до Чечни: Социологический анализ / - М.: Национ. ин-т им. Екатерины Вел., 1997.
13. Лебедь А.И. За державу обидно, С. 369.
14. Макаров Н.Е. На службе России / - М.: Кучково поле, 2017. 432 с.
References
1. Bulkin A.P. Sociocultural dynamics of education. Historical experience of Russia / Bulkin A.P. - M.: Phoenix, 2005. 208 p.
2. Tsirulnikov A.M. Education system in the ethnoregional and sociocultural dimension / A.M. Tsirulnikov. - St. Petersburg: Educational projects, 2007. 400 p.
3. Shtompel L.A., Shtompel O.M. Sociocultural crisis, p. 46.
4. Gosudareva M.Yu. On the problem of preserving traditional forms of patriotic education of cadets of military universities in modern conditions // International Scientific Bulletin (Bulletin of the Association of Orthodox Scientists). 2021. № 4 (32). Р. 18-23.
5. Karsanov E.Kh. Innovations in military professional education of cadets in military universities: monograph / E.Kh. Karsanov. - St. Petersburg: Asterion, 2014. 123 p.
6. Korzhan E.A. and others. Modern problems of education of cadets in a military university / E.A. Korzhan, P.N. Kireev, A.A. Kuznetsov, L.V. Kotenko, V.V. Kirilenko, K.V. Kotenko // Information security is a pressing problem of our time. Improving educational technologies for training specialists in the field of information security. 2018. № 1 (9). Р. 341-348.
7. Volodin R.V. and others. State-political education of cadets of military universities: towards the formulation of the problem of professional education: monograph / R.V. Volodin, A.D. Lopukha, T.L. Lopukha and others - Novosibirsk: NVVKU, 2017. 228 p.
8. Mikhailenok O.M. State and army in Russia: 19-21 centuries / - M.: Institute of Sociology of the Russian Academy of Sciences, 2006. P. 151.
9. Kartapolov A.V., Rubtsov Yu.V. In the information-psychological war unleashed against Russia, only a statesman warrior can survive // Military Academic Journal. 2014. № 1 (21). Р. 5-12.
10. Skomorokhov R. Reform of the Russian Army: long-awaited or doomed // Military Review. December 28, 2022. (05.10.2023).
11. Obraztsov I.V. Indestructible and legendary at the dawn of the Soviet era // Sociological research. 2022. № 11. Р. 123-134.
12. Solovyov S.S., Obraztsov I.V. Russian army from Afghanistan to Chechnya: Sociological analysis / - M.: National. Institute named after Catherine Vel., 1997.
13. Lebed A.I. It's a shame for the state, p. 369.
14. Makarov N.E. In the service of Russia / - M.: Kuchkovo Pole, 2017. 432 p.