Научная статья на тему 'КРИЗИС НА РЫНКЕ ТУРИЗМА В РОССИИ: ПРИЧИНЫ И СЛЕДСТВИЯ'

КРИЗИС НА РЫНКЕ ТУРИЗМА В РОССИИ: ПРИЧИНЫ И СЛЕДСТВИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
64
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС / ТУРОПЕРАТОРЫ / БАНКРОТСТВО / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Полякова Н.В.

Туризм является одной из крупнейших и динамичных отраслей экономики. Однако, в последние годы туристическая индустрия России сильно подвержена влиянию мирового финансового кризиса, что крайне негативно сказывается на всей отрасли в целом. Целью написания данной статьи является анализ причин кризиса в туристической отрасли России, а так же рассмотрения его последствий.Tourism is one of the largest and most dynamic sectors of the economy. However, the Russian travel industry is strongly affected by the global financial crisis in recent years, which is extremely negative impact on the entire industry. The purpose of writing this article is to analyze the causes of the crisis in the tourism industry in Russia, as well as consideration of its consequences.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КРИЗИС НА РЫНКЕ ТУРИЗМА В РОССИИ: ПРИЧИНЫ И СЛЕДСТВИЯ»

деятельности компании. Это свободные встречи в достаточно неформальной обстановке за чашечкой кофе, в ходе которой представители компании-организатора рассказывают об особенностях своего направления (например, страны), различных курортах, особенностях визового и таможенного оформления, а также других деталях, которые могут помочь в работе.

■ Организация рекламных поездок для туристов и сотрудников туристических агентств. Для клиентов - это дешёвая или почти бесплатная поездка с определённым набором экскурсий. Чтобы получить её, турист обычно должен поучаствовать в лотерее или ответить на вопросы о стране. Цель такой акции - создать хорошее впечатление о стране у клиента, которое он затем передаст своим друзьям и знакомым. Для сотрудников туристических агентств - это также почти бесплатная поездка. Цель такой акции ознакомление с особенностями страны и отельной базой, а так же налаживание деловых связей. 53

В заключении стоит отметить, что в туристической сфере, как и в любой другой, эффективными являются не отдельные методы продвижения, а их совокупность, которые объединены общей идеологией public relations. Это позволит эффективнее продвигать не только туристический продукт, но и целые курорты.

Использованные источники

1. Е. Степанова «Public Relation в туризме» [Электронный ресурс]. URL: http://tourlib.net/books_tourism/PR_tur.htm (дата обращения 14.03.2016)

2. Международный туризм: состояние и перспективы развития [Электронный ресурс]. URL: http://milanas.info (дата обращения 12.03.2016)

3. Туристический портал «ТурДом» [Электронный ресурс]. URL: http://www.tourdom.ru/ (дата обращения 13.03.2016)

Полякова Н.В. магистрант 2 курса Нижегородский государственный у ниверситет имени Н.И. Лобачевского факультет «Менеджмент» Россия, г. Нижний Новгород КРИЗИС НА РЫНКЕ ТУРИЗМА В РОССИИ: ПРИЧИНЫ И

СЛЕДСТВИЯ

Туризм является одной из крупнейших и динамичных отраслей экономики. Однако, в последние годы туристическая индустрия России сильно подвержена влиянию мирового финансового кризиса, что крайне негативно сказывается на всей отрасли в целом. Целью написания данной статьи является анализ причин кризиса в туристической отрасли России, а так же рассмотрения его последствий.

Ключевые слова: финансовый кризис, туроператоры, банкротство,

' http://milanas.info - Международный туризм: состояние и перспективы развития

политические отношения

CRISIS IN THE MARKET OF TOURISM IN RUSSIA : CAUSES AND CONSEQUENCES

Tourism is one of the largest and most dynamic sectors of the economy. However, the Russian travel industry is strongly affected by the global financial crisis in recent years, which is extremely negative impact on the entire industry. The purpose of writing this article is to analyze the causes of the crisis in the tourism industry in Russia, as well as consideration of its consequences.

Keywords: financial crisis, tour operators, bankruptcy, political relations

Российский рынок туризма на данный момент находится в состоянии глубокого кризиса, который стал следствием внутриотраслевых проблем.

Большое влияние на рынок оказал финансовый кризис 2014-2015 года. Он характеризуется ухудшением экономической обстановки в России, вызванным резким спадом мировых цен на энергоресурсы, что значительно сказалось на доходах бюджета России, а также введением экономических санкций в отношении России в связи с событиями в Крыму и на востоке Украины. Эти факторы значительно повлияли на курса рубля относительно иностранных валют, вследствие чего произошло увеличение инфляции, уменьшение реальных доходов населения и значительное ухудшение ситуации в ряде отраслей российской экономики.

Как следствие финансового кризиса объявили себя банкротами несколько крупных туроператоров и возникли финансовые трудности и некоторых авиаперевозчиков.

Так же следствием кризиса в отрасли стало банкротство одного из крупнейших в России частых авиаперевозчиков «Трансаэро». Данная компания единственная в России входила в двадцатку самых безопасных авиаперевозчиков в мире, а по объемам перевозок была на втором месте после группы «Аэрофлот» как на внутренних, так и на международных линиях. Основными причинами банкротства компании «Трансаэро» называют:

- огромный долг компании;

- кризис на рынке международном рынке авиаперевозок, где компания активно продвигала свои услуги;

- увеличение расходов, вследствие падения курса рубля54.

Банкротство «Трансаэро» оказало сильное негативное влияние на

отрасль в целом и на деятельность туроператоров в частности. Так уход с рынка компании поставил под вопрос будущее ее стратегического партнера - туроператора «Библио-Глобус»55. Так 200 тыс. туристов, которые приобрели путевки у данного туроператора с перелетом авиакомпанией

54 http://www.interfax.ru/business/470638 - В Правительстве согласились на банкротство «Трансаэро»

55 http://www.rbc.ru/technology_and_media/ - Глава Библио-Глобус: «Мы обсуждали слияние с «Трансаэро»

«Трансаэро», были вынуждены покупать обратный билет в Россию за свой счет, что привело к существенному увеличению суммы отдыха. Обязательства перед остальными пассажирами, которые приобрели билеты напрямую у авиакомпании, взяла на себя авиакомпания «Аэрофлот».

Так же существенное влияние на российский туризм оказало крушение аэробуса А321 авиакомпании «Когалымавиа», выполнявшего рейс Шарм-эль-Шейх-Санкт-Петербуг. В результате этой авиакатастрофыо погибли 217 пассажиров и 7 членов экипажа. После этого Президент РФ согласился с рекомендациями Национального антитеррористического комитета приостановить все полеты российских авиакомпаний в Египет «до установления должного уровня безопасности авиационного сообщения» 56. Затем Росавиация с 20:00 по московскому времени приостановила все регулярные, чартерные и транзитные рейсы в Египет.

Данное решение еще больше ухудшило положение туроператоров. В зимнем сезоне, когда уровень продаж значительно падает вследствие сезонного фактора, бюджетный Египет является самым массовым направлением, которому в эти месяцы практически нет альтернативы. Можно найти относительно недорогие отели в странах Юго-Восточной Азии, но из-за расположения перелет до курортов из европейской части России будет долгим и дорогим, что не устраивает многих туристов.

Еще одним потрясением в 2015 году стало обострение политических отношений между Россией и Турцией. После трагедии с российским бомбардировщиком Су-24, который был сбит 24 ноября в Сирии ракетой с турецкого истребителя, МИД РФ заявил, что нарастающая угроза терроризма из Турции не меньше, чем из Египта, и не рекомендовал россиянам посещать Турцию в ближайшее время. Следом Ростуризм рекомендовал туроператорам прекратить продажи туров в эту страну 57.

Несмотря на это, закрытие Турции не станет катастрофой для зимнего периода. Однако, если ситуация не изменится, то летом будет серьезный кризис. Самыми популярными направлениями у жителей России являются бюджетные Турция, Египет и Тунис, но последний из-за летних терактов стал практически невостребованным,а Турцию традиционно выбирают до 55-60% туристов из числа среднего класса58.

Прежде всего, данные меры затронут туроператоров, которые специализируются на Турции (а так же на Египте). Не менее серьезно пострадают и российские авиакомпании. С учетом того, что Турцию и Египет ежегодно посещали около 9 миллионов российских туристов, в эти страны выполнялись 40-50 тысяч рейсов - получаем невостребованных около 60 самолетов при условии выполнения двух рейсов в день в течение года.

56 http://www.atorus.ru/ator/press/ - Доверие туристов вернется, когда рынок полностью очистится

57 http://www.atorus.ru/ator/press/ - Доверие туристов вернется, когда рынок полностью очистится?

58 http://www.rbc.ru/business/ - Закрытие Египта: к каким убыткам готовиться гражданам и бизнесу

Основываясь на вышеизложенном можно спрогнозировать следующие последствия для рынка туризма в России:

1) Снижение рентабельности туристического бизнеса.

Сокращение участников рынка туристических услуг стало следствием

ежегодного снижения рентабельности бизнеса. По статистическим данным рентабельность в 2008 году в туроператорском сегменте была на уровне 5%, а в 2013-2014 годах - всего 2%.

2) Снижение количества игроков на туристическом рынке

Следствием кризиса в отрасли станет сильное снижение количества

турфирм. По прогнозам АТОР, к 2015 года, когда турфирмы будут подавать ежегодные заявки на внесение в федеральный реестр, число операторов сократится минимум на 10%.

Однако стоит отметить и положительную сторону - снижение спроса и сокращение числа игроков на рынке приведут к самосанации рынка59.

3) Сокращение количества персонала, занятого в туристической отрасли

По самым «оптимистичным» прогнозам из-за закрытия Турции и Египта, а так же сокращения туристического потока в Европу из-за роста курса валют, около 60% сотрудников, чьи зарплаты напрямую зависят от продаж, уйдут из турфирм.

4) Сокращение полетных программ из регионов

По данным туроператоров в некоторых регионах в результате кризиса количество туристов сократилось почти на 80%. А количество компаний, работающих на выездном туризме - более чем на треть. По данным АТОР, число программных вылетов для туристов из региональных городов сократилось на 30-55% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Специалисты прогнозируют возврат к тем временам, когда жители разных городов со всей России путешествовали через Москву, так как больше не было других вариантов. На протяжении последних нескольких за счет широкой региональной полетной программы на российском рынке были открыты прямые перелеты из множества городов - от Хабаровска и Владивостока до Иванова. А в этом году ситуация совсем противоположная: в связи с сокращением региональных полетных программ все вылеты будут вновь осуществляться из Москвы. Из этого следует, что стоимость поездки для каждого туриста из региона вырастет, так же будет затрачено немало времени на поездку до столицы. И это, соответственно, приведет к тому, что количество желающих путешествовать сильно сократится. Туроператоры уже готовятся к такой ситуации и стремятся принять меры для предотвращения серьезного снижения спроса60.

Несмотря на глубокий кризис в отрасли многие специалисты уверены, что результатом кризиса отрасли станет стабилизация бизнеса в

59 http://regnum.ru/news/sotiety/ - Закрытие Турции: последний удар по турбизнесу?

60 http://ria.ru/sotiety/ - Эксперт: закрытие Турции для туристов из РФ нанесет обоюдный ущерб

целом и возврат доверия потребителей, а результатом сокращения спроса и снижения количества игроков на рынке станет самосанация рынка.

Использованные источники:

1. В Правительстве согласились на банкротство «Трансаэро» [Электронный ресурс]. URL: http://www.interfax.ru/business/470638(дата обращения 20.01.2016)

2. Глава Библио-Глобус: «Мы обсуждали слияние с «Трансаэро» [Электронный ресурс]. URL: http://www.rbc.ru/technology_and_media/ (дата обращения 21.01.2016)

3. Доверие туристов вернется, когда рынок полностью очистится [Электронный ресурс]. URL:http://www.atorus.ru/ator/press/ (дата обращения 22.01.2016)

4. Доверие туристов вернется, когда рынок полностью очистится? [Электронный ресурс]. URL:http://www.atorus.ru/ator/press/ (дата обращения 21.01.2016)

5. Закрытие Египта: к каким убыткам готовиться гражданам и бизнесу [Электронный ресурс]. URL: http://www.rbc.ru/business/ (дата обращения 20.01.2016)

6. Закрытие Турции: последний удар по турбизнесу? [Электронный ресурс]. URL: http://regnum.ru/news/society/ (дата обращения 22.01.2016)

7. Эксперт: закрытие Турции для туристов из РФ нанесет обоюдный ущерб [Электронный ресурс]. URL: http://ria.ru/society/ (дата обращения 23.01.2016)

Попкова О.В. студент 4 курса факультет экономики и менеджмента Шумаева Е.А., к.гос.упр.

доцент

кафедра менеджмента и хозяйственного права Донецкий национальный технический университет

Украина, г. Донецк ДЕЛЕГИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ КАК ИНСТРУМЕНТ

ПОВЫШЕНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕРСОНАЛА Аннотация. В данной статье исследованы и выделены основные принципы делегирования полномочий, рассмотрены виды компетенций персонала.

Ключевые слова: делегирование полномочий, компетенции, принципы делегирования.

DELEGATION OF AUTHORITY AS A TOOL FOR INCREASING THE STAFF COMPETENCE

Abstract. In this paper the basic principles of authority delegation are studied and distinguished, as well as views of staff competencies are considered. Keywords: delegation of authority, competencies, delegation principles.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.