Научная статья на тему 'Специфика рисков туристского бизнеса в Российской Федерации'

Специфика рисков туристского бизнеса в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1234
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РИСКИ В ТУРИЗМЕ / ТУРИЗМ В РОССИИ / СТЕЙКХОЛДЕРЫ / ФИНАНСОВЫЕ РИСКИ / ОПЕРАЦИОННЫЕ РИСКИ / РИСКИ РАЗМЕЩЕНИЯ / ТРАНСПОРТНЫЕ РИСКИ / RISKS IN TOURISM / TOURISM IN RUSSIA / STAKEHOLDERS / FINANCIAL RISKS / OPERATIONAL RISKS / ACCOMMODATION RISKS / TRANSPORT RISKS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хайруллина А.Д., Кондратьева А.А., Крюкова М.В.

Представлена классификация рисков в туристской отрасли и дана их характеристика. На основании анализа рисков делается вывод о создании эффективной системы рискменеджмента туристского предприятия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The specificity of the tourism business risks in the Russian Federation

In the article the authors present a classification of risks in the tourism industry and give them a description. On the basis of risk analysis, it is concluded that establishment of an effective system of risk management of the tourist enterprise.

Текст научной работы на тему «Специфика рисков туристского бизнеса в Российской Федерации»

торий. М.: Инфра-М; Финансы и статистика, 2009.

8. Обуховский Ю.М. Ландшафтная индикация: учеб. пособие. Минск, 2008.

9. Туровцев В.Д., Краснов В.С. Биоиндикация: учеб. пособие. Тверь: Изд-во Твер. гос. унта, 2004.

10. Материалы международной конференции «Стокгольм+40: Партнерство во имя устойчивого развития». Стенограмма конференции. URL: http://www.geogr.msu.ru/upload/ news/stockholm_apr_2012.pdf (дата обращения: 10.03.2016).

11. Blue flag beach criteria and explanatory notes 2014 // International blue flag organization. URL: http://www.blueflag.org/menu/ criteria/marinas/marina-criteria-and-expl-notes-2014 (дата обращения: 10.03.2016).

12. Indicators of Sustainable Development for Tourism Destinations. Madrid: WTO, 2004.

13. Sri Lanka Sustainable Tourism Development Project: Environment Assessment and Management Framework // Sri Lanka Tourism Development Authority. URL: http://www.sltda.lk/ aitee/default/files/ EAMF_report_15.06.2009. pdf (дата обращения: 10.03.2016).

14. Tourism Planning Toolkit for Local Governments, New Zealand. URL: http://www.med. govt.nz/sectors-industries/tourism/pdf-docs-library/Tourism%20policy/tourismplanningtool-kit.pdf (дата обращения: 10.03.2016).

15. Tourism Satellite Account: 2013. URL: http://www.stats.govt.nz/~/media/Statistics/ browse-categories/industry-sectors/tourism/ tourism-satellite-account-2013/tsa-2013.pdf (дата обращения: 10.03.2016).

УДК 338.486

А.Д. ХАЙРУЛЛИНА, А.А. КОНДРАТЬЕВА, М.В. КРЮКОВА

СПЕЦИФИКА РИСКОВ ТУРИСТСКОГО БИЗНЕСА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Представлена классификация рисков в туристской отрасли и дана их характеристика. На основании анализа рисков делается вывод о создании эффективной системы риск-менеджмента туристского предприятия.

Ключевые слова: риски в туризме, туризм в России, стейкхолдеры, финансовые риски, операционные риски, риски размещения, транспортные риски.

In the article the authors present a classification of risks in the tourism industry and give them a description. On the basis of risk analysis, it is concluded that establishment of an effective system of risk management of the tourist enterprise.

Keywords: risks in tourism, tourism in Russia, stakeholders, financial risks, operational risks, accommodation risks, transport risks.

Риски в туристской отрасли в России имеют очень специфические черты. Одна из наиболее важных - отсутствие

© Хайруллина А.Д., Кондратьева А.А., Крюкова М.В., 2016

четкого владельца определенных категорий рисков. В туризме до 2014 г. -до банкротства ЗАО «Лабиринт-Т» и ООО «Лабиринт» [1], до нарастающей напряженности на международной политической арене - удавалось успешно

«вешать» риски каждый раз на новых стейкхолдеров рынка (страховые компании, государство и др.), а проигрывали все равно потребители рынка - клиенты туристских компаний.

На данный момент приходит осознание того, что у рисков должен быть четко выраженный владелец, чтобы покупатель доверял рынку, а владельцы рисков предпринимали меры по нивелированию рисков для уменьшения возможных убытков. Для распределения рисков между стейкхолдерами нужна их четкая классификация для учета всех рисков [10, с. 16]. Поскольку перечень рисков туристской сферы очень разнообразен, начиная от экономического кризиса и заканчивая отравлени-

ями туристов, во всем мире было разработано множество различных классификаций этих рисков. Однако следует отметить, что классификация рисков напрямую зависит от действующего законодательства в стране.

Принято выделять два объекта воздействия туристских рисков: с одной стороны, существуют риски, угрожающие жизни и здоровью туристов, а с другой - имеются риски, присущие организациям туристской сферы. В данной статье мы подробнее остановимся на последних. На рисунке представлена попытка воссоздать наиболее полную и удобную классификацию всех рисков, характерных для туристской отрасли. Рассмотрим их более подробно.

Классификация рисков туристской отрасли

В целом можно выделить следующие виды рисков, специфичных для туристского бизнеса.

Во-первых, это транспортные риски, т.е. риски, связанные с авиа-, ж/д, водными перевозками. Данный вид

риска может возникнуть в двух областях:

1. Междугородние и международные перевозки. А именно:

• неисправность транспортного средства;

• непригодные погодные условия для передвижения транспорта;

• задержка вылета, которая может повлечь дополнительные затраты по питанию и размещению туриста;

• банкротство компании-перевозчика;

• рост топливных сборов и, как следствие, повышение цен на перевозки.

Согласно п. 5 ст. 28 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителя» при задержке рейса авиакомпания, а в некоторых случаях и сам оператор должны выплачивать компенсации пассажирам, но несовершенство юридических актов государства, а также соглашений между авиаперевозчиками и туроператорами вносит неконструктивное распределение ответственности, что на момент банкротства авиаперевозчика «Трансаэро» заставило «Библио Глобус» для удержания собственных клиентов возвращать 100% стоимости путевки купившим пакеты на даты после 15 декабря 2015 г. на рейсы авиакомпании «Трансаэро». Однако на рейсы до 15 декабря 2015 г. ответственность за перевозку туристов, которым были предоставлены билеты, лежит на «Трансаэро» [7].

2. Другая область возникновения транспортных рисков - это внутригородские перевозки. Сюда относятся:

• поломка арендованного транспорта;

• ненадлежащий уровень транспортных средств;

• халатный подбор транспортного персонала, который может нанести ущерб здоровью туриста;

• риск аварии и, как следствие, нанесение вреда здоровью туриста или угроза жизни.

Второй вид рисков туристской организации - это риски, связанные с проблемами размещения туристов. Дан-

ный вид риска связан со следующими факторами:

1. Объемы номерного фонда - эта ситуация связана с наличием туристов, возможностью перевозок, но невозможностью их размещения. С такими рисками активно сталкиваются внутренние туроператоры, так как наличие массовых средств размещения в Турции, Египте, Тунисе и других странах зачастую значительно дешевле, чем на Черном море в России.

2. Несоответствие заявленным стандартам - качество заявленного размещения влияет на повторное обращение туристов к туроператору. Риск зачастую нивелируется за счет промотуров, когда туроператор имеет возможность увидеть средство размещения своими глазами.

Третья разновидность рисков - чрезвычайные ситуации. Это «обстановка, сложившаяся на определенной территории или акватории в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей» [11], так называемые чистые риски. В данную группу входит очень большой перечень рисков, связанных с нижеперечисленными факторами:

1. Военные действия. Примером военно-опасного района является Израиль. Так, большой ущерб туристской индустрии военные действия нанесли в ближневосточном регионе, в первую очередь Израилю. В 2002 г. объем туристского потока снизился в Эйлате на 70%, в Иерусалиме - на 90% [9].

2. Экстремальные ситуации общественной жизни: забастовки, массовые

заболевания. Более десяти тысяч российских туристов и студентов не смогли уехать этим летом в Канаду, потому что вовремя не получили визы из-за забастовки работников канадских консульств по всему миру. Канада потеряла 65% объема рынка по туристам и краткосрочным студентам на лето 2015 г. [6].

3. Эпидемии. Вспышка смертельно опасной болезни - коронавирус MERS (ближневосточный респираторный ко-ронавирусный синдром) в Южной Корее. Число отмененных поездок выросло с 2,5 тыс. 1 июня 2015 до 7 тыс. 2 июня 2015 г. [5].

4. Терроризм. Стоит отдельно выделить ввиду актуальных событий, характерными чертами которого являются неожиданность действий, большое количество пострадавших. Наиболее серьезный удар по туристическому бизнесу был нанесен террористическими актами в США в сентябре 2001 г. В докладе ЮНВТО отмечалось, что за этот период число путешествующих в целом по миру сократилось до 689 млн человек [2]. Ярким примером нанесения ущерба туризму являются также теракты в Париже 2015 г., когда Франции пришлось закрыть границы.

5. Катастрофы - это природные явления со стихийным характером, пожары, землетрясения, наводнения, которые наносят огромный ущерб туристической индустрии. Важным аспектом этих групп рисков является их сезонность. К примеру, после разлива рек в Чехии объем туристских прибытий упал на треть. Если в 2001 г. эту страну посетили 5,2 млн иностранных туристов, то в 2002 г. эта цифра снизилась на 0,7-1,0 млн человек [2].

Четвертая группа рисков - правовые риски, к которым относятся запрети-

тельные акты государства, с которыми могут столкнуться туристические операторы в процессе своей деятельности. Очень важно понимать, что свою деятельность операторы осуществляют на международном уровне. Запретительные акты могут быть приняты любой стороной: как принимающей, так и отправляющей туристов. К таким рискам относятся: объявление карантина, ограничение перевозок на определенных направлениях, закрытие границ. Важным аспектом величины данного риска являются большие надежды туристических фирм на популярные направления. Примером служит запрет отдыха российских и британских туристов в Египте, что лишит страну в 2016 г. 70% турпотока при том, что туристская отрасль вносит 11% в ВВП страны и более 14% валютных поступлений в бюджет. До авиакатастрофы над Синаем Египет рассчитывал принять к концу 2015 г. около 10 млн иностранных туристов, большую часть которых должны были составить россияне [3]. Следом были возложены надежды на Турцию, однако на момент ноября 2015 г. случились осложнения в отношениях и по этому направлению.

Пятая группа рисков - операционные риски. Спектр данных рисков непосредственно связан с предпринимательством. Для туристских агентов подобным риском может быть выбор туроператора для своих туристов. От прекращения работы туристского оператора «Лабиринт» в 2014 г. пострадали около 25 тыс. туристов [1]. К операционным рискам относятся:

1. Риск несоответствия - риск потери части доходов, возникающий при нарушении или несоблюдении законов, инструкций, положений или принятых этических норм. Этот риск мо-

жет появиться в силу двусмысленности и неапробированности законов или правил, регламентирующих определенные виды деятельности туристской фирмы или ее клиентов.

2. Риск потери репутации подразумевает потерю части доходов в связи с негативным общественным мнением о туристской фирме. Риск потери репутации приводит к оттоку клиентов, затруднению отношений с партнерами по туристскому рынку.

3. Стратегические риски, которые могут быть связаны с рисками внедрения новых туристских услуг и технологий. Так, новой формой туризма стал индивидуальный туризм, в результате чего популярность такой платформы, как «Booking.com», по бронированию средств размещения все больше набирает популярность: «Ежедневно сайт посещают более 11 миллионов уникальных посетителей. Количество просмотров страниц ресурса превышает 500 000 000, а 700 000 посещений заканчиваются бронированием номеров. Отражается это и в финансах. В 2003 г., еще до приобретения РгтсеНпе, прибыль Booking.com составила 10 000 000. А спустя девять лет годовая прибыль увеличилась в 110 раз. За 2011 год Booking.com заработал $1 100 000 000. Ни один сайт, предлагающий услуги бронирования, не может похвастать подобным ростом» [8].

Шестая группа рисков связана с финансовыми операциями, это:

1. Кредитный риск - связан с возможностью финансовых потерь из-за ухудшения платежеспособности кредитора (например, турагента), который не может или не желает исполнять свои

обязательства в соответствии с условиями соглашения. Сюда можно отнести и риски неплатежеспособности.

2. Рыночный риск - это группа рисков, обусловленная международным аспектом деятельности туроператоров. Это могут быть рост инфляции и, как следствие, снижение туристического потока. Ценовой риск, где турфирма ищет партнеров, предлагающих наиболее выгодные условия. Изменение курса валют, которые также влияют на спрос на туристские услуги. Так, директор Ассоциации туроператоров России, Майя Ломидзе предполагает, что падение рубля снизило спрос на турпутевки на 10-15% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года [4].

Таким образом, из классификации, представленной на рисунке, мы видим, что туристский бизнес, как и любой вид предпринимательства, содержит в себе огромное количество явных и скрытых угроз, одинаково опасных как для туристов, так и для производителей и реализаторов туристских услуг.

Готовый перечень отраслевых, в частности туристских, рисков дает возможность руководству компании качественно идентифицировать риски своего бизнеса, что, в свою очередь, является основой процесса их нивелирования [10, с. 79]. Считаем, что готовый реестр туристских рисков - гарантия эффективной системы риск-менеджмента туристского предприятия.

Современные события диктуют очень непростые условия развития отрасли, поэтому комплексный анализ рисков с определением владельцев необходим для дальнейшего развития отрасли в России.

ЛИТЕРАТУРА И ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

1. Банкротство туроператора «Лабиринт» все равно бы произошло. URL: http:// www.kommersant.ru/doc/2538247

2. Безопасность туризма и страхование рисков. URL: http://www.tourbus.ru/article/ 2159.html

3. В Египте оценили ущерб от потери туристов из России и Великобритании. URL: http://www.newsru.com/world/07nov2015/ tourists.html

4. В России спрос на туры с перелетом упал вдвое после крушения А321. URL: http://www. bbc.com/russian/business/2015/11/151103_ a321_crash_russia_foreign_tourism_decrease

5. Вспышка смертельно опасной болезни в Южной Корее не испугала примор-цев. URL: http://primamedia.ru/news/society/ 05.06.2015/442010/vspishka-smertelno-opasnoy-bolezni-v-yuzhnoy-koree-ne-ispugala-primortsev---turfirm.html

6. Канада, похоже, все-таки решила выдавать визы нашим туристам. URL: http:// tourbus.ru/news/6856.html

7. Пассажиры «Трансаэро» не полетят на Новый год. URL: http://www.gazeta.ru/ business/2015/10/02/7791137.shtml

8. Почему Booking.com - самый конвертирующий сайт в мире? URL: http://lpgenerator.ru/ blog/2014/11/ 15/pochemu-bookingcom-samyj-konvertiruyushij-sajt-v-mire/#ixzz3soxK0BKp

9. Форс-мажорные обстоятельства в туризме. URL: http://mirznanii.com/info/fors-mazhornye-obstoyatelstva-v-turizme_226129

10. Хайруллина А.Д., Шагабутдинова З.В. Корпоративная система управления рисками. Казань: РЦМИПП, 2013. 176 с.

11. Чрезвычайная ситуация. URL: https:// ru.wikipedia.org/wiki/%D0% A 7%D1% 80%D0%B5%

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.