Научная статья на тему 'К вопросу о банкротстве туроператоров в России: возможные причины и последствия'

К вопросу о банкротстве туроператоров в России: возможные причины и последствия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1366
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / БАНКРОТСТВО / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТУРИЗМА / TOURISM / BANKRUPTCY / STATE REGULATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Макеева Д. Р., Переяславский В. И.

Тема. Темой данной статьи являются банкротство туроператоров России и влияние последствий этих банкротств на дальнейшее развитие туристского рынка и экономику страны в целом. Эта проблема остается актуальной, поскольку в 2014 г. имело место значительное число банкротств туроператоров, в результате чего пострадало множество российских туристов, кроме того, существенные изменения произошли на самом рынке туристических услуг. Цель. Целями настоящего исследования являются анализ случаев банкротства и выявление возможных причин банкротства отечественных туроператоров и сопутствующих им факторов. Для этого авторами были поставлены следующие задачи: изучить правовую документацию, регламентирующую финансовое обеспечение деятельности туроператоров, собрать данные о деятельности туроператоров из открытых источников, определить возможность на их основе выявления предрасположенности туроператора к банкротству. Методология. В работе использованы методы сравнительного анализа, а также формально-юридический, системно-логический и математико-статистический методы. Результаты. Проведен анализ случаев банкротств туроператоров России за последние несколько лет, дана сводная информация об их деятельности. Изучено влияние факторов, описывающих деятельность туроператоров, на возможное их банкротство. Установлено, что имеющихся у потребителя туристических услуг данных из открытых источников недостаточно для оценки предрасположенности туроператоров к банкротству, при этом влияние данных факторов на вероятность банкротства достаточно мало, а банкротству сопутствуют иные, скрытые от потребителя туристических услуг, причины. Полученные результаты показывают, что существует необходимость в усилении контроля за деятельностью туроператоров со стороны государства и общества, а также в выработке политики по предотвращению банкротства туроператоров на российском туристическом рынке. Выводы. Современный российский турист для оценки надежности того или иного туроператора не может ориентироваться на одни только данные Ростуризма и единого реестра туроператоров. Статья может быть полезной всем, кто интересуется основными тенденциями развития и состояния туристского рынка России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On bankruptcy of tour operators in Russia: possible causes and consequences

Importance The article reviews bankruptcy of tour operators in Russia, and how those bankruptcies have influenced the further development of the tourism market and national economy. Objectives The research analyzes instances of bankruptcy and identifies possible causes of the Russian tour operators' bankruptcies and other related factors. For this, we address the following tasks: studying legal documents governing financial aspects of tour operators' activities, collecting data on tour operators' activities from publicly available sources, using those data to determine tour operators' proclivity for insolvency. Methods The research relies upon a comparative analysis, formal and legislative, systems and logic, mathematic and statistical methods. Results We have analyzed bankruptcies of the Russian tour operators for the recent several years and provide a summary of their operations. We have studied how the factors of their operations may influence possible insolvency of tour operators. Conclusions and Relevance Today's tourists should not rely upon data of the Federal Agency for Tourism and the Uniform Federal Register of the Tour Operators only. The article may prove useful for those who follow the main trends in the development and condition of Russia's tourism market. As the research shows, the Government and society should tighten control over tour operators and formulate a policy for preventing bankruptcies of tour operators in the Russian tourism market.

Текст научной работы на тему «К вопросу о банкротстве туроператоров в России: возможные причины и последствия»

ISSN 2311-875X (Online) ISSN 2073-2872 (Print)

Экономическая безопасность

К ВОПРОСУ О БАНКРОТСТВЕ ТУРОПЕРАТОРОВ В РОССИИ: ВОЗМОЖНЫЕ ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ

Дина Рафиковна МАКЕЕВА3*, Виталий Иванович ПЕРЕЯСЛАВСКИЙ

a кандидат экономических наук, доцент, проректор, Московский областной технологический университет,

Королев, Российская Федерация

din-mak@yandex.ru

b кандидат физико-математических наук, доцент, заведующий кафедрой математики и естественнонаучных дисциплин,

Московский областной технологический университет, Королев, Российская Федерация

pevit@yandex.ru

* Ответственный автор

История статьи:

Принята 08.04.2015 Принята в доработанном виде 08.06.2015 Одобрена 16.06.2015

УДК 379.85 (075.8)

JEL: 022, 033

Ключевые слова: туризм, банкротство, государственное регулирование туризма

Аннотация

Тема. Темой данной статьи являются банкротство туроператоров России и влияние последствий этих банкротств на дальнейшее развитие туристского рынка и экономику страны в целом. Эта проблема остается актуальной, поскольку в 2014 г. имело место значительное число банкротств туроператоров, в результате чего пострадало множество российских туристов, кроме того, существенные изменения произошли на самом рынке туристических услуг.

Цель. Целями настоящего исследования являются анализ случаев банкротства и выявление возможных причин банкротства отечественных туроператоров и сопутствующих им факторов. Для этого авторами были поставлены следующие задачи: изучить правовую документацию, регламентирующую финансовое обеспечение деятельности туроператоров, собрать данные о деятельности туроператоров из открытых источников, определить возможность на их основе выявления предрасположенности туроператора к банкротству.

Методология. В работе использованы методы сравнительного анализа, а также формально-юридический, системно-логический и математико-статистический методы. Результаты. Проведен анализ случаев банкротств туроператоров России за последние несколько лет, дана сводная информация об их деятельности. Изучено влияние факторов, описывающих деятельность туроператоров, на возможное их банкротство. Установлено, что имеющихся у потребителя туристических услуг данных из открытых источников недостаточно для оценки предрасположенности туроператоров к банкротству, при этом влияние данных факторов на вероятность банкротства достаточно мало, а банкротству сопутствуют иные, скрытые от потребителя туристических услуг, причины. Полученные результаты показывают, что существует необходимость в усилении контроля за деятельностью туроператоров со стороны государства и общества, а также в выработке политики по предотвращению банкротства туроператоров на российском туристическом рынке.

Выводы. Современный российский турист для оценки надежности того или иного туроператора не может ориентироваться на одни только данные Ростуризма и единого реестра туроператоров. Статья может быть полезной всем, кто интересуется основными тенденциями развития и состояния туристского рынка России.

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2015

С 1 января 2007 г. в Российской Федерации было отменено лицензирование туроператорской и турагентской деятельности, что явилось еще одним шагом на пути к так называемому цивилизованному рынку. Известно, что, по мнению отдельных экономистов [1, 2], в условиях рыночной экономики необходимо применять как можно

меньше регуляторов, особенно государственных1 [3]. Поскольку лицензирование экономической деятельности является, по сути, одним из методов

1 ЛаторцевА.П., ЛаторцевA.A. О необходимости регулирования туристского рынка и его перспективы на данном этапе развития экономики России // Научный вестник МГИИТ. 2014. N° 4 (30). С. 33-35.

Таблица 1

Условия финансового обеспечения туроператоров с 2007 по 2015 г., тыс. руб.

Условия, определяющие размер финансовой гарантии 2007 г.*1 2008 г.*2 2009 г. *3 2012 г. *4

Международный туризм 5 000 10 000 - -

Внутренний туризм 500 500 500 500

Внутренний и международный туризм 5 000 10 000 - -

Въездной туризм - - 10 000 500

Выездной туризм (годовой доход не более - - - 30 000

250 млн руб.)

Выездной туризм (годовой доход более - - - 12% от годового дохода

250 млн руб.)

Выездной туризм (годовой доход не более - - 30 000 -

100 млн руб.)

Выездной туризм (годовой доход не более - - 60 000 -

300 млн руб.)

Выездной туризм (годовой доход свыше - - 100 000 -

300 млн руб.)

Вновь создаваемые туроператоры в сфере - - 30 000 30 000

выездного туризма

Дополнительные финансовые гарантии Компенсационный фонд (0,1% от годового дохода, но не менее 100 тыс. руб.)

*' Основание: Федеральный закон от 05.02.2007 № 12-ФЗ, срок действия - с 01.01.2007 до 31.05.2008. *2 Основание: Федеральный закон от 05.02.2007 № 12-ФЗ, срок действия - с 01.06.2008 до 31.07.2009. *3Основание: Федеральный закон от 28.06.2009 № 123-Ф3, срок действия - с 01.08.2009 до 30.06.2012. *4 Основание: Федеральный закон от 03.05.2012 № 47-ФЗ, срок действия - с 01.07.2012 по настоящее время.

государственного регулирования рынка, в 2006 г. было принято вполне обоснованное решение о необходимости предоставления большей свободы туристическим агентам, т.е. тем, кто продвигает туристский продукт, и туроператорам - тем, кто формирует и отправляет группы туристов на отдых за рубеж. Для осуществления туроператорской деятельности с 1 января 2007 г. был введен единый реестр туроператоров России, кроме того, появилось новое понятие - финансовое обеспечение деятельности туроператора, которое может быть обеспечено двумя способами: банковской гарантией или договором страхования ответственности [4]. При этом размер финансовой гарантии зависит от сферы деятельности туроператора. Динамика объема финансовой гарантии в зависимости от вида деятельности с 2007 по 2015 г. приведена в табл. 1.

Из данных табл. 1 следует, что уже к моменту принятия поправок в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в РФ» от 05.02.2007 № 12-ФЗ (далее - закон о туризме) и в связи с отменой лицензирования сумма гарантии была явно недостаточной. В том же 2007 г. в данный закон были приняты поправки, которые с

июня 2008 г. увеличивали размеры финансового обеспечения в два раза. А уже через год были приняты новые поправки, которые определяли размер финансовой гарантии уже не в зависимости от сферы деятельности туроператора, а исходя из суммы его годового дохода. Следует отметить, что для России такая привязка к сумме годового дохода не является объективным экономическим показателем. Известно, что вследствие неблагоприятного налогового климата, особенно в отношении крупных предприятий, большинство фирм предпочитает умалчивать о своих реальных доходах, и до сих пор в целях оптимизации налогообложения занижает как годовой доход, так и официальные заработные платы своих сотрудников [5].

Практика показывает, что отсутствие налоговых льгот для туроператоров не стимулирует их к увеличению суммы годового дохода, а привязка суммы финансового обеспечения к данному показателю, наоборот, стимулирует их к уходу в теневой бизнес2 [6, 7]. Несмотря на то, что

2 Макеева Д.Р., Христофорова И.В. Проблемы и перспективы

развития туризма в России // Вестник Поволжского

государственного университета сервиса. Сер. Экономика. 2014. № 5 (37). С. 55-59.

работа с иностранными партнерами предполагает максимум прозрачности и доверия, большинство туроператоров, работающих в России в сфере выездного туризма, вынуждено снижать издержки за счет двойной бухгалтерии.

В период с 2009 по 2012 г. в законодательстве в сфере туризма ничего не менялось; оставался постоянным и размер финансового обеспечения. Однако в июле 2012 г. были приняты очередные поправки в закон о туризме, которые коснулись многих вопросов, связанных с финансовым обеспечением этого бизнеса [8]. Данные поправки были сделаны на фоне череды банкротств туроператоров, которые произошли в 2011-2012 гг., причем банкротами стали такие крупные туроператоры, как «Капитал тур» и «Ланта тур Вояж». В последнюю редакцию закона о туризме (от 03.05.2012 № 47-ФЗ) было введено новое понятие - компенсационный фонд, а также внесены изменения в размеры финансового обеспечения. Так, был повышен порог годового дохода - до 250 млн руб. и выше, соответственно, и размер финансового обеспечения для верхнего предела был определен не фиксированной суммой, а процентом от годового дохода.

В результате, по мнению авторов, отечественная туриндустрия была загнана в глухой угол теневого бизнеса. Ведь несомненно, что финансовая сторона финансового же обеспечения ложится тяжелым грузом на плечи именно потребителя, который вынужден сначала заплатить взнос в компенсационный фонд, а затем - в страховую

компанию за финансовое обеспечение, чтобы этим, возможно, себя же и обезопасить от недобросовестного туроператора.

Рассмотрим историю банкротств туроператоров за последние пять лет и попытаемся выяснить взаимосвязь банкротств и финансового обеспечения, а также других возможных факторов, влияющих на функционирование туроператоров [9].

Первое заметное банкротство в данной отрасли произошло 13 августа 2010 г., когда туристическая компания «Август» из Санкт-Петербурга объявила о своей финансовой несостоятельности. Следует отметить, что эта фирма имела 12-летний опыт работы на туристическом рынке, однако в последний раз собрав с клиентов средства в размере около 3 млн руб., «Август» прекратил свою деятельность. Наиболее неудачным для российского турбизнеса стал 2014 г. - банкротами стали 14 крупных туроператоров, среди которых были ЗАО «Фирма Нева» и «Лабиринт» (см. рисунок). При этом прогнозы Ростуризма и других экспертов рынка турбизнеса остаются малооптимистичными и говорят о том, что в 2015 г. ситуация может стать еще более критичной, особенно в сфере выездного туризма.

Следует отметить, что банкротство туроператоров не только неблагоприятно отражается на самом туристическом рынке, но и оказывает серьезное влияние на финансовый рынок и, в частности, на деятельность страховщиков [10]. Сведения о туроператорах-банкротах 2014 г., страховых

Количество банкротств российских туроператоров в 2010-2014 гг.

15 1 14

10 -

■ I I ■ I

2010 2011 2012 2013 2014

Таблица 2

Сведения о туроператорах-банкротах 2014 г. и их страховых компаниях

Дата объявления банкротства Туроператор Страховая компания Страховая сумма, тыс. руб.

16.07.2014 ЗАО «Фирма Нева» ЗАО СК «Восхождение» 454 200

25.07.2014 ООО «Роза ветров Мир» ООО «РВ мир» ООО «Бин страхование» 30 000

30.07.2014 ООО «Экспо-тур» ООО «Адвент-Страхование» 30 000

01.08.2014 ООО «Идеал Тур» ЗАО «ОСК»

02.08.2014 ООО «Лабиринт» СОАО «ВСК» 60 000

ООО «Компания Лабиринт» ЗАО СК «Восхождение» 40 000

ЗАО «Лабиринт-Т» СОАО «ВСК» 30 000

05.08.2014 ООО «ИнтАэр» ОСАО «Ресо-Гарантия» 30 000

ООО «ИнтАэр Трэвел» ОСАО «Ресо-Гарантия» 30 000

06.08.2014 ООО «Нордик Стар» ОАО «Либерти-Страхование» 30 000

20.08.2014 ООО «Санта Люция» ОАО «Либерти Страхование» 500

22.08.2014 ООО «Милана Тур» ОАО «ЖАСО» 30 000

22.08.2014 ЗАО «Атлас» ЗАО «Страховое общество Помощь» ЗАО СК «Авеста» 30 000 48 000

29.08.2014 ООО «Авиачартер-ДВ» ЗАО СК «Восхождение» 30 000

08.09.2014 ООО «Солвекс-Турне» СОАО «ВСК» ЗАО СК «Восхождение» ЗАО СК «Авеста» 30 000 300 000 120 000

10.09.2014 ООО «Южный крест Трэвел» ОСАО «Ресо-Гарантия» 100 000

15.09.2014 ООО «Верса» СОАО «ВСК» ЗАО СК «Авеста» ЗАО СК «Авангард Полис» 60 000 100 000 50 000

Источник: составлено авторами.

компаниях, в которых была застрахована ответственность данных туроператоров, и суммы страховки представлены в табл. 2.

Из анализа данных табл. 2 следует, что в настоящий момент среди пострадавших страховых компаний (а их по итогам года 14) чаще всего упоминается страховая компания ЗАО СК «Восхождение». В данной компании были застрахованы четыре достаточно крупных туроператора - «Нева», «Лабиринт», «Авиачартер-ДВ» и «Солвекс-Турне». Общая сумма страхового возмещения составила 824 млн руб. Следует отметить, что 22.08.2014 Банк России принял решение об отзыве лицензии на осуществление страхования у ЗАО «Страховая компания «Восхождение», а 29.10.2014 Арбитражный суд Москвы рассмотрел заявление данной страховой компании о признании ее банкротом. Интересный факт заключается в том, что при изучении данных бухгалтерской отчетности СК обнаружилось, что размер ее уставного капитала по состоянию на 31.12.2013

составляет всего 156 млн руб., а сумма страховых резервов - 14,9 млн руб. При этом размер чистой прибыли за 2013 г. составил чуть более 4,5 млн руб. Возникает закономерный вопрос: как страховая компания с такими незначительными финансовыми показателями смогла стать страховщиком на сумму, в шесть раз превышающую ее собственный уставный капитал?3.

Второй по объему финансовой гарантии у туроператоров была страховая компания «ВСК». В ней были застрахованы туристические фирмы «Лабиринт», «Солвекс-Турне», «Верса». Общая сумма финансовых гарантий в данной страховой компании составила более 272 млн руб. Третьей по величине гарантий стала СК «Авеста», застраховавшая туроператоров на сумму 265 млн руб. Правда, руководство «Авесты» пытается избежать ответственности перед клиентами компаний «Атлас Тревел» и «Солвекс-Турне», и через суд требует

3 URL: http://vosinsur.ru/files/site-document/buhgalterskie/2_f_ 2013.pdf.

Таблица 3

Сведения о страховых выплатах туроператору «Лабиринт Тревел»

Компания Сумма финансового обеспечения, тыс. руб. Сумма требований туристов, тыс. руб. Коэффициент выплат

ЗАО «Лабиринт-Т» 30 000 1 078 284,283 0,0278

ООО «Лабиринт» 60 000 995 982,183 0,0602

30 000 392 709,773 0,0763

Итого... 120 000 2 466 976,239

Источник: составлено авторами по данным официального сайта страховой компании «Восхождение». URL: http://vosinsur.ru.

признать договоры страхования недействительными, но, тем не менее, раз пострадавшие есть - страховка должна быть выплачена.

Кроме того, по данным интернет-портала «Турпрофи», возникли проблемы с получением страхового возмещения у клиентов туроператора «Экспо-тур». По сведениям портала, СК «Адвант-Страхование» отказывается от своих обязательств под предлогом временного исключения данного туроператора из федерального реестра4.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Последнее крупное банкротство 2014 г. потерпел туроператор «Лабиринт Тревел», который был представлен на рынке несколькими компаниями: ООО «Лабиринт» (сумма страхового возмещения 90 млн руб.), ООО «Компания Лабиринт» (30 млн руб.) и ЗАО «Лабиринт-Т» (30 млн руб.). 11 сентября 2014 г. страховая компания «ВСК» подвела итог по сбору заявлений от пострадавших туристов «Лабиринта» (24 373 чел.) и вывела общую сумму, необходимую для возмещения (табл. 3).

Получается, что несостоявшийся турист, потративший на путевку в среднем 194,2 тыс. руб., получил возмещение от страховой фирмы на сумму 11 690 руб. Таким образом, общая сумма, которая осела в неизвестных карманах, только по данному туроператору составила 2 346 976 239 руб., что в долларовом эквиваленте (по курсу на тот момент 45 руб./долл.) составляет более 52 млн долл. Эти деньги не получили ни авиакомпании, ни отели. Не получили их обратно и туристы. Очевидно, что в этом случае в ситуацию однозначно должны вмешаться следственные органы.

Стоит отметить, что всего за период с июля по сентябрь 2014 г. российский рынок покинули около трех десятков туроператоров. В результате пострадали около 130 тыс. туристов. При этом выяснилось, что страховка большинства туроператоров покрывает сумму во много раз меньшую, чем реально

4 URL: http://spb.turprofi.ru/news/_aview_b400399.

необходимо для возмещения ущерба гражданам [11]. В итоге 100%-ную компенсацию за испорченный отпуск получили только клиенты компании «Роза Ветров Мир». Остальные могут рассчитывать лишь на компенсацию в размере от 58% («ИнтАэр») до 2% («Лабиринт») от потраченной суммы.

Таким образом, для туристов весьма критичным становится вопрос выбора надежного туроператора и уменьшения риска, связанного с его возможным банкротством [12, 13]. Однако возможно ли гражданам обезопасить себя, основываясь на официальных открытых данных о туроператорах?

Авторами были собраны и обобщены данные по крупнейшим туроператорам России, а также сведения по обанкротившимся туроператорам (табл. 4). Всего было проанализировано 49 туроператоров по следующим параметрам: местонахождение, виды туризма, общий объем денежных средств, полученных от реализации туристического продукта в сфере выездного туризма за предыдущий год (по данным бухгалтерской отчетности на конец отчетного года, представленным или опубликованным в соответствии с законодательством Российской Федерации), общий объем финансового обеспечения, соотношение финансового обеспечения и суммы дохода, форма налогообложения. Кроме того, учитывался факт банкротства/приостановки деятельности туроператора.

Представленные в табл. 4 данные были обработаны методами математической статистики: был проведен корреляционный анализ этих данных с расчетом дихотомических коэффициентов корреляции Пирсона и точечно-бисериальных коэффициентов корреляции. Данный анализ показал, что связи между фактом банкротства туроператора и общими данными об этом туроператоре, имеющимися в открытых источниках, слабы (с учетом гипотезы о незначимости коэффициентов корреляции при уровне значимости 0,05).

Таблица 4

Сведения о некоторых российских туроператорах за 2014 г.

Туроператор Банкротство Местонахождение* Вид туризма Наличие упрощенного налогообложения Финансовое обеспечение, тыс. руб. Реализация туристических продуктов (прибыль), тыс. руб. Соотношение финансового обеспечения и суммы дохода

Внутренний Международный въездной Международный выездной Международный иностранный

ООО «СОЛВЕКС-ТУРНЕ» + + + + + - - 450 000 4 550 927 0,099

ЗАО «ФИРМА «НЕВА» + + + + + - - 454 200 3 684 068 0,123

ООО «Верса» + + + + + + - 210 000 1 749 550 0,120

ООО «ТТ-Трэвел» - + + + + - - 121 000 1 006 365 0,120

ООО «Европорт» - - + + + + - 112 000 933 484 0,120

ООО «Южный Крест Трэвел» + + + + + - - 100 000 833 335 0,120

ООО «Туристическое бюро «СОЛВЕКС-ТРЭВЭЛ» - + + + + - - 100 000 685 700 0,146

ООО «Карлсон Туризм» - + + - + - - 60 000 499 811 0,120

ООО «Море Трэвел» - - - - + - - 60 000 496 747 0,121

ООО «Корал тревел» - + + + + - - 110 000 479 707 0,229

ЗАО «Агентство «ПАКТУР» - + + + + - - 105 000 477 685 0,220

ООО «Натали Турс» - + + + + - - 100 000 444 378 0,225

ЗАО «АТЛАС» + + + + + - - 45 000 372 979 0,121

ООО «Меридиан Экспресс Холидэйз» - + + + + - - 60 000 295 755 0,203

ООО «МАКСИМАИС» - + + + + - - 100 000 270 544 0,370

ООО «ЛАБИРИНТ» + + + + + - - 100 000 208 641 0,479

ЗАО «Фирма «Амуртурист» - - + + + + - 60 000 183 106 0,328

ООО «Туроператор АРТ-ТУР» - + + + + - - 125 000 142 573 0,877

ООО «САНМАР ТУР» - + + + + - - 100 000 135 291 0,739

ООО «Компания ТЕЗ ТУР» - + + + + - - 100 000 126 900 0,788

ООО «Туртранс-Вояж» - + + + + - - 60 000 123 773 0,485

ООО «ПЕГАС» - + + + + + - 160 000 69 656 2,297

* «+» - Москва или Санкт-Петербург; «-» - другой город

Источник: официальный сайт Федерального агентства по туризму (Ростуризм). URL: http://russiatourism.ru.

Единственным исключением явилась положительная связь средней силы (коэффициент корреляции составил 0,6) между банкротством и суммой денежных средств, полученной туроператором за прошедший год. Здесь статистическая гипотеза о незначимости коэффициента корреляции отвергается при уровне значимости 0,05. Это могло бы свидетельствовать о том, что крупные туроператоры более склонны к банкротству, чем мелкие, однако данное утверждение представляется весьма сомнительным. Скорее всего, указанный факт является следствием того, что информация о банкротстве крупных туроператоров отражена в официальных данных более полно, в то время как банкротства мелких туроператоров, как менее социально значимые, отражаются не в полной мере.

Особо следует отметить, что проведенный анализ не выявил связи между банкротством туроператоров и суммой обеспечения как в абсолютном выражении, так и в относительном (в отношении к сумме реализации турпродуктов).

Таким образом, статистический анализ показал, что в настоящее время туристы фактически лишены возможности снизить свои риски, связанные с банкротством туроператоров, если они будут полагаться лишь на официальную информацию. В этой связи возникают дополнительные риски для потребителей туристских продуктов, вызывающие неуверенность в их поставщике.

К сожалению, уже очевидно, что в ближайшее время российский рынок туриндустрии будет

подвержен кризису [14]. Скорее всего, на рынке останется несколько крупных туроператоров, количество турагентов сократится, а граждане будут предпочитать планировать свои путешествия самостоятельно (по крайней мере, в ближайшие год-два). Правда, и здесь их может ожидать неприятный сюрприз. Принятие поправок в закон о персональных данных5, который обязывает хранить данные россиян на территории Российской Федерации, может существенно осложнить эту процедуру россиянам и окончательно подорвать отечественный туристский рынок. Дело в том, что большинство систем онлайн бронирования, в том числе авиабилетов (например, Amadeus и Sabre), гостиниц (booking.com) и др., являются иностранными и, соответственно, их серверы находятся на территории зарубежных стран. Принятые поправки вступают в силу с 1 сентября 2016 г., а до этого времени в России должны быть созданы собственные аналогичные системы. Очевидно, что двух лет нашей стране будет недостаточно для разработки и внедрения новых глобальных дистрибутивных сетей. Так, компания Amadeus начала свою работу по созданию системы бронирования авиабилетов еще в 1986 г. благодаря совместным инвестициям крупнейших европейских авиаперевозчиков. Служба Sabre создана еще раньше, в 1967 г., корпорацией IBM и американскими авиакомпаниями. Неужели в России всерьез рассчитывают за два года создать хотя бы примерный аналог какой-либо из этих систем, одной из которых уже почти 30 лет, а второй - более 45? При этом к настоящему моменту не представлено ни одного отечественного официального аналога зарубежных систем бронирования авиабилетов, и многие авиаперевозчики уже сейчас говорят о возможных проблемах с продажей билетов.

Если российской туриндустрии ставится задача переориентировать граждан на внутренний туризм, то начинать нужно явно не с этого. Очевидно, что необходимо проводить комплексную работу во всех направления [15]. Во-первых, следует развивать транспортную инфраструктуру. Теперь у России есть Крым, но попасть туда весьма проблематично. Первый отечественный лоукостер «Добролет» перестал летать из-за санкций, поезд идет в объезд Украины почти двое суток (зачастую по жаре без кондиционера). Автомобилистам приходится стоять по 8-12 ч в ожидании парома. Не так давно взамен «Добролета» появилась авиакомпания «Победа»,

5 О персональных данных: Федеральный закон от 27.07.2006 №№ 152-ФЗ (ред. от 21.07.2014). URL: http://consultant.ru/document/ cons doc LAW 166051.

но и здесь пока нет определенности ни с ценами, ни с расписанием. Есть обновленный Сочи, но и тут картина примерно такая же. Например, самый дешевый авиаперелет в августе 2014 г. по маршруту Москва - Сочи - Москва, который предлагал «Аэрофлот», стоил 23 тыс. руб., в то время как слетать в Турцию и обратно в эти же даты самолетом компании «ЮтЭйр» можно было за 19 тыс. руб.

Во-вторых, необходимо поднимать уровень отечественного гостиничного сервиса и грамотно регулировать цены. Например, в Сочи за 10 дней проживания в приличной гостинице (5 звезд, завтрак включен) турист должен заплатить более 80 тыс. руб. За это же время, проведенное в турецком Кемере (10 дней, 5 звезд, все включено), гость получит счет на 63 тыс. руб., так что выбор туриста очевиден. И что бы ни говорили про языковой барьер, визовый режим и прочие проблемы зарубежного отдыха, в данной ситуации Турция явно выигрывает у России (как и многие другие страны). Ведь на самых популярных у россиян курортах Турции, Египта и Юго-Восточной Азии уже давно работает русскоговорящий персонал, отменены визы, и наших туристов принимают с радостью, несмотря на все особенности «русского характера». Более того, власти Турции в борьбе за россиян приняли антикризисные меры и готовы выплачивать российским туроператорам компенсации за каждый чартерный рейс в Турцию в размере 6 000 долл. [16], кроме того, поставлен вопрос о переходе на рублевые расчеты (которые уже практикуются в Египте).

По мнению экспертов, сегодняшние предложения российской туриндустрии не соответствуют реальному спросу у населения. Понятно, что на фоне возросшего курса доллара и евро отдых в России теперь становится достаточно привлекательным. Хотя многие крупные туроператоры уже заявили о своей переориентации на внутренний рынок («Библио Глобус», «Сога1Тгауе1», «Пегас-туристик»), большинство отечественных туроператоров, специализирующихся на внутреннем туризме, пока что не готовы предложить туристам полный пакет «проезд - трансфер - проживание - питание».

Очевидно, что на фоне нестабильного курса рубля внутренний туристский российский рынок ждет небывалый подъем. Но сможет ли отечественная туриндустрия справиться с потоком клиентов? Как считают в Ассоциации туроператоров России, сделать это будет достаточно сложно, особенно в 2015 г. «Если мы оцениваем весь туристический

поток в 15 млн чел., то, если даже взять одну пятую, т.е. 3 млн чел., им просто негде будет достойно разместиться на курортах Сочи и Краснодарского края. Там просто нет такого количества мест», - утверждает глава компании «Тез Тур» В. Каганер [17].

Дело в том, что инфраструктура, изначально созданная для внутреннего российского туризма, никогда не была ориентирована на конкуренцию за клиента, привыкшего к нормальному зарубежному уровню комфорта. Именно поэтому даже на современных российских курортах простейшие, казалось бы, процессы приходится налаживать «в ручном режиме». Многие санатории и пансионаты до сих пор рассчитаны на непритязательных клиентов советского образца, которым важнее лечение или целебный воздух, чем чистые простыни, качественный завтрак и вежливое обслуживание.

Откровенно «хромает» и транспортная инфраструктура России, которая совсем не предназначена для внутреннего туризма. Необходимы чартерные рейсы самолетов, больше маршрутов поездов, автобусов, более удобное их расписание. Авиакомпании до сих пор не могут решить вопрос с организацией чартерных рейсов. Руководство ОАО «РЖД» постоянно жалуется на убыточность железнодорожных перевозок, но при этом ценовая политика этой компании остается весьма странной и не всегда адекватной предложению. Автобусные перевозки тоже не на высоте - машин не хватает, их парк устарел, а водителей-профессионалов очень мало.

Из всего сказанного очевидно, что современный российский турист при выборе путевки для отдыха для оценки надежности того или иного туроператора не может ориентироваться на данные Ростуризма

и единого реестра туроператоров. Более того, ни один из представленных в открытом доступе параметров деятельности (даже многолетний опыт и репутация туроператора) не дает гарантий на положительный исход путешествия. Авторы считают, что для дальнейшего развития российского туризма необходимо следующее:

• дальнейшее развитие транспортной инфраструктуры;

• обновление и развитие жилого фонда (гостиниц, кемпингов, гостевых домов и т.д.);

• повышение уровня обслуживания (торговли, питания, бытовых услуг и т.д.);

• развитие комплекса развлечений (местные фестивали, экскурсии, анимация для детей и т.д.).

Несомненно, при общей экономической ситуации, сложившейся к настоящему времени как в мире, так и в России, следует ожидать дальнейших негативных тенденций на рынке туристических услуг России в части уменьшения числа туроператоров. Между тем сейчас - самое благоприятное время для развития туризма внутри России [18-20]. Ослабевший на фоне иностранных валют рубль может способствовать развитию и возрождению российского внутреннего туризма, однако для этого необходимы определенные льготные условия для инвесторов (что является темой для отдельной статьи). Проблема же банкротства туроператоров требует более тщательной проработки по вопросам, связанным с финансовыми аспектами деятельности туристических компаний в России, а также в связи с возможным пересмотром методик управления финансами туристических фирм в современных условиях развития отечественной экономики.

Список литературы

1. Белозерова Ю.М. Анализ современных тенденций в сфере международного туризма: возможности и угрозы для развития внутреннего туризма в регионах Российской Федерации // Региональная экономика: теория и практика. 2014. № 10. С. 59-64.

2. Джанджугазова Е.А., Первунин С.Н. Российский туризм: анатомия кризиса // Российские регионы: взгляд в будущее. 2015. № 1. С. 116-129.

3. Кабиров И.С. К вопросу о государственном регулировании сферы туризма // Актуальные проблемы экономики и права. 2011. № 2. С. 61-65.

4. Андикаева К.А., Григорян Ф. Ф. Проблемы страхования в сфере туризма: материалы II Всероссийского науч.-практ. семинара «Региональные аспекты функционирования гостиничной индустрии». Ставрополь: Изд-во РГСУ, 2015. С. 29-36.

5. Базина А.С., Подколзина И.М. Туристическое страхование в России // Актуальные проблемы науки в современной России: сб. научн. работ. Ростов-н/Д: Изд-во РГУ, 2014. С. 78-81.

6. МакееваД.Р. Опыт Испании в формировании системы качества туристских услуг // Сервис в России и за рубежом. 2014. Т. 8. № 2 (49). С. 64-71. URL: http://old.rguts.ru/electronic_journal/number49/contents.

7. МакееваД.Р., Хайлова С.К. Процессы участия органов государственной власти в системах управления качеством туристских услуг: материалы XVII Международной науч.-практ. конференции «Наука -сервису». М.: Изд-во РГУТиС, 2012. С. 154-160.

8. Волков С.К. Анализ тенденций развития российской индустрии туризма // Экономика, предпринимательство и право. 2014. № 2. С. 47-57.

9. Гумерова З.Ж., МухамадияроваА.К. Совершенствование системы страхования туристов, выезжающих за рубеж: материалы Международной науч.-практ. конференции «Проблемы исследования финансово-экономических процессов в условиях глобализации». Уфа, Оренбург: НИЦ AETERNA, 2014. С. 62-64.

10. Голубев Г.М., Сазонова Е.В. Тенденции развития туристской отрасли в современных условиях // Петербургский экономический журнал. 2014. № 3. С. 7-13.

11. Ремпель О.В. Гарантии безопасности туристов в условиях банкротства туроператоров: материалы XI Международной науч.-практ. конференции «Современное состояние и потенциал развития туризма в России». Омск: ОГИС, 2014. С. 132-134.

12. Михайлова А.С. Страхование туристской деятельности: нормативно-правовое закрепление и фактический учет интересов российского потребителя туристских услуг // Туризм: право и экономика. 2014. № 2. С. 7-11.

13. Наумова Р.Л. Юридическая ответственность туроператора за перевозку туриста: усвоение норм туристского законодательства в целях повышения правовой культуры населения // Правовая культура. 2014. № 2. С. 72-74.

14. КуделяЕ.В., Максимов Д.В., Куделя А.В., Волкова Т.А. Банкротство туроператоров: причины и следствия // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2014. № 12 (72). С. 86. URL: http://uecs.ru/uecs-72-722014/item/3277-2014-12-27-07-41-09.

15. КазаринИ.Е., Крайнова О.С. Роль ассоциации «Турпомощь» и практика конкретной помощи туристам: материалы I Международной науч.-практ. конференции «Индустрия туризма и сервиса: состояние, проблемы, эффективность, инновации». Н. Новгород: Изд-во НГПУ, 2014. С. 11-13.

16. ГлушенковаМ. Как тур в ощип. URL: http://kommersant.ru/doc/2659741.

17. Кузнецов Г. Турция заплатит туроператорам по 6 000 долл. за каждый чартер. URL: http://tourdom. ru/news/turciya-zaplatit-turoperatoram-po-6000-za-kazhdyy-charter.html.

18. Низовцева А., Ковалева В. Развитие внутреннего туризма: антикризисное предложение // Российские регионы: взгляд в будущее. 2015. № 1. С. 167-177.

19. Харитонова Т. В., Вапнярская О.И., Голикова О.М. Оценка конкурентоспособности России как единой туристской дестинации (на основе зарубежной методики) // Сервис в России и за рубежом. 2014. Т. 8. № 6 (53). С. 119-139.

20. Христофорова И.В., Макеева Д.Р., Латыпова Э.Н. Статистика банкротств туроператоров как сокровищница бизнес-кейсов // Маркетинг услуг. 2014. № 4. С. 298-309.

ISSN 2311-875X (Online) ISSN 2073-2872 (Print)

Economic Security

ON BANKRUPTCY OF TOUR OPERATORS IN RUSSIA: POSSIBLE CAUSES AND CONSEQUENCES Dina R. MAKEEVAa*, Vitalii I. PEREYASLAVSKIIb

a Moscow Region University of Technology, Korolev, Moscow Oblast, Russian Federation din-mak@yandex.ru

b Moscow Region University of Technology, Korolev, Moscow Oblast, Russian Federation pevit@yandex.ru

* Corresponding author

Abstract

Importance The article reviews bankruptcy of tour operator in Russia, and how those bankruptcies have influenced the further development of the tourism market and national economy. Objectives The research analyzes instances of bankruptcy and identifies possible causes of the Russian tour operators' bankruptcies and other related factors. For this, we address the following tasks: studying legal documents governing financial aspects of tour operators' activities, collecting data on tour operators' activities from publicly available sources, using those data to determine tour operators' proclivity for insolvency.

Methods The research relies upon a comparative analysis, formal and legislative, systems and logic, mathematic and statistical methods.

Results We have analyzed bankruptcies of the Russian tour operators for the recent several years and provide a summary of their operations. We have studied how the factors of their operations may influence possible insolvency of tour operators.

Conclusions and Relevance Today's tourists should not rely upon data of the Federal Agency for Tourism and the Uniform Federal Register of the Tour Operators only. The article may prove useful for those who follow the main trends in the development and condition of Russia's tourism market. As the research shows, the Government and society should tighten control over tour operators and formulate a policy for preventing bankruptcies of tour operators in the Russian tourism market.

© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2015 References

1. Belozerova Yu.M. Analiz sovremennykh tendentsii v sfere mezhdunarodnogo turizma: vozmozhnosti i ugrozy dlya razvitiya vnutrennego turizma v regionakh Rossiiskoi Federatsii [The analysis of modern trends in the international tourism: potential for and threats to developing the regional domestic tourism in the Russian Federation]. Regional'naya ekonomika: teoriya i praktika = Regional Economics: Theory and Practice, 2014, no. 10, pp. 59-64.

2. Dzhandzhugazova E.A., Pervunin S.N. Rossiiskii turizm: anatomiya krizisa [The Russian tourism: anatomy of crisis]. Rossiiskie regiony: vzglyadv budushchee = Russian Regions: Looking into the Future, 2015, no. 1, pp.116-129.

3. Kabirov I.S. K voprosu o gosudarstvennom regulirovanii sfery turizma [On State regulation of the tourism sphere]. Aktual'nye problemy ekonomiki i prava = Actual Problems of Economics and Law, 2011, no. 2, pp.61-65.

4. Andikaeva K.A., Grigoryan F.F. [Insurance in tourism]. Regional 'nye aspektyfunktsionirovaniya gostinichnoi industrii: materialy II Vserossiiskogo nauchno-prakticheskogo seminara [Proc. 2nd All-Russian Sci. Conf. Regional Aspects of the Hotel Industry]. Stavropol, RSSU Publ., 2015, pp. 29-36.

5. Bazina A.S., Podkolzina I.M. Turisticheskoe strakhovanie v Rossii. Vkn.: Aktual'nye problemy nauki v sovremennoiRossii [Travel insurance in Russia. In: Actual issues of science in modern Russia]. Rostov-on-Don, RSU Publ., 2014, pp. 78-81.

6. Makeeva D.R. [Establishing a national tourist service quality framework: Spain's experience]. Servis v Rossii

Article history:

Received 8 April 2015 Received in revised form 8 June 2015 Accepted 16 June 2015

JEL classification: G22, G33

Keywords: tourism, bankruptcy, State regulation

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

i za rubezhom, 2014, vol. 8, no. 2, pp. 64-71. (In Russ.) Available at: http://old.rguts.ru/electronic_journal/ number49/contents.

7. Makeeva D.R., Khailova S.K. [Involvement of public authorities in tourist services quality management systems]. Nauka - servisu: materialyXVIIMezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Proc. 17th Sci. Conf. Science for Service]. Moscow, RSUTS Publ., 2012, pp. 154-160.

8. Volkov S.K. Analiz tendentsii razvitiya rossiiskoi industrii turizma [Analyzing trends in the development of the Russian tourism industry]. Ekonomika, predprinimatel'stvo i pravo = Journal of Economics, Entrepreneurship and Law, 2014, no. 2, pp. 47-57.

9. Gumerova Z.Zh., Mukhamadiyarova A.K. [Improving the system of insurance tourists traveling abroad].

Problemy issledovaniya finansovo-ekonomicheskikh protsessov v usloviyakh globalizatsii: materialy mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Proc. Int. Sci. Conf. Issues of Studying Financial and Economic Processes under Globalization]. Ufa, Orenburg, AETERNA Publ., 2014, pp. 62-64.

10. Golubev G.M., Sazonova E.V. Tendentsii razvitiya turistskoi otrasli v sovremennykh usloviyakh [Trends in the tourism industry development in modern conditions]. Peterburgskii ekonomicheskii zhurnal = Saint-Petersburg Economic Journal, 2014, no. 3, pp. 7-13.

11. Rempel' O.V. [Safety guarantees for tourists amid bankruptcy of tour operators]. Sovremennoe sostoyanie i potentsial razvitiya turizma v Rossii: materialy XI Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Proc. 11th Int. Sci. Conf. The Modern Condition and Development Potential of Tourism in Russia]. Omsk, Omsk State Institute of Service Publ., 2014, pp. 132-134.

12. Mikhailova A.S. Strakhovanie turistskoi deyatel'nosti: normativno-pravovoe zakreplenie i fakticheskii uchet interesov rossiiskogo potrebitelya turistskikh uslug [Insurance of tourism operations: stipulating in laws and regulations and factual respect of the Russian consumers of tourist services]. Turizm:pravo i ekonomika = Tourism: Law and Economy, 2014, no. 2, pp. 7-11.

13. Naumova R.L. Yuridicheskaya otvetstvennost' turoperatora za perevozku turista: usvoenie norm turistskogo zakonodatel'stva v tselyakh povysheniya pravovoi kul'tury naseleniya [Legal liability of the tour operator for transportation of tourists: Mastering rules of the tourism law for improving legal literacy of the public].

Pravovaya kul'tura = Legal Culture, 2014, no. 2, pp. 72-74.

14. Kudelya E.V., Maksimov D.V., Kudelya A.V., Volkova T.A. Bankrotstvo turoperatorov: prichiny i sledstviya [Collapse ofthe largest travel agencies: causes and consequences]. Upravlenie ekonomicheskimi sistemami, 2014, no. 12(72), p. 86. (In Russ.) Available at: http://uecs.ru/uecs-72-722014/item/3277-2014-12-27-07-41-09.

15. Kazarin I.E., Krainova O.S. [The role of the Association Turpomoshch' and practice of specific assistance to tourists]. Industriya turizma i servisa: sostoyanie, problemy, effektivnost', innovatsii: materialy I Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Proc. 1st Int. Sci. Conf. Tourism and Service Industry: Status, Problems, Efficiency, Innovation]. Nizhny Novgorod, NNSPU Publ., 2014, pp. 11-13.

16. Glushenkova M. Kak tur v oshchip [Tourism industry is between the devil and the deep blue sea]. Available at: http://kommersant.ru/doc/2659741. (In Russ.) (accessed 23.02.2015)

17. Kuznetsov G. Turtsiya zaplatit turoperatoram po 6 000 dollarov za kazhdyi charter [Turkey will pay US $6 000 to tour operators for each charter flight]. Available at: http://tourdom.ru/news/turciya-zaplatit-turoperatoram-po-6000-za-kazhdyy-charter.html. (In Russ.) (accessed 04.02.2015)

18. Nizovtseva A., Kovaleva V. Razvitie vnutrennego turizma: antikrizisnoe predlozhenie [Development of the domestic tourism: a recession-busting deal]. Rossiiskie regiony: vzglyad v budushchee = Russian Regions: Looking into the Future, 2015, no. 1, pp. 167-177.

19. Kharitonova T.V., Vapnyarskaya O.I., Golikova O.M. [Russia's competitiveness evaluation as a common tourist destination (based on foreign methods)]. Servis v Rossii i za rubezhom, 2014, vol. 8, no. 6, pp. 119-139. (In Russ.) Available at: http://old.rguts.ru/electronic_journal/number53/contents.

20. Khristoforova I.V., Makeeva D.R., Latypova E.N. Statistika bankrotstv turoperatorov kak sokrovishchnitsa biznes-keisov [Statistics on bankruptcies of tour operators as a stock of valuable business cases]. Marketing uslug = Marketing of Services, 2014, no. 4, pp. 298-309.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.