Научная статья на тему 'Банкротство туроператоров: причины и следствия'

Банкротство туроператоров: причины и следствия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1453
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИСТСКАЯ ОТРАСЛЬ / СФЕРА ТУРИЗМА / ТУРОПЕРАТОР / ТУРАГЕНТ / БАНКРОТСТВО / ТУРИСТСКИЙ РЫНОК

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Куделя Евгений Владимирович, Максимов Дмитрий Васильевич, Куделя Александр Владимирович, Волкова Татьяна Александровна

Причинами банкротств крупнейших турфирм, стабильно работавших по 10-20 лет на туристском рынке послужило резонансное совлияние объективных и субъективных факторов. Банкротство туроператоров происходит в период введения санкций против России, по сути во время экономической войны. Пока незащищенным остается внутренний турист: в отличие от выездных туров, внутри страны турист отправляется на отдых не по турпутевке, а на основании заключенного между туроператором и средствами размещения агентского договора, отдых по агентским договорам не защищен Ростур помощью, в отличие от туров. Многие эксперты в сфере турбизнеса и представители государства рассматривают в качестве механизма регулирования отрасли лицензирование и увеличение страхового фонда, а также ведение мониторинга финансового состояния туроператоров. Вместо лицензирования предлагается рассмотреть создание саморегулируемых организаций (СРО) в туризме в виде некоммерческого партнерства (НП), на которое и будут возложены задачи финансового мониторинга, ведения реестра членов, периодического повышения квалификации кадров туротрасли, а также создание компенсационного фонда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Банкротство туроператоров: причины и следствия»

EaHKpoTCTBOTyponepaTopoB: npHHHHbrnc^egcTBHH Collapse of the largest travel agencies: causes and consequences

Куделя Евгений Владимирович

аспирант кафедры международного туризма и менеджмента

Максимов Дмитрий Васильевич кандидат географических наук, доцент, доцент кафедры международного

туризма и менеджмента, Куделя Александр Владимирович аспирант кафедры международного туризма и менеджмента

Волкова Татьяна Александровна

кандидат географических наук, доцент, доцент кафедры международного

туризма и менеджмента ФГБОУ ВПО Кубанский государственный университет, кафедра

международного туризма и менеджмента

KudelyaEvgeniy Vladimirovich graduate student of International Tourism and Management

Maksimov Dmitry Vasilyevich Candidate of Geographical Sciences, Associate Professor, Department of

International Tourism and Management,

KudelyaAleksandr Vladimirovich graduate student of International Tourism and Management

Volkova Tatiana Aleksandrovna Candidate of Geographical Sciences, Associate Professor, Department of

International Tourism and Management VPO Kuban State University, Department of International Tourism and

Management

Аннотация. Причинами банкротств крупнейших турфирм, стабильно работавших по 10-20 лет на туристскомрынкепослужило резонансное

совлияние объективных и субъективных факторов. Банкротство туроператоров происходит в период введения санкций против России, по сути во время экономической войны. Пока незащищенным остается внутренний турист: в отличие от выездных туров, внутри страны турист отправляется на отдых не по турпутевке, а на основании заключенного между туроператором и средствами размещения агентского договора, отдых по агентским договорам не защищен Ростурпомощью, в отличие от туров. Многие эксперты в сфере турбизнеса и представители государства рассматривают в качестве механизма регулирования отрасли лицензирование и увеличение страхового фонда, а также ведение мониторинга финансового состояния туроператоров. Вместо лицензирования предлагается рассмотреть создание саморегулируемых организаций (СРО) в туризме в виде некоммерческого партнерства (НП), на которое и будут возложены задачи финансового мониторинга, ведения реестра членов, периодического повышения квалификации кадров туротрасли, а также создание компенсационного фонда.

Abstract. The reasons for the collapse of the largest travel agencies, working steadily for 10-20 years in the tourist market served as resonance mutual influence of objective and subjective factors. Bankruptcy tour takes place during the period of sanctions against Russia, in fact during the economic war. Yet remains unprotected domestic tourists: unlike visiting tours, domestic tourists go on vacation not under the tourist permit, and on the basis of agreement between tour operators and accommodation agency contract, rest under agency contracts are not protected by Rosturpomosch, unlike tours. Many experts in the field of tourist industry and representatives of the State shall be considered as a mechanism to regulate the industry licensing and increase the insurance fund and implementation of monitoring the financial condition of tour operators. Instead of licensing is invited to consider the establishment of self-regulatory organizations (SROs) in tourism as a noncommercial partnership (NP), on which will be entrusted with the task of financial monitoring, maintaining the register of members, periodic advanced training tourism industry, as well as the creation of a compensation fund.

Ключевые слова. Туристская отрасль, сфера туризма, туроператор, турагент, банкротство, туристский рынок.

Keywords.Tourism industry, tourism, tour operator, travel agent, bankruptcy, tourist market.

В течение последнего года мы можем наблюдать массовые банкротства туроператоров как в России (ЗАО«Нева», «МЛС-тур», «Сибтур», «Солвекс-турне» и др.), так и за рубежом (AlbaTour, SkyClub - Польша). Последние банкротства («Солвекс-турне» и AlbaTour, а пока писалась статья «рухнул» и «Южный крест», «Экспо-тур») обусловили необходимость написания данной статьи о причинах и последствиях такого массового разорения. Основные вопросы, которые возникают, следующие:

1)Каковы причины такой ситуации?

2)Хорошо это или плохо для России и Европы, для населения страны и зарубежных партнеров российских туроператоров?

3)Что делать или не делать в данной ситуации? Исправлять её или нет?

По порядку: в чем причины банкротств крупнейших турфирм, стабильно

работавших по 10-20 лет на туристском рынке? На наш взгляд, здесь произошло резонансноесовлияние объективных и субъективных факторов:

-плавный рост курса доллара по отношению к рублю - стоимость в рублевом эквиваленте путевки возросла и отдыхающий начал выбирать между отечественными курортами и зарубежными, произошла переориентация туристских потоков на поездки внутри страны (подготовка и поездка на Олимпиаду в Сочи, Экономический форум, Гран-при России Формулы-1, повышение интереса к паломническим турам, появление Крыма в составе России). Появились сообщения о том, что Правительство Российской Федерации ищет пути спасения одного из крупнейших авиаперевозчиков страны- «ЮТэйра», в том числе перевозящего туристов. Долги авиакомпании достигли нескольких сотен миллионов рублей из-запроблемыразницы курсов валют:дело в том, что "ЮТэйр" получает деньги в рублях, а расплачивается за

самолеты в долларах. Такая же картина наблюдается сейчас и с туроператорами;

-отсутствие у туроператора четкого финансового планирования, что привело к созданию следующей логической цепи: падение турпотока за границу повлекло за собой сокращение выручки туроператоров и появление просроченной задолженности перед контрагентами, среди которых перевозчики и средства размещения, т.к. финансовая составляющая турпотоков за границу для туроператоров является зачастую основной и наиболее привлекательной (в отличие от внутренних направлений, где стоимость тура значительно ниже), ведь именно на выездном туризме зарабатываются серьезные комиссионные -их можно назвать для туроператора торговой наценкой или добавленной стоимостью. Задолженность перед контрагентами туроператоров появилась намного раньше, но выросшая просроченная задолженность в условиях сокращения выручки («финансового голода») привела к тому, что предприятия просто не в состоянии стали обслуживать свои обязательства.

Появление такой задолженности у туроператоров обусловленов том числе и ихрисковой финансовой политикой, причиной которой может выступать наличие несовершенного финансового мониторинга на предприятии или его отсутствие:

А) отсутствие в структуре предприятия финансово-аналитического (планово-экономического) отдела обусловлено недостаточной финансовой грамотностью руководства, склонностью рисковать и надеждой на «русский авось»;

Б) если и был такой отдел, то или он не выполнял свои функции, либо эта информация не принималась во внимание при принятии решений.

Несомненно, повлияло и то, что руководство и собственники бизнеса не смогли сократить свои личные расходы и постоянные затраты компании, справедливо полагаясь на финансовую страховку. Учитывая длительность работы туроператоров на рынке, вряд ли стоит говорить о повсеместном «злом умысле» руководства большинства компаний. Скорее можно отметить

финансовую безграмотность. То, что владельцы не уделяли должного внимания финансовому мониторингу, подтверждает и тот факт, что при проведении анкетирования руководителей турбизнеса на вопрос: «Нужно ли знание выпускниками сервисных специальностей основ финансово-экономической деятельности предприятий?» 90% респондентов ответили отрицательно. Так или иначе, компании стремились к расширению масштабов бизнеса: они строили «пирамиду», рассчитываясь по текущим турам с поставщиками услуг за счет предоплаты за будущие туры, расширяя географию и масштабы потоков по существующим направлениям. И вдруг - на самом деле «не вдруг» -источник стал иссякать...

- снижение турпотока за границу, обусловленное ростом курса доллара и евро к рублю (как уже отмечалось выше), запретом на выезд за границу отдельных категорий граждан (наиболее платежеспособной части населения -сотрудники силовых ведомств, органов власти и управления, оборонной промышленности и проч.), введением санкций США и Евросоюза в отношении российских чиновников, силовиков, руководителей ряда крупных наиболее успешных финансово-промышленных групп, нежеланием рисковать своими ресурсами и личной свободой этими же категориями граждан России, борьбой с коррупцией;

- это падение турпотока ускорилось в связи с начавшимся кризисом доверия к туроператорам потенциальных туристов: в связи с массовым банкротством турфирм многие граждане предпочли в этом году переждать на Родине эти негативные события (волатильность рынка);

- сформированный и управляемый фонд страховых взносов туроператоров (Ростурпомощь) не был своевременно увеличен пропорционально рискам и говорит о том, что турбизнес нуждается в усилении государственного регулирования т.к. государство является регулятором в экономике и в первую очередь несет ответственность за то, что происходит в туристской отрасли.

Рано или поздно банкротство туроператоров наступило бы, только вот происходит это в период введения санкций против России, по сути во время экономической войны.

Был ли какой-то выход из ситуации? Наверное, был: разработка более прибыльных новых турпродуктов, снижение рисков, сокращение постоянных затрат (снижение зарплат, переезд в менее дорогой офис, сокращение персонала, оптимизация налогообложения и проч.), поиск «длинных» кредитов. В настоящее время можно только догадываться о способах спасения предприятий, но основные вышеуказанные причины не изменятся от этого, а вот их раскрытие поможет спасти остальных представителей турбизнеса: сегодня важно выработать новый механизм управления и функционирования туристской отрасли.

Ответ на второй вопрос (последствия для России и её населения) также не сложен, если выездной туризм рассматривать как отрасль, генерирующую импорт для национальной экономики. Рассмотрим последствия для России и Европы (таблица 1).

Таблица 1 Последствия банкротств российских туроператоров для России и Европейских государств

Последствия для России

Положительные отрицательные

- сокращение выездного потока, т.е. сокращение импорта услуг - денежные средства остаются в будущем в России, поддерживая расширенное воспроизводство услуг, и следовательно, модернизацию российской индустрии туризма; - рост доходов бюджета: прямые доходы бюджета от - потерпевшие туристы возможно не получат полного возмещения своих потерь, не говоря уже о моральных потерях; - возможно кратковременное снижение уровня и качества предоставляемых услуг за счет роста внутреннего спроса; - рост недоверия к представителям турбизнеса со

потраченных на курорте средств составляют около 10% (по расчетам Министерства курортов и туризма Краснодарского края); - вследствие развития внутреннего туризма поднимется уровень культуры и познания отечественной истории, что приведет к росту патриотизма; - рост доходов граждан за счет роста занятости и зарплат в туризме; - возможность возрождения российских исторических традиций стороны населения

Последствия для Евросоюза

Положительные Отрицательные

Наверное, их нет - сокращение доходов от туризма; - сокращение доходов бюджета и сокращение социальных программ; - падение уровня жизни населения и даже разорение мелких предпринимателей в индустрии туризма, ориентированных на российского туриста; - снижение социальной стабильности; - необходимость дополнительных «вливаний» в популяризацию своих направлений; - рост недоверия к российским

турфирмам

Что делать или не делать в данной ситуации, рассмотрим подробнее.

Делать необходимо, т.к. пока незащищенным остается внутренний турист: в отличие от выездных туров, внутри страны турист отправляется на отдых не по турпутевке, а на основании заключенного между туроператором и средствами размещения агентского договора в силу того, что услуги по размещению в гостиницах и аналогичных средствах отдыха (кроме санаторно-курортных путевок) облагаются НДС по ставке 18% и, чтобы его не платить, компании заключают агентские соглашения, при этом НДС облагается только сумма агентского вознаграждения (около 10%-15% стоимости услуг). Но отдых по агентским договорам не защищен Ростурпомощью, в отличие от туров.

Многие эксперты в сфере турбизнеса и представители государства рассматривают в качестве механизма регулирования отрасли лицензирование и увеличениестрахового фонда, а также ведение мониторинга финансового состояния туроператоров.Вместо лицензирования мы предлагаем рассмотреть создание саморегулируемых организаций (СРО) в туризме в виде некоммерческого партнерства (НП), на которое и будут возложены задачи финансового мониторинга, ведения реестра членов, периодического повышения квалификации кадров туротрасли, а также создание компенсационного фонда(как в строительстве, аудите).

Еще в 2011 году рассматривались недостатки функционирующей системы туристского рынка и предлагались меры по её оптимизации, в т.ч. по внедрению СРО в туризм. Может быть, тогда еще такие решения были быпреждевременными, но сегодня на практике уже апробированы отдельные элементы СРО:

- проведена классификация средств размещения в Сочи, и определена обязательной с 1 июля 2015 года в субъектах РФ, в которых будут проходить этапы Чемпионата мира по футболу 2018 г.,

- созданы некоммерческие организации (НО) в сфере туризма, например, НО «Ассоциация развития игорной зоны Азов-Сити".Оно не полностьюотражает суть предлагаемого нами проекта. Так, вфункции НО входят: взаимодействие с органами власти и управления регионов,совместная маркетинговая кампания, направленная на формирование «азартного человека» "homoazartis";туроператоры наполняют резервный фонд, (что в целом имеет положительный опыт).

Наверное, настало время попробовать применить комплексный подход к преобразованию механизма функционирования туристского рынка, важное место в котором займет СРО, такое же, как в строительстве или в аудите. Данная тема также неоднократно поднималась в мэриях Санкт-Петербурга, Калининграда, и других регионов России.

26 июля 2011 года на Общем собрании членов Ассоциации туроператоров (АТОР), было принято решение о создании на базе АТОР саморегулируемой организации туроператоров (СРО в туризме) и создании в АТОР компенсационного фонда. АТОР могло стать первой саморегулируемой организацией в туризме в России.(СПРАВКА: Ассоциация туроператоров является крупнейшим объединением операторов туриндустрии, в состав АТОР в 2011 году входило 47 туроператорских компаний, обслуживших в 2010 году более 7 млн. туристов. Совокупный оборот членов АТОР в 2010 году составил около 9 млрд. долларов).Но ввиду трудностей, в том числе с созданием компенсационного фонда и определения процедуры применения штрафных санкций в отношении членов СРО, эта попытка не удалась.

Тут важно отметить, что собственников гостиниц, участников туристского рынка вряд ли заставит «прослезиться» рассуждение о качестве отдыха туристов, о возмещении им ущерба,т.е.о «высоких материях». Что главное для предпринимателя? Извлечение прибыли. Соответственно, во главу угла идеи создания СРО должна быть поставлена цель: повышение доходов туристских предприятий региона без отрицательных для них последствий.При

этом будут решаться различные задачи, в т.ч. повышение степени удовлетворенности туристов качествомоказываемых турбизнесом услуг.

Поэтому, помимо вышеуказанных функций разобщенных структур (которые большей частью вынужденно выполняют какие-то функции, в соответствии с законодательством - страхование ответственности туроператоров, взаимодействие предпринимательской среды и государственных структур, сертификация и классификация средств размещения), на наш взгляд, турбизнес и руководство муниципалитетов региона могут заинтересовать следующие аспекты деятельности СРО (можно сказать, возможности СРО):

- во-первых, - налоги, их собираемость, равномерность распределения, посильность, (не так, как сегодня: санатории платят «все до копейки», а на малые гостиницы даже десятой части не приходится уплаченных налогов);

- «отрицательное соседство» - это тоже серьезная тема: представьте ситуацию, когда владельцы гостиниц имеют возможность ограничивать инвестиционно-строительную деятельность своих конкурентов (под предлогом, конечно, "сбалансированного развития территорий", устойчивого развития и недопущения застройки «Шанхая»). Для этого у СРО должны быть реальные рычаги коллективного воздействия на органы власти и контролирующие органы, чтобы заставить их понуждать всех участников рынка следовать действующим законам и нормативным актам, а также в установленном порядке вносить в них изменения;

- появление в составе России Крыма - через 5-10 лет он может статьтакже одним из конкурентов курортам и туристскому бизнесу Краснодарского края. (Например, когда расширяется зона ЕС, то вновь принимаемые страны в первые годы становятся более привлекательными для туристов из-за дешевизны своих курортов - соответственно, в странах старой Европы наблюдается убыль туристов). Следовательно, здесь тоже актуально СРО.

Мы предлагаем в ближайшем времени разработать и рассмотреть Концепцию создания СРО в туризме, цель, задачи и функции которой могут быть следующими.

ЦелиКонцепции создания СРО в туризме (далее - Концепция):

1. Разработка и реализация комплекса мер по улучшению качества туристских услуг, окружающей городской (поселковой) среды и экологических условий жизни и отдыха человека, формированию устойчивой ориентированной на решение общественных проблем модели развития экономики и содействие повышению инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации.

2. Определение путей и способов разработки экономически и организационно эффективной модели управления туристской отраслью через механизмы саморегулирования, в том числе создания согласованного взаимодействия предприятий туристской отрасли по решению острых проблем развития бизнеса, применения инновационных технологий, обеспечивающих выполнение требований по охране окружающей среды, выработка стандартов и правил Национального объединения саморегулируемых туристских организаций (НОСТО), которые должны стать обязательными наравне с включением в реестр туроператоров.

В соответствии с заявленными целями в Концепции должны быть сформулированы:

- приоритеты, механизмы и этапы реализации проекта «Туризм России» путем улучшения эффективности, конкурентоспособности, информационной прозрачности туристской отрасли.

- приоритеты и основные задачи института саморегулирования в сфере индустрии гостеприимства как базового механизма создания отрасли;

- принципы построения взаимоотношений субъектов отрасли и формирования системы государственного и отраслевого регулирования на базе введения института саморегулирования в туристской отрасли;

- стратегия достижения поставленных целей, включая направления деятельности государства, бизнеса и гражданского общества и этапы реализации стратегии;

- формы и механизмы партнерства государства и бизнеса в указанной сфере.

Таким образом, данное туристское СРО должно выступить структурой, в которой найдут организованное выражение самые разнообразные интересы всех участников туристского рынка, а не только отдельных средств размещения, желающих получить сертификат категории своих услуг (как это зачастую предполагается инициаторами туристских СРО). СРО необходима как площадка взаимодействия предпринимателей в их согласованном планировании инвестиционно-строительной и коммерческой деятельности.

Органы исполнительной власти страны рассматривают периодически некоторые аспекты создания СРО, однако системная работа в этом направлении еще не началась. Президент России В.Путин сделал предложение, чтобы «саморегулируемые организации могли взять на себя определенную часть проблем возникающих в ситуациях банкротства туроператоров». Также и Глава Минспорта (В.Мутко)определил позицию ведомства относительно СРО в туризме. По его словам, Ростуризм выступает за введение обязательного саморегулирования на туристическом рынке, что позволит саморегулируемым организациям туроператоров «мониторить» состояние своих членов и проводить внутренних финансовый аудит своих членов [3]: «Мы всячески приветствуем деятельность таких организаций. Мы с ними постоянно работаем, совместно занимаемся продвижением нашего турпродукта. Представители общественных организаций также являются членами наших советов, в рамках которых мы обсуждаем качество оказываемых услуг, способы обеспечения защиты наших граждан... Нам нужны такие организации. Нужно просто двигаться в этом направлении, вот и все! »[2].

Обсуждение в Интернете отражает разделяющиеся взгляды: от полного отрицания из-за вероятности появления новой бюрократической структуры до

следующего мнения:«После отмены лицензирования Примерно тоже самое (как в строительстве) началось в туризме, в турагентской деятельности, когда каждый желающий может поставить стул на Ленинградском проспекте и заявить: "Я продам вам путевку!"». «СРО нужна, она хоть как то сможет упорядочить туррынок, который стал похож на базар!».

Для туристской отрасли за основу можно взять общую модель саморегулирования с образованием неограниченного количества саморегулируемых организаций, формирующих из своих средств компенсационный фонд.

Дляэтогонеобходимообеспечить:

• Содействие разработке территориальных программ социально-экономического развития в рамках общей стратегии Партии «Единая Россия», учитывающих современные приоритеты повышения качества услуг, улучшения качества жизни граждан.

• Содействие совершенствованию нормативно-правовой базы в сфере туризма и муниципального строительства и разработке нормативовответственности владельцев средств размещения, общественного питания, экскурсионных услуг, повышение бюджетной эффективности, поощрение соблюдения экологических норм.

• Стимулирование субъектов экономической деятельности к экологически сбалансированному поведению, содействие внедрению экономических механизмов формирования в России конкурентоспособных производств, созданию эффективного туристского сектора экономики. Создание дополнительных рабочих мест в туризме.

• Создание совместно с НОСТО, СРО независимого отечественного туристско-экономического рейтинга (далее - туррейтинг) территорий и субъектов экономической деятельности. Туррейтинг позволит обеспечить получение информации об уровне и характере развития субъектов Российской Федерации, отрасли или предприятия. Итогом туррейтинга должны стать количественные данные о состоянии природных ресурсов, об уровне

социального и экономического развития региона, а также определение места региона по уровню его развития в общем рейтинге регионов;

• - совершенствованием системы солидарной ответственности всех предприятий туротрасли в виде компенсационного фонда,который может быть использован только на компенсации по разорванным контрактам на отдых и компенсацию ущерба от деятельности турфирмы или другого участника туристского рынка (в туризме туроператоры уже формируют резервный фонд, и он имеет положительный опыт функционирования).

• - создание современной информационной базы, которая обеспечит прозрачность деятельности в сфере туризма, а также обеспечит необходимый контроль со стороны государства, политических партий и общественных объединений в этой сфере.

• - Создание, системы мониторинга и рейтинговых оценок развития туризма в регионах, превосходящей лучшие мировые практики, с целью повышения инвестиционной привлекательности Российской Федерации и её регионов [1].

Основные функции данного туристского СРО:

- общие функции для всех типов СРО (разработка стандартов и правил профессиональной деятельности, контроль за их соблюдением и наложение дисциплинарной ответственности, солидарная ответственность, представительство интересов своих членов в органах власти, обучение и проч.)1;

- функции взаимопомощи (создание собственной мультилистинговой системы заказов и броней, совместного интернет портала, взаимная финансовая поддержка, научно-методическая поддержка, проведение маркетинговых исследований, бесплатных консультаций и информационно-аналитического мониторинга, арбитраж и посредничество)2;

1 Подробно общие функции СРО излагаются в ФЗ №315 "О саморегулируемых организациях".

2 Функции СРО по организации взаимопомощи входящим в ее состав членам и организации совместных проектов полностью соответствуют п. 2 ст. 6 ФЗ №315 "О саморегулируемых организациях" и ст. 11 ФЗ №132 "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации".

- функции по организации крупных совместных проектов (в том числе претендующих на государственную поддержку, частно-государственных, внешнеэкономических, инфраструктурных и проч. проектов) и совместного позиционирования на рынке (совместные рекламные мероприятия, выставки, клиентские программы и т.д.);

- функция повышения международного престижа России, как страны, играющей ведущую роль в защите природной среды, создании безопасной и комфортной среды проживания, работы и отдыха российских граждан.

Список литературы

1. В открытом доступе // Интернет-портал "Российской газеты" URL: http://rg.ru/2010/07/30/tugolukov.html (дата обращения: 27.10.2014).

2. Денежная соломка // СРО в сфере туризма URL: http://www.sro-rossii.ru/index.php/sro-v-otrasli-turizma/5228-turizm (дата обращения: 25.09.2014).

3. Ростуризм: введение саморегулирования на рынке защитит туристов // Медиа-Информационная Группа «Страхование сегодня» URL: http://www.msur-info.ru/press/73203/ (дата обращения: 15.11.2014).

References

1. Open access // Internet portal "Russian newspaper" URL: http://rg.ru/2010/07/30/tugolukov.html (date accessed: 27/10/2014).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Monetary straw // SRO tourism URL: http://www.sro-rossii.ru/index.php/sro-v-otrasli-turizma/5228-turizm (date accessed: 25/09/2014).

3. Rosturizm: the introduction of self-regulation in the market to protect tourists // Media Information Group "Insurance Today» URL: http://www.msur-info.ru/press/73203/ (date accessed: 11/15/2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.