Научная статья на тему 'Дефинициальная определенность и типологизация туристских финансовых рисков'

Дефинициальная определенность и типологизация туристских финансовых рисков Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
116
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ТУРИСТСКИЙ РЫНОК / ТУРИСТСКИЕ ФИНАНСОВЫЕ РИСКИ / ЭФФЕКТ МУЛЬТИПЛИКАТОРА / ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННАЯ АСИММЕТРИЯ / ТИПОЛОГИЯ ТУРИСТСКИХ ФИНАНСОВЫХ РИСКОВ / УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ В ТУРИЗМЕ / TOURISM / TOURISM MARKET / TOURISM FINANCIAL RISKS / MULTIPLIER EFFECT / SPATIAL AND TEMPORAL ASYMMETRY / TYPOLOGY OF TOURIST FINANCIAL RISKS / RISK MANAGEMENT IN TOURISM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Давыденко И.Г.

В статье рассматривается теоретический базис институциональной природы финансовых рисков, возникающих в сфере туризма на уровне таксонов и национальной экономики, что позволило выявить особенности туристских финансовых рисков, обусловленные отраслевыми детерминантами. Определены критериальные признаки типо-логизации туристских финансовых рисков, на основе которых выделены основные их виды и сформулирована необходимость учета и анализа типов рисков в процессе формирования стратегических программ и сценариев развития туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Definitional certainty and typologization of tourist financial risks

The article discusses the theoretical basis of the institutional nature of financial risks that arise in the field of tourism at the level of taxa and the national economy, which revealed the features of tourist financial risks caused by sectoral determinants. The author defines the criteria features of tourist financial risk classification, on the basis of which the main types of risks are distinguished. The paper emphasizes the need to consider and analyse the risk types when building the strategic programs and scenarios of tourism development.

Текст научной работы на тему «Дефинициальная определенность и типологизация туристских финансовых рисков»

УДК 336.011

Давыденко Ирина Геннадиевна

кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита Южного федерального университета

ДЕФИНИЦИАЛЬНАЯ ОПРЕДЕЛЕННОСТЬ И ТИПОЛОГИЗАЦИЯ ТУРИСТСКИХ ФИНАНСОВЫХ РИСКОВ

Davydenko Irina Gennadievna

PhD in Economics, Assistant Professor, Finance and Credit Department, Southern Federal University

DEFINITIONAL CERTAINTY AND TYPOLOGIZATION OF TOURIST FINANCIAL RISKS

Аннотация:

В статье рассматривается теоретический базис институциональной природы финансовых рисков, возникающих в сфере туризма на уровне таксонов и национальной экономики, что позволило выявить особенности туристских финансовых рисков, обусловленные отраслевыми детерминантами. Определены критериальные признаки типо-логизации туристских финансовых рисков, на основе которых выделены основные их виды и сформулирована необходимость учета и анализа типов рисков в процессе формирования стратегических программ и сценариев развития туризма.

Ключевые слова:

туризм, туристский рынок, туристские финансовые риски, эффект мультипликатора, пространственно-временная асимметрия, типология туристских финансовых рисков, управление рисками в туризме.

Summary:

The article discusses the theoretical basis of the institutional nature of financial risks that arise in the field of tourism at the level of taxa and the national economy, which revealed the features of tourist financial risks caused by sectoral determinants. The author defines the criteria features of tourist financial risk classification, on the basis of which the main types of risks are distinguished. The paper emphasizes the need to consider and analyse the risk types when building the strategic programs and scenarios of tourism development.

Keywords:

tourism, tourism market, tourism financial risks, multiplier effect, spatial and temporal asymmetry, typology of tourist financial risks, risk management in tourism.

В современных научных и прикладных экономических исследованиях и в деятельности субъектов хозяйствования проблематика риска имеет доминирующее значение. Актуализация проблемы туристских рисков, включая финансовые, обусловлена возрастающей ролью туристского рынка в российской экономике, высокой волатильностью валютного курса, а также увеличением экстремальных ситуаций общественной и политической жизни в мире.

Несмотря на широкомасштабные исследования риска, результаты которых отражены в многочисленных публикациях, определяющих отраслевые особенности риска, методы управления рисками в туристской индустрии, совокупность способов, обеспечивающих безопасность в туризме, в настоящее время подходы к анализу сущности, дефинициальной определенности, а также типологии туристских рисков, в том числе финансовых, практически отсутствуют.

Краткий эмпирический анализ состояния и краткосрочных трендов развития туристической отрасли в России позволяет констатировать резкое сокращение ряда ключевых результативных показателей. Так, по данным аналитической службы Ассоциации туроператоров России, в конце 2014 г. отмечено снижение выездного туристического потока за рубеж на 40-50 %; количество операторов выездного туризма с начала 2014 г. по февраль 2015 г. сократилось на 30 % и составило 1,3 тыс. компаний; общие потери в численности туристических агентств по экспертным оценкам достигли 30-50 %. В 2014 г. объем платных туристских услуг в России составил 147 540,8 млн руб., из них 9 928,8 млн руб. приходится на Южный федеральный округ, доля которого в структуре платных туристских услуг достигает менее 7 %. Исходя из этого следует отметить влияние на состояние туризма региональной дифференциации обеспеченности туристскими ресурсами, поэтому в каждом субъекте Российской Федерации важно определить внутренние «точки роста» туристской отрасли. Так, Южный федеральный округ занимает первое место по темпам развития и масштабам санаторно-курортной и туристской подотраслей в индустрии гостеприимства. Вместе с тем наличие пространственной асимметрии в развитии туризма между таксонами в составе ЮФО, а также серия банкротств российских туроператоров и значительные отраслевые риски выступают факторами дестимуляции развития сферы туризма [1].

Неотъемлемой чертой предпринимательской деятельности, в том числе и туристского бизнеса, выступают риски, поэтому понятие «риск» является мультинаучным. В рамках юридической науки риск рассматривается в связи с его правомерностью, изучаемый термин широко применяется в теории катастроф. Научно-прикладные аналитические исследования риска проводятся в области

медицины и психологии. В каждой науке изучение риска базируется на собственной предметной области исследования, где используются как общие, так и частные (отраслевые) методы и инструменты. Такое разнообразие направлений изучения риска обусловлено его многоаспектностью.

Следует отметить, что современный туристский бизнес является рискованным видом деятельности в сфере услуг, вследствие чего число негативных случаев, присущих туристской отрасли, постоянно увеличивается.

Проведем блиц-обзор подходов к трактовке понятия риска. В целом в научной литературе и научно-академическом сообществе исследуемое понятие однозначного толкования не имеет. Так, А.Г. Грязнова определяет риск как вероятность наступления событий с негативными последствиями [2, с. 674].

В широко известном академическом источнике содержится другое определение: риск -опасность возникновения непредвиденных потерь ожидаемой прибыли, дохода или имущества, денежных средств в связи со случайным изменением условий экономической деятельности, неблагоприятными обстоятельствами [3, с. 236]. Экономико-категориальная сущность риска выражает отношения по поводу достижения определенной степени успеха или неудачи в реализации своих целей субъектом хозяйствования с учетом контролируемых и неконтролируемых факторов деятельности [4].

Риски, возникающие в сфере турбизнеса, различаются факторами возникновения, масштабностью действия и прочими индикаторами, обусловливающими их особенности и специфические черты. Важной особенностью туристского риска является его мультипликативность [5, с. 80], которая связана с сопряженностью включаемых в туристскую индустрию отраслей, усиливающих положительные экстерналии туризма посредством действия механизма мультипликатора. Однако обратная (негативная) сторона мультипликатора заключается в том, что отдельные отрасли имеют свои специфические риски, чем дополняют совокупный туристский риск. Как указывает А.О. Овчаров, «в туристско-рекреационном комплексе происходит наложение рисков друг на друга и совокупное влияние неблагоприятных факторов и процессов кристаллизуется в обобщенном понятии "туристский риск". Эффект пространственно-временного наложения туристских рисков определяется как мультипликатор туристского риска» [6].

Наряду с мультипликативностью, к особенностям туристских рисков можно также отнести следующее:

- Туристские риски связаны с вероятностью финансовых потерь для предприятий, функционирующих в смежных отраслях, и собственно туристов.

- Финансовые потери от неблагоприятных событий могут проявиться не только в настоящем, но и в будущем. Поэтому туристские риски учитываются в прогнозировании деятельности организаций туризма, разработке разноуровневых программ развития туризма.

- Туристский риск генерируют различные источники опасности - финансово-экономические, природно-климатические, политические, вместе с тем находящиеся в тесной взаимосвязи.

- Использование междисциплинарного подхода к управлению туристскими рисками и их валидной оценке.

- Туристские риски характеризуются пространственно-информационной асимметрией, которая выражается как в дефиците и неравномерности распределения информации о будущих возможных негативных событиях между субъектами экономических отношений, так и в несоразмерности риска между отдельными территориями и регионами.

Предприятия, функционирующие в туристской индустрии, значительно склонны и подвержены финансовым рискам.

По определению М. Тяжовой, под финансовым риском понимается риск, возникающий при осуществлении финансового предпринимательства или финансовых сделок, исходя из того, что в финансовом предпринимательстве в роли товара выступают валюта, ценные бумаги либо денежные средства [7, с. 247].

Согласно определению И.А. Бланка, финансовый риск предприятия представляет собой результат выбора его собственниками или менеджерами альтернативного финансового решения, направленного на достижение желаемого целевого результата финансовой деятельности при вероятности несения экономического ущерба (финансовых потерь) в силу неопределенности условий его реализации [8, с. 431-432].

Начальным этапом процесса систематизации рисков, свойственных туристскому бизнесу, является их классификация. Проблема типологизации финансовых рисков, возникающих в сфере туриндустрии, во многом актуализируется многообразием различных условий и факторов, приводящих к ситуациям разноуровневого риска.

В отечественной экономической литературе описаны различные подходы к классификации туристских финансовых рисков на основе ряда оценочных признаков. На основе традиционной

классификации рисков, предложенной И.А. Бланком, автором выделены различные типы финансовых рисков, возникающих в туристской деятельности (рисунок 1).

По возможности измерения потерь (ущерба) различают:

ФИНАНСОВЫЙ РИСК НЕФИНАНСОВЫЙ РИСК

о риски организаций, осуществляющих

туристическую деятельность, о риски потребителей туристических продуктов и услуг

Г

о глобальный, о территориальный, о отраслевой

с

о нормальный (допустимый), о критический,

о необратимый (катастрофический)

с

о кредитный, о инфляционный, о валютный, о рыночный (ценовой)

о ЯВНЫЙ,

о скрытый

Рисунок 1 - Авторская типология туристских финансовых рисков

По возможности измерения ущерба выделяют финансовый риск, который имеет прямые последствия, выражающиеся в денежных потерях, и нефинансовый риск, обусловливающий возникновение потерь, достоверная и объективная стоимость которых не может быть определена.

По субъектам приложения туристские финансовые риски автором типологизируются как риски предприятий туристской сферы и риски потребителей туристических продуктов и услуг. Не умаляя степени значимости анализа и мониторинга рисков, возникающих в деятельности туристских предприятий, полагаем, что наибольшее практическое значение имеет исследование рисков, которым подвергаются клиенты турфирм. Однако, несмотря на высокую актуальность данной проблематики, ее широта и многоаспектность требуют отдельных и самостоятельных исследований.

По уровню возникновения туристский финансовый риск можно подразделить на следующие типы. Глобальный риск, возникновение которого охватывает группу стран и обусловлено влиянием факторов социально-политического, природно-климатического характера. Так, в условиях продолжающейся борьбы правительства Сирии с террористической организацией «Исламское государство» количество беженцев в страны Евросоюза неуклонно растет, по оценкам экспертов в краткосрочном периоде их число достигнет одного миллиона человек. Данная геополитическая ситуация генерирует финансовые риски как для туристов, посещающих европейские государства, так и для туроператоров данного туристического направления.

Территориальный туристский финансовый риск, имеющий географические границы в пределах отдельной страны, регионов, административных районов, зон, таксонов. Отраслевой туристский финансовый риск, характерный для предприятий туристской инфраструктуры, например ресторанно-гостиничный комплекс, индустрия досуга и развлечений.

По степени критичности традиционно выделяют и рассматривают нормальный (допустимый) риск, сопровождающийся потерей части дохода, прибыли; критический риск, предполагающий полное возмещение затрат субъектов, поскольку приводит к утрате всего или значительной части дохода; необратимый (катастрофический) риск, сопряженный с полной потерей дохода и имущества субъектов туристской деятельности.

По характеру можно обозначить следующие типы туристского финансового риска: операционный, инфляционный, кредитный, валютный, рыночный (ценовой), которым дана детальная содержательная характеристика в работах отечественных исследователей, как учебного, так и научно-прикладного плана.

По форме проявления автор выделяет и рассматривает явный и скрытый туристский финансовый риск. Важно указать, что данные типы риска тесным образом связаны с глобальным

туристским финансовым риском. В сентябре 2015 г. Международная организация миграции представила данные о количестве беженцев в Европу - более 522 тыс. человек, большая часть из которых (388 тыс. человек) находится в Греции. Таким образом, согласно российским новостным сайтам 70 % беженцев прибыло в страну, основная статья доходов населения которой - сезонный туризм. Данная ситуация детерминирует возникновение как явных, так и скрытых угроз потери дохода туристическими компаниями.

На основе проведенного терминологического анализа характерных особенностей туристского финансового риска, а также мультикритериальной типологизации автором дана дефиници-альная определенность туристского финансового риска: сложное, многоаспектное понятие, определяемое как вероятность возникновения финансовых потерь (дохода, прибыли, имущества), обусловленная наступлением неблагоприятных событий социально-экономической, политической, природно-климатической и информационной направленности и характеризующаяся мультипликативностью вследствие пространственно-временного наложения рисков смежных инфраструктурных отраслей.

Кризис в экономике является неотъемлемой частью ее развития, поэтому изучение особенностей такого периода не теряет актуальности и имеет практическое значение для измерения и оценки рисков [9, с. 195]. Анализ туристских финансовых рисков в условиях динамичных изменений факторов внешней среды выявляет большое количество проблем и недостатков, поэтому комплексный учет всего многообразия рисков, возникающих в процессе функционирования предприятий туристской сферы, позволит обеспечить устойчивость их функционирования и стабильность развития, повысить обоснованность управленческих решений в условиях неопределенности. Типологию туристских финансовых рисков и их систематический мониторинг необходимо учитывать при разработке сценариев развития туризма в таксонах, что повысит степень их объективности, обоснованности и сбалансированности.

Ссылки:

1. Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 г. [Электронный ресурс] : распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 мая 2014 г. № 941-р. URL: http://www.rg.ru/2014/06/09/tur-izm-site-dok.html (дата обращения: 22.09.2015).

2. Финансово-кредитный энциклопедический словарь / коллектив авторов ; под общ. ред. А.Г. Грязновой. М., 2002. С. 674.

3. Райзберг Б., Лозовский Л., Стародубцева Е. Современный экономический словарь. М., 1999. С. 236.

4. Фадеева Т.Ю. Риск-менеджмент в практике управления туристскими предприятиями. Саратов, 2012.

5. Овчаров А.О., Мирошкин П.П., Степанова М.П. Риск-менеджмент на туристских предприятиях [Электронный ресурс] // Российское предпринимательство. 2010. № 6, вып. 2 (161). С. 79-84. URL: http://www.old.creativeconomy.ru/ar-ticles/10887/ (дата обращения: 10.08.2015).

6. Овчаров А.О. Менеджмент туристских рисков: теоретико-методологический аспект // Менеджмент в России и за рубежом. 2009. № 3.

7. Тяжова М. Виды рисков в туристском бизнесе // Туризм и культурное наследие. 2012. Вып. 2. С. 247.

8. Бланк И.А. Финансовый менеджмент : учеб. курс. 2002. С. 431-432.

9. Шевченко Д.А., Грибников В.Д. Особенности инвестиционного анализа в условиях экономической нестабильности // Экономические аспекты стратегии модернизации России : сб. науч. тр. Ростов н/Д., 2011. С. 195.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.