УДК 338.48+330.131.7
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К СУЩНОСТИ И КЛАССИФИКАЦИИ ТУРИСТСКИХ РИСКОВ
А.О. Овчаров, кандидат экономических наук, доцент, anton19742006@yandex.ru, Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского, г. Нижний Новгород
The author analyzes the life cycle of a tourist risk— the concept, characteristics and phases. The risk multiplicativity arises from viewing the tourism industry as an intersectorial complex. The classification of tourist risks includes various factors. A set of product risks corresponds with the type of tourist services. The study offers a matrix approach for the classification (together with the process approach, which links risk variety to the stage of the product).
Анализируются сущность, специфические черты и фазы жизненного цикла туристского риска. На основе различных признаков дается классификация туристских рисков. Выделяется совокупность продуктовых рисков, связанная с типологией туристских услуг, принятой в рамках вспомогательного счета туризма. Предлагается матричный подход к классификации туристских рисков, дополненный процессным подходом, связывающим виды риска с этапами организации туристского продукта.
Ключевые слова: туристский риск, мультипликативность, жизненный цикл, классификация, туристский продукт.
В современных исследованиях и хозяйственной практике проблематика риска занимает одно из центральных мест. Несмотря на широкое распространение исследований риска и появление массива публикаций, которые определяют и корректируют дискурс риска в различных сферах экономики, в настоящее время практически отсутствуют подходы к анализу сущности, специфических черт и классификации туристских рисков 1 Нет также научно обоснованной методологии управления туристскими рисками, которая бы структурировала различные методы и методики оценки и управления рисками в туристско-рекреационных системах. В данной статье предполагается рассмотреть специфику туристского риска как экономической категории, выделить ряд классификационных признаков и показать видовое разнообразие туристского риска.
ТУРИСТСКИЙ РИСК: СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ Содержание туристских рисков охватывает всевозможные угрозы в отношении субъектов и объектов туристского рынка. Эти угрозы распространяются на инфраструктурные объекты, предприятия туристской индустрии и самих туристов и могут весьма существенно корректи-
ровать уровень туристской активности. На количественном уровне туристский риск определяется как возможная величина материальных и финансовых потерь, возникающих на туристских предприятиях и в их взаимоотношениях с туристами. Впрочем, опасности и потери могут возникнуть только для самого туриста (изолированно от других субъектов туристского рынка) при его подготовке, совершении и завершении туристской поездки. В этом смысле угрозы проявляются как большая группа потребительских рисков, однако все они должны быть прямо или косвенно связаны с туризмом. Например, риск покупки некачественного товара становится туристским, если этот товар является одноцелевым туристским товаром и включается в туристское потребление.
Специфика туристских рисков проявляется в следующих характерных особенностях:
• туристские риски связаны с ущербом не только для туроператоров и турагентов как организаторов туризма, но и для других предприятий и самих туристов, а также растительного и животного мира, культурно-исторического наследия;
•экономический ущерб от неблагоприятных событий может проявиться в настоящем
1 Отдельные аспекты оценки и управления рисками в туристской отрасли рассмотрены в некоторых главах учебников и монографий [2, 3], в кандидатской диссертации [7]. В контексте влияния факторов риска нами [6] была дана периодизация развития российского туризма.
или в будущем. Его следует учитывать при текущем и стратегическом планировании деятельности туристского предприятия, разработки концепций и программ развития туризма на федеральном и региональном уровнях;
•поскольку в некоторых случаях туристский риск включает в себя риск жизни и здоровью туриста, к его уровню на предприятиях рекреационной сферы должны предъявляться особенно жесткие требования;
• туристский риск образуют как финансовоэкономические, связанные с хозяйственной деятельностью предприятий, так и природные, не зависящие от человека и организаторов туризма источники опасности, которые вместе с тем могут находиться во взаимосвязи;
• оценка и управление туристскими рисками должны строиться на использовании специфических областей знаний, базироваться на междисциплинарном подходе к управлению экономикой туризма, а также на результатах исследований смежных наук (права, экологии, здравоохранения, информационных технологий и др.).
Главные специфические черты туристского риска с позиций туристско-рекреационного комплекса как экономической системы — его многоаспектность и мультипликативность — связаны с сопряженностью включаемых в туристскую индустрию отраслей, которые усиливают эффект от туризма благодаря действию механизма мультипликатора. Однако обратная сторона мультипликатора заключается в том, что каждая отрасль вносит свой добавочный вклад в совокупный уровень туристского риска. Например, транспортные предприятия инициируют риски аварийности туристских перевозок, средства размещения — сервисные риски обслуживания, предприятия индустрии развлечений — вероятность причинения вреда жизни и здоровью при эксплуатации технических устройств. На все предприятия туристско-рекреационного комплекса оказывают влияние риски, которые с некоторой долей условности можно определить как универсальные, т.е. действующие на любой хозяйствующий субъект вне зависимости от его отраслевой принадлежности и организационно-правовой формы. Речь идет о финансовых, инвестиционных, кадровых, инфляционных и других рисках.
В туристско-рекреационном комплексе происходит наложение рисков друг на друга, их временное и пространственное рассредо-
точение. В результате совокупное влияние неблагоприятных факторов и процессов кристаллизуется в обобщенном понятии «туристский риск». Эффект пространственно-временного наложения туристских рисков определяется нами с помощью термина «мультипликатор туристского риска».
В экономике туризма модели мультипликатора разрабатываются применительно к различным показателям, т.е. выделяются различные типы мультипликаторов (сделок, дохода, занятости и др.). В любом случае они отражают объемы положительного влияния туристских расходов на определенные сферы экономики [4]. Результаты исследований отдельных туристских центров позволили установить значения, например, мультипликатора туристских доходов для Великобритании в размере 1,73, для Египта — 1,23, Кипра — 1,14 [8, с. 310].
Мультипликатор риска в нашем понимании будет определять не дополнительные выгоды, полученные в результате увеличения расходов туристов и деятельности туристских предприятий, а дополнительные угрозы, связанные с совокупным влиянием экономических, природных, социальных и иных факторов риска. Эффект мультипликатора туристских рисков можно объяснить кейнсианским подходом, согласно которому исходное изменение величины расходов порождает цепную реакцию, которая, хотя и затухает с каждым последующим циклом, приводит к многократному изменению доходов. Только в нашем случае цепная реакция распространяется на систему туристских рисков, которые принимают форму экономических и личностных угроз и которые проявляются во всех функциональных типах туристско-рекреационных систем.
С некоторой долей условности можно считать, что результат, полученный по различным моделям мультипликатора, будет отражать не только позитивный эффект увеличения доходов, но и негативный эффект наложения туристских рисков.
Фазы жизненного цикла туристского риска тесно связаны с этапами туристско-рекреационного освоения территорий и создания туристского продукта. Если отсутствуют туристские потребности, а природные геосистемы и культурно-исторические комплексы не являются рекреационными ресурсами, то, естественно, ни о каких туристских рисках речи быть не может. Однако в процессе туристско-
I
а б Е
г Д е
II
III
IV
1 і 1 « г ш
: :
я * ■ ' 4
Т' ЇК //Л'. улфс ' ■ 11 " """" ““
V
м/м///,
********
/лЛ!
■А
Рис. 1. Эволюция риска в туристско-рекреационных системах.
рекреационной деятельности сначала возникают, а затем многократно увеличиваются нагрузки на природу и туристскую индустрию, инициируя риски и вынуждая хозяйствующих субъектов и самих туристов искать эффективные меры противодействия. Эти меры приводят к частичной нейтрализации, ослаблению влияния рисков, а также перераспределению силы их влияния между различными типами туристско-рекреационных систем. Теоретически возможна полная нейтрализация источников опасности, однако практически происходит «перетекание» туристских рисков в новые формы. Поэтому цикл «возникновение-усиление -компенсация-перераспределение-трансформация» повторяется многократно.
Этапы жизненного цикла риска в туристско-рекреационных системах показаны на рис. 1. Эти системы рассматриваются в данном контексте как образования (на рис. 1 они обозначены а, б, в...), соответствующие определенным группам туристского риска. Если, например, применить функциональный признак типологии таких систем, то эволюция риска будет связана с динамикой и направленностью угроз развития лечебных, оздоровительных, культурно -познавательных, развлекательных и иных видов туристских систем. Обращает на себя внимание то обстоятельство, что завершающая стадия связана не с полным затуханием риска, а с распределением риска между типами туристско-рекреационных систем. Прекращение влияния рисков возможно только в результате разрушения самого туристско-рекреационного комплекса; в противном же случае происходит пространственновременная трансформация риска вследствие сочетания механизмов компенсации или сни-
жения риска с образованием новых источников и факторов риска.
Туристский риск обладает характеристиками, обусловленными неравномерным и дискретным характером всей туристско-рекреационной деятельности. В течение жизни человек использует для туризма и рекреации лишь отдельные периоды своего времени и выбирает определенные участки пространства. Разорванность и расчлененность туристско-рекреационных функций обусловлена главной специфичной чертой туристской услуги - несовпадением места и времени формирования потребности в туристской услуге и местом и временем отдыха.
Обозначения: а, б, в... - типы туристско-рекреационных систем; 1-возникновение предпосылок, увеличивающих вероятность возникновения риска; 2-рост силы воздействия факторов риска; 3-противодействия риску; 4-трансформация риска; 5-отсутствие риска; 6-низкий уровень риска; 7-средний уровень риска; 8-высокий уровень риска; 9-критический уровень риска.
Этапы эволюции: I - в туристско-
рекреационных системах нивелированы риски функционирования или их влияние неощутимо из-за отсутствия предпосылок риска или наличия эффективной компенсационной политики риска; II - наиболее уязвимые туристско-рекреационные системы испытывают влияние факторов риска; III - все типы туристско-рекреационных систем испытывают неодинаковое влияние риска вследствие разнообразия угроз и характера риск-менеджмента; IV - система методов и процедур управления приводит к ослаблению и перераспределению силы влияния рисков внутри отдельных типов
туристско-рекреационных систем; V — происходит «перетекание» силы влияния рисков за пределы туристско-рекреационной системы и «размывание» границ из-за отсутствия ярко выраженной локализованности риска.
Очевидно, что рекреационное пространство—время прерывается другими типами пространства—времени, связанными с профессиональной, образовательной и бытовой деятельностью человека. Поэтому собственно туристский риск, т.е. риск, влияющий непосредственно на туристов, локализован территориальными и хронологическими рамками: все угрозы концентрируются только в связи с предстоящими или совершающимися туристскими поездками и прекращаются после их завершения.
Риски туристско-рекреационных систем связаны и с ограниченностью и неравномерностью в распределении ресурсов. Современный туризм ориентирован (за редким исключением) на комфортный отдых в наиболее благоприятных условиях, как правило, в той или иной мере ограниченных во времени и пространстве. Туристские потребности и платежеспособный спрос очень часто входят в конфликт с существующей практикой организации отдыха. Наиболее яркий пример — это сезонные пики туристских потоков, создающие предпосылки для возникновения ситуации риска. В «горячий» сезон возрастает нагрузка на транспорт, объекты инфраструктуры, обслуживающий персонал. Резко возрастает вероятность сбоев в работе инженерно-технических систем (коммуникаций, лечебно-оздоровительного оборудования, аттрактивных комплексов и т.д.) и нарушений финансово-хозяйственных связей организаторов туризма. Становится реальностью цепь неблагоприятных событий, когда в результате срыва в одной составляющей туристской системы происходит серия проблем в сопряженных с ней элементах. Многие связи под воздействием неблагоприятных и случайных факторов и в условиях повышенных нагрузок могут быть нарушены, тем самым, создавая предпосылки для ситуации риска.
КЛАССИФИКАЦИЯ ТУРИСТСКИХ РИСКОВ
В качестве рабочего подхода к классификации нами предлагается деление всей совокупности туристских рисков на две группы: 1) риски, которым подвержены туристы при планировании и осуществлении тура (собственно туристские риски); 2) риски деятельности
туристских предприятий при формировании, продвижении и реализации тура и оказании туристско-рекреационных услуг (экономические или хозяйственные риски). Первая группа представляет собой неблагоприятные события, связанные либо с материально-финансовыми потерями (утрата и порча имущества, финансовые убытки, кражи, штрафы), либо с угрозами жизни и здоровью туриста. Вторая группа рисков обусловлена характером деятельности предприятий туристско-рекреационного комплекса и представляется нам более интересной для анализа вследствие сложности его финансово-хозяйственных связей. Эту группу можно определить как экономические туристские риски.
Собственно туристские риски могут быть связаны с деятельностью туристских предприятий как напрямую, так и опосредованно. Они имеют временное и территориальное рассредоточение. В первом случае туристские риски разделяются на всевозможные угрозы и опасности, которые возникают при подготовке, совершении и завершении поездки. Во втором случае риски возникают в месте обычной среды посетителя или в стране (регионе) временного пребывания.
Экономические туристские риски охватывают все стороны экономической и коммерческой деятельности туристских предприятий и проявляются в ходе основных производственно-технологических процессов предприятий туристско-рекреационного комплекса, в финансово-инвестиционной и управленческой деятельности, при взаимодействиях с туристами и экономическими контрагентами.
Структуризация экономических туристских рисков требует введения определенных группировочных признаков. В теории риска сформулированы десятки таких признаков, по которым сделаны классификации рисков в разных системах и которые, на наш взгляд, в целом применимы и в туристском секторе. В табл. 1 на с. 69 представлена выборка наиболее характерных признаков с указанием соответствующих видов рисков. Данная классификация рисков во многом условна и не охватывает полный видовой перечень всевозможных угроз предприятий туристско-рекреационного комплекса. Это связано с многообразием и субъективизмом формулировок группировочных признаков. Теоретически классифицировать туристские риски можно по любым, даже «экзотическим» критериям. Например, введение
Таблица 1
Классификация экономических туристских рисков
Признак Виды рисков предприятий туристско-рекреационного комплекса
Источник возникновения Внешние, внутренние
Сфера хозяйственной деятельности Производственные, транспортные, инвестиционные, валютные, кредитные, торговые (коммерческие), организационные, имущественные
Субъект хозяйственной деятельности Риски производителя туристского продукта, риск покупателя, риск продавца (посредника), риск инвестора, риск собственника
Характер возможных потерь Материальные, финансовые, трудовые (кадровые), информационные, временные, специфические
Величина (объем) риска Катастрофические (критические), высокие (значительные), средние, низкие (незначительные)
Характер влияния денежных процессов Инфляционные, дефляционные, валютные, спекулятивные, процентные
Возможность страхования (управления) Страхуемые (управляемые), нестрахуемые (неуправляемые)
Длительность влияния Постоянные, временные
признака «туристский сезон» позволяет выделить риски летнего и зимнего отдыха, что не имеет ни теоретической, ни практической ценности. Получение различных видов и групп туристских рисков имеет смысл только при условии разработки для дезагрегированной совокупности рисков эффективных методов и методик управления.
Идентификация рисков может осуществляться по видам туристско-рекреационной деятельности, разделенной по отраслевому признаку: риски транспортных организаций, риски предприятий общественного питания, риски деятельности гостиниц и пансионатов и т.д. Внутри каждой группы градация рисков осуществляется по любому из приведенных в таблице признаков. Так, имущественные риски, понимаемые как вероятные потери имущества по причинам кражи, халатности, перенапряжения технических и технологических систем [1, с. 25] несут в разных масштабах и с разными последствиями и туристские фирмы, и средства размещения, и предприятия общепита. Таким образом, число рисков предприятий туристско-рекреационного комплекса увеличивается пропорционально включению той или иной отрасли в туристскую сферу.
Применение классификационных признаков в риск-менеджменте может осуществляться на основе иерархического принципа, т.е. выделения нескольких группировочных уровней, по которым проводится градация рисков. В соответствии с таким подходом наиболее общий
критерий «сфера формирования и проявления рисков» конкретизируется в туризме на следующих уровнях:
• области концентрации условий туристских рисков (базовый уровень). Из теории риска известно, что базовый уровень образуют 4 вида рисков: природный, антропогенный, техногенный и хозяйственный риски [5, с. 21]. Подобное деление весьма условно вследствие взаимосвязанности, взаимообусловленности и дополняемости рисков разных групп. В туризме очень значительна корреляция, например, хозяйственных и природных рисков. Уязвимость инфраструктурных туристских объектов и хозяйственных процессов перед негативным воздействием рисков связана не только с просчетами в экономической стратегии и тактики туристских предприятий, но и с объективной неустранимостью природных опасностей. С другой стороны, развитие рекреационных зон, освоение человеком природных комплексов усиливает экологические угрозы, инициирует антропогенные риски;
•области возникновения базовых рисков. По этому признаку можно выделить среди природных рисков такие, как атмосферные риски (ураганы, смерчи, ливни), риски водной стихии (штормы, цунами), почвы (землетрясения), ландшафта (лавины, оползни), флоры и фауны. Эти риски являются существенной угрозой развития туристской инфраструктуры, рекреационных ресурсов и осуществления туристских поездок. К хозяйственным (эконо-
мическим) рискам относят риски деятельности туристских предприятий, инфляционные, инфраструктурные, потребительские, рыночные и многие другие риски. Каждый из них, в свою очередь, может быть разделен на подтипы, отражающие спецификацию того или иного вида риска. Однако все они связаны с нарушением организационно-экономического механизма функционирования туристской индустрии и проявляются в сфере производства, продвижения и потребления туристских услуг;
• области распространения базовых рисков. В данном случае речь идет не столько о сущности, сколько об интенсивности протекания рисковых событий и, в конечном счете, о последствиях для рекреационно-туристских систем. При этом необходимо учитывать, что сферы формирования и реализации рисков могут совпадать или образовывать косвенные взаимосвязи. Так, последствия природных рисков приводят к истощению или загрязнению земельных и водных ресурсов, используемых в лечебных и профилактических целях в санаторно-курортном комплексе. Но эти последствия сами можно трактовать как риски истощения и загрязнения, поскольку процессы, инициированные рисками, имеют вероятностную природу. В соответствии с этой логикой инфляционные риски трансформируются в риски снижения покупательной способности денег, потребительские риски в риск покупки некачественного туристского продукта и т.д.
Свойственные туристской индустрии риски идентифицируются по такому специфическому классификационному признаку, как тип туристского продукта. На наш взгляд, это ключевой признак типизации туристского риска, который абсолютно не учитывается в научных исследованиях. Согласно методологии вспомогательного счета туризма все множество туристских товаров и услуг объединяется в две группы: типичные и смежные туристские продукты [9, с. 39]. Первая группа включает продукты, которые в отсутствие туристов могут прекратить свое существование в значимых объемах или уровень потребления которых будет значительно ниже. Другими словами, типичные туристские продукты — это наиболее характерная для туризма совокупность товаров и услуг (прежде всего, услуг), без которых невозможна или существенно ограничена реализация рекреационно -туристских потребностей. Многочисленные угрозы, распространяющиеся на процессы создания и потребления типич-
ной туристской продукции, могут быть определены как продуктовые риски.
Содержание конкретного вида риска связано не просто с неблагоприятным событием. В соответствии с теоретико-методологическими основами теории рисков продуктовый туристский риск — это внезапное изменение параметров туристской услуги, случайные отклонения от устойчивых и типичных характеристик. Так, констатация факта низкого уровня сервиса для отдельной гостиницы означает проблемы внутреннего менеджмента, а в масштабах страны указывает на отсутствие развитой системы обслуживания, сдерживающей развитие въездного и внутреннего туризма. Но эта проблема не может считаться фактором риска, поскольку она возникла не случайно, а является следствием того, что в течение длительного времени в системе управления гостиничными и оздоровительными учреждениями проблемам сервиса не уделялось должного внимания. Т.е. речь идет не о рисках, а об отсутствии как таковых маркетинговых стратегий ориентации на клиента, максимально полного и качественного удовлетворения его потребностей в гостиничнорекреационных услугах. Вместе с тем сервисный риск может возникнуть, например, при обслуживании номеров, когда происходит внезапное несоблюдение графика и порядка уборки, немотивированное невыполнение услуг, предусмотренных внутренним распорядком гостиницы или заявками клиентов.
Спецификация продуктовых рисков значительно расширяется, если учитывать виды деятельности, в результате которых создаются смежные (связанные) товары и услуги. Они не являются типичными туристскими продуктами либо по своей природе, либо потому что включаются в более общие категории продуктов. В отсутствии туристов смежные продукты не прекращают свое существование, а потребляются вне туристской сферы экономики. Однако они в незначительной и трудно идентифицируемой части включаются в туристское потребление. В качестве примера можно привести такие услуги, как «Услуги по аренде воздушных судов с оператором», «Массажные услуги», «Услуги розничной торговли сувенирами, оказываемые специализированными магазинами».
Рекомендованный Всемирной туристской организацией перечень смежных продуктов чуть меньше количества типичных продуктов. Обе группы определяются как специфическая туристская продукция, насчитывающая более
Л/Г Таблица 2
Матрица продуктовых туристских рисков
Продукты Отрасли
Типичные Смежные
Отрасль 1 Отрасль к Отрасль 1 Отрасль s
Типичные
Продукт 1 „ тг я11 К1к те тс Я11 ятс 18
Продукт 2 К21 К2к те тс Я21 я, тс 28
Продукт т я ,тт т1 „ тт тк я ,тс т1 Р тс т8
Смежные
Продукт 1 те ст К11 те ст К1к Р сс я11 я,сс 18
Продукт 2 „ ст К21 те ст К2к те сс Р21 я9сс 28
Продукт п я,ст п1 я“ пк я сс п1 я сс П8
170 наименований, из которых 96 позиций занимают типичные услуги [9, с. 87—115]. Каждая услуга на всех стадиях своего жизненного цикла может испытывать воздействия разнообразных угроз. Другими словами, конкретной услуге соответствуют риски, принимающие различные пространственно-временные формы. Так, специфическому туристскому продукту «Услуги по аренде пассажирских судов каботажного и трансокеанского плавания с экипажем» соответствуют следующие риски:
• непредставления в аренду пассажирского судна (риск замены или отказа от предоставления услуги);
• эксплуатации пассажирского судна (поломки, аварии, сбои в работе оборудования);
• некачественного сервиса во время плавания;
• изменения первоначально оговоренной стоимости фрахта и т.д.
Таким образом, на всю совокупность туристской продукции накладываются риски, образующие целый массив неблагоприятных процессов и явлений в типичных и смежных видах туристской деятельности. Поэтому всю совокупность угроз можно изобразить, на наш взгляд, в виде матрицы риска (табл. 2). Определенной отрасли ставится в соответствие конкретный вид туристской услуги и идентифицируется соответствующий туристский риск.
6
и
На 1 — это риск типичного про-
дукта 1, создаваемого типичной отраслью 1.
При этом следует учитывать абстрактность данной группировки в том смысле, что она определяет потенциально возможные, но не всегда реально существующие риски. Кроме того, не любой продукт может создаваться отдельно взятой отраслью, поскольку туристско-рекреационная деятельность опосредуется в связке «типичный продукт — типичная отрасль» или «смежный продукт — смежная отрасль». Поэтому основные риски концентрируются в первом и четвертом квадранте матрицы.
Развитием продуктового подхода к классификации туристских рисков может служить процессный подход, связанный с идентификацией этапов организации туристского продукта. Логично было бы связать классификацию рисков с последовательностью этих этапов (рис. 2). На каждом этапе наблюдается доминирующее влияние определенной группы рисков. Так, на этапе формирования услуги преобладают инфраструктурные риски туристской индустрии, вызванные срывами в деятельности различных хозяйствующих субъектов — поставщиков туристских услуг. Особенностью таких рисков является их недетерминированность процессами на туристском рынке, т.е. они могут возникать и распространяться вне непо-
Д
д
Рис 2. Система рисков по этапам организации туристского продукта
сов», дающий классификацию безотносительно конкретного продуктового ряда. В этом случае выделяются риски подготовительных этапов создания туристского продукта, риски начальных этапов, риски запуска процесса формирования туристского продукта, а также риски осуществления и завершения этого процесса, риски результата. По критерию «проявление во времени» можно предложить схожую и довольно условную линейку рисков: потенциальные, формируемые, текущие, затухающие и конечные туристские риски.
Таким образом, классификация туристских рисков объединяет их различные группы, полученные по разным признакам и с разной степенью детализации. В предложенных классификационных группах находит отражение мультипликативный эффект риска, связанный с наложением различных видов туристских угроз друг на друга.
средственной связи с туристскими объектами и потребителями. Например, транспортные риски становятся элементами туристского риска при условии, что транспортная компания вовлечена как экономическая единица в туристскую индустрию.
На этапе продвижения и реализации туристского продукта на передний план выходят организационные риски, связанные с непредвиденными нарушениями договорных отношений. Поскольку центральное место здесь занимают организаторы туризма (операторы и агенты), то вся совокупность угроз их деятельности во взаимоотношениях с поставщиками услуг и самими туристами, а также сбои во внутриорганизационном менеджменте могут быть идентифицированы как риски данной группы. Некоторым видоизменением признака «этап организации туристского продукта» может считаться «этап управляемых процес-
Литература
1. БалабановИ.Т. Риск-менеджмент. М.: Финансы и статистика, 1996. 192 с.
2. Биржаков М.Б. Экономическая безопасность туристской отрасли. СПб.: Издательский дом Герда, 2007. 464
с.
3. Волков Ю.Ф. Экономика гостиничного бизнеса. Серия «Учебники, учебные пособия». Р/нД: Феникс, 2003.
384 с.
4. Гуляев В.Г. Туризм: экономика и социальное развитие. М.: Финансы и статистика, 2003. 304 с.
5. КачаловР.М. Управление хозяйственным риском. М.: Наука, 2002. 192 с.
6. Овчаров А. Туристический комплекс в России: тенденции и риски // Вопросы экономики. 2008. № 1. С. 108-
119.
7. Ситникова А.А. Управление хозяйственными рисками в организациях гостинично-туристского комплекса:
дис. ... канд. экон. наук. М., 2005. 219 с.
8. ТемныйЮ.В., ТемнаяЛ.Р. Экономика туризма. М.: Советский спорт, 2003. 416 с.
9. Tourism Satellite Account: Recommended Methodological Framework // Commission of the European Communities,
Organisation for Economic Cooperation and Development, United Nations and Word Tourism Organization. Luxembourg, Madrid, New York, Paris, 2001.
Якунин В.И., Багдасарян В.Э., Сулакшин С.С. Идеология экономической политики: проблема российского выбора. Монография. М.:
Научный эксперт, 2008. 288 с.
В монографии подводится итог междисциплинарного исследования, определившего базовый облик новой национально ориентированной идеологии российской экономической политики. Через привнесение в экономический дискурс категории «ценность» формулируется новый в методологическом отношении подход к анализу хозяйственных феноменов и государственной экономической политики. Формирование новой идеологии представлено в контексте мировой философско-экономической мысли. Дан развернутый анализ теории и практики либеральных и неолиберальных концепций. Особое внимание уделено монетаристскому направлению в экономической теории. Как идеомиф оценивается представление об абсолютных саморегуляционных возможностях рынка. Доказывается неуниверсальность и предвзятость оценочных критериев и международных рейтингов экономической развитости национальных экономик.